Часть II
Военно-транспортная авиация
Для обеспечения стратегической мобильности наших Вооруженных Сил им жизненно необходима современная и достаточно многочисленная военно-транспортная авиация (ВТА). В этом направлении предпринимаются значительные усилия как по ремонту и модернизации имеющихся самолетов, так и по постановке в производство и закупке новых машин.
Основу парка тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) составляют Ан-124 и Ил-76МД.
«Русланы» обладают значительным неизрасходованным ресурсом, поскольку в 90-е гг. практически не эксплуатировались. Поэтому принято решение о ремонте и модернизации к 2015 году всего имеющегося парка из 22 самолетов этого типа. Они будут доведены до уровня Ан-124-150, имеющего увеличенную полезную нагрузку и современное БРЭО. Государственной программой вооружения до 2020 года (ГПВ-2020) предусмотрена поставка ВВС 20 Ан-124-150М новой постройки, производство которых в настоящее время восстанавливается. В то же время озвучено, что до 2020 года для МО будет произведено 10 Ан-124, что позволяет предположить о сдвиге сроков в сторону увеличения. Возможны и дальнейшие закупки.
Наиболее многочисленным типом самолета и настоящей рабочей лошадкой ВТА является Ил-76МД. К 2020 году планируется модернизация 40 самолетов до уровня Ил-76МДМ, включающего в себя установку нового БРЭО и новых двигателей ПС-90А-76. Всего планируется модернизация 60-70% авиапарка Ил-76МД, составляющего на сегодняшний день 119 строевых самолетов и значительное количество в резерве.
Развитием этой великолепной машины является Ил-476, чье производство в настоящий момент разворачивается на заводе «Авиастар». Планируется закупка, как минимум, 38 самолетов этого типа до 2020 года, в целом потребность ВВС оценивается в 120-150 машин этого типа.
В настоящий момент ВВС имеют 6 Ан-22, чья эксплуатация была под вопросом после трагической катастрофы 29 декабря 2010 г. Принято решение о капитальном ремонте этих самолетов с продлением сроков эксплуатации.
С 1 апреля 2011 года в состав ВВС была передана авиация РВСН, имевшая на вооружении самолеты Ан-26 и Ан-72. Планируется проведение восстановительного ремонта с продлением эксплуатации у части парка Ту-134, Ту-154, Ан-26 и Ан-12. Есть сведения и о ремонте самолетов Ан-72.
Значительное место в ВТА займет Ан-70, изначально разрабатывавшийся на замену Ан-12, но в данный момент фактически перешедший в категорию тяжелого ВТС, занимающего нишу между Ан-12 и Ил-76МД. Особенностью этого самолета являются отличные взлетно-посадочные характеристики. Государственной программой вооружения до 2020 года (ГПВ-2020) предусмотрена закупка 40-60 этих самолетов.
Также на замену Ан-12 в сотрудничестве с Индией проектируется ВТС Ил-214, который должен будет совершить первый полет в 2017 году. Однако в свете отказа от Ил-112 и проблем с производством Ил-114 (об этом будет сказано далее), с которыми этот самолет должен быть унифицирован, его перспективы выглядят весьма неопределенно. Вероятно, его место в ВВС займет другой проектируемый ВТС — Ан-178, унифицированный с Ан-148, который, также вероятно, займет в планах ВВС место не пошедшего в серию Ту-334. Было озвучено, что потребность ВВС России в таких самолетах составляет 100 штук.
На роль легкого ВТС изначально планировался Ил-112, который должен был занять место Ан-26. В настоящий момент финансирование этой программы прекращено, и место Ил-112 займет разрабатываемый Ан-140Т. Изначально озвучивалось, что ВВС купят более 70 Ил-112. В ГПВ-2020 включена закупка 40 легких ВТС. Скорее всего, поставки будут осуществляться и в дальнейшем.
Для пассажирских перевозок в настоящее время поставлено 4 и заказано еще 3 самолета L-410UVP-E20 со сроками поставки к 2013 году, а также заключен контракт на поставку к 2014 году 10 Ан-140-100. Также достроены 1 Ил-62М и 1 Ту-154М, достраиваются еще 2 Ту-154М.
Планировался заказ на 34 Ту-334, из которых значительную часть должен был составить пассажирский вариант, но он был отменен в связи с отказом от программы. Возможно, что его заменит Ан-148.
В ходе реформы с 1 апреля 2011 года в состав ВТА были переданы самолеты Ан-2 и Ан-3Т авиации ВДВ. Изначально планировалось для замены парка Ан-2 заказать 160-200 Ан-3Т. Однако этот самолет был снят с производства и дело ограничилось модернизацией нескольких Ан-2 до уровня Ан-3Т. Заменой исчерпавших свой ресурс «кукурузников» может стать разрабатываемый ныне Ан-3-300, СМ-92Т «Турбо Финист» либо «Рысачок», проходящий в настоящее время сертификационные испытания.
Всего до конца 2020 года планируется поставка не менее 150 самолетов ВТА новой постройки и сравнимого количества модернизированных машин. Это позволит ВВС России и дальше обладать второй в мире по численности группировкой ВТА. Также не следует забывать и о коммерческих компаниях-грузоперевозчиках, обладающих очень значительным авиапарком, одним из крупнейших в мире, и представляющих собой резерв ВВС.
Специальная авиация
Как следует из названия, специальная авиация предназначена для решения специальных задач — дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), радиотехнической разведки (РТР), радиоэлектронной борьбы (РЭБ), дозаправки в воздухе и др.
С недавнего времени к ВТА отнесены самолеты ДРЛОиУ А-50. Их авиапарк насчитывает, по различным данным, от 12 до 19 машин, и все они будут модернизированы до уровня А-50У, имеющего современное БРЭО, больший запас топлива и более комфортабельные условия для экипажа. В настоящее время модернизирован 1 самолет, второй проходит модернизацию.
Также на основе Ил-476 разрабатывается новый самолет ДРЛОиУ А-100, первые поставки ВВС должны начаться в 2016 году. Потребность ВВС оценивается в 12-20 самолетов.
Помимо самолетов ДРЛОиУ, в состав ВТА вошли самолеты РТР и РЭБ Ил-20М, воздушные командные пункты (ВКП) Ил-22М и самолеты-ретрансляторы Ан-26РТ. Парк этих самолетов модернизируется с продлением ресурса (до 42-44 лет) и установкой нового БРЭО.
В будущем их заменят Ту-204/214 со спецоснащением. В настоящий момент созданы варианты ретранслятора (Ту-214СР), пункта управления (Ту-214ПУ), специального узла связи (Ту-214СУС), аэрофотосъемки (Ту-214ОН) и комплексной разведки (Ту-214Р). В настоящее время ВВС заказало 10 Ту-204/214 с возможностью дальнейших поставок.
Также ВВС имеют ВКП Ил-80 и Ил-82, которые также будут модернизироваться.
Серьезным пробелом является отсутствие в модельном ряде нашей авиации компактного самолета ДРЛОиУ. Таковым должен был стать Ил-140, созданный на основе Ил-114. Вообще, на базе этого самолета планировался целый ряд модификаций — самолет РТР и РЭБ (Ил-114ПР), ДРЛОиУ (Ил-140), самолет радиолокационной разведки (Ил-114ФК). Было поставлено 2 самолета и планировался заказ на более чем 30 машин. Но поскольку самолет в настоящий момент имеет серьезные проблемы с производством, находящимся в Узбекистане, статус программы неясен. Наиболее вероятны варианты переноса производства в Россию, либо замены на другой самолет. Так, компания «Радар-ММС», использующая Ил-114 в качестве летающей лаборатории для отработки перспективных радиоэлектронных систем, заказала для этой цели 6 Ан-140 с возможностью дальнейших заказов. Скорее всего, именно этот самолет и станет основой для тактического самолета ДРЛОиУ.
Под спецоснащение планировалась часть заказа из 34 Ту-334, однако фактическое закрытие программы перечеркнуло данные планы.
Также озвучивалась возможность создания самолета ДРЛОиУ на базе Ан-148, однако в настоящий момент никаких работ по данной тематике не ведется.
В ходе реформы в состав ВТА вошли самолеты-постановщики помех Ан-12ПП. В настоящее время они ремонтируются, в перспективе им на смену должны были прийти Ил-114ПП, но в связи с неопределенностью данной программы, вероятно, вместо них будут разработаны самолеты-постановщики помех на базе Ан-140.
Сокращение авиапарка в сравнении с ВВС СССР остро ставит вопрос обеспечения стратегической мобильности самолетов военной авиации. Для обеспечения быстрого наращивания воздушной группировки в нужных регионах ВВС необходимы самолеты-заправщики. Поэтому все новые и практически все модернизированные самолеты оснащаются оборудованием для дозаправки в воздухе.
В настоящее время состав ДА входят самолеты-заправщики Ил-78М. Начиная с 2012 года, планируется их модернизация, аналогичная Ил-76МДМ. В перспективе, на смену этим машинам придут созданные на базе Ил-476 заправщики Ил-478. В ГПВ-2020 включена закупка к 2020 году 12 таких машин. Однако этого количества явно недостаточно даже для одной только ДА, что признает и руководство ВВС.
Были озвучены планы создания заправщика на базе Ил-96, но текущее состояние этой программы неясно.
Озвучено, что к 2020 году ВВС получат значительное количество самолетов-заправщиков, что позволит их использовать для обеспечения действий не только ДА, но и ФА. Вероятно, что в дополнение к Ил-78 будет создан легкий заправщик. Ил-78 явно избыточен для самолетов ФА. Для них требуется более компактная и дешевая машина, которую можно создать на основе Ту-204. Потребность ВВС в таких самолетах оценивается, как минимум, в 40 машин. Также для дозаправки самолетов фронтовой авиации могут использоваться самолеты Су-24 и Су-34, оснащенные универсальным подвесным агрегатом заправки УПАЗ. Озвучивалось создание Су-34Т — специализированного самолета-заправщика, однако, скорее всего, это будет вариант оснащения строевых Су-34.
Всего же к концу 2020 года ВВС получат несколько десятков самолетов специальной авиации новой постройки, сравнимое количество самолетов будет модернизировано с продлением ресурса.
Беспилотная авиация
Динамично развивающаяся в мире беспилотная авиация не обходит стороной и ВВС России. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) приобретают все большее значение в области разведки и планируется их увеличение в секторе ударной авиации.
В целом, текущее положение с оснащением ВВС БПЛА трудно признать удовлетворительным. Закупленные в Израиле аппараты для применения в строевых частях непригодны и могут использоваться только в исследовательских задачах. Впрочем, другие цели перед ними и не ставились.
В настоящее время части и подразделения беспилотной авиации исключены из состава ВВС и переданы в Сухопутные Войска (СВ). По некоторым сведениям, в ведении ВВС останутся только тяжелые БПЛА. Согласно озвученным планам, к 2025 году до 40% парка военной авиации будут составлять беспилотные летательные аппараты (БПЛА), однако в связи с переподчинением частей БПЛА СВ, эта цифра применительно к ВВС, вероятно, будет меньше.
В перспективе основу парка БПЛА составят разрабатываемые в настоящее время по нескольким основным программам машины.
Конкурс по созданию БПЛА со взлетной массой около 1 тонн выиграла петербургская компания «Транзас».
Конкурс по созданию БПЛА со взлетной массой до 5 тонн выиграло казанское предприятие «ОКБ «Сокол», специализирующееся на разработке беспилотных комплексов и мишеней.
Компанией «Сухой» и Российской самолетостроительной корпорацией «МиГ» (РСК «МиГ») совместно разрабатывают семейство тяжелых (взлетная масса — около 10 тонн) БПЛА различного назначения, в том числе разведывательно-ударного. Озвучено, что в программе будут использоваться наработки от закрытого проекта МиГ «Скат».
Также на базе Як-130 создавалось семейство «Прорыв», включающее в себя боевой БПЛА «Прорыв-У», разведывательный БПЛА «Прорыв-Р» и БПЛА радиолокационного дозора «Прорыв-РЛД». В настоящее время статус программы неизвестен, скорее всего, наработки по ней также будут использоваться в разрабатываемом тяжелом БПЛА.
Помимо разработки БПЛА, холдинг «Вертолеты России» получил от Минобороны РФ заказ на разработку трех беспилотных систем вертолетного типа различного класса и назначения.
Первая — беспилотный вертолет малой дальности со взлетной массой 300 кг, будет основан на проекте Ка-135.
Вторая — модульный беспилотный вертолет типа Ка-175 со взлетной массой 700 кг.
Третья — тяжелый (взлетной массой до 3 тонн) беспилотный вертолет с рабочим названием «Альбатрос», способный применяться как ударный или транспортный вертолет.
Всего, согласно озвученным планам, ВВС до конца 2020 года должны получить более 500 БПЛА, однако в связи с переподчинением частей БПЛА СВ, скорее всего это будет суммарная цифра поставок для ВВС и СВ, за вычетом сверхмалых БПЛА, уже поставляемых в армию десятками штук.
Источник: vmestepobedim.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 101
Рейтинг поста:
Отличная информативная статья. Особенно если про НК движки правда, это здорово, что их производство восстановят.
--------------------