Космический аппарат «Розетта» после прибытия в окрестности кометы 67P/Чурюмова-Герасименко продолжил выполнение программы этой уникальной экспедиции.
После выполнения двигательной установкой корректирующего маневра скорость космического аппарата измененилась на 1м/с, и аппарат вышел на начальный участок орбиты сближения с ядром кометы. Уже получены и переданы на Землю новые и еще более подробные в деталях снимки ядра кометы с расстояния в 130 и 120 километров от её поверхности.
Снимки, выполнены с помощью спектроскопической инфракрасной камеры дистанционного наблюдения OSIRIS (Optical, Spectroscopic, and Infrared Remote Imaging System), находящейся на борту станции, показывают в деталях ряд особенностей поверхности ядра кометы-цели. Даже на первый взгляд поверхность этого, в общем-то, небольшого небесного тела (размером 3*5 км), имеет весьма сложный рельеф, на котором отчетливо видны валуны, крутые скалы, кратеры. Имеются и относительно ровные площадки поверхности (см. фото 1).
На другом снимке (фото 2) крупным планом показан фрагмент поверхности части сдвоенного ядра кометы Чурюмова-Герасименко, полученного с борта станции с расстояния в 120 км. На снимке в левой части кадра, как отмечается в комментариях ESA, отчетливо различается «голова» кометы, которая бросает тень на «шею и тело» кометы, которые расположены справа.
Изображение кометы с расстояния 130 км, разрешение 2.4 м / пиксель (ESA). Изображение кометы с расстояния 120 км, разрешение 2.2 м / пиксель (ESA).
Снимки ядер комет, сделанных с борта различных космических аппаратов (The Planetary Society).
Конечно, такого рода подробности поверхности невозможно рассмотреть на снимках ядер комет, сделанных в предыдущие годы космическими аппаратами совершившими полеты к ряду комет Солнечной системы.
Первыми такими снимками были фотографии кометы Галлея, сделанные еще в 1986 году во время космических экспедиций отечественных автоматических аппаратов «ВЕГА-1» и «ВЕГА-2» на пролетной траектории при сближении с ядром кометы-цели. (Исследования долгопериодической кометы Галлея проводились советскими учеными в рамках межпланетного проекта «Венера-Галлея – ВЕГА»).
Затем последовали другие кометные экспедиции. На фото 3 представлены также снимки и сравнительные размеры ядер других различных комет, полученные в рамках различных проектов NASA и ESA, проведенных в 2000-е годы.
В настоящее время космический аппарат «Розетта» приступил к выполнению ответственного этапа траекторного сближения с ядром кометы до высоты над ее поверхностью менее 10 км.
Аппарат будет постепенно, с использованием ряда корректирующих импульсов двигательной установки, приближаться к комете по довольно сложной пространственной траектории. Именно постепенно, поскольку непосредственный вывод и захват станции на низкую спутниковую «околокометную» орбиту практически невозможен в виду очень малой гравитирующей массы ядра кометы.
На сайте ESA представлен видеоролик траекторного сближения станции с ядром кометы.
На основании результатов картографирования ядра кометы планируется детальное изучение и выбор места посадки отделяемого научного модуля весом 56 кг на поверхность кометы Чурюмова-Герасименко.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: zimorodok (16 августа 2014 00:13) Статус: |
поскольку непосредственный вывод и захват станции на низкую спутниковую «околокометную» орбиту практически невозможен в виду очень малой гравитирующей массы ядра кометы.
какие корявые выражения потребовались, чтобы изложить простую вещь: зонд не сможет выйти на орбиту вокруг кометы и "захватиться" ее тяготением из-за малости силы этого тяготения (или вообще отсутствия такового). на тяготение не полагается и "спускаемый модуль" - он попытается удержаться на якорях.
вообще, на поверхности Земли имеет место быть одно удивительное и уникальное совпадение: масса и вес тел настолько совпадают, что их не рассматривают по-отдельности. но все совсем не так на Луне и уж тем более возле кометы. влияние массы там, настолько превосходит влияние веса, что его можно не учитывать вовсе (у кометы) или он приводит к нетривиальным и неповторимым в земных условиях эффектам (на Луне).
витиеватые траектории зонда в окрестностях планеты это не траектории "вокруг" и не "орбиты", как уже говорилось. управляемый с Земли (иное не утверждается) зонд, тупо пытается попасть в комету. они оба, зонд и комета, находятся на разных, но близких друг к другу околосолнечных орбитах. как только зонд выключает свои двигатели, разница между ним и кометой в орбитальном движении исчезает и микроскопические несовпадения параметров орбит уводят его в сторону от кометы. отклонения корректируются включением двигателей. поскольку полагаться на тяготение кометы не приходится, то корректировать орбиту зонда (вокруг Солнца) придется вплоть до планируемого сближения с кометой. но есть задержки при связи с зондом. наложение коррекций орбиты на задержки и порождают причудливую картину маневров зонда. чтобы неуклюжесть этих маневров не так бросалась в глаза их назвали "траекториями" сближения и рисуют красивыми линиями. только вот "кисточка" для такого рисования мне представляется несколько дороговатой. они (EKA) не так уж и врут, но если бы у зонда могла быть низкая "кометная" орбита, то их выдумки были бы ближе к истине.
на самом деле успех миссии висит на волоске. если будет допущена ошибка и запасов топлива у зонда окажется недостаточным для ее исправления, то комета и зонд разойдутся, как в море корабли, безо всякой надежды на новую встречу. и вот здесь решающую роль имеет следующее: полагались ли организаторы миссии исключительно на Ньютона или держали в уме еще и мнение скептиков? якоря на спускаемом аппарате, позволяют предположить, что они не исключали неожиданности. экспедиции NASA и AJAX поплатились за свою самонадеянность и похоже EKA сделала выводы. на всякий случай.
в обсуждении вот здесь высказана интересная мысль относительно траекторий зонда. немного ниже по ходу обсуждения представлен и практический подход, которым пользуются при планировании межпланетных перелетов. уважение к великому физику блюдется здесь в максимально возможной степени, но успех межпланетных миссий требует жертв.
по мотивам хабра и идей newfiz. ну и по поводу ;-). пинание приветствуется.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
какие корявые выражения потребовались, чтобы изложить простую вещь: зонд не сможет выйти на орбиту вокруг кометы и "захватиться" ее тяготением из-за малости силы этого тяготения (или вообще отсутствия такового).
на тяготение не полагается и "спускаемый модуль" - он попытается удержаться на якорях.
вообще, на поверхности Земли имеет место быть одно удивительное и уникальное совпадение: масса и вес тел настолько совпадают, что их не рассматривают по-отдельности. но все совсем не так на Луне и уж тем более возле кометы. влияние массы там, настолько превосходит влияние веса, что его можно не учитывать вовсе (у кометы) или он приводит к нетривиальным и неповторимым в земных условиях эффектам (на Луне).
витиеватые траектории зонда в окрестностях планеты это не траектории "вокруг" и не "орбиты", как уже говорилось. управляемый с Земли (иное не утверждается) зонд, тупо пытается попасть в комету. они оба, зонд и комета, находятся на разных, но близких друг к другу околосолнечных орбитах. как только зонд выключает свои двигатели, разница между ним и кометой в орбитальном движении исчезает и микроскопические несовпадения параметров орбит уводят его в сторону от кометы. отклонения корректируются включением двигателей. поскольку полагаться на тяготение кометы не приходится, то корректировать орбиту зонда (вокруг Солнца) придется вплоть до планируемого сближения с кометой. но есть задержки при связи с зондом. наложение коррекций орбиты на задержки и порождают причудливую картину маневров зонда. чтобы неуклюжесть этих маневров не так бросалась в глаза их назвали "траекториями" сближения и рисуют красивыми линиями. только вот "кисточка" для такого рисования мне представляется несколько дороговатой. они (EKA) не так уж и врут, но если бы у зонда могла быть низкая "кометная" орбита, то их выдумки были бы ближе к истине.
на самом деле успех миссии висит на волоске. если будет допущена ошибка и запасов топлива у зонда окажется недостаточным для ее исправления, то комета и зонд разойдутся, как в море корабли, безо всякой надежды на новую встречу. и вот здесь решающую роль имеет следующее: полагались ли организаторы миссии исключительно на Ньютона или держали в уме еще и мнение скептиков? якоря на спускаемом аппарате, позволяют предположить, что они не исключали неожиданности. экспедиции NASA и AJAX поплатились за свою самонадеянность и похоже EKA сделала выводы. на всякий случай.
в обсуждении вот здесь высказана интересная мысль относительно траекторий зонда. немного ниже по ходу обсуждения представлен и практический подход, которым пользуются при планировании межпланетных перелетов. уважение к великому физику блюдется здесь в максимально возможной степени, но успех межпланетных миссий требует жертв.
по мотивам хабра и идей newfiz. ну и по поводу ;-). пинание приветствуется.