Председатель Президиума РАСН академик Велихов Е. П.
Российская ассоциация содействия науке, созданная по инициативе российских ученых в 2011 г., предлагает Вашему вниманию первый Доклад о состоянии науки в Российской Федерации.
Подготовленные кадры, наработанный опыт, революционные технологические решения и новые технические идеи для ежедневной практической реализации – это то, что наука дает экономике и обществу. И это то, чего в России сегодня катастрофически не хватает.
Настоящий доклад посвящен анализу возможностей и препятствий на пути развития современной и мощной науки в нашей стране. В докладе предложены краткосрочные и долгосрочные решения, которые позволят остановить упадок науки и вновь сделать российские научные разработки востребованными и конкурентоспособными. Необходимыми условиями для этого являются переход к более эффективным методам управления, устранение бюрократических препон, создание условий для притока в науку хорошо подготовленных и мотивированных людей.
Мы уверены, что наша страна готова к новому научно-технологическому рывку и хотим по мере сил этому способствовать.
Оглавление
Введение
1. Проблемы целеполагания государственной политики в научно-технической сфере
I.1. Анализ эффективной системы целеполагания в сфере научно-технической политики в СССР
I.2. Проблема целеполагания в условиях рыночной экономики
2. Образование
1.Школа – современные вызовы и возможные пути развития.
Проблемное поле школьного образования.
«Точки роста» — возможные пути решения
2. Высшая школа — подготовка кадров для инновационной экономики
Проблемное поле
«Точки роста» — возможные пути решения
3. Элементы программы совершенствования системы высшего и среднего специального образования по инженерно-техническим и оборонным специальностям.
4. Математическое, художественное образование, а также работа с талантами – главные вопросы содержания образовательного процесса
3. Наука
3.1 Совершенствование базового финансирования научных организаций.
3.2. Грантовая система финансирования как средство выявления и поддержки наметившихся точек роста
3.2.1. Преимущества грантовой системы перед системой государственных контрактов.
3.2.2. Пути совершенствования грантовой системы в нашей стране.
3.2.3. Рекомендуемая схема развития грантовой системы
3.2.4. Ведущие научные школы
3.2.5 Создание современной системы независимой экспертизы научных проектов
3.3. Поддержка молодых кадров – основа формирования новых прорывных научных и технологических направлений
3.3.1. Построение системы поддержки роста ученого на разных этапах научной и научно-педагогической карьеры
3.3.2. Поддержка нового поколения молодых лидеров
3.4. Использование объективных наукометрических параметров в оценке эффективности работы учёных
3.4.1. Повышение уровня цитируемости как критерия развития и позиционирования российской науки в мировом научном пространстве
3.5. Институциональные проблемы российской науки
3.5.1. Неприспособленность системы госзакупок для обеспечения научной и инновационной деятельности
3.5.2. Проблема таможенного оформления как один из тормозов развития
3.5.3. Развитие системы академического обмена материалами как инструмент развития международной кооперации
3.5.4. Проблема неравномерности финансирования научных исследований в течение года и задержек с перечислением средств
4. Государственный сектор науки: законодательство и администрирование
4.1 Законодательное регулирование: проблемное поле и новые походы
4.2 Административное реформирование: проблемное поле и новые походы
5. Востребованность результатов НИОКР в высокотехнологичном производстве
5.1. Российская специфика
5.2. Точки роста и возможные решения
5.3. Принуждение к инновациям
6. Проекты MegaScience
7. Анализ состояния военной науки и основные направления повышения её эффективности с целью обеспечения национальной безопасности России
7.1. Основные проблемы военной науки на современном этапе её развития
7.2. Рекомендации по совершенствованию и развитию системы военной науки в РФ
Введение
Жизнь современной человеческой цивилизации невозможна без научных достижений, использование которых пронизывает все сферы деятельности людей, от повседневных, бытовых забот и до всемирных проблем эпохи. Наука, как сложная социально-когнитивная система, имеет три главных предназначения на глобальном и национальном уровнях. Это –
1) обеспечение национальных интересов;
2) улучшение качества жизни людей; и
3). рост знаний о природе, человеке и обществе.
В соответствии с этими предназначениями достойное развитие науки в стране необходимо по следующим соображениям:
1) развитие науки является определяющей основой для технологического развития; без нее невозможны модернизация и инновационное развитие страны;
2) современные научно-технологические разработки определяют военную безопасность страны;
3) лишь с помощью роста научных знаний(и их использования) возможен экономический рост в условиях устойчивого развития;
4) наука(ученые как носители научного знания) жизненно необходима государству для выполнения экспертных функций как для принятия адекватных управленческих решений, так и при появлении различных угроз и вызовов времени на региональном, национальном и международном уровнях;
5) развитие науки формирует позитивный имидж страны и является одним из средств«мягкой силы» в геополитике; без высокого уровня своего научно-технологического развития Россия не сможет занять достойное
место на международной арене и вернуться в число великих держав в условиях жесткой глобальной конкуренции.
6) без развития науки невозможно иметь хорошее образование, как среднего, так и высшего звена; современное образование должно базироваться на научной основе.
7) перспективные научные исследования определяют развитие медицинских технологий и через них позитивно влияют на улучшение здоровья населения страны;
8) рациональное использование природных ресурсов и развитие сельского хозяйства невозможно без опоры на современную науку;
9) без успехов науки нельзя достичь полноценной экологической безопасности страны;
10) без науки невозможно понять глубокие традиции и историю России и населяющих ее народов, а также взаимоотношения ее с соседями, нельзя правильно осознать происходящие сегодня социальные процессы и прогнозировать будущее страны;
11) наука как часть культуры(в широком понимании) – один из немногих социальных факторов сплочения людей, что важно для формирования национального единства в условиях полиэтничности и поликонфессиональности страны.
Современное состояние российской науки по целому ряду объективных показателей может быть охарактеризовано как катастрофическое. Тому есть причины объективного свойства, как, например, несовершенство нормативно-правовой базы, явившееся следствием перехода России на новую модель экономики и стремительности мирового научно-технического прогресса в последнем десятилетии. По объективным причинам экономического характера общее финансирование научно-технической сферы в современной России значительно уступает как таковому в СССР, так и современному уровню финансирования во многих развитых и развивающихся странах.
Однако, главная причина проблем современной российской науки – организационная. Прежде всего, губительным фактором является отсутствие внятной государственной стратегии в научно-технической сфере. Речь идет, как о расстановке приоритетов государственного значения(выделении отраслей и направлений, в которых на десятилетия вперед выстраивалась бы последовательная политика государства по планированию и развитию отраслевого комплекса с учетом всех инфраструктурных потребностей), так и о выстраивании системы балансировки личных интересов отдельных руководителей отраслей, корпораций, крупных проектов с интересами государственного развития. Успех советской системы производства научно-технического знания был основан на полном соответствии между интересами руководителя любого уровня и интересами государства. Человек на любой руководящей позиции мог быть успешен только в том случае, если результат подотчетной ему работы давал запланированный вклад в реализацию государственных программ. Переход на новую экономическую модель привел к тому, что личный успех руководителя может быть достигнут без какой-либо связи с результатами его работы на государственном уровне. Рассогласование интересов успеха личного и успеха государственного приводит к размыванию ответственности на уровне высшего руководства, определяющего политику в научно-технической сфере, и, как результат, к фактическому отсутствию стратегической последовательности в реализации программ научно-технического развития.
Решение необходимо искать в структуре механизма управления научно-технической политикой государства. Выстраивание правильных схем личной ответственности при четких целевых показателях обеспечит выстраивание всех остальных связей в режиме усиления эффективности. При этом сами эти целевые показатели должны быть научно обоснованы долгосрочными стратегическими приоритетами развития государства. Надо признать, что существующие сегодня государственные и, тем более, ведомственные программы-стратегии научно-технического развития носят во многом
формальный характер. Более подробно проблемы целеполагания при формулировке государственной стратегии обозначены в разделе 1 настоящего доклада.
Из этой главной проблемы следуют проблемы более низкого уровня:
— стремительное отставание России в мировом поле научных исследований;
— проблема воспроизведения квалифицированных научно-инженерных кадров;
— проблема внедрения научно-технических инноваций в производство и включения их в цепочку отраслевых и межотраслевых экономических связей(доведение до конечного продукта и конечного потребителя); отсюда проблема низкой доли малых и средних предприятий в структуре высокотехнологичного производства и низкая доля производств с высокой добавленной стоимостью в структуре ВВП. Как следствие, отсутствует масштабный спрос на научные разработки со стороны частных компаний, что усугубляет все описанные выше проблемы и ведет к развитию негативных тенденций по самоусиливающейся спирали.
Решение проблем более низкого уровня лежит в оптимизации механизмов планирования и распределения государственных ассигнований(бюджетного финансирования) на науку в широком смысле. Эти механизмы можно условно разделить на пять крупных блоков, которые, по сути, являются наиболее важными направлениями государственной политики, нуждающимися в срочной коррекции:
1. Механизмы базового(целевого) финансирования крупных научно-технологических проектов, включающие развитие прикладных технологий для решения задач ВПК, а также развитие крупных инфраструктурных проектов, нацеленных на накопление фундаментальных знаний. Кроме главной цели на этом направлении – создания и внедрения передовых технологий для модернизации существующих промышленных корпораций и существенного укрепления промышленного потенциала страны – должна преследоваться и вторая цель. Она состоит в серьезном обновлении и усилении общей научной инфраструктуры (включая решение инфраструктурных и хозяйственных задач научных институтов, центров коллективного пользования, научных библиотек, лекториев, музеев и т.п.). В разделах 3 и 4 обозначены в общих чертах основные проблемы современной российской науки и предложены первоочередные шаги по устранению этих проблем. В разделе 6 в доступной форме показаны инфраструктурные возможности, открывающиеся в рамках выполнения крупных научных проектов.
2. Механизмы конкурсного(грантового) финансирования научных исследований. На этом направлении должен быть найден разумный баланс между состязательностью научных команд (что необходимо для выявления наиболее сильных групп и наиболее перспективных научных направлений, особенно в быстроразвивающихся областях – биологические науки, информационные технологии и т.д.) и стимулированием развития отечественных научных центров. Одно из возможных решений состоит в аккуратном выборе критериев для оценки значимости научных достижений. Более подробно анализ проблем и решений по данному направлению сделан в разделе 3.1 настоящего доклада.
3. Механизмы образовательной системы, занимающейся подготовкой кадров высшей квалификации научно-технического профиля. Одна из главных проблем, которая должна быть преодолена на этом направлении – проблема мотивации, как со стороны преподавательского корпуса, так и со стороны обучаемых. Если мотивация преподавателей может быть отчасти увеличена за счет повышения уровня оплаты их труда, то для мотивации молодых людей одних только финансовых вливаний недостаточно. Решение(одно из возможных) кроется в переориентации образовательного процесса с цели «выучивания фактических знаний» на цель «обучения решению прикладных задач». В разделах 2.1 и 2.2 описаны примеры того, как внедрение и развитие системы проектной деятельности в сфере естественнонаучного образования существенно повышает мотивацию школьников (и их педагогов) к изучению естественных наук, а также в значительной мере увеличивает эффективность всей цепочки для роста квалификации специалиста – школа-ВУЗ-высокотехнологичное предприятие.
4. Механизмы стимулирования предпринимательской деятельности в сфере высоких технологий. В этом направлении в дополнение к осуществляемым в настоящее время усилиям так называемых институтов развития, призванных стимулировать коммерциализацию результатов научно-исследовательской деятельности, необходимо доработать нормативно-правовую базу для привлечения частного капитала к процессу получения новых технологий и их внедрения в производство. В разделе 4 настоящего доклада предложены возможные варианты дополнительных усилий на этом пути.
5. Механизмы поддержания«научного разнообразия»: большое количество научных специальностей не относится к естественнонаучному и инженерному блокам. Тем не менее, многие из них имеют непосредственное отношение к стратегическим государственным приоритетам (как, например, военная наука) либо опосредованное, но тоже вполне понятное (как большинство гуманитарных наук). В качестве примера в настоящем докладе приведен анализ текущего состояния и возможных перспектив для военных наук (раздел 7), а также анализ состояния в сфере художественного образования (раздел 2.3).
Источник: ecolife.ru.
Рейтинг публикации:
|