ОКО ПЛАНЕТЫ > Оружие и конфликты > Перспективы развития ВВС России.
Перспективы развития ВВС России.10-04-2012, 09:14. Разместил: VP |
Часть I
В настоящее время ВВС РФ претерпевают значительные изменения, в первую очередь, связанные с проведением военной реформы. Большую роль в данных преобразованиях играет модернизация строевых летательных аппаратов (ЛА) ВВС и поставки новой авиатехники. После кризиса 90-х, когда боеспособность ВВС упала до чрезвычайно низкого уровня, военная авиация прошла через восстановление боеспособности в 2000-е. Второе десятилетие XXI века станет периодом переоснащения ВВС новой техникой, что позволит значительно повысить возможности нашей военной авиации и соответствовать современным требованиям. Перспективам развития авиапарка ВВС России и будут посвящены следующие три статьи.
Дальняя авиация «Длинной руке» нашей авиации в настоящее время уделяется значительное внимание, поскольку это единственная универсальная часть ядерной триады, которая может использоваться как в ядерной войне, так и и в условиях локальных конфликтов. Также она прекрасно подходит для демонстрации флага за пределами нашей страны. В 2012 году завершится первый этап модернизации парка самолетов Дальней авиации, состоящего из самолетов Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. На этом этапе происходит замена морально устаревшего оборудования, параллельно устанавливается современное радионавигационное оборудование и системы управления оружием. К 2015 году планируется осуществить модернизацию около 30% самолетов Дальней авиации. В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию 15 самолетов Ту-160. Она включает в себя модернизацию бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и расширение номенклатуры вооружения, в первую очередь — неядерного. Самолет получает возможность использовать неядерные крылатые ракеты большой дальности Х-555 и Х-101, разрабатываемые ракеты средней дальности Х-СД и противокорабельные ракеты (ПКР) Х-32, управляемые авиабомбы крупного калибра. Расширяется и арсенал ядерного оружия за счет ракет Х-102. Машины проходят капитальный ремонт с продлением эксплуатационного ресурса как минимум, до 2030 года. Осуществляются капитальный ремонт и модернизация двигателей. Согласно озвученным планам, более 10 Ту-160 до 2020 года будет модернизировано до уровня Ту-160М. В настоящее время разворачивается производство новых двигателей НК-32, что позволит в перспективе ремоторизовать самолеты с малым остаточным ресурсом. Также в 2008 году были озвучены планы по возобновлению производства Ту-160 с расчетом довести их группировку в ВВС до 30 машин к 2025-2030 году. В настоящий момент, к сожалению, данная программа заморожена. Новое оборудование и вооружение получает Ту-95МС. Его модернизация до уровня Ту-95МСМ также направлена на продление ресурса самолета и расширение возможностей использования неядерных средств поражения. Возобновлен капитальный ремонт двигателей НК-12. Большую роль в дальней авиации играет «континентальный стратег» Ту-22М3. До 2020 года планируется модернизация 30 этих самолетов до уровня Ту-22М3М. Она включает в себя установку БРЭО на новой элементной базе и адаптированного под расширенную номенклатуру вооружений, в том числе новых ПКР. Также планируется и осуществляется капитальный ремонт и модернизация двигателей НК-25. К сожалению, на данный момент производство новых двигателей этой модели не осуществляется, а вариант с их заменой на НК-32 по варианту Ту-22М4 маловероятен в силу востребованности этих двигателей для ремонта Ту-160. С другой стороны, унификация двигателей Ту-160 и Ту-22М3 позволит увеличить выпуск НК-32, на чем настаивает производитель, значительно улучшит характеристики модернизированных Ту-22М3 и положительно скажется на унификации в ДА. Будет ли осуществлена ремоторизация Ту-22М3 — станет известно после постановки НК-32 в серию, это произойдет в 2013-2014 гг. При необходимости самолет может быть дооборудован системой дозаправки в воздухе и крылатыми ракетами большой дальности Х-101 и Х-102, поскольку в настоящее время Ту-22М3 лишен этих функций по договорам о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Помимо модернизации авиапарка, потенциал ДА растет благодаря поступлению на вооружение новых высокоточных крылатых ракет воздушного базирования Х-101 (в обычном снаряжении) и Х-102 (с ядерной боевой частью), имеющих дальность пуска до 5,5 тыс. км, модернизации ракет Х-22 и постановке на вооружение разрабатываемых ракет Х-32 и Х-СД. В будущем основу ДА составит разрабатываемый перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), который должен будет заменить существующие стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, и частично — дальние бомбардировщики Ту-22М3. Разработка ПАК ДА для ВВС России началась в 2007–2008 годах. Новая машина должна будет подняться в воздух к 2020 году и поступить на вооружение к 2025–2030 году. О ее будущем облике мало что известно, он еще разрабатывается. По разным версиям это может быть модернизированная версия Ту-160, реанимация проекта Т-4МС, М-18 или Ту-202, либо совершенно новая машина. Наиболее вероятно, что ПАК ДА будет занимать среднее положение между Ту-22М3 и значительно более тяжелым Ту-160. В силовой установке скорее всего будут использоваться двигатели изд. 129, унифицированные с истребителем 5-го поколения Т-50, либо НК-32, унифицированные с Ту-160. Насколько эти рассуждения близки к истине — покажет время. Говорить о количестве планируемом к постановке на вооружение количестве ПАК ДА пока преждевременно, однако озвученные данные позволяют предположить, что в итоге ВВС закупят 100, при наиболее оптимистичном сценарии 150 машин. Эта цифра будет зависеть как от экономической ситуации в стране, так и от характеристик выбранного проекта. До конца 2020 года поставок новых машин для ДА не запланировано, и в течении этого десятилетия дальние и стратегические бомбардировщики будут только ремонтироваться и модернизироваться. Учитывая сравнительно малый средний возраст авиапарка ДА, это решение выглядит вполне разумным. В настоящее время только две страны мира имеют ДА — Россия и США, причем по ряду параметров наша ДА имеет преимущество.
Фронтовая авиация Наиболее многочисленный род авиации в ВВС России. Включает в себя истребительную (ИА), фронтовую бомбардировочную (ФБА), штурмовую (ША) и разведывательную (РА) авиации. Для победы над сильным противником необходимо завоевать и удержать превосходство в воздухе. Без сильной истребительной авиации сделать крайне сложно. Поэтому большое внимание уделяется как модернизации строевой техники (Су-27СМ, МиГ-31БМ), так и разработке новых образцов многофункциональных истребителей (Су-35, МиГ-35, ПАК ФА). Одной из первых запущенных в достаточно крупную серию программ ВВС была модернизация строевых Су-27 до уровня Су-27СМ. На протяжении 2003-2009 гг. было модернизировано 55 самолетов (в строю 52), что позволило перевести на эту технику 2 авиаполка, дислоцирующихся на Дальнем Востоке. Хотя общий объем модернизационных работ был весьма скромен, проведенный капитальный ремонт планеров и ремоторизация позволили поднять общую боеспособность истребительной авиации. В 2011 г. выполнен контракт на поставку 12 Су-27СМ3 новой постройки, планируется продолжение поставок самолетов данной модификации, имеющей модернизированные двигатели и более современное БРЭО. До 2015 года в ВВС планируется поставить 48 Су-35. Это переходная от четвертого к пятому поколению истребительной авиации машина, воплощающая в себя все лучшие современные разработки отечественного ВПК, достойный венец программы Су-27. После выполнения контракта от 2009 г. планируется заключение следующего на поставку к 2020 году еще 48 Су-35. Всего ВВС планируют купить 182-192 таких многофункциональных истребителя. В настоящий момент не разработана двухместная учебно-тренировочная версия Су-35, поэтому ВВС приняли решение закупить Су-30М2. Первый контракт на поставку 4 Су-30М2 от 2009 г. уже выполнен, по некоторым данным, планируется еще один контракт на 30-36 таких машин. Также планируется заключение контракта на поставку до 2015 г. 28 Су-30СМ для ВВС. Важной для ВВС программой является модернизация строевых истребителей-перехватчиков МиГ-31Б до уровня МиГ-31БМ/БМ2. В настоящее время выполнен контракт на модернизацию 30 самолетов, до 2020 г. планируется модернизировать еще более 60 МиГ-31. В ходе модернизации самолет получит новую ракету большой дальности РВВ-БД, что позволит значительно повысить его боевой потенциал. К сожалению, серийное производство этих перехватчиков и их двигателей свернуто, однако озвученные планы говорят о намерении ВВС еще долго эксплуатировать этот уникальный самолет, обладающим значительным неизрасходованным ресурсом и большим потенциалом модернизации. К 2011 г. ВВС РФ получили 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ новой постройки. К сожалению, программа модернизации строевых МиГ-29 в настоящее время заморожена и перспективы ее выполнения неясны. По некоторым данным, до 2008 года более 10 строевых МиГ-29 были доведены до уровня МиГ-29СМ. На замену МиГ-29 первых модификаций создан МиГ-35. Как и Су-35, это венец развития программы МиГ-29, воплощающий в себя все новые разработки отечественного ВПК. В отличие от исходного МиГ-29, МиГ-35 имеет расширенные ударные возможности. К сожалению, проигрыш в индийском конкурсе MMRCA значительно ухудшает рыночные перспективы МиГ-35, в том числе и на внутреннем рынке, но в ВВС России официально от этого самолета не отказались. По заявлению главкома ВВС А. Зелина, МиГ-35 планируется принять на вооружение в качестве легкого истребителя. Были озвучены намерения заключить контракт на поставку 24-48 машин этого типа к 2015 году. Однако говорить о перспективах МиГ-35 в ВВС России пока рано в силу отсутствия заключенных контрактов. В целом потребность ВВС оценивается в 72-120 легких истребителей к 2020 году с перспективой дальнейших поставок. В будущем основным средством завоевания господства в воздухе для нашей истребительной авиации станет разрабатываемый перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), известный также как Т-50. Первый прототип этого самолета впервые поднялся в воздух 29 января 2010 г. Также разрабатывается двухместная версия Т-50 по совместной российско-индийской программе FGFA. Специально для ПАК ФА разрабатывается целая номенклатура перспективных средств поражения. В настоящий момент озвучена закупка 10 предсерийных Т-50 к 2015 г. и более 60 серийных самолетов к 2020 году. По разным данным, потребность ВВС составляет от пессимистичных 250 до оптимистичных 600 машин. Наиболее реалистичной цифрой является 430 Т-50, но следует учитывать, что официальные планы ВВС пока не озвучены. В перспективе возможна разработка легкого фронтового истребителя (ЛФИ) на базе технических решений, опробованных в Т-50. Известно, что осуществляются проработки технического облика этой машины, представляющего собой однодвигательную версию Т-50, однако официальных заявлений на эту тему не делалось и достоверных сведений о ходе работ нет. В случае реализации программы ЛФИ ВВС России закупят данный самолет, однако говорить о каких-либо цифрах преждевременно. Основой ударной мощи фронтовой авиации (ФА) в настоящий момент являются бомбардировщики Су-24М. Для поддержания боеспособности парка этих самолетов в 2007-2009 г. была осуществлена модернизация 28 строевых Су-24М до уровня Су-24М2, что позволило полностью укомплектовать этими машинами один авиаполк, дислоцирующийся на Дальнем Востоке. Также в 2010-2011 гг. в ВВС было поставлено 16 строевых машин, модернизированных до уровня Су-24М3. Помимо Су-24М2/М3, был проект модернизации Су-24М с установкой оборудования ЗАО «Гефест и Т», по нему были модернизированы около 10 самолетов. По озвученным планам, всего модернизацию пройдут 30% строевых Су-24М, что составит суммарный объем в 60-70 машин. В перспективе Су-24М будет заменен на Су-34, обладающий значительно большей универсальностью. Мощный комплекс БРЭО, большая дальность полета и широкий спектр применяемого вооружения позволит Су-34 взять на себя не только задачи Су-24М, но отчасти и Ту-22М3, хотя, разумеется, полностью этот самолет Су-34 заменить не сможет и такой задачи перед ним не стоит. В настоящий момент выполняется контракт на поставку ВВС до 2013 г. 32 Су-34, также подписан контракт на поставку до 2020 году еще 92 таких самолетов. Всего в ГПВ-2020 включена поставка 120 Су-34, что позволит к тому времени заменить около 70% парка Су-24. Закупки Су-34 будут осуществляться и в дальнейшем. Суммарная потребность ВВС оценивается от пессимистичных 200 до оптимистичных 400-450 машин. Наиболее реалистичной цифрой является 240-300 машин. Настоящей рабочей лошадкой штурмовой авиации является самолет Су-25. Этот простой и надежный самолет, однако, обладает устаревшим БРЭО, не позволяющим использовать современное управляемое вооружение. В 2006-2010 годах было модернизировано до уровня Су-25СМ1/СМ2 43 строевых самолета (в строю 42), в 2011 году заключен контракт на модернизацию еще 36 машин до уровня Су-25СМ3, что позволит к 2014 году иметь в составе ВВС 78 модернизированных штурмовиков. Ресурс самолетов продлевается до 40 лет, что позволит значительной части авиапарка дожить до 2025-2030 гг. Озвучено, что к 2020 году до уровня Су-25СМ3 будет модернизировано еще около 80 самолетов, что позволит к данному сроку иметь в строю более 130 модернизированных штурмовиков. Серийное производство одноместных Су-25 в настоящий момент не осуществляется, однако в будущем оно, возможно, будет восстановлено. Также в настоящий момент в производство ставится двухместный Су-25УБМ. Заказано 16 машин, всего ВВС планируют закупку 48-72 таких самолетов к 2020 году. Озвучено, что после 2020 года на смену Су-25 придет перспективный штурмовик, спроектированный с учетом требований малой заметности. Также самолет планируется оснастить самым современным БРЭО, он сможет применять всю номенклатуру тактического вооружения ВВС. Важной программой является поставка в ВВС новых учебно-тренировочных самолетов (УТС) Як-130 на замену устаревших L-39. Этот самолет позволит значительно эффективнее проводить подготовку летчиков за счет современного БРЭО и лучших летно-технических характеристик. Уже поставлено 12 машин (в строю 11) установочной партии, подписан контракт на поставку до 2015 года еще 55 самолетов и планируется дополнительный контракт на 10 машин. Всего же суммарная потребность ВВС оценивается в 250-300 самолетов. Известно о программе создания Як-133 — одноместного боевого самолета на базе УТС Як-130. Озвучено создание следующих модификаций — штурмовик, истребитель-бомбардировщик, разведчик, постановщик помех. По некоторым данным, разведчик закрыт в пользу беспилотного разведчика «Прорыв-Р», истребитель-бомбардировщик ВВС России не заинтересовал. В настоящий момент статус программы неизвестен, но заявлений о закрытии не было. Учитывая заинтересованность ВВС в Як-130, самолеты на его базе также должны найти свою нишу. В случае реализации потребность ВВС составит 200-250 самолетов. Также озвучивались проекты Як-131 — двухместного учебно-боевого самолета (УБС) с более совершенным прицельным оборудованием и Як-135 — сверхзвукового легкого многоцелевого самолета. Статус этих программ также неизвестен, а информации по ним еще меньше, чем по Як-133. Вполне возможно, что в текущее время они заморожены. В дополнение к тяжелому УТС Як-130 необходим легкий УТС первоначальной подготовки (ПНП). В настоящее время эту нишу занимает самолет Як-52. Для его замены разрабатывался УТС Су-49, который в настоящее время закрыт. С целью модернизации Як-52 был разработан проект модернизации строевых самолетов до уровня Як-52М, но он также не был реализован. По некоторым данным, было модернизировано 12 машин. Поэтому в 2007 году был объявлен повторный конкурс на УТС ПНП. Перспективным УТС первоначального обучения станет Як-152, входящий вместе с Як-130 в состав состав единого учебно-тренировочного комплекса. В настоящее время совместно с Китаем разрабатывается усовершенствованный вариант этого самолета, который будет производится в России, Казахстане и Китае. Потребность летных училищ ВВС и ДОСААФ составляет, по разным данным, от 250 до 600 самолетов. В 2010 году была озвучена возможность лицензионной сборки швейцарских УТС PC-9, однако никаких новых заявлений на эту тему было и, скорее всего, проект закрыт. Глазами ФА является разведывательная авиация, на вооружении которой состоят самолеты Су-24МР и МиГ-25РБ. В перспективе, значительную часть авиапарка РА составят разрабатываемые беспилотные летательные аппараты (БПЛА). По заявлению главкома ВВС А. Зелина, в настоящее время разрабатывается новый стратосферный самолет-разведчик. По ряду источников, это военная модификация самолета М-55 «Геофизика». Однако, никаких дополнительных данных о разработке с момента заявления не последовало, и в каком статусе находится проект — неизвестно. По некоторым сведениям, создается разведывательная модификация Су-34 — Су-34Р, способная в случае реализации занять место Су-24МР, поскольку полностью БПЛА заменить пилотируемые ЛА не смогут. Также есть информация о создании специализированной модификации самолета Су-34 — Су-34ПП, предназначенной для радиоэлектронного подавления (РЭП) ПВО противника. Для таких целей в СССР был создан Су-24МП, но он был произведен в незначительном количестве. Вполне возможно (и наиболее вероятно), что Су-34Р и Су-34ПП будут не модификациями, а вариантами боевого оснащения строевых Су-34. Отдельно следует остановиться на ушедшей в небытие истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА). Принятое в 90-е г. решение о списании всех однодвигательных машин вызвало и до сих пор вызывает немало споров. ВВС лишились Су-17М4 и МиГ-27К, что негативно сказалось на ударном потенциале нашей авиации. Особенно жаль последний — благодаря прицельной системе «Кайра» по своим возможностям он мало в чем уступал Су-24М. Хотя война в Чечне всколыхнула интерес к МиГ-27К, восстановить их не удалось из-за некачественно проведенной консервации. В настоящий момент нишу, освободившуюся после ликвидации ИБА, занимают Су-24М и Су-34, но для решения ряда задач они во многом избыточны. В перспективе же заполнить нишу ИБА смогут модернизированные штурмовики Су-25СМ3 и Су-25УБМ, а также новые и модернизированные истребители с расширенными ударными возможностями. В случае реализации программы их смогут частично дополнить легкие боевые самолеты семейства Як-133. До конца 2020 года планируется поставка 400-600 самолетов ФА и нескольких сотен модернизированных машин, что позволит ВВС России и далее обладать одной из крупнейших группировок истребительной и ударной авиации в мире.
— RomZes II, Глобальная Авантюра, специально для «Вместе победим»
Часть II
Военно-транспортная авиация
Для обеспечения стратегической мобильности наших Вооруженных Сил им жизненно необходима современная и достаточно многочисленная военно-транспортная авиация (ВТА). В этом направлении предпринимаются значительные усилия как по ремонту и модернизации имеющихся самолетов, так и по постановке в производство и закупке новых машин. Основу парка тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) составляют Ан-124 и Ил-76МД. «Русланы» обладают значительным неизрасходованным ресурсом, поскольку в 90-е гг. практически не эксплуатировались. Поэтому принято решение о ремонте и модернизации к 2015 году всего имеющегося парка из 22 самолетов этого типа. Они будут доведены до уровня Ан-124-150, имеющего увеличенную полезную нагрузку и современное БРЭО. Государственной программой вооружения до 2020 года (ГПВ-2020) предусмотрена поставка ВВС 20 Ан-124-150М новой постройки, производство которых в настоящее время восстанавливается. В то же время озвучено, что до 2020 года для МО будет произведено 10 Ан-124, что позволяет предположить о сдвиге сроков в сторону увеличения. Возможны и дальнейшие закупки. Наиболее многочисленным типом самолета и настоящей рабочей лошадкой ВТА является Ил-76МД. К 2020 году планируется модернизация 40 самолетов до уровня Ил-76МДМ, включающего в себя установку нового БРЭО и новых двигателей ПС-90А-76. Всего планируется модернизация 60-70% авиапарка Ил-76МД, составляющего на сегодняшний день 119 строевых самолетов и значительное количество в резерве. Развитием этой великолепной машины является Ил-476, чье производство в настоящий момент разворачивается на заводе «Авиастар». Планируется закупка, как минимум, 38 самолетов этого типа до 2020 года, в целом потребность ВВС оценивается в 120-150 машин этого типа. В настоящий момент ВВС имеют 6 Ан-22, чья эксплуатация была под вопросом после трагической катастрофы 29 декабря 2010 г. Принято решение о капитальном ремонте этих самолетов с продлением сроков эксплуатации. С 1 апреля 2011 года в состав ВВС была передана авиация РВСН, имевшая на вооружении самолеты Ан-26 и Ан-72. Планируется проведение восстановительного ремонта с продлением эксплуатации у части парка Ту-134, Ту-154, Ан-26 и Ан-12. Есть сведения и о ремонте самолетов Ан-72. Значительное место в ВТА займет Ан-70, изначально разрабатывавшийся на замену Ан-12, но в данный момент фактически перешедший в категорию тяжелого ВТС, занимающего нишу между Ан-12 и Ил-76МД. Особенностью этого самолета являются отличные взлетно-посадочные характеристики. Государственной программой вооружения до 2020 года (ГПВ-2020) предусмотрена закупка 40-60 этих самолетов. Также на замену Ан-12 в сотрудничестве с Индией проектируется ВТС Ил-214, который должен будет совершить первый полет в 2017 году. Однако в свете отказа от Ил-112 и проблем с производством Ил-114 (об этом будет сказано далее), с которыми этот самолет должен быть унифицирован, его перспективы выглядят весьма неопределенно. Вероятно, его место в ВВС займет другой проектируемый ВТС — Ан-178, унифицированный с Ан-148, который, также вероятно, займет в планах ВВС место не пошедшего в серию Ту-334. Было озвучено, что потребность ВВС России в таких самолетах составляет 100 штук. На роль легкого ВТС изначально планировался Ил-112, который должен был занять место Ан-26. В настоящий момент финансирование этой программы прекращено, и место Ил-112 займет разрабатываемый Ан-140Т. Изначально озвучивалось, что ВВС купят более 70 Ил-112. В ГПВ-2020 включена закупка 40 легких ВТС. Скорее всего, поставки будут осуществляться и в дальнейшем. Для пассажирских перевозок в настоящее время поставлено 4 и заказано еще 3 самолета L-410UVP-E20 со сроками поставки к 2013 году, а также заключен контракт на поставку к 2014 году 10 Ан-140-100. Также достроены 1 Ил-62М и 1 Ту-154М, достраиваются еще 2 Ту-154М. Планировался заказ на 34 Ту-334, из которых значительную часть должен был составить пассажирский вариант, но он был отменен в связи с отказом от программы. Возможно, что его заменит Ан-148. В ходе реформы с 1 апреля 2011 года в состав ВТА были переданы самолеты Ан-2 и Ан-3Т авиации ВДВ. Изначально планировалось для замены парка Ан-2 заказать 160-200 Ан-3Т. Однако этот самолет был снят с производства и дело ограничилось модернизацией нескольких Ан-2 до уровня Ан-3Т. Заменой исчерпавших свой ресурс «кукурузников» может стать разрабатываемый ныне Ан-3-300, СМ-92Т «Турбо Финист» либо «Рысачок», проходящий в настоящее время сертификационные испытания. Всего до конца 2020 года планируется поставка не менее 150 самолетов ВТА новой постройки и сравнимого количества модернизированных машин. Это позволит ВВС России и дальше обладать второй в мире по численности группировкой ВТА. Также не следует забывать и о коммерческих компаниях-грузоперевозчиках, обладающих очень значительным авиапарком, одним из крупнейших в мире, и представляющих собой резерв ВВС.
Специальная авиация Как следует из названия, специальная авиация предназначена для решения специальных задач — дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), радиотехнической разведки (РТР), радиоэлектронной борьбы (РЭБ), дозаправки в воздухе и др. С недавнего времени к ВТА отнесены самолеты ДРЛОиУ А-50. Их авиапарк насчитывает, по различным данным, от 12 до 19 машин, и все они будут модернизированы до уровня А-50У, имеющего современное БРЭО, больший запас топлива и более комфортабельные условия для экипажа. В настоящее время модернизирован 1 самолет, второй проходит модернизацию. Также на основе Ил-476 разрабатывается новый самолет ДРЛОиУ А-100, первые поставки ВВС должны начаться в 2016 году. Потребность ВВС оценивается в 12-20 самолетов. Помимо самолетов ДРЛОиУ, в состав ВТА вошли самолеты РТР и РЭБ Ил-20М, воздушные командные пункты (ВКП) Ил-22М и самолеты-ретрансляторы Ан-26РТ. Парк этих самолетов модернизируется с продлением ресурса (до 42-44 лет) и установкой нового БРЭО. В будущем их заменят Ту-204/214 со спецоснащением. В настоящий момент созданы варианты ретранслятора (Ту-214СР), пункта управления (Ту-214ПУ), специального узла связи (Ту-214СУС), аэрофотосъемки (Ту-214ОН) и комплексной разведки (Ту-214Р). В настоящее время ВВС заказало 10 Ту-204/214 с возможностью дальнейших поставок. Также ВВС имеют ВКП Ил-80 и Ил-82, которые также будут модернизироваться. Серьезным пробелом является отсутствие в модельном ряде нашей авиации компактного самолета ДРЛОиУ. Таковым должен был стать Ил-140, созданный на основе Ил-114. Вообще, на базе этого самолета планировался целый ряд модификаций — самолет РТР и РЭБ (Ил-114ПР), ДРЛОиУ (Ил-140), самолет радиолокационной разведки (Ил-114ФК). Было поставлено 2 самолета и планировался заказ на более чем 30 машин. Но поскольку самолет в настоящий момент имеет серьезные проблемы с производством, находящимся в Узбекистане, статус программы неясен. Наиболее вероятны варианты переноса производства в Россию, либо замены на другой самолет. Так, компания «Радар-ММС», использующая Ил-114 в качестве летающей лаборатории для отработки перспективных радиоэлектронных систем, заказала для этой цели 6 Ан-140 с возможностью дальнейших заказов. Скорее всего, именно этот самолет и станет основой для тактического самолета ДРЛОиУ. Под спецоснащение планировалась часть заказа из 34 Ту-334, однако фактическое закрытие программы перечеркнуло данные планы. Также озвучивалась возможность создания самолета ДРЛОиУ на базе Ан-148, однако в настоящий момент никаких работ по данной тематике не ведется. В ходе реформы в состав ВТА вошли самолеты-постановщики помех Ан-12ПП. В настоящее время они ремонтируются, в перспективе им на смену должны были прийти Ил-114ПП, но в связи с неопределенностью данной программы, вероятно, вместо них будут разработаны самолеты-постановщики помех на базе Ан-140. Сокращение авиапарка в сравнении с ВВС СССР остро ставит вопрос обеспечения стратегической мобильности самолетов военной авиации. Для обеспечения быстрого наращивания воздушной группировки в нужных регионах ВВС необходимы самолеты-заправщики. Поэтому все новые и практически все модернизированные самолеты оснащаются оборудованием для дозаправки в воздухе. В настоящее время состав ДА входят самолеты-заправщики Ил-78М. Начиная с 2012 года, планируется их модернизация, аналогичная Ил-76МДМ. В перспективе, на смену этим машинам придут созданные на базе Ил-476 заправщики Ил-478. В ГПВ-2020 включена закупка к 2020 году 12 таких машин. Однако этого количества явно недостаточно даже для одной только ДА, что признает и руководство ВВС. Были озвучены планы создания заправщика на базе Ил-96, но текущее состояние этой программы неясно. Озвучено, что к 2020 году ВВС получат значительное количество самолетов-заправщиков, что позволит их использовать для обеспечения действий не только ДА, но и ФА. Вероятно, что в дополнение к Ил-78 будет создан легкий заправщик. Ил-78 явно избыточен для самолетов ФА. Для них требуется более компактная и дешевая машина, которую можно создать на основе Ту-204. Потребность ВВС в таких самолетах оценивается, как минимум, в 40 машин. Также для дозаправки самолетов фронтовой авиации могут использоваться самолеты Су-24 и Су-34, оснащенные универсальным подвесным агрегатом заправки УПАЗ. Озвучивалось создание Су-34Т — специализированного самолета-заправщика, однако, скорее всего, это будет вариант оснащения строевых Су-34. Всего же к концу 2020 года ВВС получат несколько десятков самолетов специальной авиации новой постройки, сравнимое количество самолетов будет модернизировано с продлением ресурса.
Беспилотная авиация Динамично развивающаяся в мире беспилотная авиация не обходит стороной и ВВС России. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) приобретают все большее значение в области разведки и планируется их увеличение в секторе ударной авиации. В целом, текущее положение с оснащением ВВС БПЛА трудно признать удовлетворительным. Закупленные в Израиле аппараты для применения в строевых частях непригодны и могут использоваться только в исследовательских задачах. Впрочем, другие цели перед ними и не ставились. В настоящее время части и подразделения беспилотной авиации исключены из состава ВВС и переданы в Сухопутные Войска (СВ). По некоторым сведениям, в ведении ВВС останутся только тяжелые БПЛА. Согласно озвученным планам, к 2025 году до 40% парка военной авиации будут составлять беспилотные летательные аппараты (БПЛА), однако в связи с переподчинением частей БПЛА СВ, эта цифра применительно к ВВС, вероятно, будет меньше. В перспективе основу парка БПЛА составят разрабатываемые в настоящее время по нескольким основным программам машины. Конкурс по созданию БПЛА со взлетной массой около 1 тонн выиграла петербургская компания «Транзас». Конкурс по созданию БПЛА со взлетной массой до 5 тонн выиграло казанское предприятие «ОКБ «Сокол», специализирующееся на разработке беспилотных комплексов и мишеней. Компанией «Сухой» и Российской самолетостроительной корпорацией «МиГ» (РСК «МиГ») совместно разрабатывают семейство тяжелых (взлетная масса — около 10 тонн) БПЛА различного назначения, в том числе разведывательно-ударного. Озвучено, что в программе будут использоваться наработки от закрытого проекта МиГ «Скат». Также на базе Як-130 создавалось семейство «Прорыв», включающее в себя боевой БПЛА «Прорыв-У», разведывательный БПЛА «Прорыв-Р» и БПЛА радиолокационного дозора «Прорыв-РЛД». В настоящее время статус программы неизвестен, скорее всего, наработки по ней также будут использоваться в разрабатываемом тяжелом БПЛА. Помимо разработки БПЛА, холдинг «Вертолеты России» получил от Минобороны РФ заказ на разработку трех беспилотных систем вертолетного типа различного класса и назначения. Первая — беспилотный вертолет малой дальности со взлетной массой 300 кг, будет основан на проекте Ка-135. Вторая — модульный беспилотный вертолет типа Ка-175 со взлетной массой 700 кг. Третья — тяжелый (взлетной массой до 3 тонн) беспилотный вертолет с рабочим названием «Альбатрос», способный применяться как ударный или транспортный вертолет. Всего, согласно озвученным планам, ВВС до конца 2020 года должны получить более 500 БПЛА, однако в связи с переподчинением частей БПЛА СВ, скорее всего это будет суммарная цифра поставок для ВВС и СВ, за вычетом сверхмалых БПЛА, уже поставляемых в армию десятками штук. Часть IIIАрмейская авиация Главными функциями армейской авиации (АА) являются обеспечение мобильности Сухопутных войск и оказание им огневой поддержки на поле боя. Развитию армейской авиации уделяется большое внимание, планируемые поставки настолько значительны, что к 2020 году в дополнение к существующим 8-и авиабазам АА будут развернуты еще 6. Основным боевым вертолетом АА является знаменитый Ми-24. «Крокодил» прекрасно себя показал в боевых действиях и еще немало послужит. Главным недостатком его исходных версий была невозможность применения ночью. Поэтому в 2004-2007 гг. 28 вертолетов Ми-24П были модернизированы до уровня Ми-24ПН, поступив на вооружение вертолетного полка (ныне — авиабазы), дислоцированного в Буденновске. Ми-24В также модернизируются до уровня Ми-24ВМ, Ми-24ВПМ, Ми-24ВК, в настоящее время модернизировано около 30 машин. Помимо модернизации строевых Ми-24, АА получит Ми-35М2 новой постройки. Этот глубоко модернизированный вариант Ми-24 станет переходным вертолетом для облегчения подготовки летного состава с Ми-24 на Ми-28Н к новым боевым вертолетам. В настоящее время заключен контракт на поставку 22 (по другим данным — 30) этих машин, в целом потребность АА оценивается в 100 Ми-35М2. Также до этого уровня будут доведены все ранее модернизированные Ми-24. Заменит легендарный «Крокодил» новый боевой вертолет Ми-28Н. Он хорошо бронирован и в значительной степени преемственен Ми-24, что облегчает его освоение в частях. Правда, радиолокационная станция (РЛС), которая была запланирована к установке, пока на серийных машинах не появилась. В настоящее время РЛС Н025 испытывается, планируется, что она будет устанавливаться на Ми-28Н через 1-2 года. В настоящее время заключены 2 контракта на поставку Ми-28Н — на 67 вертолетов к 2013 году и на 30 вертолетов к 2015 году. Также проектируется модернизированный вариант Ми-28НМ с новыми оптико-электронной системой и бортовым оборонительным комплексом и учебно-боевой Ми-28УБ с дублированным управлением. В целом потребность АА оценивается в 300-450Ми-28Н/НМ/УБ. Конкурентом Ми-28 с момента проектирования был вертолет Ка-50. «Черная акула» в крупную серию так и не пошла — схема одноместного боевого вертолета вызвала ожесточенную и весьма обоснованную критику. Поэтому ВВС приняли решение достроить весь задел Ка-50 из 8 машин, а в дальнейшем принято производить и закупать только двухместную модификацию — Ка-52. «Аллигатор» станет командирской машиной АА и основным вертолетом огневой поддержки морской пехоты. В настоящее время выполняется контракт на поставку 36 таких машин до 2013 года, также объявлено о подписании долгосрочного контракта на поставку более 140 Ка-52 до 2020 года. По некоторым сведениям, 30-32 из них будут в морском исполнении Ка-52К, предназначенном для базировании на вертолетоносцах типа «Мистраль». Возможны и дальнейшие закупки. Всего потребность АА оценивается в 120-150 машин, а суммарно с авиацией ВМФ — 180-200 Ка-52. Также в настоящее время начаты работы по проекту УВК — перспективного ударного скоростного вертолета на базе ПСВ — перспективного скоростного вертолета. Рассматриваются варианты военных версий проектов Ми-Х1, Ка-90 и Ка-92. УВК планируется оснастить всем комплексом современного и разрабатываемого ударного вертолетного вооружения. Наиболее многочисленным транспортным вертолетом АА является Ми-8 различных модификаций. Начиная с 2000 г. около 20 строевых Ми-8МТ было модернизировано в вариант Ми-8МТКО, способный применяться ночью, что позволило удовлетворить первоначальную потребность во всесуточных вертолетах. Помимо ремонта строевых машин, осуществляются крупномасштабные закупки вертолетов новой постройки. Так, в 2010 году были выполнены контракт на поставку 22 Ми-8АМТШ, в 2011 — поставлено еще 10 этих машин, около 20 машин поступят в 2012 году, также планируется подписание долгосрочного контракта на поставку более 150 Ми-8АМТШ до 2020 года. Поставляются вертолеты и другой модификации — Ми-8МТВ-5, к 2011 году было поставлено около 50 вертолетов новой постройки, еще не менее 20 вертолетов будет поставлено в 2012 году, будут осуществляться и дальнейшие поставки. Точное количество закупаемых Ми-8МТВ-5 назвать трудно, однако известно, что они составляют, как минимум, половину всех поставок вертолетов семейства Ми-8. Помимо транспортно-боевых функций, большое значение имеют варианты Ми-8 со спецоснащением, в частности вертолеты-постановщики помех Ми-8ППА, Ми-8МТПБ и Ми-8СМВ-ПГ. К настоящему времени ВВС поставлено, как минимум 26 новых и модернизированных машин этих модификаций, поставки будут осуществляться и в дальнейшем. Всего до 2020 года планируется осуществить поставку около 400-500 вертолетов Ми-8 различных модификаций. Также разрабатывается глубоко модернизированный Ми-8М. Самым грузоподъемным серийным вертолетом мира является Ми-26. Принято решение о ремонте и модернизации, как минимум 30 машин этого типа, находящихся большей частью в резерве. Помимо этого, в настоящее время выполняется контракт на поставку до 2015 года 18 (по другим данным — 22) таких вертолетов новой постройки, заключен еще 1 контракт на поставку 15 вертолетов в модернизированной конфигурации Ми-26Т2 к 2018 году. Закупки этих машин планируются и в дальнейшем. Уже озвученные планы позволят в течении нескольких лет удвоить парк Ми-26 ВВС России. Также проектируется глубоко модернизированный вариант Ми-26М. Промежуточное положение между Ми-8 и Ми-26 займет проходящий испытания Ми-38. После их завершения в 2013-2014 гг. будет рассмотрен вопрос о закупках, по предварительным данным, планируется заказать от 40 до 100 таких вертолетов. Основным вопросом является установка отечественных двигателей ТВ7-117В, поскольку на данный момент прототип вертолета летает на двигателях Pratt & Whitney PW-127/5. Были озвучены планы, что в будущем военный вариант Ми-38 — Ми-383 заменит машины семейства Ми-8, но данную перспективу следует признать маловероятной — Ми-383 имеет несколько другую категорию, да и ВВС, скорее всего, предпочтут глубоко модернизированный Ми-8М. Другой промежуточной машиной станет проектируемый Ми-46, имеющий проектную грузоподъемность около 15 тонн (у Ми-26 — 20 тонн, Ми-26Т2 — до 25). Этот вертолет должен будет занять пустующую с 2002 г. нишу Ми-6А. Данный проект был разморожен в 2010 году. Говорить о каких-либо цифрах в настоящее время рано. Отдельно стоит класс легких вертолетов. С ним связано наибольшее количество вопросов и проблем. Прежде всего, практически все машины этого класса оснащаются иностранными двигателями. Точных сведений о планах производства на территории России отечественных двигателей для легких вертолетов нет, однако озвученные планы наладить в стране полный цикл производства вертолетных двигателей позволяют надеяться, что этот вопрос будет решен. Другим спорным вопросом являются озвученные планы по сборке на территории России иностранных вертолетов, имеющих отечественные аналоги, что может негативно сказаться как на нашем производстве и конструкторской мысли, так и на перспективах продаж на внешнем рынке. Значительную долю парка легких вертолетов в перспективе составит вертолет Ка-60/62. Данная машина планируется к применению в качестве легкого транспортного вертолета и разведчика-целеуказателя (РЦ). По некоторым сведениям, проект Ка-60, предусматривающий установку отечественного двигателя РД-600В заморожен, и в серию пойдет только Ка-62 с двигателями Turbomeca Ardiden 3G, на поставку которых заключен большой контракт. Какая именно модификация и с какими двигателями будет поставляться ВВС — неизвестно. Скорее всего, это будет Ка-62 с иностранными двигателями, однако озвучено, что в будущем данная машина будет иметь вариант с отечественными двигателями. В настоящее время заключен контракт на поставку в 2015-2020 гг. более 100, по некоторым данным 120 Ка-60. В целом потребность в легких вертолетах этого класса вместе с авиацией ВМФ оценивается от 200 до 400 единиц. Наиболее реалистичной цифрой является 250-300 вертолетов. Основным учебно-тренировочным вертолетом ВВС России в настоящий момент является Ми-2У. Он устарел как морально, так и физически, поэтому был разработан вариант его модернизации Ми-2А. Начиная с 2008 года, до этого уровня были модернизированы 20 вертолетов. Однако в настоящий момент данный проект фактически закрыт. На смену Ми-2У и Ми-2А придет вертолет «Ансат-У». Серийные машины оснащаются двигателями Pratt & Whitney PW-207K, также разрабатывается альтернативный отечественный двигатель ВК-800В. В настоящее время ВВС поставлено 13 (по другим данным — 15) машин, потребность ВВС оценивается в 100-200 вертолетов этого класса. Помимо учебного варианта, есть еще версии транспортного вертолета и разведчика-целеуказателя («Ансат-2РЦ»). Транспортный вариант в ВВС использоваться не будет, так как выбор сделан в пользу Ка-60/62, перспективы «Ансат-2РЦ» также выглядят туманно, ВВС интереса к этой машине не проявили. Другой машиной легкого класса является многоцелевой вертолет Ка-226 — потомок и преемник Ка-26. В ВВС машина будет поставляться для подготовки пилотов вертолетов Ка-50 и Ка-52. Помимо учебно-тренировочных целей, вертолет может использоваться для решения транспортных задач. В настоящее время есть два варианта силовой установки — Rolls-Royce Allison 250-С20R/2 и Turbomeca Arrius 2G1. Заключен контракт на поставку для ВВС 36 машин до 2020 года, 5 из них поставлены в 2012 году, всего к 2020 году ВВС закупит более 40 таких машин. Также известно, что в случае роста темпов производства возможно заключение еще одного контракта. Легкой однодвигательной машиной является вертолет Ми-34С1/2. Вертолет представлен с двумя вариантами силовой установки — отечественным М9ФВ и иностранным Turbomeca Arrius 2F. Вертолет предложен ВВС России в качестве учебно-тренировочной машины, однако информации об интересе к этой машине со стороны МО нет. Возможно, ситуация изменится в следующем году, когда Ми-34С1 будет поставлен в серию. Отдельно следует остановиться на появившемся в интернете проекте заказа МО на поставку 43 легких универсальных однодвигательных и 7 двухдвигательных вертолетов, судя по требованиям — иностранного производства. Наиболее соответствуют этим требованиям вертолеты AS350 (или AS550) и AS355 (или AS555). Также, по некоторым данным, суммарная цифра заказа может составить более 100 штук. Согласно описанию, вертолеты планируется использовать для грузовых, пассажирских и почтовых перевозок, а также для учебных целей. Сама идея покупки вертолетов, имеющих отечественные аналоги очень спорна, тем более, что наши машины конкурируют с этими же вертолетами на внешнем рынке. Основной причиной указывают экстренную необходимость в легких вертолетах, в то время как темпы производства существующих моделей недостаточны для оперативного оснащения частей. Также не следует исключать возможности, что контракт будет отменен, как это случилось с контрактом на закупку большой партии винтовок Steyr Mannlicher SSG 08 для МО РФ. Это решение связывают, в первую очередь, с появлением и серийным производством достойных отечественных аналогов. Возможно, что с контрактом на поставку иностранных вертолетов ситуация будет аналогична, если производители сумеют обеспечить увеличение темпов производства Ка-226 и Ансат-У и быструю постановку в серию Ми-34С1. Всего, согласно озвученным планам, до конца 2020 года армейская авиация получит, как минимум, 1124 вертолета новой постройки и несколько сотен модернизированных машин. Таким образом, группировка АА ВВС России будет второй в мире по численности и одной из наиболее современных по возрасту.
Авиация ВМФ Особое место в структуре военной авиации занимает авиация ВМФ (АВМФ). С 1 апреля 2011 года в состав ВВС была передана практически вся ударная авиация, составлявшая большая часть авиапарка морской авиации — ракетоносная, истребительная и значительная часть транспортной авиации берегового базирования. В ведении морской авиации остались штурмовая, противолодочная, поисково-спасательная, транспортная и специальная авиация берегового базирования, а также палубная авиация. До конца 2020 года предусмотрено обновление и модернизация значительной доли парка АВМФ, который имеет достаточно большое количество устаревших ЛА с малым ресурсом. Штурмовая авиация ВМФ представлена самолетами Су-24 Черноморского Флота (ЧФ). Изначально было объявлено, что они будут заменены на модернизированные Су-24М, однако в настоящее время озвучены планы их замены на Су-30СМ. Контракт на поставку 12 самолетов этого типа в течение 3-х лет планируется подписать в 2012 году. Противолодочная авиация представлена базовыми патрульными самолетами Ту-142МК/МР/М3 и Ил-38М. Планируется продление ресурса и глубокая модернизация с установкой нового БРЭО большей части парка строевых Ту-142. Вдобавок, при модернизации эти самолеты получают возможность использовать ПКР «Оникс». Ил-38М будут доведены до уровня Ил-38Н с установкой нового БРЭО. На данный момент осуществлена модернизация 2-х самолетов, в перспективе будет модернизирована большая часть парка Ил-38М с темпом в несколько самолетов в год. Отдельно стоит вопрос с созданием нового патрульного и противолодочного самолета. Существует несколько основных проектов. Это создание противолодочной модификации самолета Ту-204 — Ту-204П. Однако в 2000 г. работы по созданию этого самолета были заморожены. Тем не менее, в конце 2009 г. было озвучено о размораживании проекта, который будет создаваться на базе модернизированной версии Ту-214. В силу подвешенного статуса программы производства Ил-114 под вопросом находится и создание его патрульной (Ил-114П) и противолодочной (Ил-114МП) модификаций. Создание противолодочной модификации проектируемого МС-21 маловероятно в силу большого количества иностранных комплектующих, хотя конструктивно такой самолет в случае реализации будет иметь большое преимущество — композитное крыло, не подверженное коррозии. Также планировалось создать противолодочную версию фронтового бомбардировщика Су-34, в настоящее время этот проект закрыт. Наибольшие шансы на реализацию имеет программа А-42 — многоцелевого гидросамолета, имеющего противолодочную (ПЛ) и поисково-спасательную (ПС) модификации. По ряду источников в ГПВ-2020 включена закупка 20 А-42ПЛ и 4 А-42ПС. Однако в настоящий момент сроки реализации программы сдвинуты в сторону увеличения. Руководством МО высказана заинтересованность в модернизированной версии этого самолета. Для поисково-спасательной службы будут осуществляться закупки гидросамолетов Бе-200ПС, которые заменят исчерпавшие свой ресурс и устаревшие Бе-12. В настоящее время озвучена закупка 8 машин, 4 из которых будут в 2013 году поставлены на Балтийский Флот (БФ). Вероятно, в структуре морской авиации Бе-200ПС заменит проектируемый А-42ПС, модернизация и постановка в серию которого задерживается. Помимо поисково-спасательного варианта, на базе Бе-200 разрабатываются следующие модификации — противолодочная (Бе-200П) и патрульная (Бе-200МП). Однако на данный момент никаких контрактов на эти версии Бе-200 не заключено. Также на базе Бе-200 разрабатываются самолет ДРЛОиУ Бе-250, потребность в котором в случае реализации программы составит 10-15 самолетов и сухопутная версия Бе-300 в вариантах патрульного и противолодочного самолета (Бе-300МП). Вполне вероятно, что последний станет основным базовым патрульным и противолодочным самолетом морской авиации России в силу значительной унификации с уже заказанными Бе-200ПС. Потребность в самолетах такого класса составляет 40-60 штук. Элитой морской авиации любой страны, имеющий авианесущие корабли, является палубная авиация. В ВМФ России она представлена самолетами Су-33 и Су-25УТГ. Палубные истребители Су-33 подвергаются ремонту и модернизации, примерно соответствующей уровню Су-27СМ ВВС. В настоящее время заключены контракты на модернизацию 6 Су-33 и ремонт еще 6 самолетов. По некоторым данным, всего планируется модернизация 12 Су-33 с наибольшим остаточным ресурсом. Вторым типом палубного истребителя станет МиГ-29К. В настоящее время подписан контракт на поставку в 2013-2015 гг. 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ. Изначально озвучивалась закупка 28 самолетов этого типа. Возможно, еще 4 самолета будут заказаны отдельным контрактом. Также известно, что контракт содержит опцион на неназванное количество самолетов. Модернизация Су-33 и поставки МиГ-29К позволят обеспечить боеспособность единственного в России 279-го корабельного истребительного авиаполка. В будущем планируется создание палубной версии самолета Т-50, имеющей обозначение Т-50К. Палубные УТС Су-25УТГ также планируется модернизировать до уровня Су-25УБМК, соответствующего Су-25УБМ ВВС. Дополнением для этого самолета может стать палубная учебно-тренировочная версия разрабатываемого самолета Як-133. Огромное значение в морской авиации имеют вертолеты. Основным палубными вертолетами в морской авиации являются модификации Ка-27 — противолодочная (Ка-27ПЛ) и поисково-спасательная (Ка-27ПС). Строевые Ка-27ПЛ и Ка-27ПС в настоящее время модернизируются, также в ГПВ-2020 включена закупка 50-70 вертолетов Ка-27М новой постройки. Отдельно следует отметить Ка-31 — вертолет радиолокационного дозора на базе Ка-27. В настоящее время на вооружении авиации ВМФ состоят 3 таких вертолета, что явно недостаточно. В настоящее время проходит испытания его модернизированная версия Ка-31СВ, которая также планируется к использованию в АА. Известно, что заключен контракт на поставку 2 вертолетов этого типа, по некоторым данным, заключен еще 1 контракт на поставку 5 таких машин. В будущем планируются дальнейшие закупки, поскольку потребность морской авиации составляет не менее 20 таких вертолетов. Для перевозки и огневой поддержки морской пехоты создан Ка-29 — транспортно-боевая версия Ка-27. Помимо модернизации строевых машин, запланирована поставка не менее 32 модернизированных Ка-29М для оснащения десантных кораблей типа «Мистраль». Компанию ему составит корабельная версия вертолета Ка-52 — Ка-52К. Потребность в этих машинах также составляет не менее 32 штук, а по некоторым данным — более 100 машин, но эти данные вызывают сомнения. Также на «Мистралях» планируется базирование морской версии легкого вертолета Ка-226, потребность в которой составляет 20-30 машин. Перспективным палубным вертолетом и вероятным преемником Ка-27 является разрабатываемый Ка-40. Говорить о каких-либо цифрах в настоящий момент рано, как и о потребностях морской авиации в многоцелевом палубном вертолете Ка-65, который планируется создать к 2017 году и в Ка-60К — морской версии вертолета Ка-60/62. Всего, согласно озвученным планам, авиация ВМФ получит до 2020 года несколько десятков самолетов и более ста вертолетов новой постройки, а также значительное количество модернизированных ЛА.
Выводы Помимо поставок собственно авиатехники, в настоящее время уделяется значительное внимание разработкам и закупкам новых средств поражения, в первую очередь управляемых. Так, на Московском авиакосмическом салоне МАКС-2009 был заключен двухлетний контракт на поставку 14 наименований боеприпасов на общую сумму 6 млрд. руб. Следует отметить, что реализация многих проектов требует политической воли, модернизации производства, включая смежные отрасли и привлечения/возвращения специалистов, что в самое ближайшее время однозначно будет сделано либо уже делается. Например, модернизация производственных мощностей позволит увеличить темпы производства вертолетов в два-три раза. Выполнение ГПВ-2020 позволит оснастить ВВС не менее, чем 400-ми боевыми самолетами и 500-ми боевыми вертолетами, не считая вспомогательных и транспортных ЛА, что позволит сформировать оснащенные современной авиационной техникой ударные группировки на основных направлениях и прикрыть их, а так же обеспечить новыми ЛА авиацию ВМФ. Темп выпуска составит до 120 самолетов и 160 вертолетов в год! Вполне сопоставимо с поставками авиатехники в СССР (с учетом повышенной сложности и меньшего необходимого количества ЛА). В целом, сравнивая перспективы развития ВВС России с другими мощнейшими ВВС мира, следует сказать, что несмотря на проблемы с реализацией ряда программ, наша военная авиация и дальше будет оставаться второй по мощи в мире, превосходя ВВС Китая, Индии, соперничая с суммарным авиапарком ВВС стран Евросоюза и уступая только ВВС США. Не следует забывать и мощнейшую систему ПВО России, являющуюся мощнейшей в мире и развитию которой также уделяется огромное внимание.
Следующая статья будет посвящена перспективам развития крупнейших ВВС мира.
— RomZes II, Глобальная Авантюра, специально для «Вместе победим» Вернуться назад |