Доклад является продолжением серии докладов «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0»
При написании доклада использовались данные открытых источников, исследования ведущих социологических центров (ФОМ, ВЦИОМ), данные исследования информационного пространства, проведенного по заказу холдинга «Minchenko consulting» компанией «Медиалогия», данные экспертного опроса представителей политической и бизнес-элиты России.
Скачать текст доклада в формате PDF
Скачать презентацию доклада в формате PDF
Доклад
Год Правительства Дмитрия Медведева: итоги и перспективы
Доклад является продолжением серии докладов «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0». При его написании использовались данные открытых источников, исследования ведущих социологических центров (ФОМ, ВЦИОМ), данные исследования информационного пространства, проведенного по заказу холдинга «Minchenko consulting» компанией «Медиалогия», данные экспертного опроса представителей политической и бизнес-элиты России.
Место правительства Дмитрия Медведева в Большом правительстве Владимира Путина
Как отмечалось в первом докладе «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0 1» (август 2012 года), Президент выстраивает систему, при которой он лично руководит всей вертикалью исполнительной власти в рамках «Большого правительства». Это стало возможным благодаря созданию резервного по отношению к правительству «пульта управления» в лице Администрации Президента и его помощников. В апреле 2013 года, во время прямой линии президент фактически подтвердил право на существование именно данной модели. «У нас нет водораздела между Правительством и Президентом, Администрацией и Правительством. Водораздел проходит по сущностным вопросам» , — сказал В. Путин.
Система «сдержек и противовесов» внутри элиты по-прежнему реализуется через систему коммуникации в неформальном органе власти — Политбюро 2.0. В полном соответствии с прогнозом в Политбюро 2.0 в течение года нарастало противостояние по линии «экс-медведевцы» – “партия третьего срока В.Путина”. Это создает видимость потери управляемости и порождает скандалы в медиа. Процесс демонтажа «медведевской коалиции», сложившейся к 2007 г. («семья» Б. Ельцина, часть крупного бизнеса и федеральной бюрократии), и оставшихся элементов тандемократии ускоряется и, как следствие, становится необратимым.
Наиболее интересная динамика происходит на уровне вице-премьеров. Переход В. Путина к прямому управлению министрами снижает потенциал должности заместителя председателя кабинета министров. Единственный первый заместитель премьера И. Шувалов смог найти свою нишу «комиссара Президента в Правительстве». Он дистанцируется от Д. Медведева и все больше укрепляется в позиции самостоятельного субъекта и «Второго Министра». В. Сурков, вероятно, разочарованный в политических перспективах «медведевского проекта», демонстративно превысил полномочия руководителя аппарата правительства и вынужден был покинуть политический Олимп, потеряв статус кандидата в члены Политбюро 2.0 А. Дворкович пытается выстроить собственную систему влияния в сфере ТЭК. Д. Козак, А. Хлопонин и Д. Рогозин снизили свою активность.
В самом Политбюро 2.0 на фоне разговоров о «реванше силовиков» и их борьбе с якобы либеральным крылом правительства продолжается усиление бизнес-окружения В. Путина. В частности, в состав полноправных членов вошел А. Ротенберг, который усилил свои административные и бизнес-возможности.
Персональный состав правительства формировался так, чтобы его новому руководителю было удобно с ним работать. Поэтому неудивительно, что большая его часть составлена из людей, уже работавших в Белом Доме: часть в виде переназначенных министров, часть в виде пошедших на повышение. Меньшие, но равные части кадров предоставили президентская администрация Д. Медведева и регионы РФ.
Интересно, что часть министров (Д. Мантуров, М. Соколов, И. Донской, И. Слюняев) делегированы напрямую членами Политбюро 2.0. Кроме того, неформальные договоренности между участниками тандема, которые год назад во многом определили структуру правительства, переживают кризис, провоцируемый «партией третьего срока». В текущем составе правительства четко обозначилась: команда премьер-министра (Д. Медведев, Н. Тимакова, М. Абызов, А. Коновалов, А. Дворкович), фигуры, ориентированные исключительно на Путина (А. Белоусов, И. Шувалов, В. Колокольцев, В. Мутко, А. Хлопонин, Д. Козак, С. Лавров), команда Минфина (А. Силуанов и А. Новак).
Есть и другие элементы общности, которые могут актуализироваться в случае усиления той или иной политической фигуры. Например, это «красноярская группа» (О. Голодец, А. Хлопонин, А. Новак) или «собянинцы» (О. Голодец, Н. Никифоров).
Однако интересы членов Политбюро 2.0 распространяются далеко не на все сферы, регулируемые Правительством. В частности, из зоны их контроля выпадают здравоохранение, культура, образование. В этом смысле В. Путину либо нужны новые члены Политбюро 2.0, чтобы вести эту тему, либо ему придется лично «брать ее на буксир», что пока и происходит.
Динамика общественной поддержки правительства
Важно отметить, что правительство Д. Медведева с самого начала оказалось в гораздо более жестких условиях, чем правительство В. Путина в 2008 году. Предыдущее правительство пришло после успешных парламентских выборов, основной повесткой которых был референдум о доверии «Плану Путина» и его политическому курсу. В отличие от него, Д. Медведев пришел на пост премьера после выборов, на которых партия власти, список которой он возглавлял, ухудшила свой результат, и последовавших за этим массовых протестов. Не самые комфортные условия для плавного разбега усугубились невозможностью избрать удобную для Д. Медведева повестку работы правительства. Премьер-министр и члены его команды в плане стратегии сразу оказались загнаны в жесткие рамки майских указов президента.
Имеющиеся социологические данные красноречиво свидетельствуют, что кабинет министров с первых дней своей работы оказался в неблагоприятной ситуации. Сразу после назначения нового правительства две социологические службы – ВЦИОМ и фонд «Общественное мнение» провели исследования, посвященные, в том числе, уровню узнаваемости и популярности (или непопулярности) министров и вице-премьеров, утвержденных в мае 2012 года. Несмотря на разные методологии, которые использовались в опросах, и различия в полученных цифрах, оба центра фиксируют схожие тенденции. По данным фонда «Общественное мнение», на момент утверждения нового состава правительства только трое министров были, в большей или меньшей степени, знакомы российскому обществу – С. Лавров (40%), А. Сердюков (28%) и В. Мутко (22%), т.е. фигуры, сохранившие свои посты и до этого регулярно появлявшиеся в медиапространстве. При этом, два последних министра к этому моменту уже обладали значительным антирейтингом – 10% у А. Сердюкова и 8% В. Мутко. И только 6% опрошенных положительно оценили работу этих министров. Во всех остальных случаях уровень узнаваемости министров нового правительства не превышал 10%. Немного лучше, но также малоутешительно, обстояли дела у вице-премьеров – Д. Рогозина (33%), Д. Козака (29%), А. Хлопонина (22%) и А. Дворковича (10%). Аналогичное исследование ВЦИОМ 4 , проведённое по другой методике, демонстрирует, что от 70 до 80% респондентов либо ничего не слышали о большинстве представленных членах нового правительства, либо не могли сколько-нибудь четко их охарактеризовать. Только 19% респондентов заявили, что новый состав будет лучше, чем предыдущий – значительно меньше, чем в случае с правительством В. Путина. Так, в 2008 году аналогичным образом ответили 28% опрошенных.
Источник: minchenko.ru.
Рейтинг публикации:
|