Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Луций Анней Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ (Часть 3)

Луций Анней Сенека. НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ (Часть 3)


10-07-2009, 11:31 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (3 652)

 

   3. Итоги

 

   Итоговые труды Сенеки ("Изыскания  о  природе",  "О  благодеяниях"  и

"Письма к Луцилию") отличаются от предшествующих трактатов прежде  всего

размерами - и это не случайность: ведь в них философ решает уже не  одну

проблему, с особой остротой поставленную перед ним жизнью, но  стремится

дать свод этических правил, - свод законов  для  рода  человеческого.  С

этим намерением связано и то центральное место, которое занимает  в  них

этика. Даже свои естественнонаучные исследования Сенека подчиняет  мора-

листической задаче; о чем бы ни писал он в "Изысканиях о  природе"  -  о

молнии и громе, о землетрясениях, о водах и ветрах, - он желает  одного:

через знание избавить человека от страха  смерти.  "Коль  скоро  причина

страха - незнанье, то не  стоит  ли  нам  познать,  чтобы  не  бояться?"

(Изыск., VI, 3, 4).

   В "Письмах к Луцилию" - "Нравственных письмах"! - Сенека  почти  пол-

ностью ограничивается областью этики. Он отвергает изощренную диалектику

и логику древней стой - все эти "греческие глупости" (п. LXXXII, 9): они

не помогут человеку найти верный путь в жизни  и  подменяют  решение  ее

вопросов мудрствованьем по их поводу (п. XXV, XXXII, XXXIII и  др.).  Не

увлекает Сенеку и материалистическая натурфилософия стоиков: он, правда,

ее не отбрасывает, кроме  некоторых  крайностей  (таких,  например,  как

ученье об одушевленности добродетелей37 - п. CXIII), но если и  излагает

где-нибудь ее положения, то как затверженный урок, без внутреннего учас-

тия (п. CXXI). Зато этика разработана Сенекой со скрупулезной  полнотой.

Наверное, все вопросы, трактованные им раньше, вошли в  "Письма"  в  том

или ином виде (иногда даже - почти в тех же выражениях, с теми же  срав-

нениями - например, п. XCIV, 73 - Сп. д., 10, 5); и в конечном итоге  из

мозаики писем слагается система стоической этики в истолковании  Сенеки,

- логическая и  стройная,  вопреки  кажущейся  разорванности  изложения.

Вместе с тем система эта разомкнута, открыта в  жизнь.  Любая  житейская

мелочь становится отправной точкой для рассуждения, любой жизненный факт

- от походов Александра Великого до непристойной сплетни о неведомом нам

современнике - может служить примером. Жизненно конкретен и адресат пос-

ланий - заваленный делами прокуратор Сицилии, - и их отправитель,  стра-

дающий от городского шума, путешествующий из усадьбы в усадьбу,  превоз-

могающий болезнь, вспоминающий молодость... Вместе с тем текучее  разно-

образие жизни входит в письма как некий негативный  фон  для  незыблемой

нормы, т. е. философии, целительницы душ, "науки жизни", призванной  су-

дить ее и дать ей законы. Сборник писем к другу становится сводом  стои-

ческой морали.

   Первое, что вычитывается  из  "Писем  к  Луцилию",  -  это  программа

нравственного самоусовершенствования, равно предназначенная для адресата

и отправителя. Определяют ее - в полном согласии с письмом XCV - осново-

положения стоической доктрины. Цель се - "блаженная жизнь", то есть сос-

тояние полной независимости от внешних обстоятельств (все они, по учению

стоиков, суть "вещи безразличные"). Достигает "блаженной жизни"  мудрец,

он же - "vir bonus"; но традиционный римский нравственный идеал  переос-

мысляется у Сенеки в стоическом духе. Vir bonus - уже, пожалуй, не "доб-

лестный муж" старых времен, но скорее "человек добра". Точно  так  же  и

добродетель - virtus, - если где и сохранила связь с мужеством, с воинс-

кой доблестью, то лишь в многочисленных сравнениях жизни с военной служ-

бой. Да и от гражданской доблести в сенековской  "virtus"  осталось  ма-

ло38; хрестоматийные римские герои - Муций Сцевола, Деции, Регул, Фабри-

ций - выступают как носители стоических добродетелей: презрения к смерти

и боли, воздержности. Основное содержание их подвигов - служение Риму  -

выпадает из поля зрения Сенеки. Более того, в "Письмах" досуг признается

необходимым условием для нравственного совершенствования  (п.  XXVIII  и

многие другие). И если для  староримского  "доблестного  мужа"  наградой

непременно мыслилась слава, знаменующая признание  среди  сограждан,  то

сенековский "человек добра" пренебрегает ею как похвалой людей  неразум-

ных и ищет лишь "признанья" равных себе (п. CII). Вообще же  награда  за

добродетельный поступок - в нем самом (вспомним стоическое понятие "пра-

вильное деянье"), ибо такой поступок отвечает разумной природе человека,

- в отличие от противоположных ей страстей. Для  достижения  добродетели

нужно не ограничивать страсти, как учат перипатетики, а совершенно иско-

ренять их, - и благодаря этому можно достичь полной независимости от ми-

ра, то есть бесстрастия.

   Во всех этих наставлениях Сенека лишь повторяет на свой лад  стоичес-

кую доктрину. Однако порой знание человеческой психологии,  анализ  пос-

тупков и побуждений, характерный для Сенеки-писателя, толкают его к зна-

менательным отступлениям от стоических верований. Так, с одной  стороны,

Сенека принимает положение о разумном характере добродетели: чтобы стать

добродетельным, нужно понять, в чем благо. Но если для  греческой  этики

со времен Сократа "познать добродетель" и значит "стать добродетельным",

если Зенон учил, что человек стремится к тому, что  считает  благом  "по

закону природы" (это разумное стремление и именуется волей),  то  Сенека

понимает, что одного знания добра недостаточно.. "В душах,  даже  далеко

зашедших во зле, остается ощущение добра, и они не то что не ведают  по-

зора, но пренебрегают им" (п. XCVII, 12). Следовательно,  воля  к  добру

должна быть активной, она не даруется природой, и потому ее роль возрас-

тает: "Желание стать добродетельным - полпути к добродетели" (п.  XXXIV,

3). А направить нашу волю к добру должна еще одна  нравственная  инстан-

ция, причастная скорее чувствам, чем разуму: это совесть, "бичующая злые

дела" (п. XCVII, 14), но не тождественная страху наказанья. Отсюда ясно,

что проповеднику добродетели нужно взывать не только к разуму,  но  и  к

совести, воздействовать не одною логикой, но волновать (п.  CVIII,  12).

На фоне рационалистической психологии древних стоиков, признававших вся-

кое побужденье лишь видоизменением "руководящего", т. е. разумного,  на-

чала души39, такие новшества не только меняли весь стиль  философствова-

ния, но и заставляли заново решать проблемы, казалось бы, уже  решенные.

Прежде всего, момент воли, то есть ответственного выбора жизненного  по-

ведения, вступал в противоречие со стоическим фатализмом, учением о роке

как о неразрывной и непреодолимой цепи причинно-следственных связей. Че-

ловеку, по мнению древних стоиков, остается только одна свобода:  добро-

вольно принять волю рока. "Человек подобен собаке, привязанной к  повоз-

ке; если собака умна, она бежит добровольно и этим довольствуется,  если

же она садится на задние лапы и скулит, повозка тащит  ее".  Для  выбора

места не остается.

   Чтобы снять противоречие, Сенека, также признающий, что "причина цеп-

ляется за причину" (Пров., 5, 7) смещает акцент, выдвигает вперед другое

стоическое понимание рока - как воли миросозидающего логоса или, что  то

же, божества40. В отличие от человеческой воли,  эта  божественная  воля

может быть только  благой  (п.  XCV,  49):  бог  величайший  благодетель

(Благ., I, 1, 9 и в других местах), слуга своих слуг (п.  XCV,  48),  он

заботится о людях (п. ХС, 18) и воля его есть провидение.

   Но отношение Сенеки к жизни было достаточно критическим, чтобы тотчас

же встал вопрос о совместимости благого провидения и людских  страданий.

Ответ на него Сенека старался дать в трактате "О провидении" (его приня-

то считать написанным одновременно с письмами). Бог посылает страдание с

тем, чтобы закалить человека добра в испытаниях, и в этом он подобен лю-

бящему отцу, а не ласковой матери (Пров., 2,  5).  Только  в  испытаниях

можно выявить себя ("Ты великий человек? А откуда мне  это  знать,  если

судьба не дает тебе случая показать твою добродетель?" - Пров., 4, 2), а

значит, и доказать людям ничтожность невзгод. "У бога то  же  намеренье,

что у мудрого мужа: обнаружить, что все желанное для толпы, все страшное

для нее, - не благо и не зло" (Пров., 5,1). Так возникает решение  проб-

лемы судьбы-провидения и свободы воли: самый благой выбор - это  приятие

воли божества, пусть даже суровой:

   "Великие люди радуются невзгодам, как храбрые воины - битве"  (Пров.,

4, 4). И не к образу собаки, привязанной к повозке, прибегает Сенека,  а

вспоминает стихи самого благочестивого из древних стоиков -  Клеанфа,  -

истово утверждающие радостное приятие воли богов (п.CVII, 11).

   Как часть божественной  воли  человек  добра  воспринимает  и  смерть

(Пров., 5, 8; то же - п. XXX и др.). В этом -  лучшее  лекарство  против

страха смерти, той из человеческих страстей,  против  которой  Сенека  в

"Письмах к Луцилию" борется с наибольшим упорством41.  Смерть  предуста-

новлена мировым законом и потому не может быть безусловным  злом.  Но  и

жизнь сама по себе не есть безусловное благо: она ценна постольку,  пос-

кольку в ней есть нравственная основа. Об этом Сенека писал  уже  давно:

обжора Апиций, промотавшись, принял яд - самое полезное из всего, что он

проглотил за свою жизнь (Гельв., 10, 9 - 10).

   Та же этическая скала ценностей позволила Сенеке решить  и  вопрос  о

добровольной смерти. Когда-то Платон запретил человеку покидать пост, на

который поставили его боги. Когда-то Зенон,  сломавший  ногу,  увидел  в

этом волю призывавших его богов и ушел из жизни. Спустя несколько  деся-

тилетий после Сенеки Эпиктет в перекличке с Зеноном напишет:  "Если  ты,

(боже), послал меня туда, где жить в согласии с природой человеку невоз-

можно, я покину эту жизнь, не из непокорности, а потому что ты сам подал

мне сигнал к отступлению"42. Сенека стоит посредине между Платоном и Зе-

ноном. Нельзя уходить из жизни под влиянием страсти (п. XX 1У, 24 -  25,

XXX, 15). Разум и нравственное чувство должны подсказать,  когда  самоу-

бийство являет собой наилучший выход. И критерием, который философ пыта-

ется найти, оказывается все та же этическая ценность жизни, определяемая

возможностью исполнять свой нравственный долг. Как бы ни  угнетали  тебя

болезни и старость, ты не вправе уходить из жизни, пока твоя жизнь нужна

близким (п. CIV, 3), пока ты можешь выполнять долг перед  ними  и  перед

своею природой: "Я не покину старости, если она сохранит меня в  целости

- лучшую мою часть: а если она поколеблет ум, если будет отнимать его по

частям. .. я выброшусь вон из трухлявого, готового рухнуть строения" (п.

LVIII" 35). Но вместе с тем, если  не  останется  возможности  исполнять

свой долг человека, самоубийство не только допустимо, но и оправдано.  А

возможность эта исчезает тогда, когда  человек  оказывается  под  гнетом

принуждения, лишается свободы. Поразительные примеры рабских самоубийств

(п. LXX) наглядно доказывают утвержденье, что "к свободе повсюду открыты

дороги, короткие и легкие... Никто не может навязать нам жизнь, и  мы  в

силах посрамить нужду" (п. XII, 10)  Принуждение,  неотвратимость  казни

рабство - вот те крайние явления в наблюдаемой философом жизни,  которые

даже смерть делают одною из обязанностей мудреца (п. 1-ХХ, 5)

   В вопросе о самоубийстве Сенека потому расходится с правоверным стои-

цизмом, что наравне с долгом человека перед собою ставит долг перед дру-

гими. При этом в расчет берутся даже такие незначительные для стоика ве-

щи. как любовь, привязанность и прочие  эмоции  (п.  CIIV,  4).  Вообще,

нравственные основы человеческого общежития занимают  Се-неку  -  отныне

законодателя вселенского государства - ничуть  не  меньше,  чем  правила

нравственного совершенствования отдельного человека. Впрочем, и  первое,

и второе неразделимо друг с другом: "Связаны польза личная и общая,  не-

отделимо достойное стремлений (т. е нравственная норма - С О.)  от  дос-

тойного похвалы (т.е. признания окружающих. - С. О.)" (п. VI, 10).  Если

же "достойное стремлений" не может снискать. общего признания, если  со-

общество людей единодушно лишь в заблуждениях и пороках (такое сообщест-

во именуется у Сенеки "толпою"), то подлинное общежитие вообще невозмож-

но. Среди современников Сенеки убеждение в том, что "нынешний век" поро-

чен и что порча нравов погубила Рим, было всеобщим. Сенека идет  дальше:

он стремится показать, что  порочность  каждого  делает  невозможным  не

только государственное, но любое объединение людей. Самое обычное побуж-

дение порочного человека по отношению к другому - погубить его; к  этому

подстрекают своекорыстная надежда, зависть, ненависть, страх, презренье.

И здравый смысл - практическая мораль - учит не иметь  "ничего  примеча-

тельного, способного распалить чужую алчность", "не  похваляться  блага-

ми", "никого не задевать", быть кротким и никому не внушать страха, "по-

меньше разговаривать с другими, побольше с собою" (п. CV, 1 - 6). Но не-

ужели этот свод правил, отлично резюмируемых  Эпикуровым  девизом  "живи

незаметно" и ведущих к взаимной разобщенности людей, был для Сенеки пос-

ледним словом в его этике человеческих отношений?

   К счастью, нет. Мы уже видели, что кроме эмоций, которые  в  XX  веке

были бы названы агрессивными, Сенека признает и другие:  любовь,  привя-

занность к ближним. И это не уступка рационалиста минутной  умиленности,

не дань традиционно-римскому культу семьи, какую Сенека отдал в  "Утеше-

нии к Гельвии". Нет, чувство приязни к людям, согласно  Сенеке,  естест-

венно и заложено в нас природой: "Все что ты видишь, в чем  заключено  и

божественное и человеческое, - едино: мы только  члены  огромного  тела.

Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая,

родила нас братьями. Она вложила в нас взаимную любовь, сделала нас  об-

щительными, она установила, что правильно и справедливо, и по  ее  уста-

новлению несчастнее приносящий зло, чем претерпевающий,  по  ее  велению

должна быть протянута рука помощи" (п. XCV, 52). Это - основа  конститу-

ции стоического вселенского государства или той "большей республики" Се-

неки, которой служит человек добра. В ней все равны, ибо всем  досталась

душа - частица божества, а высокой она может быть и у римского всадника,

и у раба (п. XXXI, 11). Не родословная, а величие души и делает человека

благородным, "ибо она из любого состояния может подняться выше  фортуны"

(п. XLVI, 5), которая одна только и делает человека всадником или рабом.

А если так, то нет нужды освобождать всех рабов: те из них,  что  благо-

родны духом, сами возвысятся над рабством либо, если оно станет  невыно-

симым, обретут свободу через смерть. Равенство в духе - вот  что  важнее

для вселенского государства, чем конкретное социальное действие.

   Но между безотрадной панорамой реальных человеческих отношений  с  их

следствием - разобщающей моралью - и радужной теорией равенства  в  духе

пропасть слишком велика, чтобы Сенека не ощущал ее. Философ,  пытавшийся

служить людям через службу государству, узнавший на этом пути  и  горечь

компромисса, и боль от бесплодности усилий, не может, как бы ни  был  он

разочарован в деятельности, не искать основ человеческого общежития  ме-

нее умозрительных, чем равенство в духе. И он нс только ищет. но и нахо-

дит их. Это - милосердие и благодеяние. Первое есть обязанность, налага-

емая на нас уже тем, что все мы люди: "Человек - предмет для другого че-

ловека священный" (n.XCV,33). Но того же требует и  жизненная  практика.

Если мы хотим этой добродетели от правителя государства, то и сами долж-

ны обладать ею по отношению к стоящим ниже - прежде всего  к  рабам  (п.

XLVII, 11). И далее аргументация в письме точно та же, что в трактате "О

милосердии": мягкость с рабами есть условие безопасности для  владельца,

позволь рабам говорить за столом, - и они будут молчать, когда твой  об-

винитель станет допрашивать их под пыткой.

   Вопрос о благодеяниях Сенека разбирает в большом  трактате  под  этим

названием, написанном одновременно с письмами. Благодеянья для него ста-

новятся универсальным принципом отношений во вселенском граде, последней

из социальных связей, на которую Сенека возлагает надежды. Пример  людям

подают боги, ничего не требующие взамен своих даров  -  и  дарующие  нам

все. "Разве мало дала природа, дав нам себя?" (Благ., IV, 43). Точно так

же для человека всякое благодеянье  есть  тот  добродетельный  поступок,

награда которого - в  нем  самом.  Такие  поступки  не  только  благоде-

тельствуют, но и совершенствуют обе стороны: "Он неблагодарен? Но мне он

этим не нанес обиды. Ведь это я, давая, получил пользу от благодеянья. И

по такой причине я буду делать не только не ленивее,  но  усерднее.  Что

потерял я на нем, то возмещу на других.  Но  и  его  я  снова  облагоде-

тельствую, как хороший земледелец, который заботой и обработкой побежда-

ет бесплодие почвы... Давать и терять - не это свойственно великой душе.

Терять и давать - вот что ей свойственно" (Благ., VII, 32, 1). Таким  же

нравственным долгом перед самим собою является и благодарность за благо-

деяние. Пусть мудрецу, как и богу, неважно, найдет ли он  ее,  зато  она

благодетельна для самого благодарящего. Но всего важнее в  такой  взаим-

ности то, что благодеянье и благодарность за них образуют самую прекрас-

ную связь между людьми. Страсти и пороки антисоциальны,  они  "разобщают

людей", "раскалывают согласье между ними" (Благ., VII, 27, 3). Наоборот,

"благодеянье - это то,  что  более  всего  связывает  человеческий  род"

(Благ., I, 4, 3). Ради этой-то всеобщей связи и нужно учиться  оказывать

и принимать благодеянья и благодарить за них (для чего и  написан  трак-

тат). Ведь если благодеянье оказано нехотя, или с  унижением  просящего,

или случайно, - оно и не заслуживает благодарности, и связи между людьми

не возникает. Значит, самое главное - не объем благодеяния, а готовность

к нему, добрая воля, приветливость, словом, не "вещь",  а  "дух".  Точно

так же и питаемой в душе благодарности довольно, чтобы достойно ответить

на благодеяние. Так в  неразрывную  цепь  благодеяний  и  благодарностей

включаются богатые и бедные, рабы и хозяева, боги и люди. "Дух"  стирает

социальные грани в новом человеческом сообществе.

   Потерпев крах в государственной деятельности, разочаровавшись в  воз-

можности отвечающего нравственным нормам сообщества людей  внутри  госу-

дарства,  Сенека  тем  не  менее  не  хочет  замыкаться  в  высокомерном

"бесстрастии" мудреца, закрывшего глаза на  порочный  мир  либо  благоде

тельствующего ему самим явлением своей  добродетели.  Из  двух  идеалов,

предлагаемых стоей, его душе римлянина был ближе идеал человеческой общ-

ности, хотя бы в форме "вселенского града".  Как  римлянин,  он  пытался

иногда обосновать необходимость такого сообщества прагматически  -  сла-

бостью отдельного человека перед лицом природы. Как моралист,  он  искал

таких нравственных основ общежития, которые были бы доступны  всем  сог-

ражданам по человечеству. Как человек своей эпохи, все больше забывавшей

о городе-государстве, он не видел свой идеал осуществленным в прошлом (в

отличие от Цицерона), не верил в его осуществление в римском государстве

при наличном его состоянии, разделяя "всеобщее убеждение  что  из  этого

положения нет выхода", что "основанная на военном господстве императорс-

кая власть является неотвратимой необходимостью". И опять-таки как чело-

век своей эпохи он искал новых основ человеческого сообщества в  "духе",

пролагая путь к Августинову граду божию, к христианским писателям после-

дующих веков.

 

 

 

   4. Философия и стиль

 

   Среди благодеяний, которые человек  может  оказать  человеку,  Сенека

мыслит величайшим одно: если мудрый или дальше ушедший по пути к мудрос-

ти обратит неразумного к философии и поведет его вслед за собой  к  бла-

женной жизни. Наставничество представлялось всей античности неотъемлемым

долгом знающего: еще Гесиод посвятил свой дидактический эпос брату  Пер-

су, а Лукреций свою  философскую  поэму  -  Меммию.  Образ  Сократа,  не

столько поучающего собеседника, сколько вместе с ним отыскивающего исти-

ну, определил собой жанр философского диалога. Однако уже у Платона диа-

лог становится, по сути дела, монологическим: знающий Сократ, хоть и  не

увещает непосредственно, но направляет мысль собеседника в нужную сторо-

ну и приводит его к однозначному ответу. Мы  не  можем  проследить  весь

путь превращения диалогичности в формальный прием, но в конце этого пути

видим "Тускуланские беседы" Цицерона, где поучающий "М."  (Марк  Туллий?

Magister - наставник?) рассуждает вне всякой зависимости  от  поучаемого

"А." (Аттик? audiens - слушающий?). "Диалогами" по традиции,  идущей  от

античности, именовались и трактаты Сенеки (всегда кому-нибудь адресован-

ные), но в них следы диалога можно усмотреть только в редких и  безлично

вводимых словами "он скажет" возражениях, - по сути дела, лишь  излагаю-

щих мнения профанов или иных философских учений и служащих  поводом  для

опроверженья. Такие "реплики" в той же роли нередки и в "Письмах к Луци-

лию".

   С началом эллинистической эпохи, когда целью философствования  сдела-

лась мораль, когда отыскание причин и следствий всего  сущего  сменилось

увещанием жить согласно тому или иному своду правил, важнейшую приобрело

роль поученье. Первая и естественнейшая его форма - живая беседа -  была

тем более важна, что предполагала замену отношений, определяемых  местом

человека в гражданской общине, отношениями внеофициальными:  друзей-еди-

номышленников внутри кружка, учителя среди группы учеников. Устная фило-

софская беседа-проповедь - диатриба - оставалась живым жанром на  протя-

жении многих столетий, - прежде всего как "низовой жанр",  в  устах  тех

кинических и стоических проповедников, которые обращались к толпе бедня-

ков и рабов на улице, на площади. Мало того, этот жанр с его ориентацией

на жизненные примеры, на легко запоминающиеся сентенции  вместо  сложной

логики, с его доверительной интонацией оказался не только весьма  живуч,

но и агрессивен. "Пересекая жанровые  перегородки,  по  всей  литературе

эпохи ранней империи проходит влияние ... диатрибы. Форма диатрибы,  вы-

шедшая из рук киников... и ставшая к этому времени универсальной  формой

популярного моралистического философствования, оказывается надолго  важ-

нейшим ферментом всего литературного развития в  целом:  ареал  усвоения

приемов диатрибы простирается от  римской  сатиры  до  раннехристианской

проповеди. Родовые черты диатрибы - установка на критическое отношение к

миру, стремление к острой постановке радикальных этических вопросов и  к

бескомпромиссному их решению, перевес откровенной дидактичности над про-

чими элементами литературного целого... напряженная и суховатая, но в то

же время живая и раскованная интонация, обыгрывание живого "присутствия"

оппонирующего автору слушателя (читателя) - все это в своей совокупности

определяет лицо целой историко-литературной эпохи"43. Собственно, каждая

из  перечисленных  исследователем  черт  может  быть  легко  замечена  в

"Письмах к Луцилию": ведь форма, избранная Сенекой - письмо, будучи и  в

житейской практике заменой непосредственной беседы, в литературе  оказы-

вается естественной ее ипостасью.

   Поучающие и советующие письма писали еще  Платон  и  Исократ,  однако

именно для эллинистической философии письмо стало важнейшим  жанром.  Мы

знаем о существовании писем киника Кратета;  однако  истинным  классиком

этого жанра был Эпикур. Правда, мы не можем судить, были ли письма  Эпи-

кура, адресованные его ученикам, предназначены самим автором  для  расп-

ространения и публикации, но как бы то ни было, эти письма были "литера-

турным фактом" - и именно с той функцией, о которой  -  применительно  к

другой эпохе - говорил Ю. Тынянов: письмо становится жанром  литературы,

когда нужно подчеркнуть неофициальность, интимность высказывания в  про-

тивовес закрепленным в литературе высоким жанрам44. После Эпикура "фило-

софические письма" писали его ученики, из стоиков наверняка - Панэтий  и

Посидоний. Все эти письма утрачены, и судить о степени их влияния на Се-

неку невозможно. Но одно можно сказать твердо: за "Письмами  к  Луцилию"

стоит большая литературная традиция, и Сенека, обращаясь к другу,  в  то

же время вполне осознанно создавал литературное произведение.

   Сенека сам разбирает вопрос о том, каким следует быть поучению  фило-

софа. По его мнению, оно должно быть доступным (без  чрезмерных  тонкос-

тей), легко запоминающимся (чему немало способствует  стихотворный  раз-

мер), но главное - "поражающим душу". Эмоциональное  воздействие  -  вот

главное средство философа-наставника:  "Донимай  их  (слушателей),  жми,

тесни, отбросив всяческие умозренья, и тонкости, и прочие забавы  беспо-

лезного умствования. Говори против алчности, говори  против  роскоши,  а

когда покажется, что польза есть, что души слушателей затронуты, наседай

еще сильнее" (п. CVIII, 12).

   Но античность  обладала  уже  богатым  запасом  приемов  такого  воз-

действия. Его накопила риторика. Античные теоретики даже выделяли  "сим-

булевтический" ("убеждающий") род ораторской прозы. Само собой  понятно,

что и в своих письмах, которые относятся  к  убеждающему  роду,  Сенека,

прошедший хорошую школу риторики, увлеченный ею  как  таковой  (вспомним

хотя бы письма С, CXIV), воспользовался всеми выработанными ею средства-

ми воздействия. Из них Сенека предпочитает,  пожалуй,  два:  антитезу  и

"метаболу" - смену тона. Эффектные противопоставления то и дело  подчер-

кивают контрастность мира, несоответствие его реальности той норме,  ко-

торая проповедуется. А метабола - изящный переход от живо  изображенного

"примера" к эмфатической морализующей декламации по его поводу, от  иро-

нии к негодованию, от рассказа к поучению - не позволяет читателю пресы-

титься повторениями,  многократными  подходами  к  одному  выводу,  воз-

действует на чувство, - чего и искал Сенека. При этом, несмотря  на  бо-

гатство интонаций, в своем слоге Сенека отдает дань риторической моде на

короткие, "рубленые" фразы45, что, впрочем, не только  создает  единство

стиля, но служит и более важным целям.

   При всем этом неверно видеть в Сенеке только "ритора от философии": в

его разработке жанра "поучающего письма" есть свои  особенности,  и  они

куда интереснее и важнее для понимания "Писем", чем их риторическое оде-

яние. Первую из этих особенностей не назовешь иначе, как разомкнутостью.

Прежде всего, подобно подлинным письмам, они разомкнуты в жизнь-  Сенека

заботливо и искусно стилизует это свойство. Он как бы  и  не  собирается

рассуждать, а только сообщает другу о себе: о своей болезни, об  очеред-

ной поездке, встрече с тем или иным знакомым.  Так  главным  примером  в

системе нравственных правил становится сам "отправитель  писем",  а  это

придает увещаньям убедительность пережитого опыта.

   Иногда Сенека отвечает на вопросы Луцилия, - и это позволяет ему  без

видимой логической связи с предыдущим ввести новую тему.  Точно  так  же

естественно входит в письмо любое  жизненное  событие:  горе  Либералиса

после пожара Лугдунской колонии, цирковые игры, посещение лекции филосо-

фа или усадьбы Сципиона. И любое может стать поводом,  отправной  точкой

для рассужденья.

   Во-вторых, письма разомкнуты и формально. Редко какое из них посвяще-

но одной теме. Чаще Сенека переходит от темы к теме, потом как бы  спох-

ватывается: "Вернемся к нашему предмету", - потом вновь отвлекается, ис-

кусно поддерживая напряженный интерес читателя. Короткие фразы не  выст-

раиваются в периоды, где синтаксическое подчинение ясно обнаруживает ло-

гику причинно-следственных связей. Нередко читатель сам  должен  восста-

навливать связь, угадывать отсутствующие звенья, - пока наконец, по всем

правилам риторики, броская сентенция не подытожит сказанного и не  отме-

тит конец темы. "Сенека не только пытается вывести некую истину логичес-

ки, рационально-наглядным путем, но и дает ей самой по себе ярко  сверк-

нуть. Сенека прячет систематичность, отдавая предпочтение увлекательнос-

ти непосредственного озарения перед рациональным пониманием и явно пола-

гая, что первое проникает глубже".

   Но и подведя к некоей истине, Сенека не закрывает тему. Чаще всего он

возвращается к начатому в другом письме, напомнив о  нем  либо  отсылкой

назад ("как мы уже говорили"), либо повторением каких-либо слов или даже

ключевой сентенции (вспомним, как часто  он  твердит  "нет  блага  кроме

честности"). Так возникает своего рода "лейтмотивная техника", объединя-

ющая письма в группы и позволяющая легче проследить развитие одной темы.

И вместе с тем такое ее дробление помогает опять-таки избежать  логичес-

кой последовательности и систематичности. Письма остаются как  бы  фраг-

ментарными, и это еще больше способствует впечатлению  жизненной  досто-

верности и дружеской доверительности высказыванья. К тому  же  и  каждая

отдельная истина приобретает больший вес, чем она имела бы в  логической

цепи, и внимание читателя остается в постоянном напряжении.

   Разделенные  темы  и  лейтмотивы  связывают  группы  писем  в   некие

единства; однако и тут  нет  прямолинейно-логического  развития:  Сенека

часто повторяется, резюмирует, вновь приходит новым путем к  уже  выска-

занному выводу, словом, делает все, чтобы система стала незаметной. Этой

же цели служат письма, тематически не связанные не только с окружающими,

но, казалось бы, и со всем сборником (все письмо CXIV  -  об  ораторском

искусстве, большие экскурсы в письмах LXXIX - об Этне и LXXXVI - о пере-

садке олив).

   И все же "Письма к Луцилию" - единое произведение не только по мысли,

но и композиционно. Это целое начинается разомкнуто - "Так  и  поступай,

мой Луцилий", - ответ на сообщение друга, звено в цепи  долгой  перепис-

ки... Мы не знаем, кончалось ли оно так же разомкнуто:  конец  "Писем  к

Луцилию" утрачен. Внутри же сборника сделано все, чтобы ощущение разомк-

нутости, бессистемности сохранилось. Однако в этой  бессистемности  есть

система, и подчинена она последовательным этапам обращения Луцилия  (по-

нимай - всякого читателя) в стоическую веру.

   Начинает Сенека с того, что делится своим горьким опытом  и  советует

другу, не в пример ему самому, освободить время  (п.  I),  не  разбрасы-

ваться - хотя бы в чтении (п. II), словом - научиться принадлежать само-

му себе ради "обращения к лучшему"; что есть лучшее, покуда не уточняет-

ся (п. VI, 1). Этим общим  предпосылкам  самосовершенствованья  посвящен

первый десяток писем, и здесь же "завязываются" важнейшие темы, пронизы-

вающие книгу: тема ничтожности  внешних  благ,  необходимости  дружеских

связей между людьми, лживости мнений  толпы.  Далее  уточняются  условия

движения к мудрости: это - следованье  благим  примерам  (п.  XI),  пра-

вильное отношение к старости и смерти (п. XII), преодоление страха перед

фортуной (п. XIII, XIV), должная мера заботы о теле (п.  XV).  Все  это,

главным образом, частные наставления, касающиеся внешних благ и  жизнен-

ных невзгод. Кульминация - в письмах XVI - XVII с их  патетическим  "по-

буждением к философии", единственной освободительнице от гнета фортуны.

   Письма XVIII - XXX по-разному варьируют  прежние  темы:  презренья  к

смерти, необходимости досуга, тщеты всех дел, направленных вовне,  благ,

даруемых философией, - пока наконец письмо XXXI не вводит нового положе-

ния, из числа основных в стоической доктрине: добродетель есть знание. В

предыдущих письмах "еще преобладает мораль", т. е. конкретные  наставле-

ния по отдельным поводам; теперь Сенека обращается к этике, т. е.  стре-

мится "заложить общие основы морали, которой  руководствуется  индивид".

Среди множества писем, то варьирующих прежние, то просто ободряющих,  то

уводящих в сторону, все чаще попадаются посвященные  важнейшим  догматам

стой: разум есть основа мудрости (п. XXXVII), душа человека - божествен-

ной природы (п. XLI), все люди равны (п. XLIV). И моральные  предписания

следующих писем строятся уже на их основе: если  люди  равны  -  значит,

следует соответственно относиться к рабам (п. XL VII); если основа  доб-

родетели - разум, то незачем запутывать его софизмами (п. XLV -  завязка

одной из главных тем дальнейших писем). Письма L - LIII  посвящены  теме

пороков и образуют цельную группу; к этой же теме Сенека то и дело возв-

ращается в самых "личных" во всем корпусе письмах LIV - LVII. Наконец, в

письме LVIII он дает метафизическую базу всей намеченной прежде иерархии

ценностей, а в следующем - определяет место мудрости в ней.

   Маленькие письма LX - LXII лишь возвращают к тому, что уже говорилось

прежде. Затем большая группа писем (вплоть до п. LXXX) посвящена предме-

ту, о котором так естественно говорить после того, как ему было отведено

высочайшее в иерархии ценностей место: мудрости-добродетели. И лишь ког-

да это центральное понятие  стоической  этики  всесторонне  исследовано,

можно позволить себе по-новому говорить о сказанном прежде, излагать  те

или иные разделы стоического учения, заняться даже презираемой диалекти-

кой, высмеять ее нелепости и негодовать по поводу чрезмерного  увлечения

ею. Можно разбирать даже. каковы наиболее действенные средства "психаго-

гики" - искусства руководить душою человека, которое  с  такой  виртуоз-

ностью применил сам Сенека в письмах. Ведь главная задача выполнена: Лу-

цилий вслед за своим наставником обратился к философии, завершено воспи-

тание гражданина той вселенской "большей республики",  которая  виделась

Сенеке.



Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map