Итак, после выхода из-под воды первых базальтов (породы основания) на острове было, по крайней мере, еще шесть стадий извержения вулканов. По именам главных вулканов они так и называются: стадия Рано-Као, стадия Тереавака, стадия Поике, или Пу-Акатики, стадия паразитных вулканов, она же стадия Рано-Рораку, стадия образования обсидианов и, наконец, стадия пенистых базальтов Хива-Хива. Две из этих стадий – паразитных вулканов и Хива-Хива, – возможно, происходили на памяти людей.
Все, о чем было рассказано выше, раскрывает геологическое прошлое острова Пасхи. Подобно тому, как в археологии один культурный слой предшествует другому, так располагаются здесь и различные вулканические слои. Какова же их точная датировка?
Это, к сожалению, еще пока неизвестно. Однако множество фактов подтверждают, что вулканическая деятельность на острове не прекращалась до самого последнего времени. Возьмем самый крупный вулкан Тереаваку. Породы его настолько свежи, что на них не успела еще образоваться почва. Значит, извержение вулкана было совсем недавно, может быть, даже вскоре после трагедии Помпеи и Геркуланума (ведь на склонах Везувия давным-давно растут виноградники!), уже в нашей эре. Тереавака явно не остыл – здесь обнаружены аномалии теплового потока.
Несмотря на свирепый натиск волн, берега острова остаются неприступными, юными; бухты сохраняют прямоугольные формы, образованные трещинами. Это один из важнейших признаков молодости берега. Трещинами разбит кратер вулкана Рано-Рораку, вдоль которых породы сильно изменены, пропарены горячими растворами, стали мягкими, рыхлыми, осветленными или охристыми. Можно сказать, что совсем недавно на острове Пасхи изливались горячие, или, как говорят геологи, термальные воды.
Трещины разбивают склоны вулканов Рано-Као и Тереавака. Из них в недалеком прошлом поднимались газы и тучи пепла. Направление трещин можно проследить по мелким и крупным конусам паразитных вулканов, что идут в виде цепочек параллельна северному и западному берегам острова.
Крупные трещины разбивают и лавовые покровы вулкана Пу-Акатики. Его части сдвинуты относительно друг друга. По трещинам (они закономерно оказались параллельными катетам!) начались последние излияния лав. На этот раз изливалось расплавленное стекло. Цепь холмов, идущих к северу от вершины полуострова Поике, сложена черными риолитами, похожими на ноздреватое стекло. Из стекла сложены и «птичьи островки» – Моту-Нуи, Моту-Ити, Моту-Каокао, что лежат у юго-западной оконечности острова, напротив поселения Оронго.
Помимо этих островков возле западного берега, приютился островок Моту-Ке-Хепоко. На карте капитана Ю. Ф. Лисянского, составленной в 1804 году, севернее Моту-Ке-Хепоко указан еще один островок большого размера. Сейчас его нет. Вряд ли такой опытный исследователь, как Ю. Ф. Лисянский, ошибался. Вероятнее всего, этот островок был размыт волнами или опустился на дно в результате землетрясения.
«Шероховатый характер поверхности, зачаточное развитие почв и растительности указывает на очень недавнее появление пород, – пишет П. Бейкер, американский геолог, обследовавший остров Пасхи в 1966 году. – От момента их появления прошло не более 2–3 тысяч лет и вполне допустимо, что это случилось гораздо позднее». С этим трудно не согласиться.
Миф о посохе бога Увоке, о котором было рассказано выше, является удивительным по своей точности и реалистичности описанием извержений вулканов, вернее, грандиозных взрывов, подобных тому, что произошел при извержении Кракатау.
Тур Хейердал утверждает, что со времени заселения острова Пасхи никаких вулканических извержений на нем не было: пепловый материал удалось обнаружить в озерных отложениях кратеров Рано-Као и Рано-Рораку. В кратере Рано-Рораку и находится сейчас 117 истуканов. Вывод напрашивается сам собой – их вырубили после образования кратера. И он имеет основания: оба названных вулкана на памяти людей не просыпались. Но на острове Пасхи закартировано более 70 конусов и провалов паразитных вулканов, обезображивающих склоны трех главных вулканов. Пеплы любого из них могли осесть в любом из кратеров главных вулканов.
Снова возвращаемся к легенде о юноше Теа-Вака.
В рассказе юноши есть любопытные детали. Он утверждал, что Увоке «опустил свой посох на местность Охиро. Поднялись волны и страна сделалась маленькой». В начале рассказа он упоминал (смотрите «Книгу легенд»), что посох сломался в местности Пуку пухи-пухи. На карте острова Пасхи все упомянутые в легенде названия имеются. Они как бы трассируют крупную трещину или, говоря языком геологии, тектоническую зону, протянувшуюся от северо-восточной оконечности острова параллельно северному берегу и продолжающуюся до уступа Те Хакарава.
Местность, где опустился посох Увоке, представляет собой половину кратера вулкана Папа Текена. В нескольких километрах от него находится Охиро, небольшой вулканический конус, вернее его половина, на западном берегу бухты Анакена, там, где высаживался легендарный Хоту Матуа. Пуку пухи-пухи это сложенный красными пемзами вулканический конус небольших размеров. Уступ Те Хакарава обрывает полуостров Поике.
Любопытно, что словосочетание «Пуку пухи-пухи» в переводе с языка острова Пасхи означает «пыхтящая, фыркающая». Не говорит ли это о том, что вулкан извергался уже в то время, когда остров был заселен? Нельзя ли рассказ юноши Теа-Ваки истолковать как описание катастрофического извержения вулкана?
Откроем словарь языка острова Пасхи. В нем сразу же обнаруживается множество слов, касающихся камней, их свойств и орудий, сделанных из них. Словарь ясно показывает, что издревле его жители отлично разбирались в свойствах камня и умели их использовать, выделяя «сорта» камней.
Приведем несколько примеров.
Маеа – так называется на языке острова Пасхи «просто» камень, дающий его общее абстрактное определение камня вообще. Мaea матаа – обсидиан, вулканическое стекло, из которого изготовляются матаа – наконечники стрел и навершия для дротиков. Маеа токи – прочный камень, шедший на изготовление каменных рубил и молотков (токи – на языке островитян означает топор, рубило, долото). Маеа ренго-ренго – название галек халцедона, кремня, из которого изготовлялись скребки и другие орудия с режущей кромкой. Маеа пупура – туфовый плитняк, служивший для изготовления каменных изгородей, стен домов и монументальных платформ. Маеа хане-хане – в свежем изломе черные пемзы, которые окисляясь, становились красными, из них делали красные «шапочки» – пукао, венчавшие головы статуй. Маеа матарики – крупноблочный туф или туффит, шедший на изготовление статуй – маои. Маеа невхиве – черный тяжелый камень, из которого делали крупные рубила. Кирикири-теа – мягкий серый туф, порошок которого смешивался с соком сахарного тростника для изготовления краски.
Ксенолиты – так называются обломки пород, которые вулкан при извержении захватывает на большой глубине, в недрах планеты, и выбрасывает вместе с лавами и пеплами на поверхность. Это наиболее древние породы острова. Чаще всего они встречаются в туфах Рано-Рораку. Это и есть маеа токи древних пасхальцев.
Размеры ксенолитов различны, от нескольких миллиметров до метра и более. Благодаря своей необычайной прочности, плотности и вязкости они использовались древними жителями острова для изготовления каменных рубил, молотков, зубил и долот, тех самых инструментов, с помощью которых они высекали изваяния. Рубила отличались и по облику, и по размеру – все зависело от их назначения.
Найдены крупные рубила весом в несколько килограммов, с концами, заостренными на конус. В коллекции одного из авторов есть экземпляр весом в 4,9 килограмма. Но большинство рубил мельче, их вес колеблется от 400 граммов до килограмма. Они заострены с одного или с обоих концов, хорошо охватываются одной рукой. Есть рубила-молоты с желобом на боку для привязывания к рукояти. Рубила с плоским, как у стамески, концом, по-видимому, использовались как скребок при отделке поверхности статуй.
В ход шли и молодые породы, прежде всего вулканическое стекло, обсидиан. Из них изготовлялись различные скребки и наконечники для дротиков и копий. Обломки обсидианов разбросаны буквально по всему острову. Обсидиан добывался в каменоломне вулкана Мауна Орито, в юго-западной части острова.
Рано-Рораку называют «каменоломней статуй», Мауна Орито – «каменоломней обсидиана». На острове есть и третья каменоломня – та, в которой изготовлялись красные «шапки», или пукао. Она находится на склоне вулкана Пуна-Пао (или Таи-Роа) высотой в 270 метров. Вулкан Пуна-Пао, так сказать, «паразит второго порядка». Он паразитический вулкан на склоне вулкана Маунга Оту, а тот, в свою очередь, паразитирует на склоне вулкана Тереавака.
Но не только для изготовления пукао использовалась пемза Пуна-Пао. Цвет пемзы почти черный, с отливом окалины воронова крыла на свежем изломе, при выветривании становится коричнево-красным, охристым. Истолченные пемзы островитяне использовали для приготовления красной краски, особенно в смеси с толченой известью. Пемза или порошок из нее использовались для полировки раковин, поделок из камня или дерева, для шлифовки статуй и глазниц у них. В наши дни жители острова пользуются мелко дробленной пемзой в качестве субстрата при выращивании цветов или рассады в горшках и кавернах пород. Наконец, красная пемза служила материалом для изготовления статуй – не тех, что высекались в кратере Рано-Рораку, а других, возможно более древних.
Напомним еще раз, что Рано-Рораку это самый крупный из паразитных вулканов. Кратер вулкана несплошной. Почти широтной по направлению трещиной кратерное кольцо разбито на две неравные половины. Северное полукольцо слагается рыхлыми, сильно выветрившимися пепловыми породами, из которых нельзя вырубить кусок породы, тут можно копать грунт лопатой. Южное полукольцо выше. Это скальный выступ, образованный слоями пород различного состава. Среди слоев описаны плотные туфы, туффиты и горизонты пепловых пород. Слои пород лежат не горизонтально, а наклонно, под углом 14–16°. Эти пласты не монолитные, а разбиты системой круто падающих трещин, идущих параллельно катетам – берегам острова. Расстояние между трещинами тоже непостоянное и меняется от десятков сантиметров до 20–25 метров, но в среднем около 3–7 метров. С высоты птичьего полета рисунок трещин напоминает разграфку листов тетради в косую клетку. Это значит, что остаток кратера слагается не монолитной базальтовой скалой, а представляет собой систему блоков самого различного размера. А поскольку слои лежат не горизонтально, то и в вертикальном разрезе можно видеть ту же косую разграфку. Трещины не представляют собой идеальных плоскостей, это поверхности с плавными изгибами. Именно поэтому вся гора самой природой разбита на блоки, у которых углы обычно не прямые, а немного от них отличаются Обычно это 84–86 градусов для острых углов и 94–96 градусов для тупых. Возьмите спичечный коробок и немного искривите его по всем трем осям и вы получите реальную модель блока, из которого вытесывались истуканы – моаи.
Высота скальной стенки составляет 90–120 метров. В ее разрезе есть по крайней мере четыре горизонта пепловых туфов, легко разрушающихся, быстро выветривающихся. Именно за счет разрушения этих пород и особенно близ и вдоль трещин идет образование делювиальных осыпей, образующих конусообразные свалы у внешнего и внутреннего склонов кратера. Угол естественного откоса таких осыпей в среднем составляет 20–25 градусов.
Извержение вулкана Рано-Рораку не было одноактным, а происходило многократно. Когда взрыв взметает в небо раскаленную тучу пепла, камней, капель расплавленной лавы, то первыми падают на землю раскаленные глыбы и ошметки горячей, еще не остывшей лавы. Падая на землю, они часто спаиваются и образуют породу, которую геологи называют туфом, в отличие от лавового покрова, который образуется при застывании текущей лавы. Немного позднее начинают падать более мелкие куски – лапилли – вместе с крупным песком и вулканическим пеплом. Они не всегда спекаются и остаются рыхлыми. Это туффиты. Последними медленно оседают пылеватые частицы, унесенные выше других. Они успевают остыть еще в воздухе, часто низвергаются вместе с дождями и ливнями, сопровождающими извержение. Это и есть пепловые горизонты.
При неоднократных извержениях эти слои повторяются. Между отдельными актами вулканизма рыхлые горизонты могут частично или полностью уничтожаться дождевыми потоками, разноситься ветрами ураганами. Поэтому границы слоев неровные, случайные. Взрывные камеры располагаются на разных глубинах, и при взрыве с глубин поднимаются обломки различных пород. Такие обломки, как уже говорилось, называются ксенолитами, или по-пасхальски – маеа токи. По их составу можно определить, к какому горизонту относится порода, из которой сделана конкретная статуя.
В южном секторе вулкана Рано-Рораку выделяются три горизонта плотных пород, из которых высекались статуи, и три пепловых горизонта рыхлых пород.
По составу верхний горизонт «В» резко отличается от двух нижних. Он представлен так называемыми тахилитовыми туфами. Это легкие (объемный вес их меньше 1,4 г/см3) мягкие туфы, которые легко сверлятся даже ручкой молотка. В них много мелких обломков ксенолитов. Именно из этого горизонта вытесаны все 117 статуй, остающихся в кратере. На внешней стороне вулкана нет ни одного великана, вытесанного из камня этого сорта. Это значит, что ни один гигант не вышел из кратера. Здесь нет статуй выше 10–12 метров, а в среднем это – 3–5-метровые; их вес в среднем составляет 5 тонн. Их перемещали только вниз по склону.
Два нижних горизонта отличаются по составу: это туффиты и туфы андезитовых базальтов. В них кроме обломков пород встречаются обломки специфических минералов, плагиоклазов. Плагиоклазы отлично диагностируются под микроскопом по углу погасания. По этому показателю легко отличить статую нижнего и среднего горизонтов.
Истуканы высекались, как правило, не по одному, а сериями. Древним ваятелям не было необходимости перерубать монолит, потому что монолитов не было. Они отлично умели различать трещины отдельности и использовали их для облегчения своего труда. Иногда между двумя трещинами, рассекающими серию пластов, вырубалось до 8–12 одинаковых по высоте ширине статуй. Различались они только по толщине. На острове можно видеть целые «поленницы» таких истуканов.
Если трещины, пересекающие мощные пачки пластов, были сближены так, что получался вертикальный блок, то статуя высекалась в положении стоя. Такие статуи самые хрупкие, так как легко разламываются по напластованию, особенно при выветривании. При внимательном изучении можно достаточно точно определить место и положение, в котором была вырублена каждая конкретная статуя.
Источник: lah.ru.
Рейтинг публикации:
|