Обезьянка Башмачок немного отдохнула от незнакомых и непонятных слов прошлой статьи и готова слушать дальше. Давайте нарисуем для нее еще одну схему по работе Анатолия Петровича Новосельцева , на этот раз по восточным географам.
Публика, привыкшая к графикам госдолга США, конечно, моментально разберется в схеме, а вот неопытный Башмачок сразу запутался. Рассмотрим для начала общие сведения о географии того времени. Базировалась она на классических античных трудах Птолемея, которые арабские географы дорабатывали и дополняли своими знаниями и названиями. Главным переработчиком был ал-Хорезми с его «Книгой картины земли». Другой дорогой пошел Ибн Хордадбех, он одним из первых начал работать в жанре, который красиво называется «Китаб ал масалик ва-л-мамалик» – Книга путей и стран. Если переработки Птолемея были скорее научными трудами, то «Книги путей и стран» – удобными практичными путеводителями для путешественников и торговцев. В прошлой статье вместе с историками мы уже рассмотрели два таких труда, написанных ал-Истахри и Ибн Хаукалем. Башмачок вспомнил, что в них было сказано про три группы русов.
Давайте сначала подробнее рассмотрим, чем именно ал-Хорезми и последователи дополнили работы Птолемея. На схеме источники отмечены желтой рамкой:
- комментируя птолемеевское название «страны Германии», ал-Хорезми дополнил: «и она же земля славян»;
- в 6-м климате у ал-Хорезми упомянута река Др.ус (Данапрос-Днепр?), о которой говорится, что она берет начало с Русской горы. Это самое раннее (836-847 гг.) упоминание термина «рус» в восточной литературе.
Уточненные сведения есть в написанной веком позднее работе неизвестного автора «Худуд ал-алам»:
- упомянута «Кух-е рус» – Русская гора. Там она расположена на север от «булгаре андарун» (внутренних булгар), вероятно, имеются в виду волжские булгары.
Река, текущая из горы, - описание достаточно расплывчатое, поэтому позволяет подогнать ее под абсолютно любую теорию. Сам факт того, что гора Русская, в который раз свидетельствует о широком распространении слова «рус».
Башмачок все еще напуган, но вроде бы немножко начал разбираться.
Сразу рассмотрим отдельно стоящий на схеме квадратик, принадлежащий ал-Йа'куби с его трудом «Китаб ал-булдан» («Книга стран»).
Примечательно его свидетельство тем, что это одно из старейших упоминаний славян (арабы называли их сакалиба). В 853-54 г. санарийцы, у которых были тогда серьезные зарубы с халифатом, решили сколотить собственное мини-НАТО и послали за военной помощью к властителям Восточной Европы, среди которых упомянут сахиб ас-сакалиба. «Сахиб» означает «государь, властитель»: например, сахиб ар-Рум – государь Рума – византийский император.
Анатолия Петрович считает, что раз к государю славян пошли за военной помощью, это говорит о нем следующее:
- как минимум у него была сила оказать военную помощь;
- государь славян был известен в соседних странах;
- от его страны было не очень далеко до санарийцев (Северной Кахетии);
Главный кандидат на роль сахиб ас-сакалиба – тогдашний Киевский князь.
Башмачок изображает сахиб ас-сакалиба.
Рассмотрим теперь авторов путеводителей для туристов (квадратики с синей рамкой) во главе с Ибн Хордадбехом. Наибольший интерес для нас представляют описания русских купцов, страны славян и острова русов.
Вот что говорит Ибн Хордадбех о русских купцах:
«Что же касается до русских купцов – а они вид славян, – то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны Славян к Румскому морю, а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии), и если они хотят, то они отправляются по реке Славян [в зависимости от перевода – Дон или более распространенный вариант – Итиль (Волга)], и проезжают проливом столицы Хазар, и десятину с них взимает их (Хазар) правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому Морю (Mare hyrcanium-caspium) и высаживаются на каком угодно берегу. И диаметр этого моря 500 фарсангов, иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где переводчиками для них служат славянские рабы. И выдают они себя за христиан и платят джизию».
Ибн ал-Факих «Китаб ал-булдан» пользуется тем же неизвестным источником, что и Ибн Хордадбех, но купцов называет славянскими и слово «рус» не употребляет.
У некоторых норманистов купцы превращаются в викингов, а славяне в «вообще северные народы». Поскольку в товарах опять фигурируют меха, я бы сопоставил эти данные с рассмотренными ранее тремя группами русов. Думаю, описанные тут купцы также могли быть из загадочной Арсы.
Другое интересное описание относится к самим славянам, их быту и стране. Мы рассмотрим с вами самое подробное, от Ибн Русте.
«И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва. т (Ва.ит). Путь в эту страну идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед. Называется это у них улишдж (улех), и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меда. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать, больше или меньше, меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты, который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».
Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной и два локтя, лютня же их восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему Богом. Рабочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого человека (упомянутого ниже, т.е. царя) Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав» (ра'ис ар-руаса), ищется у них свиет-малик (трактуется обычно как светлый князь), и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в продолжение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и ни крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскалятся до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются они до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из Ипатьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений».
Очень интересная картина быта и устоев наших предков. Тут ульи, баня, похороны, поминки, дружина ка конях и княжий суд, ежегодный сбор дани и ярмарка.
Уже упомянутый ранее труд Худуд ал-Алам:
- уточняет местоположение страны: «На восток от нее – внутренние булгары и некоторые из русов, на запад – часть Грузинского моря и часть Рума (Византии). На запад и восток от нее всюду пустыни и ненаселенный север».
- Они носят высокие сапоги и рубахи до лодыжек. Одежда их большей частью льняная.
- У них много замков (кала) и крепостей (хисар).
- Они считают своей обязанностью по религии служение царю.
Гардизи «Зайн ал-ахбар» вносит свои коррективы:
- И они (венгры) побеждают славян и всегда одерживают верх над славянами и рассматривают их (как источник) рабов.
- Средства существования у них не очень обильны.
- Несколько человек объединяются, чтобы строить укрепление, так как венгры на них постоянно совершают нападения и грабят их. Венгры приходят, а славяне запираются в эти укрепления, которые построили.
- У них много рабов. Если схватят вора, забирают его имущество, а его самого затем отсылают на окраину страны и там наказывают.
Всего в работе Анатолия Петровича приводится 5 вариантов рассказов о стране славян.
Мы видим тут небольшие отличия в описаниях, поскольку информация могла приходить от разных людей, знакомых с разными племенами. Где-то славяне не имели пахотных полей, а где-то сеяли просо. Гардзи же описывает оборону от кочевников, угоняющими славян в рабство. У самих славян так же много рабов.
Город Вабнит почему-то ассоциируют с Киевом. В письменном арабском большие проблемы с транскрипцией иностранных слов, но в других текстах Киев передан как Куяба, так что с Вабнитом, на мой взгляд, вопрос пока открыт, учитывая, что описан город «в самом начале пределов славянских», т.е. пограничный город. Второй упоминаемый город Джарваб может быть искаженным «Хорват», причем он был столицей, в которой сидел царь.
Последнее сообщение географов – об острове русов. Вот что пишет Ибн Русте:
«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом". И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют (ими). У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего. Мечи у них сулеймановы. И если какое-либо их племя (род) поднимается (против кого-либо), то вступаются они все. И нет (тогда) между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят. И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым (они) и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами), и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники (обеих сторон) приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело. Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак не возможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу.
Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют и[ли] обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях.
(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Никто из них не испражняется наедине, но обязательно сопровождают (руса) трое его товарищей и оберегают его.
Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.
Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении».
Гардизи дополняет этот рассказ указанием численности населения, а также сбора НДС и полюдья:
- Число жителей на этом острове 100 000.
- Царь их взимает с торговли 1/10. Всегда 100-200 из них ходят к славянам и насильно берут с них на свое содержание, пока там находятся. И там (у них) находится много людей из славян, которые служат (как рабы?) им (русам), пока не избавятся от зависимости.
Поздние авторы добавляют свои штрихи:
- Остров переносят из озера в море.
- Подтверждают необычные правила наследования, уточняя сообщение, что отец не оставляет наследство сыну, кроме меча: «Если кто-либо из них умрет и оставит сына и дочь, то его имущество полностью переходит к дочери, а сыну не остается ничего, кроме меча, и говорят: «Отец твой добыл все, что имел, мечом».
Норманисты в русах видят скандинавов. Антинорманисты вспоминают про остров Рюген. Вообще, судя опять же по торговле мехами и рабами именно с Булгарией, учитывая болота и леса, и вспомнив про титул «хакан», заимствованный у хазар, думаю, данный остров нужно искать где-то на севере, отталкиваясь от верховьев Волги.
Краткие общие выводы по арабским источникам:
Арабы знакомы со славянами и русами, разделяют два этих племени, упоминают их в литературе IX века и говорят о более раннем присутствии. Арабы хорошо знают быт и обычаи славян и русов.
Давайте попрощаемся с Башмачком, и двинемся дальше в сторону русских летописей.
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Тут автор старается использовать официальные источники (западные, восточные, византийские, русские), а не альтернативные.
Тем и ценно, что даже их анализ дает щелбан по башке истории из учебников.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1789
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Это как с варягами из летописи:
Прогнали варягов, дань им не заплатили, а потом зачем-то их же призвали собой управлять.
Из Вики:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2509
Рейтинг поста:
Очень интересное описание очевидца события, если учесть византийский этикет. Судя по всему император стоял, а Святослав сидел. Так кто кому уши надрал, за проступки?
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 266
Рейтинг поста: