Программа «Лабораторная наука»:
По мнению Конгресса в условиях глобализации мировой экономики поддержание конкурентоспособности США в науке и технике критично к численности дипломированных специалистов и выпускников средней школы, готовых продолжить образование в сфере НТИМ.
Значимость лабораторных экспериментов, составляющих неотъемлемую часть подготовки молодых кадров для науки и техники, независимо от их специализации, определяется давно апробированным требованием непосредственного участия обучаемых в процессе исследований.
Национальный исследовательский совет установил следующие факты:
- неудовлетворительная обеспеченность учебного процесса по выполнению экспериментальных исследований и лабораторных работ в вузах и в средней школе второй ступени;
- отсутствие в научном и педагогическом сообществе согласованного мнения по оценке качества и полноценности лабораторной базы, что препятствует выработке мер по устранению сложившегося положения;
- худшую лабораторную базу имеют вузы с преобладающим числом студентов из неазиатских этнических меньшинств и семей с низким доходом;
По данным Счетной палаты в 49% средних школ, где учащиеся из указанных меньшинств составляют больше половины, требования по лабораторному обеспечению учебного процесса не выполняются, или лабораторная база отсутствует вообще. В тоже время 40% выпускников колледжей свидетельствуют, что оставить научную карьеру их заставило отсутствие навыков теоретического и аналитического мышления, не сформированных без экспериментальной практики в обучении.
С учетом национальные интересов США ННФ надлежит открыть пилотную программу грантов «Партнерства для обеспечения доступа школьников к лабораторной науке» с задачей развития лабораторной базы высшего и среднего образования, необходимого для экспериментальных исследований, лабораторных работ и демонстраций научных опытов.
Гранты программы предназначены: для решения следующих задач:
- повышение квалификации учителей;
- приобретение или аренды научных приборов, оборудования и материалов;
- разработка учебных программ, интегрирующих теоретические занятия и лабораторную практику;
- поощрение учащихся к получению специализации в сфере НТИМ.
Гранты, составляющие не более 40% от общих затрат на проекты, получают только партнерства по выполнению указанных задач.
В состав партнерств могут входить летние школы, вузы, местные агентства, ведающие «неблагополучными» школами, бизнес - структуры, национальные лаборатории, общественные и муниципальные организации.
Доклад ННФ о выполнении программы направляется в комитеты по науке и технике Палаты представителей, по коммерции, науке и транспорту и по здравоохранению, образования, труду и пенсиям Сената.
Практика дарения лабораторного оборудования средним школам:
Предметом совместного исследования ННФ и Министерства образования служит практика передачи общественными и частными вузами местным средним школам бывшего в употреблении лабораторного оборудования, частота и объем проведения таких акций, условия, номенклатура и состояние передаваемого оборудования, помощь дарителей средним школам в дальнейшем использовании этого оборудования.
В отчете ННФ Конгрессу должны содержаться рекомендации по определению законодательных мер поощрения дарения школам находившегося в эксплуатации лабораторного оборудования вузов.
Образовательные партнерства по математике и естественным наукам: изменения и дополнения:
В дополнение к установленным законом от 2002 г функциям Национальному научному фонду надлежит содействовать повышению качества школьного образования в сфере НТИМ по следующим вопросам:
- поощрение создания и использования новых учебных программ и инструктивных методических материалов;
- организация дополнительного образование в летнее время и стимулирование на продолжение образования школьников, представляющих малообеспеченные и социально неадаптированные меньшинства;
- мобилизация потенциала поддерживаемых ННФ образовательных партнерств на квалифицированную помощь учителям и учащимися.
- реализация в учебных программах задачи формирования у учащихся интереса к инновациям и изобретательству.
В докладе профильным комитетам Конгресса и широкой общественности директор ННФ должен представить свою оценку усилий по повышению качества и распространению образования в сфере НТИМ.
Институты Национального научного фонда для учителей 21-го века
В дополнение к установленным законом от 2002 г функциям Национальному научному фонду надлежит содействовать указанным институтам, созданным при поддержке ННФ, по следующим вопросам:
- консультации с профессиональными специалистами учителей начальной и школы второй ступени, ведущих предметы из сферы НТИМ, уделяя особое внимание контингенту учителей из «неблагополучных» школ и опоре на последние достижения теоретической и экспериментальной науки.
- методической подготовки по формированию у учеников навыков и умений чтения и понимания научно - технических текстов;
- разработка многолетних учебных программ, допускающих ежегодную подготовку продолжительностью не менее двух месяцев;
- создание во время занятий условий для прямого общения между обучаемыми и специалистами, их инструктирующими, в том числе с помощью возможностей Интернет
Курс обучения должен включать в себя практические уроки в классе на протяжении не менее трех дней. Для учителей, прошедших курсы в институтах, необходимо предусматривать возможность получения ими информации о новейших достижениях науки и техники.
Партнерства, создающие указанные институты, могут состоять из факультетов вузов, бесприбыльных научных организаций, музеев, общественных организаций учителей и прочих институций и общественных групп, заинтересованных в совершенствовании народного образования.
Программа подготовки учителей им. Роберта Нойеса
Во изменение и дополнение к установленным законом от 2002 г обязанностям Национальному научному фонду надлежит открыть программу грантов очной или заочной стажировки в вузах для повышения квалификации учителей, ведущих предметы из сферы НТИМ в «неблагополучных» школах.
Гранты на конкурсной основе получают вузы, открывающие такую стажировку в соответствии с установленными ННФ требованиями.
Указанные гранты используются для оплаты стажировок и выплату стипендий стажерам, повышающим свою квалификацию с отрывом от основной работы, а так же студентам старших курсов, выбравших карьеру школьного учителя, получение степени бакалавра или магистра педагогики.
Данная программа должна получить широкую информационную поддержку, в первую очередь, в школах с учениками из этнических меньшинств, социально неадаптированных и малообеспеченных семей.
Ежегодная субсидия стажера не должна превышать 10 тыс. долл.
Стажеры - очники могут получить гранты не более чем за 2 года до окончания бакалавриата. Стажеры - заочники получают гранты на срок не более 6 лет при условии завершения стажировки не позднее, чем через 8 лет после получения степени бакалавра и двух летнего стажа преподавания математики и естественных наук в «неблагополучной» школе.
Стажеры, получившие стипендии, обязываются проработать не менее 4 лет в образовательных агентствах, ведающих «неблагополучными» школами.
При нарушении этих условий стипендия подлежит возврату.
На программу ассигнуется не менее 10 млн. долл. ежегодно.
Отчет ННФ со сведениями о числе прошедших стажировку и выполнивших условия обязательной отработки в «неблагополучных» школах направляется в профильные комитеты Конгресса.
Стажировки Национального научного фонда для подготовки учителей и соискателей степени магистра педагогики:
Программу им. Роберта Нойеса ННФ дополняет программой грантов, предназначенных для вузов, ведущих годичную подготовку специалистов и студентов старших курсов к получению степени магистра педагогики и квалификации учителя соответствующих предметов сферы НТИМ.
Получать гранты могут факультеты вузов, вступившие в партнерство по улучшению преподавания в средней школе предметов сферы НТИМ.
Другими членами партнерств могут быть бесприбыльные научные институты, факультеты иных вузов, двухгодичные колледжи, готовящие школьных учителей, общественные средние школы и их объединения, образовательные агентства, ведающие «неблагополучными» школами.
Затраты из средств грантов на администрацию, дополнительную оплату преподавателей, прочие затраты, связанные с подготовкой будущих магистров педагогики, могут составлять до 40% от общих расходов.
Участие в программе связано с будущей обязательной отработкой в «неблагополучных» школах стажеров, получивших субсидии.
Доклад Национальной академии наук на тему о разнообразии возможностей для профессиональной карьеры в естественных науках, технологии, инженерии и математике:
В указанном докладе рассматриваются следующие вопросы:
- факторы, препятствующие профессиональной карьере в сфере НТИМ членам этнических и социально неадаптированных меньшинств и меры по устранению этих препятствий;
- роль общественных и государственных организаций в содействии членам меньшинств занять свое место на рынке труда 21-го века в качестве специалистов в сфере НТИМ.
Программа обучения испано-язычных студентов младших колледжей
Директору ННФ предписывается ввести в действие программу грантов для младших колледжей, обучающих испано-язычных студентов естественным наукам, технологии, инженерии и математике.
Гранты предназначаются для подготовки и проведения учебных курсов, для выплаты стипендий студентам, участвующим в научных исследованиях и готовящихся получить квалификацию «сотрудник» и бакалавр.
По усмотрению директора ННФ гранты могут использоваться также для приобретения лабораторного оборудования.
Программа подготовки магистров для профессиональной карьеры в естественных науках:
Данная программа конкурсных грантов для 4 - летних высших учебных заведений предусматривает совершенствование программ подготовки к становлению магистров в сфере НТИМ профессиональными учеными.
Отбор программ должен проводиться с учетом местных потребностей в кадрах для науки, образования, промышленности и государственной службы.
При отборе вузов, получающих гранты ННФ по данной программе, преимущество имеют способные покрыть 2/3 необходимых затрат из других источников, а также вузы штатов с недостаточной численностью специалистов с ученой степенью.
Гранты получают не больше 200 вузов на срок не свыше 3-х лет.
Повторно грант может быть выдан тому же вузу только один раз не более чем на два трехлетних срока.
Доклад по результатам отбора программ подготовки магистров и рекомендации по мерам повышения эффективность программы, директор ННФ направляет в Конгресс.
Программа «Интеграция обучения студентов старших курсов с исследовательским тренажем»
С учетом мнения Конгресса о необходимости развития у ученых навыков общения, вузы, получающие гранты по данной программе, должны формировать умение выпускников рассказывать о собственной научной деятельности на понятном собеседникам языке и разъяснять практическую полезность результатов этой деятельности.
Отчет по программе директор ННФ представляет в комитеты по науке и технологии Палаты представителей, по коммерции, науке и транспорту, а также по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям Сената.
Крупное научное оборудование:
Гранты могут использоваться на приобретение, эксплуатацию и текущий ремонт крупного оборудования.
Высшее учебное заведение, претендующее на указанный грант ННФ должно изыскать до 30% необходимых средств из других источников. Исключение, по усмотрению ННФ, составляют вузы:
- не присваивающие докторские степени;
- не входящих в число первых 100, получающих от ННФ гранты по статье «Научные исследования и сопутствующая деятельность»;
- для которых приобретение данного научного прибора существенно расширяет возможности проведения индивидуальных исследовательских проектов сотрудниками, стажерами и студентами в сфере НТИМ;
- образующие консорциумы, в состав которых входит хотя бы один вуз, не присваивающий докторские степени.
Размер гранта на приобретение крупного научного оборудования не должен быть меньше 100 тыс. долл. и не больше 4,0 млн. долл. При объеме ассигнований по данной статье ННФ, превышающем 125 млн. долл. на один финансовый год, максимальный размер гранта увеличивается до 6 млн. долл.
О политике ограничений заявок на гранты ННФ:
Порядок участия в конкурсе на получение грантов должен позволять одному высшему учебному заведению представить не одну, а несколько заявок на участие в различных программах, спонсируемых Фондом.
Доклад о пересмотре политики ограничений прав претендентов на гранты ННФ должен быть представлен в комитеты по науке и технологии Палаты представителей, по коммерции, науке и транспорту и по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям Сената.
8. Общие предписания
Мнение Сената относительно развития малого бизнеса и рынков капитала:
Малый бизнес служит живым компонентом национальной экономики, необходимым для обеспечения ее роста и создания высокооплачиваемых рабочих мест. Он оказывает благотворное влияние на культуру корпоративного управления и содействует росту доверия инвесторов.
Констатируется заметное осложнение существования малого бизнеса с началом ослабления деятельности Комиссии по науке и инженерии.
Государственная счетная палата:
Государственной счетной палате надлежит представить в Конгресс доклад с оценкой эффективности программ федеральных грантов и других видов деятельности, установленных настоящим ФЗ, а также с рекомендациями, включая предложения о закрытии той или иной программы.
Мнение Сената относительно политики налоговых репрессий против попыток подавления конкуренции:
Установить, что федеральные средства не должны получать организации, не согласные с указанной политикой правительства, направленной на поддержание международной конкурентоспособности США.
Изучение программы он-лайн услуг для содействия получению ученых степеней:
Министерству образования надлежит заключить контракт с Национальной академией наук на исследование и подготовку доклада о возможности предоставления указанных услуг вузам и бесприбыльным исследовательским организациям, механизмам и объемам их финансовой поддержки. Доклад также должен содержать рекомендации по мерам обеспечения доступа к сетевым образовательным программам, особенно в сфере НТИМ и иностранным языкам, без помощи из федеральных фондов.
Мнение Сената относительно “серого” экспорта»
Политика правительства в сфере национальной безопасности должна распространяться на защиту результатов фундаментальных исследований, выполненных в США. С этой целью Министерство торговли учредило Консультативный комитет по «серому» экспорту. Рекомендации данного комитета Президент США и Конгресс должны использовать при определении правил контроля за экспортом.
О финансовой отчетности и прозрачности видов дельности, предусмотренных настоящим Законом:
Финансовые средства по грантам или контрактам, получаемые в соответствии с настоящим ФЗ, не могут даже частично использоваться для оплаты собраний, торжественных мероприятий и частных встреч, не предусмотренных целью данного гранта или контракта соответствующей программы. Отчеты о затратах на подобные мероприятия представляются в установленном порядке и в срок до 60 дней предаются гласности.
О конфликте интересов:
Каждый получатель гранта или контракта на основании данного ФЗ, должен представить в установленном порядке обязательство о недопущении перехода полученных средств к субподрядчикам или иным лицам, связанным с получателем гранта или контракта финансовыми или иными личными интересами. Исключение допускается при заблаговременном уведомлении получателем гранта или контракта ответственных лиц о наличии таких связей в случае получения одобрения со стороны этих лиц.
Соответствующие заявления и все относящиеся к ним документы предаются гласности не позднее, чем через 60 дней по представлении.
ФОРМУЛА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Преимущества ФЗ “О соревнующейся Америке” проявляются в его сравнении с российским законопроектом “Об образовании в РФ”.
Американский аналог – это законодательный акт прямого действия, он не требует дополнительных подзаконных актов. Программная структура данного ФЗ обеспечивает четкость предписаний, точечный контроль и ответственность за реализацию государственной научно-технической и образовательной политики.
Программы с ярко выраженным научным характером условно можно разделить на производственно – технологические и образовательные.
Производственно – технологические, составляющие около трети от общего числа программ, решают задачу “научного обслуживания” производства - комплексного внедрения с участием специалистов - менеджеров результатов научных исследований при поддержке создаваемых ведомственных фондов.
Наряду со стимулированием инновационной активности сохраняются и воссоздаются критически важные, реализованные ранее технологии.
Развитие интеграционных процессов включает объединение интеллектуальных ресурсов и профессионализма ученых при создании кластеров, привлечении промышленности к кооперации в научных исследованиях, развертывании сети НИИ при национальных лабораториях, организации междисциплинарных исследований и объединении научных центров электронной сетью.
В интересах ускорения реализации принципиально важных исследовательских проектов в энергетике создано аналог ДАРПА, - АРПА-Э. Оценка эффективности деятельности этого агентства возложена на Национальную академию наук.
Параметры трубки траекторий программ подготовки специалистов, отвечающих требованиям научно-технической политики США, определяет формула содержания образования – развитие потребностей и мобилизация способностей к получению новых знаний в сфере НТИМ.
В сравнении с научным приоритетом электрификации ГОЭЛРО данное содержание имеет высокую комплексность и широту образовательных программ.
Однако главным действующим лицом остается учитель с его научно-методической нацеленностью на раскрытие талантов и эвристических способностей учащихся, их подготовку к инновационной деятельности и изобретательству.
Первым достижением ФЗ явился отказ США в 2009 году от тестовой системы оценки знаний и выделение 4 млрд. долл. на ликвидацию ее последствий.
Особое внимание в условиях глобализации уделяется освоению на разговорном уровне критически важных для экономики США иностранных языков.
Предвидение законодателями США изменений в демографии и этногенезе вызывает необходимость опоры не на потенциал лучших школ, а на подъем до их уровня в регионах слабых, «неблагополучных» школ с учащимися из этнических меньшинств и из семей с низким уровнем дохода.
Неподъемный груз 25 тысяч замечаний на законопроект “Об образовании в РФ” является индикатором грандиозной методологической ошибки, допущенной разработчиками. Налицо их непонимание диалектики категорий форма и содержание в применении к понятию программа и содержание образования.
Философы могут отдыхать после прочтения пункта 1 статьи 13 указанного законопроекта: “Образовательные программы определяют содержание образования”.
В реальности все происходит с точность до наоборот. Примеров тому миллион.
Несоответствие программ летной подготовки экипажей отечественных самолетов и иностранных, с нетрадиционным остеклением кабины и автоматикой, закономерно вызывает эпидемию самолетопада.
Абсурдом выглядит статья 90 указанного законопроекта “Особенности реализации образовательных программ в области подготовки авиационного персонала гражданской авиации, плавательных составов судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки кадров для железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой. По этой логике повысить эффективность железнодорожного вуза можно при его объединении с авиационным или водного транспорта.
“Открытием” явились общие особенности программ подготовки медиков и фармацевтов, а также область искусств и теологии. Только нет, к сожалению, особенностей подготовки учителя, инженера, ученого, юриста и экономиста.
Очевидно, что среднее и высшее профессиональное образование определяют не программы, а пока еще не установленная специфика содержания образования.
Эффективность вуза или среднего учебного заведения определяет конкурентоспособность содержания образования на рынке труда, но не инфраструктура, экономическая деятельность и, тем более, показатели ЕГЭ.
Законопроектом, однако, не предусмотрена интеграция образования и производства, что объясняется некомпетентностью разработчиков в этих вопросах, именуемых в концепции к законопроекту как “информационный бум” и “новеллы”.
Обвинительный приговор этому документу вынес Российский союз ректоров, открывший причину чрезмерной зарегулированности - частокола бессодержательных программ, наглухо закрывший доступ науки к образованию.
Олег Сергеев Источник: forum-msk.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1189
Рейтинг поста:
Простите и не судите строго. Может не правильно понял Ваш комментарий в виде этих фотографий.
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
хоть мы и не пили на брудершафт (на первый раз) - отвечу = шанс исправить положение(как и выбор пути, он может нравится или нет) есть всегда. но всё зависит от "исполнения". а оно - от исполнителей.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1189
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2345
Рейтинг поста:
--------------------