фото с сайта kabmir.com
В последнее время, особенно в связи с появлением качественно новых приложений квантовой теории, таких, например, как квантовая информатика, включающая в себя квантовую криптографию, квантовую телепортацию и, самое главное, активно развивающиеся работы направленные на создание квантового компьютера, напрямую использующие все особенности квантового мира, на первый план выходят вопросы наиболее глубокого понимания этих особенностей и, самое главное, более глубокого и однозначного понимания результатов, к которым приводят эти особенности.
В этой статье мы попробуем увидеть то, что принципиально отличает непривычный нам квантовый мир от хорошо известного и уютного и так привычного нам классического и посмотрим только на один из возможных вариантов решения имеющихся проблем. И начнем мы с краткого обзора того, что отличает квантовую физику от классической, но при этом ей нисколько не противоречит.
Наиболее глубокое отличие между классической и квантовой теориями лежит в особой роли эксперимента, или иными словами, в особой роли измерения параметров исследуемой квантовой системы. Речь идет о проблеме измерения в квантовой теории. Если говорить совсем просто, эта проблема связана с тем, что, пытаясь провести измерения параметров микроскопической системы, экспериментатор с необходимостью воздействует на микроскопическую систему макроскопическим прибором, тем самым с неизбежностью изменяя состояние квантовой системы. Формально это выражается в том, что пока измерение не было проведено квантовая система, описываемая основным уравнением квантовой механики уравнением Шредингера, находится в суперпозиции (сумме) собственных состояний, которые могут быть реализованы с той или иной вероятностью. Такое описание полностью детерминировано, поскольку, зная начальное состояние системы, мы можем однозначно описать ее эволюцию в вероятностном ключе. Иными словами, мы не можем указать, в каком именно состоянии находится наша система, но как изменятся вероятные состояния этой системы, указать можем.
Однако экспериментатор, проводя измерения (воздействуя на систему макроскопическим прибором) обнаруживает ее в каком-то определенном состоянии, ставшем в процессе измерения, из вероятного реально существующим. Такая ситуация с необходимостью привела к появлению проективного постулата фон Неймана, который носит чисто вероятностный характер и описывает практически непредсказуемые изменения в системе, возникающие в результате проведенного экспериментатором измерения, нарушая тем самым детерминированность описания. Даже зная в каком состоянии находилась система в начальный момент времени, невозможно предсказать точно результат измерения.
Понятно, что такая ситуация не вполне корректна, если мы говорим о фундаментальной физической теории. Ведь точно так же, как и квантовая система, являющейся физической системой, так и прибор, который использовал экспериментатор, тоже является физической системой, а сам эксперимент является физическим процессом. Потому и исследуемая система и эксперимент, да и используемый в эксперименте прибор должны описываться единообразно. Вот тут и возникает вопрос о том, как примирить проективный постулат фон Неймана с возникающим противоречием?
Нильс Бор, сформулировав свою копенгагенскую интерпретацию (несколько подробней о копенгагенской интерпретации Бора и краткой характеристике других интерпретаций, можно прочитать в статье, имеющейся на портале [1]), ответил на этот вопрос так. Поскольку прибор является макроскопически большим, то к нему просто неприменимы законы квантовой теории, а он обязан быть таковым, поскольку его свойства должны непосредственно восприниматься экспериментатором, так, как это имеет место в классической физике. Он и должен описываться исключительно законами классической физики. А уравнение Шредингера и проективный постулат фон Неймана применимы только к квантовым системам, причем последний вступает в силу, только если квантовая система вступает во взаимодействие с классическим прибором.
Эта точка зрения оказалась весьма удобной для применения и большинство физиков, особенно занимающихся расчетом реальных квантовых систем, другие точки зрения на этот вопрос просто не интересовали. Однако, из копенгагенской интерпретации с неизбежностью следует вывод о том, что наш физический мир разделен на два, абсолютно разных типа объектов – на квантовые и классические объекты, каждый из которых подчиняются своим собственным законам, что является не вполне понятным и приемлемым. И, как результат, стали возникать квантовые парадоксы, к формулировке которых приложили руку выдающиеся физики: Шредингер, Вигнер, Эйнштейн, Бор, Паули. Уиллер, ДеВитт и многие другие. Это, например, известный большинству читателей парадокс кота Шредингера, парадокс друга Вигнера, парадокс Эйнштейна – Подольского – Розена.
Есть и еще один момент, который стоит упомянуть. Он связан с тем, что тем или иным образом любое измерение с необходимостью связано с осознания его экспериментатором и поэтому результат эксперимента просто не отделим от осознания его человеком, проводящим его. Отделить сам эксперимент от осознания его результатов просто не удается, даже если об этом не вспоминать.
Но мы не будем углубляться в тонкости копенгагенской интерпретации квантовой теории и ее критики (желающих совершить этот подвиг могу отослать к замечательной книге Садбери [2], ссылку на которую интересующиеся могут найти в конце статьи), а продолжим знакомство с отличиями квантовой теории от классической.
Остальные отличия являются не столь принципиальными, как проблема измерения, но сами по себе достаточно интересны и стоят хотя бы короткого упоминания:
1. Квантовая теория принципиально отличается от теорий, возникших до нее, не только тем, что ее предсказания носят вероятностный характер, но и тем, что вероятность лежащая в ее основе носит принципиально фундаментальный характер. Если использование понятия вероятности в других теориях обусловлено неполнотой информации об исследуемой системе и полагается, что понятие вероятности можно из этих теорий исключить, получив более полные сведения о предмете исследования, то в квантовых теориях получение полной информации о системе невозможно в силу фундаментальных принципов, таких как принцип неопределенности, имеющих свое отображение в соотношении неопределенностей Гейзенберга или, в наиболее общем виде, в соотношении неопределенностей Шредингера.
Эту особенность квантовой теории не столько сложно понять, сколько сложно принять. Дело в том, что в классической физике существует основное допущение, гласящее, что всякому событию должна предшествовать его причина. Однако если квантовые законы имеют принципиально вероятностный характер, то отдельные моменты квантовых явлений могут и не иметь предвосхищавших их причин. Именно с этим моментом и связано знаменитое выражение Эйнштейна: «Я не могу поверить, что Бог играет в кости».
Из этой ситуации, если посмотреть на нее несколько иначе, можно сделать вывод о том, что утверждение «каждое событие имеет свою причину» мы должны рассматривать не как непреложную истину, неподлежащую сомнениям, а как утверждение о наших намерениях искать причину любого события. Самим своим существованием квантовая теория доказывает это положение;
2. Наиболее загадочным в квантовой теории является способ, которым определенные свойства приписываются частицам в квантовой системе. В отличие от классической физики, это отличие имеет два момента. Во-первых, в квантовой теории отрицается наличие определенных значений тех характеристик, которыми оперирует классическая физика. Делается утверждение, что квантовая частица может, например, не иметь определенного положения в пространстве и определенного значения импульса (одно из соотношений неопределенностей Гейзенберга).
Особенно удивительно то, что если частица в определенный момент времени и имеет определенное положение в пространстве (частица локализована), то ее импульс не может быть определен в принципе. Но более того, невозможно точно сказать, где она будет локализована в последующие промежутки времени. Или, другими словами, привычное в классической механике понятие траектории частицы в квантовой теории просто неприменимо, поскольку это понятие с необходимостью требует одновременного с локализацией частицы точного определения ее импульса. А на эту процедуру в квантовой механике наложен принципиальный запрет. Согласитесь, что представить себе такую частицу в рамках наших привычных воззрений достаточно сложно.
Во-вторых, и это более существенно, в квантовой теории вообще не определен статус такого понятия, как свойства системы, когда она не находится в собственном состоянии, т.е., когда осуществляется на систему внешнее воздействие. Непонятно вообще обладает ли система в момент измерения таким свойством, находится ли в одном из собственных состояний. Дело в том, что в процессе измерения можно получить конкретное значение для любой наблюдаемой (наблюдаемой в физике называют любой параметр системы поддающийся измерению). Наблюдаемую можно измерить, придать ей любое значение, так что, нельзя утверждать, что полученные результаты бессмысленны.
Однако с другой стороны любое измеренное значение может быть фальсифицировано самим процессом измерения, который есть ни что иное, как эксперимент над квантовой системой, переводящий систему из собственного состояния в некое, достаточно неопределенное, новое состояние, при этом не являющиеся собственным;
3. Положим, что квантовая система состоит, например, из двух частей. Тогда ее состояние можно описать суперпозицией (суммой) двух векторов состояния, построенных по соответствующему закону. Заметим, что подобная ситуация и обсуждалась в знаменитой статье Эйнштейна, Подольского, Розена в которой и был сформулирован знаменитый парадокс, носящий имя авторов этой статьи. Когда система находится в подобном состоянии, оказывается невозможным утверждение, что какая-либо из подсистем находится в определенном состоянии, но возможно получить информацию об одной из подсистем, произведя эксперимент над другой подсистемой.
Таким образом, квантовая теория просто отрицает возможность описания окружающего нас мира путем деления на его на части с последующим описанием этих частей. Этот момент является довольно неординарным по своей сути.
4. Ненадолго вернемся к проективному постулату, который обсуждался немного выше. И просто сформулируем некоторые итоги этого обсуждения. Мы видели, что проективный постулат фон Неймана фактически является довольно плохо определенной процедурой. В нем нет точного определения, что есть на самом деле процесс измерения параметров квантовой системы. Нет никакого указания ни на момент времени, ни на механизм перехода системы из достаточно произвольного вероятностного состояния в обнаруженное в результате эксперимента конкретное состояние.
Во-вторых, сам по себе проективный постулат фон Неймана является дуалистичным, поскольку он требует принципиального разделения нашего мира на квантовый микроскопический мир и на макроскопический классический мир. Он так же разделяет закон временной эволюции на закон, определяемый детерминированным (строго упорядоченным во времени) основным уравнением квантовой механики – уравнением Шредингера и на строго вероятностный закон, не вполне определенный проективным постулатом фон Неймана, что хорошо иллюстрируется известным парадоксом с котом Шредингера.
Другими словами, он делает физические события следствиями наблюдений вместо того, что бы полагать, что события наблюдаются только потому, что они действительно произошли в окружающем нас мире.
Проективный постулат фон Неймана сформулирован в строго локальной форме, когда неявно полагается, что измерения происходят мгновенно, и, следовательно, является чистой абстракцией, не учитывающий тот момент, что реальные измерения никогда не являются мгновенными. Это всегда протяженный во времени процесс. Из этого с необходимостью возникает вывод, что проективный постулат фон Неймана в некотором смысле чужероден самой сути квантовой теории и введен в нее по необходимости, что бы хоть как-то пояснить саму процедуру квантового измерения;
5. И последний момент отличающий квантовую теорию от классической. Говоря об отличиях этих теорий друг от друга, нельзя не упомянуть формальную логику, заложенную в их основание.
Отличие квантовой логики от классической весьма существенно. Это вызвано тем, что существует явное неудобство в использовании векторов состояния, которыми оперирует теория, для описания физического состояния исследуемой системы. Это неудобство порождается тем, что в квантовой теории просто не существует взаимнооднозначного соответствия между векторами состояния, используемыми в теории, и физическим состоянием системы. Потому мы просто с необходимостью, пытаясь описать физическое состояние квантовой системы, вынуждены оперировать не с одним вектором состояния, а с целым классом векторов, кратных данному, что несколько усложняет построение геометрии пространства, с которым оперирует квантовая теория, переводя его в разряд проективного.
Если говорить проще, то отражением этого факта является утверждение о том, что мы просто не имеем возможности утверждать, что интересующая нас квантовая система находится в данный момент или в данной области пространства в определенном состоянии.
Для нас это конкретное состояние фактически остается неопределенным Потому привычная для нас бинарная логика, таблица истинности которой строится из двух элементов “ДА”, “НЕТ”, начинает входить в сильное противоречие с обсуждаемой теорией. Для квантовой теории непротиворечивой, и это можно показать строго, оказывается трехзначная логика, таблица истинности которой складывается уже из трех элементов – “ДА”, “НЕТ” и “НЕОПРЕДЕЛЕНО”. Но это отличие не является причиной для разделения двух миров – квантового и классического, поскольку при плавном переходе от одного описания к другому трехзначная логика столь же плавно переходит в бинарную.
Таким образом, мы просто с неизбежностью оказываемся перед двумя, достаточно существенными вопросами:
*Так что же представляет собой квантовая теория как теория физическая?
*Каким же образом она описывает физический мир?
В настоящее время существует множество ответов на эти вопросы, которые лежат уже больше в философской плоскости, называемой метафизикой, и составляют содержание того, что называется квантовыми интерпретациями, одна из которых, а именно, копенгагенская интерпретация, была нами упомянута выше.
На настоящий момент существует чуть менее двух десятков различных вариантов интерпретаций, суть которых весьма многообразна. Начиная от довольно экзотических предположений о движении частиц во времени в противоположном направлении, расслоении многомерных пространств нашего мира, в основе которых лежат струнные космологические модели, и заканчивая интерпретациями откровенно идеалистическими. Но не будем погружаться в эту пучину “-измов”, поскольку многих из них, за редким исключением, объединяет одна и та же довольно неприятная вещь – предположения, заложенные в их основу если и непротиворечивы, то недоступны для прямого доказательства их истинности. Это бесспорно в отношении идеалистических интерпретаций, ведь очень хорошо известно, что никакое утверждение, в основе которого лежит идеализм, не может быть ни опровергнуто ни доказано с помощью каких бы то ни было логических построений. В этом случае, решение главного для понимания вопроса перекладывается только на некие интуитивные суждения и другого тут просто не дано.
Другие интерпретации, такие, например, как копенгагенская и производные от нее, позволяют довольно точно рассчитывать квантовые системы для прямого их применения, не озадачиваясь при этом вопросами, к какой картине мира они приводят. Они просто удобны в практической плоскости. Недаром копенгагенскую интерпретацию многие физики считают ортодоксальной и шутливо характеризуют фразой – “это интерпретация вида замолчи и считай!”. Но и с ней, как мы видели, не все так просто. К сожалению, и она не позволяет провести экспериментальную проверку и однозначно сказать, что окружающий нас мир действительно разделен на два мира: квантовый и классический.
Так что мы оставим в покое весь этот “квантовый зоопарк”, в котором каждый волен выбирать понимание мира себе по вкусу, впрочем, без малейшей надежды убедиться в правильности своего выбора. Мы сосредоточимся только на одной квантовой интерпретации, которая не только рисует логически стройную, возможно довольно непривычную для нас картину мира, но при этом содержит в себе возможность хоть в будущем, но проверить ее экспериментально. Интерпретации, которая прямо указывает на области пересечения точных и естественных наук. Дальнейший разговор мы посвятим обсуждению квантовой многомировой интерпретации Эверетта.
В 1957 году вышла статья Хью Эверетта III, в которой была предложена принципиально новая на момент выхода статьи “многомировая” интерпретация квантовой механики, хотя сам Эверетт называл ее интерпретацией квантовой механики, основанной на понятии относительного состояния. Эта статья, в своё время, прошла почти незамеченной.
С развитием физики интерес к решению проблемы измерений совместно с противоречивостью проективного постулата в квантовой теории сильно возрос и к интерпретации, предложенной в этой статье. вернулись. Это связано, с одной стороны, с тем, что квантовая теория, нашедшая свои приложения в самых неожиданных областях науки и техники, стала превращаться в инженерную науку, и перестала быть “уделом избранных”. Все больше специалистов стало обращаться к ней.
Но были и иные причины возникновения интереса именно к основным проблемам квантовой теории. Потребовались расчеты не только сложных систем, таких как атомы, пучки электронов, фотонов и так далее, но и “элементарных” систем, таких как единичный электрон в одномерной кристаллической решетке, одноэлектронные транзисторы, единичный ион в магнитной ловушке и прочее. Для расчета таких систем хорошо привычная идеология Копенгагенской интерпретации стала просто неприменима.
Кроме того, появились качественно новые области приложения квантовой механики, требующие более глубокого понимания квантового мира. Приложения уже напрямую использующие именно отличия квантовой теории от классической. Примером такого приложения является квантовая информатика со всеми своими приложениями, с упоминания которой и начиналась эта статья.
Формулируя свою интерпретацию, Эверетт попытался выйти за пределы, фактически чуждого квантовой теории, проективного постулата фон Неймана. Несколько позднее это сделали Уиллер и ДеВитт. Согласно интерпретации Эверетта, а вернее, многомировой интерпретации Эверетта – Уилера – ДеВитта, предполагается, что различные вероятностные состояния квантовой системы соответствуют различным классическим вероятностям, или классическим мирам.
Полагается, что эти классические миры равноправны, то есть, ни один из них не более реален, чем остальные. Так возникла картина многих классических миров Эверетта – Уиллера – ДеВитта. Более подробное описание этой интерпретации, например, можно найти в статье [1].
Но при этом возникает довольно любопытный вопрос – а как быть с тем, что при проведении эксперимента\измерений сознание наблюдателя фиксирует только один из возможных результатов таких измерений? Ведь и в этом случае происходит с неизбежностью все тот же выбор одного из возможных состояний квантовой системы (редукция состояний) и нет ли тут явного противоречия с многомировой интерпретацией. На самом деле, такого противоречия просто не возникает и это можно показать. Дело в том, что сознание наблюдателя как бы разделяется между “возникающими” классическими мирами и каждая “компонента” разделившегося сознания видит только то, что происходит в каждом из этих миров.
“Таким образом, сознание наблюдателя расслаивается, разделяется в соответствии с тем, как квантовый мир расслаивается на множество альтернативных классических миров”[3]
В интерпретации Эверетта – Уилера - ДеВитта количество таких альтернативных миров определяется исключительно тем набором собственных состояний, к которых может находиться квантовая система. В принципе, их может быть и бесконечное количество, в отличие от картины, которую дает копенгагенская интерпретация Бора, в которой все эти альтернативы просто исчезают, происходит селекция альтернатив. И это исчезновение альтернатив является прямым следствием проективного постулата фон Неймана.
В интерпретации Эверетта такой селекции не происходит. Вместо этого происходит как бы “расслоение” квантового мира на альтернативные реальности и сознание наблюдателя способно воспринимать возникающие альтернативы независимо друг от друга. Или, другими словами, сознание “расслаивается” на свои компоненты, каждая из которых воспринимает свой собственный классический мир. Но субъективно наблюдатель в целом воспринимает так, как будто существует только один классический мир.
Согласно Эверетту в каждом из альтернативных классических миров существуют “двойники” одного и того же наблюдателя, воспринимающие каждый свою альтернативу. Эта интерпретация довольно сложна для понимания, поскольку в ней все альтернативы реализуются, а сознание наблюдателя разделяется между всеми альтернативами, но в то же время, индивидуальное сознание воспринимает эту картину так, как будто существует только одна альтернатива, только один классический мир, в котором оно и живет.
Подытоживая сказанное, можно утверждать, что сознание в целом разделяется между существующими альтернативами, но при этом индивидуальное сознание субъективно осуществляет селекцию альтернатив, выбирая из всего набора только одну.
Такова вкратце интерпретация Эверетта – Уилера – ДеВитта. На первый взгляд она кажется довольно фантастической, но это не совсем так. Во-первых, стоит напомнить, что такая картина мира вполне логична, поскольку связана с отказом от противоречивого по-сути проективного постулата фон Неймана. Постулата, нарушающего одну из основ квантовой теории – ее линейность, отказ от которого напрямую следует из самой сути квантовой теории. Во-вторых, картина становится еще более фантастической, когда интерпретацию Эверетта – Уилера – ДеВитта воспринимают буквально и начинают утверждать, что эвереттовские миры реально существуют.
Однако при этом надлежит помнить, что никаких многих миров в действительности нет. Реально существует только один мир и этот мир квантовый по своей природе. Мир, который может находиться во многих вероятностных состояниях, каждое их которых соответствует своему классическому миру. Миру, который и воспринимает сознание.
Иными словами, каждый из эвереттовских миров есть ни что иное, как “классическая проекция” единого квантового мира. И эти проекции создаются ни чем иным, как сознанием наблюдателя, в то время, как квантовый мир един и существует независимо от сознания наблюдателя.
Если это помнить, то многие фантазии и недоразумения, которые могут возникнуть, просто исчезают. Однако и интерпретации Эверетта – Уиллера – ДеВитта присущ все тот же существенный недостаток. Эту интерпретацию, равно как и подавляющее большинство других, невозможно проверить экспериментально. Сама квантовая теория, да и обсуждаемая интерпретация не содержат, на первый взгляд, инструментов, позволяющих выполнить подобную проверку. Однако, все расчеты, которые могут быть проведены в рамках этой интерпретации, по сути, являются все теми же квантовомеханическими расчетами. Иными словами, интерпретация Эверетта – Уилера – ДеВитта не есть новая квантовая теория. Это всего лишь иное понимание обычной квантовой теории.
Прежде, чем мы пойдем дальше, обратим внимание на следующий момент, вытекающий из обсуждаемой интерпретации – если в соответствии с законами квантовой теории разделения альтернатив не происходит, а наблюдатель всегда видит только одну из них, значит, разделение альтернатив и выбор одной из них происходит в сознании наблюдателя.
Эта мысль не нова, поскольку об этом говорил и сам Эверетт. Однако можно пойти в этом направлении дальше и предположить, что мы имеем дело не с двумя связанными явлениями (сознанием и разделением квантовых альтернатив), а с одним объектом и отождествим понятие сознания с понятием разделения альтернатив. Рассмотрим эту мысль подробнее.
В интерпретации Эверетта – Уиллера – ДеВитта само понятие сознания имеет два аспекта. Во-первых, сознание в целом разделяется между альтернативами, а его “компонента” живет в одной классической альтернативе. Заметим, что в психологии под сознанием понимают именно эту ”компоненту”, живущую в своем классическом мире (сознание, как его определяет психология, это то, что воспринимается субъективно). Таким образом, у нас довольно последовательно возникает гипотеза отождествления, сформулированная известным российским физиком – теоретиком, доктором физико-математических наук, Михаилом Борисовичем Менским:
«Способность человека (и любого живого существа), называемая сознанием, - это то же самое явление, которое в квантовой теории называется редукцией состояния или селекцией альтернатив, а в концепции Эверетта фигурирует как разделение единого квантового мира на классические альтернативы» [3]
Эта гипотеза, являющаяся сутью расширенной интерпретации Эверетта, позволила намного расширить понимание окружающего мира. Поскольку мы полагаем теперь, что сознание и разделение альтернатив есть суть одно и тоже явление, у нас возникает, по крайней мере, один общий элемент – сознание, связывающий между собой такие, казалось бы, отстоящие далеко друг от друга области познания, как квантовая физика и психология.
Однако этот момент требует некоторого пояснения. Эту самую общую часть квантовой физики и психологии следует отождествлять лишь с самым глубинным, самым “примитивным” уровнем сознания. Этот уровень лежит на самой границе сознания и непосредственно связан с процессом осознавания - процесса перехода от состояния “неосознано” к состоянию осознания окружающего мира. Следует так же уточнить, что в данном случае речь не идет о сознании в целом, а лишь о том, неуловимом, отличающим состояния “неосознано” и “осознано”. Становится понятным и еще один момент – почему эти два явления сознание и разделение классических альтернатив, лежащие в традиционно разных сферах познания, плохо поддаются пониманию в рамках традиционного понимания. Просто важнейшие аспекты этих явлений лежат в иных областях, отделяя которые друг от друга, мы упускаем самое важное.
В рамках расширенной интерпретации Эверетта стало возможным понимание того, что же есть на самом деле жизнь, в самом общем ее понимании. Для того. Что бы это увидеть попробуем понять, что же есть на самом деле выбор среди возможного набора возможных классических альтернатив. При этом надо иметь в виду, что этот выбор осуществляют и используют живые организмы. Важнейшим моментом является то, что каждая альтернатива есть ни что иное, как вероятное поведение “микроскопической” системы и ее “макроскопического” окружения.
Иными словами, это именно та картина окружающего мира, которая возникает в сознании живого организма. В этой картине мир становится классическим, ведущим себя в соответствии с хорошо привычными классическими законами, то есть. этот мир становится предсказуемым, пусть даже в отдельной области, окружающей организм, и живой организм становится в состоянии выработать оптимальную стратегию для выживания в этом мире. Причем важнейшим фактором является именно классичность картины, формируемой сознанием, ее предсказуемость, поскольку в квантовом случае мир бы стал вероятностным, непредсказуемым. Миром, в котором не всегда выполняется принцип причинности. В этом случае выработка оптимальной стратегии выживания живого организма была бы невозможна в принципе, а, следовательно, стала бы невозможной предсказуемость эволюции живых организмов. Таким образом, классичность эвереттовских миров является просто необходимым условием для существования живых организмов.
Другими словами, живое существо в отличие от неживого обладает уникальной способностью особым образом воспринимать квантовый мир, проецируя его своим сознанием на мир классический. Мир, в котором с неизменностью осуществляется принцип причинности, в котором хорошо срабатывают приобретенные навыки. Мир, являющийся, по крайней мере, локально предсказуемым.
Эти рассуждения делают правдоподобным предположение о том, что явление разделения альтернатив, которое отождествляется с сознанием, не является законом природы, как это обычно предполагается в явной или неявной форме. Сознание является способностью, которую живые существа выработали в процессе эволюции, а точнее – в процессе зарождения жизни. Отсюда следует еще один, казалось бы, парадоксальный вывод о том, что классические законы природы, сформулированные с той или иной степенью точности высшими уровнями сознания, и успешно используемые нами в описании окружающего неживого мира просто не применимы для описания явлений, связанных с сознанием, с живыми организмами, особенно, для описания социума, поскольку в той или иной форме социум есть ни что иное, как продукт высших функций сознания.
Но самым интересным в обсуждаемой нами расширенной интерпретации Эверетта является заложенная в ней возможность, пусть и пока гипотетическая, экспериментальной проверки. Надежда ее проведения напрямую связана с разрабатываемыми в настоящий момент квантовыми компьютерами. Это так, поскольку в квантовых компьютерах эволюционируют квантовые состояния - кубиты, то есть, суперпозиции, содержащие огромное число компонент. Каждая компонента несет в себе некоторую информацию и эволюция всей квантовой системы такого компьютера развивается по законам квантового мира, а, следовательно, и обеспечивает одновременное преобразование всех вариантов классической информации. Следовательно, можно надеяться, что квантовый компьютер позволит моделировать такое явление, как сознание. Сознание, как оно определено в рамках расширенной интерпретации Эверетта. Задача состоит в том, что бы каким-либо образом сформулировать критерий выживания и подобрать закон эволюции так, что бы эволюция всех альтернатив была предсказуемой, и выживание в этих альтернативах было возможным. Задача эта крайне сложна, но принципиального запрета на ее реализацию пока не видно.
На этом мы завершим нашу небольшую экскурсию в квантовую метафизику, оставив за бортом еще много интересного и удивительного.
Автор выражает искреннюю благодарность редактору Damkinу за длительные и плодотворные дискуссии и профессору, доктору технических наук, Семенову Александру Николаевичу за неоценимую техническую помощь, без которой появление этой статьи было бы весьма затруднительно.
Литература
1. gopman Квантовые измерения, феномен жизни и стрела времени
2. А.Садбери Квантовая механика и физика элементарных частиц.- М.Мир, 1989 г.
3. М.Б.Менский Концепция сознания в квантовой механике.- УФН, т.175, №4, 2005 г., с. 423 – 435.
gopman
Специально для портала "ОКО ПЛАНЕТЫ"
При цитировании и копировании ссылка на "Око Планеты" обязательна
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Следовало бы ожидать, что если пучок фотонов замедлить до такой степени, чтобы можно было убедиться, что отдельные фотоны ударяются о пластинку, то следовательно, не будет никакой интерференции и световая картина будет в виде двух полосок света, выровненных в соответствие с щелями. На самом деле, однако, результирующая картина по-прежнему будет показывать интерференцию, что означает, что каким-то образом отдельные частицы интерферируют сами с собой. Это кажется невозможным: следовало бы ожидать, что отдельный фотон пройдёт через одну из щелей и попадёт на одну из двух световых полосок. Но этого не происходит. Фейнман предположил, что каждый фотон не только проходит через обе щели, но и одновременно пересекает все возможные траектории на пути к цели, не только в теории, но и на самом деле.
Для того, чтобы увидеть, как такое может быть, эксперименты были сфокусированы на отслеживании пути отдельных фотонов. Но произошло вот что: каким-то образом измерение разрушило траектории фотона (в соответствие с принципом неопределённости квантовой теории), и каким-то образом, результаты эксперимента стали такими, как и предполагалось классической физикой: две полоски света на фотографической пластинке, выровненных в соответствие с щелями в препятствии. Если же мы прервём попытку измерить, то картина снова превратится во множество светлых и тёмных линий в различной степени.
Исследования квантовой интерференции находят своё применение во всё большем числе приложений, например, в сверхпроводящем квантовом интерференционном устройстве (SQUID), квантовой криптографии, и квантовых вычислениях.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Пожалуйста. Никоим образом не возражаю.
Так о таком эксперименте в статье написано в конце. И это вполне реально....
Ускорители не работают в рамках интерпретаций!! Они работают в квантовом режиме. А интерпретации это дело уже фактически философов. Яж в статье говорил о том, что интерпретации на расчеты не влияют. Интерпретация это не новая физика!! Физика остается по-любому.
Противоречия никакого. Уравнение Шредингера детерминировано, поскольку позволяет весьма дотошно отследить эволюцию собственных состояний системы. А вот что покажет эксперимент - дело иное. Наверное Вы правы. Слово "однозначно" в соединении с вероятностью лишнее. Это скорее была эмоция, чем строгое утверждение.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Возникает противоречие у меня в голове, между "полностью детерменированно" и "однозначно описать в вероятностном ключе". Т.е., другими словами, можем однозначно сказать с какой вероятностью система окажется в данном состоянии? Лишь в этом детерменированность? (звучит противоречиво)
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
У меня есть идея на это счет. Но сначала хотелось бы услышать ваши идеи, если они есть. Думали ли вы над таким экспериментом? Ведь все ускорители, в том числе дорогущий, громоздкий и неудобный БАК, работают всё в тех же рамках известных интерпретаций и не могут выйти из них.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Кстати. Я в статье упомянул о парадоксе друга, автором которого был Вигнер. Так этот парадокс и был связан именно с осознанием результата измерения. Как быть, если один экспериментатор измерения провел, а его друг ничего не знает об этих результатах7 И для незнающего все возвращается на круги своя. Он опять должен вернуться к вероятностям!
А что насчет квантовой интерференции?
От gopman: Уточните, пожалуйста, что Вы имеете в виду, говоря о квантовой интерференции.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Милейший, не во все, конечно же. Стараюсь искать истину... Не все ещё наука изучила в этом мире, чтобы что-то однозначно отрицать.
Вот есть феномен НЛО, к примеру, миллионы очевидцев по всему миру за последние 60 лет.
Но наука серьезно его не изучает. И таких примеров можно массу привести.
Вот ещё информация про глаза и излучения из журнала "Квантовая магия":
Инфобиотом - индикатор
биоэнергоинформационных полей
О свойствах лучей зрения человеку известно с незапамятных времен. В народе издавна считается, что взгляд человека, находящегося на пороге смерти, несет в себе колоссальную эмоциональную силу, способную нанести непоправимый вред тем, на кого он смотрит.
Многим знакомо ощущение, что кто-то смотрит в затылок. Оборачиваемся: «взгляд давит»… Американские ученые университета Квинз подтвердили, что в 95 процентах случаев чужой взгляд ощущается человеком достаточно четко. Глаза человека излучают некую энергию, природа которой остается недостаточно изученной.
Английский физик Ч. Росс в 1925 году провел ряд экспериментов по воздействию взгляда на миниатюрную металлическую спираль, подвешенную на шелковой нити.
Для многих людей получалось, что взгляд заставлял разворачиваться спирали вдоль лучей зрения. Из этих исследований ученый сделал вывод, что глаз излучает электромагнитные волны.
Советский радиофизик Б.Кажинский изучал мысленное воздействие на расстоянии и пришел к выводу, что лучи зрения это биорадиационные излучения мозга. Взгляд способен изучать мысли.
Английский ученый Бэнсон Херберт предполагает, что глаз испускает биогравитационные волны.
Гипотеза о приеме и передаче мыслей с помощью взгляда образы возникают в мозге и передаются на сетчатку глаза, похоже имеет подтверждение. Впервые в 1973 году врач – психиатр экспериментально доказал, что зрительные образы возникают в мозге и передаются на сетчатку глаза, отсюда излучаются в пространство. Похоже доказано, что человеческий глаз способен испускать слабые рентгеновские и когерентные (лазерные) излучения.
Отметим уникальный феномен Н.С.Кулагиной (1926-1990 г.г.): она мыслью засвечивала фотоматериалы, экспонировала на фотопленку заказанные ей фигуры и символы: звезды, кресты, буквы; способность телекинезу и др.
Нужно не отрицать, а проводить в этих направлениях непредвзятые исследования, эксперименты.
От gopman: Биогравитация это, конечно, круто!! Но может с оффтопом не будем баловать слишком. Статья-то не о том!!! Я, естественно, публикуя эту статью предполагал что-то подобное, но все-таки..
Я просто ответил. Можете удалить.
От gopman: Правда? Разрешаете?
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 513
Рейтинг поста:
А чего можно было бы еще ожидать, ссылаясь на журнал "Совершенно СЕКРЕТНО"? Еще можно использовать "НЛО", "Тайны века" - да кучи их. Можно набрать сотни подобных статеек и надергать из них тысячи цитат. Но, к сожалению или к счастью (сложно сказать), разобрать их все не представляется нужным и возможным. Как показывает практика, в таких статейках либо приведены выдумки, либо никто кроме автора да пары бабок на скамейках не в курсе сих великих открытий, либо что-то такое все же было в действительности, но журналисты приврали да переврали, либо "открытие" давно признано ошибочным/фальшивым, о чем конечно же авторы скромно умолчали. И т.д. Почему-то я уверен, что с приведенной информацией из этого журнальчика одна из описанных ситуаций.
Вы серьезно верите во все, что цитируете из подобных источников?
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Так ведь не только волен понимать свой вариант мира (это слишком просто и легко), но и волен строить свой мир, свое измерение, свою вселенную. Надеюсь, Алексей меня поймет, что фраза не из лексикона фанатичного эзотерика, а утверждение основанное на знании, как не нелепо она звучит для современного физика и обывателя.
Подтверждаю, что глаза являются средством фокусировки луча энергии.
Мой друг профессиональный фотограф, работающий в студии для съемки фото для документов на стационарном аппарате с фотопластиной, описывал случай, когда он не смог сделать фотографию клиента. Все фотопластинки, какие бы он не ставил становились "засвеченными". Это не быль, это факт.
Только, можно предположить. что это не рентгеновской и световой диапазон излучения, а изучение колебаний ткани пространства, создаваемых воздействием на нее мыслями индивидуума. Специально написал слегка затуманенным образом, чтобы не дразнить упертых физиков, природой излучения.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Идеальных экспериментов просто не существует в природе. Насчет интерпретаций см. выше в статье. Но позволю себе процитировать себя, любимого
Ну а насчет процитированного в Вашем предыдущем комментарии.., так статья, собственно, не об этом!
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
При сознательном влиянии на объект происходит другой результат, значит какое-то влияние есть. Несколько разных примеров привел. Не похоже все это на выдумку.
Можно, конечно, все списать на неидеальность таких экспериментов и неправильные интерпретации.
Я лично для себя оставил эту информацию в уме. Может проведут ещё эксперименты в будущем.
Кстати, про эксперименты Крохалева:
Делалось все, чтобы повысить объективность и достоверность экспериментов. Во время фотографирования или киносъемки излучений из глаз больные вслух описывали свои галлюцинации. Их рассказы протоколировали и затем сравнивали с изображениями, возникавшими на фотопленке. Совпадения поражали. На фотографиях было четко видно то, о чем в момент съемки рассказывали больные: «рога животных», «рыбы», «озеро и лось», «дорога, танки и солдаты», «фабрика», «елка», «черт», «змея», «подсолнечник» и многое другое. Контрольные кадры, когда галлюцинаций не было, никаких засветок и изображений не имели.
Обнаружилась и такая странность: мыслеобразы фиксируются на фотопленке даже в тех случаях, когда она помещена в светонепроницаемый конверт. Исходя из этого, некоторые исследователи предположили, что «излучение из глаз формируется не только в видимом диапазоне волн, но и в каком-то другом, в котором черная бумага пакета является прозрачной» (д.т.н. проф. А. Чернетский). Исследования последних лет, похоже, подтверждают эту гипотезу: доказано, что человеческий глаз способен испускать слабые рентгеновские и когерентные («лазерные») излучения.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Так каждый эксперимент проводится по разному. Но в основном. весь сыр-бор связан только с интерпретациями и не более того. А ежели еще и журналисты, жареного ищущие так вааще ховаться можно. Всему верить явно не приходится.
Эта ссылка явный тому пример! В этом эксперименте ничего подобного и близко небыло. Яж переводил статью с описанием этого эксперимента http://oko-planet.su/science/sciencehypothesis/62435-proverka-realnosti-zakrytie
-kvantovyh-lazeek.html
Ну так этот эксперимент был связан с разрешением парадокса Эйнштейна-Подольского-Розена (неравенства Белла и есть следствие этого парадокса). И никакой нелокальности и в помине. Это если сильно не фантазировать.)))
Не думаю, что это можно реально зафиксировать. Давайте подумаем в стиле вышеизложенного. Положим, что Вы правы и наблюдатель действительно может выбирать результат. Тогда, в свете вышеизложенного, он выберет реальность, в которой реализуется именно желаемый им результат. Но ведь те, кто наблюдал за ним воленс-неволенс окажуться в той же самой реальности, что и наблюдатель и для них все будет выглядеть так, как будто никакого выбора и небыло. Иными словами, подобное "чудо" достоверно зарегестрировать просто невозможно, поскольку все отличия останутся в иной реальности.
N.B. Насчет описанных приведенных цитатах "экспериментов". Они никакого отношения к квантовой физике не имеют. Падающие шарики вообще из разряда статистической физики, а она говорит,что распределение заполнения картинок по гауссиане - наиболее вероятно, но не достоверно. Статистически возможны и отклонения, поскольку организация эксперимента явна неидеална. Так причем тут "желания наблюдателя"?
И еще немного. Дело в том, что любой эксперимент обсчитывается. В квантовом случае расчет выдает наиболее вероятный результат. Следовательно, и разумный экспериментатор подспудно будет ожидать увидеть именно его.........
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Почему тогда все наблюдения у разных людей согласуются.
Если к примеру группа из 1 тыс.человек независимо друг от друга будет наблюдать за одним явлением, они будут редуцировать состояния к одному и тому же для всех, хотя редукция происходит только в сознании человека, на реальность не влияет.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 408
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Вот. Я и спрашиваю Вас, как физика, как проводятся такие эксперименты?
Почему в одних случаях наблюдатель не мешает, а в других явно влияет на объект своими мыслями. Но! Если есть люди, которые проводят эксперимент, значит объект постоянно находится под наблюдением. Так? Значит наблюдение как-то отличается, если, например, человек сосредотачивается на объекте сознательно.
Статья:
Физики проявили нелокальную природу реальности
А вот ещё один подобный эксперимент, как раз сознательного влияния на объект:
Поскольку после падения шарика точно на стержень вероятность его отскока вправо и влево составляет 50%, после прохождения нескольких рядов каждый шарик попадал в ту или иную корзину совершенно непредсказуемым образом.
Но то — один. А для тысяч шариков в целом уже действовали законы теории вероятности: всё население распределялось между корзин по гауссиане.
Но вот в опыт ввели новый "элемент" — наблюдатель, смотрящий на каскад, должен был мысленно желать попадания шариков скорее вправо, чем влево (или напротив – скорее влево, нежели вправо). И что же?
После проведения 3393 опытов с 25 "операторами" принстонские учёные выявили, что кривые распределения шариков действительно сдвигаются, хотя и не всегда и очень немного. Но сдвиг этот, как показали строгие расчёты, был всё же более существенным, чем могло бы следовать из "чистой случайности".
Или вот:
Электрон, он ведь как тот рабочий из анекдота – может копать, а может и не копать. То бишь он может туннелировать сквозь энергетический барьер, а может и не сделать этого.
Данный процесс носит вероятностный характер и потому, когда служит базовым источником "неопределённости" в специальной электронной схеме, может предоставлять просто "первосортный" белый шум, переводимый схемой в набор совершенно случайных чисел.
Эти прыжки электронов учёные представили в виде графика изменения вероятности перехода во времени. Сама эта вероятность постоянно колеблется вокруг значения 0,5.
Но это – "по науке". А на практике оказалось, что мысленное желание экспериментатора сместить кривую вверх или вниз корректировало хаотичные процессы туннелирования в ту или иную сторону, и опять-таки на величину, которая превышала возможный "по чистой случайности" сдвиг.
Каким образом осуществлялась связь между мозгом экспериментатора и REG – принстонские учёные так и не выяснили. Скромно охарактеризовав это явление как "неизвестное взаимодействие", авторы опытов пошли дальше.
И вот ещё один очень интересный эксперимент:
Что это может быть такое и как "оно" работает (если существует) – Роджер сказать не готов. Его интересует в первую очередь экспериментальная сторона вопроса. Научный подход в чистом виде.
Энное число REG соединено с сервером проекта через Интернет. В идеале общий усреднённый показатель этих приборов (число, описывающее туннелирование электронов) должен хорошо соответствовать законам физики. REG выдавали 200-битные случайные числа раз в секунду, где в каждом разряде 0 означал, что нет перехода, 1 – есть переход. Машина подсчитывала число единиц. По теории вероятности в большом числе испытаний оно должно составлять 100.
Однако оказалось, что оно зависит от мира людей. Так, на "самописцах проекта" отпечатались отклонения от статистической погрешности в переходах во время похорон принцессы Дианы и ряда других событий, горячо переживаемых большими массами, вроде инаугурации Обамы или недавнего землетрясения в Италии.
Более того, открылись небольшие сдвиги с суточным ритмом: часть приборов, расположенных в одних часовых поясах, показывала приближение светового дня и пробуждение людей.
Что связывало все эти сознания и легированные полупроводниковые переходы в недрах генераторов?
Источник
А тут на английском подобные эксперименты:
http://www.princeton.edu/~pear/publications.html
http://icrl.org/scholarly-papers/
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 513
Рейтинг поста:
Это было бы замечательно! Желаю успехов в этом деле. И большое спасибо за рекомендацию книги Шредингера. Теперь обязательно попробую осилить. Надеюсь, она написана достаточно популярно для понимая малосведущим в физике человеком.
От gopman: Спасибо за пожелания. А книга Шредингера не столь физична, сколь метафизична. Конечно, с учетом того, что написана физиком -теоретиком))). Но математику можно и опустить при чтении. Перевод ее довольно качественный. Так что и Вам успехов!
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Встречный вопрос - а есть ли сознание у Вашего автомобиля? Робот это есть такая же машина, как и все прочие. О каком сознании и выборе альтернатив тут может идти речь? А все остальное - от Айзека Азимова)))))
И насчет ответа на вторую половину Вашего вопроса. Могу сказать, что такое отличие таки есть и оно принципиально. Но, к сожалению, развернутый ответ на этот вопрос в рамках комментария просто невозможен, поскольку Вы задели несколько иной, впрочем не менее важный вопрос - Что такое жизнь с точки зрения физики? А эта статья только краешком касается вопроса о необходимых условиях для существования жизни.
Что такое жизнь7 Этот вопрос стоит первым в перечне самых насущных проблем физики, созданный академиком Гинзбургом в конце его жизни. На этот вопрос физики пытались ответить неоднократно. Даже есть в русском переводе книга Шредингера "Что такое жизнь", пусть с несколько устаревшими воззрениями, но все-таки, весьма познавательная книга. Давно раздумываю о статье с ответом именно на этот вопрос, но что-то непозволяет сесть и написать ее. Уж больно сложный вопрос. Может и соберусь когда-нибудь.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 78
Рейтинг поста:
А мне почему то вспомнился анекдот:
Мужик в троллейбусе едет и думает:
"Жена — стерва, друзья - подонки, начальник - дебил, работа - дрянь, жизнь - дерьмо..."
За спиной мужика стоит ангел, записывает в блокнот и думает:
" Какие странные желания, а главное - одни и те же каждый день! Но ничего не поделаешь, надо исполнять…"
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 513
Рейтинг поста:
То есть сознание - в том числе и просто набор заложенных природой в процессе эволюции алгоритмов/реакций на внешние условия и их изменение? А ведь только такое "сознание" согласно имеющимся данным присуще упомянутым формам жизни (отсутствует даже нервная система, неразрывно связанная с сознанием у высших форм).
Тогда возникает другой вопрос: а есть ли сознание у робота и соответственно возможность выбирать из квантовых альтернатив? Если нет, то какое принципиальное отличие создает такое "сознание" у растений, бактерий и грибов?
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Спасибо за столь высокую оценку статьи.
Насчет Вашего вопроса. В статье речь идет о самых низших, базовых уровнях сознания, о том, что присуще всему живому и что, по сути и есть различие между живым и неживым. И растения и грибы и бактерии тоже строят свою концепцию выживания. так что и тут никаких противоречий. Не стоит путать сознание и разум. Это разные вещи.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 513
Рейтинг поста:
Навеяло такой вопрос: если сознание - средство выживания в мире квантовых альтернатив, то каким образом существуют и успешно выживают такие жизненные формы, как растения, грибы и бактерии? Причем без бактерий не смогли бы появиться и высшие формы жизни.
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Маленький вопрос: А каким результат может быть без наблюдения7 Пока измерения не проведены Вы ничего о результатах измерений сказать просто не сможете. Можете только предполагать, играть вероятностями и не более того.
Кстати. Я в статье упомянул о парадоксе друга, автором которого был Вигнер. Так этот парадокс и был связан именно с осознанием результата измерения. Как быть, если один экспериментатор измерения провел, а его друг ничего не знает об этих результатах7 И для незнающего все возвращается на круги своя. Он опять должен вернуться к вероятностям!
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Напомнило эксперимент из фильма "Буддизм и наука":
Т.е. при наблюдении был один результат, без наблюдения, другой.
Как это можно объяснить?