Препятствий, ограничивающих претензии Азербайджана на региональную гегемонию всего четыре: Россия, Иран, ситуация с Нагорным Карабахом и прохладное отношение США к попыткам военного решения карабахской проблемы. В устранении этих препятствий заинтересован не только Азербайджан, но и Израиль. «Израиль и Азербайджан имеют крепкий экономический и политический базис сотрудничества, опирающийся на очень важный человеческий мост — еврейскую общину в Азербайджане и азербайджанскую диаспору в Израиле» — пишет Арье Гут, политолог, журналист-международник, тюрколог, неисповедимостью информационных потоков ставший рупором азербайджано-израильского сотрудничества1. Воля ваша, но когда я читаю подобное обоснование стратегического партнерства между двумя, скажем так, совсем «непростыми» странами, то меня поневоле начинают терзать смутные сомнения о наличии некоего второго дня, подводной части такого трогательного геополитического единства. Более того, когда в попытке изучения «экономического базиса» этого сотрудничества начинаешь анализировать статистику торгово-экономических связей Израиля и Азербайджана, то сомнения перерастают в уверенность — есть цели этого партнерства, которые обе стороны не стремятся делать достоянием общественности. Разумеется, в этом нет ничего предосудительного. Стратегические интересы любого государства, тактика реализации этих интересов — все это составляет круг сведений в лучшем случае «для служебного пользования». Но если политику язык дан для того, чтобы скрывать свои мысли и намерения, то задача аналитика — перевести комментарии и заявления с дипломатического языка на общедоступный, раскрыв то, что политикам и обслуживающим их комментаторам показывать не очень-то и хочется. Тем более, если это геополитическое единство направлено против третьих стран. Для начала предлагаю взглянуть на то, как выглядят цифры экспорта Израиля в Азербайджан2.
Что и говорить, цифры далеко не впечатляющие. А сборник Центрального статистического бюро Израиля «Foreign Trade» за 2010 год добавляет интриги4. Оказывается, «стратегический партнер» в Закавказье даже не входит в первую десятку торговых партнеров Израиля. И во вторую не входит. В 2010 году Азербайджан занимал во внешней торговле Израиля 29 место. В тоже время, место Израиля во внешней торговле Азербайджана с 2002 по 2010 год не опускается ниже 2-3 строчки. При том, что 45% импортируемых Израилем энергоносителей имеют азербайджанское происхождение, а министр инфраструктуры Израиля Бениамин Бен-Элиезер заявил о реализации долгосрочной, продолжительностью 20-30 лет, программы по поставке азербайджанского газа в Израиль, согласно которой Израиль намерен в течение ближайших 10 лет закупить у Азербайджана в придачу к двум миллионам тонн нефти ежегодно еще и 12 млрд. кубометров природного газа — торговый баланс между двумя странами при столь скромных цифрах израильского экспорта умудряется оставаться положительным5. Что это? «Азербайджано-израильский экономический феномен»? Стратегическое партнерство, основанное на духовном единении? Как не хотелось бы получить какую-то премию за открытие этакого феномена, приходится с сожалением признать, что его не существует. Дело здесь в другом. При анализе азербайджано-израильских связей любой исследователь убеждается в правоте президента Азербайджана Ильхама Алиева, охарактеризовавшего эти самые отношения как «айсберг, который на девять десятых скрыт от посторонних глаз»6. И девять десятых в этом сотрудничестве составляет искусно разыгрываемая Израилем в Закавказье «азербайджанская карта», о которой стоит поговорить подробнее. Что бы ни говорил официальный Баку, но его претензии на гегемонию в пост-советском Закавказье становятся все более очевидными, доказательством чему является беспрецедентный рост военных расходов. Всего за год, с 2010 по 2011 военные расходы Азербайджана увеличились с $1,59 млрд (3,95% от ВВП) до $3,1 млрд (6,2% от ВВП). При этом, помимо чисто военных расходов в 2011 году еще $1,36 млрд будет потрачено на нужды оборонной промышленности. Нетрудно подсчитать, что общие расходы военного бюджета и оборонной промышленности Азербайджана составят $4,46 млрд или 8,9% от ВВП7. Цифра весьма внушительная, причем не только для СНГ. Собственно, препятствий, ограничивающих претензии Азербайджана на региональную гегемонию всего четыре: Россия, Иран, ситуация с Нагорным Карабахом и прохладное отношение США к попыткам военного решения карабахской проблемы. В устранении этих же препятствий заинтересован и Израиль. Но с определенными оговорками, которые придают разыгрываемой им «закавказской партии» даже некоторую пикантность. Военное решение нагорно-карабахского вопроса, по мнению Израиля, неизбежно ухудшит позиции России в регионе, создаст ей значительные проблемы в непосредственной близости от ее границ и, как следствие, ослабит ее внимание к проблемам Ближнего Востока. Кроме того, в случае необходимости, угроза конфликта в Нагорном Карабахе может послужить дополнительным аргументом при оказании на Россию давления в вопросах свертывания наметившегося российско-иранского сотрудничества. Ради такого выигрыша Израиль открыл Азербайджану практически неограниченный доступ к новому уровню вооружений. И именно объемы военно-технического сотрудничества двух стран не попадают в официальную статистику товарооборота, создавая описанный выше азербайджано-израильский экономический феномен: «Благодаря тесным связям с Израилем, Азербайджан получает доступ к новому уровню вооружений для развития собственной армии. Подобной техники он не может получить ни из США или Европы из-за различных юридических ограничений, ни от экс-советских поставщиков из Белоруссии и Украины. Там где остальные страны запада опасаются продавать наземные боевые системы Азербайджану из страха вызвать новую вспышку войны за обладание оккупированными землями Нагорного Карабаха, Израиль свободен совершать сделки по существенным поставкам оружия и получать выгоду от богатого клиента»8. Кроме того, для поощрения гегемонистских устремлений Азербайджана Израиль активно использует свои лоббистские возможности в США. Вышеупомянутый тюрколог Арье Гут описывает это весьма политкорректно, с некоторым даже изяществом: «Представители еврейской общины принимают непосредственное участие во всех областях экономической, социально-культурной и общественно-политической жизни страны, в то же время оказывают достойную помощь в доведении правдивой информации о реалиях Азербайджана до мировой общественности, также оказывают помощь в развитии международных связей Азербайджана»9. Илья Буртман, сотрудник израильского центра стратегических исследований Бегина-Садата (BESA) более прозаичен, но гораздо более информативен: «В 1992 году под давлением армянского лобби в Вашингтоне была принята 907-я поправка, согласно которой правительство США отказывалось предоставлять Азербайджану какую-либо помощь до урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В то же время американская помощь Армении в 90-е годы составила свыше $1 млрд. Развитие отношений с Израилем стало причиной того, что произраильское лобби в 2002 году, в период администрации Буша добилось отмены этой поправки. В том же 2002 году Госдепартамент США отменил запрет на поставку оружия в Азербайджан, действовавший с 1993 года, а правительство США выделило Азербайджану грант в размере $4,4 млн на закупку военного снаряжения»10. Нарушить сложившееся равновесие, подтолкнуть Азербайджан к силовому варианту утверждения собственной гегемонии, создать еще один конфликт возле российских границ — вот первая часть геополитической «закавказской партии» Израиля. Первая, но не единственная. И Израиль, и Азербайджан считают, что сдерживание России в Закавказье, ограничение ее «имперских устремлений» — задача, конечно важная. Военное решение спора о Карабахе, «блицкриг» азербайджанской армии, вооруженной и оснащенной при помощи Израиля — дело, безусловно, нужное. Дипломатическая подготовка такого развития событий не прекращается. Когда писалась эта статья, личный представитель президента Азербайджана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, замглавы азербайджанского МИДа Араз Азимов вновь заявил, что «Азербайджан обеспокоен присутствием российских военных на территории Армении»11. Но у этого партнерства есть и вторая цель, гораздо более злободневная, как верно подметил один из американских дипломатов — «экзистенциальная». Имя этой цели/проблеме — Исламская Республика Иран. Игорь Панкратенко
|