Волны прогресса, наступающие с полувековой периодичностью на человечество, оставляют в наследство груз ошибок и несбывшихся надежд.
Сегодня мир продолжает пожинать плоды индустриальной эпохи, усугубленной последствиями НТР начала 60-х годов прошлого столетия.
Иллюзия всевластия человека над природой в наше время непостижимым образом смыкается с ошибочным прогнозом замены человека машиной с функциями учителя. Дискретность программ ЭВМ формирует у человека “клиповое”, фрагментарное сознание, которое при анализе фактов заменяет ему интеллект тестом и ставит во главу угла первобытный метод проб и ошибок.
Индикатором пороков сознания служат катастрофы на море, с точностью до мелочей повторяющие “Титаник” столетней давности, и многократно более масштабные нового времени - АЭС в Тримайлайленд, ЧАЭС, Фукусима и СШГЭС.
СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРОЗРЕНИЕ
Надо отдать должное прагматизму американцев, - еще до наступления черной полосы антропогенных катаклизмов осознавших необходимость смены курса НТР на курс новой индустриализации, с опорой на интеллектуальный ресурс нации и источником активности получения новых знаний, сохранении и приумножении опыта, составляющих платформу конкурентных технологий и инноваций.
Угрозу своему мировому лидерству США усматривают в потере молодыми американцами интереса к естественным и техническим наукам. Только 15 % выпускников вузов выбирают эти специальности, и только один из 550 поступивших в высшую школу получает статус профессионального ученого.
Главной причиной этого явления служит зараженность образования тестированием, что ведет к утрате школьниками способности понимать прочитанное (дислексия), незнании элементарной алгебры и неспособности четко формулировать излагаемые мысли. Пробелы в образовании закрывают американцам – выходцам из этнических меньшинств и беднейших слоев населения путь к высшему образованию и росту своего социального и имущественного статуса.
9 августа 2007 г. Конгресс США принял федеральный закон о национальной научно-технической и образовательной политике. Его сокращенное название «Закон о соревнующейся Америке». Официальное название, раскрывающее его содержание, гласит: «Америка создает возможности для целенаправленного укрепления своего превосходства в технологии, образовании и науке».
РАВНЕНИЕ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОРЫВ СССР
Первый, наиболее трудный этап системного анализа содержания указанного ФЗ взял на себя сотрудник Института проблем развития науки при Президиуме Российской академии наук Г.С. Хромов.
Изучение материалов данной публикации подтверждает факт: за широтой охвата законодателями США научно-технических и образовательных проблем традиционно просматривается опыт и принципы организации плана ГОЭЛРО, - первого в мировой практике проекта восстановления и модернизации экономики на базе инновационного развития самых передовых технологий эпохи.
Идеолог ГОЭЛРО Ленин руководствовался следующей стратегией: “Составить проект электрификации России - это означает дать красную руководящую нить для всей созидательной хозяйственной деятельности, построить основные леса для реализации единого государственного плана народного хозяйства”.
Хорошо известно, что главным фактором инновационного прорыва СССР стал научный приоритет форсированной электрификации, объединившей усилия всего общества на развитии тяжелой индустрии.
Локомотивом проекта индустриализации Советской России в 20-е годы, и США в наши дни стало образование, интегрирующее науку и производство.
В докладе “Пятилетний план развития народного хозяйства Союза ССР” на V Съезде Советов в мае 1929 г. Кржижановский отмечал: “...мы имеем поразительное совпадение научного анализа, того анализа, который был нашим преимущественным средством в ту пору, когда мы составляли план ГОЭЛРО, с данными больших и сложных расчетов, которыми располагали при выработке пятилетки”.
Факты истории с необходимостью направляют второй этап анализа Закона Америки через фильтр проектного подхода к решению масштабных проблем.
С учетом изложенного в подготовке новой редакции текста ФЗ были использованы ранее опубликованные материалы по проектному подходу, в том числе: “Программирование прогресса. К 90-летию плана ГОЭЛРО”, “Когда проект становится оружием технологического прорыва”, “Cекрет Аненербе: инновационное наследие Третьего Рейха”, “Инноград Сколково: русская ДАРПА, да не та”, “Реформа российской армии: экспертиза проекта” и другие.
Пример реализации автором указанного подхода в условиях РФ представлен в работе “Проект государственной системы патриотического воспитания”
Приоритет психологии человека обеспечил развитие системы, создавшей условия для принятия за 10 лет трех госпрограмм патриотического воспитания и решения задач, поставленных Президентом РФ в этой области.
ЗАКОН О СОРЕВНУЮЩЕЙСЯ АМЕРИКЕ
1. Бюро по научной и технологической политике. Широкий взгляд на науку со стороны Правительства
Вступивший в силу через 87 лет после ГОЭЛРО «Закон о соревнующейся Америке» обязал Президента США подготовить общенациональный саммит и доклад о состоянии сферы естественных наук, технологий, инженерии и математики.
Подготовка ежегодного доклада возлагается на Бюро по науке и технологиям, которое заключает контракт на 4 года с Национальной академией наук.
Содержание доклада сводится к следующим комплексным проблемам:
– стимулирование инновационной активности различных общественных групп, организация открытого диалога между бизнесом, властями, акционерами с учетом отдаленного влияния научно-технологического прогресса на здоровье и другие общественные ценности.
– законодательство, поощряющее инновационную деятельность;
– критическая оценка механизма федерального финансирования инновационной деятельности, увеличение приоритетного финансирования научно-технических проектов и программ, запланированных на 5-летний срок, начиная от даты представления доклада.
– расширение вложений интеллектуального ресурса в развитие инновационного производства, объединение усилий промышленности, бизнеса и университетов в интересах уменьшения деловых рисков, их компенсация при долговременных вложениях в инновационные проекты;
– влияние федерального образовательного стандарта по естественным наукам, математике и навыкам чтения на интенсивность притока студентов и вовлечения в инновационную деятельность высшей школы, обладателей академических степеней и на приобретение высокой квалификации специалистами рабочих профессий 21-го века из сельских и экономически неблагополучных регионов.
Символы инноваций
Веру в успех плана ГОЭЛРО вселяла духовная энергия ораторского мастерства, темперамент и магия жестов вождя, ритуалы, символы электрификации, издание для массового читателя книг и пособий авторитетных ученых, музеи, памятники и монументы. Ставшая исторической аббревиатура ГОЭРЛО явилась результатом напряженной работы мысли. Приоритет духовности проявился в германской Аненербе и американской ДАРПА.
В новом ФЗ указанная традиция продолжена в получении статуса «Национальная технологическая и инновационная медаль» для ранее учрежденной медали «За технологии и инновации».
Закон стимулирует создание в общеобразовательных школах специальных классов для наглядной демонстрации результатов исследований и разработок.
Предусмотрено также ежегодное проведение «Дней естественных наук, технологии, инженерии и математики» со специальными тематическими уроками.
Тем самым реанимируется идея политехнизацию школ эпохи СССР.
Научное обслуживание производства
Успех технологического прорыва определяет стратегическая связь производства с наукой. “Онаучивание” производства и “обинженериввание” науки есть наш очередной лозунг”, - заявил в 1932 году глава Научно-исследовательского совета ВСНХ СССР Николай Бухарин.
В интересах инвесторов и повышения конкурентоспособности в США указанные задачи в рамках ФЗ решает «научное обслуживание» производства.
Научное обслуживание включает в себя индивидуальную деятельность высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов по комплексному внедрению результатов научных исследований, промышленных технологий, менеджмента, вычислительной техники, теории операций и юриспруденции.
Совместно решить задачу по определению кадровых потребностей и уровня подготовки данных специалистов - менеджеров в сфере научного обслуживания надлежит Национальной академии наук, вузам, корпорациям и заинтересованным общественным организациям.
Директору Бюро по науке и технологиям, Национальной академии наук надлежит через год после вступления ФЗ в силу представить в Конгресс программу поддержки федеральным правительством подготовки контингента указанных менеджеров в сфере научного обслуживания.
Программа «Повестка дня: инновации»
Уникальность проектного подхода плана ГОЭЛРО состоит в синхронизации мыслей каждого исполнителя в широком интеллектуальном потоке поиска лучших решений. «Мы должны, - говорил Глеб Кржижановский, - сосредоточить все наше внимание на самом основном и существенном, и, ориентировавшись в этом направлении, не смущаться грубой наброской остальных контуров. Таким путем мы сможем … избегнуть опасности, которая нам угрожает излишней детализацией плана – потерей основной дороги».
Напомним, работа над планом ГОЭЛРО, начатая в конце января 1920 года, была завершена в последних числах ноября. Ее венцом стало экстренное издание труда Комиссии. По замыслу Ленина этот труд было необходимо 22 декабря вручить делегатам VIII Всероссийского Съезда Советов, где заслушивался доклад Кржижановского об электрификации страны, и принималось по нему решение.
Цели и формат программы «Повестка дня инновации» включают повышение роли правительств, федерального и штатов, университетского сообщества и частнопредпринимательских структур в инновационной активности и конкурентоспособности, что соответствует задачам Комиссии ГОЭЛРО.
Доклад по программе Президенту США и Конгрессу был подготовлен через год после вступления в силу настоящего ФЗ. В дальнейшем программа должна обновляться не реже одного раза в 2 года.
В программе решаются следующие задачи:
– оценка текущего состояния, сильных и слабых сторон США по вопросам поддержки исследований и разработок;
– выработка рекомендаций по усилению мирового лидерства США в исследованиях и разработках, инновациях, включая национальный кадровый потенциал в естественных науках, технологии, инженерии и математике;
Известно, что ключевое звено прорыва - Государственная комиссия (ГОЭЛРО), обладала правом привлекать к работе любые учреждения и отдельных лиц. Всем государственным структурам вменялось в обязанности предоставлять по запросам любую информацию. На постоянной основе в нее входило около 90 человек, другие привлекались по мере необходимости.
В течение февраля 1920 года Кржижановский сформировал команду из 240 человек, включившихся немедленно в разработку плана ГОЭЛРО в соответствии с поэтапным графиком.
Ныне американскую программу разрабатывает аналог Комиссии ГОЭЛРО, - подотчетный Конгрессу и Президенту США Совет по инновациям и конкурентоспособности, координирующий свою работу с Национальным советом по электронике, Советом национальной безопасности и Национальным советом по науке и технологиям.
Заседания Совета проводятся с полугодичной периодичностью под председательством представителя профильного Министерства торговли.
В функции указанного Совета входит:
– оценка законодательства федерального правительства, поощряющего инновационную деятельность, в том числе по финансированию научных исследований, налогообложению, иммиграции, торговле и образованию;
– разработка совместно с заинтересованными ведомствами системы оценки влияния проводимой политики на инновационный потенциал США;
– подготовка рекомендаций по поддержке выбранных направлений инновационной деятельности для Президента и совершенствование контроля их выполнения федеральными агентствами;
– поиск методов оценки эффективности мер Правительства по интенсификации инновационной деятельности с учетом поощрения талантливых индивидуумов и инвестиций в научную инфраструктуру.
Президент США вправе при этом переориентировать работу Совета.
Наряду с Секретарем и руководителями заинтересованных федеральных ведомств в состав Совета входят 50 советников – экспертов по разработке программы «Повестка дня: инновации».
Список кандидатур советников на утверждение Президенту США представляет Национальная академия наук после консультаций с Национальной академии инженерного дела и Национального института медицины и здравоохранения.
Данный список должен представлять все социальные группы США: предпринимателей, наемных работников, этнические меньшинства, беднейшие слои населения и научную интеллигенцию - специалистов по информатике, технологиям, инженерии, высокотехнологичным производствам, образованию и здравоохранению, а также университетское сообщество, неправительственные организации, ведущие исследования и разработки, научные и научно-технические общества.
Обеспечение работоспособности исследовательской инфраструктуры
К исследовательской инфраструктуре относятся крупные научные приборы и средства исследований федеральных ведомств и университетов, доступные для использования всем научным сообществом страны.
Директор Бюро по научной и технологической политике совместно с Национальным советом по науке и технологиям, обязан ежегодно:
- определять обеспеченность американской науки средствами исследований и при необходимости устанавливать очередность их поставки.
- формировать заявки на приобретение за счет средств федерального бюджета нового научного оборудования, ремонт и модернизацию, находящегося в эксплуатации.
- представлять в Конгресс доклад с предложениями по крупномасштабным приобретениям и модернизации научного оборудования и средств исследований с обоснованиями актуальности соответствующих затрат, включаемых в проект бюджетного послания Президента США.
Ведомственные фонды интенсификации научных исследований
В соответствии с установкой Конгресса на ускорение инноваций федеральным ведомствам, проводящим исследования и разработки, надлежит принять меры по интенсификации фундаментальных исследований, имеющих перспективу высоко рисковой практической отдачи за счет актуальности, интеграции на междисциплинарном уровне и научной новизны.
В целях поиска перспективных направлений исследований Конгресс считает целесообразным учредить при указанных ведомствах фонды за счет отчислений от бюджетов исследований и разработок. К годовым бюджетным заявкам на финансирование этих расходов надлежит прилагать сведения о наличии указанных фондов, их описание и отчеты об использовании средств.
Передача и распространение результатов научных исследований
При передаче результатов научных исследований и разработок, проводившихся за счет бюджета, федеральные ведомства руководствуются перечнем общих принципов, установленных Бюро по научной и технической политике совместно с Бюро по управлению и бюджету.
В число общих принципов входит:
- соблюдение ограничений, предусмотренных законодательством США;
- недопустимость искажения научной и научно-технической информации, в том числе при передаче в международный оборот –
- доступность и широта распространения указанной информация для пользователей данного ведомства и для различных общественных групп.
- анонимное рецензирование научных статей в периодических изданиях, публикующих труды американских ученых.
Контроль за соблюдением ведомствами указанных принципов передачи и распространения результатов научных исследований возложен на Бюро по научной и технологической политике
Источник: forum-msk.org.
Рейтинг публикации:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1189
Рейтинг поста:
Простите и не судите строго. Может не правильно понял Ваш комментарий в виде этих фотографий.
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
хоть мы и не пили на брудершафт (на первый раз) - отвечу = шанс исправить положение(как и выбор пути, он может нравится или нет) есть всегда. но всё зависит от "исполнения". а оно - от исполнителей.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1189
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2345
Рейтинг поста:
--------------------