Под Уссурийском, на месте древней столицы Кайюань, началось строительство археологического музея, посвящённого культуре чжурчжэней.Летний полевой сезон подарил археологам храм чжурчжэней. Культовое сооружение раннего Средневековья найдено на территории Приморья впервые.
Сообщение о строительстве ЛЭП Чугуевка – Владивосток подняло на ноги весь Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Раскопки обычно начинаются в июне, но в этом году учёные отправились «в поле» на месяц раньше. Нужно было проводить, без преувеличения, спасательные работы – успеть исследовать территорию, на которую заходили бульдозеры. И тогда мы бы уже никогда не узнали, что же там было до нас. А там было! В зону застройки попадали 11 памятников.
Рассказывает руководитель отдела средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН Надежда Артемьева. Надежда Артемьева.
– Первым исследовали Краснополье. Этот памятник интересен тем, что расположен на мысу и нависает над Золотой Долиной. По «нашей» (так мы называем эпоху чжурчжэней) кладке кирпичей поняли, что наткнулись на какую-то землянку. Подумали: либо сторожевой пункт, либо культовое сооружение. В итоге вскрыли 1200 квадратных метров – это очень большая площадь. Обнаружили буддийский храм, который датируется XIII веком, т. е. временем чжурчжэней на территории Приморья. Позже поняли, что в сооружении был пожар и крыша упала на земляной пол. Нашли культовые предметы, разбитую посуду. Рядом с храмом обнаружили маленькое жилище не более 8–9 квадратных метров с крохотной отопительной системой. Скорее всего, сторожевое помещение или обитель монаха-отшельника.
– Это место будет сохранено как памятник?
– Хочется надеяться. Потому что важно не просто найти и раскопать, а ещё и сохранить. По проекту на этом месте должна была стоять опора ЛЭП. Отрадно, что строители нас поняли, хотя перетрассировка требует от них и времени, и материальных затрат.
Находка необычная. Когда поднимаешься на мыс, виден простор реки Партизанской, а в хорошую погоду – створ сопок Сестра и Брат, что рядом с Находкой. Поскольку место находится недалеко от Шайгинского и Николаевского городищ – чжурчжэньских памятников, которые мы исследуем на протяжении нескольких лет, – естественно предположить, что когда река была судоходной, люди, перемещаясь из одного поселения в другое, могли посещать найденный нами храм.
– Знаю, что к этому месту уже потянулись экскурсии.
– Да, приходили люди из ближних сёл и даже из Находки. Буддисты подтвердили, что храм построен правильно: на сопке, у воды, согласно геоматическим процессам (совокупности условий обитания в ландшафте. – О. Ж.). Значимость находки в том, что за всю более чем 50-летнюю историю чжурчжэноведения мы не находили культовых сооружений. Может, стоит предположить, что кумирные (языческие. – О. Ж.) храмы строились в стороне от городищ… Но об этом говорить рано.
– Последние сезоны подарили археологам много интересных находок. Когда приморцы смогут увидеть хотя бы часть из них?
– Идея создать музейный комплекс рядом с раскопками на Краснояровском городище родилась давно, однако местные власти не шли нам навстречу. В итоге на наше предложение откликнулся предприниматель из корейской диаспоры «Возрождение» Александр Харитонович Тен. Музей строится на его средства, но за всё наполнение будут отвечать наши археологи.
– Надежда Григорьевна, про чжурчжэней дальневосточники слышали, но не более того. Что это была за эпоха? Чем пришедшие на дальневосточные земли европейцы обязаны той цивилизации? А то некоторые полагают, что история региона началась со шкипера Гека…
– Приморью повезло. У нас есть такие средневековые памятники, которых не сыскать на других территориях России.
Приморье заселяла Золотая империя чжурчжэней. Она была организована в 1115 году, погибла в 1234-м от монгольского нашествия.
Есть описания первопроходцев, тех, что осваивали юг Дальнего Востока по суше. Они ведь шли не по глухой тайге, а по дорогам! Им встречались явно рукотворные валы. И люди удивлялись, кто это всё построил. До сих пор многие современные дороги в Приморье проложены по направлениям, некогда выбранным чжурчжэнями. И первые поселения европейцев на территории юга Дальнего Востока основаны не на пустом месте, а на развалинах древних городищ: у воды, вблизи пахотных земель. Например, вся Уссурийская долина и в Средневековье была заселена полностью.
Вблизи современного Уссурийска были найдены бронзовые чохи (монетки) с дырочками и иероглифами. Когда начали расшифровывать надписи, обнаружилось, что здесь жили чжурчжэни, или нюйчжи. Это тунгусо-маньчжурский народ.
Основал империю чжурчжэней правитель Агуда, придя на территорию, где жили так называемые кидани. Он собрал вокруг земли, да столько, что племена чжурчжэней приобрели историческое значение, став хозяевами северо-восточной половины Китая. Созданное Агудой государство Цзинь просуществовало, как я сказала, до 1234 года.
– Но всё же в учебниках чжурчжэни если и упоминаются, то относятся к китайской цивилизации.
– Чжурчжэньские племена, обитавшие на территории Южной Маньчжурии, издревле были связаны с Китаем. Но это этнически другая ветка – тунгусо-манчжурская. О сходстве говорят, потому что административное управление они взяли по образцу Китая. Чжурчжэни занимались наукой, оставили свою письменную историю. Это был грамотный и высокоразвитый для Средневековья народ.
Но все империи переживают расцвет и падение. Прежде чем двинуться на Русь, монголы шли на восток, воевали с чжурчжэнями более 30 лет.
Когда ситуация сложилась так, что империя должна была пасть, император Пу Сиан Ваньну собирает десятитысячное войско и уходит из Ляодуна, столицы государства, на территорию современного Приморья, где уже были долинные городища чжуржэней. Но поскольку войско огромное и понятно, что надо защищаться, стали строиться горные городища. Поэтому на юге Дальнего Востока мы имеем памятники двух видов: долинные и горные, построенные в сопках, обнесённые валами, с хорошим обзором.
Тогда-то в государстве чжурчжэней Восточное Ся и появилась столица возле современного Уссурийска. Нам это стало понятно, когда там была найдена печать 1230 года и другие предметы с девизами правления императора Пу Сиана. Он вынужден был вести политику лавирования, даже послал к монголам своего сына во избежание гибели государства. И империя просуществовала ещё 19 лет. В середине XII века территория Приморья была не центром, а далёкой окраиной Золотой империи. В период расцвета чжурчжэньское государство занимало всю Маньчжурию, юг Дальнего Востока России, часть Северной Кореи, значительную территорию Северного Китая. Завоеватели частично перенимали культуру покорённых китайцев, строили крупные города, в которых воздвигали пышные дворцы и храмы. Города становились центрами ремесла, торговли, духовности, многонациональной культуры.
Когда император Пу Сиан уехал в южную столицу, которая находилась на территории Китая, то был пленён. Что с ним случилось, неизвестно, но уже через год после этого вся Золотая империя попадает под монголов. Когда мы раскапываем городища, то по количеству оставленной утвари в жилищах понимаем, что истребление чжурчжэней или их уход были очень быстрыми. Разгром затормозил развитие чжурчжэньского народа. Уцелевшие бежали в уссурийскую и маньчжурскую тайгу. Народ не исчез, но государственности у него уже не было. Позднее встречаются лишь упоминания о племенах чжурчжэней. Кстати, есть научное предположение, что маньчжуры – это поздние чжурчжэни. Нам ещё предстоит восстановить их историю. Поэтому просто необходимо сохранить каждый след.
Наша справка: Происхождение слова «чжурчжэнь» неизвестно. Но интересен тот факт, что в маньчжурском языке слово jušen встречается во многих лексических единицах со значением «раб», «крепостной». Например, jušen halangga niyalma – «маньчжурский крепостной» – буквально означает «человек из клана чжурчжэней». Источник: http://file-rf.ru.
Рейтинг публикации:
|