В журнале "Вопросы истории" за 1993 год опубликована статья Т.П.Коржихиной и Ю.Ю.Фигатнер "Советская номенклатура: становление и механизмы действия". В этой статье авторы противопоставляют номенклатурный принцип комплектования штата госслужащих институту частной собственности и имущественного ценза. Под номенклатурой авторы статьи имеют в виду, с одной стороны - профессиональную управленческую группу, выделяемую правящей элитой страны, с другой - документ, определяющий должности в государственном аппарате.[1] Вхождение в номенклатуру определяется многими условиями: лояльностью, наличием образования и специальной подготовки, деловыми качествами. При этом авторы статьи пользуются теорией социолога Милована Джиласа, описавшего превращение аппарата компартии в новый правящий класс.[2] Но М.Джилас проделал свой анализ на материале социалистической Югославии. В эту страну, как и в другие страны Восточной Европы и Балканского полуострова номенклатурная система пришла из Советского Союза в законченном виде, как "Минерва из головы Юпитера". Т.П.Коржихина и Ю.Ю.Фигатнер также начинают рассматривать процесс развития советской номенклатуры с момента октябрьского переворота, не замечая, что делают большую ошибку, уподобляя царскую Россию Западной Европе, где управленцев действительно готовит институт частной собственности и имущественного ценза.[3] Они как бы утверждают, Россия до революции не имела отличительных признаков общественного развития, породивших феномен номенклатуры.
Однако это не соответствует истине: в основе номенклатурного принципа лежит более глубокая идея службы государству, а служба играла немаловажную роль в жизни России. Если в Европе сакрализировалась частная собственность и свобода личной инициативы индивидуума, то в России всегда сакрализировалась служба Богу, Царю и Отечеству. Чтобы понять, насколько глубоко укоренилось это представление в сознании русского народа, достаточно вспомнить пословицу: "За Богом молитва, за Царем служба не пропадает".
"Государева служба" была формой организации жизни на Руси, то есть выступает в качестве системообразующего фактора. Каждый русский человек служил, хотя содержание этой службы у солдат и крестьян, дворян и казаков, купцов и церковнослужителей была разной. Иностранцы, приезжавшие в Россию при Иване III, Алексее Михайловиче или Петре I также не становились частными акторами, а поступали на службу русскому Государю.
Служба является диалектическим явлением: и одной стороны, она требует сознательного подчинения человека интересам государства и общества, а в отдельных случаях - и жертвенности; с другой стороны, служба предполагает вознаграждение, то есть означает допуск к материальным благам. Поэтому с течением времени принятый в русском обществе идеал службы деформируется и требует обновления. Это сопровождается скрытым или явным кризисом социально-политической системы. И, главное, служба во все времена оформлялась институтом номенклатуры. Разрядные книги выполняли роль номенклатуры Московского государства, петровская Табель о рангах являлась номенклатурой Российской империи, и, наконец, собственно "Номенклатура № 1, № 2, № 3 ЦК ВКП(б) ".[4]
Итак, в Московском государстве статус и положение служилого человека в иерархии закрепляли разрядные книги. По ним определяли обязанности дворян в случае объявления войны. Вознаграждение дворян и "детей боярских" выражалось универсальным словом "корм". В качестве "корма" могло выступать земля с крестьянами - поместье, и "дача" - денежное пожалование, и поборы с населения определенной волости. Кризис этой системы выразился в местнических спорах и стрелецких бунтах. Служилые люди "по отечеству" - дворяне, и служилые люди "по прибору" - стрельцы - одинаково хотели меньше служить и больше получать. Это вынудило царя Алексея Михайловича сжечь разрядные книги и превратить стрельцов в полицейскую силу.
Но служба как идеал общественного устройства продолжала господствовать. Обращаясь к народу в "подметных" письмах, Степан Разин писал: "А кто Богу, Государю, да Великому войску Донскому, да и атаману Степану Тимофеевичу послужить хочет..."[5] Казаки бунтовали, потому что хотели служить русскому царю "хоть с росы и травы, но вольно, без кабалы".
Поэтому Петру I сравнительно легко удалось восстановить равновесие общественной системы. Для этого он интенсифицировал службу дворян, превратив ее в обязанность, и сократил все остальные категории "служилых людей", создав вместо них армию европейского образца. При этом петровский Воинский устав и служебные артикулы устанавливали своеобразную "военную демократию": дворянин начинал службу со звания рядового гвардейского корпуса и только потом становился офицером. Универсальным вознаграждением служилого сословия стало поместье. Статус дворянина в обществе определялся чином по Табели о рангах.
Однако успех Петра Великого оказался временным: созданная им система быстро эволюционировала. Уже в конце жизни Петра поместье по положению сравнялось с вотчиной, а при его наследниках служба для дворян перестала быть обязательной. Сложились предпосылки для перехода к модели западной, либеральной цивилизации. Но второй шаг не был сделан: частная собственность продолжала обслуживать интересы службы. Этот подчиненный характер частной собственности выражался в следующих характерных явлениях: 1) обогащались прежде всего те дворянские фамилии, представители которых находились на гребне служебной карьеры;[6] 2) богатство не задерживалось в руках одного рода дольше трех поколений;[7] 3) сохранился непроизводительный характер вложения капитала.[8] Таким образом, и в это время идеал службы оставался очень устойчивым, и не даром старик Гринев из "Капитанской дочки" А.С.Пушкина говорит о сыне: "Потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон!"
Но совмещение внутри российской цивилизации традиционного и либерального начала породило внутренний конфликт, который привел, с одной стороны - к необычайно мощному взлету культуры XIX века, а с другой - к глубочайшему социально-политическому кризису. "Благородное сословие" хотело служить еще меньше и получать еще больше. Это заставляло государство увеличивать пресс обязанностей на другие сословия.[9] Чтобы заменить дворянство на государственном поприще, русское общество выделило из себя новый социальный слой - разночинную интеллигенцию. Именно интеллигенция создает великую русскую культуру XIX века. Именно в этой среде идеал служения Государю трансформировался в идеал служения Народу. Именно интеллигенция выдвигает претензии правящему сословию и самодержавному государству и начинает борьбу с существующим порядком.[10]
Революция 1917 года до основания потрясла российское общество. Старая дворянская элита была полностью устранена и уничтожена, общество было полностью модернизировано. Была создана новая элита - носительница коммунистических социальных ценностей. Она сформировала новую советскую номенклатуру - профессиональную управленческую группу. Новое государство, перестроив страну и общество, воспроизвело старый общественный идеал и старую систему управления. Служба в советском государстве абсолютизировалась: делу Ленина-Сталина должны были служить все граждане с раннего детства до глубокой старости. Через подчиненные себе организации Коммунистическая партия охватывала все слои и категории населения. Служба делу коммунизма была очень интенсивной. Не удивительно, что на путь к катастрофе советское государство потратило не две сотни лет, а всего семьдесят.
Принуждая служить всех остальных граждан, советская бюрократия сама беззастенчиво "кормилась", особенно после того, как 8 февраля 1932 года был отменен партмаксимум. Вознаграждением выступали и крупные денежные оклады, и социальный престиж, и система привилегий.[11] При этом привилегии были столь колоссальными, что никто не хотел расставаться с ними добровольно, что породило явление геронтократии и замедлило естественную смену поколений в верхах государства.
Перестройка явилась очередной попыткой либерализации общества. Возмущение народа было направлено против коммунистической государственной идеологии, которой сама правящая элита уже начала тяготиться. Номенклатура, советские чиновники и управленцы, была освобождена от обязательной государственной службы за счет приватизации государственной собственности. Более всего это напоминает “Манифест о вольности дворянской”, который императрица Елизавета Петровна, к слову сказать, отказывалась подписать до последних дней своей жизни.[12] Однако, если в "золотые" екатерининские времена "благородное сословие" продолжало следовать дворянскому кодексу чести и сохранило патриотические идеалы, то проведение перестройки спровоцировало наступление нового "смутного времени".[13] Оказалось, что советская бюрократия не имеет за душой ни кодекса чести, ни идеалов. Единственным сдерживающим фактором для нее являлась тоталитарная система. После ее развала российское общество, фактически, осталось и без идеологии, и без квалифицированного управления.
Почему же в России эпохи нестабильности сменяются периодами казарменного порядка? Почему Н.А.Бердяев писал, что Россия - самая бюрократическая и самая анархичная страна в мире?[14] По-видимому, эгоизм российской государственной власти монополизировал идеал служения, на котором строится вся российская цивилизация. Это сократило, во-первых, саму опору цивилизации, и втиснуло, во-вторых, общественную жизнь в узкие рамки заданной формы. Русский уклад жизни потерял устойчивость, и служение, то есть сознательное подчинение себя интересам государства, сменяется анархией - освобождением от всех запретов.
[1] Более строгое определение номенклатуры такое: 1) это перечень руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган; 2) это перечень лиц, которые такие должности замещают или же находятся в резерве для их замещения. См.: Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.: Советская Россия. 1991. С.83.
[2] См.: Джилас М. Новый класс. Анализ коммунистической системы. Нью-Йорк, 1957.
[5] Соловьев В.М. Степан Разин и его время. М.: Просвещение, 1990. С.67.
[6] Нарышкины и Морозов при Алексее Михайловиче, Меньшиков при Петре I, Орловы, Потемкин, Зубовы при Екатерине II.
[7] История родов графов Шереметьевых, графов Коменских, купцов Морозовых.
[8] Потемкин поразил екатерининский двор бриллиантовыми пряжками на туфлях, граф Коменский основал один из первых в России театров и разорился на праздниках и балах, Третьяков основал знаменитую галерею.
[9] Прежде крепостные с другими податными классами оплачивали войско, приказных и духовенство под предлогом внешней безопасности, внутреннего порядка и душевного пастырства. Сверх того крепостные доплачивали особо своим помещикам за их обязательную службу, а таких помещиков с семействами приходилось не менее 14 человек на 100 их крепостных мужского пола. Но под каким предлогом и по отмене обязательной службы дворян их крепостные продолжали кормить их своим обязательным трудом, в то же время разделяя с остальными податными оплату содержания пенсионеров трех других неподатных классов?
Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С.232.
[10] Из листка "Свобода": "Единственным источником всех бедствий, терзающих Россию, есть самодержавный деспотизм; под влиянием его сложился весь настоящий порядок вещей, давящий нас и губящий всякое развитие. Самый поверхностный взгляд на все отрасли русской жизни подтверждает эту очевидную истину и убеждает, что все они парализованы и убиты бессмысленным самодержавием, составляющим непрерывную иерархическую цепь, начинающуюся державным императором и оканчивающуюся самым последним чиновником, таким же самодержцем в сфере ему подчиненной".
Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. Т.3. М.: Учпедгиз, 1948. С.94.
Статья не потеряла своей актуальности. Во всяком случае идеи о расколотости Русской цивилизации, высказанные А.С.Ахиезером десять лет назад и заставившие меня взяться за перо сесть за клавиатуру, муссируются до сих пор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+