В книге этого не было. Послесловие взято из блога, который ведет Айрат Димиев на сайте pedsovet.org. Собственно, там тоже опубликована эта книга — но с очень большими сокращениями, раз в семь-восемь, как-то так. — Прим. оцифровщика
Дорогие друзья! Мое повествование подходит к концу. Остается ещё одна заключительная глава. Перед тем как её публиковать, я решил написать послесловие к главе 15. Этого материала нет в книге, так как события, описанные там, произошли уже после выхода ее в свет. Так что вы будете первыми читателями этого материала. Материал сырой, на обработку времени нет. Так что прошу прощения за стилистические и возможные грамматические ошибки. (Я постарался их исправить как мог — прим. оцифровщика.)
Ничего особо выдающегося в тот учебный год больше не было. Хватку директор ослабил, но от своей идеи не отказался. Поскольку идея сама по себе была неосуществимая, то все продолжали просто имитировать то, что он хотел видеть. Все это несколько мешало работать, но в целом жизнь продолжалась.
В марте–апреле того же года перед началом TAKS-тестов была проведена усиленная подготовка студентов. Сильнее всех это опять-таки затронуло учителей химии и биологии. Во-первых, нас заставили оторваться от учебной программы и заниматься проработкой вопросов из прошлогодних тестов в своих классах. Во-вторых, нас поменяли местами: учителей химии отправили в класс к изучающим биологию, а учителей биологии к изучающим химию. Таким образом, я был на несколько дней отлучен от своих благополучных студентов и помещен в обычный класс. Это было как погружение в совершенно другой мир, о существовании которого я уже начал забывать, что в очередной раз напомнило мне о суровой действительности американской школы.
В тот год такая массированная подготовка к тестам дала некий результат. Показатели тестов улучшились на несколько процентов, а нам даже выдали небольшую премию.
Следующий учебный год (2007–08) также прошел без особых эксцессов, если не считать того, что «маразм крепчал». Стали требовать множество отчетных форм, многие из которых нужно было выполнять в электронном виде в специально разработанных для этого программах, что совершенно не оставляло времени на собственно учительскую работу — подготовку к урокам и проверку работ. Похоже, наш директор искренне верил, что это все дает результат. На самом деле результат был отрицательный. Во-первых, ученики, давно смекнувшие, что новая система оценки сулит им легкую жизнь, стали меньше заниматься. Все учителя одновременно начали замечать, что общий уровень подготовки студентов в школе стал значительно ниже, чем год тому назад.
Во-вторых, и это самое смешное, директор так и не добился, на мой взгляд, главного — синхронного преподавания учителями предмета, по крайней мере среди преподавателей химии. Хотя он и требовал от нас, чтобы в классе ученики выполняли одни и те же задания, чтобы были одни и те же контрольные работы и одни и те же экзамены.
IB классы я вел один, и потому мне не нужно было ни под кого подстраиваться, а вот PreIB классы вели одновременно три преподавателя, включая меня и небезызвестную читателю мисс Гримм. По идее, мы должны были вместе писать учебные планы, готовить вопросы к контрольным работам и к семестровым экзаменам. На деле этого не получалось. У меня на это просто не было времени, так как я вел дополнительно два других дипломных курса для IB студентов. О кооперативных же способностях бабушки Гримм я уже писал ранее. В результате на собрания для совместной работы мы приходили, а вот работать вместе не получалось. Мисс Гримм и ей подобные попросту саботировали это мероприятие, превращая его в полную бессмыслицу. Экзаменационные же билеты по этому курсу пришлось готовить нашей третьей коллеге.
Билеты получились очень простые и не совсем по теме. Несмотря на это, я был вынужден предложить их своим студентам на экзамене. Все что угодно — лишь бы начальство было довольно и от греха подальше. Единственное, что я сделал, так это добавил в билеты собственные вопросы, и оценивал ответы во многом именно по ним. Но формально я был чист — использовал общешкольный экзаменационный билет, как того требовал директор.
Какого же было мое удивление, когда я узнал, что мисс Гримм в своих классах полностью проигнорировала эти билеты и провела экзамен по своим собственным билетам двадцатилетней давности… По другому и быть не могло, она и не пыталась преподавать тот материал, который значился в новой школьной программе. Её студенты этот тест просто бы завалили.
Вы чувствуете разницу? Я тоже не очень-то следовал этой программе, но мои студенты были подготовлены так, что они с легкостью ответили бы на все вопросы билетов, подготовленных другим преподавателем. Мне даже пришлось искусственно усложнять билеты, чтобы мои детки не получили незаслуженно высоких оценок. А бабушка Гримм прекрасно понимала, что её студенты на эти вопросы не ответят. Пишу об этом не из самолюбования, а чтобы читателю была более понятна ситуация.
Таким образом, все эти затеи нашего директора результата не дали. Заставить работать бездельников не удалось. Те, кто раньше ничего не делали, так и продолжали ничего не делать. Тем же, кто пытался действительно учить студентов предмету (как ваш покорный слуга), все эти реформы только усложнили жизнь. Мне пришлось больше и больше подстраиваться под других учителей химии, менять последовательность преподавания различных тем, от чего, разумеется, страдало мое преподавание. Я уже не говорю о нервозной обстановке со всеми её вытекающими последствиями.
Все эти годы с начала директорской реформы у нас отмечалась неимоверная текучесть кадров, особенно среди заместителей директора. По своей должности они должны были служить проводниками директорских идей в жизнь. Видимо, они их все-таки не очень-то разделяли и спешили перейти на другое место буквально через год после работы в нашей школе. Это очень показательно, поскольку обычно завучи, получив такое сладкое место, не уходят с этой работы вплоть до пенсии. Кроме как на повышение или в связи со сменой места жительства.
Ушел на повышение и наш Виктор Уиллис, подтвердив тем самым циркулирующие ранее слухи. Надо отдать ему должное, что он изо всех сил старался. Ему ведь нужно было отличиться, чтобы записать как можно больше очков в свой зачет. Поэтому он два года очень активно носился с идеями старушки Килго, стараясь претворить их в жизнь. Будучи же очень далеким от реального преподавания, он не мог понять, что это в принципе невозможно претворить, а многие исходные позиции в её построениях просто ложны. Я, кстати, как-то высказал это в слух на одном из собраний. При этом Виктор посмотрел на меня с этаким сожалением. Мол, ты, конечно умный, парень, но зачем же ты так? Куда же ты лезешь? Кто ты и кто Килго? Тот факт, что я кандидат наук по химии, имею огромный опыт преподавания и пользуюсь уважением студентов и их родителей, не сыграл никакой роли не сыграл абсолютно никакой роли в определении истины. Очевидно, потому, что эта истина уже была заранее определена.
Так вот, Виктор ушел, и на его место пришел новый завуч — мистер Морроу. Несмотря на свою относительную молодость, держался он очень уверенно, играя роль такого тертого крепкого орешка, не допускающего никаких возражений. Один из его любимых приемов в общении с учителями заключался в том, чтобы подцепить на крючок за какую-нибудь формальную мелочь, а потом благосклонно простить, сделав тебя таким образом своим должником.
С его непосредственным участием произошла интересная история, в которой я помимо своего желания оказался центральной действующей фигурой. Шел март 2008–09 учебного года, подходила пора государственных тестов, а значит, и подготовки к ним. Морроу спустил нам расписание этих мероприятий, и я обнаружил, что меня снова ошибочно в него включили. Это происходило и два предыдущих года при Викторе. После моих обращений эту ошибку Виктор исправлял.
Здесь я должен объяснить суть вопроса, так как вокруг этого все и закручено. TAKS-тест сдается в два этапа. Первый — как бы подготовительный, в десятом классе. Второй — зачетный, или, как они его называют, Exit Level, — в одиннадцатом классе. Тот, кто успешно сдал тест в одиннадцатом классе, далее к нему уже не возвращается. Тот же, кто завалил, имеет шанс попробовать свои силы ещё раз в двенадцатом классе. Большинство учеников Lamar High School благополучно сдают его, как и положено, в одиннадцатом классе.
Это в первую очередь касается моих умненьких студентов из IB-классов. В моем Higher Level IB-классе все двенадцатиклассники. Это у них уже третий год изучения химии в школе. Как правило, это сливки школы, так как немногие отваживаются взять этот курс. Их всего пара десятков на 3000 учеников.
Standard Level IB-класс состоит из двенадцатиклассников и одиннадцатиклассников примерно 50 на 50. Те, что в 11-м классе, должны сдавать TAKS тест, как все смертные. Все дело лишь в том, что, будучи очень умненькими студентами, они сдают этот тест безо всяких проблем. Понятно, что ни в какой подготовке к тесту эти студенты не нуждаются. Что им на самом деле нужно, так это сдать выпускной IB тест с как можно более высоким баллом. Поэтому в предыдущие годы Виктор, не владея ситуацией, включал меня и моих студентов в график подготовки к тестам, а потом после моего обращения исправлял эту ошибку.
Поэтому я думал, что так будет и на это раз. Как полагается, послал Морроу по электронке сообщение, где все изложил. В ответ — тишина. Через две недели посылаю ещё одно письмо — та же реакция. Пошел к нему в кабинет на личную встречу, думаю может замотался человек, просто забыл про мой вопрос, не вник и пр. Начинаю излагать ему суть вопроса и вижу, что он меня просто не слушает. Точнее слушает из приличия, но совершенно не пытается вникнуть в то, что я говорю. Когда я закончил, он с видом человека как минимум уровня министра, обремененного государственными проблемами, благосклонно произнес: «Я все понимаю, постараюсь сделать все что возможно, но ничего не обещаю…»
Ну, думаю, ладно, не буду метать бисер перед свиньями, мне, что ли, больше всех надо? Все равно, когда придет время, поменяешь расписание, никуда не денешься, против здравого смысла же не попрешь. Напомню, что по графику (rotation schedule) я должен идти в биологический класс повторять с ними химию. В это время в мой класс должен прийти тот самый учитель биологии — повторять с моими учениками биологию. Весь парадокс ситуации в том, что моим студентам никакая биология не нужна. Они, будучи двенадцатиклассниками, и теста уже никакого не сдают! А их включили в расписание подготовки к тестам! Что им на самом деле нужно, так это сидеть в классе и внимательно слушать каждое мое слово, так как через месяц с небольшим им сдавать IB тест.
Так вот время подготовки к тестам подошло, ничего не изменилось, и я решил для очистки совести все-таки написать ещё одно письмо — на этот раз директору. Привожу оригинал письма.
From: Dimiev, Airat M Sent: Tuesday, April 07, 2009 1:28 PM To: To: McSwain, James A. Cc: Morrow Jr, Quitman R.; Mallam, Jon P Subject: TAKS Review rotation schedule
Dear Dr. McSwain,
This is the expression of my deepest concern about my DP students. I am writing in my last attempt to bring the common sense in to our TAKS review rotation schedule. I have previously addressed the question to Mr. Morrow, but he insists that we are doing everything right and nothing is going to be changed. I fully understand how important the TAKS test results are, but at the same time I believe that we can achieve high TAKS result without unnecessary sacrificing of success and future lives of our DP students. My strong believe as the chemistry teacher is that the way I am personally involved in rotation schedule doesn’t reflect my students’ needs. I still strongly believe that my diploma classes shouldn’t be involved in review procedures. Since nobody from the school administration ever asked my opinion about this matter, let me provide my reasoning here one more time. I will do it for HL and SL classes separately.
1. SL class. Half of the SL class students are seniors and they do not need any TAKS reviewing. The second half which are juniors are the best students at Lamar, because the best students only can take SL Chemistry on a junior year. I checked their TAKS scores for 2008, and they all performed on commended level. They will definitely pass it this year on commended level again. Today is the second day I am doing reviewing with them. They already know everything, and the reviewing is nothing more for them rather than boring procedure. What a waste of time! However not everything is so good with their IB DP studies. For many reasons the general level of preparedness for IB final exam among SL students is very far from being good. I am already behind the pacing guide, and taking out additionally 11% of annual instructional time for TAKS will not leave any chance for most of them to get decent scores on their IB final exams. Because of this matter, I have just changed my previously predicted grades by bringing them one point down. Now the most of the grades are «2» and «3», and this is the real fact. There is another formal issue. They going to miss two labs which were scheduled for April, and now they do not meet the 40 hours labs requirement. Formally they are not allowed to take the final, and I must notify them and Mr. Mallam about this matter. What should I do with this matter? Please advice. There is one more question. Why Dr. Balaco’s SL Environmental class students are not involved in reviewing, but mine are? They are in the same situation. Where is the logic?
2. HL class. Can anybody explain me why my HL class (100% seniors) is involved in reviewing? I am still in rotation schedule and the next week I will have to go to biology class, so my HL students will not have me for four lessons! What is the reason of doing this? I tried to find the logic in taking me out of my students, and the only reason for this decision is to use me to teach chemistry in another class. To teach very basics of chemistry, which any IPC teacher can easily do. Is this the most effective way to use the person with PhD degree? With the same effectiveness you can use me to coach the school’s soccer team.
I will definitely do whatever you want me to do, but if we really care about our students, there are always the ways we can do things better.
Sincerely,
Dr. Dimiev
Для тех, кто не силен в английском, краткое пояснение. Я пишу о том, что, во-первых, мои студенты не сдают никакого теста, а во-вторых, что если у них изъять преподавателя на три с половиной недели, то им будет очень проблематично сдать IB-тест. Я просто физически не успевал дать весь предусмотренный программой материал. Мы и так потеряли в начале года две недели из-за урагана Ike, который заметно потрепал Хьюстон. Если забрать у студентов ещё три с половиной недели, то шансов на нормальную оценку у них вообще никаких.
Ответ директора меня просто потряс.
From: McSwain, James A. Sent: Tuesday, April 07, 2009 4:04 PM To: Dimiev, Airat M Cc: Morrow Jr, Quitman R.; Mallam, Jon P Subject: RE: TAKS Review rotation schedule
Dr. Dimiev,
It is a little late to be bringing up this matter. You have known for some time this was coming. I do not believe that your class is 100% seniors. All students taking TAKS must participate. Our diploma students have not scored the commended level on TAKS. This is primarily because they lack skills in subjects tested on TAKS that are not part of the grade level science class. You can come by and see me tomorrow afternoon, but if you want to do anything differently, I will expect to see a suggestion with regard to how you will meet your obligations in the review process. And, all students taking TAKS must be reviewed. Furthermore, please have all your discussions with administration only.
Sincerely,
James McSwain
Директор мне пишет, что я поздновато поднял этот вопрос, и объясняет, как важно то, что мы делаем (подготовка к тестам). Среди прочего он пишет, что не верит, что 100% учеников в моем классе двенадцатиклассники. Я отвечаю:
Dr. McSwain,
The entire point of my previous message was to inform you about the problem. As a teacher I felt self obliged to inform the school principal about what is going wrong. Otherwise I would share responsibility for the wrong decision. Now I have done what I must, so I fulfilled my obligations. Just few more statements concerning your respond:
1. I do not want to do anything differently. I do and I will follow all of the administration instructions in very single details.
2. I have not known that this is coming, because we never involved DP classes in reviewing procedures in the past, and I strongly believed that we wouldn’t.
3. I do not know why do you think I am lying, but all the students in HL class are seniors believe you or not. This is the matter of the fact. And this is very difficult to understand why this very class is involved in reviewing.
4. You did not answer my previous questions. I do not know what to do with IB DP internal assessment procedures. I would like somebody to give me clear directions to follow.
5. It is still not late to fix the problem. Intension to do it is the only thing one needs.
Thank you,
Dr. Dimiev
Вкратце я пишу, что все без исключения студенты в моем HL классе двенадцатиклассники, неважно, верит он мне или нет, и что теперь я выполнил свой долг и больше не разделяю ответственность за его ошибочные решения. Ещё я напомнил, что он не ответил на мой предыдущий вопрос, как в сложившейся ситуации выполнить требования IB программы по набору 40 часов лабораторных работ.
Ответа на мое последнее послание не последовало. Все оставалось по-прежнему. Видимо, директор пошел не принцип и решил показать кто в доме хозяин. Но самое грустное, что пытаясь игнорировать меня, он игнорировал здравый смысл. Он клал на алтарь своих амбиций выпускные отметки учеников школы. Я никогда не думал, что он когда-либо сможет такое проделать с IB классами — визитной карточкой школы, которая по сути и дает школе её сегодняшний статус, позволяя набирать умных студентов со всего города. Я очень переживал за своих студентов, а ещё мне было больно взирать на этот беспредел. Надо отметить, что к тому времени мои студенты уже начали по-одному и по-двое заходить на прием к Морроу и директору и возмущаться тем что происходит.
Тогда я вспомнил ещё об одной козырной карте в своей колоде, которую я до этого за восемь лет работы ни разу не разыгрывал. Эта карта — родители. Родители очень мощный фактор в американской школе. Как я писал в непубликуемой на этом сайте главе 11, при грамотной жалобе родителей не только учитель, но и директор не усидит на своем месте. Я проинформировал своих студентов что если что-то и изменит ситуацию, так это вмешательство родителей…
…Студенты своими тревогами с родителями поделились. Тут такое началось! Удивительно, но директор выдержал и это. Ему все же пришлось убрать HL класс из этого rotation schedule, но при этом он оставил SL классы, ссылаясь на то, что 50% там одиннадцатиклассники.
Спустя несколько дней мистер Морроу при встрече честно признался, что главной задачей вовлечения меня в это мероприятие было не повторение биологии с мои студентами, а то, чтобы такой учитель как я занимался химией в другом классе с другими студентами. Вот это было похоже на правду — мои способности им хорошо известны. Почему бы не воспользоваться человеком? Классы мне дали такие, что «мама не горюй». Удивляет лишь то, с какой легкостью и цинизмом директор принес на алтарь TAKS тестов успех студентов-дипломников в IB программе.
Кстати, TAKS тесты в этом году школа провалила. Результаты оказались не лучше, а даже немного хуже, чем год назад! И это несмотря на усиленную подготовку и всяческие жертвы. Дело в том, что тест сдавало поколение студентов уже два или три года учившихся (точнее не учившихся) после начала действия директорской реформы.
А результаты IB тестов в SL классе оказались очень удручающими…
Возникает логичный вопрос — тогда почему они так хорошо живут? Ответ прост — единственная сверхдержава мира научилась перераспределять ресурсы третьих стран в свою пользу. Но это уже макроэкономика, кросс-курсы валют, в общем, большая политика и отдельный разговор… Если же вернуться к теме нашей книги и посмотреть на американскую систему образования и общественное жизнеустройство в целом, начинаешь понимать, что все у них очень умно устроено и не так уж и плохо. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить США с нашей страной.
В России выпускники средней школы получают неплохие знания. К тому же в последнее время все поголовно устремились в вузы и являются обладателями дипломов о высшем образовании. В результате мы имеем ситуацию, когда каждый считает себя умнее остальных. Амбиций у всех через край, а работать никто не хочет и не умеет. Эти амбициозные ребята и девчата идут туда, где можно сделать легкие деньги, много и сразу. Что при этом происходит со страной, в комментариях не нуждается. Теперь посмотрите на Америку, где основная масса о высшем образовании даже и не думает, и скажите, какая модель лучше?
К тому же в Америке те немногие родители, которые действительно обеспокоены будущим своих детей, все же имеют шансы дать им хорошее образование. Все дело как раз в том, что большинство родителей, включая благополучных белых, этим не озабочено. При этом абсолютно все довольны. Массы имеют работу и кусок хлеба. Безработные получают пособие, пляшут и поют песни. Более образованные и целеустремленные имеют возможность получить нечто большее, реализовать себя и чего-то достичь в этой жизни. Дать же абсолютно все каждому члену общества не может ни одно государство. Но любой гражданин в США чувствует себя комфортно, каждый доволен страной, в которой живет.
А как же функционирует сама страна? — спросите вы. За счет чего Штаты достигли таких высот? Кто же выполняет квалифицированную работу? Не нужно забывать, в школах есть очень умненькие и способные студенты. Я сам в последнее время учу именно таких. Это просто замечательные ребята. Причем, помимо способностей и знаний, в них прежде всего подкупают человеческие качества. Я не сомневаюсь, что у них прекрасное будущее. Вопрос в том, что доля таких учеников в общей массе мала. Да и они, как правило, не стремятся стать учеными или инженерами, а идут в лучшем случае в медицину, а чаще всего — в бизнес, финансовый менеджмент или юристы, то есть туда, где можно заработать большие деньги. Как вы сами понимаете, юристам не нужны ни дифференциальное исчисление, ни химия.
Потребность же в инженерах и научных работниках покрывается за счет иностранной рабочей силы, главным образом из Индии и Китая. Некоторый вклад вносят и наши сограждане. Профессор-американец в сегодняшнем американском вузе большая редкость. В здешних университетах популярна следующая шутка. Если ваш профессор разговаривает с акцентом, то вам повезло — значит, у вас хороший профессор.
Теперь вернемся к основной массе американских студентов. Куда же идет вся эта армия низкообразованных выпускников?
Во-первых, требуется очень много неквалифицированной рабочей силы: армия работников кассы и прилавка, уборщики и официанты и прочий обслуживающий персонал.
Во-вторых, для тех, кто хоть чему-то научился в школе, существует система двухгодичных колледжей, аналогичная нашим техникумам. Техникумы выпускают рабочих различных специальностей. После двух лет обучения выпускники вполне справляются со своей работой и потому неплохо зарабатывают. Правда, этой категории в последние годы все большую конкуренцию составляют легальные и нелегальные иммигранты из Мексики. Они значительно более расторопны и энергичны и к тому же готовы выполнить ту же работу за меньшие деньги.
В-третьих, более амбициозные (не обязательно более умные) идут в университеты за степенью бакалавра. В университетах первые два года им, по сути, ещё раз преподносят школьную программу. Как правило, эти курсы преподаются студентами старших курсов того же университета. По свидетельству многих наших российских студентов, имевших подобный опыт, с преподаванием первых двух курсов математики легко справится любой выпускник российской средней школы, учившийся на четверки и пятерки. Получив бакалавра, выпускники университетов могут уже учить сами — идти работать учителями в школу. Мне сдается, что лишь на стадии мастера американские студенты получают более-менее глубокие познания.
Можно долго спорить о ценности образования и о том, каким оно должно быть. Конечно, в сегодняшнем меняющемся мире образование не может оставаться таким же, как двадцать лет назад. Система образования должна отвечать вызовам современности. Изменения и реформы необходимы.
Если сравнивать систему среднего образования в разных странах, то можно прийти к следующим интересным наблюдениям. В сегодняшнем мире хуже всего обстоит дело в так называемых демократических странах: США, Англии и некоторых других странах Западной Европы. Самая сильная система образования — в государствах с авторитарным режимом (Китае) или традиционным (Японии). В той же России образование было сильно в годы тоталитарного коммунистического режима. В сегодняшней демократической России образование куда слабее, чем ещё двадцать лет назад.
Сегодня Россия дрейфует в сторону американской образовательной системы. Причем, как я уже говорил, перенимаются отнюдь не сильные стороны американской системы. Почему-то не расширяется спектр преподаваемых предметов и не вводится свобода выбора дополнительных. Не перенимается институт защищенности ученика от произвола учителя. По-прежнему не уделяется должного внимания физической культуре, музыке, искусству. Вместо этого мы видим упрощение учебной программы, разрушение десятилетиями накопленного опыта и наработанной методики преподавания. Разрушение как раз того, чего в американском образовании никогда не было, нет и по всей видимости, не будет.
По признанию американских же педагогов, среднее образование в самих Штатах за три последних десятилетия сильно ухудшилось и продолжает ухудшаться. В этом смысле США и Россия движутся в одном направлении…
Когда руководство какой-либо страны желает совершить прорыв и поднять свою страну на новый уровень, оно берется за образование. Это и СССР в 50-е, 60-е годы, это и современный Китай, это и Индия, которая благодаря растущему научно-техническому потенциалу не засидится надолго в третьем мире.
Те же рассуждения верны и для каждой отдельно взятой личности. Во все времена и у всех народов знание было почетно, уважаемо и являлось привилегией избранных. Моему поколению повезло: наше социалистическое отечество дало это богатство всем желающим абсолютно бесплатно. Представителям же подрастающего поколения придется решать этот вопрос индивидуально…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #18 написал: pavel909 (18 августа 2010 23:57) Статус: |
сейчас школьники 5-11 классов "Науку и жизнь" не читают, за редким редким исключением. А какие журналы были интересные: "Юный техник", "Техника молодежи", "Химия и жизнь". До сих пор хранится в моей памяти инструкция, переписанная и выученная из "Юного техника", как собрать жидкостный лазер в домашних условиях. Даже некоторые приспособы к нему сохранились, тщательно собираемые.
В моем детстве -юности были эти же журналы, еще "Знание-Сила", Вокруг света" "Радио". Спасибо родителям. "Астрономический календарь" покупал ежегодно.
» #17 написал: pl (18 августа 2010 23:04) Статус: |
Дак и я не помню, но в какой-то "Науке и жизни" читал, что сначала невидимый канал молнии от земли вверх поднимается, а потом в нем ионизируется воздух разрядом.
А сейчас школьники 5-11 классов "Науку и жизнь" не читают, за редким редким исключением. А какие журналы были интересные: "Юный техник", "Техника молодежи", "Химия и жизнь". До сих пор хранится в моей памяти инструкция, переписанная и выученная из "Юного техника", как собрать жидкостный лазер в домашних условиях. Даже некоторые приспособы к нему сохранились, тщательно собираемые.
» #16 написал: Yary (18 августа 2010 22:58) Статус: |
Думаю, что определенную роль в становлении американской нации сыграла исторически сложившаяся удаленность Америки от Европы и всего остального мира. Это способствовало развитию своеобразной «островной психологии» у американцев. Их очень мало интересует все то, что происходит за пределами их страны. На таком фоне людям (особенно детям) можно вдолбить все что угодно. Общеизвестно, что чем менее общество образованно, тем оно более управляемо, бессловесно, покорно и заглатывает любую пропаганду.
А вот и диагноз США. Как важно увидеть эту ловушку, чтобы самим не угодить в нее. А ведь нас туда конкретно кренит, господа и дамы.
А мне очень эта часть книги понравилась. На мой взгляд Альфа и Омега американской системы, которая на 100 процентов определяет как плюсы, так и минусы их жизни.
Следование правилам и инструкциям конечно хорошо, но являясь полюсом и лишая мотивации и опыта самостоятельного мышления, в конечно счете превращает людей в стадо коров и баранов. А в условиях ценности потребления мотивация из сферы познания (что невозможно без самостоятельных проб и ошибок, и невозможно в условиях диктата правил и норм) перетекает в сферу "потребляй что дают". Такова по сути глубинная психокультурная природа современного кризиса в США, так как стадо жующих коров не способно созидать и рано или поздно пойдет на корм. Кстати ожирение является логическим следствием психологии "жвачного животного" и решение этой проблемы возможно только при смене культурной парадигмы.
Что такое хорошо и что такое плохо
Следующий момент очень важный и серьезный. Я хочу остановиться на нем подробнее. У американских студентов, за редким исключением, абсолютно отсутствует идея оппозиции учителю, школе, администрации, что так характерно для российской системы в целом и российских детей в частности. Быть хулиганом и иметь плохие оценки в американской школе не считается круто. Также не круто пить, курить и ругаться матом. А иметь примерное поведение для мальчика не считается зазорным. Наоборот, быть прилежным учеником и иметь хорошие оценки в школе у них престижно (cool), а двоечники считаются не лидерами, а неудачниками (looser). Также престижно заниматься какой-нибудь общественной работой, быть на виду. Все это является результатом целенаправленного воспитания или идеологии в области образования.
Вспомните, как воспитываются наши дети. Вспомните, как часто в наших фильмах главный герой противостоит системе и лицам, по своему служебному положению эту систему олицетворяющим. Вспомните, как часто наш юный герой должен принять решение, идущее вразрез с системой. И он делает это на основе своих представлений о добре и зле, на основе своих жизненных ценностей. Он дает свою оценку всему происходящему. Он имеет свое собственное мнение…
Все это совершенно противопоказано детям американским. За них уже все продумали и решили. Их личные ценности должны быть адекватными с ценностями системы. И одна из главных ценностей (выше уже шла речь об этом) — это следование инструкциям. Чтобы быть хорошим членом общества, совсем не обязательно делать что-то хорошее. Достаточно не делать ничего плохого, то есть не нарушать инструкции. Принести оружие в школу плохо не потому, что это плохо, а потому, что это нарушение вполне конкретной инструкции — пункт такой то, абзац такой-то. И это с детства в них усиленно воспитывается. К 16 — 17 годам они уже вполне сформировавшийся продукт системы.
Один маленький пример. У меня в классе во время урока громко разговаривает черная девочка. Честно говоря, это уже и не девочка вовсе. Ей 18 лет, и она должна бы быть в двенадцатом классе. Но, видимо, в прошлом году запалила несколько предметов и поэтому оставлена на второй год, теперь числится в одиннадцатом. Это говорит о том, что проблемы у нее не только с химией. В девочке 180 сантиметров роста и не меньше 100 килограммов веса, а то и все 120. Так вот, я делаю ей одно замечание, другое. Ноль внимания. После того как замечания не дают результата, я, следуя инструкциям, вывожу её из класса для приватной беседы в коридор, и там случайно наталкиваюсь на проходящего мимо завуча.
Завуч, видя, что начинающий учитель в нестандартной ситуации, интересуется в чем дело, я все вкратце объясняю. В ответ девочка начинает утверждать, что не делала ничего дурного. Мол, все разговаривают, и она совершенно не понимает, почему я привязался именно к ней. Это у них наиболее частая отмазка — «все разговаривали». Но я это уже проходил и потому вполне педагогично замечаю: «Бритни, мы сейчас говорим не обо всех, а конкретно о тебе. Ты должна отвечать за свои поступки». Она знает, что таковы правила: коллективное не снимает персональной ответственности. Девочка в легком замешательстве. «Я помогала Тиффани, так как она попросила меня объяснить ей непонятную задачу», — изобретает она на ходу после недолгой паузы. Тут уже я в замешательстве. Я ещё не знаю, как это крыть. Но хорошо знает завуч. «А ты спросила у учителя разрешения помочь твоей подруге?» — спрашивает она её. Девочка опускает глазки и говорит виноватым голосом: «Нет». Она вспоминает, что есть такая инструкция — спросить разрешения у учителя. Она эту инструкцию нарушила. «В следующий раз, если захочешь кому-то помочь, — педагогично продолжает завуч, — спроси разрешения у учителя, и тогда тебя никто ни в чем не обвинит».
Я смотрю на все это и с трудом сдерживаю смех. Девочка-тетя виновато стоит перед нами, потупив глазки. Её поймали на нарушении инструкции. Громко разговаривать плохо не потому, что это мешает учителю, остальным ученикам, а потому, что существует такая инструкция. И тут я вспоминаю, что действительно многие дети постоянно спрашивают у меня, можно ли им помочь друг другу.
» #13 написал: zwwwz (18 августа 2010 21:10) Статус: |
Для американских подростков Бетховен – кличка собаки, Микеланджело - вирус
18 августа 2010 | 17:59
В США обнародовали результаты ежегодного теста Mindset, согласно результатам которого, большинство молодых американцев считают, что Бетховен это кличка для собаки, а Микеланджело - название компьютерного вируса.
Опрос проводится американскими социологами ежегодно среди молодых американцев, которые поступают в университеты США.
Результаты Mindset этого года показали, что большинство американских абитуриентов не умеют писать от руки и считают электронную почту слишком медленной.
Социологи уверены, что выпускники 2014 года не будут знать о существовании Чехословакии, Клинт Иствуд для них будет режиссером мелодрам, а не Грязным Гарри.
Первый подобный тест был проведен в 1980 году, из него социологи узнали, что молодежь в курсе существования только одного папы римского - Иоанна Павла II. Для опрошенных в 1999 году Югославия никогда не существовала, а написание слова "Солидарность" с большой буквы вызывало недоумение. http://podrobnosti.ua/kaleidoscope/2010/08/18/709091.html
» #12 написал: pavel909 (18 августа 2010 20:05) Статус: |
А статью кто читал, про что она? Про неучение как раз.
Это мы о своем, а америкосы, да пес с ними...
Цитата: ОКО ПЛАНЕТЫ
Вторая стадия протекает быстро и мощно. По проложенному лидером пути устремляется основной ток (рис 3г). Импульс тока длится примерно 0,1мс. Сила тока достигает значений порядка А. Выделяется значительное количество энергии (до Дж). Температура газа в канале достигает . Именно в этот момент рождается тот необычайно яркий свет, который мы наблюдаем при разряде молнии, и возникает гром, вызванный внезапным расширением внезапно нагретого газа. Существенно, что и свечение, и разогрев плазменного канала развиваются в направлении от земли к туче, т.е. снизу вверх.
От Алекс Зес: Это все неуловимо взглядом из за быстроты действия после удара молнии и это просто неуловимый световой эффект. Обще принято считать, что направление удара молнии идет по направлению движения зарядов от тучи к земле. От Павел: да, при тех скоростях глазом уловить трудно, но поскольку развитие идет сверху. все же принято считать , что от тучи к земле.
Цитата: Eliss
прошедшей ночью грозе и 3 одномоментных молниях, огромного размера, шарахнувших из облаков в море. )) Да так, что в нашем городе в 4 часа ночи вырубило всю эл.энергию.
Аналогичный случай в июле был в Мариуполе, над морем светопреставление, но свет вырубило в части района города, видимо от ЭМ импульса сработала защита на подстанции. Интересно было то, что половина молний были между тучами.
Цитата: Редактор Князь
А статью кто читал, про что она?
По поводу статьи, они все же выезжают на том, что у них есть и другие, не столь многочисленные школы, ну и приток мозгов из-за границы.
» #11 написал: Князь (18 августа 2010 20:02) Статус: |
Мы ведь говорим о молнии, а не о направлении движения электронов. В физике к примеру за направление тока однажды приняли направление от "+" к "-". Ну и про заключительную стадию в Вашем же посте. А что скажут остальные наши физики?
» #8 написал: ОКО ПЛАНЕТЫ (18 августа 2010 19:05) Статус: |
6. Молнии. 6.1 Виды молний a) Большинство молний возникает между тучей и земной поверхностью, однако, есть молнии, возникающие между тучами. Все эти молнии принято называть линейными. Длина отдельной линейной молнии может измеряться километрами. (Линейную молнию можно получить искусственно – скользящий разряд.) b) Еще одним видом молний является ленточная молния. При этом следующая картина, как если бы возникли несколько почти одинаковых линейных молний, сдвинутых относительно друг друга. c) Было замечено, что в некоторых случаях вспышка молний распадается на отдельные святящиеся участки длиной в несколько десятков метров. Это явление получило название четочной молнии. Согласно Малану (1961) такой вид молний объясняется на основе затяжного разряда, после свечения которого казалось бы более ярким в том месте, где канал изгибается в направлении наблюдателя, наблюдающего его концом к себе. А Юман (1962) считал, что это явление стоит рассматривать как пример «пинг-эффекта», который заключается в периодическом изменении радиуса разрядного столба с периодом в несколько микросекунд. 6.2 Физика линейной молнии
Линейная молния представля6т собой несколько импульсов, быстро следующих друг за другом. Каждый импульс – это пробой воздушного промежутка между тучей и землей, происходящий в виде искрового разряда. В начале рассмотрим первый импульс. В его развитии есть две стадии: сначала образуется канал разряда между тучей и землей, а затем по образовавшемуся каналу быстро проходит импульс основного тока. Первая стадия (образование канала разряда) показана на рис 3. Все начинается с того, что в нижней части тучи формируется электрическое поле очень большой напряженности – 105.106 В/м.
Свободные электроны получают в таком поле огромные ускорения. Эти ускорения направлены вниз, поскольку нижняя часть тучи заряжена отрицательно, а поверхность земли положительно. На пути от первого столкновения до другого, электроны приобретают значительную кинетическую энергию. Поэтому, сталкиваясь с атомами или молекулами, они ионизируют их. В результате рождаются новые (вторичные) электроны, которые, в свою очередь, ускоряются в поле тучи и затем в столкновениях ионизуют новые атомы и молекулы. Возникают целы лавины быстрых электронов, образующие у самого «дна» тучи, плазменные «нити» – стример. Сливаясь друг с другом, стримеры дают начало плазменному каналу, по которому в последствии пройдет импульс основного тока (рис 3). Этот развивающийся от «дна» тучи к поверхности земли плазменный канал наполнен свободными электронами и ионами, и поэтому может хорошо проводить электрический ток. Его называют лидером или точнее ступенчатым лидером. Дело в том, что канал формируется не плавно, а скачками – «ступенями». Почему в движении лидера наступают паузы и притом относительно регулярные – точно неизвестно. Существует несколько теорий ступенчатых лидеров. В 1938 году Шонланд выдвинул два возможнх объяснения задержки, которая вызывает ступенчатый характер лидера. Согласно одному из них, должно происходить движение электронов выиз по каналу ведущего стримера (пилота). Однако часть электронов захватывается атомами и положительно заряженными ионами, так что требуется некоторое время для поступления новых продвигающихся электронов, прежде чем возникнет градиент потенциала, достаточный для того, чтобы ток продолжался. Согласно другой точке зрения, время требуется для того, чтобы положительно заряженные ионы скопились под головкой канала лидера и, таким образом, создали на ней достаточный градиент потенциала. В 1944 году Брюс предложил иное объяснение, в основе которого лежит перерастание тлеющего разряда в дуговой. Он рассмотрел «коронный разряд», аналогичный разряду острия, существующий вокруг канала лидера не только на головке канала, но и по всей его длине. Он дал объаснение тому, что условия для существования дугового разряда будут устанавливаться на некоторок время после того, как канал разовьется на определенное расстояние и, следовательно возникнут ступени. Это явление еще до конца не изучено и конкретной теории пока нет. А вот физические процессы, происходящие вблизи головки лидера, вполне понятны. Напряженность поля под тучей достаточно велика – она составляет B/м; в области пространства непосредственно перед головкой лидера она еще больше. Увеличение напряженности поля в этой области хорошо объясняет рис.4, где штриховыми кривыми показаны сечения эквипотенциальных поверхностей, а сплошными кривыми – лини напряженности поля. В сильном электрическом поле вблизи головки лидера происходит интенсивная ионизация атомов и молекул воздуха. Она происходит за счет, во-первых, бомбардировки атомов и молекул быстрыми электронами, вылетающими из лидера (так называемая ударная ионизация), и, во-вторых, поглощение атомами и молекулами фотонов ультрафиолетового излучения, испускаемого лидером (фотоионизация). Вследствие интенсивной ионизации встречающихся на пути лидера атомов и молекул воздуха плазменный канал растет, лидер движется к проверхности земли. С учетом остановок по пути лидеру, чтобы достигнуть земли, потребовалось 10.20 мс при расстоянии 1 км между тучей и земной поверхностью (рис 3в). Теперь тучу соединяет с землей плазменный канал, прекрасно проводящий ток. Канал ионизированного газа как бы замкнул тучу с землей накоротко. На этом первая стадия развития начального импульса заканчивается. Вторая стадия протекает быстро и мощно. По проложенному лидером пути устремляется основной ток (рис 3г). Импульс тока длится примерно 0,1мс. Сила тока достигает значений порядка А. Выделяется значительное количество энергии (до Дж). Температура газа в канале достигает . Именно в этот момент рождается тот необычайно яркий свет, который мы наблюдаем при разряде молнии, и возникает гром, вызванный внезапным расширением внезапно нагретого газа. Существенно, что и свечение, и разогрев плазменного канала развиваются в направлении от земли к туче, т.е. снизу вверх. Для объяснения этого явления разобьем условно весь канал на несколько частей. Как только канал образовался (головка лидера достигла земли), вниз соскакивают прежде всего электроны, которые находились в самой нижней его части; поэтому нижняя часть канала первой начинает светиться и разогреваться. Затем к земле устремляются электроны из следующей (более высоко находящейся части канала); начинаются свечение и разогрев этой части. И так постепенно – от низа до верха – в движение к земле включаются все новые и новые электроны; в результате свечение и разогрев канала распространяются в направлении снизу вверх. После того, как прошел импульс основного тока, наступает пауза длительностью от 10 до 50мс. За это время канал практически гаснет, его температура падает примерно до , степень ионизации канала существенно уменьшается. Однако в туче еще сохранился большой заряд, поэтому новый лидер устремляется из тучи к земле, готовя дорогу для нового импульса тока. Лидеры второго и последующих ударов являются не ступенчатыми, а стреловидными. Стреловидные лидеры аналогичны ступеням ступенчатого лидера. Однако поскольку ионизированный канал уже существует, необходимость в пилоте и ступенях отпадает. Так как ионизация в канале стреловидного лидера «старше», чем у ступенчатого лидера, рекомбинация и диффузия у носителей носителей заряда происходят интенсивнее, а поэтому и степень ионизации в канале стреловидного лидера ниже. В результате скорость стреловидного лидера меньше скорости отдельных ступеней ступенчатого лидера, но больше скорости пилота. Значения скорости стреловидного лидера составляют от до м/с. Если между последующими ударами молнии пройдет больше времени, чем обычно, то степень ионизации может быть настолько низкой, особенно в нижней части канала, что возникает необходимость в новом пилоте для повторной ионизации воздуха. Это объясняет отдельные случаи образования ступеней на нижних концах лидеров, предшествующих не первому, а последующим главным ударам молнии. Как говорилось выше, новый лидер идет по пути, который был проторен начальным лидером. Он без остановки (1мс) пробегает весь путь сверху до низу. И снова следует мощный импульс основного тока. После очередной паузы все повторяется. В итоге высвечиваются несколько мощных импульсов, которые мы естественно, воспринимаем как единый разряд молнии, как единую яркую вспышку.
» #7 написал: pavel909 (18 августа 2010 19:05) Статус: |
МОЛНИЯ, природный разряд больших скоплений электрического заряда в нижних слоях атмосферы. Одним из первых это установил американский государственный деятель и ученый Б.Франклин. В 1752 он провел опыт с бумажным змеем, к шнуру которого был прикреплен металлический ключ, и получил от ключа искры во время грозы. С тех пор молния интенсивно изучалась как интересное явление природы, а также из-за серьезных повреждений линий электропередачи, домов и других строений, вызываемых прямым ударом молнии или наведенным ею напряжением. Результаты таких исследований кратко излагаются ниже.
Теория. Разряды молний могут происходить между соседними наэлектризованными облаками или между наэлектризованным облаком и землей. Разряду предшествует возникновение значительной разности электрических потенциалов между соседними облаками или между облаком и землей вследствие разделения и накопления атмосферного электричества в результате таких природных процессов, как дождь, снегопад и т.д. Возникшая таким образом разность потенциалов может достигать миллиарда вольт, а последующий разряд накопленной электрической энергии через атмосферу может создавать кратковременные токи от 3 до 200 кА. Для объяснения электризации грозовых облаков был разработан ряд теорий. В 1929 Дж.Симпсон предложил теорию, которая объясняет электризацию дроблением дождевых капель потоками воздуха. В результате дробления падающие более крупные капли заряжаются положительно, а остающиеся в верхней части облака более мелкие – отрицательно. В основе индукционной теории, предложенной в 1885, лежит предположение о том, что электрические заряды разделяются электрическим полем Земли, имеющей отрицательный заряд. В теории свободной ионизации Ч.Вильсона предполагается, что электризация возникает как результат избирательного накопления ионов находящимися в атмосфере капельками разных размеров. Возможно, что электризация грозовых облаков осуществляется совместным действием всех этих механизмов, а основным из них является падение достаточно крупных частиц, электризуемых трением об атмосферный воздух.
Разряд. На открытой местности разряды положительной и отрицательной полярности наблюдаются одинаково часто, но около 95% ударов в линии электропередачи и антенны исходят из отрицательно заряженных облаков. Разряд молнии характеризуется чрезвычайно быстрым нарастанием тока до пикового значения, как правило, достигаемого за время от 1 до 80 мкс (миллионных долей секунды), и последующим падением тока обычно за 3–200 мкс после пикового значения.
Многократные молнии. Многократные молнии – обычное явление, они могут насчитывать до 40 разрядов с интервалами от 500 мкс до 0,5 с, а полная продолжительность многократного разряда может достигать 1 с. С помощью фоторегистратора с временной разверткой было детально изучено развитие разряда молнии от облака до земли. Разряд развивается лавинообразно, сначала в виде ионизованного канала, получившего название лидера молнии, который ступенчато продвигается от облака к земле. Скорость ступенчатого движения лидера к земле равна приблизительно 45·106 м/с, причем интервал между ступенями составляет около 100 мкс. Длина каждой ступени лидера – около 45 м, так что полное время движения до земли может достигать 0,02 с. Затем по этому ионизованному каналу от земли к облаку движется основной разряд со скоростью от 2·107 м/с до 15·107 м/с. Он обычно глубоко проникает внутрь облака, образуя множество разветвленных каналов. Свечение этого яркого разряда, обусловленное рекомбинацией ионизованных атомов, может продолжаться более секунды.
РАЗВЕТВЛЕННАЯ МОЛНИЯ
Канал. Канал молнии определяется электрическим полем на конце движущегося лидера и локальной ионизацией. Вблизи земли его движение определяется земными стримерами или коронным разрядом, возникающим над заостренными проводящими предметами, выступающими над поверхностью земли. Молния с большой вероятностью повторно ударяет в ту же самую точку, если только объект не разрушен предыдущим ударом. Диаметр ядра светящегося разряда – от 1 до 2 см, а наэлектризованная зона вокруг ядра составляет, по-видимому, несколько метров в диаметре. Разветвленность разряда молнии между облаками обусловлена ступенчатым характером движения лидера, направление каждого шага которого определяется локальными условиями ионизации и потому носит в значительной мере случайный характер.
Погорячилась, правда, на самом деле речь шла о прошедшей ночью грозе и 3 одномоментных молниях, огромного размера, шарахнувших из облаков в море. )) Да так, что в нашем городе в 4 часа ночи вырубило всю эл.энергию.
Видела своими глазами - они из облака вышли, на веранду вышла в это время и не ожидала такой красоты, сначала молнии, потом всё эл. вырубает, ну и гром соответственно. Аж страшно стало, все жалюзи и окна до утра позакрывала, а дождь ушёл в другую сторону. Причём рокотало непрерывно, как будто товарняк едет. )))
В моем наблюдении было три параллельные молнии.
» #4 написал: озорник (18 августа 2010 18:52) Статус: |
Группа: Администраторы публикации 1143 комментарий 3891 Рейтинг поста:
0
Цитата: pavel909
так и выходят из нее,
Может это другой феномен? Ведь молния -это, если не изменяет память, электрический разряд в атмосфере.
» #3 написал: pavel909 (18 августа 2010 18:34) Статус: |
Тут намедни, мне один итальянский подросток, лет 18-ти (!) доказывал, что молния из земли выходит. ))) Вот уж где я чуть не упала! Вы ,- говорю, естесственные науки в школе проходили? Да, только мне не очень нравилось учиться. И этот кретин получил диплом!!! Пришлось в двух словах ему всё-таки объяснить откуда молния берётся. Был удивлён, потому что думал наоборот. Зомби они уже.
Eliss, Вы погорячились, молнии как входят в Землю, так и выходят из нее, а бывает ни то, ни другое.
От Алекс Зес: Да нет в данном случае не так. Молнии всегда уходят в землю. Другое дело что бывают разряды между облаками, но в данном примере это явно просто не рассматривалось. Речь шла о типичных случаях. от Павел: Типичная молния на заключительной стадии имеет обратный - главный разряд, превышающий по скорости, по свечению и силе тока прямой.
» #2 написал: Eliss (18 августа 2010 18:24) Статус: |
Тут намедни, мне один итальянский подросток, лет 18-ти (!) доказывал, что молния из земли выходит. ))) Вот уж где я чуть не упала! Вы ,- говорю, естесственные науки в школе проходили? Да, только мне не очень нравилось учиться. И этот кретин получил диплом!!! Пришлось в двух словах ему всё-таки объяснить откуда молния берётся. Был удивлён, потому что думал наоборот. Зомби они уже.
» #1 написал: pl (18 августа 2010 11:58) Статус: |
В результате такой политики администрация школы давит на учителей, с помощью административных хитростей запрещая им, по сути, выводить за год двойки. То есть двойки напрямую могут быть и не запрещены, но, поставив двойку, учитель сталкивается с такими проблемами, что в следующий раз уже не захочет этого делать. Такое, например, широко практикуется в последние годы к школе, где я работаю. Хотя чаще всего, по свидетельствам учителей из других школ, администрация особо не церемонится и просто запрещает учителям ставить двойни, несмотря на то что это прямое нарушение действующего законодательства. Частенько уже с двойкой за экзамен ученик все же переводится в следующий класс с одной лишь целью — предотвратить его отчисление из школы. Поэтому в каждом моем одиннадцатом классе половина учеников, которым нужно преподавать алгебру и химию, не умеют складывать и вычитать отрицательные числа…
В наших школах сейчас похожая ситуация. Супруга - учитель. Двоечникам натягивают оценки. Отчислять нельзя, на второй год - нельзя. Формально можно, но чиновники от образования дают понять, что всей школе хуже будет. Приходят потом такие школьники в институт и не знают что такое отрицательные числа.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В моем детстве -юности были эти же журналы, еще "Знание-Сила", Вокруг света" "Радио". Спасибо родителям. "Астрономический календарь" покупал ежегодно.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Дак и я не помню, но в какой-то "Науке и жизни" читал, что сначала невидимый канал молнии от земли вверх поднимается, а потом в нем ионизируется воздух разрядом.
А сейчас школьники 5-11 классов "Науку и жизнь" не читают, за редким редким исключением. А какие журналы были интересные: "Юный техник", "Техника молодежи", "Химия и жизнь". До сих пор хранится в моей памяти инструкция, переписанная и выученная из "Юного техника", как собрать жидкостный лазер в домашних условиях. Даже некоторые приспособы к нему сохранились, тщательно собираемые.
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 685
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста:
А мне очень эта часть книги понравилась. На мой взгляд Альфа и Омега американской системы, которая на 100 процентов определяет как плюсы, так и минусы их жизни.
Следование правилам и инструкциям конечно хорошо, но являясь полюсом и лишая мотивации и опыта самостоятельного мышления, в конечно счете превращает людей в стадо коров и баранов. А в условиях ценности потребления мотивация из сферы познания (что невозможно без самостоятельных проб и ошибок, и невозможно в условиях диктата правил и норм) перетекает в сферу "потребляй что дают". Такова по сути глубинная психокультурная природа современного кризиса в США, так как стадо жующих коров не способно созидать и рано или поздно пойдет на корм. Кстати ожирение является логическим следствием психологии "жвачного животного" и решение этой проблемы возможно только при смене культурной парадигмы.
Что такое хорошо и что такое плохо
Следующий момент очень важный и серьезный. Я хочу остановиться на нем подробнее. У американских студентов, за редким исключением, абсолютно отсутствует идея оппозиции учителю, школе, администрации, что так характерно для российской системы в целом и российских детей в частности. Быть хулиганом и иметь плохие оценки в американской школе не считается круто. Также не круто пить, курить и ругаться матом. А иметь примерное поведение для мальчика не считается зазорным. Наоборот, быть прилежным учеником и иметь хорошие оценки в школе у них престижно (cool), а двоечники считаются не лидерами, а неудачниками (looser). Также престижно заниматься какой-нибудь общественной работой, быть на виду. Все это является результатом целенаправленного воспитания или идеологии в области образования.
Вспомните, как воспитываются наши дети. Вспомните, как часто в наших фильмах главный герой противостоит системе и лицам, по своему служебному положению эту систему олицетворяющим. Вспомните, как часто наш юный герой должен принять решение, идущее вразрез с системой. И он делает это на основе своих представлений о добре и зле, на основе своих жизненных ценностей. Он дает свою оценку всему происходящему. Он имеет свое собственное мнение…
Все это совершенно противопоказано детям американским. За них уже все продумали и решили. Их личные ценности должны быть адекватными с ценностями системы. И одна из главных ценностей (выше уже шла речь об этом) — это следование инструкциям. Чтобы быть хорошим членом общества, совсем не обязательно делать что-то хорошее. Достаточно не делать ничего плохого, то есть не нарушать инструкции. Принести оружие в школу плохо не потому, что это плохо, а потому, что это нарушение вполне конкретной инструкции — пункт такой то, абзац такой-то. И это с детства в них усиленно воспитывается. К 16 — 17 годам они уже вполне сформировавшийся продукт системы.
Один маленький пример. У меня в классе во время урока громко разговаривает черная девочка. Честно говоря, это уже и не девочка вовсе. Ей 18 лет, и она должна бы быть в двенадцатом классе. Но, видимо, в прошлом году запалила несколько предметов и поэтому оставлена на второй год, теперь числится в одиннадцатом. Это говорит о том, что проблемы у нее не только с химией. В девочке 180 сантиметров роста и не меньше 100 килограммов веса, а то и все 120. Так вот, я делаю ей одно замечание, другое. Ноль внимания. После того как замечания не дают результата, я, следуя инструкциям, вывожу её из класса для приватной беседы в коридор, и там случайно наталкиваюсь на проходящего мимо завуча.
Завуч, видя, что начинающий учитель в нестандартной ситуации, интересуется в чем дело, я все вкратце объясняю. В ответ девочка начинает утверждать, что не делала ничего дурного. Мол, все разговаривают, и она совершенно не понимает, почему я привязался именно к ней. Это у них наиболее частая отмазка — «все разговаривали». Но я это уже проходил и потому вполне педагогично замечаю: «Бритни, мы сейчас говорим не обо всех, а конкретно о тебе. Ты должна отвечать за свои поступки». Она знает, что таковы правила: коллективное не снимает персональной ответственности. Девочка в легком замешательстве. «Я помогала Тиффани, так как она попросила меня объяснить ей непонятную задачу», — изобретает она на ходу после недолгой паузы. Тут уже я в замешательстве. Я ещё не знаю, как это крыть. Но хорошо знает завуч. «А ты спросила у учителя разрешения помочь твоей подруге?» — спрашивает она её. Девочка опускает глазки и говорит виноватым голосом: «Нет». Она вспоминает, что есть такая инструкция — спросить разрешения у учителя. Она эту инструкцию нарушила. «В следующий раз, если захочешь кому-то помочь, — педагогично продолжает завуч, — спроси разрешения у учителя, и тогда тебя никто ни в чем не обвинит».
Я смотрю на все это и с трудом сдерживаю смех. Девочка-тетя виновато стоит перед нами, потупив глазки. Её поймали на нарушении инструкции. Громко разговаривать плохо не потому, что это мешает учителю, остальным ученикам, а потому, что существует такая инструкция. И тут я вспоминаю, что действительно многие дети постоянно спрашивают у меня, можно ли им помочь друг другу.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В США обнародовали результаты ежегодного теста Mindset, согласно результатам которого, большинство молодых американцев считают, что Бетховен это кличка для собаки, а Микеланджело - название компьютерного вируса.
Опрос проводится американскими социологами ежегодно среди молодых американцев, которые поступают в университеты США.
Результаты Mindset этого года показали, что большинство американских абитуриентов не умеют писать от руки и считают электронную почту слишком медленной.
Социологи уверены, что выпускники 2014 года не будут знать о существовании Чехословакии, Клинт Иствуд для них будет режиссером мелодрам, а не Грязным Гарри.
Первый подобный тест был проведен в 1980 году, из него социологи узнали, что молодежь в курсе существования только одного папы римского - Иоанна Павла II. Для опрошенных в 1999 году Югославия никогда не существовала, а написание слова "Солидарность" с большой буквы вызывало недоумение.
http://podrobnosti.ua/kaleidoscope/2010/08/18/709091.html
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Это мы о своем, а америкосы, да пес с ними...
От Алекс Зес:
Это все неуловимо взглядом из за быстроты действия после удара молнии и это просто неуловимый световой эффект. Обще принято считать, что направление удара молнии идет по направлению движения зарядов от тучи к земле.
От Павел: да, при тех скоростях глазом уловить трудно, но поскольку развитие идет сверху. все же принято считать , что от тучи к земле.
Аналогичный случай в июле был в Мариуполе, над морем светопреставление, но свет вырубило в части района города, видимо от ЭМ импульса сработала защита на подстанции. Интересно было то, что половина молний были между тучами.
По поводу статьи, они все же выезжают на том, что у них есть и другие, не столь многочисленные школы, ну и приток мозгов из-за границы.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Это в смысле что все физику учили? А статью кто читал, про что она? Про неучение как раз.
От Алекс Зес:
Так я же все обьяснил с примерами и пояснениями.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
При столконвении атмосферных фронтов, образуется разряд - молния, уходящий из облака в море (землю), заземляется.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Администраторы
публикаций 428
комментария 854
Рейтинг поста:
6.1 Виды молний
a) Большинство молний возникает между тучей и земной поверхностью, однако,
есть молнии, возникающие между тучами. Все эти молнии принято называть
линейными. Длина отдельной линейной молнии может измеряться километрами.
(Линейную молнию можно получить искусственно – скользящий разряд.)
b) Еще одним видом молний является ленточная молния. При этом следующая
картина, как если бы возникли несколько почти одинаковых линейных молний,
сдвинутых относительно друг друга.
c) Было замечено, что в некоторых случаях вспышка молний распадается на
отдельные святящиеся участки длиной в несколько десятков метров. Это явление
получило название четочной молнии. Согласно Малану (1961) такой вид
молний объясняется на основе затяжного разряда, после свечения которого
казалось бы более ярким в том месте, где канал изгибается в направлении
наблюдателя, наблюдающего его концом к себе. А Юман (1962) считал, что это
явление стоит рассматривать как пример «пинг-эффекта», который заключается в
периодическом изменении радиуса разрядного столба с периодом в несколько
микросекунд.
6.2 Физика линейной молнии
Линейная молния представля6т собой несколько импульсов, быстро следующих друг
за другом. Каждый импульс – это пробой воздушного промежутка между тучей и
землей, происходящий в виде искрового разряда. В начале рассмотрим первый
импульс. В его развитии есть две стадии: сначала образуется канал разряда
между тучей и землей, а затем по образовавшемуся каналу быстро проходит
импульс основного тока.
Первая стадия (образование канала разряда) показана на рис 3. Все
начинается с того, что в нижней части тучи формируется электрическое поле очень
большой напряженности – 105.106 В/м.
Свободные электроны получают в таком поле огромные ускорения. Эти ускорения
направлены вниз, поскольку нижняя часть тучи заряжена отрицательно, а
поверхность земли положительно. На пути от первого столкновения до другого,
электроны приобретают значительную кинетическую энергию. Поэтому, сталкиваясь
с атомами или молекулами, они ионизируют их. В результате рождаются новые
(вторичные) электроны, которые, в свою очередь, ускоряются в поле тучи и
затем в столкновениях ионизуют новые атомы и молекулы. Возникают целы лавины
быстрых электронов, образующие у самого «дна» тучи, плазменные «нити» –
стример.
Сливаясь друг с другом, стримеры дают начало плазменному каналу, по которому
в последствии пройдет импульс основного тока
(рис 3). Этот развивающийся от «дна» тучи к поверхности земли плазменный канал
наполнен свободными электронами и ионами, и поэтому может хорошо проводить
электрический ток. Его называют лидером или точнее ступенчатым
лидером. Дело в том, что канал формируется не плавно, а скачками –
«ступенями».
Почему в движении лидера наступают паузы и притом относительно регулярные –
точно неизвестно. Существует несколько теорий ступенчатых лидеров.
В 1938 году Шонланд выдвинул два возможнх объяснения задержки, которая вызывает
ступенчатый характер лидера. Согласно одному из них, должно происходить
движение электронов выиз по каналу ведущего стримера (пилота).
Однако часть электронов захватывается атомами и положительно заряженными
ионами, так что требуется некоторое время для поступления новых продвигающихся
электронов, прежде чем возникнет градиент потенциала, достаточный для того,
чтобы ток продолжался. Согласно другой точке зрения, время требуется для того,
чтобы положительно заряженные ионы скопились под головкой канала лидера и,
таким образом, создали на ней достаточный градиент потенциала. В 1944 году Брюс
предложил иное объяснение, в основе которого лежит перерастание тлеющего
разряда в дуговой. Он рассмотрел «коронный разряд», аналогичный разряду острия,
существующий вокруг канала лидера не только на головке канала, но и по всей его
длине. Он дал объаснение тому, что условия для существования дугового разряда
будут устанавливаться на некоторок время после того, как канал разовьется на
определенное расстояние и, следовательно возникнут ступени. Это явление еще до
конца не изучено и конкретной теории пока нет. А вот физические процессы,
происходящие вблизи головки лидера, вполне понятны. Напряженность поля под
тучей достаточно велика – она составляет
B/м; в области пространства непосредственно перед головкой лидера она еще
больше. Увеличение напряженности поля в этой области хорошо объясняет рис.4,
где штриховыми кривыми показаны сечения эквипотенциальных поверхностей, а
сплошными кривыми – лини напряженности поля. В сильном электрическом поле
вблизи головки лидера происходит интенсивная ионизация атомов и молекул
воздуха. Она происходит за счет, во-первых, бомбардировки атомов и молекул
быстрыми электронами, вылетающими из лидера (так называемая ударная
ионизация), и, во-вторых, поглощение атомами и молекулами фотонов
ультрафиолетового излучения, испускаемого лидером (фотоионизация). Вследствие
интенсивной ионизации встречающихся на пути лидера атомов и молекул воздуха
плазменный канал растет, лидер движется к проверхности земли.
С учетом остановок по пути лидеру, чтобы достигнуть земли, потребовалось
10.20 мс при расстоянии 1 км между тучей и земной поверхностью (рис 3в).
Теперь тучу соединяет с землей плазменный канал, прекрасно проводящий ток.
Канал ионизированного газа как бы замкнул тучу с землей накоротко. На этом
первая стадия развития начального импульса заканчивается.
Вторая стадия протекает быстро и мощно. По проложенному лидером пути
устремляется основной ток (рис 3г). Импульс тока длится примерно 0,1мс. Сила
тока достигает значений порядка
А. Выделяется значительное количество энергии (до
Дж). Температура газа в канале достигает
. Именно в этот момент рождается тот необычайно яркий свет, который мы наблюдаем
при разряде молнии, и возникает гром, вызванный внезапным расширением внезапно
нагретого газа.
Существенно, что и свечение, и разогрев плазменного канала развиваются в
направлении от земли к туче, т.е. снизу вверх. Для объяснения этого
явления разобьем условно весь канал на несколько частей. Как только канал
образовался (головка лидера достигла земли), вниз соскакивают прежде всего
электроны, которые находились в самой нижней его части; поэтому нижняя часть
канала первой начинает светиться и разогреваться. Затем к земле устремляются
электроны из следующей (более высоко находящейся части канала); начинаются
свечение и разогрев этой части. И так постепенно – от низа до верха – в
движение к земле включаются все новые и новые электроны; в результате свечение
и разогрев канала распространяются в направлении снизу вверх.
После того, как прошел импульс основного тока, наступает пауза длительностью от
10 до 50мс. За это время канал практически гаснет, его температура падает
примерно до ,
степень ионизации канала существенно уменьшается.
Однако в туче еще сохранился большой заряд, поэтому новый лидер устремляется из
тучи к земле, готовя дорогу для нового импульса тока. Лидеры второго и
последующих ударов являются не ступенчатыми, а стреловидными.
Стреловидные лидеры аналогичны ступеням ступенчатого лидера. Однако поскольку
ионизированный канал уже существует, необходимость в пилоте и ступенях
отпадает. Так как ионизация в канале стреловидного лидера «старше», чем у
ступенчатого лидера, рекомбинация и диффузия у носителей носителей заряда
происходят интенсивнее, а поэтому и степень ионизации в канале стреловидного
лидера ниже. В результате скорость стреловидного лидера меньше скорости
отдельных ступеней ступенчатого лидера, но больше скорости пилота. Значения
скорости стреловидного лидера составляют от
до м/с.
Если между последующими ударами молнии пройдет больше времени, чем обычно, то
степень ионизации может быть настолько низкой, особенно в нижней части
канала, что возникает необходимость в новом пилоте для повторной ионизации
воздуха. Это объясняет отдельные случаи образования ступеней на нижних концах
лидеров, предшествующих не первому, а последующим главным ударам молнии.
Как говорилось выше, новый лидер идет по пути, который был проторен начальным
лидером. Он без остановки (1мс) пробегает весь путь сверху до низу. И снова
следует мощный импульс основного тока. После очередной паузы все повторяется.
В итоге высвечиваются несколько мощных импульсов, которые мы естественно,
воспринимаем как единый разряд молнии, как единую яркую вспышку.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Я к тому, что так категорически утверждать, свеху вниз, или снизу вверх не совсем правильно, инициируется сверху.
http://planet-x.net.ua/earth/earth_priroda_molnii.html
От Алекс Зес:
Да нет утверждать можно и нужно. От тучи к Земле (хотя визульное развитие процесса обратное). См. приведенную инфо.
Статус: |
Группа: Администраторы
публикаций 428
комментария 854
Рейтинг поста:
Теория. Разряды молний могут происходить между соседними наэлектризованными облаками или между наэлектризованным облаком и землей. Разряду предшествует возникновение значительной разности электрических потенциалов между соседними облаками или между облаком и землей вследствие разделения и накопления атмосферного электричества в результате таких природных процессов, как дождь, снегопад и т.д. Возникшая таким образом разность потенциалов может достигать миллиарда вольт, а последующий разряд накопленной электрической энергии через атмосферу может создавать кратковременные токи от 3 до 200 кА. Для объяснения электризации грозовых облаков был разработан ряд теорий. В 1929 Дж.Симпсон предложил теорию, которая объясняет электризацию дроблением дождевых капель потоками воздуха. В результате дробления падающие более крупные капли заряжаются положительно, а остающиеся в верхней части облака более мелкие – отрицательно. В основе индукционной теории, предложенной в 1885, лежит предположение о том, что электрические заряды разделяются электрическим полем Земли, имеющей отрицательный заряд. В теории свободной ионизации Ч.Вильсона предполагается, что электризация возникает как результат избирательного накопления ионов находящимися в атмосфере капельками разных размеров. Возможно, что электризация грозовых облаков осуществляется совместным действием всех этих механизмов, а основным из них является падение достаточно крупных частиц, электризуемых трением об атмосферный воздух.
Разряд. На открытой местности разряды положительной и отрицательной полярности наблюдаются одинаково часто, но около 95% ударов в линии электропередачи и антенны исходят из отрицательно заряженных облаков. Разряд молнии характеризуется чрезвычайно быстрым нарастанием тока до пикового значения, как правило, достигаемого за время от 1 до 80 мкс (миллионных долей секунды), и последующим падением тока обычно за 3–200 мкс после пикового значения.
Многократные молнии. Многократные молнии – обычное явление, они могут насчитывать до 40 разрядов с интервалами от 500 мкс до 0,5 с, а полная продолжительность многократного разряда может достигать 1 с. С помощью фоторегистратора с временной разверткой было детально изучено развитие разряда молнии от облака до земли. Разряд развивается лавинообразно, сначала в виде ионизованного канала, получившего название лидера молнии, который ступенчато продвигается от облака к земле. Скорость ступенчатого движения лидера к земле равна приблизительно 45·106 м/с, причем интервал между ступенями составляет около 100 мкс. Длина каждой ступени лидера – около 45 м, так что полное время движения до земли может достигать 0,02 с. Затем по этому ионизованному каналу от земли к облаку движется основной разряд со скоростью от 2·107 м/с до 15·107 м/с. Он обычно глубоко проникает внутрь облака, образуя множество разветвленных каналов. Свечение этого яркого разряда, обусловленное рекомбинацией ионизованных атомов, может продолжаться более секунды.
Канал. Канал молнии определяется электрическим полем на конце движущегося лидера и локальной ионизацией. Вблизи земли его движение определяется земными стримерами или коронным разрядом, возникающим над заостренными проводящими предметами, выступающими над поверхностью земли. Молния с большой вероятностью повторно ударяет в ту же самую точку, если только объект не разрушен предыдущим ударом. Диаметр ядра светящегося разряда – от 1 до 2 см, а наэлектризованная зона вокруг ядра составляет, по-видимому, несколько метров в диаметре. Разветвленность разряда молнии между облаками обусловлена ступенчатым характером движения лидера, направление каждого шага которого определяется локальными условиями ионизации и потому носит в значительной мере случайный характер.
ЛИТЕРАТУРАФренкель Я.И. Собрание избранных трудов, т. 2. М. – Л., 1958
Имянитов И.М., Чубарина Е.В., Шварц Я.М. Электричество облаков. Л., 1971
Юман М.А. Молния. М., 1972
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Видела своими глазами - они из облака вышли, на веранду вышла в это время и не ожидала такой красоты, сначала молнии, потом всё эл. вырубает, ну и гром соответственно. Аж страшно стало, все жалюзи и окна до утра позакрывала, а дождь ушёл в другую сторону. Причём рокотало непрерывно, как будто товарняк едет. )))
В моем наблюдении было три параллельные молнии.
Статус: |
Группа: Администраторы
публикации 1143
комментарий 3891
Рейтинг поста:
Может это другой феномен? Ведь молния -это, если не изменяет память, электрический разряд в атмосфере.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Eliss, Вы погорячились, молнии как входят в Землю, так и выходят из нее, а бывает ни то, ни другое.
От Алекс Зес:
Да нет в данном случае не так. Молнии всегда уходят в землю. Другое дело что бывают разряды между облаками, но в данном примере это явно просто не рассматривалось. Речь шла о типичных случаях.
от Павел:
Типичная молния на заключительной стадии имеет обратный - главный разряд, превышающий по скорости, по свечению и силе тока прямой.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Вы ,- говорю, естесственные науки в школе проходили?
Да, только мне не очень нравилось учиться.
И этот кретин получил диплом!!!
Пришлось в двух словах ему всё-таки объяснить откуда молния берётся. Был удивлён, потому что думал наоборот. Зомби они уже.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Частенько уже с двойкой за экзамен ученик все же переводится в следующий класс с одной лишь целью — предотвратить его отчисление из школы. Поэтому в каждом моем одиннадцатом классе половина учеников, которым нужно преподавать алгебру и химию, не умеют складывать и вычитать отрицательные числа…
В наших школах сейчас похожая ситуация. Супруга - учитель. Двоечникам натягивают оценки. Отчислять нельзя, на второй год - нельзя. Формально можно, но чиновники от образования дают понять, что всей школе хуже будет. Приходят потом такие школьники в институт и не знают что такое отрицательные числа.