13. Инварианты (законы) исторического
развития Человечества
П.Кузнецов предложил две формулировки закона исторического развития Человечества:
- Закон экономии времени.
- Закон неубывающих темпов роста производительности труда в системе общественного производства.
Не сложно показать, что обе формулировки есть проекции общего закона развития Жизни, инвариантные относительно мощности.
Закон экономии времени гласит: доля необходимого времени по ходу исторического времени уменьшается, а доля свободного времени увеличивается. Этот закон иногда называют законом роста свободного времени.
Необходимое время — эта та часть социального времени, которая расходуется на восстановление того, что само астрономическое время разрушило. Социальное время, необходимое для сохранения общества, его воспроизводства, называется необходимым временем.
Очевидно, что во все исторические времена был, есть и будет избыток социального времени над временем, необходимым для простого воспроизводства или сохранения общества. Этот «излишек» и называют свободным социальным временем.
В различные исторические эпохи необходимое и свободное время изменяются. Однако это изменение обладает одной особенностью:
«Сумма частей остается постоянной».
Каждому уменьшению необходимого времени соответствует равное по величине и противоположное по знаку увеличение свободного времени.
Необходимое и свободное социальное время инверсны.
За счет чего происходит уменьшение необходимого времени?
Чем выше мощность, КПД и качество плана (управления), тем меньше необходимое социальное время и тем больше свободное социальное время.
С другой стороны нетрудно заметить, что когда время, необходимое на выполнение работы, становится меньше — растет интенсивность или производительность труда.
Для любого производственного процесса могут быть составлены уравнения вида: 1квт = кг хлеба в час = кг воды в час = тонны нефти в час = компьютер в час и т.д.
Лишение некоторого региона или предприятия снабжения электрической энергией сразу же позволяет выделить количество предметов потребления, которое не будет произведено по причине нарушения энергоснабжения.
С другой стороны нетрудно видеть, что за один час разные предприятия могут производить разное количество продукции, а это значит, что доход предприятия полностью определяется его возможностями действовать во времени, выраженными в единицах мощности (квт).
Для любой социально-экономической системы П.Кузнецов определяет ее возможности:
Экономическая возможность — F(t), — которая учитывает техническую возможность и наличие (или отсутствие) потребителя на произведенный продукт:
, [L5T-5] ,где:
N(t) — определяется суммарным энергопотреблением за единицу времени, включающим в себя:
- все продукты питания и дыхания людей, выраженных в квт;
- все виды топлив, воду и воздух для машин (в квт);
- корм для животных и растений, выраженный в квт.
— обобщенный коэффициент совершенства технологии на изготовление j-го продукта.
— качество плана
Если полученное выражение разделить на число работающих лиц, мы получим величину уровня производительности труда в экономической системе:
, [L5T-5]
где М(t) — число лиц, занятых в экономической системе.
Полученное определение производительности труда оказалось независимым от денежных единиц. В то же время оно выражает меру стоимости всех произведенных в обществе товаров и услуг, пользующихся потребительским спросом, выраженных в единицах мощности.
По это причине П.Кузнецов дает обоснование того, что универсальной мерой стоимости мировой экономики третьего тысячелетия будет квт-час как величина, независимая от форм собственности и политического устройства общества.
Не составляет теперь особого труда выразить закон роста производительности труда в следующей форме:
, [L5T-6].
Этот закон гласит: в ходе исторического времени величина производительности труда в системе общественного производства является неубывающей функцией.
Закон роста свободного времени, сокращая необходимое время и увеличивая долю свободного времени показывает путь перехода Человечеству из царства необходимости в царство свободы от нужды.
Закон производительности труда показывает, что нужно делать, чтобы освободиться от нужды.
Однако оба закона являются двумя сторонами общего закона развития Жизни — его проекцией в системе координат, называемой развитием Человечества.
14. Проявление общего закона развития Жизни
в историческом развитии общества
Необходимым и достаточным условием непрерывного развития общества являются люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи. Необходимым условием этого процесса является наличие идей, появляющихся в сознании отдельных индивидуумов.
В соответствии с введенными законами П.Кузнецов следующим образом квалифицировал научные идеи, которые обеспечивают рост возможностей общества как целого.
Первый класс — это идеи о новых источниках мощности более эффективных чем старые.
Второй класс — это идеи новых машин, механизмов и технологических процессов с более высоким КПД.
Третий класс — это идеи о повышении качества управления, о более точном соответствии выполняемых работ общественным потребностям, о более совершенном механизме управления.
Однако факт наличия идей является только необходимым, но не достаточным условием развития.
Из того обстоятельства, что идеи существуют, еще не следует их «мгновенная реализация». Требуется время.
Чем меньше времени расходуется на «утилизацию» идеи, тем быстрее достигается необходимый эффект — повышение скорости роста возможностей.
Конечно, для каждого конкретного общества (страны, региона) механизм утилизации идей имеет свои специфические формы.
И тем не менее существуют общие условия, которые являются справедливыми для любого типа общества, любой страны, любой организации независимо от ее политического устройства и форм собственности.
Эти общие условия формируются так:
Общество, способное использовать идеи, появляющиеся в сознании отдельного индивидуума, для роста возможностей общества как целого, и использующее рост возможностей общества для формирования индивидуума, способного генерировать новые идеи — будет обладать наиболее быстрыми темпом роста возможностей.
Однако, прежде чем принять идею к реализации, нужно оценить ее целесообразность с позиций ее вклада в рост возможностей.
Практическая оценка идей предполагает определение их вклада не только для начального периода времени t0, но и для определенных периодов в будущем: для t, t2, t3, и т.д.
Для каждого периода фиксируется: вклад в рост полезной мощности за t, вклад в скорость роста полезной мощности за t2, вклад в ускорение роста t3 и т.д.
Но этот процесс и есть разложение величины полезной мощности P(t) в ряд по степеням, которое, как было показано выше, сохраняет качество процесса, но изменяет скорость его протекания. Имеет место хроноцелостный исторический процесс: сохранение неубывающего темпа эффективности использования полной мощности во все времена или неубывающий темп роста полезной мощности не только в настоящее врем, но и в будущем. Этот процесс мы и называем устойчивым развитием. Но за этим процессом стоит ТВОРЧЕСТВО Человека, в котором и проявляется общий закон развития Жизни.
15. Развитие, Личность и Становление Разума Человеческой популяции
Начальные ростки творчества в историческом развитии общества, предполагают наличие большого количества свободного времени, которое можно рассматривать как необходимое в новом смысле: как время, которое необходимо для развития, а не только для простого воспроизводства и выживания.
Чем меньше рабочего времени требуется обществу для удовлетворения неисчезающих потребностей, тем большим свободным временем оно будет располагать для удовлетворения новых потребностей как текущих, так и будущих.
Сразу же отметим, что подлинной целью общественного производства всегда было, есть и будет производство человеческой личности. Это означает, что каждая удовлетворяемая человеческая потребность формирует ту или иную сторону Личности.
Если на ранних ступенях исторического развития «сильная личность» понималась буквально: как обладающая большой физической силой («культ силы»), то впоследствии под «сильной личностью» стали понимать богача. Этот идеал эпохи товарно-денежных отношений, когда власть смещается к финансовому капиталу и демонстрирует обилие вещного богатства. Обладание вещами есть появление этого вещного богатства.
Рост транснациональных корпораций в нашим дни порождает новый тип «сильной личности»: менеджера-технократа.
Но уже давно было замечено, что существует еще и «духовная власть» — своеобразная власть над «душами людей». Формы религиозного сознания суть первый зародыш «духовных потребностей». Власть произведений искусства, философии и науки над душами людей оказывается новой сферой эталона «сильной личности».
Человечество начинает движение из «мира вещей» в мир духовных ценностей. Из мира, где доминирует потребность «ВЗЯТЬ», в мир, где будет доминировать потребность «ОТДАТЬ» для блага людей и Человечества в целом.
Мы находимся в начале этого пути.
Этот путь называется переходом к устойчивому развитию общества в целом.
Исторический анализ показывает, что альтернативой этому переходу является неустойчивое развитие, следствием которого является стагнация социальной системы с последующей ее деградацией и гибелью. Можно сказать иначе: причиной деградации социальных систем является нарушение закономерностей хроноцелостного исторического процесса, которые и предопределяют сохранение или, другими словами, устойчивое развитие общества как целого.
Существование личностей и объединений людей с целями, которые противоречат хроноцелостному историческому процессу, является следствием неадекватного отображения этого процесса в сознании этих субъектов.
Острая практическая востребованность этого перехода является фактом, который подтверждается всем ходом эволюции Жизни на Земле.
За 4 миллиарда лет Живая природа выполнила огромную подготовительную работу, результатом которой каждодневно пользуется каждый человек.
Однако, на эту работу не было затрачено ни одного цента, но было затрачено колоссальное количество времени и энергии. На протяжении 4-х миллиардов лет идет закономерный процесс становления разума человеческой популяции, и поэтому предстоит осознать, что если в технических средствах Человек является мощной геологической силой, то в своих целях он подчинен закону природы.
Принятие этого положения требует большого личного мужества, так как указывает, что действительные цели созвучны закону развития Жизни, созвучны Разуму или Воле Творца.
В конце своей жизни П.Г.Кузнецов обратился к Президентам всех стран и иерархам всех конфессий, так как видел нарастающую опасность геноцида для большей части Человечества в форме конфликта конфессий.
Устранение этой опасности он видел в совместных действиях созвучных Разуму или Воле Творца.
Эту позицию мы полностью разделяем и считаем, что Человек в своем научном творчестве постигает волю провидения и нуждается в поддержке иерархов всех церквей.
Мы рассчитываем на эту поддержку и предлагаем на Мировом Саммите 2002г. поставить вопрос о ПРАВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА созвучных разуму Творца.
16. Как кратко назвать то, чем П.Кузнецов занимался
всю свою жизнь?
Это очень не простой вопрос. Побиск иногда его задавал своим собеседникам. Как-то этот вопрос он задал и нам. Тогда мы ответили: «Теорией прикладных научных теорий». На это Побиск сказал что, это близко к действительности. И тем не менее мы ощущали определенную неудовлетворенность своим ответом.
В современной науке существует иерархия названий различных форм знания: мировоззрение, теория, технология, проектирование.
Поразительно, но факт, что все эти разнообразные формы знания мы имеем в работах П.Кузнецова. Но не это является главным. Главным, на наш взгляд, является то, что П.Кузнецову удалось соединить разнообразные формы знания в единую конструкцию и дать этому синтезу качественно новое определение. До работ П.Кузнецова это сделать не удавалось никому.
Своими работами П.Кузнецов убедительно демонстрирует, что мировоззрение, теория, метод и технология есть лишь стороны единого творческого процесса проектирования будущего мира.
Этому творческому процессу он дал название — ПРОЕКТОЛОГИЯ БУДУЩЕГО МИРА.
Ее сущностью является — непрерывное постижение и правильное применение законов природы для сохранения развития Жизни, включая устойчивое развитие общества и личности.
Постигая общий закон развития жизни в многочисленных формах его проявления в природе, обществе, духовной жизни и показывая возможности его применения в естественно-научных, технических и гуманитарных областях человеческой деятельности работы П.Кузнецова выражают определенное отношение к миру в целом, основанное на проверенных временем истинах, принципах и законах природы.
Но отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам научного поиска, опирающимися на многократно проверенные и подтвержденные истины есть то, что в современной науке принято называть научным мировоззрением.
17. Что нового внес П.Кузнецов в научное мировоззрение?
Всякое научное мировоззрение содержит в себе следующие четыре основные элементы:
1. общеобязательные, доказанные истины (знания);
- проверенные и подтвержденные временем принципы-законы природы;
- метод научного поиска;
- общественная психология.
Что нового внес П.Кузнецов в каждый из этих элементов?
С учетом изложенного выше очень кратко можно сказать так.
- И до работ П.Кузнецова было известно, что любое положение, мысль, высказывание, выраженное на естественном языке обыденного сознания, не является той логической формой, в которой выражается истина.
До работ П.Кузнецова в научном мировоззрении использовались многие истины философии, математики, физики, биологии, экономики, выражаемые фундаментальными понятиями, такими, например, как: пространство, время, энергия, масса, энтропия, информация, стоимость и многие другие.
Работы П.Кузнецова дают возможность навести порядок в этом основополагающем вопросе научного мировоззрения.
- И до работ П.Кузнецова научное мировоззрение имело своим фундаментом многие физические законы природы: законы сохранения энергии, закон роста энтропии и многие другие.
Но все это законы замкнутых систем. Жизнь — принципиально открытая система. Однако в господствующем научном мировоззрении до сих пор отсутствует общий закон развития Жизни как фундаментальный закон природы. Отсутствует система общих законов природы, выраженных в универсальных мерах.
Открытия П.Кузнецова восполняют этот пробел.
- И до работ П.Кузнецова в научном мировоззрении существовали методы проверки научного знания: метод проб и ошибок, статистические методы, методы формальной логики, методы теории динамических систем и другие. Но ни один из методов не использовал для проверки полученного знания общий закон развития Жизни и поэтому знания, полученные этими методами, было невозможно оценить с позиций их вклада в развитие системы в целом. Знание этих методов не может гарантировать умение проектировать будущее развитие в системе природа—общество—человек в долговременной перспективе.
Тензорная методология П.Кузнецова в сочетании с методами тензорного анализа Г.Крона и спинорного метода представляют такую возможность*.
- Прошло 30 лет со времени опубликования многих работ П.Кузнецова. Здесь уместно привести высказывание В.И.Вернадского:
«В истории науки мы постоянно наблюдаем, что та или иная мысль проходит незамеченной более или менее продолжительное время, но затем при новых внешних условиях вдруг раскрывает перед нами неисчерпаемое влияние на научное мировоззрение. Оказывается, что не случайно делается то или иное открытие, строится какой-нибудь прибор или машина. Каждый прибор и каждое обобщение являются закономерным созданием человеческого разума. Однако многие из них открывались, забывались в течение столетий и вновь воспроизводились в новое время.
Недостаточно, чтобы явление было доказано. Его понимание зависит от других причин. Необходимо учитывать условия внешней социальной среды, настроения и привычки мыслящих людей науки. В этом смысле научное мировоззрение не есть абстрактное логическое построение. Оно является сложным и своеобразным выражением общественной психологии».
Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых, придерживающихся господствующих взглядов. Но для того, чтобы доказательство было понято современниками, нужна долгая работа и совпадение нередко совершенно исключительных благоприятных обстоятельств».
Мы полагаем, что такие обстоятельства складываются в нашей стране и мире в целом.
Источник: uni-dubna.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 439
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 230
Рейтинг поста:
Кстати. Под руководством П. Г. Кузнецова работал некий Петров А.Е. Занимался он исследованием сложным систем (включая глобальную экономическую систему) на основе тензорного метода Габриэля Крона. Кому интересно, вот здесь можно скачать его книгу Тензорная методология в теории систем, 1985.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 230
Рейтинг поста:
Чего он такого сделал, что ему 10 лет лагерей дали??