ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > История возникновения Руси: Русь и славяне – анализ источников

История возникновения Руси: Русь и славяне – анализ источников


16-10-2012, 16:24. Разместил: poisk-istini

История возникновения Руси: Русь и славяне – анализ источников

Пару лет назад у меня возник непонятный и острый интерес к государству, в котором я родился и вырос. Интерес этот имеет, пожалуй, ту же природу, по которой дедушка степенно разворачивал «Аргументы и факты», пока я радостно бежал на диван с любимым журналом «Мурзилка».  Вроде, чего тут разбираться с государством, - «по одну сторону границы говорят на русском и больше пьют, а по другую — меньше пьют и говорят на нерусском». Но вот почему так произошло? Почему именно на русском, а не на смеси шведского и финского? Откуда взялись все эти многочисленные традиции и обычаи, которые отличают нас от соседей? Решив обновить в голове школьную программу, я набрал в интернете «история возникновения Руси» и выпал из реальности на несколько месяцев. Информации накопилось много, и теперь я хочу заняться любимым делом – перевести все эти скучные выкладки на как можно более простой язык. Люди, профессионально занимающиеся историей, вряд ли почерпнут что-то новое, а вот остальным, надеюсь, будет интересно.

После углубления в тему стало понятно, что все не так просто, и есть как минимум три базовые теории:

  1. норманизм – русская государственность принесена c севера скандинавами;
  2. антинорманизм – русская государственность принесена с севера, но от западных славян (в рамках данной статьи назовем антинорманизмом только эту теорию);
  3. автохтонная теория – государство возникло где-то неподалеку от территории полян или на побережье Черного моря и распространилось с юга на север. На самом деле это тоже антинорманизм, но мы разделим эти две теории, чтобы было понятнее.

Практически все остальные теории можно представить как линейную комбинацию основных трех.

Профессиональные историки вообще стараются не заморачиваться на клише и не политизировать вопрос. Но это, конечно, невозможно, так как тема давно политизирована за них предыдущими поколениями. Почему теорий три, а не одна? Так сложилось исторически, это раз; к каждой из них есть «неудобные» вопросы, на которые сторонникам нужно искать ответы, а не делать вид, что их нет, это два.

Начнем издалека, а именно с великого переселения народов. Откуда именно они переселялись, тоже до конца неясно, то ли из Турции (анатолийская гипотеза)  то ли из причерноморских степей (протоукраинская курганная гипотеза), то ли еще откуда. Для нашего исследования, на самом деле, не так уж и важно, откуда взялись те самые caucasians, они же европеоиды, которых недалекие переводчики в фильмах любят называть кавказцами.

Рис.1  Типичный европеоид

С насиженного места наших предков в четвертом веке согнало изменение климата, он стал более континентальным – лето жарче, а зимы холоднее.  Привычное земледелие перестало давать пропитание и многие несознательные граждане решили, что на севере колбаса гораздо вкуснее можно прокормиться скотоводством. Они быстренько изобрели колесо и начали активно расселяться.

Рис.2 Великое переселение народов

Процесс этот был сложным, племена постепенно перемещались на огромные даже по сегодняшним меркам расстояния, вступали в стычки с местными оседлыми народами и друг с другом. Первыми в Европу двинули главные любители колбасы – германское племя готов, они заселили южное побережье Балтийского моря, а затем распространились на юг и запад Европы. Балто-славянские товарищи, как обычно, запрягали очень медленно и дольше всех оставались на своей индоевропейской родине, поэтому глубоко в Европу они не забрались, а расселились восточнее германцев. Весь этот племенной разнобой в пятом веке c востока начали прессовать свирепые орды гуннов, которые обиделись на интровертов-китайцев за их Великую стену и решили поискать общения на западе.

В итоге всех этих сложных процессов, войн, разделения и расселения племен к восьмому веку балтославяне распались на славянские и балтийские племена, славяне в свою очередь разделились на южных (предки болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западных (предки чехов, словаков и поляков) и восточных (предки русских, украинцев и белорусов). Причем восточных славян некоторые исследователи также разделяют на две сильно отличающиеся по укладу жизни и языку группы – северную (Новгород) и южную (Киев).

Подробнее по теме переселения народов можно почитать тут П.Н. Третьяков. Славяне и великое переселение народов. Древности антов  или тут И.Н. Данилевский. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)

Рис. 3 Результаты великого переселения – зеленое море орков окружает невинных фиолетовых эльфов.

Важно понимать, что закрашенное одинаковым цветом на карте выше еще не являлось отдельным государством. Феодальные отношения находились на начальной стадии, и в каждом крупном городе сидел свой военный вождь, он же князь. Тем не менее, эти племена в состоянии были навалять по сусалам общему врагу, а когда надо – набрать персонал для военного похода к соседям, так как из него можно было привезти много хороших ништяков, иногда даже из золота.

Чтобы из раствора племен начало выкристаллизовываться государство, нужен был катализатор. Этим катализатором для восточных славян считается призвание легендарного Рюрика. Процесс кристаллизации тоже был не мгновенным и закончился через три поколения на Святославе, разбившем Хазар, и его сыне Владимире, крестившем Русь. Как князья смогли объединить территорию в 1,3 миллиона квадратных километров, свалить такого колосса как Хазария и увести у Оттона IIIпросватанную за него византийскую царевну? Почему на первом этапе объединения местная военная элита не сопротивлялась и передача власти в Новгороде и Киеве шла без массовых сжиганий домов, насаживания сотен голов на кол и прочих совершенно обычных для того времени дел, как это произошло позже с теми же древлянами?  Давайте немного подробнее разберем основные теории. Для наглядности я их проиллюстрирую, используя высокотехнологичный редактор Paint.

Первая, и, наверное, самая известная, – это норманская теория.

Рис.4 Каждый должен это знать

Отцом норманской теории является, что неудивительно, шведский дипломат и историк Пер Перссон, а матерью – внешнеполитические интересы Швеции. Кроме шведов данная теория также разрабатывалась немецкими научными гастарбайтерами Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, и была благосклонно принята при дворе Анны Иоанновны.  В советский период она была отвергнута по марксистским соображениям, поэтому каких-то особых опровержений не искали. Параллельно на западе теория продолжала распространяться и укрепляться, таким образом, она стала новым откровением для советских ученых, что вернуло эту теорию к жизни и поместило в советские учебники. 

Суть такова: Рюрик был скандинавом, шведы издревле колонизировали северную часть Руси, причем делали это мирно, приходя к менее развитым местным племенам. Основав множество шведских колоний, связанных торговлей, они беспрепятственно двигались на своих кораблях, и послужили связующим звеном между местными финно-угорскими и славянскими племенами. В пользу этой теории говорят находки скандинавских захоронений и отдельных поселений на севере Руси, в которых прослеживается связь со скандинавами.

Данная теория близка ученым, много лет ее разрабатывавшим, а также всем, кто считает, что сраная рашка катится в сраное дерьмо России нужны демократические реформы, и прочим гигантам мысли. Норманизм в настоящий момент активно пиарится бывшим узником советского КГБ Л.С. Клейном. 

Ознакомиться с его последней книгой можно вот тут: Л.С. Клейн. Спор о варягах. Спб.: Евразия, 2009

Далее рассмотрим теорию, условно названную нами антинорманизмом.

Рис.5 – Цвет имеет значение!

В ней все, в общем-то, происходит точно так же, как у норманистов, но Рюрик был не шведом, а славянином, предположительно из Ободритов или с острова Рюген.  Отцом антинорманизма можно назвать Михайло Васильча Ломоносова. В пользу этой теории говорит близкая языковая и антропологическая близость новгородских и южно-балтийских славян, технологии строительства укреплений, родственная керамика. Кроме всего прочего, к данной теории меньше «неудобных вопросов». Теория очень близка всем патриотично настроенным людям, включая клинических патриотов, что ее иногда дискредитирует. Главным антинорманистом сейчас является В.В. Фомин.

В.В. Фомин,  Норманская проблема в западноевропейской историографии XVII века

Дотошный Фомин яростно противостоит Клейну, пишет о нем уничижительные статьи под названием «Клейн как диагноз», где по косточкам разбирает нестыковки с источниками, и прочую пургу. Мощный старик и отец русской демократии Клейн не отстает и поливает антинорманизм (а равно шовинизм и фашизм) фекалиями из собственного брандспойта. Почитать и того, и другого весьма поучительно – такого не найдешь ни в одном форумном сраче.

В.В.Фомин «Клейн как диагноз»  («Какой же ты дурак…», - говорит Фомин)  

Л.С. Клейн «Антинорманизм как диагноз» («Сам дурак!», - отвечает Клейн)

Саморазвитие

Рис.6 – Великий Киев столица Великого Русского Каганата

Основоположниками были Д.И. Иловайский и Г.В. Вернадский. Центр государства помещают либо на территорию Полян, либо откусывают у хазар половину салтово-маяцкой культуры. Часто это самое государство ассоциируется с Русским Каганатом. Интересные гипотезы о нем есть у В.В. Седова и Е.С. Галкиной. Правда, каганат Седова расположен там, где по археологическим находкам жили простые мирные пахари, а у Галкиной достаточно сложные построения вокруг письменных источников, в которых оппоненты, в основном норманисты, находят логические нестыковки. Кроме историков, разрабатывающих данное направление, и людей, принимающих их обоснования, данная теория хорошо вписывается в картину мира любителей славяно-арийских вед и прочих кошерных вещей.

Е.С. Галкина Тайны русского каганата

Вообще, третья теория стоит как-то немного сбоку, поскольку она сильно не противоречит остальным двум и отвечает на множество вопросов, на которые в рамках северного зарождения государственности ответить не получается. В итоге многие ученые признают –  развитие шло сразу с двух сторон, одновременно с севера и с юга. Но привести их к общему знаменателю и комплексно объяснить наличие таких разных Руссий пока никому не удалось. Так что норманисты и антинорманисты в очередной раз сцепились, и каждую свою работу начинают с «Пора поставить точку в этом споре, так как всем известно, что норманизм\антинорманизм изжил себя как теория, потому что...» Точки не получается, хотя, судя по моему анализу современных публикаций и статей в интернете, большинство ученых сейчас придерживаются теории антинорманизма либо умеренного норманизма, некоего компромисса, т.е., «хватит спорить, Рюрик был викингом и шведы тоже были, но совсем мало, значительного влияния они не оказали и быстро ассимилировались».  Происходит это тоже по понятным причинам – к норманизму накопился слишком уж большой список «неудобных» вопросов. Основные из них я, приведу позже. Сначала будет разбор главных письменных свидетельств и то, как их комментируют сторонники различных теорий. Но это уже в следующей статье.

Русь и славяне - анализ западных источников

В предыдущей статье мы рассмотрели три основные теории возникновения государственности на Руси. Самое время разобраться с тем, что известно о славянах и руссах по письменным источникам, в том числе до призвания Рюрика (860).  Текста будет много, поэтому разобью его на кусочки, а для облегчения понимания снабжу иллюстрациями, а то современный читатель стал избалован медиаконтентом.

Все документы разбиты на группы – западную, византийскую, восточную, и русские летописи. К каждому документу прикреплю ссылку на перевод (если он есть), так вы сможете ознакомиться с текстом, близким к первоисточнику.  Хотя уже даже там переводчики начинают проталкивать свое видение картины мира.

1.      Группа западных источников

1.1.   Бертинские анналы

Один из самых упоминаемых и важных документов. Описывает, как с посольством в 839 г. к франкскому императору Людовику от византийского императора Феофила прибыли несколько людей, утверждавших что они принадлежат к народу Рос. Первоначально они приплыли к Феофилу, поговорить по душам, но обратно тем же путем вернуться не получалось из-за сложной дорожной обстановки и диких кочевых народов. Поэтому они присоединились к послам, чтобы через земли Людовика вернуться на родину. Людовик в этот рассказ не поверил, и, допросив их с пристрастием, установил, что это вражеские шпионы Свеонов, и нужно их задержать до выяснения.

Рис.1 Еще никогда Штирлиц не был так близок к провалу

Норманисты считают этот кусок текста столпом своей теории, так как тут росы названы свеонами. Некоторые ученые делают отсюда вывод о существовании Русского Каганата где-то на севере.

Антинорманисты замечают, что сами росы себя свеонами не считают, а в Швеции никаких росов никогда не жило.

В любом случае можно сделать вывод, что еще до Рюрика уже было государство под управлением Хакана, население которого считало себя россами, и ездило к Императору Византии как к теще на блины. Данный факт воодушевляет сторонников третьей теории саморазвития.

 1.2.   Баварский Географ

На самом деле не Баварский, а Швабский, и создан во второй половине IX в. Представляет собой краткое перечисление более чем пятидесяти племен Центральной и Восточной Европы, большей частью славянских. По сути, не является отдельным полноценным трудом, так как составлен в виде заметок на полях другого документа; изюма добавляет то, что названия племен автор записывает как в транскрипции, так и с переводом, плюс сначала следует какому-то географическому порядку, а потом начинает перечислять племена без привязки к расположению. По этим причинам документ трактуется самым разным и произвольным образом, но ясно тут одно: в немецкой традиции были известны как сами руссы, так и многочисленные племена с корнем «рос» – шеббиросы, атторосы, виллеросы, сабросы, хосиросы. Это добавляет головной боли норманистам с их трактовкой названия Русь через «гребцов» и играет на руку остальным теориям.

Рис.2 Баварский Географ

1.3.   Раффельштеттенский таможенный устав

Документ, созданный между 904 и 906 годами и регулирующий пошлины юго-восточнойГермании (территория современной Австрии). В документе упоминаются славяне, которые идут торговать от ругов. Кем именно были эти руги и как они связаны с Русью, до конца не ясно. Норманисты ассоциируют их с германским племенем, антинорманисты с островом Рюген, сторонники саморазвития с Киевской Русью.

Рис.3 Раффельштеттенский таможенный устав

 В оставшихся за кадром западных источниках содержится большой и интереснейший пласт информации по южнобалтийским славянам – ободритам, лютичам, руянам.  Это, например, Фульдские анналы; Адам Бременский с сочинением «Деяния архиепископов гамбургской церкви»; и, конечно,  «Incipiunt Chronica Slavorum Edita A Venerabili Helmoldo Presbitero», знаменитая «Славянская хроника»  Гельмгольда из Босау.  Их мы обязательно рассмотрим позже более подробно, поскольку они интересны в первую очередь для изучения западных славян.

Русь и славяне – анализ византийских источников

Византия оказала на Русь огромнейшее культурно-экономическое влияние: мы исповедуем веру, перенятую у греков, носим греческие имена (Алексей, Александр, Василий, Георгий и далее по алфавиту), считаем себя культурными преемниками Византийской империи (третий Рим). Контакты были многочисленными, и, естественно, в византийских источниках можно найти гораздо больше информации о Руси, чем в западных

1. Житие Георгия Амастридского

Жил он примерно с 760 до 806 года, был канонизирован, именно поэтому его «житие» и было описано между 820 и 842 годом византийским автором религиозных бестселлеров, который стал потом Никейским митрополитом.

В житиях описывается «нашествие варваров, руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого». Грубияны устроили принуждение к миру в Босфоре и по прочему побережью, добрались до Амастриды, но чудесным образом были парализованы при виде гробницы святого

2. Ставшие хрестоматийными проповеди патриарха Фотия

Свт. Фотий Константинопольский. Беседа первая на нашествие россов (Εἰς τὴν ἔϕοδον τῶν Ῥῶς)

Этой проповедью он воодушевлял соотечественников при внезапном нападении на Царьград в 860 г. В документе описывается, как после отъезда Михаила III на войнушку с арабами вдруг откуда ни возьмись скифский варварский народ «напал на нашу страну и истребил целое поколение жителей». 

Свт. Фотий Константинопольский. Беседа вторая на нашествие россов (Εἰς τὴν ἔϕοδον τῶν Ῥῶς). 

После отплытия хулиганов, Фотий использует технологии черного пиара и продолжает стращать паству. «Помните ли ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего бытия поглощался глубоким мраком смерти?» В общем, нагоняет страху.

 Свт. Фотий Константинопольский. Окружное послание к Восточным Архиерейским Престолам

Через 7 лет в своем Окружном послании Фотий сообщает, что те самые Росские варвары, поднявшие руку на Ромейскую державу, «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан», и, мало того, «приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды».

Сразу скажу о перекрестных источниках – Константин Багрянородный также описывает крещение Руси и относит его к 867—877 годам, а в 879 г. в перечислении епархий Константинопольского патриаршества впервые упоминается Росская (вероятно, в восточном Крыму). Напоминаю, это все произошло за 100 лет до крещения Руси Владимиром Красно Солнышко. 

Рис.1 Руссы плывут за ништяками

Перечисленные выше византийские источники описывают ранние контакты с росами и нападение в 860 году, когда Рюрик только еще принимал дела на дальнем севере. Поэтому данные источники скорее мешают норманистам и антинорманистам. Ранние контакты подробно рассматриваются сторонниками автохтонной теории существования самостоятельного южного государства руссов, которое было способно на такое военное мероприятие как нападение на  Византию. В некоторых совсем уж фантастических книгах я встречал утверждение, что осадой Царьграда занимались викинги, с аргументацией «ну не могли же это быть славяне» или с интересной логической подстановкой: раз руссы – это викинги, то Константинополь  осаждали они. Сами викинги об этом, конечно, ничего не знают.

3. Константин Багрянородный. Об управлении империей (Πρὸς τὸν ἴδιον υἱὸν Ρωμανόν)

Составлено в 948-952 годам, когда Киевский стол держал Святослав Игоревич.

Товарищ К. Багрянородный написал этот труд для своего сына, чтобы шалопай знал, как нужно рулить. Шалопай читать не любил и умер рано (задумайтесь!). Народ Рос тут встречается неоднократно. Труд большой – целых 53 главы, если поискать, то можно найти не одну работу ученых со всевозможными трактовками и комментариями, начиная от комментариев переводчика.

Самое интересное:

Главы 1-6. Упоминаются  росы, пачинакиты (печенеги), турки (угры), булгары и их взаимоотношения. Судя по написанному, печенеги тогда неслабыми ребятами были и нападали на всех подряд.

Глава 9.  Проводится описание полюдья и названия днепровских порогов по-росски и по-словянски.  

Норманисты отмечают, что кривитеины, лендзанины и прочие Славинии названы данниками Россов. Росские названия трактуются ими как скандинавские, с достаточно убедительными расшифровками. Их оппоненты приводят не менее убедительные скифо-сарматские варианты из осетинского (вспомним, что византийцы считали россов скифами).   

Рис.2 К. Багрянородный, фоторобот

4. Лев Диакон.  История. 

Лев Диакон — придворный историк, описывает в своей книге события 959—976. На эти года удачно выпали военные походы Святослава. В главе 11 книги 9 есть очень интересное описание внешности князя, приплывшего заключать мир с императором Цимисхием. Приведу полностью:

«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами».

Антинорманисты радостно отмечают, что ладья скифская, обрить бороду среди викингов было бесчестием, а налысо брили только рабов.

 

Рис.3 Святослав готовится к удару веслом, Цимисхий уклоняется

Кроме прочего Лев Диакон подробно описывает ход военных действий в конфликте Византиии и Руси. Приведу несколько  интересных выдержек, которые не буду комментировать.

 «Скифы [всегда] сражаются в пешем строю; они не привыкли воевать на конях и не упражняются в этом деле.»

«Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы.»

«Росы, стяжавшие среди соседних народов славу постоянных победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы»

«На следующий день тавроскифы вышли из города и построились на равнине, защищенные кольчугами и доходившими до самых ног щитами.»

«О тавроскифах рассказывают еще и то, что они вплоть до нынешних времен никогда не сдаются врагам даже побежденные, — когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают. Они поступают так, основываясь на следующем убеждении: убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть.»

Я не включил в список Житие Стефана Сурожского, так как документ слишком спорный и до нас дошел только в виде русского перевода, да еще и XIII века, а сам святой жил в восьмом. Упомянутые в нем события (взятие Сурожа князем Бравлином из Неаполя Скифского) большой роли не играют и могут только дать общее представление о том, что подобные набеги могли иметь место.

Вот тут очень удобно выписаны основные цитаты из всех перечисленных мной выше сочинений.

5. Имперские акты и грамоты.

На этом рассмотрение византийских источников обычно заканчивается, но мы с вами не будем останавливаться и посмотрим, что именно знают византийцы о скандинавах и варягах, раз уж есть мнение, что это одно и то же, что и руссы.  В этом историкам поможет доктор филологических наук Михаил Владимирович Бибиков, основное направление научной деятельности которого – византийские тексты. Приведу выдержки из его статьи, которую рекомендую прочитать полностью.

М. В. Бибиков. Скандинавский мир в византийской литературе и актах

В статье Михаил Владимирович рассматривает достаточно редкие документы, например, имперские акты, относящиеся к гвардии и хрисовулы (торжественные императорские грамоты). Переводов на русский, похоже, просто нет, да и на английский, видимо, не у всего, поэтому интересующиеся могут воспользоваться ссылками, которые указал автор (там у него с номерами страниц).

Те, у кого от научных текстов начинают слипаться глаза, могут сразу пролистать в конец, где есть резюме простыми словами.

Конкретные сведения о скандинавах «фулитах» «сообщает Прокопий Кесарийский (VI в.), (7)», Скандинавия у него называется Фулой.

«К XI-XII вв., в период оживления античных реминисценций в византийской литературе, с одной стороны, и в период наиболее тесных византино-скандинавских контактов – с другой (что подтверждает, в частности, нумизматика (9)), можно отметить тенденцию «включения» скандинавского мира в традиционную парадигму византийских этногеографических экскурсов. В соответствии с расположением географических зон по направлениям двенадцати ветров Фула попадает в зону «апарктического» ветра (10).

В этот же особый регион И. Цецем помещаются Британские острова, из которых отмечаются два крупнейших – «Иуерния» и «Альбион», а также тринадцать островов «Оркад» (11)».

«Обычным наименованием выходцев из Скандинавии в византийских литературных памятниках и в актах является термин Bágαγγoι – варяги (19)»

«Анна Комнина при упоминании варягов указывает на их происхождение с острова Фула (24) (в некоторых рукописных вариантах текста сочинения Анны определение «варвары с Фулы» последовательно заменяется на «варяги с Фулы»). В XI – начале XIII вв. варяги фигурируют как в византийских актах, так и в нарративных сочинениях в качестве воинов наемного корпуса императорской гвардии».

«В XI в. и Кекавмен (31) и Пселл (32) разграничивают варягов и русских как два самостоятельных элемента наемного гарнизона. При этом Пселл относит их к совершенно различным культурным регионам: варягов сближает с «италийцами», т. е., сицилийскими норманнами, а русских – с их традиционным «тавроскифским» ареалом.

Подобное разграничение зафиксировано и в актах, где «росы» (самостоятельно) фигурируют в хрисовулах Константина IX хиосскому Новому монастырю (Неа мони) 1044 и 1049 гг. (33), а в императорских актах второй половины XI в. упоминаются рядом «варяги» и «русские».

«В четырех актах второй половины XI в. из архива Лавры св. Афанасия на Афоне (Акт. Лавр. 33, 38, 44, 48) перечисляются иностранные наемники, входившие в состав византийской «гвардии», в том числе русские, варяги, кулпинги (колбяги), болгары и др. Все указанные документы известны теперь по оригиналам (фото Г. Мийе и Ф. Дэльгера)».

«С историей наемного корпуса в Византии связана проблема варяжской просопографии. Из скандинавских источников – саг и рунических надписей – нам известны некоторые имена предводителей варяжских воинских соединений или просто воинов-скандинавов в Византии (47). В византийских источниках сохранились сведения об аколуфах – начальниках варяжской гвардии. Однако из более чем десятка известных аколуфов – начальников скандинавского наемного корпуса, достоверно о скандинавском происхождении (или, по А. Васильеву, англосаксонском) можно говорить лишь применительно к На(м)биту (48). Что касается Харальда Сурового, то невысокий титул спафарокандидата, пожалованный ему византийским императором (49), свидетельствует о том, что он командовал лишь небольшим соединением (50) и не играл значительной роли при константинопольском дворе. Все это подтверждает мысль о сложности понятия «варяги» в византийских источниках, с одной стороны, и об этнической неоднородности варяжского наемного корпуса в Византии, – с другой».

Резюме по византийским сведениям о скандинавах простыми словами:  византийцы знают, кто такие шведы и называют их фулитами. Постепенно пришельцев из Скандинавии они начинают называть варягами.  Византийцы твердо различают старых знакомых руссов и варягов. При этом варяг – это не синоним скандинава, а варяжская дружина – это неоднородная по этническому составу группа: из более десятка командиров наемников только один достоверный скандинав, а те немногие, кого знают скандинавские саги, были невысокого ранга.  Кто мог еще приплывать из Балтии и наниматься в гвардию, думаю, понятно.

Есть еще русско-византийские договоры, но их переводы тех времен и сравнение с византийскими текстами мы рассмотрим позднее вместе с русскими летописями. А дальше нас ждут восточные источники.

Обезьянка Башмачок изучает арабских историков (4)

 

Восточная наука в эпоху до крестовых походов наголову опережала европейскую, знала о круглой земле и планетах Солнечной системы, поэтому к арабам нужно отнестись со всей серьезностью. Главной особенностью мусульманской научной литературы того времени была консервативность, авторы переписывали старинные тексты без изменений и только добавляли свои знания. Поэтому достоверные сведения могли соседствовать с ранними и смутными описаниями, псоголовыми племенами, великанами, амазонками, Гипербореей, Годзиллой, и прочими дедовскими байками. С другой стороны, из-за такой практики в поздних сочинениях сохранились ранние тексты по интересующей нас эпохе.

Разобраться в этих запутанных древних текстах может только человек, знающий несколько восточных языков, включая их древние диалекты, разбирающийся в литературе того времени и обладающий феноменальной памятью. На наше счастье такой человек нашелся, это востоковед Анатолий Петрович Новосельцев. Именно он выполнил перевод и анализ большинства восточных источников, содержащих сведения о славянах и Руси, и ввел их в научный оборот.

А.П.Новосельцев Восточные источники о восточных славянах и Руси VI - IX вв.  

Как и подобает любому серьезному научному тексту, работа Анатолия Петровича содержит огромное количество перекрестных ссылок и труднопроизносимых арабских имен и названий. Прочитав несколько страниц, я загрустил и почувствовал себя ничего не понимающей обезьянкой.

А когда ты чувствуешь себя обезьянкой, нужно перевести информацию в форму, понятную даже обезьянке – я называю это «цветные квадратики».

Давайте вместе с Анатолием Петровичем поможем обезьянке Башмачок разобраться в источниках мусульманской группы (арабские, персидские и турецкие), упоминающих славян и русов, и написанных не позднее X - первой половины XI в., с привлечением авторов XII-XVII вв. в сравнительных целях.

Первую схему мы нарисуем по арабским историкам.

Что же видит обезьянка Башмачок на картинке?  А видит она, что главный исторический трактат – написанная ат-Табари «История пророков и царей». В своих трудах он использовал Сисанидскую хронику «Книга владык» и труды двух других ученых ал-Мадаини и ал-Вакиди. Полное сочинение из нескольких тысяч страниц до нас не дошло, но зато у Башмачка есть:

  • Сокращенная версия самого ат-Табари;
  • Обработка текста от везира Махаммад Бал’ами;
  • Более поздняя работа «История табаристана» от Ибн-Исфендийара;

 О чем рассказывает ат-Табари:

В VII в. Сасанидская империя пала под натиском арабов. В 643 г. арабский командир отрядов Внутренних войск МВД Абд ар-Рахман ибн Раби'а в ходе зачистки вошел в соприкосновение с бандформированиями правителя Дербента по имени Шахрийар. Почуяв, что дело может обернуться Гаагским Трибуналом, Шахрийар сам пришел в лагерь к арабам и признал себя вассалом Халифата. Но был он не просто правителем Дербента, а еще и сильным дипломатом, и выторговал себе полное освобождение от любой дани, в обмен на то, что будет сдерживать злобных врагов с севера. Злобными врагами были

  • В авторской сокращенной версии ат-Табари – хазары и аланы.
  • В редакции Бал’ами – хазары и русы.

Норманисты считают русов ошибкой, антинорманнисты не особо упираются. Любители саморазвития радуются.

У Ибн Исфендийара, также опиравшегося на полную версию ат-Табари, в сочинении «Истории Табаристана» имеется рассказ о принце Джамасбе, брате Хосрова I Ануширвана, бежавшем через Дербент к хазарам и славянам.

Так как про русов тут не сказано, этот источник рассматривают не очень часто. Забавная параллель со скандинавскими конунгами, которые тоже у нас прятались.

Отдельно на схеме стоят еще два источника, в которых упоминается «рус» в контексте VI в.

  • Историк начала XI в. ас Са'алиби, говорит о постройке Хосровом I Ануширваном Дербентской стены и упоминает наряду с турками и хазарами русов
  • Хронист XV в. Захир ад-дин помещает русов в VI в. где-то в районе севернее Кавказа.

 Это комментируют обычно только сторонники автохтонной теории.

Башмачок все понял! Теперь давайте поможем обезьянке разобраться с источниками о трех группах русов.

Опираться мы будем на сочинение ал-Балхи «Изображения климатов», а точнее даже не на него, а на его последователя ал-Истахри. Ал-Истахри был азиатским Джеймсом Бондом, много чего повидал, и дополнил сочинения ал-Балхи своими наблюдениями.

Башмачок раньше уже читал в Википедии о трех центрах или трех племенах славян, которые выделяли арабы. На самом деле это не центры, а, как пишет Анатолий Петрович: «В арабских версиях всюду стоит слово синф (мн. ч. иснаф) или кабийль (ал-Идриси), что можно перевести как вид, группа, класс, категория».  Т.е., не просто о городах или племенах, а территориальных объединениях.  Мы рассмотрим самый ранний текст от ал-Истахри.

«Русы. Их три группы (джинс). Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он (город) больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее, так как там они (жители) убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово (свинец?).
И русы – народ, сжигающий своих мертвых... и одежда их – короткие куртки... и эти русы торгуют с Хазарами, Румом (Византией) и Булгаром Великим, и они граничат с северными пределами Рума, их так много и они столь сильны, что наложили дань на пограничные им районы Рума, внутренние булгары же христиане».

Текст Ибн Хаукаля добавляет свои данные: «русы приезжают торговать в Хазар и Рум», а также называет город группы ас-Славия – Салау. Эту группу он считает верхней или старшей. В статье рассматривается еще пять различных вариантов того же текста, написанного поздними авторами. Слав называется высшим и лучшим городом из трех.

  • Куябу однозначно ассоциируют с Киевом. В ранних вариантах  явно не указано, как называется группа русов, живущая в Киеве, а позднейшие источники говорят, что первая группа так и называется «рус».
  • Салау, Слав или Славия – есть разные гипотезы по поводу этого города. Это может быть город ильменских славян, предшественник Новгорода либо город балтийских славян – Старград, расположенный на земле вагров, о котором Гельмгольд писал, что он является пределом Славии, а вагры находились во главе Славии.
  • Арса (Арта) – наиболее спорный город. Ее ассоциируют с Тьмутараканью, Рязанью, Островом Рюген, Сарским городищем, Тимеревым  и даже с Арконой. Учитывая, что везли из Арсы черных соболей, это скорее северный город, чем южный. Интересно упоминание о том, что население Арсы не позволяет приближаться чужеземным купцам и «всякого чужеземца, который туда отправляется, (жители) убивают». Башмачок удивился такому странному маркетинговому ходу, но Анатолий Петрович объяснил, что эта история придумана булгарскими купцами, чтобы арабские купцы не подумали плыть за соболями самостоятельно.

Не очень понятно и с датировкой данного сообщения, Новосельцев считает, что рассказ о русах относится к периоду 850-880 г., т.е., времени князей Аскольда и Дира, когда название «Русь» применяется и русской летописью и восточными источниками. Я бы сдвинул эту границу несколько влево, так как к моменту упоминания византийскими источниками название «Русь» должно было уже сложиться и зафиксироваться, а также потому, что русов арабские источники упоминают по отношению уже к VI веку.

Осталось рассмотреть самую большую и трудную схему с арабскими географами и подвести итоги. Но Башмачок так устал, что придется сделать это в следующий раз.

 

Обезьянка Башмачок немного отдохнула от незнакомых и непонятных слов прошлой статьи и готова слушать дальше. Давайте нарисуем для нее еще одну схему по работе Анатолия Петровича Новосельцева , на этот раз по восточным географам.  



Публика, привыкшая к графикам госдолга США, конечно, моментально разберется в схеме, а вот неопытный Башмачок сразу запутался. Рассмотрим для начала общие сведения о географии того времени. Базировалась она на классических античных трудах Птолемея, которые арабские географы дорабатывали и дополняли своими знаниями и названиями. Главным переработчиком был ал-Хорезми с его «Книгой картины земли». Другой дорогой пошел Ибн Хордадбех, он одним из первых начал работать в жанре, который красиво называется «Китаб ал масалик ва-л-мамалик» – Книга путей и стран. Если переработки Птолемея были скорее научными трудами, то «Книги путей и стран» – удобными практичными путеводителями для путешественников и торговцев. В прошлой статье вместе с историками мы уже рассмотрели два таких труда, написанных ал-Истахри и Ибн Хаукалем. Башмачок вспомнил, что в них было сказано про три группы русов.

Давайте сначала подробнее рассмотрим, чем именно ал-Хорезми и последователи дополнили работы Птолемея. На схеме источники отмечены желтой рамкой:

  • комментируя птолемеевское название «страны Германии», ал-Хорезми дополнил: «и она же земля славян»;
  • в 6-м климате у ал-Хорезми упомянута река Др.ус (Данапрос-Днепр?), о которой говорится, что она берет начало с Русской горы. Это самое раннее (836-847 гг.) упоминание термина «рус» в восточной литературе.

 Уточненные сведения есть в написанной веком позднее работе неизвестного автора «Худуд ал-алам»:

  • упомянута «Кух-е рус» – Русская гора. Там она расположена на север от «булгаре андарун» (внутренних булгар), вероятно, имеются в виду волжские булгары. 

 Река, текущая из горы, - описание достаточно расплывчатое, поэтому позволяет подогнать ее под абсолютно любую теорию. Сам факт того, что гора Русская, в который раз свидетельствует о широком распространении слова «рус».

Башмачок все еще напуган, но вроде бы немножко начал разбираться.

Сразу рассмотрим отдельно стоящий на схеме квадратик, принадлежащий ал-Йа'куби с его трудом «Китаб ал-булдан» («Книга стран»).

Примечательно его свидетельство тем, что это одно из старейших упоминаний славян (арабы называли их сакалиба).  В 853-54 г. санарийцы, у которых были тогда серьезные зарубы с халифатом, решили сколотить собственное мини-НАТО и послали за военной помощью к властителям Восточной Европы, среди которых упомянут сахиб ас-сакалиба. «Сахиб» означает «государь, властитель»: например, сахиб ар-Рум – государь Рума – византийский император.

Анатолия Петрович считает, что раз к государю славян пошли за военной помощью, это говорит о нем следующее:

  • как минимум у него была сила оказать военную помощь;
  • государь славян был известен в соседних странах;
  • от его страны было не очень далеко до санарийцев (Северной Кахетии);

 Главный кандидат на роль сахиб ас-сакалиба – тогдашний Киевский князь.

Башмачок изображает сахиб ас-сакалиба.

Рассмотрим теперь авторов путеводителей для туристов (квадратики с синей рамкой) во главе с Ибн Хордадбехом. Наибольший интерес для нас представляют описания русских купцов, страны славян и острова русов.

Вот что говорит Ибн Хордадбех о русских купцах:

«Что же касается до русских купцов – а они вид славян, – то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны Славян к Румскому морю, а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии), и если они хотят, то они отправляются по реке Славян [в зависимости от перевода – Дон или более распространенный вариант – Итиль (Волга)], и проезжают проливом столицы Хазар, и десятину с них взимает их (Хазар) правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому Морю (Mare hyrcanium-caspium) и высаживаются на каком угодно берегу. И диаметр этого моря 500 фарсангов, иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где переводчиками для них служат славянские рабы. И выдают они себя за христиан и платят джизию».

Ибн ал-Факих «Китаб ал-булдан» пользуется тем же неизвестным источником, что и Ибн Хордадбех, но купцов называет славянскими и слово «рус» не употребляет.

У некоторых норманистов купцы превращаются в викингов, а славяне в «вообще северные народы». Поскольку в товарах опять фигурируют меха, я бы сопоставил эти данные с рассмотренными ранее тремя группами русов. Думаю, описанные тут купцы также могли быть из загадочной Арсы.

Другое интересное описание относится к самим славянам, их быту и стране. Мы рассмотрим с вами самое подробное, от Ибн Русте.

 «И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва. т (Ва.ит). Путь в эту страну идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед. Называется это у них улишдж (улех), и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меда. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать, больше или меньше, меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты, который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной и два локтя, лютня же их восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему Богом. Рабочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого человека (упомянутого ниже, т.е. царя) Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав» (ра'ис ар-руаса), ищется у них свиет-малик (трактуется обычно как светлый князь), и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в продолжение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и ни крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскалятся до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются они до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из Ипатьев жены или рабыни в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений».

Очень интересная картина быта и устоев наших предков.  Тут ульи, баня, похороны, поминки, дружина ка конях и княжий суд, ежегодный сбор дани и ярмарка.

Уже упомянутый ранее труд Худуд ал-Алам:

  • уточняет местоположение страны: «На восток от нее – внутренние булгары и некоторые из русов, на запад – часть Грузинского моря и часть Рума (Византии). На запад и восток от нее всюду пустыни и ненаселенный север».
  • Они носят высокие сапоги и рубахи до лодыжек. Одежда их большей частью льняная.
  • У них много замков (кала) и крепостей (хисар).
  • Они считают своей обязанностью по религии служение царю.

 Гардизи «Зайн ал-ахбар» вносит свои коррективы:

  • И они (венгры) побеждают славян и всегда одерживают верх над славянами и рассматривают их (как источник) рабов.
  • Средства существования у них не очень обильны.
  • Несколько человек объединяются, чтобы строить укрепление, так как венгры на них постоянно совершают нападения и грабят их. Венгры приходят, а славяне запираются в эти укрепления, которые построили.
  • У них много рабов. Если схватят вора, забирают его имущество, а его самого затем отсылают на окраину страны и там наказывают.

Всего в работе Анатолия Петровича приводится 5 вариантов рассказов о стране славян.

Мы видим тут небольшие отличия в описаниях, поскольку информация могла приходить от разных людей, знакомых с разными племенами. Где-то славяне не имели пахотных полей, а где-то сеяли просо. Гардзи же описывает оборону от кочевников, угоняющими славян в рабство. У самих славян так же много рабов.

Город Вабнит почему-то ассоциируют с Киевом. В письменном арабском большие проблемы с транскрипцией иностранных слов, но в других текстах Киев передан как Куяба, так что с Вабнитом, на мой взгляд, вопрос пока открыт, учитывая, что описан город «в самом начале пределов славянских», т.е. пограничный город. Второй упоминаемый город Джарваб может быть искаженным «Хорват», причем он был столицей, в которой сидел царь.

Последнее сообщение географов – об острове русов. Вот что пишет Ибн Русте:

«Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом". И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют (ими). У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего. Мечи у них сулеймановы. И если какое-либо их племя (род) поднимается (против кого-либо), то вступаются они все. И нет (тогда) между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят. И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым (они) и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами), и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники (обеих сторон) приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело. Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак не возможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу.

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют и[ли] обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях.

(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Никто из них не испражняется наедине, но обязательно сопровождают (руса) трое его товарищей и оберегают его.

Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.

Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении».

Гардизи дополняет этот рассказ указанием численности населения, а также сбора НДС и полюдья:

  • Число жителей на этом острове 100 000.
  • Царь их взимает с торговли 1/10. Всегда 100-200 из них ходят к славянам и насильно берут с них на свое содержание, пока там находятся. И там (у них) находится много людей из славян, которые служат (как рабы?) им (русам), пока не избавятся от зависимости.

Поздние авторы добавляют свои штрихи:

  • Остров переносят из озера в море.
  • Подтверждают необычные правила наследования, уточняя сообщение, что отец не оставляет наследство сыну, кроме меча: «Если кто-либо из них умрет и оставит сына и дочь, то его имущество полностью переходит к дочери, а сыну не остается ничего, кроме меча, и говорят: «Отец твой добыл все, что имел, мечом».

Норманисты в русах видят скандинавов. Антинорманисты вспоминают про остров Рюген. Вообще, судя опять же по торговле мехами и рабами именно с Булгарией, учитывая болота и леса, и вспомнив про титул «хакан», заимствованный у хазар, думаю, данный остров нужно искать где-то на севере, отталкиваясь от верховьев Волги.

Краткие общие выводы по арабским источникам:

Арабы знакомы со славянами и русами, разделяют два этих племени, упоминают их в литературе IX века и говорят о более раннем присутствии. Арабы хорошо знают быт и обычаи славян и русов.

Давайте попрощаемся с Башмачком, и двинемся дальше в сторону русских летописей.


Восточные источники, часть третья (6)

Когда я начинал писать о восточных источниках, упоминающих Русь и славян, то планировал уложиться в одну статью. Но арабы не дали маху, и написали столько букв, что пришлось выдать две. Как оказалось, это еще не предел, – нужна и третья статья. Дело в том, что ранее мы разобрали только источники по работе Новосельцева. В ней рассматривались самые ранние и часто цитируемые авторы, но еще есть несколько, о которых обязательно стоит упомянуть.

 

Принцип размещения информации в статьях (как должно быть)

 

Принцип размещения информации в статьях  (как на самом деле)

Поскольку Башмачок нас покинул, схемы рисовать я не буду, а просто перечислю имена нескольких авторов, чем они знамениты и что написали.

Ал-Масуди (896-956 гг) географ, историк, настоящий коммунист ученый.

Есть в переводе  А. Я. Гаркави, выпишу наиболее интересные моменты.

«Ахбар аз-заман» («Сообщения времени»),

  • Славяне разделяются на многие народы и среди них есть и христиане, и язычники (маджус)
  • Славяне имеют церкви, где навешивают колокола, в которые ударяют молотком.

«Мурудж аз-Захаб ва Ма΄адин ал-Джаухар» («Промывальни золота и россыпи драгоценных камней»)

  • В 912-13 варвары напали на Андалусию. Жители думали, что варвары пришли из Атлантики, но Масуди считает, что это были Русы из Черного и Азовского моря, так как кроме них там никто не обитает.
  • В стране хазарского царя живет некоторое количество славян и русов.
  • Русы живут по берегу Черного моря, у них есть серебряный рудник.
  • Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое Лудана, которое есть многочисленнейшее из них; они путешествуют с товарами в страну Андалус (Испания), Румию (Рим, Италия), Кустантинию и Хазар.
  • В 912 – 913 г. около 500 кораблей, на каждом по 100 русов, попросили хазар пропустить их в Каспийское море. Каган согласился за процент. Привело это к печальным последствиям – «и тысячи мусульман были умерщвлены и потоплены. Многие месяцы русы оставались на этом море в таком положении: никто из тамошних народов не имел возможности подступать к ним на этом море». Награбив, они поплыли обратно, но арабская гвардия (ларисии) внезапно решила отомстить за своих братьев по вере. За три дня перебили почти всех русов, на берегу осталось 30 тысяч трупов, остальные утонули или бежали.
  • В древности было одно племя, которому подчинялись прочие славянские племена и у них был верховный царь Маджак (варианты: Махак, Махал, Бабак (?), а само племя называлось Валинана. Также Масуди перечисляет прочие названия племен и имена царей.
  • Масуди называет текущих славянских царей Дира, Аванжа и Турка (всевозможных толкований очень много).
  • В славянских краях были здания, почитаемые ими. Одна на одной из самых высоких гор в мире, постройка с отверстиями, через которые наблюдают восход солнца, и с разноцветными камнями и различными знаками. Вторая постройка на черной горе, внутри идол старика с палкой, который двигает кости мертвецов. Третье здание на горе, окруженное морским рукавом, внутри которого идол из различных драгоценных камней.

Что касается нападения на Андалусию, в том, что нападали русы, с Масуди согласен еще только один ученый – аль-Якуби; сами жертвы нападения, и еще как минимум 10 арабских ученых считают, что варвары все же пришли из Атлантики и были не ал-рус а ал-урманийун. Я склонен им верить, так как русы в это время, по словам самого Масуди, бесчинствовали на Каспии. Этот момент, кстати, активно используется сторонниками норманизма, они считают это доказательством того, что русы и норманы – одно и то же.

Ибн Фадлан (921-922 гг.) Был секретарем при посольстве в Волжской Булгарии, много путешествовал и любил записывать все что видел.  

Интересен тем, что привел самое подробное описание погребального обряда русов – сжигания в ладье. Я неоднократно читал отдельные отрывки, как оказалось, с цензурой. Полная версия, – это просто сценарий к порнофильму ужасов на грани полного трэша. Девушка, вызвавшаяся уйти в рай со своим господином, десять дней с момента его смерти пьет-гуляет и отдается каждому встречному, ей прислуживают еще две девушки, которые делают все за нее, даже руки моют. В день похорон ставят ладью, богато ее украшают, помещают сверху что-то вроде шатра и в него сажают одетого в дорогие одежды покойника. Вокруг на земле ставят специальные палатки или шалаши, девушка ходит по ним и совокупляется с хозяином каждой палатки, а он громким голосом говорит что осуществляет «право любви и дружбы». Финальный аккорд, - это групповой секс с шестью самыми близкими родственниками покойного внутри палатки с трупом, а потом ритуальное убийство путем удушения веревкой, при этом одновременно старуха с милым именем «ангел смерти» тыкает в несчастную огромным ножом. Потом ее сжигают вместе с ладьей, трупом, всем добром, и разрубленными трупами разных домашних животных. Все-таки хорошо, что мы приняли христианство…

У того же автора очень интересные сообщения о быте. О том, что заболевшего изолируют в отдельной палатке – очень разумно. Но при этом все моются из одного ведра с водой и в него же плюют, бееее.

Ал-Идриси «Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак» («Развлечение истомленного в странствии по областям», 1154г.).

Ал-Идриси был географом из знатного рода, и, подобно д’Артаньяну, пустился искать удачи при дворе короля, правда, не французского, а сицилийского – Рожера II. Рожер был очень прогрессивным правителем и собрал вокруг себя множество ученых. Чтобы ученые не маялись бездельем, Рожер решил для нужд торговли создать описание всего известного мира и карту на огромной серебряной пластине. И таки сделал, чертяка! В этом ему помог ал-Идриси, опираясь на наших знакомых географов из прошлой статьи, но главное, – на свидетельства современников.

Подробный научный анализ источника сделала доктор исторических наук И.Г. Коновалова (кстати, ученица Новосельцева).

 И.Г. Коновалова «Восточная Европа  в сочинении ал-Идриси»

Очень кратко апрельские тезисы по работе:

  •  Древняя Русь представлялась ал-Идриси огромной страной: «Страна на ар-Русийа - большая земля в ширину и в длину». Границы Руси географ охарактеризовал следующим образом: на западе - Польша, на юго-западе - земля бурджан, т.е. дунайских болгар, на юго-востоке – Кумания, на юге – Черное море, на востоке – Волжская Булгария, на севере - море Мрака (Северный Ледовитый океан), на северо-западе - город Новгород, не подчиняющийся, по словам ал-Идриси, «ни одному царю».
  • Ал-Идриси хорошо знает скандинавские и прибалтийские страны, очевидно, по сообщениям купцов, северную Русь хуже.
  • Локализация «трех городов русов» по карте ал-Идриси невозможна, так как он неверно соединяет книжный рассказ с актуальными данными очевидцев.
  • Основные дополнения, сделанные ал-Идриси к текстам своих предшественников о трех группах, касаются третьей группы русов – Арсанийи – и их главного города Арса. Ал-Идриси называет Арсу красивым, укрепленным городом, расположенным на горе. Город находился между двумя другими городами русов, причем расстояние от города Кукийана до города Арсы составляло 4 перехода, а от Арсы до города Салав - 4 дня. Учитывая такую точность, это свидетельства каких-то людей, бывавших там.
  • Многие географические объекты (горы, озера) взяты из античной книжной традиции, и поиск их прообразов бессмысленен. Например, описание озера Тирма есть по отношению к восточной Европе и к Африке. Восходит оно к описанию озера Тирама у Птолемея.
  • Ал-Идриси сообщает о зависимости Бьярмии от Руси, опираясь, видимо, на скандинавские источники. Бьярмия – территория на севере Восточной Европы (бассейн Северной Двины).
  • У русских купцов были подворья (управы) в Болгарии, Византии, Хазарии.

Ну вот, на этот раз точно все, даже если кого-то не упомянул.

Летописи с точки зрения норманизма, скандалы, интриги, расследования. (7)

Наконец мы добрались до главного письменного источника по истории Руси – русских летописей. В комментариях меня недавно обвинили в однобоком подходе, что, мол, не нужно рассматривать первоисточники, а гораздо важнее рассмотреть критиков и мнение уважаемых ученых, поскольку источники требуют культуры работы, а не у всякого она есть. Поэтому, прежде чем лезть со свиным рылом в калашный ряд, давайте рассмотрим, как именно ученые, а именно представители теории норманизма работают с таким источником как русская летопись, и попробуем перенять их культуру работы. Задача, возможно, невыполнимая для простых смертных, но, по крайней мере, у нас есть к чему стремиться.

Начнем издалека, с самых первых представителей норманизма 18-го века, и закончим современниками.

Немец А.Л.Шлецер (1735-1809) в принципе с недоверием относился к летописям: «Известно, что въ число нашихъ(Немецкихъ) переписчиковъ, которые въ среднемъ веке сохранили нам столько драгоценностей изъ древняго міра, не очень легко входили люди безъ всякаго образованія…На противъ того, Рускіе монахи кажется вообще были по большей части обыкновенные и со всемъ необразованные люди, которые въ Монгольскій періодъ сделались совершенными варварами». Нестора он просто объявляет глупым лжецом: «Глупый монах, лгавший так безрассудно, верно, думал, что патриот непременно должен лгать».

Н.М. Карамзин (1766-1826) в «Истории государства российского» говорит следующее: «Сам Нестор повествует, что Варяги живут на море Балтийском к западу, и что они разных народов: Урмяне, Свис, Англяне, Готы. Первое имя в особенности означает Норвежцев, второе - Шведов, а под Готами Нестор разумеет жителей Шведской Готии.  Англяне же причислены им к Варягам для того, что они вместе с Норманами составляли Варяжскую дружину в Константинополе. Итак, сказание нашего собственного Летописца подтверждает истину, что Варяги его были Скандинавы». Заметим, что тут нет точных полных цитат, это пересказ. Достоверность его мы обязательно проверим позже.

С.М.  Соловьев (1820-1879)  в своем труде «История России с древнейших времен» не приводит полных цитат, но дает пересказ очень близкий к оригиналу:

«Идя далее к северо-востоку, летописец, по своим понятиям, переходит на противоположный, северный скандинавский берег Балтийского моря, и говорит, что по Варяжскому же морю сидят варяги – вот сюда к востоку, до предела Симова; по тому же морю сидят и к запад, до земли Английской и Волошской. Не останавливаясь здесь, летописец хочет перечислить все европейские народы, принадлежащие к племени Иафетову, и начинает так свое перечисление: варяги, свеи(шведы), урмане(норвежцы), готе (русь, по некоторым спискам), агняне (англичане), галичане (быть может жители Валлиса, Pays des Gals, волхва (вероятно, общее название романских народов), римляне, немцы, корлязи (быть может французы, западные каролинги, как думает Круг), )» Вельдицы (венециане), фрягове (кажется в тесном смысле генуэзцы). Следовательно, кого же летописец разумеет под именем варягов? Ясно, что это имя у него есть общее: варяги живут по Балтийскому морю к востоку, до предела Симова, и к западу по тому же морю живут до земли Английской – вот границы варягов! Мы знаем, и летописец знает, что в этих пределах живут шведы, норвежцы, готы, летописец их именно и называет до англичан. Итак, варяги летописца суть скандинавы».

Если заглянуть в первоисточник, можно увидеть, что ученый берет два соседних сообщения летописи и просто стыкует их вместе, причем выкидывая начало цитаты, в которой "В Иафетовой же части обитает русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы". Таким образом,  в том куске текста, где указаны границы “до земли Английской” и “до предела Симова” скандинавы не упоминаются, там перечисляются только народы южного побережья Балтики и приводится локализация варягов. Скандинавы есть в отдельном перечислении всех народов Иафетового колена. Причем среди потомства Иафета первыми в этом списке идут варяги.  

Далее Соловьев разбирает еще одну часть: «Второе место летописи: послы от соединенных племен славянских и финских пошли за море к варягам-руси; эти варяги, прибавляет летописец, зовутся русь, точно так как другие варяги зовутся шведами, иные норвежцами, англичанами, готами. На приведенных местах летописи основывается мнение о скандинавском происхождении варягов-руси, и основывается крепко; вот почему это мнение древнейшее, древнейшее в науке, древнейшее в народе».

Для начала, тут опять подлог, - фразы «как другие варяги зовутся» нет в первоисточнике, там просто «как другие зовутся». Во вторых, даже если утверждение принять за истину, из принадлежности перечисленных племен к варягам не следует тождество варягов и скандинавов. Хотя бы потому, что скандинавского племени русь историки так и не нашли, но, что более важно, такое утверждение противоречит базовым законам логики. Принадлежность всех элементов множества S другому множеству V говорит не о тождестве множеств S и V, а только о том, что S включено в V. Для доказательства тождества нужно доказать обратное включение, то есть, что все, кого называют варягами, являются скандинавами. А это уже не так.

Ключевский В. О. (1841-1911): «Эти балтийские варяги, как и черноморская Русь, по многим признакам были скандинавы, а не славянские обитатели южнобалтийского побережья или нынешней Южной России, как думают некоторые ученые. Наша «Повесть временных лет» признает варягов общим названием разных германских народов, обитавших в Северной Европе, преимущественно по Варяжскому (Балтийскому) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы».
Опять пересказ без точных цитат, искажающий первоисточник.

Академик Б. А. Рыбаков (1908-2001) считает варягов скандинавами, но это утверждение рассматривается как аксиома, не требующая доказательств. При этом саму летопись он считает легендой: «Чья-то рука изъяла из «Повести временных лет» самые интересные страницы и заменила их новгородской легендой о призвании князей – варягов». Прочие летописные сведения Борис Александрович цитирует, и подробно разбирает, но затем трактует исключительно с позиции норманизма: «Первые сведения о соприкосновении норманнов со славянами помещены в летописи под 859 годом (дата условна)». «Здесь детально, со знанием дела описан путь из Византии, через всю Русь на север, к шведам. Это – путь  «из Грек в Варяги».

В указанных им ссылках нет никаких упоминаний о норманнах или шведах. Аксиоматическое утверждение «варяги» = «скандинавы» = «норманны» позволяет произвольно заменять эти слова в любом источнике и пересказывать его, заменяя смысл того, что там на самом деле написано.

«О Рюрике сказано, он пришел с родами своими» («sine use» – «своими родичами») и верной дружиной («tru war» - «верной дружиной»)». О несоответствии этого утверждения действительным нормам древнескандинавского я уже рассказывал.

А.Л Никитин (1935-2005) в своей работе «Основания русской истории» увлекается расстановкой знаков препинания, которых не было в первоисточнике: «Ляхове же и пруси и чюдь приседать к морю Варяскому; по сему же морю седять варязи: семо - к востоку, до предела Симова; по тому же морю седять къ западу до земли Агляньски и до Волошьскые. Афетово же колено и то варязи: свеи, урмане, готе, русь, агляне, галичане, волхове, римляне, немце, корлязи, венедици, фрягове и прочии» [Ип.,4]». После чего пишет, что данная фраза в летописи «вводит нас в географию «варяжских племен», как очень метко охарактеризовал эти перечни М.Н.Тихомиров». Опять подлог. Смысловое двоеточие, которого не было в исходном тексте.

Рассмотрев немного классиков, перейдем к современникам.

Кирпичников А.Н. «Сказание о призвании варягов. Легенды и действительность»

В статье Анатолий Николаевич приводит «один из наиболее надежных текстов «Сказания о призвании варягов», содержащийся в Повести временных лет по Ипатьевскому списку».

«В лето 859. Имели дань варяги, приходившие из-за моря, на Чюди, и на Словенах, и на Мере, и на всех [Веси?] Кривичах. ...В лето 862. Изгнали варягов за море, и не дали им дани. И начали сами собой владеть, и не было у них правды [закона]. И встал род на род, и были усобицы, и стали сами с собой воевать. И сказали: Поищем себе князя, который владел нами и управлял по ряду [договору], по праву. Пошли за море к варягам... Говорили Русь, Чудь, Словени, Кривичи и вси [Весь?]. Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и владеть нами. И избрались три брата со своими родами и взяли с собой всю Русь [в значении „дружина"]. И сперва пришли к словенам и срубили город Ладогу. И сел старейший [старший] в Ладоге Рюрик, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор в Изборске. ...Через два года умер Синеус и брат его Трувор и принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильмерю [Ильменскому озеру] и срубил город над Волховом и прозвали его Новгород. И стал тут княжить, и роздал своим мужам волости, и города рубить, одному Полотск, другому Ростов, третьему Белоозеро. И по тем городам суть находники варяги; первые поселенцы в Новгороде Словени, и в Полотске Кривичи, в Ростове Меряне, в Белоозере Весь, Муроме Мурома. И теми всеми обладал Рюрик».

Затем автор пересказывает текст кратко, своими словами, чтобы все поняли правильно: «Замириться не могли и поэтому добровольно пригласили скандинава Рюрика с братьями, чтобы они стали управлять славянами». Где там в тексте написано "скандинав”?

Также внимательный читатель заметит многоточия в цитате. Давайте, в качестве исключения, посмотрим сами, что же такого незначительного выкинул автор. Тем более Ипатьевский список есть в сети в очень удобном синхронном переводе .

  • Первое выкинутое многоточие: «Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти».
  • Второе выкинутое многоточие: «И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Действительно, незначительная информация, в которой призванные варяги называются Русью и противопоставляются скандинавам.

Рассмотрим мнение еще одного видного норманиста – В.Я. Петрухин «Начало этнокультурной истории Руси IX-XI  веков». По ссылке Глава 3.
Варяги и хазары в истории Руси страницы 84-152. Почти в самом начале Владимир Яковлевич выдвигает тезис: «Ситуация начинает меняться ныне, с возвратом к традиционным для истории и углубленным методам источниковедения” и “вместе с тем ясно, что поиски реального соотношения понятий "варяги" и "русь" возможны лишь при дальнейшем изучении летописного контекста, а не путем игнорирования первоисточника»,  ну хоть тут-то, я думаю, мы наконец получим исчерпывающие и полные цитаты из ПВЛ?  Нет, просто тут же заявляется: «В современную историографию возвращается ошельмованная, но никем не опровергнутая (после работ В.Томсена и М.Фасмера) скандинавская - "варяжская" этимология названия "русь" [Мельникова, Петрухин, 1989]. "Русью" назывались дружины первых русских князей (IX - первой половины X в.), состоявшие по преимуществу из норманнов (варягов русской летописи); с этими дружинами название русь распространилось на подвластную этим князьям территорию - Русскую землю и ее население "русских людей", в основном восточных славян» . Все, дальше идет пара-тройка цитат меньше предложения и пересказ своими словами. «русь» = «скандинавы» принимается без доказательств за аксиому. Упоминание Томсена и Фасмера даже без приведения их взглядов на этимологию, – это самое неопровержимое доказательство. Видимо Владимир Яковлевич стестяется говорить про "никем не опровергнутых" гребцов.

Не будем обижать и Л.С. Клейна, давайте напоследок рассмотрим его работу «Спор о варягах». А именно главу VIII, «Миграция варягов». В самом начале Лев Самуилович вводит обычную аксиому «походы викингов» = «норманское нашествие» = «призвание варягов». Затем высказывает сомнения в достоверности летописей и просто говорит, что нашествие варягов «подтверждается перекрестными свидетельствами Повести временных лет (Гринев 1989; Носов 1990; Фроянов 1991; Кирпичников 1992; Стрельников 1997)». Поскольку аксиоматично введено «варяги» = «скандинавы», летописи можно не разбирать, достаточно ссылок на других ученых, и сразу переходить к археологии.

Резюме: мы рассмотрели девять различных представителей теории норманизма, начиная с 18 века и заканчивая сегодняшним днем. Попробуем сформулировать, какие же принципы работы с источниками используются:

  • можно одно понятие заменять другим, а потом пересказывать текст своими словами;
  • можно подставлять любые слова там, где их нет в оригинале;
  • можно ставить любые знаки препинания там, где их нет в оригинале;
  • можно произвольно выкидывать не нравящиеся куски текста;
  • можно просто озвучивать общий вывод по тексту, не приводя цитат, а сославшись на пару-тройку других ученых.

Я, конечно, хочу держать планку. Но в данной ситуации, пожалуй, лучше останусь дилетантом и буду рассматривать летописи кустарными ненаучными методами, а именно – сделаю выборку всех вхождений слов русь, варяги, свеи, славяне, поляне, выпишу их рядом в виде цитат из оригинала, а затем попытаюсь комплексно проанализировать, в каком контексте используются эти термины и как они соотносятся между собой. Но это уже в следующих статьях.


При рассмотрении взглядов Шлецера, Карамзина, Соловьева, Ключевского, Рыбакова и Никитина активно использовалась работа А. Олейниченко «Варяги: о чем говорят летописцы»

Цитаты со ссылкой на первоисточник я брал у него, а современников: Кирпичникова, Петрухина и Клейна, рассматривал самостоятельно и привел ссылки на их работы в тексте. Ниже приведу ссылки Олейниченко для самых дотошных:

Шлецер А. –Л., Нестор, III С-Петербург. 1809
Шлецер А. –Л., Нестор, I, 3, С-Петербург. 1809
Карамзин Н. М., История государства российского. Т.1, 3
Соловьев С. М. Сочинения// История России с древнейших времен, т.1, гл. 3, Москва, 1988
Ключевский В. О. Русская История. Полный курс лекций, т.1, Лекция 9
Рыбаков Б. А.  Киевская Русь и русские княжества в 12-13 веках, Москва, 1982
Никитин А. Л. Основания русской истории, Москва, 2001, гл.6

Вернуться назад