Византия оказала на Русь огромнейшее культурно-экономическое влияние: мы исповедуем веру, перенятую у греков, носим греческие имена (Алексей, Александр, Василий, Георгий и далее по алфавиту), считаем себя культурными преемниками Византийской империи (третий Рим). Контакты были многочисленными, и, естественно, в византийских источниках можно найти гораздо больше информации о Руси, чем в западных.
1. Житие Георгия Амастридского
Жил он примерно с 760 до 806 года, был канонизирован, именно поэтому его «житие» и было описано между 820 и 842 годом византийским автором религиозных бестселлеров, который стал потом Никейским митрополитом.
В житиях описывается «нашествие варваров, руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого». Грубияны устроили принуждение к миру в Босфоре и по прочему побережью, добрались до Амастриды, но чудесным образом были парализованы при виде гробницы святого
2. Ставшие хрестоматийными проповеди патриарха Фотия
Свт. Фотий Константинопольский. Беседа первая на нашествие россов (Εἰς τὴν ἔϕοδον τῶν Ῥῶς)
Этой проповедью он воодушевлял соотечественников при внезапном нападении на Царьград в 860 г. В документе описывается, как после отъезда Михаила III на войнушку с арабами вдруг откуда ни возьмись скифский варварский народ «напал на нашу страну и истребил целое поколение жителей».
Свт. Фотий Константинопольский. Беседа вторая на нашествие россов (Εἰς τὴν ἔϕοδον τῶν Ῥῶς).
После отплытия хулиганов, Фотий использует технологии черного пиара и продолжает стращать паству. «Помните ли ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего бытия поглощался глубоким мраком смерти?» В общем, нагоняет страху.
Свт. Фотий Константинопольский. Окружное послание к Восточным Архиерейским Престолам
Через 7 лет в своем Окружном послании Фотий сообщает, что те самые Росские варвары, поднявшие руку на Ромейскую державу, «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан», и, мало того, «приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды».
Сразу скажу о перекрестных источниках – Константин Багрянородный также описывает крещение Руси и относит его к 867—877 годам, а в 879 г. в перечислении епархий Константинопольского патриаршества впервые упоминается Росская (вероятно, в восточном Крыму). Напоминаю, это все произошло за 100 лет до крещения Руси Владимиром Красно Солнышко.
Рис.1 — Руссы плывут за ништяками
Перечисленные выше византийские источники описывают ранние контакты с росами и нападение в 860 году, когда Рюрик только еще принимал дела на дальнем севере. Поэтому данные источники скорее мешают норманистам и антинорманистам. Ранние контакты подробно рассматриваются сторонниками автохтонной теории существования самостоятельного южного государства руссов, которое было способно на такое военное мероприятие как нападение на Византию. В некоторых совсем уж фантастических книгах я встречал утверждение, что осадой Царьграда занимались викинги, с аргументацией «ну не могли же это быть славяне» или с интересной логической подстановкой: раз руссы – это викинги, то Константинополь осаждали они. Сами викинги об этом, конечно, ничего не знают.
3. Константин Багрянородный. Об управлении империей (Πρὸς τὸν ἴδιον υἱὸν Ρωμανόν)
Составлено в 948-952 годам, когда Киевский стол держал Святослав Игоревич.
Товарищ К. Багрянородный написал этот труд для своего сына, чтобы шалопай знал, как нужно рулить. Шалопай читать не любил и умер рано (задумайтесь!). Народ Рос тут встречается неоднократно. Труд большой – целых 53 главы, если поискать, то можно найти не одну работу ученых со всевозможными трактовками и комментариями, начиная от комментариев переводчика.
Самое интересное:
Главы 1-6. Упоминаются росы, пачинакиты (печенеги), турки (угры), булгары и их взаимоотношения. Судя по написанному, печенеги тогда неслабыми ребятами были и нападали на всех подряд.
Глава 9. Проводится описание полюдья и названия днепровских порогов по-росски и по-словянски.
Норманисты отмечают, что кривитеины, лендзанины и прочие Славинии названы данниками Россов. Росские названия трактуются ими как скандинавские, с достаточно убедительными расшифровками. Их оппоненты приводят не менее убедительные скифо-сарматские варианты из осетинского (вспомним, что византийцы считали россов скифами).
Рис.2 — К. Багрянородный, фоторобот
Лев Диакон — придворный историк, описывает в своей книге события 959—976. На эти года удачно выпали военные походы Святослава. В главе 11 книги 9 есть очень интересное описание внешности князя, приплывшего заключать мир с императором Цимисхием. Приведу полностью:
«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами».
Антинорманисты радостно отмечают, что ладья скифская, обрить бороду среди викингов было бесчестием, а налысо брили только рабов.
Рис.3 — Святослав готовится к удару веслом, Цимисхий уклоняется
Кроме прочего Лев Диакон подробно описывает ход военных действий в конфликте Византиии и Руси. Приведу несколько интересных выдержек, которые не буду комментировать.
«Скифы [всегда] сражаются в пешем строю; они не привыкли воевать на конях и не упражняются в этом деле.»
«Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы.»
«Росы, стяжавшие среди соседних народов славу постоянных победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы»
«На следующий день тавроскифы вышли из города и построились на равнине, защищенные кольчугами и доходившими до самых ног щитами.»
«О тавроскифах рассказывают еще и то, что они вплоть до нынешних времен никогда не сдаются врагам даже побежденные, — когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают. Они поступают так, основываясь на следующем убеждении: убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть.»
Я не включил в список Житие Стефана Сурожского, так как документ слишком спорный и до нас дошел только в виде русского перевода, да еще и XIII века, а сам святой жил в восьмом. Упомянутые в нем события (взятие Сурожа князем Бравлином из Неаполя Скифского) большой роли не играют и могут только дать общее представление о том, что подобные набеги могли иметь место.
Вот тут очень удобно выписаны основные цитаты из всех перечисленных мной выше сочинений.
5. Имперские акты и грамоты.
На этом рассмотрение византийских источников обычно заканчивается, но мы с вами не будем останавливаться и посмотрим, что именно знают византийцы о скандинавах и варягах, раз уж есть мнение, что это одно и то же, что и руссы. В этом историкам поможет доктор филологических наук Михаил Владимирович Бибиков, основное направление научной деятельности которого – византийские тексты. Приведу выдержки из его статьи, которую рекомендую прочитать полностью.
М. В. Бибиков. Скандинавский мир в византийской литературе и актах
В статье Михаил Владимирович рассматривает достаточно редкие документы, например, имперские акты, относящиеся к гвардии и хрисовулы (торжественные императорские грамоты). Переводов на русский, похоже, просто нет, да и на английский, видимо, не у всего, поэтому интересующиеся могут воспользоваться ссылками, которые указал автор (там у него с номерами страниц).
Те, у кого от научных текстов начинают слипаться глаза, могут сразу пролистать в конец, где есть резюме простыми словами.
Конкретные сведения о скандинавах «фулитах» «сообщает Прокопий Кесарийский (VI в.), (7)», Скандинавия у него называется Фулой.
«К XI-XII вв., в период оживления античных реминисценций в византийской литературе, с одной стороны, и в период наиболее тесных византино-скандинавских контактов – с другой (что подтверждает, в частности, нумизматика (9)), можно отметить тенденцию «включения» скандинавского мира в традиционную парадигму византийских этногеографических экскурсов. В соответствии с расположением географических зон по направлениям двенадцати ветров Фула попадает в зону «апарктического» ветра (10).
В этот же особый регион И. Цецем помещаются Британские острова, из которых отмечаются два крупнейших – «Иуерния» и «Альбион», а также тринадцать островов «Оркад» (11)».
«Обычным наименованием выходцев из Скандинавии в византийских литературных памятниках и в актах является термин Bágαγγoι – варяги (19)»
«Анна Комнина при упоминании варягов указывает на их происхождение с острова Фула (24) (в некоторых рукописных вариантах текста сочинения Анны определение «варвары с Фулы» последовательно заменяется на «варяги с Фулы»). В XI – начале XIII вв. варяги фигурируют как в византийских актах, так и в нарративных сочинениях в качестве воинов наемного корпуса императорской гвардии».
«В XI в. и Кекавмен (31) и Пселл (32) разграничивают варягов и русских как два самостоятельных элемента наемного гарнизона. При этом Пселл относит их к совершенно различным культурным регионам: варягов сближает с «италийцами», т. е., сицилийскими норманнами, а русских – с их традиционным «тавроскифским» ареалом.
Подобное разграничение зафиксировано и в актах, где «росы» (самостоятельно) фигурируют в хрисовулах Константина IX хиосскому Новому монастырю (Неа мони) 1044 и 1049 гг. (33), а в императорских актах второй половины XI в. упоминаются рядом «варяги» и «русские».
«В четырех актах второй половины XI в. из архива Лавры св. Афанасия на Афоне (Акт. Лавр. 33, 38, 44, 48) перечисляются иностранные наемники, входившие в состав византийской «гвардии», в том числе русские, варяги, кулпинги (колбяги), болгары и др. Все указанные документы известны теперь по оригиналам (фото Г. Мийе и Ф. Дэльгера)».
«С историей наемного корпуса в Византии связана проблема варяжской просопографии. Из скандинавских источников – саг и рунических надписей – нам известны некоторые имена предводителей варяжских воинских соединений или просто воинов-скандинавов в Византии (47). В византийских источниках сохранились сведения об аколуфах – начальниках варяжской гвардии. Однако из более чем десятка известных аколуфов – начальников скандинавского наемного корпуса, достоверно о скандинавском происхождении (или, по А. Васильеву, англосаксонском) можно говорить лишь применительно к На(м)биту (48). Что касается Харальда Сурового, то невысокий титул спафарокандидата, пожалованный ему византийским императором (49), свидетельствует о том, что он командовал лишь небольшим соединением (50) и не играл значительной роли при константинопольском дворе. Все это подтверждает мысль о сложности понятия «варяги» в византийских источниках, с одной стороны, и об этнической неоднородности варяжского наемного корпуса в Византии, – с другой».
Резюме по византийским сведениям о скандинавах простыми словами: византийцы знают, кто такие шведы и называют их фулитами. Постепенно пришельцев из Скандинавии они начинают называть варягами. Византийцы твердо различают старых знакомых руссов и варягов. При этом варяг – это не синоним скандинава, а варяжская дружина – это неоднородная по этническому составу группа: из более десятка командиров наемников только один достоверный скандинав, а те немногие, кого знают скандинавские саги, были невысокого ранга. Кто мог еще приплывать из Балтии и наниматься в гвардию, думаю, понятно.
Есть еще русско-византийские договоры, но их переводы тех времен и сравнение с византийскими текстами мы рассмотрим позднее вместе с русскими летописями. А дальше нас ждут восточные источники.
Источник: aftershock.su.
Рейтинг публикации:
Новость отредактировал poisk-istini - 16-10-2012, 16:24
Комментарии (5) | Распечатать
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Тут автор старается использовать официальные источники (западные, восточные, византийские, русские), а не альтернативные.
Тем и ценно, что даже их анализ дает щелбан по башке истории из учебников.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1789
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Это как с варягами из летописи:
Прогнали варягов, дань им не заплатили, а потом зачем-то их же призвали собой управлять.
Из Вики:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2509
Рейтинг поста:
Очень интересное описание очевидца события, если учесть византийский этикет. Судя по всему император стоял, а Святослав сидел. Так кто кому уши надрал, за проступки?
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 266
Рейтинг поста: