Россия - социальное государство. Мы имеем гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены существующим положением, и их неудовлетворенность справедлива.
Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем.
Я не буду говорить об успехах - они есть. И в демографической политике, где удалось добиться серьезного сдвига к лучшему, и в пенсионном обеспечении, и в ограничении бедности. Есть реальные достижения в образовании, в охране здоровья, в культуре.
Но сегодня нам надо говорить о проблемах, которые не удалось решить, и о задачах, которые должны стать повесткой следующего этапа развития России.
Первое. Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную зарплату и развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончило вузы.
Второе. Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.
Третье. За первое десятилетие XXI века принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего 10 - 12 лет назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатиться за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения предъявляет запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успела адаптироваться к этому. Население, и в первую очередь «средний класс», образованные и хорошо зарабатывающие люди, в своей массе остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования и здравоохранения, сохраняется низкое качество, не остановлено расползание принудительной платности в этих сферах. Далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания.
Четвертое. В условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов. Если мы хотим сохранить и тем более качественно улучшить ситуацию - другого выхода у нас просто нет.
Социальное измерение экономики
Люди разного призвания - предприниматели, рабочие, специалисты, «бюджетники» - должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального и социального роста.
Первое. Инженер, агроном, экономист, дизайнер - каждый из профессионалов должен получить возможность не просто работать по специальности, а строить профессиональную карьеру. А значит - постоянно повышать свою квалификацию, обучаться новым прикладным технологиям. При этом надо сделать квалификацию каждого видимой, различимой для работодателей.
Мы еще в 2006 году договаривались с объединениями предпринимателей, что они возьмут на себя создание системы профессиональных квалификаций. К сожалению, результаты очень скромные. За 5 лет утверждено всего 69 стандартов. Мягко говоря - это капля в море. По всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса. Значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключить все ресурсы государства.
Предлагаю, чтобы Правительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны приняло Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.
Второе. В любой стране учителя и врачи, ученые и работники культуры - это не только костяк «креативного класса». Это те, кто придает устойчивость развитию общества, служит опорой общественной морали.
Безусловно, мы будем повышать эффективность работы наших систем образования и здравоохранения. Устранять ситуации, когда мы по инерции финансируем учреждения, которые работают откровенно плохо. Но ведь такая работа велась начиная с 90-х годов: проводились организационно-экономические реформы, менялись системы управления, вводились механизмы внешней оценки. Пока это не привело к заметному для народа улучшению качества образования и здравоохранения. По всей видимости, потому, что из рассмотрения регулярно выпадало самое важное - мотивация людей, которые работают в этих отраслях.
Считаю, речь о любых реформах в здравоохранении и образовании может идти только в том случае, когда эти реформы обеспечивают достойную оплату труда профессионалов-бюджетников. Врач, учитель, профессор на своей основной работе должны получать достаточно, чтобы не искать заработков на стороне. Не выполним это условие - все усилия по изменению организационно-экономических механизмов, по обновлению материальной базы этих секторов уйдут в песок.
Эффективно управлять качеством медицинской помощи, образовательных программ, научных исследований можно только опираясь на авторитет профессиональной среды. Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов - это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматривая свои отношения с медицинским, учительским, научным сообществом.
Оплату бюджетников надо соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда. Ведь человек сравнивает свою заработную плату не с абстрактными величинами, которые можно найти в статистическом справочнике, а с тем, что зарабатывают его соседи и знакомые, что может заработать он сам, перейдя из бюджетной сферы в бизнес.
При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.
Мы сделали первый шаг в формировании эффективного контракта с учителями - а это миллион человек. Начиная с этого года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона.
Начиная с 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов - до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013 - 2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике. При этом повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением студентов и выпускников. С каждым годом доля таких лучших профессионалов будет расти. Выделяя достойных, конкурентоспособных преподавателей, мы обеспечим необходимое обновление кадров высшей школы.
Ресурсы для реализации этой задачи обеспечит государство - через регулярное увеличение нормативного финансирования программ высшего образования. А конкретную ответственность за ее выполнение будут нести ректоры вузов - мы включим соответствующие показатели в их контракты.
Аналогично за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы - 200% от средней зарплаты по региону.
Реализация этой задачи потребует значительных ресурсов - в совокупности до полутора процентов ВВП в год. Важно использовать серьезные внутренние резервы отраслей - в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств.
В конечном счете заработная плата должна платиться не за факт принадлежности к определенному учреждению, а за реальный вклад в науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание обществу и гражданам конкретных услуг. Для руководителей вузов, медицинских и научных учреждений, финансируемых из бюджета, надо ввести по аналогии с ранее принятыми решениями по государственным корпорациям обязательность декларирования доходов.
Третье. Не менее значимая проблема - квалификация и социальное самочувствие рабочих - тех, кто является становым хребтом любой экономики.
Давно миновало время, когда рабочие могли иметь низкий уровень жизни, низкий уровень образования. Сегодняшний рабочий - это ответственный исполнитель сложных и меняющихся технических регламентов. В условиях, когда конкурентоспособные предприятия постоянно обновляют технологии, когда товары низкого качества быстро вытесняются с рынка - квалификация рабочего, его кругозор, его профессиональная гордость, его способность постоянно обучаться стали решающим фактором конкурентоспособности.
Между тем некоторые владельцы и менеджеры предприятий продолжают вести себя так, будто на дворе начало прошлого века. Как будто можно утвердиться на рынке за счет экономии на работниках. С 2004 по 2010 гг. в экономике произошло существенное увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам - на 17%. Удельный вес таких рабочих мест вырос с 21% до 29%.
Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями. Такое участие практикуется - например, в Германии в форме так называемых производственных советов. В компетенцию таких советов у нас могла бы входить ежедневная организация труда коллектива - от графиков рабочего времени до составления социального плана в случае закрытия каких-то производств, повышение квалификации работников.
Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В России надо воссоздать рабочую аристократию. К 2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников - около десяти миллионов человек (с семьями - 25 миллионов).
Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных предприятий, как это фактически сложилось в настоящее время. Это увеличит возможности рабочих на рынке труда, повысит их мобильность и в конечном счете - их заработки.
Четвертое. Мы совершенно недостаточно заботимся о возможностях, которые рынок труда предоставляет тем нашим гражданам, кто обладает не меньшими, чем другие, талантом и желанием работать и зарабатывать, но кому сложно «вписаться» в стандартные трудовые отношения. Это прежде всего люди с ограниченными возможностями здоровья (колясочники, слабовидящие, слабослышащие и ряд других категорий).
Мы в последние годы приняли целый ряд решений о налоговых стимулах для работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья. Правительству вместе с заинтересованными общественными организациями до конца 2012 года надо оценить, насколько действенными оказались эти меры - и при необходимости предпринять дополнительные шаги в этой области.
В ближайшие годы надо создать систему, которая помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать - найти свою образовательную и профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной программы - до адаптированного к его специальным потребностям рабочего места.
Пятое. Предприниматели в нашем обществе все еще не чувствуют себя уверенно. В немалой степени это наследие 1990-х годов. Тогда предпринимательство, с одной стороны, зачастую было сопряжено буквально с риском для жизни, который создавали безнаказанные бандитские группировки, а с другой - нередко сводилось к дележу государственного имущества. Отсюда недоверие многих граждан к предпринимателям и недоверие многих предпринимателей к обществу и государству.
Многие наши граждане все еще нередко считают всякую крупную собственность несправедливо приобретенной и воспринимают крупных предпринимателей скорее как светских персонажей, чем как творцов, чья деятельность служит двигателем развития страны. (Отчасти поводы к этому дают и некоторые предприниматели.)
Нужна история не просто успеха - но справедливого успеха с точки зрения окружающих. Успеха, доставшегося тяжелым трудом, умением рисковать, готовностью брать на себя ответственность за других.
В российском бизнесе уже есть массовый слой людей, которые настроены на перемены, которые хотят жить по-новому. Это хозяева малого и среднего бизнеса, это менеджеры, те, кто сегодня находится на втором-третьем этажах управления. Эти люди хорошо осознают неэффективность сложившейся модели бизнеса.
Шанс для молодой бизнес-элиты в наступившем десятилетии - это управление частными корпорациями нового типа, которые соберут на российском фондовом рынке деньги десятков и сотен тысяч таких же, как они, граждан. Эти корпорации публичные, они уже не имеют персонального хозяина - и тем самым устойчивы к коррупции, к связкам с чиновничьими интересами.
На фоне общего повышения уровня доходов слишком медленно сокращается разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения. В нашей стране дифференциация доходов соответствует США и существенно выше, чем в Западной Европе. Определенная степень дифференциации доходов естественна для зрелой рыночной экономики, однако избыточный разрыв воспринимается как несправедливость и служит источником социальной напряженности. Поэтому важнейшая задача - уменьшение материального неравенства. Как за счет более адресной и эффективной социальной политики, так - и в первую очередь - за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень доходов.
Нефтегазовые доходы «протекают» внутрь экономики неравномерно. Увеличивать перераспределительные мощности государства уже некуда. Уверен - только по мере роста новых секторов, развития обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, современных транспортных и интеллектуальных услуг мы будем воспринимать нашу страну как более справедливую. Где каждый зарабатывает своим трудом и талантом.
Но тем, кто не может зарабатывать - или еще не работает, - государство будет адресно помогать.
Пенсии и социальная помощь
Предоставляемыми государством выплатами и льготами пользуются около 60% семей. Нам удалось существенно поднять уровень пенсий, будем повышать их и дальше, чтобы прибавка не съедалась ростом цен. В то же время на первый план выдвигается проблема помощи семьям с детьми.
Государство принимает меры, направленные на то, чтобы поддержать стремление семей к рождению второго и последующих детей. Эти меры, прежде всего введение материнского капитала, стали приносить первые результаты. Рождаемость повышается, и это радует. Но семья с детьми, особенно если их трое-четверо, часто сталкивается с ситуацией, когда мать не имеет возможности работать, а детям трудно дать то, что получают те их сверстники, которые являются единственными детьми у своих родителей. Да и при одном ребенке молодая семья испытывает серьезные материальные трудности, если родители не успели еще как следует утвердиться в своей профессии и вынуждены снимать жилье.
Абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию - национальная задача на предстоящие 3 - 4 года. Сегодня размеры большей части пособий на детей устанавливаются регионами, и во многих субъектах Федерации они, прямо скажем, постыдно малы.
В 2006 году мною был предложен комплекс мер по стимулированию рождения второго ребенка, включая и материнский капитал, который постоянно индексируется. Практика применения этих мер показала их результативность. Сегодня считаю возможным сделать еще один шаг вперед. Предлагаю ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума ребенка. Конкретно - это будет означать прибавку около 7000 рублей в месяц. Федеральный бюджет окажет поддержку регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличением собственных средств региона до 50% к 2018 году. Это начало - давайте посмотрим, насколько полезной такая программа окажется. Если дело пойдет хорошо и экономические условия будут благоприятны - будем искать возможность поддержать и другие регионы. Хочу напомнить - те или иные меры поддержки отдельных групп регионов применялись и в советское время - например, для Дальнего Востока.
Ожидаю, что регионы с хорошей бюджетной обеспеченностью внесут существенный вклад в эту инициативу, взяв на себя большую долю расходов или увеличивая сумму помощи семьям.
Конечно, такие пособия не должны получать семьи, где родители имеют высокие доходы. Будет правильно ввести заявительный принцип предоставления пособий. Семья сможет обратиться за детским пособием, если в ней доход на человека, например, не выше, чем средний по региону. Пособие будет предоставляться без долгих предварительных проверок, но налоговые органы станут выборочно анализировать доходы получателей пособий, обращая особое внимание, например, на владельцев дорогой недвижимости. Думаю, что схожим образом надо будет со временем поступать и с другими выплатами, призванными помогать нуждающимся.
Мы не можем останавливаться и в совершенствовании пенсионной системы.
Пенсионное обеспечение, наверное, является самым большим достижением - и самой большой проблемой для нашей страны. Достаточно сказать, что мы тратим на пенсии больше 10% валового внутреннего продукта - это четверть всего бюджета «расширенного правительства».
Из-за краха экономики в 90-х годах у нас практически не было выбора - мы обязаны были вытащить стариков из нищеты. Напомню - в первый же год после начала реформ, в 1992 г., реальный размер пенсии опустился наполовину от уровня предыдущего года, потом после слабых попыток его поднять на основе всевозможных индексаций и доплат наступил кризисный 1998 г., который спровоцировал новое обрушение пенсий. На такой основе просто нельзя было жить.
На восстановление размера пенсий у нас ушло больше 10 лет. Если заработная плата и общий уровень доходов восстановились к середине 2000-х гг., то полного восстановления размера пенсий по отношению к докризисному уровню 1990-х гг. российской пенсионной системе удалось добиться лишь в 2010 г. благодаря валоризации пенсионных прав и введения доплат к минимальным пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионера. Долги нужно отдавать. Российское правительство этот долг отдало.
Часто говорят - зачем Правительство подняло пенсии в 2009 году, практически сразу после выборов Президента? Сделай власть это сегодня, сейчас - и выборы, дескать, были бы в кармане, ведь пенсионеры чаще других ходят на выборы. Отвечу. Мы сделали это, как только смогли, как только появилась первая экономическая возможность. Все другое было бы безнравственно.
Пенсии непременно будут расти. Как и прежде, еще раз хочу сказать, что я против повышения пенсионного возраста. В то же время необходимо учитывать интересы тех, кто намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста и, имея хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато значительно увеличить ее будущий размер. Уже в самое ближайшее время надо предусмотреть такую возможность.
Нужна совершенно новая пенсионная политика для среднего класса. Смысл ее в том, чтобы предоставить людям наиболее широкие возможности ответственного выбора вариантов решения своих жизненных проблем. Решения, которое достигается с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только силами государства.
Это предполагает в первую очередь развитие накопительного компонента пенсионной системы. Надо признать, что пока он толком не заработал. Доходность пенсионных накоплений невысока, а в результате низка их привлекательность. Между тем в отсутствие серьезного накопительного компонента вряд ли удастся уменьшить неприемлемый разрыв между зарплатами типичных представителей среднего класса и пенсиями, которые они получают после окончания трудовой деятельности. Государство может и обязано предоставить каждому гражданину в старости средства на нормальное питание, лекарства, одежду и другие основные нужды. Но если человек, получая высокую зарплату, привык не стеснять себя в тратах и не откладывает на будущее - реалистично ли требовать, чтобы государство сохранило ему привычный уровень жизни после ухода на пенсию? Если нет накопительного компонента, сделать это можно только за счет платежей всех, кто работает. А ведь соотношение численности работающих и пенсионеров в предстоящий период значительно снизится.
В то же время надеяться только на обычные сбережения, очевидно, невозможно. Когда речь идет об обеспечении человека в старости, государство должно не только гарантировать сохранность пенсионных накоплений, а заботиться об их устойчивой доходности. При необходимости - дополнять их своими средствами.
Образование и культура
Наша система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. При этом мы не будем отказываться от своего главного достижения - доступности образования. Но мы испытываем серьезные проблемы с качеством образования.
В качестве первоочередных национальных задач вижу следующие.
Первое. В течение ближайших четырех лет ликвидировать очереди в детские сады. В том числе - за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Надо пересмотреть СанПиНы, которые сегодня мешают развитию таких форм, приблизить детские дошкольные учреждения к местам проживания детей. Надо включить организаторов и педагогов негосударственных детских садов в систему финансовой и методической поддержки со стороны муниципальных бюджетов.
Второе. Обеспечить социальное равенство в получении образования. Мы уже привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. При этом в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.
Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую.
Третье. За последние десятилетия система дополнительного образования детей потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов. Кружки и секции сегодня посещает только половина школьников, и только четверть - бесплатно. Сильной деформации подверглась традиционно значимая сфера социализации - детский спорт. Число спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы только на перспективы перехода в большой спорт. Это порождает раннюю селекцию и отсев детей.
Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В результате этих мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70 - 75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе.
Четвертое. Предстоит серьезное обновление программы и методов работы школы, где мы - надо признать - серьезно отстали. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5 - 6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков.
Надо развивать наши сильные стороны. У нас в стране - традиционно сильные математические школы в университетах и РАН. Мы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через десять лет лучшим в мире. Это даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества.
Пятое. Пора навести порядок в стипендиальном обеспечении. Стипендия для тех, кому она реально необходима, кто без нее не сможет продолжать образование (и кто, разумеется, хорошо учится), должна достигнуть прожиточного минимума студента. На сегодняшний день это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц. По крайней мере, на первых курсах обучения, когда студент основное время должен уделять учебе, а не отвлекаться на подработки. За всем этим должны следить сами студенческие коллективы - студенты знают, как живут их товарищи, их трудно будет обмануть подложными справками. При этом мы безусловно продолжим практику выделения именных стипендий и спецгрантов для тех, кто показывает выдающиеся результаты в учебе и научной работе.
Шестое. Мы будем продолжать совершенствовать систему Eдиного государственного экзамена. В последнее время ее часто критикуют, и во многом справедливо - есть претензии и к прозрачности проведения ЕГЭ в ряде регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знания выпускника школы. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом - сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно. Имею в виду - принцип независимой оценки качества образования детей и работы школьных педагогов. И главное - возможность для ребят из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах.
Седьмое. Нельзя согласиться с теми, кто предлагает снизить прием в вузы, чтобы большинство молодых людей ограничивались обучением в техникумах или в системе профобразования. Эти предложения не учитывают настроя молодежи, причем настроя конструктивного, ценного для общества. Вместе с тем мы не можем сохранять положение, когда выпускник вуза заведомо не находит (а часто и не ищет) работы по профилю подготовки и идет работать туда, где ему заново приходится овладевать знаниями и навыками. Причина этого - несоответствие структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда. Абитуриенты видят это несоответствие - поэтому на «избыточные» бюджетные места поступают те, кто не собирается работать по специальности - а часто и не имеет для этого минимальной подготовки. Когда больше половины студентов очного обучения, начиная с третьего курса, учатся урывками, потому что вне связи с будущей профессией работают где-то практически на полную ставку - это значит, что мы неэффективно используем до четверти бюджетных средств, направляемых в высшее образование - больше 100 миллиардов рублей в год.
Надо вернуть престиж и высокое качество российского высшего образования. Неприемлемо, когда мы зачисляем на бюджетные места (в том числе в сложных инженерных вузах) таких абитуриентов, которые по уровню своих знаний просто не смогут учиться по выбранной специальности. Надо создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад.
Программы обучения в их прикладной части должны формироваться при непосредственном участии объединений работодателей. Мы - вместе с другими развитыми странами - уже нашли оптимальную форму подготовки профессионалов, владеющих прикладными компетенциями. Это прикладной бакалавриат, соединяющий базовое фундаментальное образование с получением востребованной на рынке конкретной квалификации. Теперь необходимо последовательно его развивать. К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 - 40% выпуска наших вузов.
Восьмое. Надо навести элементарный порядок в системе высшего образования. На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагаю в 2012 - 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь - по экономике, юриспруденции, управлению, социологии.
Вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам со сложившимися коллективами и традициями. Этот процесс уже стартовал. Государство выделит дополнительные средства на восстановление научных школ и на необходимую дополнительную подготовку студентов «присоединенных» вузов.
Девятое. Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 - 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода. Зато это будет действительно напряженный учебный труд - на реальных рабочих местах, с лучшими профессионалами в качестве наставников. И получать такую подготовку человек сможет не раз в жизни, а по мере необходимости, столько раз, сколько нужно. Создавать такие центры будем совместными усилиями государства и работодателей. Профлицеи и колледжи станут многопрофильными центрами, где проводится обучение по широкому набору таких программ. Разумеется, делать это надо осторожно, не ломая сложившихся форм там, где они работают эффективно и люди ими довольны.
Инвестиции в образование станут нашим ключевым бюджетным приоритетом. Ведь это не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального развития общества, формирования объединяющих нас ценностей. В этом отношении роль образования смыкается с ролью культуры.
Надо признать, - в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным. Нас успокаивали, с одной стороны, растущий платежеспособный спрос на посещение концертов и театров, а с другой - широкое распространение интернета, в котором неплохо представлены в том числе вполне достойные культурные блага. Разумеется, государство, со своей стороны, стимулировало художественное творчество и поддерживало музеи, библиотеки и другие учреждения культуры. Но масштабы такого рода активности отставали от роста коммерческой составляющей в сфере досуга. Излишне коммерциализированными (а многие говорят прямо - пошлыми) стали и программы федеральных телеканалов.
В результате мы видим «расходящиеся ножницы» поддержки и потребления культуры: по сравнению с 1990 годом число музеев и театров выросло, а количество их посещений - упало.
Было бы неправильно административными методами подавлять коммерчески ориентированную активность в этой сфере. В конце концов люди голосуют своими деньгами. Однако миссия культуры, искусства никак не ограничивается этими рамками, и государство вместе с меценатами призвано создавать необходимые условия для реализации этой миссии.
Первое. Необходимо обеспечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей.
Второе. Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества - начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. Важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России.
В крупных и средних городах будет развиваться практика, когда музеи работают допоздна. «Ночи музеев» успешно проходят в Москве, в других наших городах.
Особое внимание государство будет уделять работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах. Сейчас там наибольший дефицит культурного досуга. Министерству культуры вместе с руководителями регионов надо создать - и широко обсудить с интеллигенцией - проект государственной программы развития культуры в малых городах.
С учетом того, что значительная часть музейных ценностей находится в запасниках, а не в выставочных залах - надо создать передвижной фонд наших национальных музеев, который наполнит галереи малых и средних городов России, даст возможность многим людям прикоснуться к высокой культуре.
Третье. Будет расти финансирование системы грантов, предоставляемых на конкурсной основе деятелям искусства и художественным коллективам, в том числе молодежным. Надо перенять практику приглашения молодых деятелей искусства из разных стран - предоставления им стипендий, условий для творчества и общения друг с другом. Такие международные центры есть во многих городах Европы и вносят большой вклад не только в качество культурной среды, но и в распространение в мире национальной культуры. В свою очередь, мы будем расширять стипендиальные программы и для молодых российских деятелей искусств - давая им возможность поработать в новых для себя городах и регионах.
Четвертое. Цифровое телевидение дает возможность создать общенациональные специализированные каналы. Нам нужно иметь каналы, посвященные классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, «литературный» и «исторический» каналы. И, конечно, несколько каналов «детской классики» для каждого возраста.
Сохранение человека
В 2011 году была создана принципиально новая правовая база развития российского здравоохранения. С ее помощью четче и справедливее будут распределяться средства на финансирование медицины, а пациенты получат широкие возможности выбирать врача и лечебное учреждение. На полную реализацию возможностей, которую создает правовая база, уйдет несколько лет. В это время необходимо решить еще целый ряд проблем отечественного здравоохранения.
Первое. Пациенты не удовлетворены качеством медицинских услуг. В первую очередь это связано с квалификацией врачей и медсестер. Одновременно с обеспечением конкурентоспособной зарплаты медиков необходимо в течение ближайших 4 лет провести оценку уровня профессиональной квалификации врачей, причем сделать это в сочетании с обновлением программ повышения квалификации. Профессиональные ассоциации медиков должны сыграть решающую роль в такой оценке.
Второе. Немалые резервы повышения качества медицинского обслуживания связаны с улучшением его организации. В большинстве случаев амбулаторное лечение комфортнее для пациента и дешевле для государства. Недаром в экономически развитых странах его доля в составе медицинской помощи намного выше, чем у нас.
Но, улучшая и развивая амбулаторное лечение, мы должны учитывать, что его эффективность зависит от применяемых медикаментов. Нужна продуманная дорожная карта развития лекарственного обеспечения. Иначе мы просто потратимся на подарок зарубежной фарминдустрии. Мы уже приняли программу развития отечественной фармацевтической промышленности, производства медицинской техники, направив на эти цели большие средства - больше 120 миллиардов рублей. Теперь надо принять меры по организации рынка такой продукции, системе информирования потребителей. Последним должны заниматься врачи, их профессиональное сообщество - а не сами производители лекарств и оборудования.
Третье. Необходимо повысить ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. Иначе никаких денег не хватит. Сегодня у нас 80% людей не занимаются физкультурой или спортом, 65% регулярно употребляют крепкие спиртные напитки или курят, 60% проходят медобследования только в случае болезни. При этом большинство опрошенных уверено, что следят за своим здоровьем!
Четвертое. Охрана здоровья - это прежде всего предотвращение заболеваний, и ключевую роль здесь имеет формирование здорового образа жизни. Мы будем создавать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака.
Жилье
Обеспеченность граждан России жильем с советского времени выросла на 40% - до 22 м2 на человека. Доля коммуналок упала в четыре раза. Но если сравнивать с европейскими странами, с США, - то, что мы имеем, выглядит очень скромно. Непомерно, непропорционально возросла стоимость жилья. У нас сейчас только четверть граждан имеет возможность построить или приобрести новое жилье. По расчетам экспертов, если откладывать всю зарплату, то на квартиру в 54 м2 в 1989 году можно было накопить за 2,5 года, а сейчас - за 4,5. (Это при том, что относительная стоимость большей части товаров резко упала, они стали доступнее). Именно снижение доступности жилья воспринимается многими нашими гражданами как снижение качества жизни по сравнению с СССР. Отсутствие перспектив в этой области искажает жизненные приоритеты людей.
Мы сегодня помогаем получить жилье ветеранам, офицерам армии, молодым семьям. Переселяем людей из ветхого жилья, где нет человеческих условий для жизни. Мы подсчитали свои возможности - до конца 2012 года выделим на жилье для ветеранов дополнительно еще 30 миллиардов рублей. Хочу сказать - мы будем продолжать и расширять эту практику, в первую очередь для молодых семей с детьми.
Но этого недостаточно. Средний класс должен иметь возможность приобрести новое жилье, используя ипотечные механизмы. Пока ипотека недоступна для большей половины среднего класса, особенно в крупнейших городах, где стоимость жилья завышена.
Что мы предполагаем делать?
Первое - снижать стоимость строительства, и не за счет заработной платы и охраны труда рабочих, а за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. Он сегодня буквально тонет в согласованиях. Наверное, две трети усилий и затрат специалистов строительных фирм приходятся на прохождение разнообразно выстроенных бюрократических барьеров, а не на организацию производства.
Мы введем конкурентный порядок экспертизы строительных проектов - сегодня многие проекты лежат там буквально годами. Строители могут обратиться не только к государственной, но и к частной экспертизе. Мы переведем излишние процедуры согласования и строительного надзора в уведомительные - строителям это позволит сэкономить большие ресурсы.
На региональном уровне надо обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов. В ряде регионов есть, например, монополия даже на песчаные и гравийные карьеры. И почему-то эти карьеры принадлежат родственникам и знакомым людей, руководивших в свое время этими регионами.
В совокупности мы можем снизить цены на современное комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регионах - до 30%.
Второе. Введение в экономический оборот большого количества земельных участков - как в ходе расширения «агломерационного радиуса» крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети (я об этом писал в «экономической» статье), так и в результате изъятия их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом. Здесь не может быть никаких «священных коров». При этом земля должна предоставляться тем, кто строит социальное, экономичное жилье и социальные объекты - бесплатно (в обмен на ограничение продажной цены жилья). Правительство представит соответствующую программу не позднее осени этого года.
Третье. Цена ипотеки должна снизиться вместе со снижением инфляции. Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы - типа немецких стройсберкасс. Мы начали ряд региональных пилотных проектов в этой области, будем их расширять. Наконец мы будем расширять программу субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора. На это могут быть направлены средства, которые будут высвобождены после завершения олимпийских строек в Сочи, объектов АТЭС на Дальнем Востоке, а также после завершения программы обеспечения жильем офицеров Вооруженных сил.
Четвертое. Наряду с расширением возможностей купить квартиру надо создать цивилизованный рынок арендного жилья. В большинстве стран Европы, например, от трети до половины семей арендует жилье всю жизнь и не испытывает по этому поводу никакой ущемленности. Для этого надо стимулировать создание специализированных компаний - как самими девелоперами, так и независимых. Создать типовые контракты, гарантирующие права долгосрочных арендаторов. Ведь сегодня у нас тот, кто снимает квартиру, психологически «живет на чемоданах».
Считаю это важным еще и потому, что доступное арендное жилье - это важное условие роста территориальной мобильности наших граждан, экономической конкуренции городов и регионов.
Для людей с невысокими доходами будем создавать программы развития некоммерческой аренды жилья.
В совокупности представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году - снять проблему полностью.
Среда обитания
Особая, больная проблема для нашей страны - состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры. Платежи за коммунальные услуги составляют заметную и, надо признать, - возрастающую часть расходов семей. Сегодня люди оплачивают уже больше 90% от так называемого экономически обоснованного тарифа, а конца росту запросов коммунальщиков не видно. При этом качество многих услуг - от уборки домов и прилегающих территорий до ремонта жилого фонда - совершенно не соответствует их стоимости.
Данные из многих регионов свидетельствуют: проблема в локальном монополизме и бесконтрольности поставщиков коммунальных услуг. В неумении - или нежелании местной власти выстроить конкурентные условия на этом рынке. Неподготовленные люди (а больше всего страдают пожилые люди с невысокими доходами) часто оказываются оставлены один на один с фирмой-монополистом.
Региональные и местные органы власти должны организовать снабжение людей качественными коммунальными услугами и нести реальную ответственность за исполнение этой работы. Можно это делать, дотируя из бюджета единственную любимую фирму. А можно - приложив усилия к тому, чтобы рынок ЖКХ в твоем городе привлекал большое количество фирм-конкурентов.
Общими усилиями нам необходимо навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Первое. Необходимо широкое обучение граждан основам законодательства и экономики ЖКХ. Надо поддержать формирование сети общественных организаций, помогающих жителям организоваться, защищать свои права, контролировать выполнение предприятиями ЖКХ своих обязательств.
Второе. Перейдем к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой. При этом важно разработать компенсирующие меры, чтобы не пострадали пожилые люди, оставшиеся одни в большой квартире, если они жили в ней больше 10 лет.
Третье. Только за счет средств бюджета и платежей граждан за коммунальные услуги осуществить модернизацию ЖКХ не удастся. Ключом к решению задач по модернизации коммунального хозяйства является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту отрасль. Задача частного бизнеса в ЖКХ - реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, а не латать дыры за счет тарифов. Для этого стоимость коммунальных услуг будет устанавливаться как минимум на три года вперед, а тарифы на этот срок рассчитываться по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору. Главное - тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг.
Сбережение России
На нашей территории сосредоточено порядка 40 процентов мировых природных богатств. А население - это лишь 2 процента от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами.
Сегодня в России живет 143 млн. человек. По оценкам экспертов, при инерционном сценарии - т.е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер - к 2050 году оно составит порядка 107 миллионов человек. Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную, комплексную стратегию народосбережения - население России увеличится до 154 млн. человек. Таким образом - историческая цена выбора между действием и бездействием - почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет.
Первое. Поддержка многодетных семей. Выше я уже сказал о мерах по преодолению временной бедности, связанной с рождением третьего ребенка.
В дополнение к этому должна быть реализована специальная программа по первоочередному улучшению жилищных условий для семей с тремя и более детьми.
Будут предложены дополнительные решения по содействию занятости женщин с детьми. Они дадут возможность успешно сочетать материнство и профессиональную деятельность - гибкий трудовой график, дистанционная занятость, детские сады и ясли. Женщина, выходящая на работу после декретного отпуска, должна получить новые возможности по дополнительному профессиональному обучению. А работодатель, принимающий ее на работу, - содействие от государства.
Второе. Для решения демографических проблем объективно потребуется «умная» миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи.
У нас уже была запущена программа по переселению в Россию соотечественников. Скажем прямо - она сработала неэффективно. На новом этапе развития страны мы должны вновь вернуться к этому вопросу и разработать гораздо более действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хотят вернуться на свою историческую Родину.
Я уже говорил (в статье о национальной политике), что главным, ключевым условием для того, чтобы человек переехал жить и работать в Россию, должна стать его готовность принимать нашу культуру, наши ценности. Предлагаю снять все ограничения для тех иностранных граждан, которые на общих основаниях с гражданами России (то есть, сдав экзамены и обучаясь на русском языке) хотели бы поступить в наши профессиональные учебные заведения. Значительно упростить путь к получению вида на жительство и затем - гражданства России для выпускников наших вузов, устроившихся на работу по специальности.
Вокруг задачи развития человеческого потенциала России мы должны выстроить нашу социальную, экономическую, миграционную, гуманитарную, культурно-просветительскую, экологическую, законодательную политику. И не на период от «выборов до выборов», а на долгосрочную, в полном смысле - историческую перспективу.
* * * * *
Ключевая проблема социальной политики России - даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого; когда мы по инерции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных учреждениях, выше интересов тех, на кого они работают.
В наступившем десятилетии мы должны изменить ситуацию. Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития в эти годы.
Опубликовано в «Комсомольской правде»
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1051
Рейтинг поста:
Но двигателем роста должна быть и будет именно инициатива граждан. Мы заведомо проиграем, если будем рассчитывать только на решения чиновников и ограниченный круг крупных инвесторов и госкомпаний. Мы заведомо проиграем, если будем опираться на пассивную позицию населения.
Мысль правильная, но надо сделать так, чтобы эта "улица" была с двусторонним движением: если население обращается за помощью к власти, то власть должна реагировать немедленно, а не отправлять материалы тому, к кому люди просят применить санкции ( как в советствие времена).
Пример: я написала жалобу лично Медведеву на Медведева ( именно так). Что вы думаете сделала его команда? Они направилии ее Громову, т.к. речь шла о катастрофическом положении одной из больниц в Подмосковье. Ответа нет до сих пор.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 18
Рейтинг поста:
Хотел бы задать вопрос Путину, но он этого не читает. К примеру, Путин президент, я инвестор, строю современный завод, полностью автоматизированный, такие уже есть и технический прогресс развивается по геометрической кривой.Кому я буду продавать свою продукцию, на какие средства Путин будет содержать армию и просто народ, ведь он требует хлеба и зрелищ. Европа пошла по пути заимствования, жить в долг. Но в долг можно жить год, два, десять лет, но что дальше? А Путин предполагает жить при капитализме и рыночных отношениях, занять нишу которая уходит в прошлое.
Если планируется 25 млн. раб. мест, то нужны заводы и фабрики образца 1950 года, и мы покатимся в средние века, если строить современные заводы, то там должны быть роботы и автоматы и рабочих мест будет очень и очень мало. Почему же люди не могут до сих пор понять, что та наезжанная дорога, по которой идет развитие цивилизации ведет в тупик или к обрыву.Можно бесконечно затыкать дыры, но чем больше дыр, тем больше прорыв. А другого пути нет, потому что никто не хочет расстаться со своими миллиардами.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
" Так что создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования – это не красивая фраза".
согласен практически со всеми вышеизложеными тезисами ,кроме этого.25 миллионов новых менеджеров нам не нужны!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 43
Рейтинг поста:
Смотрел несколько недель назад интервью Лукашенко с Доренко. Доренко ему задал вопрос мол, что будет с Белоруссией, если не дай Бог, с Лукашенко что-то случится, где мол приемник? Лукашенко сказал мол, что приемник обязательно найдется(какая опрометчивость!). Кстати в том же интервью, Лукашенко заявил, что у него врожденная неприязнь к "вождизму" и сказал что никакого вождизма быть не должно, это он сказал в ответ на заявление Доренко, что мол Лукашенко- вождь для белорусского народа. Так же Доренко заявил, что Путин- Жрец, а не вождь. И в конце был вопрос "Ху из мистер Путин" по мнению Лукашенко, Лукашенко так задумался,улыбнулся, и так и не ответил конкретно. Кому интересно можете пересмотреть интервью. https://www.youtube.com/watch?v=7vXjy8FWqyQ
Так вот с Путиным и Русью та же проблема, кто подхватит управление гос-вом , если общество - это толпа, бегущая слепо, в порыве эмоций, за вождями, а окружение Путина- безнравственная "элита"? Одной из фажных задач для Путина на ближайшие годы, как я её вижу, сформировать из толпы народ и уже из народа отобрать управленческие кадры. Звучит может и пафосно, но это так.
Толпой можно манипулировать и толпа привязана к вождю, если устранить вождя, толпа лишается лидера, носителя какой-то управленческой функции, носителя концепции, и следовательно она разбежится по сторонам до тех пор, пока не найдет себе нового вождя с новой управленческой функцией. Народ же выбирает(нанимает) себе управленца, чтобы он, управленец, реализовывал какой-то замысел , выбранный народом, с полным пониманием зачем, для чего, осмысленно , и как он будет оценивать деятельность этого управленца, не по словам, а по делам .
Как там говорят? Лучшего сапожника может выбрать только сапожник. Лучшего врача может выбрать только врач. А лучшего управленца кто может выбрать? Ответ- только те, кто разбирается в управлении, хотябы самыми основами. И именно тогда можно говорить о демократии, власти народа. Если народ не будет разбираться в этих "основах". его будут обманывать постоянно, обещая заведомо невыполнимое, но не предлагая механизмов по его достижению.
Поэтому в наше время нельзя ставить на 1 одну личность, будь то Путин, иль Зюганов, иль еще какой-то "вождь", в наше время надо ставку делать на концепцию управления (замысел, алгоритм),т.е замысел по которому будет идти управление. Вожди живут довольно недолго, особенно если они отстаивают интересы своего народа. Тому свидетельство - вся наша горькая история. Это хорошо показано в книгах Н.старикова. Концепция же живет веками и тысячелетиями(!) , если конечно она озвучена и народ ее знает и желает реализоввывать, в том числе и нанимая себе управленца. Именно поэтому сейчас мы находимся в состоянии "концептуальной неопределенности" , общество не знает чего оно хочет и чего желает, по какому замыслу жить будем, братцы. Да есть какие -то зачатки, мол мы хотим сильную Россию и все такое, но это не совсем то.
И сейчас очень опасно думать и мыслить вроде : "с нами вождь, он все за нас решит." "он же вождь, ему виднее куда нас вести". Враги России знают ее слабость, слабость населения к "добрым царям-батюшкам","справедливым" вождям, это тысячелетний порок, который еще предстоит каждому в себе устранять. Они заранее готовят нам таких "добрых вождей"(образ их создают сми), которые когда окажутся у управления гос-вом, в лучшем случае будут патокать низменным стремлениям толпы, вместо того чтобы воспитывать из толпы- народ. В худшем- приведут гос-во к распаду и деградации. Пора делать из толпы - народ, который точно определил чего он хочет и как он хочет жить. И уже исходя из этого понимания , выбирать себе управленца президента. И я думаю , что Путин это тоже прекрасно понимает, что , в общем то и прослеживается в его статье. Монолог закончил, спасибо за внимание. Если чего-то забыл и не учел вы извините.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1
Рейтинг поста:
"необратимая глобальная трансформация"
необратимая-неизбежная
глобальная-всеобщая, мировая
трансформация-???? ЧТО на что поменяеся? Подскажите, кто знает. Заранее благодарен.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 9
Рейтинг поста:
Запостить не могу, поэтому каментом:
https://www.youtube.com/watch?v=RNFaHppNrXc
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Глобальный Паразит для достижения своих целей использует систему государственного управления США, являющейся его исполнительным органом, для эффективного противодействия России требуется особая структура, которую можно назвать Русским Предиктором (противодействие ГП на глобальном уровне, используя такие же по эффективности методы и способы их достижения).
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 810
Рейтинг поста:
Я думаю тот кто пережил 90-е и до сегодняшнего дня не уличит Путина в неправдоподобности этого отрезка жизни народа России Так что пессимистам лучше помолчать А лучше помогать двигатся вперед как он наметил Или у когото есть лучший путь развития страны, предоставляйте пока есть время можно пообсуждать
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 53
Рейтинг поста:
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования после пяти лет работы в 2011 году опубликовал и выдвинул на обсуждение работу под названием «Научный макет новой Конституции России». Учитывая, что этот Центр ранее выпустил книгу «Новые технологии борьбы с российской государственностью», где предельно честно и профессионально описал процесс разрушения России, и что научным руководителем Центра является Владимир Якунин, один из важнейших людей команды Путина и заметный деятель нового российского государства, я настоятельно рекомендую внимательно прочитать этот макет. Не исключено, что именно он станет основой будущей Конституции России, которой - а у меня нет в этом практически никаких сомнений - Путин в недалёком будущем предложит народу заменить Конституцию 1993 года, узаконившую невиданный доселе грабёж государства и народа.
отсюда: http://russkiy-malchik.livejournal.com/89272.html#cutid1
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Путин абсолютно прав, опираясь на средний класс, но возможно нужна расшифровка, что имеется ввиду. Кстати, он дал свое определение среднего класса.
Статус: |
Группа: Редакция
публикации 17302
комментариев 6370
Рейтинг поста:
Премьер-министр, кандидат в президенты РФ Владимир Путин опубликовал сегодня в газете "Известия" статью под заголовком "Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить". Опрошенные РБК политологи в общем положительно оценили программную статью кандидата в президенты В.Путина.
Так, замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что главное позитивное впечатление, которое осталось после прочтения этой публикации, - то, что В.Путин признал значимость среднего класса, что люди, которые вышли на Болотную и Сахарова, - значимые люди в обществе, и к ним нужен какой-то новый подход. "Их мнение надо учитывать. Это самое главное", - отмечает А.Макаркин.
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций считает, что "это приглашение к диалогу, обращенное к элите. Поэтому это не программа президента в классическом понимании. Самым главный месседж, на мой взгляд, - это объяснение Владимира Путина о том, зачем он идет в президенты: чтобы доделать начатое. Это, мне кажется, основные идеи статьи. Этот текст обращен к образованному среднему классу. Выбран очень правильный диалоговый режим, спокойный тон".
"Путин здесь дает, можно сказать, ответ своим клеветникам, которые обвиняют его в "брежневизации" и в том, что он подавляет революционные настроения масс, - уверен гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. - Мне кажется, подавлять революционные настроения масс - это как раз его конституционная обязанность. Что касается "брежневизации", то тут Владимир Путин привлекает внимание читателей к тому, что такового просто не происходит. Мне кажется, что он выступает в роли человека, которого очень задели обвинения, высказанные в его адрес на Болотной площади и проспекте Сахарова. В частности, статья имеет и такую цель - ответить на эти обвинения. Ну, параллельно решаются и предвыборные задачи. О них Путин говорит чуть ниже, апеллируя к среднему классу и молодежи, пытаясь привлечь их на свою сторону".
Замдиректора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин не считает, что данная статья напрямую связана с митингами на Болотной и площади и проспекте Сахарова. "Я думаю, для того чтобы понять, почему В.Путин обращается к теме среднего класса и важности и необходимости учета мнения этого класса, надо изменить масштаб оценки и мерить эту его позицию не месяцами, а годами. Сигнал был еще тогда, когда В.Путин в качестве своего преемника на посту президента выбрал именно Д.Медведева, а не кого-либо другого. Д.Медведева, который начал этот активный диалог и шаги, направленные на сближение с российским средним классом. Это позиция выверенная и долговременная. Другое дело, что последние митинги лишний раз подтвердили то, в какой степени эта проблема является актуальной и острой", - говорит политолог.
В сегодняшней статье под заголовком "Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить" В.Путин озвучил свою позицию по ряду вопросов, в том числе о перспективном месте России в глобальной политике и экономике, возможных рисках и задачах, с которыми предстоит столкнуться стране.
"Нужен широкий диалог - о будущем, о приоритетах, о долгосрочном выборе, национальном развитии и национальных перспективах. Эта статья - приглашение к такому диалогу", - говорится в статье премьера.
Первый вопрос, который затрагивает премьер в своей статье, - развитие политической системы. В.Путин дает понять, что силы, настаивающие на кардинальной смене власти, не имеют конкретной программы действий на будущее.
"Сегодня говорят о разных формах обновления политического процесса. Но о чем предлагается договариваться? О том, как устроить власть? Передать ее "лучшим людям"? А дальше-то что? Что делать-то будем?" - задается вопросом премьер-министр, обозначив в первых абзацах статьи, что "постоянно повторяющаяся в истории проблема России - это стремление части ее элит к рывку, к революции вместо последовательного развития. Между тем не только российский опыт, а весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков: забегания вперед и ниспровержения без созидания.
Этому противостоит другая тенденция, противоположный вызов - склонность к застою, к иждивенчеству, неконкурентность элит и высокий уровень коррупции. Причем при каждом удобном случае "ниспровергатели" буквально на глазах превращаются в "самодовольных господ", которые противятся любым переменам и ревностно охраняют свой статус и привилегии".
"Не хочу и не буду принижать чьих бы то ни было заслуг в становлении новой страны. Их было немало. Но фактом остается то, что в 1999г., когда я стал председателем правительства, а затем и президентом, наше государство находилось в состоянии глубокого системного кризиса", - говорится в статье. "И именно та группа единомышленников, которую суждено было сформировать и возглавить автору этих строк, опираясь на поддержку абсолютного большинства граждан, вывела Россию из тупика гражданской войны, переломила хребет терроризму, восстановила территориальную целостность страны и конституционный порядок, возродила экономику и обеспечила на протяжении 10 лет один из самых высоких в мире темпов экономического роста и повышения реальных доходов наших людей", - написал В.Путин.
"Мало кто вспоминает, что самые авторитетные эксперты и многие международные лидеры в конце 90-х годов сходились в одном прогнозе для будущего России: банкротство и распад. Нынешняя ситуация в России - если смотреть на нее глазами 90-х годов - выглядела бы для них просто сверхоптимистичной фантастикой", - констатирует премьер.
"Мы не играли в "пустышки". Наша экономическая политика была продуманной и осмотрительной. В докризисный период мы существенно нарастили объем экономики, избавились от долговой зависимости, подняли реальные доходы граждан, создали резервы, которые позволили пройти кризис с минимальными потерями для уровня жизни населения. Более того, в разгар кризиса мы смогли значительно повысить пенсии, другие социальные выплаты. А ведь очень многие, особенно из числа оппозиционеров, подталкивали нас поскорее потратить то, что приносили нефтяные доходы. Что было бы с теми же пенсиями, если бы мы пошли на поводу у популистов?" - так оценивает свою деятельность Путин.
По словам премьера, сегодня видно, что сделано удачно, что сработало эффективно, и, наоборот, что нужно скорректировать, от каких вещей вовсе отказаться. В.Путин признает, что в стране не решено еще много задач, возникают и новые сложности, но он уверен, что их можно обернуть на пользу России. Также в своей статье В.Путин написал, что в России необходимо до конца текущего десятилетия решить проблему бедности.
В.Путин затронул и состояние мировой экономики. Премьер считает, что мир столкнулся не с "рядовым" кризисом, а с "тектоническим процессом глобальной трансформации", период турбулентности будет длительным и болезненным. В этом случае премьер попросил "не питать иллюзий". В ближайшие недели премьер намерен представить на общественное обсуждение более конкретные соображения на этот счет.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Блестяще! Речь выдающегося политика, настоящего государственника!
Наметил основные направления, т.е.ЧТО нужно сделать, далее Программа, в которой, как понимаю, будет отражено КАКи ЗА СЧЕТ ЧЕГО достичь намеченных целей. Безупречный управленческий ход.
Вот еще золотые слова:
Россия не та страна, которая отступает перед вызовами. Россия сосредотачивается, собирается с силами – и достойно отвечает на любые вызовы.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 90
Рейтинг поста:
Проблем стоящих перед страной море. И администрация сайте это понимает, выставив данный опрос. Ведь главное на сегодня - определение приоритетов, что за чем должно следовать, что важнее. Параллельно такие проблемы не решаются. И что же главное с предложенного опроса? Берем для ясности больного человека: у него масса проблем и с финансами, и с жизнью, и т.д. Казалось бы первым делом надо его лечить - правильно? Не правильно!!! Если человек привык к неправильному (дурному) образу жизни, сколько его не лечи, он все равно в болезни будет скатываться. А что ж тогда главное? Нужно совершенствовать систему управления этого человека! Нужно что бы он МОГ, УМЕЛ правильно жить. Так вот в стране та же ситуация, нужно создавать разумную систему управления, а это прежде всего кадры. Придумать, разработать программу действий, родить идею может и 5-10 разумных людей, а вот кто будет это реализовывать, позвольте спросить? И второе, не менее важное. Глубочайшее, на мой взгляд, заблуждение у Путина, или его советчиков, строить систему с опорой на средний класс. Я здесь не собираюсь теоретизировать, могу сослаться хотя бы на М. Хазина доказавшего, что средний класс это уже живой труп, зачем нам ориентироваться на путь ведущий в тупик? Если Разум имеет возможность управлять обществом, а я думаю, Путина глупым человеком никто не считает, то зачем нам как обезьянам кого-то копировать. Есть еще на Руси светлые головы способные не выдумывать теории, а спланировать на научной основе оптимальную социальную систему для нашего типа общества.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
нет в списке опросника каким темам обратить особое внимание :
1. бесплатное и высокачественное образование для всех!!!
2. развитие науки и особенно фундаментальной - физики, математики, генетики, изучение мозга
3. нет ни в списке, нет ни у Путина - повышение уровня интеграции (объединение, воссоединение - Украины, Белоруссии, России, Казахстана в единое государство)
4. у Путина, пока, нет идеи ради чего все будет свершаться: чтобы народы России жили хорошо, а еще лучше жить хорошее или есть отдаленная глобальная цель, которая объединит народы, как при коммунистах в 30г - "Построить коммунизм".
Кратко, ясно и доходчиво от академика до кухурки
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Согласен. Хотя если национальная идея будет базироваться на нравственных принципах, то это будет решением
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 48
Рейтинг поста:
Молодец! Лёша Ональный и ему подлизывающие хомяки ещё утираются. А Путин действительно сильный политик. И к выборам он просто своим присутствием раскатает этих макфоло-кукол.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 351
Рейтинг поста:
Путин - Наш президент! Пусть - помнит о Прошлом, живёт - Настоящим, и думает - о Будущем!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 531
Рейтинг поста:
Вот для этого и нужны социальные лифты. Что-б дерьмо тонуло, а нормальные люди поднимались в руководство. И тогда неважно что за партия и есть-ли она вообще. Нужен нормальный чёткий механизм продвижения государственников.
А КПРФ мы помним за развал СССР.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Конечно! Тем более de facto именно Путин и является президентом. Мало кто серьезно относится к ДАМ, как к главе страны....
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 531
Рейтинг поста:
Социальный лифт способен, отчасти, устранить коррупцию. Но социальный лифт, попутно, решает и многие другие задачи. Пожалуй, это одно из наиболее приоритетных направлений. Также невозможно обеспечить безопасность страны без экономики. Чем мощнее экономика, тем больше безопасность как процент от экономики. Евразийский союз как часть экономической проблемы. Остальное фигня и либо как часть уже указанных задач либо малозначимо.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 250
Рейтинг поста:
1 - "Вопросам создания Евразийского союза"
2 - "Социальным лифтам и механизмам их реализации" (странно, что мало %)
3 - Нет в списке. "Повышение уровня нравственности общества через культуру, сми, воспитание и образование"
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1051
Рейтинг поста:
Это вы верно заметили. Никогда нельзя забывать прошлое, но не жить им, иначе: стагнация, топтание на месте, путь в тупик.
Я тоже целиком поддерживаю Путина и желаю ему безусловной победы на выборах Президента России.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 614
Рейтинг поста:
Путин - наш президент!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 18
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 151
Рейтинг поста:
Согласен с предыдущими ораторами.
Уже можно начать? :)
Я скажу только по одному вопросу. Я считаю, что это ненормально, когда судьба страны находится практически в руках одной только партии. Это ведет к застою, росту коррупции, потере инициативы и просто ожирению.
В сегодняшних условиях мы имеем три основные партии, но эти партии слишком отличаются друг от друга по своим базовым принципам. Единая Россия сейчас имеет большинство и представляет современную Россию. А КПРФ- это партия, которая нацелена на предыдущую модель устройства общества- социализм. Распределение голосов между партиями является отражением отношения общества к настоящему и прошлому. Если по какой-то причине в России начнутся ностальгические тенденции по отношению к СССР- то рейтинг ЕР уйдет вниз, а у КПРФ наоборот вырастет.
Но самое главное- приход к власти другой партии приведет к необходимости серьезных перемен в государственном, политическом и прочих устройствах нашего общества. Если партии будут меняться постоянно, если будет сопровождаться постоянным сменам приоритетов, то это приведет к неэффективному использованию и так не лишних государственных средств.
Исходя из этого, я считаю, надо решить следующие задачи.
1. Сблизить идеологическую, политическую, экономическую базу разных партий настолько, чтобы передача власти от одной партии к другой не вызывали микро и макро потрясений в обществе. При сохранении различных приоритетов в деятельности различных партий.
2. Произвести выравнивание электоральной базы существующих основных партий. Если понадобится- при помощи сверху, но в основном путем повышения привлекательности для дополнительного электората в программах деятельности и уставах.
3. Нужно сделать так, чтобы партии перестали быть привязаны к прошлому или настоящему. Нужно чтоб они были нацелены в будущее.
Спасибо за внимание :)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Браво Путин.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
В связи с этой публикацией я на пару суток отложу публикацию своей статьи и внесу некоторые коррективы, но кратко скажу. Это речь ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ по факту, по содержанию, по сути и по философскому пониманию событий. Этот человек достоин возглавить страну, возглавить народ в нынешние непростые времена. Всемерная наша поддержка ему в этом деле обеспечена. Напомним что у статьи будет продолжение и мы начинаем предметное и развернутое обсуждение тезисов Путина. Предлагаем читателям принять участие в этом.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 99
Рейтинг поста:
Отлично сказано!