Приложение 4. Право на моду и мода на право
Революция юна. Взбалмошна. Спонтанна.
Революция не видит прошлого и не верит в него. Для революции нет истории, как нет и не может быть ее у подростка. В этом отличие революции от реакции, а ребенка от старика. У революции — есть только общежитовские переживания, у реакции — 20 лет совместного проживания.
Как всякая молодость, революция всегда в моде. Но, как любая мода, революция должна состояться за один сезон. В следующем сама погода потребует новых форм.
Москва. Сезон осень-зима 2011/2012
24 сентября 2011 года на съезде партии "Единая Россия" было объявлено о решении Владимира Путина идти юридически на 3-й, а фактически — на 4-й президентский срок. Случилось сколь неизбежное, столь и неожиданное для активной части горожан событие. Случилось то, во что отказывались верить до последнего.
За несколько месяцев до этого, в конце весны политолог Николай Злобин спросил у бывшего руководителя администрации Президента РФ Александра Волошина, знает ли он того, кто будет следующим президентом? Волошин написал ответ на листке бумаги и запечатал его в конверт: "Откроешь 5 марта". Надо ли говорить, что на листке была написана фамилия "Путин"? Все взрослые, опытные, знакомые с главными претендентами аналитики были уверены — сюрприза не будет. Но молодежь и средний бизнес до последнего дня ставили на Медведева. Креативный класс во всем мире предпочитает дизайн качеству.
Поэтому 24 сентября оказался тем самым рубежом, отделившим старый сезон от нового, веру в эволюцию от желания революции, наблюдателей от участников. Теория малых дел, о которой в последнее двухлетие Медведева бесконечно говорил образованный горожанин сменилась теорией большого взрыва, который должен очистить и освободить Россию.
Что же больше всего возмутило интеллигенцию? Сам ли факт возвращения никогда не уходившего Путина или та манера, в которой это произошло? Само решение или то, что решение это принималось кулуарно, тайно, без какого бы то ни было обсуждения хотя бы внутри политически-активной или даже партийной прослойки? И то, и другое. А бесцеремонная предвыборная кампания самой "Единой России" с последующими массированными вбросами, с давлением региональных властей, с корпоративными обязательствами обеспечить партии голоса — стала последней каплей.
Город больше не хотел и не мог молчать. Город должен был выйти и сказать. Город не мог больше терпеть, что его презирают, мол: "Есть вы, а есть — ВСЯ РОССИЯ".
Москва больше не хотела быть третьим Римом. Москва хотела стать самой Россией. Сама Россия — бурливая, но неповоротливая, сонная, но несгибаемая должна была войти в моду, стать смысловым решением протеста, обеспечить философский базис революции.
И Москве показалось, что Россия готова к моде на Москву. К моде на саму себя.
Худощавый хипстер в клетчатой рубашке из недорогого японского магазина и в роговых очках на носу как бы говорил: "Я хочу быть модным не только в Москве, я хочу быть модным во всей стране. Я хочу, чтоб такие, как я жили не только в Москве, но и во всей стране. Я хочу ввести моду на себя. Я хочу ввести моду на моду. А вы со своей "Единой Россией" отняли у меня право думать о России, ощущать ее своей страной".
В интернете все чаще стали появляться недоуменные вопросы: "Никто из моих знакомых не голосовал за "ЕдРо"? Кто же тогда голосовал"? В фейсбуке начали появляться группы "За честные выборы" и даже федеральный канал НТВ нет-нет, да и показывал пару раз в неделю репортажи из проштрафившихся избиркомов.
Кстати об НТВ. В телесезоне 2010/11 годов политика была не в моде. Как и во все поздние нулевые считалось, что любые разговоры о серьезном не собирают аудиторию. Казалось, что зритель хочет бесконечного "Глухаря" и исповеди Пугачевой. Но уже первая программа НТВшники, посвященная открытию политического сезона 2011/2012 годов, когда в одной студии собрались все руководители политических партий, собрала суммарную долю стране в аудитории18 + — около 22%. Мода на политику, на активное участие в жизни всей страны, а не только своего дома или гаражного кооператива возвращалось. Казалось, что покажи сейчас, как раньше, съезд народных депутатов в прямом эфире и вся страна зависнет у своих экранов.
Люди вновь хотели разговаривать о политике. С ними долго это не обсуждали и они требовали вернуть себе право принимать участие. Право голоса и право на голос. Люди были уверены: их голос украден, украден нагло и стало приличным бесконечно обсуждать факт этого воровства.
Сезон осень-зима 2011/12 — это мода на обсуждение и осуждение. Протестующие хотят не только поговорить, но и приговорить. "Жулики и воры — пять минут на сборы", "Путин — вор", уж совсем нелепое "Путин — лох" — обыкновенные лозунги зимних протестов. Люди, вроде бы отстаивающие ценности англо-саксонского права, первичность доказательства и презумпцию невиновности, превратившись в толпу, требуют призвать к ответственности любого, связанного с "Единой Россией" и Путиным. Любая большая компании превращается в политический клуб, любой застольный разговор — в диспут. Любой не просто сторонник, но даже не противник власти — в кремлевскую мурзилку.
Креативная группа придумывает символ протеста — белую ленту. "Как вам? — спрашивает владелец рекламного агентства IMHO Арсен Ревазов у целой компании в кафе Жан-Жак. — Нужен же символ. В Грузии была роза, а у нас же сейчас — зима, вся Россия в белом". Уже через пару дней все белые бельевые ленты в магазинах центра Москвы были раскуплены предприимчивыми гражданами, а самые успешные даже сообразили, что есть гламурные белые ленты-значки, в серебре и золоте с настоящей эмалью, выпускавшиеся на Западе в рамках кампаний по борьбе с тяжелым комбинированным иммунодефицитом. Целая партия таковых раздавалась по друзьям в ресторане Bontempi на "Красном октябре".
Белые ленты привязывают к автомобильным антеннам и к дверным ручкам, прикалывают на пуховики и носят в петличках дорогих пиджаков, ведущие федеральных каналов снимают их перед эфиром и стыдливо надевают снова, выходя из Останкино.
Если у тебя нет белой ленты, ты — лох. Ты — хуже Путина.
Вместе с белой лентой создается сразу несколько групп, призывающих граждан выйти на митинг в за свои конституционные права. 5 декабря проходит митинг на Чистых прудах. После столкновений с ОМОНом организаторы задержаны. 6 митинг на Триумфальной. После стычек с полицией в отделениях оказываются десятки людей. Именно там Божена Рынска кричит: "Снимайте меня, я — Божена". 10 декабря власть впервые за долгие годы разрешает провести масштабный митинг на Болотной площади. Сторонники власти (например Маргарита Симоньян) сразу же обвиняют организаторов в провокации — ведут народ на баррикады. Будет кровь.
Но город не боится крови. Не верит в нее. Хотя, впрочем как бы хорошо смотрелись капли крови на белых лентах. Кровь моментально бы вошла в моду, но крови не случилось.
Революция шуб
Утро 10 декабря. Над Москвой стоит легкая морозная дымка, от станций метро "Боровицкая", "Новокузнецкая" и "Полянка" тянутся люди. У многих ощущение, которого у горожан не было с августа 1991-го: "Не могу не пойти". Приблизительно то же пишет тогда в своем твиттере Ксения Собчак. На Болотной неожиданно оказывается около 30 тысяч человек, креативному классу становится понятно: "Нас много". На площади жены кинорежиссеров, миллионеры, чиновники правительства Москвы. Ксению Собчак сопровождает Сергей Капков. Генеральный директор телеканала "Дождь" Наталья Синдеева стоит в толпе с охапкой белых хризантем и раздает цветы прохожим. Все говорят о "множестве красивых лиц". Красивые лица лидеров протеста противопоставляются окровавленному оскалу держиморд. Дмитрий Быков становится секс-символом, а Федор Бондарчук моментально выпадает из списка 100 самых красивых мужчин Москвы.
Даже Дмитрий Ольшанский, главный редактор сайта "Русская жизнь" начинает писать об Алексее Навальном, как о "красивом слишком американизированном политике". На то, что американизированный политик выглядит, как среднестатистический оперуполномоченный никто не обращает внимания.
Окончательно оформляется главная — физиономическая — претензия креативного класса к власти. Дмитрий Быков — свой, а значит красив душой, а Путин — чужой и души, как известно не имеет. Никогда со времен реформ Александра II интеллигенция не чувствовала такую душевную близость. Никогда еще социальная идентичность не была в топе социальных трендов. Давно уже парадигма свой-чужой не была в моде. И вот ее время настало.
Казалось, что этот тренд будет длиться вечно. Каждый, кто не вписывался в него списывался креативной аристократией в купчишки. Вот, например, как Ксения Собчак писала тогда о Тине Канделаки: "Мне кажется, что Тину уже смешно обсуждать. Человек сам себя полностью скомпрометировал. Тина просто пытается нажить какие-то деньги и получить госзаказы. Эта история — про деньги, тут я хотя бы понимаю: человек сделал выбор между своим каким-то униженным положением и деньгами".
Любая позиция, идущая в разрез с модной, признается заказной. Как хипстеру нельзя по доброй воле не любить кроссовки New Ballance или брюки chinos, так и настоящему человеку нельзя голосовать за Путина или строго-настрого воспрещается критиковать Сергея Пархоменко.
Рассерженный горожанин должен любить проект "Гражданин-поэт", иметь при себе 10 комплектов изделия "Белая лента. Протестная", ежедневно читать блог Алексея Навального, знать 10 цитат из речи Парфенова на вручении премии Листьева, распространять информацию доброй машины правды, трижды в день показывать на кого-нибудь пальцем с текстом "Кремлевская мурзилка" и восхищаться неожиданно-проявившимся уму и совести Ксении Собчак.
За пару месяцев у движения родился не только дресс-код, но и фейс-контроль. Фейс-контрольщики — правда — так и не научились отличать действительно думающих людей от желающих пропиариться на протесте, вроде блоггеров Камикадзе или Другого. Первый благополучно сотрудничал с все той же Тиной Канделаки, второй летал в пуле Дмитрия Медведева и до сих пор — по слухам — сотрудничает с пресс-службой Олега Дерипаски.
Конец сезона
Расцвет и закат протестов зимы 2011/12 годом связан с именем Ксении Собчак. И, может быть Всего лишь а 2 года до этих событиях, сидя в дорогом ресторане на Тверском Бульваре, Ксения Анатольевна удивлялась: "Зачем вы сидите в своем интернете? Я лично ни строчки не напишу бесплатно", но уже спустя пару месяцев, поняв, что популярность в интернете можно монетизировать она спрашивала у друзей: "А мой твиттер пропиарите"?
Вся жизнь Собчак, как жизни всех настоящих звезд, — проживается напоказ. В зависимости от возраста и состояния души — это разная жизнь, но она всегда — для утехи публики. Той публики, на которую сейчас ставит Ксения Анатольевна. В годы "Блондинки в шоколаде" и "Дома-2" — это была агрессивная провинциальная аудитория в возрасте от 14 до 35 лет. То есть Собчак жила и работала для Светы из Иваново. Много лет. Каждый день. Но, повзрослев, она поняла, что хочет другую публику. Хочет, чтоб ее не только не презирали, но и по настоящему ей восхищались те, с кем ей приходиться ежедневно сталкиваться в Москве. Так сперва появилась совместная рубрика с Ксенией Соколовой в GQ, а потом — история борьбы.
Ксении просто хотелось быть модной в Москве. И в момент, когда Москва захотела стать модной для России решила возглавить тренд.
История Собчак — тот нередкий случай, когда попытки быть вечно модным могут привести к полной потере актуальности.
Замкнутость в тусовке, к признанию которой она так стремилась, привело к тому, что единственным смысловым наполнением ее жизни стало существование этой самой немногочисленной тусовки. Жизнь нараспашку уже не получается, ибо эта самая жизнь совершенно неинтересна публике. И даже попытки перенести подробности своих неожиданно возникших на фоне так и не состоявшейся революции взаимоотношений с Ильей Яшиным на обложки желтых журналов, не возвращают популярности. А само появление лидеров протеста на обложках глянца вызывает еще большее недоумение, чем инициативы правительства ввести 500-тысячные штрафы для автомобилистов.
Протест захлебнулся в самом себе. Требования протеста были непонятны ни России, ни даже Москве. Мода, если она функционально неудобна, все равно остается выбором десятков человек, Миллионы всегда и везде будут предпочитать удобные, комфортные и теплые вещи. И любые, порой даже и справедливые уверения, что вещи эти некрасивы или могли бы быть гораздо качественней не работают.
Протест захлебнулся в самом себе, мода прошла, и любые попытки вернуть актуальность протесту приводят к 7-часовым обсуждением регламента заседания КС.
Модным может быть лишь победитель, а победителем вновь оказался Путин. Как это ни парадоксально, но из всего политического сезона только Путин, который — казалось — навек потерял актуальность, остался в моде.
Приложение 5. Контент-анализ СМИ по освещению акций протеста
Задачей настоящего исследования было выяснить, как менялась динамика освещения конкретных акций протеста в средствах массовой информации. Объектом нашего исследования стали пять митингов «За честные выборы» и три Марша миллионов. Также исследовалось освещение митинга 5 декабря на Чистых прудах, поскольку именно с этой акции берет начало новая протестная волна. Митинг 6 декабря на Триумфальной площади мы включили в наш анализ по причине того, что в ряде сообщений СМИ данная акция протеста упоминалась одновременно с акцией на Чистых прудах, либо в той или иной привязке к ней.
Производился контент-анализ следующих категорий СМИ: ТВ, печатных, радио, информационных агентств и интернет-изданиий. Список средств массовой информации, избранных для нашего исследования, составлялся на основе ТОР-20 наиболее посещаемых интернет-ресурсов по данным портала Liveinternet.ru. Исключением стали ресурсы, контент которых состоит только из информации других СМИ. Кроме того, мы исключили из анализа сайт информационного канала «Вести», являющегося кумулятивом нескольких СМИ, взамен исследовав содержание новостных выпусков телеканала «Россия — 1. Что касается Первого канала и НТВ, то мы также анализировали контент выпусков новостей. Ряд СМИ (Первый канал, «Ведомости», «Известия», «Независимая газета», РСН, ИТАР-ТАСС, Интерфакс) либо не входят в ТОР-20 Liveinternet.ru., либо вовсе не упоминаются в рейтингах портала, но также были включены в наш анализ.
Уровень упоминаемости акций протеста исследовался в следующем временном промежутке: неделя до митинга, неделя после. Однако в некоторых случаях были сделаны исключения: речь идет о тех акциях, между которыми существовал минимальный временной разрыв. Это Чистые пруды — Триумфальная площадь 5 — 6 декабря и Болотная площадь 10 декабря; Пушкинская площадь 5 марта и Новый Арбат 10 марта. В этих случаях использовалась иная методика. Исследуемый период освещения митингов на Чистых прудах и Триумфальной площади составлял три дня после акции, митинга на Пушкинской площади – три дня до, три дня после, а акций на Болотной площади и Новом Арбате — три дня до митинга, неделя после.
Нами учитывались как сообщения, относящиеся непосредственно к митингу (переговоры о его проведении, заседания оргкомитетов «За честные выборы», собственно репортажи с акций протеста и т. д.), так и сообщения, составляющие т. н. «информационный фон». Это, к примеру, освещение реакции публичных лиц на акции протеста; освещение событий, напрямую вытекающих из прошедших митингов; аналитика и публицистика и т. д.
Полученные данные (число сообщений, имеющих прямое отношение к акции, и число «фоновых» сообщений) суммировались. Итоговые цифры по каждому митингу показывают, какого количества упоминаний «удостоилась» та или иная акция в СМИ, и как менялась динамика освещения протестных действий в целом.
Упоминаемость акций протеста
* – публикации, сюжеты, сообщения, относящиеся непосредственно к митингу.
** – «фоновые» публикации, сюжеты, сообщения.
*** – общая сумма.
Печатные СМИ
СМИ
|
Чистые пруды 5 декабря – Триумфальная площадь 6 декабря
|
Болотная площадь 10 декабря
|
Проспект Сахарова 24 декабря
|
Болотная площадь 4 февраля*
|
Пушкинская площадь
5 марта
|
Новый Арбат
10 марта
|
Марш миллионов 6 мая
|
Марш миллионов
12 июня
|
Марш миллионов 15 сентября
|
Аргументы и Факты
|
0/ 0/ 0
|
0/ 1/ 1
|
1/ 2/ 3
|
1/ 1/ 2
|
1/ 1/ 2
|
1/ 1/ 2
|
0/ 0/ 0
|
0/ 1/ 1
|
0/ 1/ 1
|
Ведомости
|
3/ 1/ 4
|
3/ 8/ 11
|
4/ 13/ 17
|
1/ 4/ 5
|
3/ 3/ 6
|
1/ 3/ 4
|
3/ 2/ 5
|
3/ 1/ 4
|
2/ 0/ 2
|
Известия
|
1/ 0/ 1
|
1/ 2/ 3
|
4/ 4/ 8
|
2/ 2/ 4
|
1/ 3/ 4
|
1/ 2/ 3
|
2/ 1/ 3
|
2/ 1/ 3
|
2/ 1/ 3
|
Коммерсант
|
1/ 2/ 3
|
4/ 5/ 9
|
3/ 10/ 13
|
4/ 7/ 11
|
2/ 3/ 5
|
2/ 4/ 6
|
2/ 1/ 3
|
3/ 4/ 7
|
3/ 0/ 3
|
Комсомольская правда
|
2/ 3/ 5
|
4/ 17/ 21
|
7/ 10/ 17
|
3/ 10/ 13
|
4/ 8/ 12
|
2/ 2/ 4
|
6/ 2/ 8
|
2/ 7/ 9
|
4/ 5/ 9
|
Московский комсомолец
|
1/ 4/ 5
|
5/ 7/ 12
|
10/ 24/ 34
|
5/ 9/ 14
|
4/ 4/ 8
|
1/ 6/ 7
|
2/ 0/ 2
|
5/ 4/ 9
|
4/ 3/ 7
|
Независимая газета
|
0/ 3/ 3
|
2/ 16/ 18
|
6/ 22/ 28
|
1/ 17/ 18
|
4/ 5/ 9
|
1/ 8/ 9
|
0/ 0/ 0
|
1/ 1/ 2
|
3/ 5/ 8
|
Российская газета
|
1/ 0/ 1
|
1/ 4/ 5
|
2/ 3/ 5
|
5/ 7/ 12
|
2/ 1/ 3
|
3/ 7/ 10
|
3/ 3/ 6
|
4/ 1/ 5
|
4/ 2/ 6
|
Всего
|
22
|
80
|
125
|
79
|
49
|
45
|
27
|
40
|
39
|
*Кроме акции «За честные выборы», 4 февраля также состоялся «антиоранжевый» митинг на Поклонной горе. Многие газеты включали информацию о данных митингах в единую публикацию. Те статьи, в которых одновременно освещались обе акции, мы включали в нашу статистику. Тот же самый подход был использован при контент-анализе остальных категорий СМИ.
Телевидение
СМИ
|
Чистые пруды 5 декабря – Триумфальная площадь 6 декабря
|
Болотная площадь 10 декабря
|
Проспект Сахарова 24 декабря
|
Болотная площадь 4 февраля
|
Пушкинская площадь 5 марта
|
Новый Арбат 10 марта
|
Марш миллионов 6 мая
|
Марш миллионов 12 июня
|
Марш миллионов 15 сентября
|
Первый канал
|
0/ 0/ 0
|
3/ 5/ 8
|
3/ 4/ 7
|
3/ 1/ 4
|
4/ 0/ 4
|
2/ 2/ 4
|
2/ 0/ 2
|
4/ 2/ 6
|
1/ 0/ 1
|
Россия-1
|
1/ 0/ 1
|
2/ 6/ 8
|
2/ 8/ 10
|
2/ 2/ 4
|
5/ 1/ 6
|
1/ 3/ 4
|
2/ 0/ 2
|
2/ 2/ 4
|
0/ 0/ 0
|
НТВ
|
1/ 0/ 1
|
4/ 4/ 8
|
3/ 5/ 8
|
3/ 0/ 3
|
4/ 1/ 5
|
1/ 1/ 2
|
3/ 0/ 3
|
3/ 2/ 5
|
1/ 0/ 1
|
Всего
|
2
|
24
|
25
|
11
|
15
|
10
|
7
|
15
|
2
|
Информационные агентства* и Интернет-СМИ
СМИ
|
Чистые пруды 5 декабря – Триумфальная площадь 6 декабря
|
Болотная площадь 10 декабря
|
Проспект Сахарова 24 декабря
|
Болотная площадь 4 февраля
|
Пушкинская площадь 5 марта
|
Новый Арбат 10 марта
|
Марш миллионов 6 мая
|
Марш миллионов 12 июня
|
Марш миллионов 15 сентября
|
Regnum
|
1/ 12/ 13
|
10/ 50/ 60
|
14/ 30/ 44
|
8/ 45/ 53
|
4/ 14/ 18
|
5/ 12/ 17
|
10/ 24/ 34
|
8/ 10/ 18
|
9/ 28/ 37
|
Интерфакс
|
24/ 37/ 61
|
100/ 151/ 251
|
127/ 166/ 293
|
76/ 111/ 187
|
49/ 78/ 127
|
68/ 85/ 153
|
83/ 88/ 171
|
43/ 107/ 150
|
98/ 56/ 154
|
ИТАР-ТАСС
|
25/ 25/ 50
|
31/ 47/ 78
|
28/ 48/ 76
|
20/ 38/ 58
|
24/ 31/ 55
|
31/ 35/ 66
|
52/ 39/ 91
|
27/ 61/ 88
|
13/ 2/ 15
|
РиА Новости
|
14/ 72/ 86
|
81/ 206/ 287
|
98/ 92/ 190
|
45/ 88/ 133
|
44/ 49/ 93
|
51/ 70/ 121
|
59/ 82/ 141
|
38/ 59/ 97
|
30/ 10/ 40
|
РосБизнесКонсалтинг
|
7/ 27/ 34
|
21/ 35/ 56
|
20/ 37/ 57
|
21/ 18/ 39
|
17/ 22/ 39
|
12/ 23/ 35
|
27/ 25/ 52
|
16/ 35/ 51
|
3/ 0/ 3
|
Lenta.ru
|
9/ 29/ 38
|
21/ 41/ 62
|
27/ 24/ 51
|
16/ 30/46
|
17/ 19/ 36
|
9/ 29/ 38
|
23/ 24/ 47
|
16/ 29/ 45
|
15/ 3/ 18
|
Газета. Ру
|
19/ 36/ 55
|
54/ 71/ 126
|
35/ 55/ 90
|
17/ 35/ 52
|
13/ 21/ 34
|
15/ 28/ 43
|
29/ 48/ 77
|
17/ 40/ 57
|
20/ 7/ 27
|
Всего
|
337
|
920
|
801
|
568
|
402
|
473
|
613
|
506
|
294
|
*Расширенные и дополненные версии одной и той же новости считались за разные сообщения. Одна и та же новость, опубликованная в разных рубриках, считалась за одно сообщение.
Радио
СМИ
|
Чистые пруды 5 декабря – Триумфальная площадь 6 декабря
|
Болотная площадь 10 декабря
|
Проспект Сахарова 24 декабря
|
Болотная площадь 4 февраля
|
Пушкинская площадь 5 марта
|
Новый Арбат 10 марта
|
Марш миллионов 6 мая
|
Марш миллионов 12 июня
|
Марш миллионов
15 сентября
|
Русская служба новостей
|
Новости
6/18/ 24
|
Новости
42/ 51/ 93
|
Новости
18/ 48/ 66
|
Новости
18/ 32/ 50
|
Новости
12/ 17/ 29
|
Новости
14/ 33/ 47
|
Новости
38/ 40/ 78
|
Новости
26/ 36/ 62
|
Новости
44/ 16/ 60
|
Эхо Москвы
|
Новости
32/ 69/ 101
|
Новости
101/ 101/202
|
Новости
112/ 121/ 233
|
Новости
37/ 86/ 123
|
Новости
31/ 36/ 67
|
Новости
54/ 67/ 121
|
Новости
51/ 66/ 117
|
Новости
47/ 71/ 118
|
Новости
61/ 21/ 82
|
Всего
|
125
|
295
|
299
|
173
|
96
|
168
|
195
|
180
|
142
|
Источник: civilfund.ru.
Рейтинг публикации: