ПРОФ. Д-Р. ХАЙДАР БАШ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ"
Баку - 2006
Составители и переводчики на русский язык:
доктор экономических наук Р.Р. Гулиев
кандидат экономических наук Д.А. Велиев
I раздел. Глобализация и национальная экономическая независимость
Эта модель не является альтернативой капиталистической модели, ибо не может быть альтернативы ошибочным моделям.
проф. Ата Селчук
Как известно, процесс глобализации в современном мире используется для цели эксплуатации ресурсов слаборазвитых и развивающихся стран мира глобальными силами и подчинения этих стран своему влиянию во всех сферах. Другими словами, индустриальные государства хотят при помощи игры в глобализацию завладеть всем миром и подчинить ресурсы слаборазвитых и развивающихся стран своим интересам.
Сегодня в капиталистических моделях экономики применяется дикое “правило подавления сильным слабого”, определяемого, как “природная селекция”. В экономических системах, которые в определенной степени возвратились в состояние империалистической эксплуатации, благосостояние народов и развитие стран остаются только на словах.
Мы живем в мире, где с каждым днем экономическая независимость становится все более определенной основой для независимости государств.
Мы переживаем период новой войны без применения оружия. Цель ее – заставить страны проводить политику дипломатических, социальных, экономических, культурных и иных уступок с тем, чтобы они попали под иго сил, дающих кредиты с целью долгового закабаления.
В наши дни, когда границы в экономическом смысле потеряли свое значение, для сил, которые владеют глобальным миром, понятие нация-государство, являющаяся основной идеей для слаборазвитых и развивающихся стран, стало ненужным.
XXI век является веком, когда изменилось понятие Национального Суверенитета. Вот как трактует это понятие один из идеологов глобализма Джон Нэйсбитт: “Мы видим, как большие фирмы, делясь на самостоятельные и малые подразделения, могут работать еще лучше. То же самое относится и к странам. Если мы мир сделаем миром с одним рынком, части мира должны быть маленькими…”
Механизмы эксплуатации
А. Иностранная помощь
Политика «помощи», появившаяся после второй мировой войны, нашла себе место «в стремлениях» к развитию слаборазвитых стран.
Однако слаборазвитые страны, связавшие свою деятельность по развитию с внешним капиталом, повинуются всему, что требуется для прихода в их страну этого самого иностранного капитала. К таким явлениям относятся и “отказ от национальных прав” для того, чтобы получить иностранную помощь и “принятие условий, которые приводят к распродаже страны”.
При новом мировом порядке в качестве механизма реализации этой деятельности, особенно после второй мировой войны, в слаборазвитых странах поощряются проекты «развития», основывающиеся на внешних долгах. Под давлением образовавшихся долговых болот под предлогом, так называемых, реформ в сельском хозяйстве, промышленности, финансах и других областях в рамках экономических программ, «поддерживаемых» извне появляются политические и социальные требования к этим странам.
В то время, как государство и народ оказываются в долговой кабале, всякого рода иностранные компании помимо процентов по кредитам получают огромные прибыли также путем осуществление инвестиций в эти страны.
Но главным способом получения прибыли для владельцев крупного капитала в глобальном мире остается "получения денег при помощи денег"., Отстраняясь от “производства с большой долей риска и большими трудозатратами”, они предпочитают именно такой метод, используя при этом наряду с кредитами, также спекулятивные финансовые сделки в этих странах.
Б. Транснациональные компании
Другим способом эксплуатации при новом мировом порядке являются транснациональные компании. Сегодня общая собственность 300 транснациональных компаний составляет 25% производственной собственности во всем мире. 65% мировой торговли контролируют 500 крупных компаний.
В Турции, наверное, нет холдинга, в которой какая-либо международная компания не имела бы долевого участия. Вместе с тем, эти транснациональные корпорации обеспечивают своими средствами лишь малую долю вложенного иностранного капитала, а значительную часть, порядка 85-90%, привлекают из других источников, в том числе находящихся в странах-импортерах капитала.
Приведенный пример достаточен для того, чтобы показать, как международные компании в Турции используют в своих интересах ресурсы нации и государства: в 1973 году иностранные компании, осуществляющие деятельность в Турции, задолжали стране до 81% инвестиционного капитала, а 96% этих долгов обеспечили с помощью кредитов, заимствованных в самой Турции.
В настоящее время количество денежной массы, имеющее свободное обращение в мире и служащее цели получения денег из денег, достигло цифры, превышающей почти в 20 раз объем мировой торговли. Само собой разумеется, что такое количество денег оказывает деструктивное влияние на экономику слаборазвитых стран и создает благоприятные условия для развития спекулятивных сделок.
В этой связи МВФ рекомендует развивающимся странам, таким как Турция, принять диктуемые им экономические программы. Однако цель рекомендуемых программ заключается не в том, чтобы привести нашу экономику к стабильности, а в том, чтобы группы глобального капитала прибрали к своим рукам рынки и ресурсы нашей страны. В этом кроется причина требования МВФ приватизировать наши наиболее стратегические и прибыльные предприятия.
И в этом процессе “сильное государство” является серьезным препятствием.
Таким образом, требования глобального капитала к слаборазвитым и развивающимся странам в ответ на предоставление кредитов Всемирным Банком и МВФ не ограничиваются только возвратом кредитованных денег и процентов. Ставится также условие выполнения тяжелых программ «развития», которые ведут к уничтожению конкурентоспособного производства, в том числе земледелия и животноводства, к голодному существованию народов в этих странах.
Эти требования были выдвинуты также перед Турцией. В последнее время фермеры в Турции оказались в очень трудном положении вследствие принятия законов о сахаре, о табаке и других ограничительных законов относительно сельскохозяйственной и иной продукции.
Фермер, который итак уже дошел до состояния, когда он не может сеять, из-за ликвидации системы поддержки, системы предоставления сельскохозяйственных кредитов с низкими процентами, ликвидации субсидий, не в состоянии конкурировать с импортом из развитых стран, фермеры которых с избытком пользуются протекцией собственных государств. Сахарная свекла, табак, пшеница, персики, инжир, абрикосы и иная продукция, не найдя рынка сбыта даже внутри Турции, остается у фермера.
Такое же положение сложилось и в животноводстве.
В. Приватизация.
В концепции глобальной экономики приватизация является важным каналом поступления иностранного капитала в страну. В нашей стране прибыльные государственные предприятия продаются намного дешевле их стоимости.
Среди них ЭРДЕМИР, ПЕТКИМ, ПОАШ, ТЮПРАШ, СУМЕРБАНК, КЮМАШ, ОРУС, ЭТ ВЕ БАЛЫК КУРУМУ, СЕК, ТОФАШ, ТУРЕЦКИЕ АВИАЛИНИИ …
К тому же без зазрения совести заявляется, что в вопросе приватизации слово не за турецким правительством, а за Всемирным Банком.
Вот что говорил в 1995 году председатель Управления приватизацией Уфук Сёйлемез по поводу продажи ПТТ (почта-телеграф-телефон): “Телекоммуникационные услуги будут приватизированы в соответствии с требованиями Всемирного Банка и в координации с ним в соответствии с методами, принятыми во всем мире. Мы здесь не можем действовать вопреки методам, предусмотренным ВБ и консалтинговой фирмой.” (См. газета Джумхуриййет, 03.06.1995 г.)
А один из председателей Управления приватизацией Угур Баяр говорит: “Мы в положении, когда поддерживаем картину, о которой говорим при каждом визите МВФ. Мы обещали, что будет сделано в первом квартале, сделали. Сказали, что сделаем во втором квартале. Сделали. Сказано, сделано. Они видят, что начат процесс и по Турецким Авиалиниям и компании ЭРДЕМИР для третьего квартала….” (См. газета Хюрриййет, 29.06.1998 г.)
Все это показывает, до какой степени не учитываются интересы турецкой нации, и каким образом путем приватизации, проведенной под давлением извне, растранжириваются деньги предприятий. Например, компания «Петроль Офиси Аноним Ширкети» (ПОАШ) была продана 3 марта 2000 г. за 260 миллионов долларов. Компетентные лица установили, что для создания аналогичного предприятия требуется 8 миллиардов долларов! Те, кто приобрели ПОАШ, заплатили денежную сумму, составляющую ѕ суммы, имеющейся в кассе купленного ими предприятия!
В 1998 году компаниям Тюркселл и Телсим было выдано право на эксплуатацию мобильных телефонов сроком на 25 лет. Обе фирмы заключили соглашение, стоимость каждого из которых составляла по 500 миллионов долларов. Непосредственно после заключения этих соглашений они собрали с граждан сумму, которую те должны были выплачивать в течение 2 лет.
Кроме того, приватизация стала в Турции горькой иллюстрацией того, что тысячи рабочих и квалифицированных людей стали безработными.
Влияние последствий глобализации на экономическую независимость Турецкой Республики.
А. Историческая справка.
<...>
Наша нация, столкнувшаяся с опасностью уничтожения из-за проводимой в течение веков коварными методами политической, культурной и социальной деятельности, в результате Освободительной войны благодаря духу Национальных вооруженных сил во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком вновь обрела самое себя, обрела независимость и стала примером для народов, борющихся за свободу.
Aтатюрк в своей вступительной речи на открытии заседания Меджлиса 1 марта 1922 года говорил: “Мы не можем думать ни о чем другом, как только о том, чтобы обеспечить нашу независимость, которая является первостепенной национальной задачей. Наша финансовая мощь, являющаяся, по-нашему, важным фактором, должна быть достаточной для достижения этого результата.
...Источники доходов у нашей страны достаточны для уверенного достижения целей нашего национального дела. Несмотря на нашу бедность, нашей страной все еще управляет наша национальная сила, как это было и до сих пор, и это сила приведет нас к достижению поставленной цели, не прибегая к внешним долгам”.
Мустафа Кемаль особо подчеркивал “экономическую независимость” как необходимый элемент национальной независимости, ликвидировав систему капитуляций, превративший султанскую Турцию в фактическую полуколонию Запада. Организовав в 1923 году в Измире Экономический конгресс, он старался оживить экономику. На конгрессе было решено ни в коем случае не отказываться от принципа “национальной независимости” и реализации плана развития в соответствии с этим принципом, ибо есть прямая связь между национальной независимостью и экономикой, способной стоять на собственных ногах.
При жизни основателя нашего государства Ататюрка, то есть до 1938 года были претворены в жизнь планы и многие проекты развития в различных областях и достигнуты значительные успехи. В этот период наша страна, где в развитии экономики была применена собственная национальная модель, достигла уровня, при котором она могла экспортировать в Бельгию самолеты.
Б. Современное положение: новая опасность
Однако после Ататюрка страна снова подвергнута тотальному политическому, культурному и экономическому воздействию: западные государства с помощью ЕС и МВФ начали осуществлять «новый» план СЕВР (капитуляционный договор «СЕВР», заключенный между странами Антанты и Турцией в начале прошлого века предусматривал фактическую раздачу имперских территорий Оттоманской Турции), которого они не смогли претворить в жизнь в период правления Турцией Мустафы Кемалем.
Сегодня, когда бюджетом турецкого государства управляют международные компании, когда в тисках МВФ и ВБ используются ресурсы и различные возможности нашего государства, когда претворяется в жизнь грабительская приватизация, распродажа государственных предприятий, когда главенствующими в стране являются международные арбитражные соглашения, законы об ограничениях и законы в интересах ЕС, в действительности, Турция переживает процесс реализации проекта его разделения на маленькие части.
Если кратко резюмировать, то ситуация, в которой мы оказались в результате глобалистских манипуляций, выглядит следующим образом:
1. Сегодня в нашей стране доходы от налогов недостаточны для покрытия даже процентов наших внутренних и внешних долгов.
2. Наша страна не может вырваться из порочного круга “высокие проценты – кредиты в иностранной валюте – задолженность”.
3. Предприятия в нашей стране, приносящие высокую прибыль, такие, как ТЕЛЕКОМ, ПЕТКИМ, ТЮРПАШ, были приватизированы за гораздо более низкую цену по сравнению с их реальной стоимостью.
4. Количество отечественной денежной массы, находящейся в обращении на рынке, недостаточно для поддержания развития экономики. Те силы, которые выступают против покрытия этого дефицита в экономике каналами Центрального Банка, требуют пополнить этот пробел с помощью выпуска кредитных карточек, так называемых пластиковых денег, и чеков. Банки, используя эти рычаги вместо денег, открывают себе путь для новых доходов путем применения системы процентов.
5. Государство с целью освобождения от долгового бремени обращается к банкам с казначейскими операциями. То есть, невыполнение государством своей функции выпуска денег является причиной того, что ресурсы безосновательно переходят к банкам и силам глобального капитала, которые зарабатывают на этом деньги при помощи денег.
6. В силу того, что в Турции государством не обеспечивается эмиссия, в которой есть потребность на рынке, Центральный Банк США, печатая деньги, покрывает этот дефицит в Турции и, таким образом, иностранная денежная единица занимает место национальных денег.
Правительства, находившиеся у власти, долгие годы в нашей стране, передавали управление турецкой экономикой МВФ. Слова “продолжим путь с МВФ", произносимые во время предвыборных обещаний, являются одной из главных причин тяжелой жизни турецкого народа.
В соответствии с результатами исследований, опубликованными 4 января 1998 года в газете ЛОС АНДЖЕЛЕС ТАЙМ, положение 54% стран, получавших кредиты в соответствии с условиями МВФ, ухудшилось, 36% стран полностью нарушилось.
Турция, по результатам исследований, проведенным Всемирным Банком в 1998 году, занимает место среди первых 25 стран из 133 с САМЫМ ПОРОЧНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ДОХОДОВ.
Турецкая экономика в 1999 году пережила самый большой спад за всю историю Республики. В этом же году МВФ для того, чтобы заключить новое соглашение с целью финансовой поддержки Турции, заявил о необходимости проведения, так называемых, реформ в области закона о банках, закона о социальной безопасности, международного арбитража, приватизации и т.п.
Турецкий народ в результате осуществления этих, так называемых, реформ пережил процесс быстрого обеднения, в то время, как международные компании и холдинги, являющиеся их партнерами, получали крупные прибыли. Принятием этих законов государству был нанесен ущерб, прибыльные предприятия были проданы.
Компетентные лица МВФ, рекомендуя увеличение сбора аналогов с народа для погашения долгов, снимают таким образом проблемы, стоящие перед транснациональными компаниями.
Применение закона о международном арбитраже, который требовал в случае споров и разногласий обращаться не к турецким судам, а к “иностранному арбитру” открывает также путь и к тому, чтобы в стране господствовал капиталистический порядок.
57-ое правительство, внесшее закон о международном арбитраже в конституцию, узаконило также и процедуру обратной силы международного арбитража.
Случай, происшедший между мексиканским народом и одной фирмой США в 1998 году, показывает, почему иностранная фирма ставит условием обращение в международный арбитраж в обход страны: Фирма США Еthyl co., осуществлявшая свою деятельность в Мексике, спускала химические отходы в источники с питьевой водой. Дело по требованию народа было передано в суд, однако в силу того, что мексиканское правительство приняло закон о признании международного арбитража, дело рассматривалось международным арбитражем, который признал правым не народ, чья вода была отравлена, а фирму под предлогом того, что местный суд вел дело не в соответствии с соглашением о Международном арбитраже.
В 2000 году МВФ потребовал от Турции выполнения условий, называемых “Письмом дополнительных намерений”, даже более тяжелых, чем условия СЕВР, в ответ на предоставление долга. Среди этих условий, принятых 57-ым правительством, были приватизация компаний Тюрк Телеком, Макине Кимья Эндюстриси, Текел, сахарных заводов.
Принятие в определенное время закона об электроэнергетическом рынке, закона о сахаре, закона об акционерных обществах; прекращение субсидий в сельском хозяйстве, увеличение налогов, ограничение поддержки производителям пшеницы, уменьшение запасов зерна, повышение в год на более чем на 10% заработной платы чиновников. Эти условия все до одного были выполнены.
Как видно, МВФ является далеко не той международной организацией, которая продает только деньги. От Турции требуется очень много политических, социальных, экономических уступок в ответ на предоставление долга.
И вместо того, чтобы следовать пути, о котором мы расскажем ниже, правительство, которое видит в МВФ единственный способ получения денег, приносит нашей стране и нашим людям больше вреда, чем пользы.
Описанная выше картина отображает действительность современной Турции. Наша страна имеет внешних и внутренних долгов на сумму 400 миллиардов долларов, экономика сдана под управление МВФ, производство приблизилось почти к нулевой отметке, земледелие и животноводство прекратили свое существование, природные ресурсы проданы иностранцам. Такая ситуация поистине тяжелее условий времен Освободительной войны.
<...>
Необходимость поиска новой модели развития
Народы, лишившиеся идеи “нация-государство”, открыты и беззащитны перед явными угрозами извне или же любыми тайными опасностями. К ним можно отнести такие явления, как долги на очень тяжелых условиях, политическое давление под именем помощи, устранение всех препятствий перед иностранными инвестициями. Целью такой политики является ликвидация независимости. Ясно, что в этом процессе нет места тем, кто думает о нации и благосостоянии общества.
В соответствии с капиталистической концепцией «для вращения колеса», то есть для того чтобы определенные круги зарабатывали деньги, необходима система, которая приводит народы и страны в такое жалкое состояние.
Если вы не хотите наблюдать такую панораму, вынуждены будете претворять в жизнь иную систему.
Обеспечение экономической независимости и защита понятия нация-государство является необходимыми условиями для существования независимого государства.
Только в такой стране можно вести речь об интересах нации и ее благосостоянии.
В капиталистической экономической модели такое, практически, невозможно.
Невозможно, чтобы группа владельцев капитала, когда она установила власть над миром, давала право на существование других идей, выходящих за пределы их интересов.
В таком случае необходимо разработать и реализовать свою собственную модель для того, чтобы обеспечить права турецкой нации и всех народов, эксплуатируемых капиталистической системой.
Необходимо реализовать “модель, являющуюся нашей и для нас”, которая обеспечит права нашей великой нации, которая поставит своей целью служение не глобалистским силам, а своей нации, которая обеспечит ей благосостояние, достаток, богатство.
Таким образом, Модель национальной экономики возникла исходя из этой потребности. Эта модель призвана также решить не разрешенные на протяжении истории три ключевые проблемы мировой экономики:
1- Справедливое распределение доходов,
2- Достижение устойчивого экономического роста,
3- Обеспечение полной занятости, то есть решение проблемы безработицы...
Таким образом, Модель национальной экономики возникла, взяв за основу эти три проблемы. И в принципе находит решение этих проблем.
Предложенная нами модель - ответ на вопрос одного моего русского друга «Мы настрадались от социализма. Мир же страдает от капитализма. В чем же заключается экономическая модель, которая спасет нас и остальной мир, исправит дисбаланс в распределении доходов, обеспечит устойчивый экономический рост и полную занятость?»
Этот вопрос задавался на протяжении всей истории человечества, однако, до сих пор ответ на него не найден.
В этой связи Модель национальной экономики не является антитезисом других испытанных экономических систем. Она со своими оригинальными законами является совершенно новой точкой зрения на экономику. В этом смысле наши тезисы являются единственным решением для обеспечения благосостояния и действительного счастья не только нашей страны, но и народов мира. Необходимо внимательно изучить каждый раздел тезисов.
II Раздел. Основные положения Модели национальной экономики
Модель национальной экономики – это система обеспечения ограниченных потребностей человека безграничными ресурсами; является формулой способности стран производить необходимые товары и услуги, а также обеспечить свои внутренние и внешние расходы без привлечения внешних долгов. В этом смысле Модель национальной экономики – единственный путь экономического роста и экономической независимости стран и наций.
Человеческие потребности и ресурсы
Начнем рассмотрение наших тезисов с новой точки зрения, обоснованной нами в вопросе “потребности и ресурсы”, являющегося основным вопросом экономики.
Как известно, целью и задачей экономики является человек. Не может достичь успеха любая модель, которая сформировалась без учета особенностей и потребностей человека. Не понимая человеческую сущность в полном смысле слова, нельзя решить все связанные с ним проблемы.
То, что современные экономические модели безуспешны в достижении желаемого результата, показывают как раз эту действительность. Так как, все эти модели вместо того, чтобы дать правильное «определение человеку», подошли к вопросу неверно, “определив его (человека) в угоду собственных систем”.
“HOMO ECONOMICUS”, нацеленный поднять свои собственные интересы на самый высокий уровень, является человеческим типом капиталистической модели. Очевиден тот факт, что кроме меньшинства, общество в капиталистической модели не смогло достичь благосостояния и спокойствия.
Экономические системы, оформившиеся под влиянием взглядов Запада на человека, построили экономику на базе “ошибочного мнения о безграничности человеческих потребностей”. По их мнению, несмотря на безграничность потребностей, необходимые ресурсы для их покрытия ограничены.
В этих системах, полагающих, что потребности безграничны, ответ на вопрос “что? кем? и сколько будет произведено?” дается исходя из постулата ограниченности ресурсов. В результате чего они смогли создать узкие модели, в которых благосостояния достигает лишь определенная часть общества; остальная большая часть испытывает нищету и голод, точнее сказать, “вопросы, неразрешимые по причине отсутствия ресурсов” заняли свое место в экономике.
По этой причине при капитализме логика эксплуатации является единственным путем для того, чтобы добраться до ресурсов, имеющихся в ограниченном количестве. Поэтому рабочий класс рассматривается как рабы. Мы можем констатировать, что концепция работника в капиталистической системе – это, своего рода, модернизированное рабство”.
Известна истина, что Запад, рассматривающий потребности безграничными, ресурсы ограниченными, до сегодняшнего дня не достиг каких-либо успехов в обеспечении благосостояния большинства членов общества.
Человеческий фактор
А как рассматривается человеческий фактор в Модели национальной экономики?
В соответствии с нашими тезисами утверждение о том, что ресурсов недостаточно для удовлетворения человеческих потребностей, ошибочен. Совсем, наоборот, для удовлетворения потребностей сына человеческого в космосе и на земле существуют тысячи “как безграничных, так и постоянно возобновляемых” ресурсов. В противоположность этому ограниченными являются потребности человека.
Если и является безграничным что-либо в человеке, то это “его страсти”, а элементарные, стандартные человеческие потребности (в пище, питье, тепле, одежде, жилище и т.п.) ограничены, и можно перечислить сотни, тысячи источников их удовлетворения.
Если привести примеры этих безграничных ресурсов, которые правильно оценены только в нашей модели, то существуют тысячи видов известных и неизвестных возобновляемых ресурсов таких, как металлы и минералы, энергетические системы (солнечная энергия, атомная энергия, энергия ветра, геотермальная энергия, энергия биомасс, энергия волн, энергия течения, виды топлива), земледелие, животноводство и их побочные продукты, продукты леса, морепродукты.
Проблема дефляции
Доказательством правильности нашего утверждения о том, что потребности ограничены, ресурсы, удовлетворяющие их, безграничны, является “проблема дефляции”, переживаемая в западных обществах и в Турции ... Этот вопрос, возникший из-за недостатка спроса, не был бы так актуален, если бы ресурсы были скудны по сравнению с потребностями.
Коль скоро мы затронули эту тему, поговорим о дефляционной болезни, проблему которой может решить только Модель национальной экономики.
Как известно, дефляция является проявлением падения общего уровня цен. Эта проблема, являющаяся более опасной по сравнению с инфляцией, сегодня представляет опасность почти во всех уголках земли, в том числе, в нашей стране.
Понижение общего уровня цен вызвано снижением совокупного спроса. В такой ситуации фирмы вынуждены сокращать производство и увольнять рабочих. С одной стороны потребители понижают свой уровень потребления в ожидании дальнейшего снижения цен, с другой стороны растущая безработица еще более снижает уровень потребления.
Классическая школа капиталистической экономическая мысли ошибочно полагает, что цены и зарплата рабочих являются гибкими и что система сама, т.е. рынок регулирует свои проблемы.
А кейнсианский подход, не признающий идею самостоятельного достижения равновесия рынками, отстаивал идею поддержки спроса путем увеличения общественных расходов. Предложенная практика частично принесла плоды, однако в результате того, что деньги, используемые на общественные расходы, были “деньгами со стоимостью”, со временем привела стран, как к инфляции, так и к тяжелому долговому бремени.
Потому что правительства, бравшие деньги в долг под проценты, для погашения этих долгов вынуждены были увеличивать налоги и уменьшать как текущие, так и социальные расходы.
В такой ситуации, с одной стороны, в связи ростом налогов увеличивалась себестоимость произведенных товаров, с другой стороны вынужденные меры по ограничению среднесрочных текущих расходов, а также изымание налогов с населения с низкими доходами стало причиной сокращения спроса населения. В результате чего в мировой экономике появилась новой болезнь – стагфляция, сочетающая безработицу с инфляцией. Капиталистическая концепция не смогла объяснить причину дефляционной болезни. Эти причины объясняются в рамках Национальной экономической модели.
Прежде чем перейти к решению этого вопроса с помощью Модели Национальной Экономики, необходимо ответить на следующий вопрос: «Почему растущие экономики через какое-то время останавливаются в своем развитии и таким образом не могут добиться устойчивого экономического роста?».
Спрос и предложение
Другой важный вопрос, рассматриваемый и решаемый в рамках Модели Национальной Экономики - это сформировавшаяся идея о том, что якобы каждое предложение создает свой спрос, что является ошибочной. Если вы имеете растущую экономику, невозможно обеспечить объем потребления, который удовлетворял бы рост предложения доходами, получаемыми от производства. Необходимо каждый раз покрывать это отставание потребления от роста с помощью эмиссии.
В странах, оказавшихся в такой ситуации, при достижении определенного экономического роста каждый год, когда наблюдается рост, дефицит спроса будет возрастать.
Этот дефицит спроса через несколько лет станет неразрешимой проблемой для растущей экономики. Мы можем сравнить это с тем, как происходит разрушение всего телосложения из-за неразвитости костной структуры, которая должна поддерживать это телосложение, находящееся на стадии роста.
В начале 90-х гг. прошлого века, когда мы высказали свою точку зрению по этому поводу, мир еще не сталкивался с дефляцией. Тогда мы спрогнозировали, что в течение последующего десятилетия мировая экономика столкнется с серьезной рыночной проблемой, и в частности, если руководители быстрорастущих экономик не будут прибегать к механизму эмиссионного регулирования, то дефляция станет неизбежной.
Если вы помните, в середине 90-х гг. первый раз Япония столкнулась с фактом дефляции. Номинальные процентные ставки почти приблизились к нулю, тогда как реальные оставались положительными. Снижение покупательной способности домашних хозяйств и отсутствие надежды на будущее привели в Японии к значительному сокращению их расходов. А это, в свою очередь, стало причиной снижения цен и увеличения запасов. Этот процесс сопровождался увольнением рабочих. До сих пор японская экономика не может оправиться от этого.
Кроме того, экономика Японии, ориентированная в настоящее время на экспорт в США, испытывает серьезные проблемы со своими золотовалютными резервами в размере 800 млрд. долларов США.
С другой стороны в различных телевизионных выступлениях в 2003 году мы спрогнозировали, что в том году экономика Германии войдет в состояние рецессии и, как ее следствие, будет наблюдаться рост безработицы. Мы говорили, что Германия будет вынуждена отойти от Маастрихтских критериев и увеличить государственные расходы и даже с течением времени пойти на получения долга.
Спустя некоторое время наши предположения начали сбываться. В 2003 году Германия вначале столкнулась с экономической рецессией. Затем последовал рост безработицы. Сегодня Германия переживает самый высокой уровень безработицы за последние 73 года. Количество безработных превысило 5 миллионов человек. При этом внешний долг Германии вырос до 40 млрд. долларов США, что привело к серьезным разбирательствам внутри ЕС относительно соответствия экономики Германии Маастрихтским критериям.
Мы прогнозируем, что Европейский Союз, в котором реализуется эта экономическая практика, как мы уже отмечали ранее неоднократно, не позднее, чем через 15 лет окажется в ситуации распада.
Германия имела быстрорастущую экономику. После перехода с марки на евро, эта растущая экономика не была обеспечена необходимой денежной массой с помощью эмиссии. Так как право на выпуск денег уже не принадлежало Бундесбанку в Берлине, а перешло Европейскому Центральному Банку во Франкфурте.
Недостаток спроса не является единственной причиной дефляции в экономике. Иногда экономика даже, несмотря на избыток денежной массы на рынке, может столкнуться с дефляцией, так как, дисбаланс в распределении доходов также является одной из основных причин возникновения и развития дефляции.
Если доходы значительной части общества падают ниже определенного уровня, то это значит, что оно утратило потребительскую способность. Даже при наличии избытка денежной массы на рынке, экономика не может выйти из дефляции, если этим группам потребителей не будет возвращена потребительская способность. То есть, только снижением процентных ставок с целью увеличения потребления невозможно выйти из этого положения.
Пример США также точно подтверждает сказанное. ФРС, поддерживая долгое время ставки процента на уровне 1%, стремилась преодолеть дефляцию, однако добилась успеха лишь частично. Потому что в США большая часть народа испытывает трудности в проживании.
Кроме того, США в своих попытках, свести к нулю процентные ставки, не могли длительное время проводить вышеназванную политику, так как боялись, возврата не обеспеченных собственных денег, находящихся за пределами страны.
Если мы посмотрим на примере Турции, то увидим, что ее положение особо не отличается. Рост цен на факторы производства вызывает рост себестоимости производства, с другой стороны, посредством процентной политики доступные для потребления денежные средства изымаются с рынка. В результате спрос серьезно ограничивается. В такой экономической ситуации подсчет оптовых и потребительских цен с технической точки зрения также неверен. Если в экономике наблюдается высокий уровень инфляции цен при одновременном снижении спроса, такой метод подсчета индексов неверен.
Например, вы выращиваете пшеницу. Цена на пшеницу из-за низкого спроса понижается на 30%, Однако, при этом если цены на удобрения и мазут, которые вы используете для получения урожая пшеницы, выросли на 35%, то, согласно существующему методу подсчета, инфляция составит 2,5%, в то время как, в действительности, для крестьянина она составит 65%.
Таким образом, для выхода из создавшейся ситуации в нашей стране, необходимо, с одной стороны, проводить финансовую политику, снижающую себестоимость производства и денежную политику, способную стимулировать потребление.
В распределении доходов у нас также наблюдается серьезный дисбаланс. Это является одной из важнейших причин дефляции.
Сегодня в мире предпочитается умножение денег с помощью денег, а не с помощью производства.
Так, ежедневный оборот мирового финансового рынка составляет в среднем 2 трлн. долларов США. Тогда как ежегодный объем мировой внешней торговли составляет всего 6,5 трлн. долларов. Концентрация денег таким способом в определенных руках препятствует достижению необходимой величины спроса в обществе. Капиталистическая система не в состоянии решить эту проблему с помощью экономической политики, основанной на процентных ставках.
Проблему дефляции невозможно решить лишь с помощью какой-либо одной программы... Одновременно необходимо проводить соответствующую денежную, финансовую политику в сочетании с соответствующей моделью внешней торговли и социального государства.
Я со всей уверенностью заявляю, что только страны, отказавшись от капиталистической системы и реализующие Модель Национальной Экономики, могут решить проблему дефляции.
Как видно из вышеизложенного, нет никакой проблемы в удовлетворении ограниченных потребностей человека. Проблемой экономики является реализация проектов, открывающих путь к использованию имеющихся безграничных ресурсов всем обществом.
Если принимаем тезис о неограниченности ресурсов, то в соответствии с Моделью Национальной Экономики главным вопросом является оценка этих ресурсов и обеспечение справедливого использования их каждым членом общества.
В соответствии с нашими тезисами это может осуществить в рамках Модели Национальной Экономики человек, обладающий чувством ответственности, который предоставит ресурсы на службу всего человечества.
Модель национальной экономики является единственной моделью, которая исследует не отдельные аспекты, а проблемы в совокупности; предлагает решение всех вопросов и не допускает ситуации, когда один из таких вопросов решен, а другие оставлены без решения.
В истории экономики не существовало другого известного всеобъемлющего тезиса.
В соответствии с нашими тезисами все экономические проблемы взаимосвязаны. И при решении какой-либо проблемы необходимо решать не один ее аспект, а все аспекты, связанные с проблемой. Только “модель всеобщего решения”, приведенная в систему в Модели Национальной Экономики, является единственным выходом для мировой экономики.
Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: