о совести-то говоря, эффект этот называется эффектом Коанды, - и в паре с законом Бернулли его можно использовать для взлета. Действительно, какая разница, в сущности - обдувается крыло набегающим потоком, или по нему прицельно скользит прилипшая струя? Если привязать систему координат к крылу, то разница непринципиальная (хотя, конечно, она есть). Так вот, в 1963 году компания Astro Kinetics построила свою первую версию "летающей шляпы", аппарат Dynafan.
135-сильный двигатель приводил в движение центробежный насос, который через радиальные сопла пускал прилипающие "по Коанду" струи вдоль поверхности грибовидного крыла. При этом давление на его поверхности понижалось, и возникала подъемная сила. К сожалению, аппарат не полетел. Скорее всего, совершенно неадекватной оказалась производительность нагнетателя, в силу малой величины всасывающего сечения и небольшого диаметра самого ротора. На мой взгляд, такой насос имевшиеся 135 лошадок с толком утилизовать не мог, только гудел вхолостую. Да и какой-то заметный эффект прилипания распространялся не больше чем на треть, ну половину радиуса крыла, не больше. Но, видимо, подъемную силу замерять удалось, ошибки были достаточно очевидны - и в 1965 году патентуется схема "коандалета" уже вполне разумного соотношения элементов.
Тут и нормальных размеров осевой компрессор в увеличивающей КПД насадке, тут и элементы управления, позволяющие наклонять аппарат в нужную сторону, получая тем самым горизонтальные перемещения, и даже небольшой стабилизатор для уверенного горизонтального полета. В общем, практически готовая схема аэроджипа, избавленного от привычного для вертолетов риска зацепить что-то винтом, - несущим, или рулевым, и даже гораздо менее шумная. По этой схеме и был в 1966 году построен Dynafan V (хочется увидеть модели два, три и четыре, конечно), который, как минимум, сумел взлететь, хотя бы и в лабораторных условиях.
Летит наш орел, как видите!! Так в чем же беда, и почему такие летающие тарелки не заполонили все небо, коль скоро все так замечательно? Дьявол, как водится, в деталях. Даже если допустить, что квадратный метр "крыла Коанды" имеет подъемную силу больше, чем такой же метр площади ротора НВ вертолета, - то нельзя забывать, что квадратный метр ротора состоит из лопасти лишь на несколько прОцентов, а в остальном - пустота, веса не имеющая. А вот крыло Коанды - очень даже весит всей своей площадью. Плюс насадка, профилирующая поток, плюс лишь частично создающая подъемную силу система управления, - в общем много-много мертвой массы. И в итоге - весовая отдача всего решения позорно проигрывает вертолетному ротору, реальному (по массе) лишь на несколько процентов.
Впрочем, идея не умерла. На новом этапе развития технологии, с новыми материалами и двигателями - компания AESIR пытается разработать целую гамму аппаратов военного назначения, не боящихся зацепиться за препятствия. От 60-см разведчика, до полноразмерного двухвинтового полуторатонного (снаряженной массы) грузовика, способного таскать до тонны груза. Аппараты летают, но перспективы их реального военного применения неясны. И, если с разведчиками еще более-менее понятно, куда их пристроить, то грузовик получается как-то уж очень специализированным.
...впрочем, возможно, как платформа для оружия он и будет интересен, как полагаете?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: navigator_a (22 сентября 2011 05:51) Статус: |
На Эффекте Коанда построены Ан-72/74. Аналогичная разработка у америкосов не удалась. Двигатели расположены над крылом и струя идет по верхней поверхности крыла создавая дополнительную подъемную силу даже при нулевой поступательной скорости. Это позволяет взлетать и садиться на полосы в 1200м при высоте аэродрома до 3000м. Из личного опыта на этом самолете - машина замечательная, хоть и не экономичная и малек сыроватая. Правда есть и ложечка дегтя к эффекту Коанда. Иногда, при турбулентности или боковом ветре происходит отрыв пограничного слоя и эффект Коанда исчезает. В полете это выражается в том, что машина ни с того ни сего, на нормальной скорости начинает "сыпаться". Поэтому из практики, Коанд Коандом, а скорость на ней лучше держать с запасом, чтобы в случае чего успеть "вытащить".
» #1 написал: sanscrit (21 сентября 2011 17:05) Статус: |
Не удивительно, что при 135 лс не полетел?КПД такого средства передвижения крайне мал и сводит на нет все его преимущества. В эпоху стремления к экономичности летать на монстре с двигателем в 1000 лс и грузоподъёмностью в одного человека - непозволительная роскошь. Француз Наудин на своём сайте приводит готовые к использованию модели на электродвигателях.
Сопоставим с электро вертолётом - вертолёт эффективнее по грузоподъёмности в 3-5 раз. Удел такого аппарата это полетать с камерой не боясь препятствий где вертолёту опасно из-за выступающих винтов. Благо камеры сейчас с радио передающим модулем весят десятки граммов.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
На Эффекте Коанда построены Ан-72/74. Аналогичная разработка у америкосов не удалась. Двигатели расположены над крылом и струя идет по верхней поверхности крыла создавая дополнительную подъемную силу даже при нулевой поступательной скорости. Это позволяет взлетать и садиться на полосы в 1200м при высоте аэродрома до 3000м. Из личного опыта на этом самолете - машина замечательная, хоть и не экономичная и малек сыроватая. Правда есть и ложечка дегтя к эффекту Коанда. Иногда, при турбулентности или боковом ветре происходит отрыв пограничного слоя и эффект Коанда исчезает. В полете это выражается в том, что машина ни с того ни сего, на нормальной скорости начинает "сыпаться". Поэтому из практики, Коанд Коандом, а скорость на ней лучше держать с запасом, чтобы в случае чего успеть "вытащить".
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 123
Рейтинг поста:
Не удивительно, что при 135 лс не полетел?КПД такого средства передвижения крайне мал и сводит на нет все его преимущества. В эпоху стремления к экономичности летать на монстре с двигателем в 1000 лс и грузоподъёмностью в одного человека - непозволительная роскошь. Француз Наудин на своём сайте приводит готовые к использованию модели на электродвигателях.
Сопоставим с электро вертолётом - вертолёт эффективнее по грузоподъёмности в 3-5 раз. Удел такого аппарата это полетать с камерой не боясь препятствий где вертолёту опасно из-за выступающих винтов. Благо камеры сейчас с радио передающим модулем весят десятки граммов.