Но и тут геологические наблюдения дают простое и бесспорное объяснение.
Обратите внимание на все изображения статуй. Все они как бы скособочены, не стоят строго вертикально. В чем тут дело? Ответить на вопрос поможет геология.
Слоистые толщи, покровы базальтов, горизонты туфов и туффитов лежат на острове не горизонтально, а чуть наклонно, причем углы меняются от первых градусов до 15 и даже 20 к горизонту. Кроме того, эти пласты разбиты не вертикальными трещинами, которые в плане смыкаются не под прямым углом: раньше мы обращали внимание на угол 94–96°.
Пасхальцы высекали статуи не из монолитов, а использовали природную отдельность, природные блоки пород, которые не имели прямых углов. Это были своеобразные трехмерные параллелограммы. Если из плотного материала вырезать узкий параллелограмм и поставить его на стол, то он не будет стоять – упадет! Чтобы такой параллелограмм не упал, надо сделать клиновидную подставку, так как основание его не перпендикулярно к его длинной оси. Иными словами, нельзя поставить статую на пьедестал, а в случае с островом Пасхи на аху, без клина. Это не относится к статуям, которые вкопаны.
При установке поднятых моаи на реставрированные платформы были сделаны клиновидные постаменты, скрепленные для надежности цементом. Так были поставлены истуканы на аху № 2 в бухте Хинга Кио’е (бухта Крысы). В бухте Хангароа почти в центре поселка туристов встречает гигант в «шапочке», с клиновидной подставкой над правым ухом. Это значит, его высекали в положении лежа на боку. Там, где подставка спереди или сзади, истукан высечен в положении на спине.
Древние зодчие были не менее наблюдательны, чем нынешние археологи-реставраторы, использующие современные материалы и технику для восстановления старинных археологических объектов. Находка клиньев не доказывает, что с их помощью свергали идолов. Да и каким образом «не привыкший высекать статуи и строить из камня» варвар мог вбить клин под махину, навалившуюся на аху своим чудовищным весом.
Клин мог стать причиной падения статуй. Его присутствие ослабляет конструкцию пьедестала, уменьшает устойчивость исполина, особенно при землетрясениях. Клин, как утверждают механики, «работает» в условиях самых высоких нагрузок. Он изготовлен природой, потому что высекался в тех местах, где пласт пород пересекался сближенными трещинами. Именно поэтому материал клина менее прочен, он уже был ослаблен природой, легче выветривался. Дальнейшая «жизнь» клина протекала в неблагоприятных условиях: тень статуи укрывала его от солнца, поэтому около него была влага. Около него быстрее развивалась корневая система трав и мхов. Короче говоря, он раньше всех разрушался.
Таким образом, легенды об уничтожении и осквернении статуй «короткоухими» или другими варварами не подтверждаются. Нет вещественных доказательств. Не могут быть вещественными доказательствами ни обломки или целые изваяния, вделанные в аху, ни упавшие моаи, ни тем более клинья, которые, по всей видимости, поддерживали, а не сбрасывали истуканов. Науки о Земле, геология и петрология, опровергают «факты», которые казались археологам и этнографам бесспорными.
Археологические раскопки показали, что во «рву длинноухих» горел большой огонь в 1680 году (правда, датирование с помощью радиоактивного углерода допускает отклонение на 100 лет в ту или другую сторону). Это ли не доказательство правоты легенды об оборонительном рве, вырытом «длинноухими»?
Но, как показали те же раскопки, огонь горел здесь и прежде, за 1300 лет до гибели «длинноухих», а точнее в 386 году! Профессор А. Метро считал этот ров естественным образованием, а Те Ранги Хироа предполагал, что ров предназначался для выращивания ямса. Однако после раскопок Хейердала сложилось мнение, что «ров длинноухих» был оборонительным сооружением как в первый период культуры острова Пасхи, так и 1300 лет спустя.
Однако тщетно искали археологи следы поселений на Поике, как и следы костных останков «длинноухих» в самом оборонительном рву. За рвом на полуострове нет никаких изваяний. Нет там и пресной воды, и бухт, удобных для причаливания. Это неприступный полуостров, в то время как аху со статуями размещены вне его на незащищенной территории.
Предположим, что «длинноухие» оборонялись от своих врагов или хотели заманить их в ловушку. Но от кого оборонялись первые поселенцы острова Пасхи? Почему они высекали статуи вне своей крепости? На Поике есть только три небольшие платформы и высятся три креста, воздвигнутые в 1770 году Ф. Гонсалесом в знак того, что остров присоединен к испанской короне.
Если полуостров раньше был цветущим и зеленым, то почему об этом напоминают лишь угольки, кстати сказать, найденные не только во рву, но и на остальной территории Поике? Ни обломков головешек, ни крупных стволов не видно. Как ухитрились «наполнить ров дровами» люди, жившие на безлесном острове в конце XVII века? Наконец, какими орудиями труда удалось выкопать ров, длиною более 2 километров? Куда же исчезли те орудия, с помощью которых копали ров, и десятки тысяч кубометров щебня, которые при этом образовались?
Археологи не дали правдоподобных и убедительных ответов на эти вопросы. Именно геология объясняет «загадки» рва «длинноухих», причем так, как и предполагал профессор А. Метро, то есть ров имеет естественное происхождение!
Пу-Акатики – вулкан на Поике – резко отличается от двух других «главных» вулканов. Граница этого вулкана и очерчивается «рвом длинноухих». Это самый обычный стратовулкан гавайского типа, у которого лавы имеют основной состав – в них мало кремнезема, и поэтому они жидкие. У таких вулканов жидкая лава без взрывов медленно изливается через края кратера или щель в земной коре. Окончание лавового потока образует заметный шов в рельефе, на полуострове он назван «рвом длинноухих». Становится ясно, почему на Поике не видно камней, которые покрывают остальную территорию острова. Если бы камни убирали, как говорят о том предания о «длинноухих», то остались бы каверны, пещеры, западины. А их нет!
Отсутствие камней на всей территории полуострова Поике дало повод для рождения легенды о бунте «короткоухих», отказавшихся таскать камни и очищать поверхность полуострова. На самом деле камни перекрыты вулканическим пеплом. Откуда он взялся? Очевидно, после извержения какого-либо из полусотни вулканов острова Пасхи. Можно даже определить, какого именно. Мощность слоя пеплов уменьшается с запада на восток, значит, извержение происходило где-то к западу от Поике. Это могли извергаться Пуку пухи-пухи, Охие или Папа Текена, то есть вулканы, находящиеся на линии «посоха Увоке»! Быть может, разгневанный старик, топающий ногами, после чего падают статуи, является лишь мифическим олицетворением вулкана?
Стоит только взглянуть на диаграмму, составленную по данным Международного каталога 1969 года, где отмечены извержения как надводные, так и подводные, чтобы убедиться, что начиная с середины XVIII века и вплоть до наших дней в юго-восточной части Тихого океана было неспокойно. Остров Пасхи не мог не испытать на себе влияния этих процессов, потому что извержение вулкана – событие глобального, а не местного значения. Факт извержения регистрируется, как правило, всеми сейсмическими станциями земного шара. Не бывает вулканических извержений без землетрясений.
Начиная с 1809 года вокруг острова Пасхи и на Галапагосах, в Чили, в Перу, а с 1840 года и на соседнем архипелаге Хуан Фернандес клокотали вулканы, взлетали в небо конусы паразитных вулканов, происходили землетрясения, уничтожавшие города Южно-Американского побережья. Непрерывно содрогался и остров Пасхи. Как же в этих условиях могли устоять истуканы? Почему бы не разрушались аху, камни которых ничем не цементировались?
Подводные извержения вулканов или крупные сдвиги в земной коре вызывают катастрофические моретрясения, а иногда страшные волны цунами. Они всегда сопровождают крупные смещения земной коры на западном побережье Южно-Американского материка.
Уже в записках 1687 года флибустьера сэра Е. Дэвиса говорится о моретрясении в тот день, в который был уничтожен порт Кальяо. О. Коцебу писал, что в 1816 году при подходе к Вахрамовой скале корабль трясло, как в лихорадке, от сильнейшего моретрясения. В 1835 году Ч. Дарвин на корабле «Бигль» тоже испытал силу цунами. Для корабля, находящегося в открытом море, цунами не так опасны. Большая беда надвигается, если волна подходит к побережью. Сначала море отходит от берега, а потом многометровой стеной обрушивается на него, нанося непоправимый ущерб.
Уже в нашем столетии остров Пасхи дважды испытал вторжение океанских волн цунами. В 1922 году в связи с Чилийским землетрясением огромная волна нахлынула на пустынный берег острова Пасхи, нарушила аху в бухте Тангароа, разметала статуи. Вот почему фотографии аху Тонгарики, выполненные К. Раутледж и Т. Хейердалом, так непохожи. В 1960 году 22 мая произошло Чилийское землетрясение в районе Вальдивии. Береговая линия переместилась на протяжении 1500 км. Поднялась гигантская волна и со скоростью почти 1000 километров в час покатилась через весь Тихий океан. Уже через 3,5 часа она хлынула на остров Пасхи и устремилась в бухту Тонагарики, левое ее крыло обрушилось на знаменитое аху. Вся долина Хоту-Ити покрылась мусором, водорослями и грязью. Обломки статуй отметили ту черту до которой докатилась волна. Аху Тонгарики вновь было разрушено, особенно ее правое крыло.
Извержения, землетрясения, цунами не один раз обрушивались на многострадальный остров Пасхи. Многие из них происходили уже в ту эпоху, когда он был заселен. Стихийные бедствия, вполне понятно, объяснялись не с позиций современной науки, а на уровне сознания людей, живущих в веке камня. Так родились мифы о сотворении острова, о посохе Увоке, о чудесной мане, передвигающей статуи, о старце, эти статуи повергнувшем.
…остров лежит на стыке двух океанических плит (Наска и Чилийской), по которому проходит гигантский разлом земной коры. Он пересекает дно Тихого океана, разделяет Чилийскую плиту и плиту Наска. К востоку от Рапа-Нуи находится грандиозная плита Пацифика. Такие разломы называются трансформными. Приподнятым краем одной из океанских плит и является сам остров. Такая плита, полого наклоненная к юго-востоку, зажата между двумя гигантскими разломами, по которым со скоростью до 10 сантиметров в год и идет раздвижение океанического ложа…
Такое раздвижение, естественно, сопровождается активной деятельностью земной коры – землетрясениями, моретрясениями, подводными и надводными извержениями. Все это определило характер трещин, разбивающих поверхность острова на блоки.
При раздвижении дна в зоне Восточно-Тихоокеанского поднятия изливаются типичные океанические лавы. Ими образован вулкан Пу-Акатики и весь полуостров Поике. Когда движения идут по трансформному разлому, поверхности земли достигают другие лавы, кислые. Они вязкие, плотные, а вулканы, их извергающие, взрываются и разбрасывают тучи пеплов. Это самые катастрофические пароксизмы земных недр. Подвижки идут то в одном, то в другом направлении, но катастрофические последствия связаны только с трансформным разломом.
А теперь посмотрим, как же ориентированы упавшие с аху истуканы, куда откатились «шапочки», упавшие с их голов?
Анализ ориентировки упавших с аху статуй показывает, что их положение к странам света строго закономерно. Подавляющее большинство истуканов ориентировано параллельно северо-восточному берегу, а вернее сказать северному, потому что берег почти точно совпадает с географической параллелью. Эта ориентировка в точности совпадает и с направлением трансформного разлома. Следовательно, направление сейсмического удара, вернее сейсмических ударов, не случайное, а связано с движением плит вдоль трансформного разлома.
И еще одна любопытная деталь. Статуи на аху устанавливались спиной к морю, а лицом в глубь острова. Так вот, статуи юго-восточного берега упали, уткнувшись лицом вниз, на внутреннюю сторону аху, а статуи западного берега упали навзничь, через внешнюю стенку, и смотрят в небо. Это лишний раз доказывает, что сейсмический удар шел с запада, а сам остров отодвигается от оси Восточно-Тихоокеанского поднятия в сторону Южной Америки. Заметим также, что все упавшие с макушек исполинов «шапочки» оказались западнее постаментов, и все на одинаковом расстоянии.
Поставьте элементарный опыт. На плотной шершавой бумаге нарисуйте прямоугольный треугольник и положите лист на край стола. По периметру треугольника расставьте косточки домино, пятнышками внутрь треугольника. Пусть это будет лицевая сторона модельных истуканов. Положите на каждую косточку шашку вместо «шапочки». А теперь резко ударьте ладонью по краю стола. И вы увидите, что шашки упадут так же, как упали статуи на острове Пасхи. Все они окажутся на одинаковом расстоянии от основания косточек: это расстояние будет в точности соответствовать величине перемещения стола.
Надо упомянуть и о том, что вкопанные в кратере Рано-Рораку и стоящие на склоне моаи покачнулись и отклонились в том же самом направлении, к западу. Это еще раз доказывает правильность наших выводов. А эти выводы просты: истуканы падали под воздействием природных факторов.
РРР: Направление к западу прекрасно совпадает и с версией Потопной цунами!.. Только шапки ей противоречат.
…наши наблюдения над ориентировкой упавших с аху статуй тоже нуждаются в более строгой, инструментальной проверке. Измерения выполнены нами обыкновенным геологическим компасом, а его показания дают невысокую (в пределах 1–2°) точность и зависят от вариаций магнитного поля.
Словарик Рапа-Нуи
аку-аку – дух; дух предка; что-то вроде русского домового.
ао – ритуальное, обрядовое деревянное весло, символ верховной власти на острове.
ана – пещера; дыра, скважина, каверна.
Ана о Кеке – пещера Белых дев (пещера для «отбеливания» дев).
Ана Каи Тангата – Пещера людоедов; буквально «пещера, чтобы есть людей».
Анакена (август) – песчаная бухта на северном берегу острова с пляжем, место и время высадки Хоту Матуа.
арики – вождь; глава рода.
атуа – бог.
аху – сыпать; куча; груда камней; платформа.
Ваи-Махо – исчезнувшее поселение в бухте Тонгарики.
Вайху – исчезнувшее поселение на юго-восточном берегу острова; название острова в понимании Ю. Ф. Лисянского.
еепе – дородный, тучный, коренастый; по другой версии – длинноухий.
епе – ухо.
епе ророа – длинноухий.
ити – маленький; ребенок.
ити-ити – грудной ребенок.
кирикири-теа – мягкий серый туф, порошок которого смешивают с соком сахарного тростника для изготовления краски.
Ко-те-Уму-о-те-Ханау-Еепе – «ров длинноухих» (буквально «земляная печь, в которой зажарили ручных»).
кохау ронго-ронго – говорящие дощечки; пасхальская письменность.
кумара – сладкий картофель.
маеа – камень (общее определение).
маеа матаа – обсидиановый наконечник, навершие копья, стрелы.
маеа матарики – крупноблочный туф или туффит, идущий на изготовление статуй, моаи.
маеа невхиве – черный гранит (название У. Томсона), из которого делали крупные рубила; фактически это ксенолиты трахибазальта.
маеа пупура – туфовый плитняк, служит для изготовления аху, каменных изгородей, стен домов.
маеа ренго-ренго – гальки халцедона, кремня, из которого делают скребки и другие мелкие орудия с режущей кромкой.
маеа токи – камень, шедший на изготовление каменных рубил, молотков; это ксенолиты основных и ультраосновных пород, включенных в туфы и туфоконгломераты.
маеа хане-хане – красные или черные пемзы, из которых делали пукао.
Макемаке – верховный бог Полинезийского пантеона.
мана – волшебная сила, способная передвигать статуи.
ману-тара – черная морская ласточка, священная птица рапануйцев, крачка.
маори – жрец, мудрец, знаток.
марае-ренго – родина предков, далекие края прошлого.
маори ронго-ронго – жрец – знаток письмен кохау ронго-ронго.
мауна, маунга, манга – холм, гора, вулканический конус, искаженное испанское таипа (гора, вершина).
меа-меа – лангуст (буквально красный-красный).
менехуне (манахуне) – карликовый народ Гавайских островов, гномы, волшебные строители, покровители добрых людей.
моаи – каменная статуя, истукан, идол.
моаи аринга – двухголовая деревянная статуэтка.
моаи кава-кава – деревянная статуэтка мужчины, изображающая истощенного предка.
моаи паа-паа – то же, но женщины.
момоко – тонкий, худой, тощий.
момоко-тангата – деревянная статуэтка человека-ящерицы.
неру – священная дева белая (буквально «отбеленная, лишенная загара»).
нуи – большой.
Оронго – священный культовый город в пещерах на юго-западном скалистом утесе острова.
Папа Текена – бухта, занимающая половину кратера на северном мысе острова.
пахоехое – пемзы андезитовых базальтов (таитянское слово).
Поике – полуостров на востоке острова.
Пу-Акатики – вулкан на полуострове Поике; кратер на его вершине.
пука – пучок, связка.
Пуку пухи-пухи – вулкан (пыхтящая горка).
пукао – каменный черный цилиндр из пемзы; шапка, водружаемая на моаи; в процессе выветривания становится красной.
Пуна-Пао – красная голова, вершина вулкана; рыжий, красноголовый.
рано – кратер вулкана с озером или заросший камышом.
Рапа-Нуи – название острова Пасхи; Большая Рапа.
Рано-Марики – небольшой шлаковый конус рядом с Рано-Рораку.
Рано-Рораку – туфовый конус в центре острова, главная колыбель моаи.
Рано-Арои (он же Тереавака) – самый высокий вулкан на острове.
Рано-Као – крупнейший кратер на юго-восточной оконечности острова.
рима – рука, пятерня, пять; лист пальмы.
ророа – громадная, очень большая.
тангата-ику – фигурка человека-тюленя, деревянная.
тангата-ману – птице-человек.
тангата ронго-ронго – верховный жрец, учитель и знаток текстов кохау ронго-ронго.
токерау – юго-восточный свирепый ветер.
Тонгарики – бухта и самое крупное и хорошо сохранившееся аху.
торо-миро – акация, дерево.
Туу – собственное название одного из племен островитян.
ханау – род, раса, клан, рождаться.
ханау-еепе – длинноухий; по другой версии – дородный, толстый.
ханау-момоко – короткоухий; по другой версии – худородный, тощий.
Хангароа (Тангароа) – бухта и главное поселение острова.
Хива – родина, земля предков, отцов, родина Хоту Матуа.
Хоа Хака-Нана-Иа – моаи из культового урочища Оронго, вывезенная в Британский музей; буквально «Рассекающая волны».
хоту-ити – название одного из племен пасхальцев.
Хоту Матуа – легендарный вождь острова, первый арики пасхальцев.
хури моаи – война за свержение статуй (из легенд).
Хроника острова Пасхи:
1566 – первое упоминание в испанских хрониках об открытии острова Пасхи кавалером Альваро-Менданья де Нейра.
1578 – путешествия испанского мореплавателя Хуана Фернандеса, открывшего архипелаг, названный его именем.
1687 – открытие Земли Дэвиса английским флибустьером Дэвисом; штурман Лионель Вайфер дал первое его описание.
1722 – открытие острова флотилией голландских кораблей под командованием адмирала Якоба Роггевена.
1760 – зарождение культа тангата-ману, согласно списку, составленному К. Раутледж (86 имен).
1769 – французский корабль «Сен-Жан-Батист» под командованием де Сюрвиля подошел к острову, были определены его координаты.
1770 – дон Фелипе Гонсалес де Хаедо 15–21 декабря присоединил остров к испанской короне; на острове поставлены три креста. Составлена первая схема острова.
1771 – Фрегат «Агила» (Чили) заходил на остров, офицеры со ставили первый словарик языка рапануйцев.
1770–1774 – считается, что на острове была война, потому что Гонсалес не упоминал лежащих статуй, а в записях Джеймса Кука говорится о них.
1774 – визит двух кораблей под командованием Дж. Кука. В его дневниках есть описание острова, жителей, статуй, способов их установки, некоторых обычаев островитян.
1786 – визит двух французских кораблей под командованием Лаперуза; проведены съемки берегов; сделаны зарисовки статуй; жителям были оставлены семена и животные.
1804 – первый визит русского корабля «Нева» под командованием капитана Ю. Ф. Лисянского.
1805 – американская китобойная шхуна «Нэнси» захватила в плен и увезла с острова 12 мужчин и 10 женщин.
1806 – гавайский барк «Каакоу-Маноу» (капитан А. Адамс) подошел к острову, но пасхальцы не дали команде высадиться.
1809 – визит судна под командованием капитана Амаса Делано.
1809 – визит корабля «Альбатрос» (капитан Уиншип).
1811 – американское судно «Пиндос» подошло к острову за водой и провиантом. Команда забрала на борт женщин, а утром они были выброшены со шлюпок за борт. С судна была открыта стрельба по плывущим, имелись жертвы.
1816 – заход русского корабля «Рюрик» под командованием О. Е. Коцебу, команда на берег не высаживалась.
1825 – столкновение команды английского корабля «Блоссом» (капитан Ф. У. Бичи) с островитянами.
1829 – визит корабля «Нантес» (капитан Тибауд).
1830 – А. Дю Пти-Туар посетил остров в составе французской эскадры. В его записках в последний раз упоминается о стоящих статуях.
1843 – премьер-викарий Океании монсеньор Ругоуз в сопровождении 24 монахов и монахинь прибыли на остров; считается, что они здесь погибли.
1852 – визит английского фрегата «Портланд».
1862 – черный год острова: на перуанской эскадре было увезено в рабство 1000 пасхальцев, на остров вернулось только 15, они болели оспой. Жители острова в основном погибли от оспы.
1864 – француз Эжен Эйро стал первым миссионером, вместе с отцом Ипполитом Русселем он поселился на острове. «Искоренял» язычество; по его приказанию были сожжены дощечки кохау ронго-ронго.
1868 – Гаспар Зумбом и Теодуло Эсколано на паруснике «Тампико» прибыли на остров в качестве миссионеров. Зумбом первым обратил внимание на дощечки и подарил одну из них епископу Жоссану. В 1868 г. он завез на остров домашних животных и растения, чтобы спасти население от голода.
1868 – на острове поселился капитан Дютруа Борнье. Он женился на королеве острова Карето, построил пристань в бухте Ханго-Пико, разводил овец. Деспотичный и жестокий человек, был убит.
1869 – на судне «Топаз» была вывезена в Англию знаменитая статуя Хоа Хака-Нана-Иа. Врач Пальмер оставил записки об острове. Еще одна статуя вывезена в Чили, а также фрески и другие предметы.
1870 – чилийская экспедиция на корвете «О’Хиггинс» составляет подробную карту острова. Капитан Хосе Анакето приобрел три дощечки и передал в музей Сантьяго. В своих записках упоминает, что все статуи упали с платформ. Он же отмечает, что на острове началась война между европейцами, а островитяне эмигрировали на Мангареву. На острове осталось всего 111 человек.
1871 – русский корвет «Витязь» под командованием Н. Н. Миклухо-Маклая подходит к острову. Основные сведения об острове он получил на Таити и на Мангареве от эмигрантов. Епископ Жоссан подарил ему 2 дощечки.
1872 – посетил остров французский корвет «Ля Флор» (капитан Т. де Лапелин). Писатель Пьер Лоти, плававший на нем, оставил яркое описание быта туземцев и отличные зарисовки. На этом корабле была вывезена отпиленная голова одной из статуй, хранится в музее Трокадеро в Париже. Пьер Лоти встречался с датским миссионером Смитом, о котором других упоминаний нет.
1877 – американский корабль «Блэкки Игл» потерпел крушение у острова, команда полгода жила на острове. Француз Адольф Пинар на корабле «Сейньелай» вывез много предметов быта в различные музеи мира. Были вывезены и черепа людей. Дал первое петрографическое описание горных пород.
1879 – Александр Салмон сменил Борнье, жил на острове 20 лет, был главным информатором и переводчиком многих путешественников. По национальности таитянин, островитяне доверяли ему. Его записи — главный источник по фольклористике и этнографии острова.
1882 – визит немецкого сторожевого судна «Гиена» (капитан Гейзелер, казначей Вейссер). Оба они оставили записки и вывезли множество предметов; описали Оронго.
1886 – на американском корабле «Могикан» прибыл У. Томсон, составивший прекрасное описание обычаев, мифов, предметов, табличек кохау ронго-ронго, словарь, численник. Он инвентаризовал аху и статуи.
1888 – чилийский майор Поликарпо Торо на корабле «Анданья» захватывает остров. Затем остров был передан в аренду промышленнику X. Мерлету. Деревня Хангароу превращена в резервацию, остров стал базой откорма овец. Остальные поселения разрушены. В этом же году остров официально присоединен к Чили.
1891 – у берегов острова потерпело крушение судно дона П. Торо.
1892 – заход военного судна «Абтао».
1897 – приезд духовной миссии Р. П. Хорха, настоятеля всех монастырей Таити.
1901 – на французском транспортном корабле «Ля Дюранс» на остров прибыл врач Делабурд, который сделал первые раскопки, зарисовки людей, изучал черепа. По результатам своих работ он издал прекрасный фотоальбом.
1904 – Александр Агассиц (командир кораблей «Альбатрос» и «Могикан») собрал фотографии всех платформ, статуй, хижин, барельефов, выполнил первые геологические исследования.
1905 – на корабле «Генерал Бакудано» прибыла группа ученых во главе с Вальтером Кнохе (Е. М. Кальдерон, Ф. Фуентес и др.). Группа провела геологические, сейсмические и этнологические исследования. Из бухты Хангароа была вывезена в Чили еще одна статуя.
1911 – В. Кнохе собирает предания пасхальцев, проводит опрос стариков. Он высказывает идею, что нынешние пасхальцы говорят на другом языке по сравнению с языком дощечек.
1914 – шесть немецких крейсеров заходили на остров после беспричинного обстрела острова Таити. В этом же году французский корабль «Жан» потерпел крушение близ острова.
1914 – пророчица Ангата поднимает восстание островитян против чилийских притеснителей, мятеж был подавлен.
1915 – английская археологическая экспедиция под руководством К. С. Раутледж ведет исследования на острове.
1922 – газеты мира сообщили о гибели острова Пасхи после землетрясения в Чили и наката волн-цунами.
1923 – новозеландский этнолог Макмиллан Браун проводит тщательные исследования. По собранным материалам он выпустил монографию.
1924 – работает геолог Л. И. Чабб; его работы были опубликованы только в 1933 г.
1930 – шведский ботаник Скотсберг исследует флору острова. В своих работах он сравнивает ее с флорой архипелага Хуан Фернандес.
1931 – краткий визит американца Р. Дж. Кассея, опубликовавшего затем путевые заметки.
1932 – американский Музей природоведения командирует на остров Темплтона Крокерса за сбором экспонатов.
1933 – работает геолог Марк Бэнди, автор статьи о геологии острова (Гарвардский университет).
1934 – франко-бельгийская археологическая экспедиция под руководством Альфреда Метро ведет крупные археологические работы. Он выступал с идеей случайного заселения острова. Об острове Пасхи им написано несколько книг.
1934 – на острове поселился патер Себастьян Энглерт, некоронованный владыка острова, автор прекрасных работ, авторитетнейший знаток острова. Скончался в Новом Орлеане в 1964 г., могила его на острове.
1935 – острову придан статус Национального парка Чили.
1938 – остров объявлен историческим памятником.
1943 – ленинградский школьник Б. Кудрявцев начал расшифровку рукописей острова. Он заметил, что на всех табличках один и тот же текст, но разной полноты.
1949 – контр-адмирал профессор Н. Н. Зубов публикует работу о путях заселения острова.
1953 – остров перешел под управление военно-морских сил республики Чили, власть перешла к военному губернатору. Овцеводством руководит комендант.
1955 – работает Норвежская археологическая экспедиция под руководством Тура Хейердала. В обработке материалов принимали участие советские ученые-лингвисты И. В. Кнорозов, Р. В. Кинжалов, А. М. Кондратов, И. К. Федорова.
1958 – заход советского дизель-электрохода «Обь» на остров Пасхи (руководитель В. Г. Корт). Появились публикации А. В. Живаго и Б. А. Зенковича.
1960 – реконструкция аху а’Киви в бухте Хангароа (под руководством американца У. Меллоя и чилийца Г. Фигуэроа).
1961 – Говард Лерой и фотограф Томас Дж. Аберкомье издают красочный альбом (Географическое общество США).
1962 – участники экспедиции с судна Калифорнийского университета (США) ведут археологические исследования, изучают геологию острова.
1962 – прибыла экспедиция француза Франсиса Мазьера, выдвинувшего идею космических пришельцев.
1963 – визит советской немагнитной шхуны «Заря».
1964 – сделана аэровоздушная съемка острова (Чили).
1964 – на судне «Антофагаста» прибывает корреспондент газеты «Правда» В. Боровский. О своих впечатлениях он рассказал в книге.
1966 – американское судно «Карусел» ведет исследования магнитных свойств пород острова.
1966 – советский ученый И. К. Федорова защитила диссертацию на материале исследования фольклорных источников острова.
1967 – начало регулярных самолетных сообщений с островом. Геолог Макс Бэнди изучает геологию острова (есть статья).
1972 – заход советского научно-исследовательского судна «Дмитрий Менделеев». Составлена геологическая карта острова.
1974 – в Праге выходит книга Мирослава Стингла об острове и обычаях его жителей.
1975 – болгарская журналистка Шела Аврамова записывает и издает мелодии острова (пластинки). В этом же году испанские археологи начали раскопки на острове. В музее Барселоны обнаружена статуэтка – копия истуканов, существующих на острове. Экспонат датируется I–V веком нашей эры. Сообщение сомнительно.
1978 – Жак Ив Кусто на судне «Каллипсо» ведет подводные исследования в районе острова. Источник: lah.ru.
Рейтинг публикации:
|