Приложение 3. Динамика интереса пользователей Рунета к акциям протеста и их организаторам
В настоящее время отсутствует общепризнанная методология комплексной оценки интереса пользователей Сети к той или иной теме. Тем не менее, существуют различные инструменты, которые позволяют косвенно оценить внимание интернет-пользователей к различным явлениям и персоналиям.
Одним из наиболее объективных количественных инструментов является анализ динамики запросов в крупнейших поисковых системах – «Яндекс» и Google, которые суммарно занимают около 85% рынка интернет-поиска России. Чем более интересна пользователям какая-то тема, тем чаще они делают поисковые запросы с использованием ключевых по данной теме слов.
При применении данной методики к оценке интереса пользователей к протестной активности, статистика собиралась по ключевым словам «митинг», «навальный» и «удальцов». «Митинг» было выбрано как слово, при помощи которого пользователи чаще всего искали информацию об акциях протеста. Запросы «Навальный» и «Удальцов» описывают интерес к организаторам и ключевым спикерам протестных акций.
Дополнительная информация:
Статистика «Яндекса» (красный график) берется с конца октября 2011 года, когда был запущен сервис Wordstat, по средину октября 2012 года, а статистика Google (синий график) – с июля 2011 года по настоящий момент. «Яндекс» дает данные в абсолютных значениях (количество запросов), а Google – только в относительных (поисковик сам выстраивает шкалу интереса исходя из скрытых абсолютных значений).
Статистика запросов по слову «Митинг»:
Пики поисковых запросов приходят на следующие недели (данные по абсолютным значениям берутся по «Яндексу»):
Неделя
|
Количество запросов
|
5-11 декабря
|
1189362
|
12-18 декабря
|
272439
|
19-25 декабря
|
471716
|
26 декабря – 1 января
|
117613
|
30 января – 5 февраля
|
428944
|
6-12 февраля
|
135169
|
5-11 марта
|
356180
|
30 апреля – 6 мая
|
93155
|
7-13 мая
|
110593
|
Как можно увидеть из графика и таблицы, динамика поисковых запросов по слову «митинг» полностью коррелирует с датами проведения крупных протестных акций, начиная с 5 декабря 2011 года. В частности, наибольшие «всплески» запросов приходятся на недели, когда проходили митинги 5 декабря на Чистых прудах, 10 декабря на Болотной площади, 24 декабря на Проспекте Сахарова, 4 февраля на Болотной площади, 5 марта на Пушкинской площади, 10 марта на Новом Арбате и 6 мая на Болотной площади.
Период с 30 апреля по 13 мая в таблице выделен курсивом, так как две эти недели напрямую относятся к «Маршу миллионов», состоявшемуся 6 мая. Стоит отметить, что неделя 7-13 мая стала последней неделей в статистике «Яндекса», когда количество запросов по слову «митинг» превысило отметку в 100 тысяч. Все последующие акции не привлекали значительного внимания аудитории. Так, на неделе с 11 по 17 июня («Марш миллионов-2»), количество запросов составило 86764, а на неделе с 10 по 16 сентября («Марш миллионов-3») всего лишь 42213.
Тем не менее, можно предположить, что начиная с «Марша миллионов» 6 мая интернет-пользователи начали пользоваться при осуществлении поисковых запросов словом «марш» вместо слова «митинг». На первый взгляд, эта гипотеза подтверждается: с 30 апреля по 6 мая было сделано 178508 запросов, с 7 по 13 мая – 185503, с 11 по 17 июня – 172662, с 10 по 16 сентября – 167921.
Однако если мы посмотрим на график запросов по слову «марш» за более длительный период, мы обнаружим, что количество поисковых запросов по данному слову даже в совершенно спокойные с политической точки зрения периоды составляет 55-70 тысяч запросов в неделю. Пользователи в нормальной ситуации ищут при помощи этого слова различные музыкальные композиции, а не информацию о политических акциях. В то время как слово «митинг» за редким исключением относится только к политике.
В целом, динамика поисковых запросов по протестным акциям свидетельствует о том, что интерес пользователей Рунета к протестной активности неуклонно снижается и в ближайшие месяцы, при продолжении существующей тенденции, вернется к своему уровню полуторагодичной давности. В то же время, основные оппозиционные акции, в частности «Марши миллионов», продолжают создавать всплески интереса у интернет-пользователей, которые, однако, в разы меньше по своим масштабам по сравнению с митингами декабря 2011 года.
Статистика запросов по слову «Навальный»:
Пик интереса к Алексею Навальному, как к одному из оппозиционных лидеров, пришелся на первую половину декабря 2011 года. Это было связано с его арестом после митинга 5 декабря, и последовавшими митингами на Болотной площади и проспекте Сахарова. Несмотря на то, что выступал Навальный только на второй из этих акций, на тот момент он рассматривался как наиболее перспективная фигура среди лидеров оппозиции, что привлекало к нему соответствующий интерес аудитории.
В дальнейшем всплески интереса интернет-пользователей к Навальному коррелировали с проведением крупных акций протеста. Исключение – это всплеск в июле 2012 года, связанный с возбуждением против оппозиционера уголовного дела по факту хищения средств предприятия «Кировлес».
В настоящее время уровень интереса к Навальному находится даже ниже уровня конца прошлого года, до начала массовых митингов протеста в Москве. По всей видимости, это можно объяснить как общим снижением интереса пользователей к протестной активности, так и тем, что значительная часть граждан России удовлетворила свой интерес к политической фигуре Навального и потому перестала ей интересоваться (так, за период с июня по ноябрь 2012 года узнаваемость Навального по данным ФОМ выросла с 36 до 45%).
Статистика запросов по слову «Удальцов»
В отличие от Алексея Навального, которым пользователи Рунета активно интересовались и до начала протестных выступлений, интерес к лидеру «Левого фронта» Сергею Удальцову возник только после зимы 2011 года и начала массовых протестов в Москве.
Первый пик интереса к Удальцову – это его голодовка в ноябре-декабре 2011 года; второй – это митинг 5 марта на Пушкинской площади, завершившийся столкновениями с полицией около фонтана; третий - это уголовное дело, возбужденное против Удальцова после показа программы «Анатомия протеста – 2» по телеканалу НТВ (данный пик виден на графике Google, статистика «Яндекса» не охватывает период выхода этой передачи). Также всплески интереса вызывали все проводимые «Марши миллионов», одним из основным спикеров которых традиционно выступает Удальцов.
В целом, можно обозначить следующую тенденцию: если по итогам зимних митингов «За честные выборы» 2011-12 года люди в большей степени интересовали фигурой Навального, то начиная с мартовских акций протеста, их стал интересовать Сергей Удальцов. Это можно объяснить как общей радикализацией действий и риторики оппозиционеров, так и тем, что именно Удальцов выступает в качестве основного организатора «Маршей миллионов», пришедших на смену митингам «За честные выборы».