Все версии падения аэробуса
текст: Андрей Курочкин/Infox.ru видео: Артем Селезнев, Игорь Карапетян/Infox.ru
Авиаэксперты считают ошибочными действия пилотов аэробуса A330, влетевших в центр тропического шторма над Атлантикой: согласно всем международным правилам, они должны были вернуться назад. Причины катастрофы могут навсегда остаться загадкой — последние четыре минуты полета экипаж молчал, а «черные ящики» лежат на дне океана.
Эксперты выдвигают различные версии причин катастрофы аэробуса A330−200, но ни одна из них не может полностью прояснить ситуацию.
Рейс AF447 вылетел из Рио-де-Жанейро в 19.03 по местному времени. Неполадки в самолете начались через 3−3,5 часа полета. Последний раз лайнер засекли в 300 км к северо-востоку от бразильского прибрежного города Наталь. От Рио-де-Жанейро самолет пролетел к этому времени около 2400 км. До исчезновения самолета полет проходил нормально: лайнер находился на высоте 10 670 м, скорость составляла 840 км/ч. Имя командира экипажа стало известно сегодня — это 58−летний Марк Дюбуи, потомственный летчик Air France, который имел 11 тыс. часов налета. Остальные одиннадцать членов экипажа были бразильцами.
Катастрофа, по всей видимости, длилась четыре минуты. Бразильское издание O Estado Do Sao Paulo сообщает, что первый сигнал в центр отслеживания полетов Air France через спутник о проблемах на борту поступил в 23.10 по бразильскому времени, а уже в 23.14 координирующие полет специалисты получили информацию о «вертикальном положении кабины», что может означать либо свободное падение, либо разгерметизацию самолета. За 15 минут до этого экипаж аэробуса сообщил о вхождении в зону турбулентности, больше на связь пилоты не выходили.
Как рассказал корреспонденту Infox.ru президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников, в службу отслеживания полетов авиакомпании Air France были переданы автоматические сообщения о коротком замыкании, разгерметизации, многочисленных отказах бортовых компьютеров и систем. Всего, по данным агентства Bloomberg, самолет направил десять аварийных сигналов. Сеансов связи с экипажем в эти минуты не было. Таким образом, ситуация на борту развивалась стремительно.
Самолет влетел в шторм
Первоначально была выдвинута версия о попадании молнии в авиалайнер. Однако обычно поражение атмосферным электричеством не приводит к столь трагическим последствиям. За всю историю гражданской авиации разряд молнии стал причиной всего двух авиакатастроф: в 1963 и 1971 году. Сейчас самолеты конструируются таким образом, что при попадании молнии электричество практически равномерно распределяется по всей поверхности самолета.
Для экспертов остается неясным, как вообще лайнер мог попасть в грозовой фронт. Согласно международным правилам, экипаж может пересечь фронт, если расстояние между засветками (отражениями молний) равняется 50 километрам — по 25 километров в каждую сторону. Самолет может попытаться обойти грозу верхом (так попытались сделать пилоты самолета Ту-154, разбившегося в Донецке), в этом случае фронт должен остаться внизу на расстоянии не менее километра. Экипаж может попытаться обойти грозу стороной, а может принять решение вернуться назад. В любом случае международные правила запрещают пересекать грозовые фронты.
Согласно предположению американских метеорологов, причиной падения аэробуса стал мощнейший шторм, скорость ветра которого достигает 160 км/ч (44 м/с). Дело в том, что маршрут авиалайнера проходил через внутритропическую зону конвергенции, протяженность которой достигает нескольких сотен километров — зону слияния близ экватора пассатов Северного и Южного полушарий. В этой зоне сходится множество разнонаправленных ветров, а если прибавить к этому непогоду, то получится бурлящий атмосферный котел, который мог сгубить воздушное судно.
«Такое кучево-дождевое грозовое облако — это колоссальнейшая машина, которая имеет мощность атомных бомб, особенно в тропиках — там такое облако может достигать в высоту 15−18 км, — рассказал «Интерфаксу» заместитель директора Гидрометцентра России Геннадий Елисеев. — То, что самолет мог погибнуть, если он вошел в кучево-дождевое облако, это вполне возможно». По его словам, пилотам запрещено приближаться к такому облаку ближе чем на 10 км.
«Во всем мире существует незыблемое правило, что не только гражданским самолетам, но и военным запрещено входить в кучево-дождевые облака, так как они там могут разрушиться: там очень сильная турбулентность, порывы ветра, оледенение, град, молниевые разряды, — рассказал Елисеев. — И на такой случай экипажи обучены, у них есть радиолокаторы, и они должны обходить такие облака».
Однако авиаэксперты утверждают, что одной непогоды мало для объяснения причин падения самолета.
«То, что по маршруту аэробуса находятся зоны повышенной турбулентности, известно давно, — говорит президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников, — однако утверждать, что самолет разбился из-за мощнейшей бури, нельзя. Тем более что через этот же район примерно в это же время пролетали и другие авиарейсы (в частности, два самолета компании Lufthansa), с которыми ничего не произошло». Стоит отметить, что А330−200 изначально проектировался на трансатлантические полеты со способностью испытывать многократные перегрузки при прохождении зон турбулентности.
Однако опытные пилоты говорят, что экипаж Air France вряд ли бы полетел в шторм. «Никто в здравом уме не полетит в бурю. Но если они по пути входили и выходили (из вихревых потоков), они могли столкнуться с восходящим вихрем», — сказал Associated Press пилот с 26−летним стажем Тим Мелдал.
Загадочное молчание
По словам Шелковникова, еще более загадочным в данной ситуации оказалось молчание экипажа в течение четырех минут падения лайнера. Шелковников напомнил, что при катастрофе под Донецком, с которой сейчас проводят параллели, экипаж было слышно до конца. «Они пытались выровнять самолет, пилот отдавал приказы, матерились, наконец, но не молчали», — подчеркивает эксперт.
Между тем некоторые эксперты утверждают, что никакой загадки нет. Скорее всего, в момент катастрофы судно управлялось автопилотом, ведь в момент прохождения зон турбулентности автопилот не отключается. По предположению анонимного эксперта Infox.ru в области авиапроисшествий, на высоте 10 700 метров произошло мгновенное разрушение фюзеляжа, чем и объясняется бездействие экипажа. При этом он затруднился назвать причину, которая могла вызвать разрушение. По данным бразильских СМИ, одно из автоматических сообщений указывало на «вертикальное положение кабины», что может означать либо свободное падение, либо разгерметизацию самолета.
Эксперты французской газеты Le Monde уверены, что большой радиус разлета обломков может означать разрушение самолета в воздухе. Это могло произойти после разгерметизации самолета. Впрочем, версию взрыва на борту высказывают пока лишь анонимные пилоты Air France. Министр окружающей среды Франции Жан-Луи Борлоо в среду скорректировал высказывание об отказе властей от версии теракта. «Теракт не может быть исключен на данном этапе, — отметил Борлоо. — Но пока у нас нет никаких признаков, указывающих на взрыв бомбы. Мы вообще не можем выдвигать версии со стопроцентной уверенностью».
Электронный сбой
Еще одна из возможных причин авиакатастрофы — сбой в электронной системе самолета. Приверженцы этой версии указывают, что совсем недавно Европейская служба безопасности полетов выпустила новые рекомендации для экипажей самолетов А330 и А340 о возможном сбое навигационных приборов. Причиной послужило авиапроисшествие с австралийским аэробусом компании Qantas осенью прошлого года. По результатам расследования выяснилось, что причиной сваливания в пике стал один из трех приборов ADIRU 1, который передавал ложные сведения. У лайнера сработала сигнализация сваливания или превышения скорости, пропала информация о положении самолета на пилотажном приборе командира экипажа и сработали несколько предупреждений на центральном дисплее Electronic Centralised Aircraft Monitor (ECAM). Среди ошибочных значений параметров полета возникали такие значения угла атаки, которые подали на компьютеры системы управления полетом команду на пикирование, что и создало опасную ситуацию. Тогда авиалайнер, летевший на высоте 11 300 метров, вдруг резко потерял высоту, однако пилоты сумели дважды выровнять самолет, после чего запросили аварийную посадку. В результате 50 непристегнутых пассажиров получили травмы — переломы и ушибы.
Известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев сказал «Интерфаксу», что самолеты, подобные упавшему авиалайнеру, «перенасыщены электроникой», а это, по его мнению, чревато серьезными проблемами. «Большое количество электронных приборов приводит к проблемам, всегда должен оставаться вариант спасения — механическое управление самолетом. В этом случае у пилота остается возможность «вытянуть» лайнер», — сказал Толбоев.
«Черные ящики» лежат на дне
Узнать настоящие причины катастрофы вряд ли удастся. Издание Journal de Noticias пишет, что у спасателей будут проблемы с извлечением «черных ящиков» со дна Атлантического океана, так как глубина в месте падения составляет 4,6 км (в некоторых местах – до 7 км), а рельеф дна – гористый. «Никогда в подобных условиях «черных ящиков» не извлекали. В 2004 году их подбирали со дна Красного моря, но там глубина составляла всего 1,2 км. К тому же нужно учитывать другие факторы, такие как течение», — напоминает Journal de Noticias. Кроме того, заряда батарей в бортовых самописцах хватит только на 30 дней.
Обломки самолета разбросаны по огромной территории – бразильские военные нашли два скопления на удалении 60 км друг от друга и еще одно скопление в 90 км от предыдущих фрагментов. Сбор обломков идет медленно, самый большой из них — кусок фюзеляжа диаметром 7 метров. Поисковики также обнаружили 10 объектов, некоторые из которых были металлическими, и нефтяное пятно, которое простирается на 20 километров. Накануне бразильские военные обнаружили в двух разных районах нефтяное пятно, металлические обломки и спасательный жилет.
В район поисков пока не прибыли четыре бразильских военных судна и гражданский танкер – из-за сильного волнения моря они дойдут только в четверг. Суда также доставят четырех водолазов. С воздуха поиски ведут одиннадцать самолетов.
На данном этапе расследованием причин авиакатастрофы занимается Франция при поддержке бразильских следователей, а поисковая операция легла в основном на плечи бразильских военных. У ВМФ Бразилии нет в наличии подводных аппаратов, которые могут спускаться на большие глубины. В район бедствия уже идет французское исследовательское судно с батискафом, который может спускаться на глубину до 6 км. Вместе с тем представитель министерства обороны Франции Кристоф Працюк не исключил, что Париж задействует подводные лодки. В среду в район прибыли американский патрульный самолет P-3C Orion и французский самолет дальней радиолокационной разведки AWACS.
Глава французского бюро расследований и анализа ВЕА Поль-Луи Арсланян сегодня заявил, что бортовые самописцы, возможно, так и не найдут. Он подчеркнул, что информации о катастрофе крайне мало – пока даже не ясно, разрушился ли лайнер в воздухе или от удара о воду. «Мы даже не знаем точное время катастрофы», — посетовал Арсланян. Следователь также отметил, что специалистам предстоит выяснить, был ли командир экипажа в кабине пилотов во время ЧП. Источник: http://www.infox.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В Атлантическом океане на месте крушения аэробуса А-330 компании Air France из воды извлечены обломки лайнера и останки людей. Фрагменты самолёта сравнительно целые и на них нет следов огня. Это подтверждает версию о том, что аэробус развалился в воздухе, а не взорвался и не упал целым в воду.
Накануне авиакомпания Air France" начала выплачивать первые компенсации родственникам 58-ми пассажиров из Бразилии. По подсчетам французских газет, общий объем выплат может составить от 330 до 750-ти миллионов долларов. Так что эта катастрофа может стать не только самой загадочной в истории гражданской авиации, но и самой дорогой для страховых компаний.
"Аэробус" А-330 авиакомпании Air France потерпел катастрофу в ночь на 1-е июня. На его борту находились 228 человек.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=294495&cid=9
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Изучение найденных в океане обломков пассажирского самолета A330 авиакомпании Air France, а также вскрытие тел погибших позволили экспертам укрепиться во мнении, что взрыва на лайнере не было, пишет издание L'Express. Однако возникла другая загадка – падение самолета в воду было столь внезапным, что экипаж ничего не успел сделать.
«Спустя две недели после загадочного исчезновения Airbus A330 обстоятельства происшествия начинают проясняться. Согласно первым выводам бразильских экспертов, самолет мог упасть внезапно. А взрыва в воздухе, предположительно, не было», -- пишет издание.
К такому выводу эксперты пришли после осмотра обломков, собранных в Атлантике за последние дни. Кроме того специалистов очень заинтересовал тот факт, что сидения, предназначенные для членов экипажа, в момент катастрофы были сложены.
Это обстоятельство говорит о том, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации экипаж ходил по салону, а значит никакой тревоги предварительно не объявлялось. «В случае сигнала тревоги или приближения какой-либо опасности экипаж сидел бы на своем месте», -- говорит один из специалистов, бывший летчик.
Другие эксперты обратили внимание, что на найденных элементах салона лайнера нет никаких признаков возгорания, что ставит под сомнение версию о взрыве.
Вскрытие первых же тел погибших позволило специалистам вновь предположить, что самолет развалился в воздухе еще до соприкосновения с водой. Так, некоторые тела были практически полностью обнажены, а это может означать, что сильные потоки воздуха сорвали с них одежду во время падения.
Между тем специалисты вновь заявляют, что говорить наверняка о той или иной версии произошедшего можно будет лишь после обнаружения «черных ящиков». Представители бразильских ВВС говорят, что точное место их затопления не установлено, но предполагаемый район уже обозначен.
Поиск бортовых самописцев, которые могли упасть на глубину от 3,5 тыс. до 4 тыс. м, ведут французская подводная лодка, а также три военных корабля ВМФ Франции.
Среди 24 автоматических сообщений, которые послал самолет компании Air France перед падением в Атлантический океан, было сообщение о неполадке руля. Об этом сообщил авиационный эксперт, однако он отметил, что это не позволяет установить окончательно причину падения лайнера.
У самолета были проблемы с ограничителем руля, но расшифровка автоматических сообщений является пока не окончательной.
Вертикальный стабилизатор (в том числе и руль) уже поднят из Атлантического океана. Associated Press
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Шансов найти всех жертв авиакатастрофы почти нет...
Бразильские военные установили точное место падения аэробуса А-330: пассажирский лайнер рухнул в 1,3 тысячи км от города Ресифи. Последний сигнал с борта воздушного судна пришел в момент, когда самолет находился в радиусе 70 км от этого места.
В многодневной поисковой операции заняты бразильские и французские суда и авиация. Французская атомная подлодка прочесывает дно Атлантики в надежде найти «черные ящики» А-330. Через 30 дней после трагедии они будут уже непригодны, но эксперты полагают, что смогут установить причину катастрофы и без них, хотя это будет гораздо сложнее.
Тем временем, французскому кораблю «Мистраль» удалось обнаружить шесть тел погибших пассажиров – таким образом, число найденных тел увеличилось до 50-ти. Еще 178 человек по-прежнему числятся пропавшими без вести. И шансов найти всех практически нет.
Ранее поиски планировали завершить 19 июня, но сейчас представители ВВС Бразилии заявляют, что людей будут искать, пока сохраняется хоть малейшая возможность, сообщает Bloomberg.
Накануне мать одного из погибших пассажиров пережила второе за эти дни сильнейшее потрясение: жительница словацкого города Ипельске-Ульяны получила открытку от своего сына. «Посылаю привет из Рио-де-Жанейро. Океан здесь очень ласков и все просто супер!», - написал матери 33-летний Арнольд Гергели незадолго до своей гибели.
После такой весточки несчастной женщине вновь стало резко плохо, и сейчас с ней постоянно находятся родные. Арнольд – один из тех, кого еще по-прежнему ищут в водах Атлантики…
Температура воды в районе поиска – 28 градусов по Цельсию, мир фауны здесь очень богат, и шансы найти жертв авиакатастрофы тают с каждой минутой. Ситуацию также ухудшают погодные условия: как передает АР, здесь снова идут дожди и сильный туман.
Перед журналистами разложили обломки аэробуса А-330. Фото: АР
Пока же первые найденные обломки аэробуса доставили на экспертизу в Ресифе. Среди них: фрагменты хвостовой части, два пассажирских кресла, кислородные маски, бутылки воды. Все это должно помочь французским специалистам установить причину этой страшной трагедии.
Фото с места обнаружения обломков
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Имена двух пассажиров, летевших злополучным рейсом авиакомпании Air France на самолете A330, внесены в списки исламских террористов. Об этом сообщает Sky News. После катастрофы самолета французские спецслужбы стали анализировать список пассажиров, летевших рейсом AF 447. Вскоре после сообщений о крушении сотрудники Главного управления внешней безопасности Франции (разведки) были отправлены в Бразилию.
Разведчики выяснили, что фамилии двоих пассажиров внесены в секретные списки радикальных мусульман, представляющих опасность для Франции. Как сообщил изданию L`Express источник во французской разведке, связь этих людей с радикальными исламистами «весьма существенная». Сейчас специалисты устанавливают даты рождения этих лиц, выясняют их семейные и другие связи.
Вероятно, имело место «ужасное совпадение», и имена пассажиров всего лишь совпали с людьми из черного списка, однако сейчас появившиеся сообщения воспринимают «очень серьезно».
Версию теракта на борту высказывали ранее французской прессе неназванные пилоты Air France. Другие пилоты видели яркую белую вспышку в районе катастрофы аэробуса. А 3 июня министр экологии Франции Жан-Луи Борлоо объявил, что версию теракта действительно не стоит отметать раньше времени. «Теракт не может быть исключен на данном этапе, — заявил министр. — Но пока у нас нет никаких признаков, указывающих на взрыв бомбы. Мы вообще не можем выдвигать версии со стопроцентной уверенностью».
Французские спецслужбы не раз высказывали опасения за возможность повторения воздушных терактов наподобие тех, что произошли 11 сентября, особенно после того, как Франция ввела войска в Афганистан и Ирак.
Тем временем французские, американские и бразильские спасатели продолжают извлекать останки лайнера из океана в нескольких сотнях километрах от архипелага Фернандо-ди-Норонья. На сегодняшний день найдено 41 тело. Всего рейсом № 447 летели 228 человек. «Черные ящики» лайнера до сих пор не обнаружены, к месту предполагаемого затопления обломков сегодня подошла французская атомная подводная лодка с чувствительным акустическим сонаром.
Шотландская газета Sunday Herald утверждает, что рейсом № 447 летели два известных борца с контрабандой оружия и наркотиков -- аргентинец Пабло Дрейфус и гражданин Швейцарии Рональд Дрейер. По данным издания, Дрейер и Дрейфус проводили расследование о незаконной торговле оружием и наркоторговле в Латинской Америке.
Газета отмечает, что 39-летний аргентинец Пабло Дрейфус был важной фигурой в органах власти Бразилии и специализировался на пресечении каналов поставки наркотиков в Рио-де-Жанейро. Он работал консультантом в женевском институте Small Arms Survey. Еще одним консультантом этой организации был и Рональд Дрейер. Он был координатором женевской программы против вооруженного насилия и работал с миссиями ООН в Мозамбике, Сальвадоре, Азербайджане, Косове и Анголе.
Оба летели в Женеву для представления последнего отчета по проведенным в Бразилии исследованиям. Основное внимание экспертов было приковано к бразильской компании Companhia Brasileira de Cartuchos, которую купили немецкая компания Metallwerk Elisenhutte Nassau и чешская оружейная компания. По данным Пабло Дрейфуса, бразильская фирма занимается рискованными сделками, и изготовленное на продажу оружие используется при вооруженных столкновениях в Бразилии.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Минобороны Бразилии: пятна нефти в районе падения А330 исключают взрыв
МОСКВА, 4 июн - РИА Новости. Обнаружение пятен нефти в предполагаемом районе падения А-330 над Атлантикой исключает версию взрыва на борту самолета авиакомпании Air France, заявил министр обороны Бразилии Нелсон Жобим, сообщает в четверг агентство Рейтер.
"Присутствие пятен нефти может окончательно исключить возможность возгорания или взрыва на борту самолета", - заявил в среду глава Минобороны Бразилии на пресс-конференции.
Самолет A330-200 компании Air France рейса AF447, на борту которого были 228 человек, вылетел в 02.00 мск из международного аэропорта Рио-де-Жанейро имени Тома Жобима в минувшее воскресенье и должен был приземлиться в парижском аэропорту имени Шарля де Голля около 13.00 мск в понедельник, однако связь с самолетом была потеряна через четыре часа после вылета.
По некоторым данным, лайнер попал над Атлантикой в грозовой фронт и у него вышла из строя электросистема.
Во вторник бразильские власти заявили, что в Атлантическом океане на месте возможного падения А330-200 примерно в тысячи километрах к северо-востоку от побережья Бразилии обнаружены обломки, в том числе самолетные кресла. В среду представитель Генштаба Франции подтвердил принадлежность найденных в Атлантике обломков пропавшему A330-200.
Исчезновение самолета порождает массу вопросов, но дает мало ответов
("The Wall Street Journal", США)
Современные реактивные лайнеры не должны так просто исчезать в воздухе безо всякого предупреждения, как произошло в понедельник с рейсом Air France ?447, летевшим из Рио-де-Жанейро в Париж.
Этот рейс стал для следователей настоящей загадкой. Что заставило компьютерные "мозги" самолета доложить в центр технического обеспечения Air France, что на борту возникли крупные проблемы с электрикой?
Автоматическое предупреждение озадачило специалистов по целому ряду причин. Так, оно означало, что "самолет не пострадал от полного и внезапного обесточивания", как говорит бывший пилот американских авиалиний Джон Кокс (John Cox), ныне работающий консультантом по летной безопасности. Но если внезапная и полная потеря электропитания на борту исключается, то это означает, что экипаж должен был иметь возможность подать сигнал бедствия. Авиадиспетчеры такой сигнал не получали, хотя аэробус А330 оснащен резервной системой питания для отправки сообщений в чрезвычайных случаях.
На протяжении многих лет временные сбои в электропитании и системе управления много раз вызывали пугающие отказы техники, но они редко заканчивались катастрофой.
Даже если нормальное электропитание прекращается, у аэробуса имеется небольшой винт, действующий как ветроэнергоустановка и вырабатывающий достаточно электроэнергии, чтобы обеспечивать работу основных приборов и средств связи. В 2001 году канадские летчики благополучно посадили другой аэробус А330 на Азорских островах, когда высоко в небе над Атлантикой у них закончилось топливо.
Есть один непредсказуемый фактор, и заключается он в следующем. Как говорят эксперты авиации и государственные специалисты по безопасности, такие вспомогательные системы не всегда надлежащим образом обеспечивают управление самолетом в условиях большой турбулентности, что вызывает его рыскание и тангаж.
Если не удается найти так называемые "черные ящики", или цифровые самописцы переговоров в кабине и регистрации полетной информации, то у следователей возникают огромные проблемы при выяснении подробностей того, что в последние минуты полета делали компьютеры системы управления.
Сочетание бури и проблем с электричеством дает основания предполагать, что здесь свою роль могла сыграть молния. Регулирующие органы США по безопасности отмечают, что в среднем на авиалайнер приходится по одному удару молнии в год. Вместе с тем, они говорят, что за тридцать с лишним лет ни один американский пассажирский авиалайнер не потерпел аварию в результате удара молнии.
Многие люди из числа тех, кому часто приходится летать, рассказывают истории о том, как они, находясь на борту самолета во время грозы, внезапно слышали очень громкий хлопок, говорящий о том, что произошел удар молнии. Но в грозовую погоду находящимся в кабине с ограниченным обзором летчикам зачастую бывает трудно определить, не молния ли ударила по самолету.
Молния способна повредить фюзеляж, деформировать часть носа или крыла, и даже сорвать заклепки на обшивке. Самолеты проверяют, чтобы убедиться в том, что внезапный электрический разряд очень быстро гаснет. Такие скачки напряжения представляют опасность для электронной начинки самолета, поскольку она может "поджариться" от молнии - точно так же, как удары молнии выводят из строя телевизоры и электроприборы на земле.
Независимо от того, сыграла здесь свою роль молния или нет, но прозвучавший сигнал тревоги может привлечь внимание к возможным недостаткам самолетов, которые возникают в связи с тем, что авиалайнеры все больше зависят от работы автоматизированных систем электроники. На борту аэробуса впервые применили сложнейшие компьютерные системы управления полетом. А компания Boeing готовится к массовому производству своего самого сложного и компьютеризированного пассажирского самолета Boeing 787 Dreamliner.
Большинство моделей аэробусов, а также самолет Boeing 777 управляются при помощи электрических сигналов, идущих по проводам от носа в хвостовую часть. В реактивных самолетах более старых моделей использовали тросы и блоки, или трубки с гидравлической жидкостью. Такие механические устройства были очень тяжелыми и часто выходили из строя.
Новые проводные системы легче и требуют меньше обслуживания и ремонта. При помощи таких систем автоматики на борту "боингов" и аэробусов можно также управлять самолетом на протяжении всего полета. Точность и снижение нагрузки на летные экипажи в целом привели к улучшению показателей безопасности, хотя постоянно усложняющиеся компьютерные системы вызывают множество новых проблем.
Сбои программного обеспечения, некачественная проводка, неправильные показания наружных датчиков - все это в последние годы часто приводило к тому, что реактивные самолеты начинали выделывать пируэты в небесах.
В январе 2008 года европейские органы летной безопасности издали директиву о том, как справиться с временным сбоем компьютера в системе управления полетом, который может произойти на борту самолетов A330 и A340, когда неполадка двигателя вызывает непродолжительные электрические проблемы.
Аэробус A319 компании British Airways в 2005 году летел из Лондона в Будапешт с 82 пассажирами на борту, когда с ним произошел кратковременный, но ужасный случай. Внезапно погас свет в кабине пилотов, выключился автопилот, а также все приборы на панелях.
Командир корабля попытался подать по радио сигнал бедствия, но передатчик не работал. Пока второй пилот отчаянно пытался найти в темноте какие-то переключатели, экипаж быстро сверился с бортовой инструкцией и примерно через полторы минуты сумел включить приборы. Эксперты в результате расследования пришли к выводу, что отключение одной или двух основных систем электропитания привело к возникновению "режима непредвиденного отказа", когда и командир, и второй пилот могли лишиться своих основных летных приборов.
В 2008 году американские специалисты по расследованию авиакатастроф составили список из 16 самолетов компании Airbus, которые в результате скачков напряжения за несколько лет потеряли почти все свои индикаторы в кабине. Компания призвала авиалинии внести некоторые изменения, однако американские специалисты хотят, чтобы на более старых моделях самолетов в обязательном порядке была проведена модернизация. Они также настаивают на совершенствовании подготовки летчиков.
Электрические неисправности и временное отключение подсветки приборов в кабине имели место в последние годы и на борту некоторых авиалайнеров и наиболее популярных служебных самолетов компании Boeing. Так, летчики нескольких самолетов Boeing 737 сообщали о потере изображения на дисплеях, в том числе, на указателях курса и скорости. Эти неисправности не приводили к авиакатастрофам.
В августе 2008 года Федеральное управление гражданской авиации издало директиву с требованием о внесении изменений в электропроводку некоторых блоков управления генераторами на высококлассных служебных самолетах Falcon 2000EX. Эта мера была вызвана временным отключением четырех систем электронных пилотажных приборов на борту Falcon 2000EX во время захода на посадку. В документе управления говорится, что скачки напряжения "могут вызывать одновременную и временную нехватку мощности", которая способна привести к "утрате пилотом ориентации и контроля за ситуацией во время набора высоты и захода на посадку".
Комментарии читателей
Джеймс Флегар (James Phlegar) пишет:
Я - старый пилот, работавший в 1970-х годах над разработкой концептуальной модели первых американских электродистанционных вертолетов. Мы не до конца понимали электромагнитное влияние на электронное управление, но мы изучали его (хотя и не в лабораторных условиях). Будучи квалифицированным физиком с пониманием закона Ома, я занимался оценкой надежности электронного управления, подверженного влиянию высокоэнергетических электромагнитных полей в состоянии полета. С тех пор было сделано многое, чтобы разработать защиту для электронных систем управления полета. Я надеюсь, что мы сможем отыскать самописцы бортовых данных, чтобы понять, что произошло.
Аджай Тяги (Ajay Tyagi) пишет:
Каждый раз, когда происходит авиакатастрофа, я хочу понять, почему авиационная промышленность и авиакомпании не разработали систему, позволяющую сохранять все данные из 'черных ящиков' и с самописцев бортовых данных в оффлайне, используя спутники. Все, что они сохраняют в цифровом виде на бортовых самописцах, может быть передано через спутники на основное место базирование, и все траектории полета, записи голоса и данных полета могут быть сохранены в режиме реального времени, пока летит самолет. Эту систему нельзя выключить как радиолокационные маяки. Это предотвратит ситуации, когда мы так никогда и не узнаем, что же произошло с этим рейсом Air France, и где он упал. Может быть, мы бы даже смогли предотвратить атаки 11 сентября, если бы мы знали, куда летят захваченные самолеты.
Boeing и Airbus должны быстро заняться разработкой этой технологии. Google и Facebook уже следят за каждым нашим движением, а самолет стоимостью 300 миллионов долларов не может дать нам знать, где он находится. Какая жалость.
Ссылка на комментарии - http://online.wsj.com/article/SB124389991877574443.html#articleTabs=comments
Пророк из Москвы указал точное место крушения "Аэробуса A-330"
3 июня около 23:30 в Московскую службу спасения позвонил житель столицы, который именует себя пророком. Он заявил, что знает точное место крушения лайнера Air France. По его данным, самолет находится на глубине 900 м в 190 км от берега и висит на подводной скале. Звонивший попросил передать информацию в оперативные службы Бразилии.