Привожу отрывок из "Цивилизации Великой Богини", посвященный Богине Земли, от которой, по мнению Гимбутас, и произошла Черная Мадонна. Я понимаю, что тут много уже известного, но все же... " Мать-земля, беременная Богиня земледелия Начиная с эпохи верхнего палеолита появляются изображения Богини, в которых символически воплощается ее плодовитость. Это натуралистически переданные женские фигуры с руками, покоящимися на округлившемся животе: по-видимому, беременность уподобляется плодородию засеянной земли и всех ее творений. (Превосходный тому пример – рельеф с изображением обнаженной женщины, обнаруженный у входа в пещеру в Лосселе на юге Франции). Чрево Богини ассоциативно связано с пещерами и холмистой месностью. Перед тем, как стать матерью окультуренных зерновых, она считалась родительницей всех диких растений. В начале эпохи неолита это (уже тогда древнее) божество превратилось в богиню земледелия, прародительницу и хранительницу всех плодов урожая, в особенности зерна и хлеба. Культ Матери-земли, которая беременна по весне и разрешается от бремени урожаем, когда ее отягощенные плодами лозы перерезают, как пуповину, давая повод для осенних праздников – этому культу много тысяч лет. Вера в то, что силы земли сконцентирированы в возвышенностях, холмах, скалах и деревьях; признательность и глубочайшее почтение к земле-кормилице, питающей все живое; а также потребность, посредством ритуалов, принимать участие в священном круговороте природы – все это не утратило своей силы при переходе от доисторических к историческим временам. Начиная с эпохи неолита ей возводили жертвенники рядом с печами для выпечки хлеба; ей поклонялись везде, где мололи зерно, готовили тесто и выпекали хлеб. Судя по некоторым сохранившимся фольклорным мотивам и доисторической символике, можно предположить, что беременность земли, как и беременнность женщины, была окружена уважением. В славянских землях вплоть до ХХ в. существовало поверье, что нельзя бить землю или плевать на нее, поскольку это вызовет унее слезы. Беременной земле необходимо оказывать почет и всяческую помощь, способствовать росту новой жизни. Неолитические скульптуры беременной Богини были украшены символами жизненной энергии: спиралями, змеями, двойными линиями и знаком четырех углов. На протяжении не менее восьми тысячелетий священным животным Матери-земли была свинья: возможно, в силу ее быстрого роста и увеличения веса, а также чрезвычайной плодовитости, которые служили аналогом изобильного урожая. Глиняные статуэтки свиней датируются началом эпохи неолита и более поздним временем. В культурах винча (Центральные Балканы) и караново (Болгария) (V тыс. до н. э.) встречаются свиные маски, а также церемониальные сосуды, крышки которых выполнены в виде свиных голов. У многих из них в ушах были серьги. Церемониальные сосуды и свиные головы с антропоморфными чертами указывают на то, что мощь Матери-земли воплощалась именно в свинье. Так, в Сирии было обнаружено небольшое скульптурное изображение III тыс. до н. э. восседающей на троне богини с головой свиньи (в настоящее время находится в Париже в Лувре). Маски и церемониальные сосуды указывают на существование особых праздников, скорей всего связанных с посевом и созреванием урожая, когда во время танцев со свиными масками, Богине приносились дары. Похожие празднования в честь Деметры имели место в Греции как в классическую, так и в эллинистическую эпоху: во время них в жертву Деметре и Персефоне приносили молочных поросят. В октябре, когда происходили празднетства в честь сбора урожая (Фесмофории), женщины выкапывали полусгнившие останки жертвенных поросят и приносили их на алтарь, где смешивали с предназначенным для посева зерном, чтобы обеспечить тем самым богатый урожай. Две тысячи лет спустя, в XVIII столетии в Литве был зафикстрован и описан чрезвычайно похожий обычай: во время осеннего благословения зерна приносили в жертву Матери-земле черного поросенка. Существование такого рода обычаев свидетельствует о тесной связи свиньи с плодородием полей. О тесной связи поросят и зерна говорят и встречающиеся в культурах линейно-ленточной керамики (Центральная Европа) и кукутени (триполья – Молдавия, Украина) V тыс. до н. э. их глиняные статуэтки, сплошь утыканные зернами. Не приходится сомневаться, что почитание Матери-земли оставалось неизменным от доисторических времен до греческих культов Деметры и Персефоны, римского поклонения Опс Консивии, древнегерманского – Нертус, балтийского – Жемине или Жемес-мате, славянского – Мать-сырой земле и т. д. Ее могущество было слишком древним и глубоко укорененным, чтобы его могли полностью уничтожить сменяющиеся патриархальные религии, в том числе и христианство. Она стала их частью и в Западной Европе продолжает быть известна под именами разных святых – Радегуны, Макрины, Вальпурги, Мильбурги и ряда других. В других землях, особенно в Восточной Европе, она слилась с образом Богородицы. Черная Мадонна – та же Мать-земля: ее чернота есть цвет земного плодородия. Высшее чудо – ежегодное возобновление ее способности к плодоношению. Древние мистерии, которые, как в доисторические, так и уже в исторические тысячелетия, проходили в пещерах, гробницах, святилищах и капищах под открытым небом, были призваны выразить признательность этой дарительнице жизни, кормилице и, благодаря ритуалу, быть причасным к таинству земного изобилия." Мария Гимбутас "Цивилизация Великой Богини: Мир Древней Европы" © "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2006
Саймон Кокс
Черная Мадонна
Черная Мадонна — религиозная статуя Мадонны с Младенцем, Богоматери, и, как явствует из данного словосочетания, — Мадонна с черным лицом. Несмотря на то что Дэн Браун в «Коде да Винчи» прямо не упоминает о них, Черные Мадонны тесно связаны со многими мотивами романа, такими как поклонение матери-богине, Мария Магдалина и тамплиеры. Подобные статуи можно обнаружить по всей Европе, однако большая их часть находится во Франции, где их более 300. В Испании имеется примерно 50 Черных Мадонн, в Германии — 19, в Италии — 30. Знаменитые статуи Черной Мадонны находятся в Ларедо, Сара-госсе, Рокамадуре, Монсеррате, Гвадалупе. В Шартрском соборе находится «Подземная Богородица», в польском городе Ченстохове — «Матка Боска Ченстоховска».
Культ Черной Мадонны процветал в средневековой Европе. Именно тогда и были созданы вышеупомянутые статуи. В большинстве своем они либо вырезаны из черного дерева, например, эбенового, либо покрашены в черный цвет. Иногда они высекались из камня или отливались из свинца. Черных Мадонн также изображали на картинах, фресках и иконах. Образу Черной Мадонны приписывались чудодейственные свойства, особенно в том, что касалось излечения женских болезней.
Изображения эти, по мнению верующих, символизировали великое знание, и им часто приписывались магические свойства. В любом месте, где находилась Черная Мадонна, неизбежно возникал ее культ, и даже сегодня храмы Черной Богородицы являются местами паломничества и привлекают к себе огромное количество богомольцев. Несмотря на это, церковь традиционно не слишком приветствует поклонение Черным Мадоннам.
Существует немало объяснений тому, почему Богородицу изображают с черным лицом, и это при том, что традиционно считается, что у Марии лицо было светлое, белое. По одной из гипотез, лицо Богородицы сделалось черным из-за копоти, оставленной свечами, столетиями возжигаемыми в церквах. Однако это отнюдь не объясняет, почему ряд скульптурных изображений изготовлены именно из эбенового дерева или из обычного дерева, намеренно окрашенного в черный цвет. Еще одна теория утверждает, будто статуи эти были привезены в Европу крестоносцами из далеких стран, где обитали чернокожие люди, однако благодаря ряду исследований было доказано, что скульптуры изготовлены на европейском континенте, а не являются произведениями искусства народов Африки или стран Ближнего Востока.
Куда логичнее предположить, что эти изображения, по-видимому, связаны с богинями далекого прошлого. Особенно много храмов Черных Мадонн расположено на местах древних языческих капищ, что доказывает преемственность культа богини — он просто принял новую форму. Богиня древних египтян Исида, древнеримская богиня Диана, почитавшаяся на Востоке Кибела (она же Идей-ская мать или Великая мать богов) — всех их в то или иное время изображали с черными ликами.
Наиболее интересная параллель прослеживается между Исидой и Девой Марией. В Древнем Египте Исиду изображали в виде статуи с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. Культ Исиды, считавшейся покровительницей врачевания и женского плодородия, распространился по всему Средиземноморью и продолжался и в раннехристианскую эру. Когда христианская традиция стала отвергать древние языческие верования, образ Исиды трансформировался в образ Девы Марии. С тех пор и Исида, и Дева Мария именуются Звездой Моря и Царицей Небесной, обеих изображают стоящими на полумесяце или на фоне звезд, с нимбом над головой или в виде матери с младенцем. Небезынтересно, что Черная Мадонна в Нотр-Дам-де-Пюи первоначально была статуей Исиды.
Исида также ассоциируется с Марией Магдалиной, которую почитают наравне с Черной Мадонной. В различных уголках Средиземноморья существует не менее пятидесяти культовых центров Марии Магдалины, включающих и храмы, где находятся изображения Черной Мадонны, например в Марселе, где одно из изображений Черной Мадонны расположено за пределами подземной часовни, посвященной Марии Магдалине.
Во Франции имеется горный массив Монт де ля Мадлен, где расположено необычайно большое количество церквей с изображениями Черной Мадонны. Как явствует из народных верований и фольклора, напрямую связывающих Черную Мадонну с Марией Магдалиной, статую Черной Мадонны — Мадон де Фенетр (Оконная мадонна) — в южную Францию привезла сама Мария Магдалина.
Многие Черные Мадонны таят в себе определенные секреты, например, загадочную связь с пребыванием под землей. Помещенная в Шартрском соборе Черная Мадонна именуется «Подземной Богородицей», тогда как мы уже отметили, что статуя Черной Мадонны в Марселе находится вне подземной часовни. Некоторые исследователи предполагают, что это символизирует женские атрибуты божественного — детородное чрево богини.
Черную Мадонну также особо почитали тамплиеры.
************
В продолжение темы о Черной Мадонне. Вот одна из версий происхождения "черноты": Однако письменные свидетельства показывают, что уже тогда паломники просили защиты совсем не у той Богоматери, которая была найдена в горах. Ее исчезновение было так же загадочно, как и появление. Летописи говорят, что примерно в XII веке была изготовлена фигура Богоматери Монсеррат. О том, что произошло с нерукотворной статуей, - ни слова. Новая Мадонна была выточена из дерева и покрыта специальным раствором "плома", для защиты от высыхания и древесных жучков. Со временем этот раствор потемнел и в последующих летописях речь идет уже о Черной Мадонне. На простолюдинов же черный цвет оказал особое воздействие. Он был своего рода подтверждением чудодейственной силы. И никакие рассказы о специальном лаке не смогли переубедить почитателей Девы Монсеррат или Мореннеты - смуглянки, как ее ласково прозвали в народе. К Моренетте привозили невест, чтобы заручиться благополучием в семейной жизни, а также просили детей, здоровья, долголетия. Но были у Черной Мадонны и именитые поклонники. Например, Игнатий Лойола - основатель Ордена иезуитов. http://www.gotour.ru/publfiles/publ_104.html Возможно, отсюда остальные "черные" копии, как имеющие особые, чудотворные свойства? Кстати, на сайте аббатства Монсеррат изображения Черной Мадонны нет: http://www.abadiamontserrat.net/ Копия Мадонны Монсерратской: В 17 столетии град все-таки стал использоваться как бенедиктинский монастырь. В 1666 г. бенедиктинцы торжественно перенесли сюда из пражской резиденции бенедиктинцев в Эмаузах 3-ю освященную в Риме копию монсерратской Черной мадонны, и с того времени Бездез стал центром паломничества для тысяч верующих. Статуэтка Девы Марии Монсерратской нашла свое место в главном алтаре капеллы, присоединившись к древней реликвии, позднеготическому "Поклонению трех королей". http://www.ilovecz.ru/index.php?idoflevel=307&open=5&page=1&urlofpage=index.php%3Fidoflevel%3D307%26open%3D5 А здесь - параллель с Исидой. Только причем здесь чернота? На деле в ту эпоху был весьма распространен очень интересный религиозный символ: знаменитая "черная мадонна". В X-XIII вв. были созданы сотни таких изваяний, которые фактически представляли собой изображение Исиды с младенцем Гором на коленях. Это заимствование из египетского наследия произошло во время первых крестовых походов. Специальный вертикальная опора Исиды называлась "кафедра" (отсюда происходит и английское "cathedral" - "собор"), и что интересно, эта опора служила символом Исиды еще в древнем Египте. Статуи Черной мадонны в Средневековье назывались также "альма матер" (буквально - "щедрая мать", это наименование до сих пор употребляется для обозначения "родного" университета). Черные мадонны были прямым воплощением образа Великой матери в одной из его самых древних форм. Он символизировал рождение и плодовитость, земное изобилие и до того, как патриархальные общества отделили дух от материи, представлял собой выражение духа, воплощенного в материи. Итак, налицо прямая связь архетипов между двумя цивилизациями - древним Египтом и Европой X-XIII вв. http://www.russ.ru/culture/network/20040321.html Кстати, есть вино "Молоко Мадонны" (несколько кощунственно звучит) http://lotosland.ru/shop/level1/level2/?categoryid=4&page=13
Источник: eldisblog.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1415
Рейтинг поста: