Яков Кротов
БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
XVI ВЕК: В ЗАЩИТУ ЧЁРНОГО ЦВЕТА
См.: Лорето - Богоматерь.
23 мая 1677 года в парке при герцогском дворце в Дюссельдорфе кельнский епископ Пауль освятил часовню, выстроенную для статуи - копии почитаемой "Чёрной Богороматери" из монастыря Айнзильден. В скором времени часовня стала центром массовых паломничеств, статуя прославилась как чудотворная.
"Чёрная мадонна" в Айнзильдене вовсе не чёрная, она - почерневшая. Однако, её копию для герцога делали изначально чёрной.
Чёрной была и статуя Богоматери в Лорето. Подлинная статуя погибла во время пожара 1921 года, её копия вновь была сделана именно чёрной.
В Европе "чёрных мадонн" сотни. Большинство из них, впрочем, изготовлены как копии с Лоретской статуи, их легко отличить по золотой королевской мантии, облегающей Мадонну с младенцем наподобие купола. В России эту статую изображают на иконе "Прибавление ума", причём королевскую мантию не опознают как таковую и говорят "подобие фелони".
Есть и небольшое количество статуй XI-XIII веков, которые изначально создавались как "чёрные" (статуя в Айнзильдене стала таковой от копоти). Наконец, есть иконы, где лик Богоматери настолько тёмен, что может быть назван "чёрным" - такова Ченстоховская икона, но и Владимирская тоже вполне себе смуглая.
Для тех, кто поклонялся этим статуям и иконам в Средние века, цвет большого значения не имел. Под "Средними веками" тут имеется в виду и XVII cтолетие - именно тогда усилиями иезуитов на юге Германии, во Франции появились сотни больших и малых копий Лоретской и Айнзильденской мадонн. В книгах XVII столетия, воспроизводящих тысячи разных статуй Богоматери, статуя из Лорето - с белым лицом (на гравюре). В Альтоттинге сохранились сотни вотивных дощечек (с XVI века) с благодарностью "Чёрной Мадонне" за исцеления - и на большинстве Мадонна изображена с белым лицом. Только с конца XVII века её изображают такой, какой она была в реальности.
Американская исследовательница Моника Шеер выявила три причины, вызвавших к жизни "чёрных мадонн".
С точки зрения "простонародья", чёрный цвет свидетельствовал о древности предмета - а ещё точнее, о том, что образ - неважно, статуя или портрет - создан непосредственно евангелистом Лукой.
С точки зрения теологов, чёрный цвет в буквальном смысле напоминал о еврейском, восточном происхождении Богородицы, а в духовном отсылал к Песни Песней: "nigra sum sed formosa", "я черна, но прекрасна" (в синодальном переводе: "я смугла, ибо солнце опалило меня"). Мария при этом оказывается символом Церкви, которая состоит из греховных людей ("черных" мыслями и делами), но которые всё же возлюбленны и избранны Богом. Таким образом традиционный негативный смысл чёрного цвета оказывался вывернут.
С точки зрения миссионеров, чёрный цвет не просто свидетельствовал о древности статуй, но свидетельствовал о древности статуй, опровергая протестантские нападки на культ статуй как нововведение. Именно последнее соображение оказалось, видимо, решающим в XVII веке при распространении "Чёрных Мадонн" всюду, где боролись с "люторской ересью". Впрочем, в Лорето статую сделали чёрной в 1531 году, когда ещё борьба с Лютером такого накала не достигла - видимо, просто для того, чтобы фальсификация "Дома Богородицы" выглядела убедительнее. Вот, мол, древний дом и древняя статуя (хотя легенда не утверждала, что статуя тоже из Назарета).
Что до русской иконы с изображением статуи из Лорето, то можно предположить, что изображение внизу иконы домиков есть попытка иконописца осмыслить на гравюре с изображением статуи декор алтаря. В целом иконописец довольно точно воспроизвел не только статую, но и её архитектурное обрамление. Не вполне понятно, когда появилось предание, что икону написал мастер, исцелившийся от помешательства. Вспоминается Василий Познанский, замечательный иконописец конца XVII века, который в 1683 году, действительно, сошёл с ума на некоторое время. В Россию он приехал из Речи Посполитой, где возможность увидеть гравюру с изображением статуи Лорето была, конечно, очень высока.
В 1735 году Карл Линней разделил человечество на четыре расы - белую, чёрную, красную и жёлтую. Через тридцать лет Иоганн Блюменбах добавил пятую - коричневую. С этих пор чёрный цвет мадонн стал ассоциироваться совсем с другими идеями, а с XIX века сложился образ Мадонны в виде розовощёкой дамы в бело-голубых одеяниях.
В наши дни произошёл очередной кульбит, показывающий, что фальсификациями занимаются не только суеверы от христианства. Чёрных Мадонн провозгласили египетскими богинями, которым тайно поклонялись тамплиеры и которые суть образ то ли матушки-земли, то ли Софьи Галактиковны, вселенской премудрости. Подменила Церковь женское начало мужским, вот только цвет забыла поменять.
Очень, очень приятно, когда обнаруживается, что вздорные фантазии - результат не христианства, а чего-то совсем другого, что встречается у людей весьма разных убеждений, но примерно одного уровня необразованности.
См.: Scheer, Monique. From Majesty to Mystery: Change in the Meanings of Black Madonnas from the Sixteenth to Nineteenth Centuries. // The American Historical Review. Vol. 107. No. 5. December 2002. http://www.historycooperative.org/journals/ahr/107.5/
ah0502001412.html
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1415
Рейтинг поста: