Поговорим о текущей социально-экономической ситуации. Ситуация, честно говоря, выглядит чрезвычайно тревожно. Кризис превратился практически в перманентно присущее мировому сообществу состояние. Однако, его природа, а тем более способы преодоления все так же остаются по большей части в тени.
Глобализационно-либеральные и патриото-директивные дискусы не только не дают каких-либо решений, но даже не отражают самой проблематики, плавают на поверхности, выступая скорее источником кризиса, чем методом преодоления. Мы же в данной статье попробуем увести дискуссию в несколько ином направлении, где вышеуказанный конфликт теряет свое содержание.
Мировая экономика на грани коллапса - подобное мнение все более и более распространено среди ведущих финансистов и других специалистов в области экономики. Отмечается, что международная экономика сталкивается с невиданным по своим масштабам кризисом платежеспособного потребления.
Причины подобных проблем имеют серьезнейший системный характер. Однако среди элит в России подобный дискус слабо представлен, больше направлен на проблемы развития производств, инновационных или импортозамещающих. Следует отметить достаточно неоднозначные экономические результаты такого подхода. Поэтому давайте восполним этот пробел и посмотрим на современную экономику под иным углом.
Искать корень текущих проблем, на наш взгляд, стоит в таком глобальном процессе, как переход от индустриального к постиндустриальному экономическому укладу. Традиционный взгляд видит переход от первого ко второму скорее как качественное изменение в сфере производственных сил. Однако, мы считаем, такой взгляд совершенно не отражает сущности процесса.
Ключевое отличие постиндустриального мира, от индустриального в нашей модели зиждется в первую очередь в поле общественных целей. Если целью индустриальной революции и следующего из нее индустриального общества является кардинальное качественное изменение производительности труда за счет максимально широкого внедрения машинных комплексов, то в постиндустриальной эпохе этот процесс не только не обеспечивает прогресс, но значительно угнетается, принудительно выводя экономику совсем на иной пласт задач.
Рассмотрим экономическую механику этого процесса.
В первую очередь отметим достаточно очевидную деталь. Индустриализация экономики не только кардинально повышает производительность труда, но что очень важно сопровождается отчуждением человека от средств производства. Причем этот процесс имеет объективную природу, в пределе стремясь к полному замещению человека роботизированными производствами. В предельном идеальном представлении процесса мы получаем с одной стороны стремящуюся в бесконечность производительность человеческого труда, а с другой абсолютную отчужденность средств производства и его результатов, так как участие человека в производственном процессе становится избыточным.
С философских позиций возникающая дилемма бесполезности и ненужности человека как производящего субъекта имеет свое разрешение только через изменение смыслов его бытия, ценностных парадигм и ведущей деятельности. То есть возникает потребность в глобальной культурной эволюции, по масштабу как минимум сравнимой с индустриальной революцией. Каково при этом будет содержание будущей эпохи, тема несколько выходящая за рамки текущей статьи. Но уже понятно, что ценность человеческого бытия можно вывести только из целей, которыми он сможет наполнить замещенный роботами и машинами производственный потенциал.
При этом глобально, ситуация еще сложнее, так как отягощена индустриальным инфраструктурным и культурным наследием. Вся наша финансово-экономическая система ориентирована на задачи индустриальной эпохи - максимизации производственного потенциала. А какие же задачи ставит перед финансово-экономической системой постиндустриальная эпоха?
Исходя из отмеченных выше трендов, мы осмелимся утверждать, что ключевая цель финансово-экономического механизма постиндустиальной эпохи - это задача распределения. Причем мы понимаем задачу распределения достаточно широко, включая как задачу распределения результатов деятельности отчужденного от человека производственного комплекса, так и задачу распределения ресурсов среди потенциальных производящих проектов. Наше общество должно переосмыслить мотивационную парадигму, перейдя от философии дефицита к философии избытка.
Страшно подумать, насколько малоприспособленна современная финансово-экономическая система под эти задачи. Например, кредитная эмиссия, критически не соответствует озвученным выше задачам распределения. Именно поэтому схопывание платежеспособного спроса в рамках современной кредитной эмиссии закономерно и непреодолимо. Инвестиционная модель также не выдерживает простейшей критики: консолидируясь, капитал вымывает весь потребительский потенциал из экономики, в конечном счете виртуализируется, выбрасывая потребительский спрос как бесполезное промежуточное звено. И тут совершенно бесполезно искать злодеев - это системный закономерный процесс.
В контексте вышесказанного становится совершенно очевидно, почему Китай не является каким-либо существенным субъектом экономических процессов. Практически последним вступив в индустриальную эпоху и обладая огромным человеческим потенциалом, он продлил индустриальный тренд всего на пару десятков лет. Однако, его взлет и уже начавшееся падение знаменуют окончательный закат индустриальной эпохи.
Западная финансово-экономическая мысль не только ведет дискус на эту тему, но достаточно активно ищет решение задачи. Активности в сфере безусловного дохода, криптовалюты, понятийное выделение прекариата, как вновь нарождающегося социального класса - хотя это все пока робкие попытки найти ответы на новые вызовы. В России мы пока что сильно отстаем в этом направлении. Не до конца осознавая содержание проблемы, находясь на периферии экономических процессов, мы метафизически отрицаем западное движение, находясь на консервативных позициях индустриализма.
В последнее время мы начинаем наблюдать сигналы появления в России осознания как минимум проблематики. Например, последние инициативы Г. Грефа, явно связаны с пониманием неоднозначности рецептов индустриального дискуса. Эта готовность части наших элит к поиску новых решений, во многом инициировала эту статью. При этом, даже с учетом определенного возникшего отставания, Россия имеет достаточно широкие перспективы стать лидером рассмотренных выше процессов за счет специфических культурно-исторических особенностей.
К сожалению их рассмотрение также окажется пока за рамками данной статьи. Мы считаем, что нам в России нужно переводить актуальный финансово-экономический дискус на уровень вызовов постиндустриального общества. На наш взгляд, это единственный способ оказаться в авангарде мировых экономических процессов.
Автор: Yary.
При полном или частичном цитировании ссылка на ОКО Планеты обязательна.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 303
Рейтинг поста:
Не знаю что вам ответит Яри, но прочитал вашу дурь и смеялся от души. Вы вообще ничего не поняли из написанного)))
От Yary: а ничего не отвечу, просто не на что отвечать, поток глупости. Только соответствующий статус выставлю. )))
Ключевое отличие постиндустриального мира, от индустриального в нашей модели зиждется в первую очередь в поле общественных целей. Если целью индустриальной революции и следующего из нее индустриального общества является кардинальное качественное изменение производительности труда за счет максимально широкого внедрения машинных комплексов, то в постиндустриальной эпохе этот процесс не только не обеспечивает прогресс, но значительно угнетается, принудительно выводя экономику совсем на иной пласт задач.
___________________________
Решил вторично перечитать сей опус, вообще давно известно, краткость сестра таланта, но тут природа решила отдохнуть.
Кукушка и Петух
«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». —
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни — что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поёшь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —
Все ваша музыка плоха!..»
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Yary,
Я понимаю, что Вам не доступна аналогия, сравнение и абстрактное мышление, раз Вы заменили свое мышление - измышлизмами и перестановкой слов.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 797
Рейтинг поста:
Имхо, не что иное, как кризис перепроизводства, вызванный так называемой "философией избытка". Вот поэтому и
Туда же приглашают и нас - в "глобальную распределительную экономику" или как она будет называться, не знаю. Нас допустят к распределению средств производства, мы их допустим к распределению ресурсов. Так получается?!
Прекариат - самая неустойчивая и беззащитная социальная категория. И вы предлагаете ее выделить и сделать ее одной из основ постиндустриального общества?!
То, что это вызовы и их надо обсуждать, безусловно согласен.
- что значит "изменение смыслов его (человека) бытия"? А если они разные, будем подгонять к одному "смыслу"?
- "ценностных парадигм"... Тоже наблюдается различие у индивидуумов. Для кого-то щи жидкие, для кого-то жемчуг мелкий(с).
- "ведущей деятельности"... Если человек ничего не производит, какая тут деятельность?
В общем, вопросов больше, чем ответов.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 810
Рейтинг поста:
Для перераспределения доходов в пользу мирового обездоленного прекариата нужен единый центр. Цифровой, привязанный к конкретным критериям.
Иначе все распределение будет в пользу своих папуасов, а не каких-то еще. Собственно, это и происходит. Весь бюджет государства, например, пилится только своими папуасами. Другие довольствуются объедками и живут под мостом. Уже на межгосударственном уровне все повторяется один-в-один.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 950
Рейтинг поста:
“Не может <...> дерево худое приносить плоды добрые” (Матф.7:18)
Что, впрочем, не исключает возможность изучения подобных организмов.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 408
Рейтинг поста:
Что сие значит?
Философия дефицита, видимо подразумевается концепция "спрос рождает предложение". А как автору видится философия избытка? Чрезмерное предложение регулируется перераспределением ресурсов? Т.е. кто много штампует невостребованных товаров, того мотивируют меньше это делать?
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 231
Рейтинг поста:
Статья очень важная и нужная, хотя постановку этой проблемы нельзя назвать пионерной. На излёте советского времени наиболее продвинутые философы стремились подойти если не к решению, но хотя бы к пониманию основного возникшего противоречия развития на стадии перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Но с тех пор слишком много воды утекло, наиболее умные либо покинули мир сей, либо изменили "ориентацию", обосновывая с энтузиазмом современную политику, подобно тому, как это делало большинство обществоведов во времена царства КПСС.
Поэтому, считая важностью предлагаемую дискуссию, я очень сильно сомневаюсь, что в "споре" будет рождена истина. Слишком много для этого нужно условий.
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста:
Знаете, совершенно без разницы с какой стороны подходить к проблеме, хоть с позиции либерализма, хоть патриотического протекционизма. Доблестные "экономисты" думающие что индустриальные стройки аля 30-ые и кивающие в сторону Китая, без понимания истиных причин успеха Китая - по мне так еще похуже либералов будут, ибо крикливо-глуховаты на оба уха. Так что и тот и другой подход никакого отношения к реальной проблеме не имеют, а напоминают скорее заклинателей облаков, думающих что их взмахи руками что-то значат.
И более менее умные начинают со временем понимать, что надо несколько переосмыслить роль "взмахов рук" в процессе круговорота воды в природе. Например, Г.Греф такие вопросы задает и ответы ищет. Он думает и переосмысливает ситуацию в отличие от подавляющего числа местных комментаторов, которые возомнили себя невесть чем.
А вот Ваша негибкость и категоричность, плюс лень мозга, избегающего потрудиться ради просто го понимания статьи, реагирующего как собака Павлова на красную лампочку с именем "Греф" выделением "желудочного сока" - банальной желчи, явно Вас не красит.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 950
Рейтинг поста:
А Yary считает, что моменты возможной вменяемости данного уважаемого элитчика и есть "готовность части наших элит к поиску новых решений". При этом, я уверен, их нисколько не волнует Ваше, мое, прочих миллионов "невписывание в рынок" в результате их гениальных постиндустриальных находок/решений
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 685
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 950
Рейтинг поста:
Это легко - нужно только отринуть "консервативные позиции индустриализма", накупить биткоинов на весь фонд нац.благосостояния, выдать всем по паре тысяч рублей "безусловного дохода" (естественно, полностью отказавшись от соц.гарантий), ну и конечно Грефа поставить руководить экономикой. Очень быстро резко возрастет и самоорганизуется прокариат (раньше, по неразумию, называемый бомжами), и вот тут то наступит полный постиндустриализм. А "искать злодеев совершенно бесполезно - это системный закономерный процесс. ©Yary"
PS: Ах, да: поскольку к тому времени эукариат уже будет не в состоянии прокормить прокариат, последнему останется полностью предаться "философии избытка" и прочим полезным дискурсам
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 685
Рейтинг поста:
Рекомендую добавить в статью
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 874
Рейтинг поста:
Поля засыпаются ядохимикатами и химическими же удобрениями. Скот кормят так, что работники нашего Мираторга (свиноводческие комплексы)своё мясо не едят, противно. То же и с молоком, есть фермы, где дойные коровы живут год-два. Тоже кормят какой-то гадостью.
Быстро близится время, когда настоящая натуральная продукция будет стоить очень дорого и всё равно её будет не хватать.
Поэтому думающие граждане рассматривают варианты переезда в сельскую местность, а самые продвинутые уже имеют свои поместья и растят в них будущие сады.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 175
Рейтинг поста:
.. а может и скатиться в ..средневековье, а то и "пещеры".
Но "как сейчас" долго быть не может
Вот это верно. В своем предыдущем комментарии я это имел ввиду.
Причем "средневековье" более вероятно, к сожалению.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 881
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 160
Рейтинг поста:
Тех.прогресс действительно грозит переизбытком производства и "отлучением" большинства от оного. И сразу возникает вопрос: как в рамках сущ.эконом.модели по чкстному заработать остальным на "ништяки"?
Будущее (ближайшее) может быть как и утопично-коммунистическим так и антиутопичным по Хаксли и Оруэлу (и Вачовски - "матрица")
.. а может и скатиться в ..средневековье, а то и "пещеры".
Но "как сейчас" долго быть не может
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 175
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 28
комментариев 2358
Рейтинг поста:
Его еще называют, "болонский" непотреб. Mолодое и среднее поколение окончившее вышее образование, (надо заметить, весьма дорогое) - по "Болонской" системе. Дипломы есть, a мозгов, знаний и опыта, как небыло - так и не будет. Одни долги, понты и амбиции. Перебивающийся на временных работах, альфонствующий, тунеядствуйщий, стремительно деградирующий - офисный планктон.
В общем, головняк еще тот. Не суть.
Автор не прав на счет того, что проблема новая, никем не обсуждаемая. Ничуть не бывало. Эту проблему, "постиндустриальное общество", еще в СССР обсуждали. Не исключено, что наша партийная "элита" повелась на обещанные "нищаки" постмодернизма, засим и предала в начале "красные смыслы", индустриализацию, затем и СССР. Пытались влиться в "западную модель". Что из этого получилось, мы знаем.
Самое главное, что западные, так называемые "эксперты", замалчивают проблему - Человека. Вернее, отсутствие человека в Человеке. В течение последних 50-60 лет западная экономическая модель сформировала общество под свои нужды и цели, превратив большую часть населения в эгоистичных, безмозглых, грязных животных, они же - "индивидумы". Сейчас у "элиты" дилемма, что делать со всем этим "образованным" мусором?
Коммунизм дает ответ на этот вызов, а либеральная модель "человейника" - умалчивает. Может быть ресурс "Око планеты" знает ответ?
--------------------
Статус: |
Группа: Экспeрт
публикаций 198
комментариев 2276
Рейтинг поста:
Ну Вы просто гигант мысли, равнять проблемы Сомали с родо-племенным строем и России, которая свою индустриализацию в 30х годах прошла. Еще смешнее присваивать мне ярлык либерала. Ваш комментарий - печальный итог Вашего скудоумия.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 303
Рейтинг поста:
P.S. Много вумных слов ниочем. Такие как аффтар в 90ые в новом тренде разваливали "индустриальное инфраструктурное и культурное наследие" Великой советской эпохи. Пигмеи на островах Океании тоже культ карго создавали.