ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Летающие шляпы от Астро Кинетикс, или "эффект Мэри Поппинс".

Летающие шляпы от Астро Кинетикс, или "эффект Мэри Поппинс".


21-09-2011, 15:47. Разместил: Князь

 

 

о совести-то говоря, эффект этот называется эффектом Коанды, - и в паре с законом Бернулли его можно использовать для взлета. Действительно, какая разница, в сущности - обдувается крыло набегающим потоком, или по нему прицельно скользит прилипшая струя? Если привязать систему координат к крылу, то разница непринципиальная (хотя, конечно, она есть). Так вот, в 1963 году компания Astro Kinetics построила свою первую версию "летающей шляпы", аппарат Dynafan.

135-сильный двигатель приводил в движение центробежный насос, который через радиальные сопла пускал прилипающие "по Коанду" струи вдоль поверхности грибовидного крыла. При этом давление на его поверхности понижалось, и возникала подъемная сила. К сожалению, аппарат не полетел. Скорее всего, совершенно неадекватной оказалась производительность нагнетателя, в силу малой величины всасывающего сечения и небольшого диаметра самого ротора. На мой взгляд, такой насос имевшиеся 135 лошадок с толком утилизовать не мог, только гудел вхолостую. Да и какой-то заметный эффект прилипания распространялся не больше чем на треть, ну половину радиуса крыла, не больше. Но, видимо, подъемную силу замерять удалось, ошибки были достаточно очевидны - и в 1965 году патентуется схема "коандалета" уже вполне разумного соотношения элементов.

 

 

Тут и нормальных размеров осевой компрессор в увеличивающей КПД насадке, тут и элементы управления, позволяющие наклонять аппарат в нужную сторону, получая тем самым горизонтальные перемещения, и даже небольшой стабилизатор для уверенного горизонтального полета. В общем, практически готовая схема аэроджипа, избавленного от привычного для вертолетов риска зацепить что-то винтом, - несущим, или рулевым, и даже гораздо менее шумная. По этой схеме и был в 1966 году построен Dynafan V (хочется увидеть модели два, три и четыре, конечно), который, как минимум, сумел взлететь, хотя бы и в лабораторных условиях.

 

Летит наш орел, как видите!! Так в чем же беда, и почему такие летающие тарелки не заполонили все небо, коль скоро все так замечательно? Дьявол, как водится, в деталях. Даже если допустить, что квадратный метр "крыла Коанды" имеет подъемную силу больше, чем такой же метр площади ротора НВ вертолета, - то нельзя забывать, что квадратный метр ротора состоит из лопасти лишь на несколько прОцентов, а в остальном - пустота, веса не имеющая. А вот крыло Коанды - очень даже весит всей своей площадью. Плюс насадка, профилирующая поток, плюс лишь частично создающая подъемную силу система управления, - в общем много-много мертвой массы. И в итоге - весовая отдача всего решения позорно проигрывает вертолетному ротору, реальному (по массе) лишь на несколько процентов.

 

 

Впрочем, идея не умерла. На новом этапе развития технологии, с новыми материалами и двигателями - компания AESIR пытается разработать целую гамму аппаратов военного назначения, не боящихся зацепиться за препятствия. От 60-см разведчика, до полноразмерного двухвинтового полуторатонного (снаряженной массы) грузовика, способного таскать до тонны груза. Аппараты летают, но перспективы их реального военного применения неясны. И, если с разведчиками еще более-менее понятно, куда их пристроить, то грузовик получается как-то уж очень специализированным.

...впрочем, возможно, как платформа для оружия он и будет интересен, как полагаете?


Вернуться назад