Александр Городницкий Черная мадонна В соборе, посреди икон бездонных, На витраже, пылающем в окне, Нам показали черную мадонну С ребенком, прибинтованным к спине. http://web.ru/bards/Gorodnicky/part196.htm Фото монастыря Монтсеррат: Большое фото внутреннего двора монастыря http://fio.novgorod.ru/projects/project2289/images/5.jpg Монастырь в Montserrat был основан в 1025 г. Риполльским аббатом Олибой (abbot Oliba of Ripoll and Cuxa). Oднако первые небольшие католические храмы-часовни появились там еще в IX в., когда эта земля была отвоевана у мусульман – cарацинов, как их тогда называли. Аббат Олиба, по всей видимости, руководил постройкой монастыря; он был известным архитектором своего времени и оказал большое влияние на развитие каталонской архитектуры, введя в нее элементы ломбардского стиля. В частности, под его руководством был расширен и перестроен монастырь St. Michelle de Cuxa. Монастырь Монсеррат с тех пор перестраивался, был разрушен Наполеоновской армией, и затем заново выстроен. Последние постройки датируются началом XX в. Сейчас в монастыре живет около 100 монахов-бенедиктинцев. Также имеется гостиница, в которой останавливаются паломники. В монастыре хранится статуя Черной Мадонны (La Moreneta), главный предмет паломничества. Согласно легенде, статуя была вырезана Св. Лукой и затем перенесена в Испанию Св. Петром. В 718 г. статуя была спрятана в горах Монсеррат, чтобы укрыть ее от нечестивцев-сарацинов, после чего и была потеряна. В 890 г. La Moreneta была чудесным образом обнаружена пастухами в пещере, куда их привели загадочное сияние и ангельское пение. На этом месте была воздвигнута часовня, а пещера получила название Santa Cova. Статуя, в настоящее время хранящаяся в монастыре, датируется XII в. Существуют различные гипотезы, объясняющие странный черный цвет Мадонны и Младенца, но ни одна из них в достаточной степени не обоснована. Согласно одной из теорий, первые изображения Мадонны с Младенцем базировались на иконографии Изиды и ее сына Гора, которых иногда изображали черным цветом. Согласно другой, черный цвет – это отсылка к Песне Песней ("Черна я, но прекрасна"), комментарии к которой были в то время популярны. Возможно также, что черный цвет ассоциирует Мадонну с Mатерью-Землей, подобные параллели проводились раннехристианскими теологами (св. Амвросий: "От девы-земли – Адам, Христос – от Девы"). Впрочем, вполне вероятно, что статуя просто потемнела от копоти множества свечей, денно и нощно на протяжении веков рядом с ней возжигаемых. К Черной Мадонне совершали паломничества многие исторические личности, в том числе и Св. Игнатий Лойола, который повесил у ее алтаря оружие и встал на путь религиозного подвижничества. В 1881 г. статуя была канонизирована папой Львом XIII, и провозглашена святой-покровительницей Каталонии. Считается, что Черная Мадонна помогает женщинам обрести счастье материнства, к ней приходят много женщин и молодых пар. В церкви Санта Мария де Монсеррат дельи Спаньоли покоятся два папы семейства Борджа – Каллист III (1455-1458) и Александр VI (1492-1503), изначально похороненные в Соборе Св. Петра в Риме. Их останки были перенесены в Монсеррат в 1610 г. http://yacht.zamok.net/DV/Potter/Posters/Snape/montserrat.html Вот послушайте, какое чудо чудное приключилось. В Монсеррате есть красивая церковь, построенная во славу Девы Марии. Стоит она у подножья горы, где пасутся дикие козы. http://yacht.zamok.net/Kuzia/cantigas.html Теперь немного о самой Черной Мадонне Монтсерратской. Арабы вошли в Барселону в 713 г. Сначала они терпимо относились к христианам и их вере, но затем начались религиозные преследования, и христианам пришлось прятать свои святыни в лесах и скалах (как, например, покровительницу Каталонии смуглую Мадонну Монтсеррат). http://www.partner-inform.de/www/modules.php?name=News&file=print&sid=1347 Фото Чёрной Мадонны - святой покровительницы Каталонии: http://victor-k.narod.ru/Espanya/montserrat/mad.htm ...индуистская "чеpная богиня" (Кали и Дуpга) и аналогичная палеосpедиземномоpская богиня (чеpная Деметpа, Кибела, Диана Эфесская и Тавpидская, вплоть до хpистианской "Чеpной Мадонны" и Святой Мелайны (11)), восходят к одному пpототипу. Именно в этом субстpате, соответствующем дpавидийскому населению Индии и, частично, уpовням и циклам еще более дpевних цивилизаций, похожим на те, котоpые пpедстали на свет в pезультате pаскопок в Мохенджо-даpе и Хаpаппе (пpимеpно 3000 лет до Р.Х.), культ Великой Богини или Всеобщей Матеpи (Magna Mater) составлял центpальный мотив, впоследствии забытый в аpийско-ведической тpадиции засчет ее сущностно мужской и патpиаpхальной ориентации. Этот культ, тайно сохpанившийся и в пеpиод аpийского (индоевpопейского) завоевания и колонизации, снова пpобудился в тантpизме, воплотившись во множестве индийских и тибетских богинь шактического типа, с одной стоpоны, вновь оживив то, что сохpанялось в потенциальных фоpмах в пpостом наpоде, с дpугой стоpоны, став опpеделяющей темой тантpического видения миpа. (Юлиус Эвола. Йога могущества.) http://babystar007.narod.ru/monser.htm
"Загадочным предстает явление Черных Мадонн. Высеченные из угольного гагата или разноцветные, но с зачерненным лицом, Они неисповедимыми путями проникали под своды древних готических соборов и самых знаменитых католических монастырей. Живописные полотна и чудотворные иконы черноликой Девы Марии широко распространились почти по всей Западной Европе: от Испании и Франции до Бельгии и Германии. Да и в Польше Черная Богоматерь - один из наиболее почитаемых образов. Воистину, волнующая загадка! Как же появилась Она? Когда христианство распространилось за пределы Святой земли, Римская империя жадно впитывала всякого рода восточные верования. Экстатические культы с их оргиями и жертвоприношениями начали проникать на Запад и смешиваться с местными верованиями. Из завоеванного Египта сначала в Грецию, а потом и в Рим пришла величественная мистерия злодейски убитого Осириса и его безутешной Жены Исиды, чудесным образом зачавшей младенца Гора. Воскресение Осириса, ознаменованное прорастанием зерен, сопровождалось радостными празднествами по всей метрополии. Даже в таком провинциальном городе как Помпеи был раскопан величественный храм Исиды. Ее образ с младенцем у левой груди олицетворял всепоглощающую идею страдания и любви (Ее изображения - почти копия икон Девы Марии). Ничто не проходит бесследно. И древние верования не умирают в одночасье. Темноликая Дева Мария явилась из бездны времен. Не случайно такие изображения были найдены в глубинах соляных шахт и горных выработках. Возможно, Черную Мадонну тайно избрали своей Покровительницей древние углекопы и рудных дел мастера. Правда, корона на Ее челе явно свидетельствует о куда более высоком предназначении Царицы мира, а ребенок у левой груди - о генетической связи с Исидой. Как и египетская Богиня, увенчанная рогами с солнечным диском, Мадонна несет вездесущую благодать материнства и притягательную идею спасения. Но связь Черной Мадонны с древними Богинями Земли, "Венерами палеолита" коим поклонялись повсюду, уходит еще дальше, в самые толщи культурных слоев. К Ней, в частности, перешли и магические атрибуты Богинь-Матерей. Особенно это сказалось в тех районах, где процветали беспощадно подавляемые инквизицией еретические течения катаров, богомилов, альбигойцев. Закономерно, что статуи Черной Мадонны чаще всего можно встретить именно в храмах французских провинций Прованса и Лангедока. А в Тулузе и ныне существует обычай подношения Черной Деве из Дорада пояса, обеспечивающего Женщинам легкие и быстрые роды. В точности такой пояс считался священным атрибутом Исиды и Супруги Зевса Геры, Покровительницы брака и Материнства. Свой вклад внесли и друиды - таинственные жрецы непокорных кельтов. Кельтская Богиня Эпона тоже нередко была представлена в образе кормящей Матери. Хотя первоначально Она считалась Богиней Луны и Покровительницей умерших, а под именем Бригитты, Хозяйки вод, обеспечивала плодородие полей и скота. Древние боги уходят, но смерть и любовь по-прежнему правят миром. Разве не показательно, что знаменитая Черная Дева из Лангедока, известная еще и как Марсельская Богоматерь, была найдена возле бьющего из-под земли ключа? Проведенные на этом месте раскопки обнаружили заключенный в мрамор термальный источник, целительная сила которого была хорошо известна римлянам еще в эпоху галльских походов. Бригитта (галлы иногда называли Ее и Белисамой - "Самой блистательной"), не только заняла достойное место в обширном римском пантеоне, но и благополучно пережила последующую реформу принявшего христианство императора Константина. Монахи, разрушавшие античные статуи, посчитали Ее за Святую Мадонну. Похожая история произошла и в Пюи-ан-Валей. Там, на горе Ани, находился друидический дольмен, от которого уцелела только верхняя плита. С незапамятной древности за ней сохранилось наименование "камня, спасающего от лихорадки". Позднее плиту встроили в римский храм, где она продолжала служить той же гуманной цели. В 250 г. н.э. одной хворой Вдове было явление Девы Марии, указавшей место чудесного исцеления. Так чудеса Белисамы закономерно отошли к Деве из Пюи. И по сей день приходят недужные с дарами к кельтскому камню... В свою очередь, сами того не ведая, друиды послужили посредниками в распространении греко-римских культов на галльских землях. Марсель, или античная Массалия, находившаяся под покровительством греческой Богини-Охотницы Артемиды, сделался основным форпостом этих религиозных веяний. Девственную Сестру солнечного Аполлона галлы воспринимали как свою собственную Богиню Эпону. Но коль скоро Артемида (у римлян - Диана) считалась не только Богиней Луны и Хозяйкой лесов и полей, а порой выступала и в ипостаси ужасной Гекаты (адской Богини ночи и черной магии), к Ней перешел и Ее черный цвет. Изображения Повелительницы ночных волхвований вырезали из черного дерева или камня и помещали в подземельях. Ей приносили и подношения особого рода, которые, пережив века, вошли в нынешний ритуал почитания Черной Девы из Прованса. Так было почти повсеместно. Сначала Прованс сделался своего рода перевалочным пунктом в соседнюю Испанию, затем культ Черной Мадонны достиг Польши, издавна связанной тесными узами с Францией. Вот и получилось, что Черная Дева потихоньку предстала законной наследницей некогда низвергнутых Великих Богинь! Не обошлось, однако, и без Соперниц, темные лики Которых заполонили картины художников и церковные образа. Не удивительно, что и Царица Савская, прибывшая некогда с караваном золота к царю Соломону, предстала в христианской ипостаси. Уроженка Сабы - страны на юге Аравии, легендарная Царица принадлежала к белой семитской расе, но как "Царицу Эфиопии" Ее всегда изображали темнокожей. Исконные связи еврейских колонистов с древней африканской страной - историческая реальность. Возможно, это и послужило основанием для древнеримского историка Иосифа Флавия назвать Царицу Савскую Эфиопкой Никаулис, что во многом предопределило судьбу первого на африканском континенте христианского государства. В его конституции провозглашалось: "Императорский сан остается закрепленным за потомком Хайле Селассие I, наследником царя Сахле Селассие, линия которого без пресечения происходит от династии Менелика I, сына Царицы Эфиопии, Царицы Савской, и царя Соломона Иерусалимского". И уж совсем неожиданно Царица оказалась в пленительной ауре "Песни Песней", приписываемой опять же Соломону и посвященной его возлюбленной Суламифи: "...Черная, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня..." (Песн.1:4-5). Древнейшее изображение Черной Мадонны - "Царицы Юга", датируемое 1150 годом, находится в церкви Пресвятой Богородицы в Корбей, во Франции. Широко известна и Ее великолепная статуя в Шартрском соборе. Запечатлена Она и на фасаде собора в Реймсе, где короновались французские короли. Три образа слиты воедино: Пречистой Девы, мудрой "Царицы Юга" и прекрасной маленькой простолюдинки Суламифи. Но, невидимые, стоят за ними древние Богини-Матери, грозные и милостивые, дарующие Вечную Жизнь". http://openworldmr.iatp.ru/page/library/pugo2.html http://grgoddess.esohost.ru/stat/madonna.htm
Источник: eldisblog.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1415
Рейтинг поста: