ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о истории > Черная Мадонна

Черная Мадонна


14-02-2013, 16:30. Разместил: VP


В средневековой Европе процветал культ Черной Мадонны


во Франции их более 300. в Испании около 50 Черных Мадонн, в Германии — 19, в Италии — 30.

Их статуи вырезались из черного дерева, либо покрашены в черный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Черных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Образу Черной Мадонны приписывались чудодейственные свойства, особенно в том, что касалось излечения женских болезней.

Существует немало объяснений тому, почему Богородицу изображают с черным лицом, и это при том, что традиционно считается, что у Марии лицо было светлое, белое. По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из-за копоти, оставленной свечами, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это отнюдь не объясняет, почему ряд скульптурных изображений изготовлены именно из эбенового дерева или из обычного дерева, намеренно окрашенного в черный цвет.

По другой версии тамплиеры /ну как же без них/ пытались скрестить культ Мадонны с культом Исиды. Например статуя Черная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды.

В России это Федоровская богоматерь через этот образ дано было благословение Божие на царствование Михаилу Федоровичу Романову

http://mi3ch.livejournal.com/1144035.html

 

Тема Чёрной Мадонны интересовала меня уже давно. Сейчас решила собрать краткую информацию вместе.

 

 

Чёрная Мадонна – Богоматерь с Младенцем – Мадонна с чёрным цветом кожи. Подобные статуи можно обнаружить по всей Европе, однако большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании имеется примерно 50 Чёрных Мадонн, в Германии – 19, в Италии – 30. Культ Чёрной Мадонны процветал в средневековой Европе. Именно тогда и были созданы вышеупомянутые статуи. В большинстве своём они либо вырезаны из чёрного дерева, например, эбенового, либо покрашены в чёрный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Чёрных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах.  Эти изображения, по-видимому, связаны с богинями далёкого прошлого. Богиня древних египтян Исида, древнеримская богиня Диана, почитавшаяся на Востоке Кибела – всех их в то или иное время изображали с чёрными ликами. Наиболее интересная параллель прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду изображали в виде статуи с младенцем Гором, сидящим у неё на коленях.


Небезынтересно, что Чёрная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды.


 

Откуда взялся этот культ, что скрыто под этой чернотой? Интригующая загадка. С одной стороны, опираясь на известную «Белую Богиню» Грейвса, где-то уже можно почувствовать ответ, именно почувствовать.  Древняя Богиня имела три ипостаси, одна из которых была «тёмным ликом» смерти или ущербной Луны.


 

Обожествление Девы Марии произошло лишь в XIII веке. Это было время Крестовых походов и рыцарского культа Прекрасной Дамы, когда паладины, отправляясь на Святую землю, отдавали себя под покровительство Богоматери. Сострадающая и полная заботы о спасении грешников, Она была вознесена на небеса, где заняла место рядом с божественным сыном.

Белоснежные одеяния символизировали Ее непорочность, а белые мистические лилии - чудодейственность молитв. Тем загадочнее предстает явление Черных Мадонн. Высеченные из угольного гагата или разноцветные, но с зачерненным лицом, Они неисповедимыми путями проникали под своды древних готических соборов и самых знаменитых католических монастырей. Живописные полотна и чудотворные иконы черноликой Девы Марии широко распространились почти по всей Западной Европе: от Испании и Франции до Бельгии и Германии. Да и в Польше Черная Богоматерь - один из наиболее почитаемых образов. Воистину, волнующая загадка!


 

Существует немало объяснений тому, почему Богородицу изображают с черным лицом, и это при том, что традиционно считается, что у Марии лицо было светлое, белое. По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из‑за копоти, оставленной свечами, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это отнюдь не объясняет, почему ряд скульптурных изображений изготовлены именно из эбенового дерева или из обычного дерева, намеренно окрашенного в черный цвет. Еще одна теория утверждает, будто статуи эти были привезены в Европу крестоносцами из далеких стран, где обитали чернокожие люди, однако благодаря ряду исследований было доказано, что скульптуры изготовлены на европейском континенте, а не являются произведениями искусства народов Африки или стран Ближнего Востока. Куда логичнее предположить, что эти изображения, по‑видимому, связаны с богинями далекого прошлого. Особенно много храмов Черных Мадонн расположено на местах древних языческих капищ, что доказывает преемственность культа богини — он просто принял новую форму.

 

 

Исида также ассоциируется с Марией Магдалиной, которую почитают наравне с Черной Мадонной. В различных уголках Средиземноморья существует не менее пятидесяти культовых центров Марии Магдалины, включающих и храмы, где находятся изображения Черной Мадонны, например в Марселе, где одно из изображений Черной Мадонны расположено за пределами подземной часовни, посвященной Марии Магдалине.

 

 

Во Франции имеется горный массив Монт де ля Мадлен, где расположено необычайно большое количество церквей с изображениями Черной Мадонны. Как явствует из народных верований и фольклора, напрямую связывающих Черную Мадонну с Марией Магдалиной, статую Черной Мадонны — Мадон де Фенетр (Оконная мадонна) — в южную Францию привезла сама Мария Магдалина.

 

 

Многие Черные Мадонны таят в себе определенные секреты, например, загадочную связь с пребыванием под землей. Помещенная в Шартрском соборе Черная Мадонна именуется «Подземной Богородицей», тогда как мы уже отметили, что статуя Черной Мадонны в Марселе находится вне подземной часовни. Некоторые исследователи предполагают, что это символизирует женские атрибуты божественного — детородное чрево богини.

 

Черную Мадонну также особо почитали тамплиеры.

 

 

По мнению некоторых историков, в частности Жерара де Седа, некоторые Мадонны имеют черный лик, поскольку это бывшие античные статуи, посвященные богине-матери, переименованные на заре христианства в Черных Мадонн.


Языческое поклонение галлов некоторым божествам, источникам или деревьям не могло быть преодолено без использования в новой религии уже существовавших элементов культа (напомним, что в Пренжи у подножия дуба, в котором находится Черная Мадонна, устраивались местные сборища друидов).

 

 

Вот что обнаруживается общего у Чёрных Мадонн:

 

 

Чёрным Мадоннам молятся о плодородии, здоровье или о воскрешении мертворожденных младенцев.

 

 

Замечено, что все они возвращаются ночью на то место, где были обнаружены. Например, Богоматерь из Пренжи: найденная на большой Бургундской дороге, она была перенесена из дупла дуба в специально построенную для нее часовню (XIII в.), но поскольку это перемещение было совершено неподобающим образом, ночью она вернулась в дуплло своего дерева. И так происходило три раза. Жители деревни возвратили ее с подобающим церемониалом.

 

 

(Богородица из Пренжи представляет собой статуэтку высотой 80 см, выполненную в полный рост из дуба. В левой руке она держит младенца, предположительно выполненного в XV веке.


К сожалению, правая рука отбита, а левая рука и младенец повреждены. Эти повреждения скрыты под торжественными одеждами, в которые Пресвятая Дева облачена согласно древним традициям паломничества. Богомольцы приносили ей в дар украшения и драгоценности. Среди церковного имущества сохранилось двенадцать платьев или передников Девы, а также другие части одежды разных расцветок; некоторые из них были расшиты золотом и серебром. Все это было отправлено в округ Меленана второй год Республики.)

 

 

Все Черные мадонны имеют среди священных аксессуаров кандалы или цепи, принесенные бывшими узниками, полагавшими, что вера в Черную Мадонну помогла им обрести свободу.

 

 

Очень известна Ченстоховская Богоматерь, Царица Польши. Эта самая почитаемая икона в Польше, её хранительница.

 

Город Ченстохова, словно магнит, притягивает паломников. Здесь, в монастыре паулинов на Ясной Горе, в одном из пяти крупнейших религиозных центров мира, хранится чудотворная икона Пресвятой Девы Марии, или Черная Мадонна. По преданию, икону написал в Назарете на крышке стола евангелист Лука. Она потом путешествовала, была даже в России, прежде чем добралась до Ясной Гуры. Подверглась нападению грабителей, была 'ранена'. След, шрам на щеке, остался на лике богоматери и по сей день: реставраторам не удалось полностью восстановить поврежденную святыню.

 

 

Иллюстрации: по порядку - Франция. Шартре;  Испания, Аточа (Мадрид); Швейцария (?); Ченстыховская Богородица.

 

 

 (200x270, 11Kb) (200x283, 9Kb) (172x232, 9Kb) (333x444, 29Kb)

 

 


 

Греция. Кротоне и местечко Капо-Колонна расположены в местности Маркезато (Marchesato), которое простирается от Ионического моря до вершин плато Сила-Пиккола. Одно-единственная колонна сохранилась от Герайона — храма, посвященного Гере Лацинии. Храм Геры представлял собой одно из самых роскошных сооружений на территории Великой Греции, его украшали статуи атлетов-победителей и золотые колонны, на бронзовых постаментах на двух языках были высечены тексты, повествующие о деяниях богини. Храм был окружен 48 дорическими колоннами, но в начале XVI в., когда в Кротоне началось массовое строительство, камень Герайона был использован на сооружение новых городских зданий. Неподалеку от колонны Герайона находится небольшая часовня, в которой хранится «Черная Мадонна». Адель Камбрия в своей книге «Женские секреты Италии» приводит интересные факты, касающиеся культа этой святыни. В дни соответствующих праздников из центра Кротоне в сторону мыса Колонна движется пестрая толпа с факелами и свечами. Сюда идут девушки и женщины попросить Деву Марию об удачном замужестве или о благополучном разрешении родов. Мольбы обращены скорее к языческой богине Гере, чем к Черной Мадонне. Пожилые женщины приходят в храм помолиться Черной Мадонне о ниспослании непутевым сыновьям хороших, домовитых жен, чтобы те смогли надежно привязать молодых повес к домашнему очагу.
Кроме всего прочего, Черная Мадонна считается «покровительницей молока». Существует множество преданий, согласно которым это изображение Пресвятой Девы помогло роженицам обрести достаточное количество молока, чтобы выкормить детей. Это поверье также основано на античной мифологии: именно на мысе Колонна произошли события, оставившие немеркнущий след на звездном небосклоне. Несчастная Алкмена, родившая Геракла и его земного брата Ификла, не пережила родов. Мстительная Гера напустила в колыбель к младенцам страшных змей. Но малыш Геракл все же был сыном Зевса и смог задушить змей. Ребенок остался жив и настолько здоров, что никто не мог его прокормить. Узнав, что во всем виновата Гера, Зевс силой заставил жену кормить грудью своего незаконнорожденного сына. Божественный малыш с такой силой присосался к груди кормилицы, что богиня, не выдержав боли, резко отшвырнула от себя ребенка, а молоко брызнуло прямо на небо, застыв над Землей Млечным путем.

 

А в Тулузе и ныне существует обычай подношения Черной Деве из Дорада пояса, обеспечивающего Женщинам легкие и быстрые роды.

 

Но связь Черной Мадонны с древними Богинями Земли, "Венерами палеолита" коим поклонялись повсюду, уходит еще дальше, в самые толщи культурных слоев. Великие Матери, рождавшие богов и героев: Астарта, Кибела, Геката - под разными именами народы мира почитали единое Начало всего сущего. Но тайный, а потому "черный" культ той же Кибелы.

 

Свой вклад внесли и друиды - таинственные жрецы непокорных кельтов. Кельтская Богиня Эпона тоже нередко была представлена в образе кормящей Матери. Хотя первоначально Она считалась Богиней Луны и Покровительницей умерших, а под именем Бригитты, Хозяйки вод, обеспечивала плодородие полей и скота.

Древние боги уходят, но смерть и любовь по-прежнему правят миром. Разве не показательно, что знаменитая Черная Дева из Лангедока, известная еще и как Марсельская Богоматерь, была найдена возле бьющего из-под земли ключа? Проведенные на этом месте раскопки обнаружили заключенный в мрамор термальный источник, целительная сила которого была хорошо известна римлянам еще в эпоху галльских походов (Галлия - нынешняя Франция). Бригитта (галлы иногда называли Ее и Белисамой -
"Самой блистательной"), не только заняла достойное место в обширном римском пантеоне, но и благополучно пережила последующую реформу принявшего христианство императора Константина. Монахи, разрушавшие античные статуи, посчитали Ее за Святую Мадонну.

Похожая история произошла и в Пюи-ан-Валей. Там, на горе Ани, находился друидический дольмен, от которого уцелела только верхняя плита. С незапамятной древности за ней сохранилось наименование
"камня, спасающего от лихорадки". Позднее плиту встроили в римский храм, где она продолжала служить той же гуманной цели. В 250 г. н.э. одной хворой Вдове было явление Девы Марии, указавшей место чудесного исцеления. Так чудеса Белисамы закономерно отошли к Деве из Пюи. И по сей день приходят недужные с дарами к кельтскому камню...


В свою очередь, сами того не ведая, друиды послужили посредниками в распространении греко-римских культов на галльских землях. Марсель, или античная Массалия, находившаяся под покровительством греческой Богини-Охотницы Артемиды, сделался основным форпостом этих религиозных веяний. Девственную Сестру солнечного Аполлона галлы воспринимали как свою собственную Богиню Эпону. Но коль скоро Артемида (у римлян - Диана) считалась не только Богиней Луны и Хозяйкой лесов и полей, а порой выступала и в ипостаси ужасной Гекаты (адской Богини ночи и черной магии), к Ней перешел и Ее черный цвет. Изображения Повелительницы ночных волхвований вырезали из черного дерева или камня и помещали в подземельях. Ей приносили и подношения особого рода, которые, пережив века, вошли в нынешний ритуал почитания Черной Девы из Прованса.

 

Древнейшее изображение Черной Мадонны - "Царицы Юга", датируемое 1150 годом, находится в церкви Пресвятой Богородицы в Корбей, во Франции. Широко известна и Ее великолепная статуя в Шартрском соборе. Запечатлена Она и на фасаде собора в Реймсе, где короновались французские короли.

 

В Альтеттинге, где находится самое знаменитое святилище католической Баварии, имеется  чудотворная статуя Черной Мадонны. 1300 лет назад на этом месте была построена часовня, окружающая, по легенде, крещальную купель Руперта фон Зальцбурга - первого баварского герцога, ставшего католиком.

 

Есть Черная мадонна и в Италии, в Лорето. В 1294году монахи ордена Тамплиеров привезли из Назарета дом Марии -Santa Casa, в котором прошло детство Иисуса Христа. Вокруг него была воздвигнута огромная Базилика ди Лорето. Пелегрины вот уже семь столетий как совершают паломничества, чтобы притронутся к святым камням дома Христа и вознести молитву Черной Мадонне. Верующие наделяют ее необыкновенной чудодейственной силой и связывают сo Святым Граалем.
На древних стенах видны фрагменты иконописи восточного типа и крест Тамплиеров.
То, что Святой дом находится в самом сердце Базилики, спасло его от захватчиков.Над ним выстроен алтарь и посетители проходят по одному,
(приходится наклонятся из-за низкого свода и войдя, постояв секунду на едине с Черной Мадонной, освободить место для следующего), так как помещение очень маленькое.
Во времена оккупации Италии-1797года, Наполеон вывез статую Черной Мадонны в Лувр, где она находилась 5 лет. Благополучное возвращение
в Лорето превратилось в крестный ход верующих.
Ежегодно 10 декабря все окрестности Базилики освещены свечами и факелами паломников, в честь Черной Мадонны, избравшей эту землю своим домом.

 

Известны Чёрные Мадонны, чьи святилища находятся прямо в старых рудниках, которые со временем превратились в подземные часовни и святые места для паломников.

 

Итак, изображения эти, по мнению верующих, символизировали великое тайное знание, и им часто приписывались магические свойства. В любом месте, где находилась Черная Мадонна, неизбежно возникал ее культ, и даже сегодня храмы Черной Богородицы являются местами паломничества и привлекают к себе огромное количество богомольцев. Несмотря на это, церковь традиционно не слишком приветствует поклонение Черным Мадоннам.

 

 

 

 

Иллюстрации: по порядку - Испания, Экстремадура; Франция, Рокамадор; Испания, Монсерат; Альтеттинг, Бавария. Добавлю ещё несколько в комментарии.


 (200x250, 9Kb) (150x227, 9Kb) (200x304, 9Kb) (354x480, 41Kb)

Привожу отрывок из "Цивилизации Великой Богини", посвященный Богине Земли, от которой, по мнению Гимбутас, и произошла Черная Мадонна. Я понимаю, что тут много уже известного, но все же...

" Мать-земля, беременная Богиня земледелия

Начиная с эпохи верхнего палеолита появляются изображения Богини, в которых символически воплощается ее плодовитость. Это натуралистически переданные женские фигуры с руками, покоящимися на округлившемся животе: по-видимому, беременность уподобляется плодородию засеянной земли и всех ее творений. (Превосходный тому пример – рельеф с изображением обнаженной женщины, обнаруженный у входа в пещеру в Лосселе на юге Франции). Чрево Богини ассоциативно связано с пещерами и холмистой месностью. Перед тем, как стать матерью окультуренных зерновых, она считалась родительницей всех диких растений.
В начале эпохи неолита это (уже тогда древнее) божество превратилось в богиню земледелия, прародительницу и хранительницу всех плодов урожая, в особенности зерна и хлеба. Культ Матери-земли, которая беременна по весне и разрешается от бремени урожаем, когда ее отягощенные плодами лозы перерезают, как пуповину, давая повод для осенних праздников – этому культу много тысяч лет. Вера в то, что силы земли сконцентирированы в возвышенностях, холмах, скалах и деревьях; признательность и глубочайшее почтение к земле-кормилице, питающей все живое; а также потребность, посредством ритуалов, принимать участие в священном круговороте природы – все это не утратило своей силы при переходе от доисторических к историческим временам. Начиная с эпохи неолита ей возводили жертвенники рядом с печами для выпечки хлеба; ей поклонялись везде, где мололи зерно, готовили тесто и выпекали хлеб. Судя по некоторым сохранившимся фольклорным мотивам и доисторической символике, можно предположить, что беременность земли, как и беременнность женщины, была окружена уважением. В славянских землях вплоть до ХХ в. существовало поверье, что нельзя бить землю или плевать на нее, поскольку это вызовет унее слезы. Беременной земле необходимо оказывать почет и всяческую помощь, способствовать росту новой жизни. Неолитические скульптуры беременной Богини были украшены символами жизненной энергии: спиралями, змеями, двойными линиями и знаком четырех углов.
На протяжении не менее восьми тысячелетий священным животным Матери-земли была свинья: возможно, в силу ее быстрого роста и увеличения веса, а также чрезвычайной плодовитости, которые служили аналогом изобильного урожая. Глиняные статуэтки свиней датируются началом эпохи неолита и более поздним временем. В культурах винча (Центральные Балканы) и караново (Болгария) (V тыс. до н. э.) встречаются свиные маски, а также церемониальные сосуды, крышки которых выполнены в виде свиных голов. У многих из них в ушах были серьги. Церемониальные сосуды и свиные головы с антропоморфными чертами указывают на то, что мощь Матери-земли воплощалась именно в свинье. Так, в Сирии было обнаружено небольшое скульптурное изображение III тыс. до н. э. восседающей на троне богини с головой свиньи (в настоящее время находится в Париже в Лувре). Маски и церемониальные сосуды указывают на существование особых праздников, скорей всего связанных с посевом и созреванием урожая, когда во время танцев со свиными масками, Богине приносились дары. Похожие празднования в честь Деметры имели место в Греции как в классическую, так и в эллинистическую эпоху: во время них в жертву Деметре и Персефоне приносили молочных поросят. В октябре, когда происходили празднетства в честь сбора урожая (Фесмофории), женщины выкапывали полусгнившие останки жертвенных поросят и приносили их на алтарь, где смешивали с предназначенным для посева зерном, чтобы обеспечить тем самым богатый урожай. Две тысячи лет спустя, в XVIII столетии в Литве был зафикстрован и описан чрезвычайно похожий обычай: во время осеннего благословения зерна приносили в жертву Матери-земле черного поросенка. Существование такого рода обычаев свидетельствует о тесной связи свиньи с плодородием полей. О тесной связи поросят и зерна говорят и встречающиеся в культурах линейно-ленточной керамики (Центральная Европа) и кукутени (триполья – Молдавия, Украина) V тыс. до н. э. их глиняные статуэтки, сплошь утыканные зернами.
Не приходится сомневаться, что почитание Матери-земли оставалось неизменным от доисторических времен до греческих культов Деметры и Персефоны, римского поклонения Опс Консивии, древнегерманского – Нертус, балтийского – Жемине или Жемес-мате, славянского – Мать-сырой земле и т. д. Ее могущество было слишком древним и глубоко укорененным, чтобы его могли полностью уничтожить сменяющиеся патриархальные религии, в том числе и христианство. Она стала их частью и в Западной Европе продолжает быть известна под именами разных святых – Радегуны, Макрины, Вальпурги, Мильбурги и ряда других. В других землях, особенно в Восточной Европе, она слилась с образом Богородицы.
Черная Мадонна – та же Мать-земля: ее чернота есть цвет земного плодородия. Высшее чудо – ежегодное возобновление ее способности к плодоношению. Древние мистерии, которые, как в доисторические, так и уже в исторические тысячелетия, проходили в пещерах, гробницах, святилищах и капищах под открытым небом, были призваны выразить признательность этой дарительнице жизни, кормилице и, благодаря ритуалу, быть причасным к таинству земного изобилия."

Мария Гимбутас "Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы"
© "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2006

 

 Саймон Кокс

 

Черная Мадонна

 

Черная Мадонна — религиозная статуя Мадонны с Младенцем, Богоматери, и, как явствует из данного словосочетания, — Мадонна с черным лицом. Несмотря на то что Дэн Браун в «Коде да Винчи» прямо не упоминает о них, Черные Мадонны тесно связаны со многими мотивами романа, такими как поклонение матери-богине, Мария Магдалина и тамплиеры. Подобные статуи можно обнаружить по всей Европе, однако большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании имеется примерно 50 Черных Мадонн, в Германии — 19, в Италии — 30. Знаменитые статуи Черной Мадонны находятся в Ларедо, Сара-госсе, Рокамадуре, Монсеррате, Гвадалупе. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица», в польском городе Ченстохове — «Матка Боска Ченстоховска».

 

Культ Черной Мадонны процветал в средневековой Европе. Именно тогда и были созданы вышеупомянутые статуи. В большинстве своем они либо вырезаны из черного дерева, например, эбенового, либо покрашены в черный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Черных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Образу Черной Мадонны приписывались чудодейственные свойства, особенно в том, что касалось излечения женских болезней.

 

Изображения эти, по мнению верующих, символизировали великое знание, и им часто приписывались магические свойства. В любом месте, где находилась Черная Мадонна, неизбежно возникал ее культ, и даже сегодня храмы Черной Богородицы являются местами паломничества и привлекают к себе огромное количество богомольцев. Несмотря на это, церковь традиционно не слишком приветствует поклонение Черным Мадоннам.

 

Существует немало объяснений тому, почему Богородицу изображают с черным лицом, и это при том, что традиционно считается, что у Марии лицо было светлое, белое. По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из-за копоти, оставленной свечами, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это отнюдь не объясняет, почему ряд скульптурных изображений изготовлены именно из эбенового дерева или из обычного дерева, намеренно окрашенного в черный цвет. Еще одна теория утверждает, будто статуи эти были привезены в Европу крестоносцами из далеких стран, где обитали чернокожие люди, однако благодаря ряду исследований было доказано, что скульптуры изготовлены на европейском континенте, а не являются произведениями искусства народов Африки или стран Ближнего Востока.

Куда логичнее предположить, что эти изображения, по-видимому, связаны с богинями далекого прошлого. Особенно много храмов Черных Мадонн расположено на местах древних языческих капищ, что доказывает преемственность культа богини — он просто принял новую форму. Богиня древних египтян Исида, древнеримская богиня Диана, почитавшаяся на Востоке Кибела (она же Идей-ская мать или Великая мать богов) — всех их в то или иное время изображали с черными ликами.

 

Наиболее интересная параллель прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду изображали в виде статуи с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. Культ Исиды, считавшейся покровительницей врачевания и женского плодородия, распространился по всему Средиземноморью и продолжался и в раннехристианскую эру. Когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии. С тех пор и Исида, и Дева Мария именуются Звездой Моря и Царицей Небесной, обеих изображают стоящими на полумесяце или на фоне звезд, с нимбом над головой или в виде матери с младенцем. Небезынтересно, что Черная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды.

 

Исида также ассоциируется с Марией Магдалиной, которую почитают наравне с Черной Мадонной. В различных уголках Средиземноморья существует не менее пятидесяти культовых центров Марии Магдалины, включающих и храмы, где находятся изображения Черной Мадонны, например в Марселе, где одно из изображений Черной Мадонны расположено за пределами подземной часовни, посвященной Марии Магдалине.

 

Во Франции имеется горный массив Монт де ля Мадлен, где расположено необычайно большое количество церквей с изображениями Черной Мадонны. Как явствует из народных верований и фольклора, напрямую связывающих Черную Мадонну с Марией Магдалиной, статую Черной Мадонны — Мадон де Фенетр (Оконная мадонна) — в южную Францию привезла сама Мария Магдалина.

 

Многие Черные Мадонны таят в себе определенные секреты, например, загадочную связь с пребыванием под землей. Помещенная в Шартрском соборе Черная Мадонна именуется «Подземной Богородицей», тогда как мы уже отметили, что статуя Черной Мадонны в Марселе находится вне подземной часовни. Некоторые исследователи предполагают, что это символизирует женские атрибуты божественного — детородное чрево богини.

 

Черную Мадонну также особо почитали тамплиеры.


************



В продолжение темы о Черной Мадонне. Вот одна из версий происхождения "черноты":

Однако письменные свидетельства показывают, что уже тогда паломники просили защиты совсем не у той Богоматери, которая была найдена в горах. Ее исчезновение было так же загадочно, как и появление. Летописи говорят, что примерно в XII веке была изготовлена фигура Богоматери Монсеррат. О том, что произошло с нерукотворной статуей, - ни слова. Новая Мадонна была выточена из дерева и покрыта специальным раствором "плома", для защиты от высыхания и древесных жучков.

Со временем этот раствор потемнел и в последующих летописях речь идет уже о Черной Мадонне. На простолюдинов же черный цвет оказал особое воздействие. Он был своего рода подтверждением чудодейственной силы. И никакие рассказы о специальном лаке не смогли переубедить почитателей Девы Монсеррат или Мореннеты - смуглянки, как ее ласково прозвали в народе. К Моренетте привозили невест, чтобы заручиться благополучием в семейной жизни, а также просили детей, здоровья, долголетия.
Но были у Черной Мадонны и именитые поклонники. Например, Игнатий Лойола - основатель Ордена иезуитов.

http://www.gotour.ru/publfiles/publ_104.html

Возможно, отсюда остальные "черные" копии, как имеющие особые, чудотворные свойства?

Кстати, на сайте аббатства Монсеррат изображения Черной Мадонны нет: http://www.abadiamontserrat.net/

Копия Мадонны Монсерратской:
В 17 столетии град все-таки стал использоваться как бенедиктинский монастырь. В 1666 г. бенедиктинцы торжественно перенесли сюда из пражской резиденции бенедиктинцев в Эмаузах 3-ю освященную в Риме копию монсерратской Черной мадонны, и с того времени Бездез стал центром паломничества для тысяч верующих. Статуэтка Девы Марии Монсерратской нашла свое место в главном алтаре капеллы, присоединившись к древней реликвии, позднеготическому "Поклонению трех королей".
http://www.ilovecz.ru/index.php?idoflevel=307&open=5&page=1&urlofpage=index.php%3Fidoflevel%3D307%26open%3D5

А здесь - параллель с Исидой. Только причем здесь чернота?

На деле в ту эпоху был весьма распространен очень интересный религиозный символ: знаменитая "черная мадонна". В X-XIII вв. были созданы сотни таких изваяний, которые фактически представляли собой изображение Исиды с младенцем Гором на коленях. Это заимствование из египетского наследия произошло во время первых крестовых походов.

Специальный вертикальная опора Исиды называлась "кафедра" (отсюда происходит и английское "cathedral" - "собор"), и что интересно, эта опора служила символом Исиды еще в древнем Египте.

Статуи Черной мадонны в Средневековье назывались также "альма матер" (буквально - "щедрая мать", это наименование до сих пор употребляется для обозначения "родного" университета).

Черные мадонны были прямым воплощением образа Великой матери в одной из его самых древних форм. Он символизировал рождение и плодовитость, земное изобилие и до того, как патриархальные общества отделили дух от материи, представлял собой выражение духа, воплощенного в материи. Итак, налицо прямая связь архетипов между двумя цивилизациями - древним Египтом и Европой X-XIII вв.
http://www.russ.ru/culture/network/20040321.html

Кстати, есть вино "Молоко Мадонны" (несколько кощунственно звучит) http://lotosland.ru/shop/level1/level2/?categoryid=4&page=13

 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XVI ВЕК: В ЗАЩИТУ ЧЁРНОГО ЦВЕТА

См.: Лорето - Богоматерь.


23 мая 1677 года в парке при герцогском дворце в Дюссельдорфе кельнский епископ Пауль освятил часовню, выстроенную для статуи - копии почитаемой "Чёрной Богороматери" из монастыря Айнзильден. В скором времени часовня стала центром массовых паломничеств, статуя прославилась как чудотворная.

"Чёрная мадонна" в Айнзильдене вовсе не чёрная, она - почерневшая. Однако, её копию для герцога делали изначально чёрной.

Чёрной была и статуя Богоматери в Лорето. Подлинная статуя погибла во время пожара 1921 года, её копия вновь была сделана именно чёрной.

В Европе "чёрных мадонн" сотни. Большинство из них, впрочем, изготовлены как копии с Лоретской статуи, их легко отличить по золотой королевской мантии, облегающей Мадонну с младенцем наподобие купола. В России эту статую изображают на иконе "Прибавление ума", причём королевскую мантию не опознают как таковую и говорят "подобие фелони".

Есть и небольшое количество статуй XI-XIII веков, которые изначально создавались как "чёрные" (статуя в Айнзильдене стала таковой от копоти). Наконец, есть иконы, где лик Богоматери настолько тёмен, что может быть назван "чёрным" - такова Ченстоховская икона, но и Владимирская тоже вполне себе смуглая.

Для тех, кто поклонялся этим статуям и иконам в Средние века, цвет большого значения не имел. Под "Средними веками" тут имеется в виду и XVII cтолетие - именно тогда усилиями иезуитов на юге Германии, во Франции появились сотни больших и малых копий Лоретской и Айнзильденской мадонн. В книгах XVII столетия, воспроизводящих тысячи разных статуй Богоматери, статуя из Лорето - с белым лицом (на гравюре). В Альтоттинге сохранились сотни вотивных дощечек (с XVI века) с благодарностью "Чёрной Мадонне" за исцеления - и на большинстве Мадонна изображена с белым лицом. Только с конца XVII века её изображают такой, какой она была в реальности.

Американская исследовательница Моника Шеер выявила три причины, вызвавших к жизни "чёрных мадонн".

С точки зрения "простонародья", чёрный цвет свидетельствовал о древности предмета - а ещё точнее, о том, что образ - неважно, статуя или портрет - создан непосредственно евангелистом Лукой.

С точки зрения теологов, чёрный цвет в буквальном смысле напоминал о еврейском, восточном происхождении Богородицы, а в духовном отсылал к Песни Песней: "nigra sum sed formosa", "я черна, но прекрасна" (в синодальном переводе: "я смугла, ибо солнце опалило меня"). Мария при этом оказывается символом Церкви, которая состоит из греховных людей ("черных" мыслями и делами), но которые всё же возлюбленны и избранны Богом. Таким образом традиционный негативный смысл чёрного цвета оказывался вывернут.

С точки зрения миссионеров, чёрный цвет не просто свидетельствовал о древности статуй, но свидетельствовал о древности статуй, опровергая протестантские нападки на культ статуй как нововведение. Именно последнее соображение оказалось, видимо, решающим в XVII веке при распространении "Чёрных Мадонн" всюду, где боролись с "люторской ересью". Впрочем, в Лорето статую сделали чёрной в 1531 году, когда ещё борьба с Лютером такого накала не достигла - видимо, просто для того, чтобы фальсификация "Дома Богородицы" выглядела убедительнее. Вот, мол, древний дом и древняя статуя (хотя легенда не утверждала, что статуя тоже из Назарета).

Что до русской иконы с изображением статуи из Лорето, то можно предположить, что изображение внизу иконы домиков есть попытка иконописца осмыслить на гравюре с изображением статуи декор алтаря. В целом иконописец довольно точно воспроизвел не только статую, но и её архитектурное обрамление. Не вполне понятно, когда появилось предание, что икону написал мастер, исцелившийся от помешательства. Вспоминается Василий Познанский, замечательный иконописец конца XVII века, который в 1683 году, действительно, сошёл с ума на некоторое время. В Россию он приехал из Речи Посполитой, где возможность увидеть гравюру с изображением статуи Лорето была, конечно, очень высока.

В 1735 году Карл Линней разделил человечество на четыре расы - белую, чёрную, красную и жёлтую. Через тридцать лет Иоганн Блюменбах добавил пятую - коричневую. С этих пор чёрный цвет мадонн стал ассоциироваться совсем с другими идеями, а с XIX века сложился образ Мадонны в виде розовощёкой дамы в бело-голубых одеяниях.

В наши дни произошёл очередной кульбит, показывающий, что фальсификациями занимаются не только суеверы от христианства. Чёрных Мадонн провозгласили египетскими богинями, которым тайно поклонялись тамплиеры и которые суть образ то ли матушки-земли, то ли Софьи Галактиковны, вселенской премудрости. Подменила Церковь женское начало мужским, вот только цвет забыла поменять.

Очень, очень приятно, когда обнаруживается, что вздорные фантазии - результат не христианства, а чего-то совсем другого, что встречается у людей весьма разных убеждений, но примерно одного уровня необразованности.

См.: Scheer, Monique. From Majesty to Mystery: Change in the Meanings of Black Madonnas from the Sixteenth to Nineteenth Centuries. // The American Historical Review. Vol. 107. No. 5. December 2002. http://www.historycooperative.org/journals/ahr/107.5/

ah0502001412.html

 

 

Александр Городницкий Черная мадонна

В соборе, посреди икон бездонных,
На витраже, пылающем в окне,
Нам показали черную мадонну
С ребенком, прибинтованным к спине.
http://web.ru/bards/Gorodnicky/part196.htm

Фото монастыря Монтсеррат:



Большое фото внутреннего двора монастыря http://fio.novgorod.ru/projects/project2289/images/5.jpg

Монастырь в Montserrat был основан в 1025 г. Риполльским аббатом Олибой (abbot Oliba of Ripoll and Cuxa). Oднако первые небольшие католические храмы-часовни появились там еще в IX в., когда эта земля была отвоевана у мусульман – cарацинов, как их тогда называли. Аббат Олиба, по всей видимости, руководил постройкой монастыря; он был известным архитектором своего времени и оказал большое влияние на развитие каталонской архитектуры, введя в нее элементы ломбардского стиля. В частности, под его руководством был расширен и перестроен монастырь St. Michelle de Cuxa. Монастырь Монсеррат с тех пор перестраивался, был разрушен Наполеоновской армией, и затем заново выстроен. Последние постройки датируются началом XX в. Сейчас в монастыре живет около 100 монахов-бенедиктинцев. Также имеется гостиница, в которой останавливаются паломники.

В монастыре хранится статуя Черной Мадонны (La Moreneta), главный предмет паломничества. Согласно легенде, статуя была вырезана Св. Лукой и затем перенесена в Испанию Св. Петром. В 718 г. статуя была спрятана в горах Монсеррат, чтобы укрыть ее от нечестивцев-сарацинов, после чего и была потеряна. В 890 г. La Moreneta была чудесным образом обнаружена пастухами в пещере, куда их привели загадочное сияние и ангельское пение. На этом месте была воздвигнута часовня, а пещера получила название Santa Cova.

Статуя, в настоящее время хранящаяся в монастыре, датируется XII в. Существуют различные гипотезы, объясняющие странный черный цвет Мадонны и Младенца, но ни одна из них в достаточной степени не обоснована. Согласно одной из теорий, первые изображения Мадонны с Младенцем базировались на иконографии Изиды и ее сына Гора, которых иногда изображали черным цветом. Согласно другой, черный цвет – это отсылка к Песне Песней ("Черна я, но прекрасна"), комментарии к которой были в то время популярны. Возможно также, что черный цвет ассоциирует Мадонну с Mатерью-Землей, подобные параллели проводились раннехристианскими теологами (св. Амвросий: "От девы-земли – Адам, Христос – от Девы"). Впрочем, вполне вероятно, что статуя просто потемнела от копоти множества свечей, денно и нощно на протяжении веков рядом с ней возжигаемых.

К Черной Мадонне совершали паломничества многие исторические личности, в том числе и Св. Игнатий Лойола, который повесил у ее алтаря оружие и встал на путь религиозного подвижничества. В 1881 г. статуя была канонизирована папой Львом XIII, и провозглашена святой-покровительницей Каталонии. Считается, что Черная Мадонна помогает женщинам обрести счастье материнства, к ней приходят много женщин и молодых пар.

В церкви Санта Мария де Монсеррат дельи Спаньоли покоятся два папы семейства Борджа – Каллист III (1455-1458) и Александр VI (1492-1503), изначально похороненные в Соборе Св. Петра в Риме. Их останки были перенесены в Монсеррат в 1610 г.
http://yacht.zamok.net/DV/Potter/Posters/Snape/montserrat.html

Вот послушайте, какое чудо чудное приключилось.
В Монсеррате есть красивая церковь,
построенная во славу Девы Марии.
Стоит она у подножья горы,
где пасутся дикие козы.

http://yacht.zamok.net/Kuzia/cantigas.html

Теперь немного о самой Черной Мадонне Монтсерратской.

Арабы вошли в Барселону в 713 г. Сначала они терпимо относились к христианам и их вере, но затем начались религиозные преследования, и христианам пришлось прятать свои святыни в лесах и скалах (как, например, покровительницу Каталонии смуглую Мадонну Монтсеррат).
http://www.partner-inform.de/www/modules.php?name=News&file=print&sid=1347

Фото Чёрной Мадонны - святой покровительницы Каталонии:
http://victor-k.narod.ru/Espanya/montserrat/mad.htm



...индуистская "чеpная богиня" (Кали и Дуpга) и аналогичная палеосpедиземномоpская богиня (чеpная Деметpа, Кибела, Диана Эфесская и Тавpидская, вплоть до хpистианской "Чеpной Мадонны" и Святой Мелайны (11)), восходят к одному пpототипу. Именно в этом субстpате, соответствующем дpавидийскому населению Индии и, частично, уpовням и циклам еще более дpевних цивилизаций, похожим на те, котоpые пpедстали на свет в pезультате pаскопок в Мохенджо-даpе и Хаpаппе (пpимеpно 3000 лет до Р.Х.), культ Великой Богини или Всеобщей Матеpи (Magna Mater) составлял центpальный мотив, впоследствии забытый в аpийско-ведической тpадиции засчет ее сущностно мужской и патpиаpхальной ориентации. Этот культ, тайно сохpанившийся и в пеpиод аpийского (индоевpопейского) завоевания и колонизации, снова пpобудился в тантpизме, воплотившись во множестве индийских и тибетских богинь шактического типа, с одной стоpоны, вновь оживив то, что сохpанялось в потенциальных фоpмах в пpостом наpоде, с дpугой стоpоны, став опpеделяющей темой тантpического видения миpа. (Юлиус Эвола. Йога могущества.)
http://babystar007.narod.ru/monser.htm

 

"Загадочным предстает явление Черных Мадонн.

Высеченные из угольного гагата или разноцветные, но с зачерненным лицом, Они неисповедимыми путями проникали под своды древних готических соборов и самых знаменитых католических монастырей.

Живописные полотна и чудотворные иконы черноликой Девы Марии широко распространились почти по всей Западной Европе: от Испании и Франции до Бельгии и Германии. Да и в Польше Черная Богоматерь - один из наиболее почитаемых образов. Воистину, волнующая загадка! Как же появилась Она?

Когда христианство распространилось за пределы Святой земли, Римская империя жадно впитывала всякого рода восточные верования. Экстатические культы с их оргиями и жертвоприношениями начали проникать на Запад и смешиваться с местными верованиями.

Из завоеванного Египта сначала в Грецию, а потом и в Рим пришла величественная мистерия злодейски убитого Осириса и его безутешной Жены Исиды, чудесным образом зачавшей младенца Гора. Воскресение Осириса, ознаменованное прорастанием зерен, сопровождалось радостными празднествами по всей метрополии. Даже в таком провинциальном городе как Помпеи был раскопан величественный храм Исиды. Ее образ с младенцем у левой груди олицетворял всепоглощающую идею страдания и любви (Ее изображения - почти копия икон Девы Марии).

Ничто не проходит бесследно. И древние верования не умирают в одночасье. Темноликая Дева Мария явилась из бездны времен. Не случайно такие изображения были найдены в глубинах соляных шахт и горных выработках.

Возможно, Черную Мадонну тайно избрали своей Покровительницей древние углекопы и рудных дел мастера. Правда, корона на Ее челе явно свидетельствует о куда более высоком предназначении Царицы мира, а ребенок у левой груди - о генетической связи с Исидой. Как и египетская Богиня, увенчанная рогами с солнечным диском, Мадонна несет вездесущую благодать материнства и притягательную идею спасения.

Но связь Черной Мадонны с древними Богинями Земли, "Венерами палеолита" коим поклонялись повсюду, уходит еще дальше, в самые толщи культурных слоев. К Ней, в частности, перешли и магические атрибуты Богинь-Матерей. Особенно это сказалось в тех районах, где процветали беспощадно подавляемые инквизицией еретические течения катаров, богомилов, альбигойцев.

Закономерно, что статуи Черной Мадонны чаще всего можно встретить именно в храмах французских провинций Прованса и Лангедока. А в Тулузе и ныне существует обычай подношения Черной Деве из Дорада пояса, обеспечивающего Женщинам легкие и быстрые роды. В точности такой пояс считался священным атрибутом Исиды и Супруги Зевса Геры, Покровительницы брака и Материнства.

Свой вклад внесли и друиды - таинственные жрецы непокорных кельтов. Кельтская Богиня Эпона тоже нередко была представлена в образе кормящей Матери. Хотя первоначально Она считалась Богиней Луны и Покровительницей умерших, а под именем Бригитты, Хозяйки вод, обеспечивала плодородие полей и скота.

Древние боги уходят, но смерть и любовь по-прежнему правят миром. Разве не показательно, что знаменитая Черная Дева из Лангедока, известная еще и как Марсельская Богоматерь, была найдена возле бьющего из-под земли ключа?

Проведенные на этом месте раскопки обнаружили заключенный в мрамор термальный источник, целительная сила которого была хорошо известна римлянам еще в эпоху галльских походов. Бригитта (галлы иногда называли Ее и Белисамой - "Самой блистательной"), не только заняла достойное место в обширном римском пантеоне, но и благополучно пережила последующую реформу принявшего христианство императора Константина. Монахи, разрушавшие античные статуи, посчитали Ее за Святую Мадонну.

Похожая история произошла и в Пюи-ан-Валей. Там, на горе Ани, находился друидический дольмен, от которого уцелела только верхняя плита. С незапамятной древности за ней сохранилось наименование "камня, спасающего от лихорадки". Позднее плиту встроили в римский храм, где она продолжала служить той же гуманной цели. В 250 г. н.э. одной хворой Вдове было явление Девы Марии, указавшей место чудесного исцеления. Так чудеса Белисамы закономерно отошли к Деве из Пюи. И по сей день приходят недужные с дарами к кельтскому камню...

В свою очередь, сами того не ведая, друиды послужили посредниками в распространении греко-римских культов на галльских землях.

Марсель, или античная Массалия, находившаяся под покровительством греческой Богини-Охотницы Артемиды, сделался основным форпостом этих религиозных веяний. Девственную Сестру солнечного Аполлона галлы воспринимали как свою собственную Богиню Эпону. Но коль скоро Артемида (у римлян - Диана) считалась не только Богиней Луны и Хозяйкой лесов и полей, а порой выступала и в ипостаси ужасной Гекаты (адской Богини ночи и черной магии), к Ней перешел и Ее черный цвет.

Изображения Повелительницы ночных волхвований вырезали из черного дерева или камня и помещали в подземельях. Ей приносили и подношения особого рода, которые, пережив века, вошли в нынешний ритуал почитания Черной Девы из Прованса.

Так было почти повсеместно. Сначала Прованс сделался своего рода перевалочным пунктом в соседнюю Испанию, затем культ Черной Мадонны достиг Польши, издавна связанной тесными узами с Францией. Вот и получилось, что Черная Дева потихоньку предстала законной наследницей некогда низвергнутых Великих Богинь!

Не обошлось, однако, и без Соперниц, темные лики Которых заполонили картины художников и церковные образа. Не удивительно, что и Царица Савская, прибывшая некогда с караваном золота к царю Соломону, предстала в христианской ипостаси.

Уроженка Сабы - страны на юге Аравии, легендарная Царица принадлежала к белой семитской расе, но как "Царицу Эфиопии" Ее всегда изображали темнокожей. Исконные связи еврейских колонистов с древней африканской страной - историческая реальность. Возможно, это и послужило основанием для древнеримского историка Иосифа Флавия назвать Царицу Савскую Эфиопкой Никаулис, что во многом предопределило судьбу первого на африканском континенте христианского государства. В его конституции провозглашалось:

"Императорский сан остается закрепленным за потомком Хайле Селассие I, наследником царя Сахле Селассие, линия которого без пресечения происходит от династии Менелика I, сына Царицы Эфиопии, Царицы Савской, и царя Соломона Иерусалимского".

И уж совсем неожиданно Царица оказалась в пленительной ауре "Песни Песней", приписываемой опять же Соломону и посвященной его возлюбленной Суламифи: "...Черная, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня..." (Песн.1:4-5).

Древнейшее изображение Черной Мадонны - "Царицы Юга", датируемое 1150 годом, находится в церкви Пресвятой Богородицы в Корбей, во Франции. Широко известна и Ее великолепная статуя в Шартрском соборе. Запечатлена Она и на фасаде собора в Реймсе, где короновались французские короли.

Три образа слиты воедино: Пречистой Девы, мудрой "Царицы Юга" и прекрасной маленькой простолюдинки Суламифи. Но, невидимые, стоят за ними древние Богини-Матери, грозные и милостивые, дарующие Вечную Жизнь".

http://openworldmr.iatp.ru/page/library/pugo2.html
http://grgoddess.esohost.ru/stat/madonna.htm

Странным образом в местах, где есть Черные Мадонны, широко распространен культ Марии Магдалины. Св. Мария Египетская, Мария Магдалина и Дева Мария суть воплощение божественной женской триады, неофициальный культ которой был чрезвычайно распространен в средние века. В апокрифическом Евангелии от Филиппа читаем, что Мария Магдалина была постоянной спутницей Иисуса, который любил ее больше, чем всех других учеников. «Почему ты любишь ее больше, чем нас?» - ревниво спрашивали они.

Поляризация церкви между Марией Магдалиной и Петром намечается уже во втором веке христианства. В «Pistis Sophia» (2) Мария Магдалина жалуется Иисусу: «Я боюсь Петра, ибо он ненавидит женский пол». Здесь сталкиваются две противоположные традиции христианства. Христианская церковь есть не только церковь Петра-камня, но и церковь Марии-любви.

Забегая вперед, напомним, что городок Везелэ (Vezelay), где, между безуспешными попытками примирить Луи VII с Элеонорой Аквитанской, Бернар де Клерво в присутствии ста тысяч свидетелей призовет христианский мир ко Второму Крестовому походу, станет центром почитания Марии Магдалины. В 1217 году Франциск Ассизский образует в Везелэ францисканский орден. Францисканцы, а, позднее, капуцины, будут повсеместно считаться хранителями Черной Мадонны.
http://spintongues.msk.ru/hesse2/hesse2.htm

 

Следовательно, иконы с изображением Изиды не имеют никакого христианского смысла, который экзотерически им приписывается. Изида до зачатия, - пишет Бигарн, - в виде скульптурных изображений дохристианского периода в астрономической теогонии носила имя Virgo paritura, т.е. безживотная земля, которую лучи солнца скоро оживят. Это также мать богов, как свидетельствует Камень: Matri Deum Magnae ideae. Лучше нельзя раскрыть эзотерический смысл наших Черных Дев. Они фигурируют в герметической символике, как первичная земля, которую алхимик использует как основание в своей великой работе. Это сырье, в своем первоначальном минеральном состоянии, в котором оно получено из металлических жил, скрытых в массе скальных пород. Это, как говорится в древних текстах, "плотная субстанция черного цвета, имеющая вид камня; может дробиться на мелкие куски, как камень".

В наше время осталось мало Черных Дев. Мы перечислили несколько наиболее известных. В Шартрском соборе их две: одна, известная под именем Подземной Богоматери (Notre-Dame-sous-Terre), находится в крипте, где она сидит на троне, на основании которого написано: Virgini pariturae; другая, которая носит название Богоматерь-Защитница (Natre-Dame-du- Pilier), находится в нише. Витковски пишет, что к ней приходит огромное количество паломников. Далее он пишет: "Каменное основание, на котором она стоит, все покрыто следами от губ и зубов паломников, как пьедестал св. Петра в Риме или колени Геркулеса, почитаемого язычниками в Сицилии". Чтобы уберечь скульптуру от слишком пылких почитателей, она даже была обнесена оградой в 1831 году. Подземная Дева Шартра считается самым древним объектом паломничества. Сначала это была античная скульптура Исиды, "сделанная до принятия христианства", как говорится об этом в местных хрониках. Современное же изображение датируется концом XVIII века, так как древняя скульптура была разрушена в неизвестное время и была заменена деревянной скульптурой с Младенцем на коленях, которая сгорела в 1793 году.

Черная Дева собора Нотр-Дам дю Пюи представляет собой треугольник, за счет своего одеяния, которое плотно окружает шею и без единой складки расширяется книзу. Это одеяние разрисовано виноградными лозами и снопами пшеницы, - евхаристическими символами хлеба и вина, - и окрывает на уровне живота голову Младенца, также увенчанную короной, как и его мать.

В соборе Нотр-Дам-де-Конфессион находится знаменитая Черная Дева из крипты Сен-Виктор в Марселе и являет нам прекрасный образец древней манеры ваяния, дородной, обширной и мягкой. Эта фигура, полная благородства, в правой руке держит скипетр, а голова ее увенчана короной с тремя зубцами (см. ил. I).Илл. I. Нотр дам де Конфессьон. Черная Дева из крипт Сен-Виктор в Марселе.

Богоматерь из Рокамадура, служившая объектом паломничеств уже в 1166 году, чудотворная мадонна, традиция изготовления которой восходит к еврею Закхею, главе откупщиков Иерихона, находится сейчас в часовне Девы, построенной в 1469 году. Это деревянная скульптура, почерневшая от времени, облаченная в платье из серебряных пластин, которые соединены источенными осколками. "Слава Рокамадура восходит к легендарному отшельнику св. Аматеру или Амадуру, вырезавшему из дерева статую Девы, которой приписываются многие чудеса. Рассказывают, что Аматер - это псевдоним откупщика Закхея, обращенного в истинную веру Иисусом Христом; придя в Галлию он проповедовал культ Девы. В этом состоит древняя сила Рокамадура; однако, большую популярность у паломников это место приобретает не ранее XII-го века".*

Черная Дева церкви Сен-Блез в Виши известна с древнейших времен, как говорит живший в XVII веке общинный священник Антуан Гравье. Археологи датируют эту скульптуру XIV веком, но так как Сен-Блез была частично построена лишь в XV веке, аббат Алло, указавший нам на эту скульптуру, считает, что раньше она находилась в часовне Сен-Николя, построенной в 1372 году Гийомом де Ам.
В церкви Геоде, называемой еще Нотр-Дам-де-ла-Сите, в Кампере, также имеется Черная Дева.

Камиль Фламмарион* рассказывает нам о подобной скульптуре, которую он видел в подвале Обсерватории 24 сентября 1871 года, то есть два века спустя после первого термометрического наблюдения в 1671 году. "Колоссальное сооружение Людовика XIV, - пишет он - возвышающееся на двадцать восемь метров и с подземельями такой же глубины. В углу одной из подземных галерей можно заметить статую Девы, находящуюся там с 1671 года, на пьедестале выгравировано ее название: Notre-Dame de dessoubs terre (Подземная Богоматерь)." Эта малоизвестная Парижская Дева, олицетворяющая собой тайное учение Гермеса, кажется копией шартрской Девы, блаженной подземной Богоматери.

Еще одна интересная для герметиста деталь. Во время церемоний процессий Черных Дев, жгли свечи только зеленого цвета.

Фулканелли
Тайны готических соборов и эзотерическая интерпретация герметических символов Великого Делания

http://www.jungland.ru/Library/TainaGoti.htm


Вернуться назад