Часть 1
В последние годы в международной практике США неуклонно растет значение т.н. цифровой дипломатии (Digital Diplomacy, Net Diplomacy, Public Diplomacy Web 2.0), которая приходит на смену традиционным каналам доведения информации посредством радио, телевидения и прессы. Среди целей цифровой дипломатии – формирование молодежного протестного движения через социальные сети, мобилизация групп диссидентов посредством блогосферы, сбор информации о расстановке общественно-политических сил, пропаганда путем переноса телерадиовещания в интерактивную среду.
«Крестной матерью» нового подхода эксперты называют госсекретаря Хиллари Клинтон, которой к началу 2010 г. удалось привлечь к его реализации руководителей крупнейших частных интернет-компаний (Google, Facebook, Twitter, Howcast, AT&T). Ранее в течение 2006-2008 гг. в Госдепартаменте, ЦРУ, Министерстве обороны, а также Агентстве международного развития США (USAID) были созданы более пятнадцати отделов для работы с иностранной интернет-аудиторией, конкретно – для анализа международных и национальных соцсетей, блогов, чатов и распространения в них позитивной информации о США. С этого времени возможности названных подразделений только наращиваются.
Digital Diplomacy, как способ влияния через Интернет на население других государств, ориентирован на две целевые группы – активную молодежь и оппозиционные слои общества (диссидентов, журналистов и т.д.). Он доказал свою эффективность весной 2011 г. в Тунисе и Египте, когда с помощью Интернета и портативных средств связи группы молодежи были мобилизованы на массовые выступления, а циркулирующая в сети информация послужила катализатором роста протестных настроений. Анализ текущей обстановки в Центральной Азии (ЦА) показывает, что в регионе складываются достаточно благоприятные условия для применения Западом современных схем информационного воздействия по типу сценариев, ранее отработанных в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
К таким условиям следует отнести: уязвимость центральноазиатских режимов, замкнутых на одного лидера (политические долгожители Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов возглавляют свои республики с 1989 г.); распространенные в обществе слухи о властных амбициях родственников действующих президентов и семейно-клановом контроле над прибыльными секторами экономики; опережающие темпы роста численности населения (в Египте и Таджикистане в последние годы они колебались вокруг отметки 1,9-2%) с преобладанием молодежи в общей структуре населения (более половины жителей Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана составляют молодые люди в возрасте до 25 лет); сильная социальная дифференциация и высокий уровень бедности (в Египте – около 40%, в Таджикистане – 45%). Наконец, главное – все возрастающая роль Интернета и современных средств коммуникации в регионе. По данным международной организации Internet World Stats, к началу 2011 г. пользователи «всемирной паутины» в Египте составляли 21,2%, а в Тунисе – 34% населения. В то же время их доля в Казахстане к этому времени уже достигала 34,3%, а в Киргизии – 39%. При этом реальное число пользователей может быть даже выше за счет тех, кто выходит в сеть посредством мобильной связи. Например, в Таджикистане, по оценкам местной Ассоциации интернет- провайдеров, общее количество лиц, имеющих доступ в сеть, превышает 1,6 млн. чел., из которых только около 700 тыс. (9,3% населения) пользуются стационарными точками, а остальные - мобильным Интернетом. Прогнозируется, что с учетом широкого доступа населения к мобильной связи (в том же небогатом Таджикистане им обеспечены около 80% населения) и по мере снижения стоимости коммуникационных устройств и услуг сотовых операторов в Центральноазиатском регионе может произойти «взрывной» рост количества интернет-абонентов, а, значит, и объемов циркулирующей в обществе критической информации, не соответствующей официальным оценкам, что, в свою очередь, повлечет снижение порога лояльности местным режимам.
В целом все это создает позитивный фон для применения Соединенными Штатами при наличии соответствующей политической воли новых форм информационного воздействия на население региона в интересах решения своих стратегических задач. Уже сейчас фиксируется постепенно возрастающая активность американской цифровой дипломатии в ЦА, которая осуществляется здесь по ряду направлений.
1. Защита «свободы Интернета»
Понимая, что главным условием для проведения эффективной цифровой дипломатии является постоянный доступ граждан к информационным технологиям в зарубежных странах, Белый дом сосредоточил значительную часть усилий на продвижении в мире «свободы Интернета». Давление, оказанное китайскими властями на компанию Google зимой 2010 г., послужило хорошим поводом для старта глобальной американской программы по защите свободного доступа в сеть. В своей памятной речи 21 января 2010 г. госсекретарь Хиллари Клинтон сравнила введение отдельными странами ограничений в Интернете с возведением Берлинской стены нашего времени, упомянув в группе государств, злоупотребляющих давлением на «свободный Интернет»: Китай, Иран, Северную Корею и Узбекистан. При этом, согласно ежегодным отчетам Госдепартамента США о ситуации с правами человека в мире, остальные республики Центральной Азии также находятся в группе риска, в большей или меньшей степени создавая барьеры в киберпространстве. Наиболее распространенные «нарушения», по оценкам американцев, это: монополизация услуг связи государственными компаниями; блокирование и кибератаки против оппозиционных и новостных ресурсов; контроль электронной корреспонденции; жесткий порядок регистрации сайтов, включая процедуры аккредитации в качестве СМИ; государственная пропаганда в Интернете; в отдельных случаях – требования персонализации пользователей.
Таким образом, в начале 2010 г. посольства США в ЦА получили недвусмысленный сигнал об активизации работы по продвижению в регионе «свободы Интернета». Задача, поставленная перед дипкорпусом – обеспечить беспрепятственный доступ местной аудитории к ресурсам сети (в особенности, оппозиционным и западным), задействовав тем самым доминирующее положение США в мировом информационном пространстве. На практике это означало, среди прочего, активное реагирование диппредставительств на факты нарушения «прав» пользователей.
В октябре 2010 г. в ответ на блокирование Таджикистаном ряда новостных порталов (местных tojnews.tj, avesta.tj и зарубежных fergana.ru, centrasai.ru и tjknews.com), которые дискредитировали действия таджикских силовиков в ходе «раштской операции» по подавлению очагов террористической активности, посол США в Душанбе, а также главы миссий европейских государств, ОБСЕ и ЕС направили в адрес МИД Таджикистана ноты с требованием прекратить давление на СМИ. С подачи Запада активизировались местные правозащитные организации (Бюро по правам человека и соблюдению законности (BHR), Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана), был создан «Комитет 29 сентября», в который вошли правозащитники и представители независимой прессы, объявившие целью борьбу с произволом властей на медиарынке. Находясь под сильным международным и внутриполитическим давлением, руководство республики сняло наиболее вызывающие ограничения на работу негосударственных средств массовой информации. Осеннее противостояние на медиаполе Таджикистана с очевидностью продемонстрировало степень консолидации местных независимых интернет-СМИ, правозащитных организаций и западного дипломатического корпуса.
Более сдержанной оказалась реакция США на действия Казахстана, который в августе 2011 г. после серии террористических атак блокировал доступ к 50 сайтам (включая популярную блог-платформу «Живой Журнал»), обвинив их в пропаганде религиозного экстремизма. Комментируя инцидент, посол США в Казахстане Кеннет Фэйрфакс назвал «отказ от всех огромных преимуществ Интернета» с целью «предотвратить его использование со злым умыслом маленькой группой людей» неправильным решением.
Другим средством достижения целей, поставленных перед загранучреждениями США в регионе, стали многочисленные публичные мероприятия, «круглые столы», пресс-конференции, twitter-брифинги, разъясняющие американскую позицию по Интернету. В июне 2011 г. в Казахстане прошел масштабный форум «Развитие интернет-сферы в Центральной Азии InternetCA-2011», организаторами которого выступили Международный центр журналистики MediaNet и Медийный альянс Казахстана при поддержке посольства США, фонда «Сорос-Казахстан», Центра ОБСЕ и представительства ЕС в республике. Две главных темы, звучавших на форуме – конфликт властей Казахстана с американским интернет-гигантом Google и критика идей президента Назарбаева по ограничению Интернета, высказанных им на юбилейном саммите ШОС в Астане (включая предложенное им понятие «электронных границ» в международном праве). Очевидно, что подобные мероприятия позволяют широко транслировать в интернет-сообщество Центральной Азии американский взгляд на проблему «свободного Интернета».
В рамках концепции цифровой дипломатии посольства и консульства США в регионе в обязательном порядке создают собственные интернет-сайты, персональные блоги и открытые группы в социальных сетях, обеспечивающие обратную связь с местной аудиторией. На сотрудников дипмиссий США, ответственных за информационную и культурную работу, возложены обязанности по популяризации таких американских интернет-ресурсов как соцсеть Facebook, портал для продвижения американского образования Education USA и сайт Global Alumni Community, разработанный как средство объединения выпускников многочисленных образовательных программ, финансируемых Госдепом США.
Не исключено, что уже в ближайшем будущем на решение задачи по обеспечению «свободы Интернета» американцами будут сориентированы и некоторые представленные в Центральноазиатском регионе западные международные организации, в частности, структуры, аффилированные с НАТО. Такой вывод позволяет сделать анализ отдельных концептуальных документов Североатлантического альянса. В докладе «Гарантированный доступ к всеобщему достоянию», подготовленном Стратегическим командованием НАТО по трансформации в апреле 2011 г., ограничение авторитарными режимами доступа в Интернет и социальные сети рассматривается как нарушение безопасности киберпространства, требующее надлежащего ответа со стороны блока.
Источник: Новое Восточное Обозрение.
Рейтинг публикации:
|