Нашла и перевела с немецкого: Tortilla Страна: Германия Издание: Tagesspiegel Автор: Хадия Харуна
Геноцид в Африке
Умерщвлены, препарированы, исследованы
Через 100 лет Шарите воззвращает Намибии черепа жертв немецкого геноцида нама и гереро. Но ещё и сегодня в архивах, запасниках и коллекциях немецких музеев хранится вероятно не менее 1000 препаратов и костей
Перед выдачей: череп гереро из коллекции Шарите. 20 штук уже готовы к передаче - более 100 лет спустя после их смерти (фото: Майк Вульф)
Черепа людей без имён, выставлены в стекляной витрине, упакованы в светлую картонную каробку. Это свидетельства сомнительного немецкого прошлого и долгое время бывшей неизвестной истории научных исследований медицинского музея берлинской Шарите. Это человеческие останки жертв немецких колониальных войн в Намибии 1904-1908 гг, привезённые в Берлин при очень смутных обстоятельствах. Потомки убитых тогда нама и герего вот уже много лет требуют вернуть кости. И наконец дело пошло. Делегация из Намибии в составе 60 человек прибыла в Берлин, чтобы забрать 20 черепов из предположительно 3000, находящихся в Германии.
Спустя более 100 лет после своей смерти они, наконец, должны найти покой на родине
Африканская колониальная история настигла Германию. Намибия в качестве германской колонии называлась Немецкая-Юго-Западная Африка. Немецкие переселенцы заняли земли нама и гереро, которых презрительно обзывали "готтентотен". В 1904 году вождь гереро Самуэль Махареро объявил войну незваным гостям. После сражения при Ватерберге, генерал Лотар фон Трота превратил восстание в войну на уничтожение племён. Трота погнал десятки тысяч гереро в безводные пустыни Омахеке, где они и погибли от голода и жажды. Оставшихся отправили в концентрационные лагеря, где они медленно умирали от эпидемий и дистрофии, а также в результате тяжёлых каторжных работ. Примерно 80% всех 80.000 гереро и 10% от 20.000 нама, участвовавших в восстании, нашли свою смерть.
Однако алчность немцев распространялась не только на земли страны и её сокровища, наука также нашла свой интерес в немецкой колонии. В Германии должен был быть создан обширный "Архив рас". "Обмером и сравнением черепов, собирались доказательства превосходства белой "господствующей" расы". рассказывает берлинский специалист по истории колоний Иоахим Целлер. Женщины в трудовых лагерях принуждались к работам по вывариванию черепов в кипящей воде и очистке их при помощи стеклянных осколков от волос и кожи. Для сохранения мускулатуры, многие останки были залиты формальдегидом. Специальная "Охранная команда" отсылала ящики в Германию, например в Патагонский институт в Берлине, где проводились так называемые расово-анатомические исследования.
Отданные на произвол. Пленные гереро в распоряжении "Охранной команды" в период восстания в Намибии, 1904 год
"Наука и исследователи этим сделали себя виновными", говорит Томас Шальке, директор историко-медицинского музея Шарите. Исследователи обслуживали политику и участвовали в "убийствах больных". Потому Шарите собирается принести публичные извинения народу Намибии и вернуть черепа, объясняет Шальке. "Мы не собственники черепов, которые при сомнительных обстоятельствах были препарированы, привезены сюда и исследованы."
В рамках так называемого "Human Remains Projects“, небольшая команда Шарите в 2010 году предприняла "доработку" собственной истории на примере антропологического собрания скелетов, имеющего примерно 7000 черепов. Проект продолжится до сентября 2012 года. Специалисты в области истории происхождения попытаются выяснить место нахождения и причины появления того или иного экземпляра коллекции. Так как в Намибии ни имена, ни происхождение черепов не документировались, а в течение времени коллекция несколько раз переезжала, то исследования будут весьма непростыми, говорит Андреас Винкельман, научный координатор проекта Шарите.
Почему так много черепов было привезено в Германию
"Мы смогли установить, что во всех случаях речь идёт о жертвах войны. Четыре женщины, 16 мужчин, в том числе один ребёнок". 11 из них были нама, 9 - гереро, это исследователи смогли узнать по обточившимся зубам. 18 из них погибло в концентрационном лагере "Акулий остров" в бухте Людериц. Трое - страдали от распространённой в лагере цинги. В Берлине они поступили в распоряжение приват-доцента Пауля Бартельса. Вместе с двумя докторантами он исследовал мускулатуру лиц отдельных голов.
Однако коллекии и архивы университетских и частных коллекций снабжали останками и черепами не только учёные, но и авантюристы, торговцы и военные. Тысячи таких "сокровищ" продолжают находится в запасниках и коллекциях немецких музеев, университетов и клиник во Фрайбурге, Бремене, Гёттингене и Берлине.
Антрополог и евгеник Еуген Фишер (известный антрополог и последователь евгеники, науки о расовой чистоте, в 1908 году совершил путешествие в Немецкую-Юго-Западную Африку с целью сбора доказательств для своей "теории рас", во время национал-социализма заведовал Кайзеровским институтом в Берлине, после войны продолжил научную работу, жил во Фрайбурге, умер в 1967 году, прим. перев.) лично отвечал за коллекцию черепов "Александр-Экель" во Фрайбурге, которая берёт начало в 1910 году. Позже считался одним из ведущих специалистов по расовой евгенике в третьем Рейхе. Из Намибии он привез многочисленные черепа, а также мягкие части тел, когда в 1908 году лично вскрывал могилы нама и топнаар в Намибии и похищал их тела.
Медики и исследователи ставили в колонии такие опыты, работая "такими методами над людьми, которые в Европе были невозможны по этическим соображениям даже в то время", говорит Целлер. Заблуждение в том, что другие народы необходимо цивилизировать, одновременно гарантируя существование "превосходящей расы", научно оправдывало колониализм и его исследования, говорит Целлер. Колония как лаборатория - это большая глава немецкой истории, которая ещё ждёт своего часа.
В контексте войны против гереро и нама, многие историки говорят сегодня о первом геноциде 20-го столетия. Возвращение черепов стало первым шагом в востановлении чести и достоинства наших предков, сказала Утиюа Муйниянгу - председатель гереро-комиссии. "Чего ещё не хватает, так это официального извинения немецкого правительства". Сообщества жертв настаивают на публичных переговорах и восстановлении "доброго имени", которые так и не состоялись.
Черепа из Шарите отправятся на родину. Похоронить их по местным обячам невозможно, покльку нет тел, говорит Ида Хофман, председатель нама-комитета. Они просто будут выставлены в качестве исторического напоминания и как взнос в "переработку истории".
Оригинал статьи
Скаут и переводчик: Tortilla Страна: Германия Издание: Spiegel Автор: Свен Штилих
Первые немецкие колонии
Новая империя Кайзера
Группа гереро, снимок 1910. После подавленного восстания 1904 г. малочисленная группа оставшихся в живых гереро была отправлена в "концентрационный лагерь", где больше половины их вымерло
В начале был самый дерзкий обман: 125 лет назад один торговец табаком из Бремена выкрал у африканских аборигенов огромный кусок земли. И вскоре "Готтентоты"* из немецкой Юго-Западной Африки стали ярмарочным аттракционом. Это стало началом вильгельмановской колониализации - со всеми её теневыми сторонами.
Корвет "Элизабет" и фрегат "Лейпциг", курсируя у побережья, отдавали празничные салюты, на берегу матросы салютовали из ружей, офицеры обнажили шпаги. 7 августа 1884 г. над африканской бухтой Ангра Пекенья взвился флаг империи. Теперь это стало "территорией Людериц" и вошло под защиту и во владение его высокопревосходительства императора Вильгельма I. Прозвучал национальный гимн. Толпа провозгласила: "Да здравствует!" Три раза они славили кайзера, затем Ангра Пекенья перестала существовать. Отныне она называлась бухта Людериц, а империя обзавелась первой колонией: Немецкой Юго-западной Африкой. Вскоре её территория стала такой же по размерам, как и сама Германская империя. И в особенности тем же самым в этот день - результатом обмана и грабежа.
