Часть 3
4. Активизация деятельности диссидентов через блогосферу и интернет-журналистику
Осенью 2010 г. Госдепартамент запустил программу Civil Society 2.0, в рамках которой технические специалисты из США проводят обучение представителей оппозиционных и диссидентских групп из зарубежных стран навыкам создания блогов, сайтов, групп в социальных сетях, использования специального программного обеспечения. Подобные и близкие к ним проекты («технологические лагеря», «серьезные игры», «теневой Интернет») нацелены, прежде всего, на работу с оппозиционерами из Китая и Ирана. Однако, как свидетельствуют, например, некоторые недавно вернувшиеся с американских стажировок таджикские журналисты, их также обучали способам передачи и получения шифрованной информации (для чего снабжали специальными программами и ключами), «раскручиванию» в Интернете своих страниц, преодолению блокирующих трафик-систем, а в случае перекрытия сетевых каналов - алгоритмам действий через т.н. «альтернативный Интернет» и независимые мобильные сети.
В Центральной Азии программами подготовки блогеров и «независимых» интернет-журналистов занимается известная американская неправительственная организация Internews Network. В июле 2010 г. она при финансовой поддержке посольства США в Киргизии организовала серию из семи недельных семинаров, в ходе которых 123 молодых активиста из разных уголков страны получили навыки сетевой журналистики: создание веб-сайтов, закачивание в Интернет фото и видео, снятого с помощью телефонов и иных портативных устройств, поиск острых тем и ведение резонансных общественных компаний против властей с использованием современных средств коммуникации. Впоследствии 18 наиболее активных участников данной программы были отправлены в пресс-тур вокруг озера Иссык-Куль на автобусе с надписью «Кибер-Машина Дружбы». Надо полагать, что Internews не случайно выбрала в качестве места для проведения эксперимента именно Киргизию, где молодежь в возрасте от 14 до 35 лет составляет 48% населения, а интернет-репортажи способны легко всколыхнуть общественное мнение. Так, летом 2010 г. появившиеся в местной сети провокации, в т.ч. видеокадры сцен жестокого обращения и убийств на межэтнической почве, значительно повысили градус киргизско-узбекского противостояния на юге республики.
Internews, имеющая филиалы в Киргизии, Казахстане и Таджикистане, Фонд Сороса и другие западные НПО в последнее время все большее внимание уделяют проектам в области интернет-журналистики, таким как «Развитие новых медиа в ЦА», «Новый репортер.org» и др. Они разъясняют технические и правовые аспекты создания СМИ в Интернете, распространяют программу Tunnel Bear и другие утилиты, позволяющие преодолеть, например, блокировку «Живого Журнала» и Twitter в Казахстане. Приглашают с лекциями IT-специалистов из США, проводят семинары и конкурсы, часто делая акцент на сотрудничество с журналистами из регионов. Участвуют в финансировании таких мероприятий как BarCamp Central Asia, на которое ежегодно съезжаются множество интернет-специалистов и есть возможность провести поиск талантливых и активных молодых блогеров. В целом анализ деятельности американских НПО в ЦА показывает, что приоритеты правительства США смещаются в сторону поддержки «новых медиа», что для американцев может быть особенно актуально в регионе, где государство практически повсеместно контролирует традиционные СМИ.
Стоит отдельно упомянуть еще одно по-настоящему знаковое для интернет-сообщества ЦА событие – граждане этих республик теперь могут подавать заявки на участие в годичной стажировке в Центре Беркмана по изучению Интернета и общества при Гарвардском университете. По оценкам российских аналитиков, данный Центр специально создавался для изучения политической ориентации пользователей социальных сетей и блогов в зарубежных странах. С 2007 г. в интересах правительства США Центр провел исследования социальных сетей и блогосферы России, Ирана и арабских стран, что позволило американцам принять конкретные решения о финансировании некоторых зарубежных диссидентских организаций, действующих через Интернет. Открытие в Центре Беркмана курсов для блогеров из ЦА весьма показательно и говорит о серьезности намерений США.
Говоря о Центре, нельзя не вспомнить и о том, что для связи между блогерами по всему миру его специалистами создан популярный сайт Global Voices Online. Этот ресурс позволяет получать посты (сообщения) от блогеров из зарубежных стран, переводить их на различные языки, а затем тиражировать в сети отобранный материал, распространяя тем самым направленную информацию под видом непредвзятых данных независимых пользователей, полученных с места событий. Такой механизм позволяет, например, доводить информацию о «жестокостях сирийского режима» до обывателей в Казахстане и формировать здесь общественные настроения опосредованно от местных официальных СМИ. Проект Global Voices уже привлек многих сторонников в ЦА, обеспечивая их постепенную консолидацию и связь с западными координирующими центрами.
