Часть 2
2. Распространение на регион американского интерактивного телерадиовещания
В 2002-2004 гг. в ответ на использование всемирной паутины террористическими организациями для вербовки сторонников и пропаганды экстремизма американская администрация переносит вещание своих международных радиостанций и телеканалов в Интернет. Параллельно создается порядка десяти новых станций и каналов для работы с зарубежной публикой через сеть, в основном на Ближнем и Среднем Востоке (Alhurra на арабском языке, Сеть персидских новостей, Свободный Ирак, Свободный Афганистан, Голос Америки на курдском языке и др.). Внедряется практика размещения отдельных передач на популярных мировых видео-сервисах, таких как Youtube.
Ответственной за продвижение в Интернете американских теле- и радиоканалов назначается заместитель госсекретаря по вопросам публичной дипломатии и бывший президент телеканала Discovery Джудит Макхейл, которая в своих докладах четко обозначает проблемы на пути реализации интернет-стратегии США: это пропаганда в Интернете экстремистских и террористических организаций; усиление роли Китая в сети; присутствие России в информационном пространстве бывшего СССР; внешняя культурная политика Ирана. При этом для Центральной Азии характерно наличие всех названных факторов в совокупности, что позволяет прогнозировать усиление конкуренции мировых информационных центров за влияние на регион.
Хотя последние усилия США по продвижению своих интерактивных проектов в Интернете концентрировались в основном вокруг Ближнего и Среднего Востока, отдельные телерадиовещательные ресурсы были созданы и в сопредельных государствах Центральной Азии. Здесь запущена интернет-версия американского канала «Голос Америки» на узбекском языке. В Интернет же переместилась и американская информационная служба «Радио Свобода», ретрансляция которой по традиционным каналам связи была запрещена в Узбекистане и Таджикистане. В настоящее время действуют сайты «Радио Свобода» на 28 языках стран Восточной Европы и бывшего СССР, включая все государственные языки республик Центральной Азии.
Также американцы поддерживают многие местные и международные СМИ, специализирующиеся на освещении в Интернете событий в ЦА. Фондом Сороса финансируется известное информационное агентство EurasiaNet, а спонсором новостного и аналитического ресурса CentralAsiaOnline.com выступает Центральное командование ВС США (USCENTCOM).
3. Стимулирование протестных движений среди молодежи посредством социальных сетей
Применение социальных медиа (Facebook, Diplopedia, Twitter, LinkedInTM, Communities@State) в качестве инструмента дипломатии прямо предусмотрено документами Госдепа США, в частности, Стратегическим планом использования информационных технологий на 2011-2013 гг. Этим же планом закреплены некоторые технические меры, направленные на повышение эффективности работы загранучреждений США с цифровыми ресурсами (создание межведомственной платформы обмена данными Foreign Affairs Network (FAN), внедрение «облачных» технологий и т.д.). В качестве индикатора для оценки результативности цифровой дипломатии документ предлагает такие показатели как рост количества пользователей социальных сетей и время, затраченное пользователями у компьютера.
Программы Госдепартамента США, имеющие отношение к социальным медиа, курирует помощник госсекретаря по инновационным технологиям Алек Росс, который в 2000 г. создал некоммерческую организацию One Economy для продвижения информационных технологий в регионах с низкими доходами населения.
Еще до событий «арабской весны» 2011 г. социальные сети как инструмент мобилизации протестного потенциала молодежи показали свою результативность в Колумбии и Мексике, где с их помощью были организованы массовые демонстрации против террористического движения FARC и наркомафии, а также в Иране и Молдове, где прокатилась волна уличных протестов против результатов выборов. В Центральной Азии в ответ на начавшиеся в апреле 2010 г. беспорядки правительство Курманбека Бакиева блокировало доступ в Интернет и сотовую связь в Бишкеке и Таласе, что однако не помогло ему удержаться у власти.
Уловив существующий тренд, американская администрация предпринимает шаги к объединению под своим началом интернет-активистов из разных стран, для чего устанавливает контакты с молодежными лидерами и создает с их помощью группы в социальных сетях, выступающие с критикой зарубежных режимов и организаций. В конце 2008 г. правительство США провело конференцию в Нью-Йорке, на которую собрало молодых блогеров и пользователей, и учредило постоянно действующую организацию «Союз молодежных движений» (Alliance for Youth Movements), целью которой является использование активности молодежи в сети для изменения социально-политической ситуации в зарубежных странах. Среди прочего, сегодня это объединение ведет мониторинг Интернета и поиск активистов в странах Центральной Азии.
Особенностью Центральноазиатского региона является то, что западные социальные сети в нем уступают по популярности российским. К началу 2012 г. количество пользователей Facebook оценивалось в Казахстане в 360 тыс. чел., в Узбекистане – 105 тыс., Киргизии – 64 тыс., Таджикистане – 27 тыс., Туркмении – 12 тыс. Таким образом, если в предреволюционном Тунисе пользователи Facebook составляли 16% населения, а в Египте – 7%, то в современном Казахстане и Киргизии – это не более 2-3% населения.
Сложившаяся ситуация объясняется неразвитостью местного сегмента Интернета и тем, что крупные западные интернет-корпорации только приходят на рынок ЦА. Однако необходимо учитывать, что абонентами Facebook в регионе являются в основном журналисты, интеллигенция, бизнесмены – т.е. наиболее активная часть общества, а также то, что число подписчиков сети в республиках региона растет опережающими темпами 25-45% в год. Ожидается усиление конкуренции Facebook с российскими социальными сетями. По прогнозам, например, казахстанских экспертов, в 2012 г. Facebook может потеснить по популярности в республике платформы «В контакте» и «Одноклассники», а через 3-4 года и проект «Мой Мир».
Еще один тревожный сигнал – первые появившиеся в СМИ сообщения об использовании Facebook для организации общественниками пока малочисленных уличных протестных акций в ЦА с целью привлечь внимание к отдельным социальным проблемам. Так, в Таджикистане, куда практику использования Facebook привнесли обучавшиеся за границей студенты, в апреле 2011 г. состоялся первый в истории страны документально зафиксированный flash mob – группа активистов возложила цветы к зданию местной энергосбытовой компании «в знак скорби по поводу погибшей таджикской электроэнергетики». Акция была широко освещена в местной печати, что только прибавило популярности Facebook. А уже в июне 2011 г. с помощью страницы в Facebook координировали свои действия таджикские футбольные фанаты, недовольные предвзятым судейством в пользу команды, частично принадлежащей сыну президента Эмомали Рахмона, и вступившие в столкновения с силами правопорядка.
Источник: Новое Восточное Обозрение.
Рейтинг публикации:
|