В бухте Людериц - здесь возникла первая фактория табачного торговца из Бремена. И сегодня город, выросший на этом месте, носит его имя
Уже полтора года прошло с тех пор, как 20-ти летний Генрих Фогельзанг прибыл в Африку, чтобы выбрать землю для своего начальника - табачного фабриканта Адольфа Людерица. Землю, которая ещё не была занята другими европейскими "сильными мира сего", участки, которые должны были быть богаты полезными ископаемыми, и не в последнюю очередь - земли для немецких колонистов.
Людерица толкало не только стремление овладеть сокровищами земли, но и желание умножить славу немецкой нации в колониальном соперничестве с Британией и Францией. Он хотел создать часть Германии в Африке - как альтернативу для многих тысяч немцев, которые покидали империю на пароходах, надеясь найти своё счастье в Соединённых Штатах.
Залив "бушменов"
В 1883 г. посланный в Африку Фогельзанг получил в Кейптауне указание на Ангра Пекенья. Он тут же пустился в путь. Четыре с половиной дня понадобилось ему, чтобы на бриге "Тилли" достичь бухты. 12 апреля экипаж высадился на берег, соорудив на небольшой возвышенности ночной привал. "В тот первый день на юго-западе Африки мы позволили себе пустить по кругу бокал и выпить за здоровье нашего хозяина и его фирмы", писал Фогельзанг в своём дневнике.
Бухта Людериц
Он и его команда не были первыми белыми, появившимися в этой бухте. Уже в 15 веке португальцы установили здесь крест, затем сюда прибыли миссионеры. В близлежащей Китовой бухте обосновались британцы. Однако то, что было наиболее важным для Фогельзанга в ночь его высадки, что ещё ни одна европейская власть не претендовала на окрестности бухты Ангра Пекенья. В понятиях того времени это означало: "Бродячие бушмены являются владельцами ненужных полей". Однако, их было много, почти 200.000 человек обитало в этой местности, среди них 80.000 гереро и 20.000 нама.
Жители колоний. Мужчина и ребёнок из племени нама перед своей хижиной
Одному из аборигенов, ловившему на пляже рыбу, Фогельзанг в первый же день передал письмо - дружескую просьбу о встрече с Йозефом Фредериком, вождём народа Нама и владельцем этой земли.
С коварством вглубь страны
12 дней Фогельзанг ожидал ответа. И наконец появился один человек из племени Нама с приглашением и лошадьми, которые должны были доставить Фогельзанга и двух его спутников к вождю народа Нама. Но сначала нужно было преодолеть пятидневную скачку через пустыню и степь.
Хитрые переговорщики. Генрих Фогельзанг (слева) и два его компаньона в 1883 г. во время переговоров о покупке земли
В последующий месяц Фогельзанг заключил с Фредериком в общей сложности два соглашения о земле, которая представлялась вождю совершенно бесполезной, отобрав при этом у племени всё: за 600 английских фунтов золотом и 250 ружей, вождь племени уступил ему не только побережье, но и "прилегающие земли до 20 географических миль вглубь материка."
Женщина из племени гереро. Во время подавления восстания колониалистами было уничтожено почти 80% всей народности гереро
Фогельзанг схитрил: он сделал ставку на то, что Фредерик знаком лишь с английской системой мер. Разница между милей и "географической милей" составляет однако более 100 километров.** "Пусть он пока думает, что речь идёт о 20 английских милях", писал Людериц Фогельзангу. И хитрость удалась - Фредерик подписал договора и потерял при этом почти всю свою страну.
Под защитой империи
Открытка колониальных времён. "Группа военно-пленных готтентотов Юго-Западной Африки". Аборигены были для белых колониалистов "экзотическими недочеловеками", которых показывали на ярмарках и в цирке, наряду со слонами и тиграми
Земля всё ещё находилась в частных руках, а не под крылом Империи - но табачный фабрикант усиленно рассылает запросы:" Поскольку вся область должна быть по возможности германизирована, то должности должны предоставляться немецким имперским чиновникам, для которых немецкие законы обязательны" - активно агитировал он в свою поддержку. Для упрямых туземцев предусматриваются "телесные наказания" с плетью из бегемотовой кожи и "принудительные работы", арестанты будут работать в кандалах.
В кандалах. Немецкие колониальные господа рассматривали туземцев как свою собственность. Для особо упрямых подразумевались плёточные наказания
Бисмарк раскритиковал подобные предложения. Всё же, когда Великобритания угрожает аннектировать регион, 24 апреля 1884 г. он предоставляет Людерицу правовую охрану Империи. Эта дата стала началом немецкого колониализма: вскоре имперские флаги развивались и над другими регионами - в Восточной Африке, в Камеруне, в Того.
Потерянная страна. Семья из Юго-Западной Африки перед своими круглыми хижинами. Белые колонисты теснили их всё дальше и дальше с принаждлежавшей им земли
В немецкой юго-западной Африке начинает своё развитие история колоний, течение которой определялось вплоть до полной оккупации в 1915 г. прежде всего войнами с туземцами и частыми и сильными восстаниями. Немцы организовали первый "концентрационный лагерь" - для пленных гереро и нама. Аборигены "абсолютно и безнадёжно невосприимчивы к любой культуре", пишут иммигранты.
"Безнадёжны для культуры". Семья нама перед хижиной. Немцы имели особенно расистский взгляд на африканцев
"Негр, влачащий своё существование в детской нелепости и тупой непосредственности, не может встать на одну ступень с цивилизованным человеком и быть полезным для серьёзной работы", осуждает темнокожих колониальная газета. В Империи "готтентотов" показывают на ярмарках и в цирках в то время, когда в 1885 г. долность имперского колониального коммисара в юго-западной Африке занял Эрнст Генрих Геринг, отец будущего нацистского генерал-фельдмаршала Германа Геринга.
Генрих Геринг - первый имперский колониальный комиссар в Юго-Восточной Африке
В том же году удача отвернулась от Адольфа Людерица. Его бриг "Тилли", загруженный товарами и дорогими сельскохозяйственными машинами, затонул. От этой финансовой потери торговец так и не смог оправиться: в апреле 1885 г. он продает свои колонии, в которые вложил миллион золотых рейхсмарок. Земли отходят ко вновь основанному Немецкому колониальному обществу Юго-Западная Африка.
Адольф Людериц во время путешествия в долине реки Оранжевая
Год спустя Людериц снова пустился в путешествие. Он решил заняться поиском алмазов. 22 октября 1886 г. он вышел в море на крошечном паруснике - и больше его не видели. Пошли слухи о том, что он утонул. Другие утверждали, что его убили туземцы за нанесённые им обиды. Но и по сей день его имя - Людериц - носят город и залив в Намибии.
Оригинал статьи
Примечания переводчика
* Готтентоты (кой-коин; самоназвание: khaa, khaasen) — этническая общность на юге Африки. К приходу европейцев готтентоты занимали юго-западное побережье Африки, от реки Фиш на востоке и до центральных нагорий Намибии на севере. Насколько давно готтентоты жили в этих местах, точно неизвестно. С уверенностью можно сказать лишь то, что племена банту несколькими веками раньше застали их уже в этих же местах.
В 1798—1850-х годах эти племена, теснимые белыми переселенцами, переселились на север, подчиняя жившие там племена больших нама. Вместе с последними они образовали раннефеодальное объединение племен, возглавлявшееся вождем по имени Йонкер Африканер. Контролируя всю южную и центральную Намибию, они вели постоянные войны между собой и с гереро (другая народность, населявшая Намибию).
Колонизованные дети. Народности герео и нама немцы пренебрежительно именовали "готтентоты"
Вскоре у них появился новый общий соперник — Германия. В 1884 году территория к северу от р. Оранжевая была объявлена германской колонией Юго-Западная Африка. Вслед за этим земли готтентотов и других коренных жителей стали отбираться, что сопровождалось многими столкновениями и насилием. В 1904-08 гереро и готтентоты подняли несколько восстаний, которые были с небывалой жестокостью подавлены германскими войсками и вошли в историю под названием Геноцид племён гереро и нама. Было уничтожено 80 % гереро и 50 % готтентотов (нама).
Пленные гереро, после подавления восстания 1904 г. транспортируются в Швакопмунд, в концентрационный лагерь
** МИЛЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ, или НЕМЕЦКАЯ — длина 1/15 градуса экватора. Если принять Землю за шар, объем которого равен объему Земли с размерами Бесселя, то географическая миля выходит равной 7420 м / Самойлов К. И. Морской словарь./
Источник: p-w-w.ru.
Рейтинг публикации:
|