» » » Свойства зон тектонических нарушений (ЗТН) (статья написана для журнала "Жизнь и Безопасность")

21-07-2009, 16:59 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (3 435)

Гликман А.Г.

6-а. Влияние ЗТН на инженерные сооружения
7. Русла рек, ручьев и болота
8. Плывуны
9. Особенности ЗТН в случае карбонатной толщи
10. Свойства ЗТН при динамических воздействиях (о техногенных землетрясениях)
11. Пульсации грунта в ЗТН и следствия из этого явления
Заключение
Литература
Приложение. Подборка необъясненных аварий1

Показать статью "Свойства зон тектонических нарушений (ЗТН)" полностью

1 Справка составлена Стародубцевым А.А.

Источник: www.newgeophys.spb.ru.

1. » #2 написал: pl (26 июля 2010 20:11)

Статья хорошая и автор ее настоящий ученый-исследователь. Немного об авторе взято отсюда http://newgeophys.spb.ru/cgi-bin/forumfan.pl#Responses:
    "Физика, которой нет" А.Гликман

Так сложилось, что я всю сознательную жизнь занимаюсь наукой. Но наукой как поиском истины (по Мечникову), а не наукой как поиском степеней и званий. Не в силу своего бескорыстия, а просто в силу обстоятельств. Однако оказавшись вне диссертационных и так далее процессов, я увидел и понял такое, что можно было увидеть только со стороны, но не изнутри.

Я понял, что в целом ряде областей знания (очень хочется надеяться, что не во всех) сложилось так, что люди, защитившие диссертации, оказались повязаны обманом точно так же, как преступники – повязаны кровью. В результате этого обмана люди, защитившие диссертацию, фактически перестают быть учеными. Остается только оболочка со званием ученого. Частично это изложено в моей статье http://newgeophys.spb.ru/ru/article/sciences_phantoms/ .

Человек, солгавший в науке, не может остановиться. Вот, начнем с начала. Хорватский академик, геофизик, сейсмолог Мохоровичич, сообщивший в 1909 году, что он средствами сейсморазведки установил существование поверхности раздела между земной корой и мантией Земли на глубине порядка 100км, солгал во имя спасения сейсморазведки.

Это известный момент. Когда в самом начале ХХ века начались сейсмоизмерения, то оказалось, что при этом собственно эхо-сигнал отсутствует. Идея сейсморазведки настолько проста и наглядна, что отказаться от нее было просто невозможно. Геофизики решили, что во всем виновата слишком примитивная аппаратура. На разработку новой аппаратуры нужны были деньги, а чтобы они появились, нужны хоть какие-то результаты. Вот Мохоровичич и придумал «результаты». Деньги, естественно, потекли, а геофизики поняли, что этой лапши можно вешать сколько угодно. Появились и примитивные последователи (Конрад и не помню, кто-то еще), которые каждый в своем регионе дал свои «результаты» такого же рода. Появились и творческие личности. Так, академик, князь Голицын сообщил о том, что средствами сейсморазведки он заглянул на глубину 400км, обнаружил, что ядро Земли жидкое (вот откуда мы это знаем), и что под морями кора Земли тоньше, чем на суше.

Толчок в направлении фальсификаций был дан, и это определило всю дальнейшую судьбу сейсморазведки. В результате, сейсморазведка – на 100% лохотрон. Но назад-то дороги у них нет. Они же не могут сказать, дескать, извините, мы до этого были совравши. И чтобы существовать дальше, им нужно придумывать какие-то новые результаты. Так что впереди нас еще ждут всякие сенсации. В науке сенсации бывают редко, потому что наука идет маленькими шагами. А вот в таком деле все решает выдумка сценаристов. И она не может не быть сенсационной. Вот одну такую сенсацию мы и увидели здесь.

Очень похоже, что подобной деятельности не чужда наука в целом. Вот посмотрите, как аккуратненько обошлась АН РФ с историей Петрика-Грызлова. Если бы у них были надежные тылы, и они бы могли ответить за все свои «результаты», они бы уж оттоптались (мне понравился Ваш термин) на этих красавцах. А так ведь страшно. Ты, допустим, скажешь правду (в кои-то веки), а тебя и самого есть за что взять.

Наука, по определению Мечникова, это поиск истины. Это абсолютно исчерпывающее определение. Как видите, в него не входит ни математика, ни прочее всякое словоблудие. Физика (первичное название ее натурфилософия) – это совокупность физических эффектов, и ничего более. За всю историю цивилизации обнаружено примерно 1000 физических эффектов, и из них примерно половину мы не понимаем, но используем. Некоторые из них поняты настолько, что они стали основой научных направлений и даже формализовались (то есть, описаны математикой). Они все, независимо от степени их понимания, являются равноценными кирпичиками здания физики.

Математика – это инструмент. Всего лишь. Математика неопровержима, и уже поэтому не является наукой. Научно – значит, опровергаемо. Наука развивается, в связи с чем отмирают ее предыдущие уровни. Инструмент-математика может только прирастать новыми приемами, а таблица умножения – это навеки. Вы когда-нибудь слышали, чтобы существовал доктор математических наук? Нет ведь? Исключительно физико-математических наук. Предполагается, что этот человек дал математическое описание какого-то физического эффекта.

На самом же деле, как правило, это чистые математики, которые абсолютно ничего кроме этого не умеют и не знают, да и математику-то они используют исключительно для получения ученой степени, а не для описания чего-либо. Знаете одно из требований к диссертации? Это наличие в ней стольких-то страниц математического текста (именно так и звучит). На каждой приличной кафедре содержат математика, который мастрячит этот самый текст для диссертаций. У нас на кафедре (РПМ) был такой. Разразился скандал, когда кто-то заметил, что для всех диссертаций он поставлял один и тот же текст. Его выгнали, но по-моему, надо было выгнать тех, кому он писал эти тексты. Но главное, что эту китайскую грамоту никто никогда не читает, и кто мог это заметить, непонятно. Я ржал, простите, до коликов. И требовал выдвинуть в академики того, кто заметил.

Я когда-то обнаружил один очень интересный физический эффект, и написал о нем статью. Бывшая моя коллега Масленникова (написал, чтобы Вы могли прочесть эту статью) сказала, что без математического описания это «несерьезно». Написала математический текст, стала моим соавтором, и статья опубликовалась. Когда же я разобрался, то понял, что этот текст не имеет никакого отношения к описываемому эффекту. Я, естественно, высказал всё, что я думал об этом. Надо сказать, что меня никто не поддержал и не понял. Всеобщее мнение таково, что назначение математики – исключительно для придания наукообразного вида. Нет, ребята, так не пойдет. Если так использовать математику, то это обычное жульничество, не имеющее никакого отношения к науке, пусть даже за это и получают научные степени и звания.

На самом деле, математика становится принадлежностью физики только тогда, когда аргументы уравнения могут быть определены экспериментально. В противном случае, это получится тот же лохотрон. В качестве иллюстрации этого закона можно взять ту же сейсморазведку. Математика там совершенно неподъемная. Но в ней же нет ни малейшего смысла, потому что там настолько НИЧЕГО померить нельзя, что она даже находится вне компетенции метрологических служб. Впрочем, я не прав, математика там имеет смысл. Она используется для того, чтобы туда не лез всякий излишне любопытный, всякий корреспондент и т.п.

2. » #1 написал: VP (26 июля 2010 10:03)

"The road just went out from under me," Lance Treankler, the Cadillac Escalade driver, said Friday. "When I landed, my head snapped back. I went unconscious for a few seconds. When I looked up, I saw water run over me."

Motorist thanks man who pulled him from Milwaukee sinkhole