Интерес американцев к блогосфере региона – фактор, который нельзя игнорировать. На сегодняшний день, по оценкам специалистов, наиболее динамично развивающийся сегмент Интернета в Центральной Азии – КазНет – отстает от Рунета примерно на 3 года и будет развиваться по схожему с российским Интернетом сценарию. В частности, прогнозируется скачкообразный рост популярности социальных сетей, блог-платформ, новостных ресурсов, сайтов общеполитической тематики. Одновременно т.н. ядро пользователей, т.е. количество тех, кто постоянно и активно проявляет себя в сети, вырастет в Казахстане до 3,5 млн. чел. Политизация КазНета может также совпасть с ожидаемым периодом политической турбулентности в Казахстане в связи с возможными перестановками в руководстве государства. На этом фоне появление в интернет-сообществе Казахстана агентов влияния США расширяет возможности Белого дома по вмешательству в ход внутриполитического процесса в республике, в т.ч. путем попыток инспирирования здесь протестных настроений.
Для решения задач цифровой дипломатии американцы создали в ЦА сеть разнообразных культурных, ресурсных и компьютерных офисов. В настоящее время Вашингтон финансирует 17 образовательных центров (в Казахстане - 6, Киргизии - 4, Туркменистане - 4, Таджикистане - 2, Узбекистане - 1), открытых при дипломатических представительствах, неправительственных организациях и учебных заведениях. Данные центры не только выполняют библиотечные функции и консультируют по вопросам образования в США, но и проводят семинары по освоению Интернета, предоставляют бесплатный доступ в сеть. Через один из крупнейших таких центров в Бишкеке, открытом при местном филиале Фонда Сороса, ежемесячно проходит порядка 1 тыс. чел.
В Таджикистане в 2001 г. Вашингтон помог создать Ассоциацию интернет-провайдеров республики и профинансировал сеть из 8 интернет-центров по всей стране, которые проводят обучение компьютерной грамотности и помогают создавать веб-сайты некоммерческим организациям. Сам по себе доступ республики к глобальной сети впервые был налажен американской организацией CADA в 1995 г.
Создание интернет-центра в университете им. Махтумкули в Ашхабаде предусмотрено американской программой «Продвижение информационных технологий в Туркмении (PICTT)» со сроком реализации 2009-2012 гг. В Туркмении же запущена программа «Молодежные центры», в соответствии с которой открыт центр USAID в Ашхабаде и планируется открытие еще одного в городе Мары, где будут проводиться занятия по изучению английского языка и компьютерные курсы.
Таким образом, использование Вашингтоном новых форм информационного воздействия на население Центральной Азии стало реальностью сегодняшнего дня. Задача Москвы – купировать растущий потенциал цифровой дипломатии США как инструмента возможной дестабилизации обстановки вблизи границ России. Государственными институтами совместно с экспертным сообществом и заинтересованными партнерами из стран ближнего зарубежья должна быть выработана система ассиметричных мер противодействия таким попыткам.
В числе таких мер могут быть:
- Формирование эффективной связки «государство – интернет-бизнес». Российская дипломатия должна выстроить механизм взаимодействия с крупными российскими интернет-компаниями, в т.ч. поисковиками и социальными сетями, доказавшими свою международную конкурентоспособность и пока удерживающими лидирующие позиции в центральноазиатском сегменте Интернета. Необходимо закрепить и использовать текущие конкурентные преимущества российского бизнеса: в 2011 г. пользователи Казахстана на 80% ушли в интернет-пространство России, а российские сайты привлекли 75% средств, затраченных казахстанскими компаниями на рекламу в Интернете. При взвешенном подходе сотрудничество государства и IT-сектора может быть выгодным и результативным для обеих сторон: на фоне прогнозируемого усиления конкурентной борьбы с западными гигантами за рынок ЦА российские фирмы заинтересованы в поддержке со стороны властных структур и в отсутствии необоснованных административных барьеров в сети, а правительство – в использовании Интернета для укрепления, а не подрыва безопасности.
- Внедрение в российскую внешнеполитическую практику современных информационных методик, развитие российской цифровой дипломатии. Целесообразно адаптировать к потребностям отечественной дипломатии передовой международный опыт использования ресурсов «всемирной паутины», включая: создание в структуре внешнеполитических ведомств специализированных подразделений для работы в сети; интернет-сопровождение деятельности загранучреждений; поиск, обучение и объединение через сеть позитивно настроенных по отношению к России иностранных граждан; выделение грантов на перспективные интернет-проекты, содействующие внешнеполитическому курсу России; наращивание возможностей интерактивного телерадиовещания с переводом контента на иностранные языки; создание научного центра по изучению состояния и проблем интернет-сферы иностранных государств и политической ориентации зарубежного интернет-сообщества и т.д.
- Дальнейшее продвижение на глобальном и региональном уровне принципов добросовестного использования государствами сети Интернет как альтернативы американской концепции «свободы Интернета». В этой связи актуальными следует признать такие шаги России, как подготовка проекта международной конвенции «Об обеспечении международной информационной безопасности» и «Международного кодекса поведения в области информационной безопасности», активизация сотрудничества в указанной сфере с Китаем и странами ОДКБ, проведение в Москве форумов по информационной безопасности и др. Такая работа должна быть продолжена. Источник: Новое Восточное Обозрение.
Рейтинг публикации:
|