ОКО ПЛАНЕТЫ > Хроника необычного > Тайна рейса 447: мнения экспертов - 2
Тайна рейса 447: мнения экспертов - 24-06-2009, 05:42. Разместил: Редактор Al_Magn |
Все версии падения аэробуса
Эксперты выдвигают различные версии причин катастрофы аэробуса A330−200, но ни одна из них не может полностью прояснить ситуацию.
Рейс AF447 вылетел из Рио-де-Жанейро в 19.03 по местному времени. Неполадки в самолете начались через 3−3,5 часа полета. Последний раз лайнер засекли в 300 км к северо-востоку от бразильского прибрежного города Наталь. От Рио-де-Жанейро самолет пролетел к этому времени около 2400 км. До исчезновения самолета полет проходил нормально: лайнер находился на высоте 10 670 м, скорость составляла 840 км/ч. Имя командира экипажа стало известно сегодня — это 58−летний Марк Дюбуи, потомственный летчик Air France, который имел 11 тыс. часов налета. Остальные одиннадцать членов экипажа были бразильцами.
Катастрофа, по всей видимости, длилась четыре минуты. Бразильское издание O Estado Do Sao Paulo сообщает, что первый сигнал в центр отслеживания полетов Air France через спутник о проблемах на борту поступил в 23.10 по бразильскому времени, а уже в 23.14 координирующие полет специалисты получили информацию о «вертикальном положении кабины», что может означать либо свободное падение, либо разгерметизацию самолета. За 15 минут до этого экипаж аэробуса сообщил о вхождении в зону турбулентности, больше на связь пилоты не выходили.
Как рассказал корреспонденту Infox.ru президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников, в службу отслеживания полетов авиакомпании Air France были переданы автоматические сообщения о коротком замыкании, разгерметизации, многочисленных отказах бортовых компьютеров и систем. Всего, по данным агентства Bloomberg, самолет направил десять аварийных сигналов. Сеансов связи с экипажем в эти минуты не было. Таким образом, ситуация на борту развивалась стремительно. Самолет влетел в штормПервоначально была выдвинута версия о попадании молнии в авиалайнер. Однако обычно поражение атмосферным электричеством не приводит к столь трагическим последствиям. За всю историю гражданской авиации разряд молнии стал причиной всего двух авиакатастроф: в 1963 и 1971 году. Сейчас самолеты конструируются таким образом, что при попадании молнии электричество практически равномерно распределяется по всей поверхности самолета.
Для экспертов остается неясным, как вообще лайнер мог попасть в грозовой фронт. Согласно международным правилам, экипаж может пересечь фронт, если расстояние между засветками (отражениями молний) равняется 50 километрам — по 25 километров в каждую сторону. Самолет может попытаться обойти грозу верхом (так попытались сделать пилоты самолета Ту-154, разбившегося в Донецке), в этом случае фронт должен остаться внизу на расстоянии не менее километра. Экипаж может попытаться обойти грозу стороной, а может принять решение вернуться назад. В любом случае международные правила запрещают пересекать грозовые фронты.
Согласно предположению американских метеорологов, причиной падения аэробуса стал мощнейший шторм, скорость ветра которого достигает 160 км/ч (44 м/с). Дело в том, что маршрут авиалайнера проходил через внутритропическую зону конвергенции, протяженность которой достигает нескольких сотен километров — зону слияния близ экватора пассатов Северного и Южного полушарий. В этой зоне сходится множество разнонаправленных ветров, а если прибавить к этому непогоду, то получится бурлящий атмосферный котел, который мог сгубить воздушное судно.
«Такое кучево-дождевое грозовое облако — это колоссальнейшая машина, которая имеет мощность атомных бомб, особенно в тропиках — там такое облако может достигать в высоту 15−18 км, — рассказал «Интерфаксу» заместитель директора Гидрометцентра России Геннадий Елисеев. — То, что самолет мог погибнуть, если он вошел в кучево-дождевое облако, это вполне возможно». По его словам, пилотам запрещено приближаться к такому облаку ближе чем на 10 км.
«Во всем мире существует незыблемое правило, что не только гражданским самолетам, но и военным запрещено входить в кучево-дождевые облака, так как они там могут разрушиться: там очень сильная турбулентность, порывы ветра, оледенение, град, молниевые разряды, — рассказал Елисеев. — И на такой случай экипажи обучены, у них есть радиолокаторы, и они должны обходить такие облака».
Однако авиаэксперты утверждают, что одной непогоды мало для объяснения причин падения самолета.
«То, что по маршруту аэробуса находятся зоны повышенной турбулентности, известно давно, — говорит президент консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников, — однако утверждать, что самолет разбился из-за мощнейшей бури, нельзя. Тем более что через этот же район примерно в это же время пролетали и другие авиарейсы (в частности, два самолета компании Lufthansa), с которыми ничего не произошло». Стоит отметить, что А330−200 изначально проектировался на трансатлантические полеты со способностью испытывать многократные перегрузки при прохождении зон турбулентности.
Однако опытные пилоты говорят, что экипаж Air France вряд ли бы полетел в шторм. «Никто в здравом уме не полетит в бурю. Но если они по пути входили и выходили (из вихревых потоков), они могли столкнуться с восходящим вихрем», — сказал Associated Press пилот с 26−летним стажем Тим Мелдал. Загадочное молчаниеПо словам Шелковникова, еще более загадочным в данной ситуации оказалось молчание экипажа в течение четырех минут падения лайнера. Шелковников напомнил, что при катастрофе под Донецком, с которой сейчас проводят параллели, экипаж было слышно до конца. «Они пытались выровнять самолет, пилот отдавал приказы, матерились, наконец, но не молчали», — подчеркивает эксперт.
Между тем некоторые эксперты утверждают, что никакой загадки нет. Скорее всего, в момент катастрофы судно управлялось автопилотом, ведь в момент прохождения зон турбулентности автопилот не отключается. По предположению анонимного эксперта Infox.ru в области авиапроисшествий, на высоте 10 700 метров произошло мгновенное разрушение фюзеляжа, чем и объясняется бездействие экипажа. При этом он затруднился назвать причину, которая могла вызвать разрушение. По данным бразильских СМИ, одно из автоматических сообщений указывало на «вертикальное положение кабины», что может означать либо свободное падение, либо разгерметизацию самолета.
Эксперты французской газеты Le Monde уверены, что большой радиус разлета обломков может означать разрушение самолета в воздухе. Это могло произойти после разгерметизации самолета. Впрочем, версию взрыва на борту высказывают пока лишь анонимные пилоты Air France. Министр окружающей среды Франции Жан-Луи Борлоо в среду скорректировал высказывание об отказе властей от версии теракта. «Теракт не может быть исключен на данном этапе, — отметил Борлоо. — Но пока у нас нет никаких признаков, указывающих на взрыв бомбы. Мы вообще не можем выдвигать версии со стопроцентной уверенностью». Электронный сбойЕще одна из возможных причин авиакатастрофы — сбой в электронной системе самолета. Приверженцы этой версии указывают, что совсем недавно Европейская служба безопасности полетов выпустила новые рекомендации для экипажей самолетов А330 и А340 о возможном сбое навигационных приборов. Причиной послужило авиапроисшествие с австралийским аэробусом компании Qantas осенью прошлого года. По результатам расследования выяснилось, что причиной сваливания в пике стал один из трех приборов ADIRU 1, который передавал ложные сведения. У лайнера сработала сигнализация сваливания или превышения скорости, пропала информация о положении самолета на пилотажном приборе командира экипажа и сработали несколько предупреждений на центральном дисплее Electronic Centralised Aircraft Monitor (ECAM). Среди ошибочных значений параметров полета возникали такие значения угла атаки, которые подали на компьютеры системы управления полетом команду на пикирование, что и создало опасную ситуацию. Тогда авиалайнер, летевший на высоте 11 300 метров, вдруг резко потерял высоту, однако пилоты сумели дважды выровнять самолет, после чего запросили аварийную посадку. В результате 50 непристегнутых пассажиров получили травмы — переломы и ушибы.
Известный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев сказал «Интерфаксу», что самолеты, подобные упавшему авиалайнеру, «перенасыщены электроникой», а это, по его мнению, чревато серьезными проблемами. «Большое количество электронных приборов приводит к проблемам, всегда должен оставаться вариант спасения — механическое управление самолетом. В этом случае у пилота остается возможность «вытянуть» лайнер», — сказал Толбоев. «Черные ящики» лежат на днеУзнать настоящие причины катастрофы вряд ли удастся. Издание Journal de Noticias пишет, что у спасателей будут проблемы с извлечением «черных ящиков» со дна Атлантического океана, так как глубина в месте падения составляет 4,6 км (в некоторых местах – до 7 км), а рельеф дна – гористый. «Никогда в подобных условиях «черных ящиков» не извлекали. В 2004 году их подбирали со дна Красного моря, но там глубина составляла всего 1,2 км. К тому же нужно учитывать другие факторы, такие как течение», — напоминает Journal de Noticias. Кроме того, заряда батарей в бортовых самописцах хватит только на 30 дней.
Обломки самолета разбросаны по огромной территории – бразильские военные нашли два скопления на удалении 60 км друг от друга и еще одно скопление в 90 км от предыдущих фрагментов. Сбор обломков идет медленно, самый большой из них — кусок фюзеляжа диаметром 7 метров. Поисковики также обнаружили 10 объектов, некоторые из которых были металлическими, и нефтяное пятно, которое простирается на 20 километров. Накануне бразильские военные обнаружили в двух разных районах нефтяное пятно, металлические обломки и спасательный жилет.
В район поисков пока не прибыли четыре бразильских военных судна и гражданский танкер – из-за сильного волнения моря они дойдут только в четверг. Суда также доставят четырех водолазов. С воздуха поиски ведут одиннадцать самолетов.
На данном этапе расследованием причин авиакатастрофы занимается Франция при поддержке бразильских следователей, а поисковая операция легла в основном на плечи бразильских военных. У ВМФ Бразилии нет в наличии подводных аппаратов, которые могут спускаться на большие глубины. В район бедствия уже идет французское исследовательское судно с батискафом, который может спускаться на глубину до 6 км. Вместе с тем представитель министерства обороны Франции Кристоф Працюк не исключил, что Париж задействует подводные лодки. В среду в район прибыли американский патрульный самолет P-3C Orion и французский самолет дальней радиолокационной разведки AWACS.
Глава французского бюро расследований и анализа ВЕА Поль-Луи Арсланян сегодня заявил, что бортовые самописцы, возможно, так и не найдут. Он подчеркнул, что информации о катастрофе крайне мало – пока даже не ясно, разрушился ли лайнер в воздухе или от удара о воду. «Мы даже не знаем точное время катастрофы», — посетовал Арсланян. Следователь также отметил, что специалистам предстоит выяснить, был ли командир экипажа в кабине пилотов во время ЧП. Компания Air France: история, маршруты и авиапарк. Справка
Компания Air France основана 7 октября 1933 года. Ее парк, составленный из самолетов исключительно французского производства, насчитывал 259 воздушных судов 31 типа. В 1938 году, накануне Второй мировой войны, Air France занимала третье место в мире по протяженности маршрутной сети (45 тысяч км). После Второй мировой войны авиакомпания была национализирована и получила название Societe Nationale Air France (с июня 1948 года – Compagnie Nationale Air France). В 1976 году под флагом Air France совершил первый полет знаменитый самолет "Конкорд". В 1983 году авиакомпания отметила свое пятидесятилетие. На тот момент она была четвертой в мире по объему пассажироперевозок и второй - по грузоперевозкам. В январе 1990 года все французские государственные авиакомпании – Air France, Air Inter, Air Charter и UTA – вошли в состав холдинга Air France Group. В 2004 году Air France была объединена с компанией KLM (Koninklijke Luchtvaart Maatschappij, "Королевские Нидерландские Авиалинии"). Новый франко-голландский перевозчик получил имя Air France KLM. Компания Air France является одним из основателей SkyTeam – международного альянса авиакомпаний, участники которого осуществляют воздушные перевозки и предоставляют услуги для пассажиров по всему миру. Авиакомпания осуществляет рейсы в 187 пунктов назначения. Кроме Европы, Азии и Америки Air France специализируется на полетах в Африку, Вест-Индию и Карибский регион. Почти все маршруты авиаперевозчика на большие расстояния выполняются без промежуточных посадок. Парк авиакомпании включает в себя такие самолеты, как Airbus A330-200, Airbus A340-300, Boeing 747-400, Boeing 777-200ER, Boeing 777-300ER. Средний "возраст" авиапарка – 8,5 лет. Главная база – Международный аэропорт имени Шарля де Голля (Париж). Аэробус A 330-200 (Airbus 330-200) – пассажирский дальнемагистральный самолет. Программа создания A 330-200 официально стартовала в ноябре 1995 года. Летные испытания опытного самолета Аэробус A 330200 начались в 1997 году. Первый полет совершен 13 августа 1997 года. Модель A 330200 была разработана, чтобы заменить Airbus A 300600R и создать реальную конкуренцию для Boeing 767-300ER. Самолет разработан на основе выпущенного ранее A 330-300. В этой модификации A 330-200 на 10 секций или 4,5 метра короче. Так как самолет предназначен для авиалиний протяженностью почти 12 000 км, то запас топлива был увеличен на 41 900 л. В результате максимальная взлетная масса самолета увеличилась с 217 до 230 т. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS, аналогичным комплексу самолета А320. Размеры аэробуса: размах крыла 60,3 м длина самолета 59 м высота самолета 17,89 м Летные данные: крейсерская скорость 925 км/ч дальность полета до 11900 км пассажиров в кабине трех классов – 256 максимальное количество пассажиров – 405 Силовая установка: Двигатели – 2 двигателя General Electric CF6-80E1A2, Pratt & Whitney PW-4164 или PW-4168, RollsRoyce Trent 768 или Trent 772. Число мест (чел): Экипаж – 2 Пассажиров в кабине трех классов – 256 Пассажиров в кабине двух классов – 293 Максимальное – 405 A 330-200 эксплуатируется такими авиакомпаниями, как Air China, Air France/KLM, Austrian Airlines, China Eastern, China Southern, Emirates, Etihad, Korean Air, Malaysia Airlines, Northwest Airlines, Qantas, Swiss International Air Lines, TAP Air Portugal, Yemenia и другими. Пописано соглашение о приобретении восьми A 330-200 российской компанией "Трансэро". Крупнейшие авиакатастрофы в мире в 1999-2009 гг. Справка 31 октября "Боинг-767" авиакомпании EgyptAir, летевший в Каир, упал в Атлантический океан после взлета в аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке. Погибли все 217 человек, находившиеся на его борту.
30 января самолет "А-310" авиакомпании Kenya Airways, летевший в Лагос (Нигерия) упал в Атлантический океан вскоре после взлета в аэропорту Абиджана (Кот д'Ивуар). Погибли 179 человек, 10 остались в живых.
3 июля при заходе на посадку в Иркутский аэропорт потерпел аварию Ту154 авиакомпании «Владивосток Авиа», совершавший рейс по маршруту Екатеринбург – Иркутск – Владивосток. 145 человек погибли.
12 февраля "Ту-154" авиакомпании Iran Air Tours, летевший из Тегерана в Хорамабад, потерпел крушение возле пункта назначения. Погибли все 119 человек на борту.
19 февраля в гористой местности на юго-востоке Ирана произошло крушение иранского военно-транспортного самолета "Ил76". Самолет совершал внутренний рейс из города Захедан на востоке страны в Керман. Погибли 275 человек.
3 января в результате падения Boeing-737 в Красное море в Египте погибли все находившиеся на борту 148 человек. Самолет принадлежал одной из частных авиакомпаний и совершал рейс Шарм-Эль-Шейх – Каир – Париж.
3 февраля в Афганистане разбился Boeing-737 афганской авиакомпании. Погибли 96 пассажиров и 8 членов экипажа.
3 мая при посадке в аэропорту Адлера потерпел катастрофу самолет авиакомпании "Армавиа" А-320. На борту лайнера находились 113 человек.
1 января "Боинг737400" частной индонезийской авиакомпании «Эдам Эйр» разбился в западной части острова Сулавеси. На борту самолета находились 102 человека: 96 пассажиров (в том числе 11 детей) и шестеро членов экипажа. Все они погибли.
20 августа крупная авиакатастрофа произошла в мадридском аэропорту "Барахас". Самолет MD-82, направлявшийся из Мадрида в Лас-Пальмас (Канарские острова), почти сразу же после взлета рухнул на землю и загорелся. В авиакатастрофе погибли 154 человека. Из 20 выживших двое позже скончались в больнице от полученных ранений.
20 мая близ города Мадиун в индонезийской провинции Восточная Ява потерпел катастрофу транспортный самолет ВВС Индонезии С-130 "Геркулес", направлявшийся из Джакарты в восточную часть острова. На борту самолета находились 110 человек – 11 членов экипажа и 99 пассажиров. Во время крушения погибли и три человека, находившиеся на земле. Самолет рухнул на несколько домов.
Вернуться назад |