Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Инструкция по наблюдению падений, поиску и сбору метеоритов

Инструкция по наблюдению падений, поиску и сбору метеоритов


28-07-2009, 14:40 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (4 983)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И ИЗУЧЕНИЯ МЕТЕОРИТОВ

Внезапные падения метеоритов и в неожиданных местах не позволяют специалистам-метеоритологам организовать и поставить систематические наблюдения падений метеоритов (движений болидов). Поэтому специалистам приходится прибегать к помощи случайных очевидцев падений. По возможности полные и добросовестно составленные описания наблюдавшихся явлений, сделанные даже случайными очевидцами, могут иметь научное значение. В том случае, когда по одному и тому же падению метеорита удается собрать большое число описаний, сделанных очевидцами в разных населенных пунктах, после соответствующей их обработки оказывается возможным получить надежные данные об условиях движения метеорного тела в земной атмосфере, определить элементы его орбиты в пространстве и всесторонне изучить обстановку падения метеорита на землю. Нужно, поэтому, всегда помнить о том, что долг каждого сообщить ученым подробные сведения о всех замеченных явлениях, сопровождавших падение того или иного метеорита или полета по небу болида. Нужно также помнить и о том, что такие описания должны быть сделаны возможно более точно и содержать в себе только такие данные, которые очевидец запомнил вполне уверенно. Лучше сообщить кратко, но правдиво.

В России центральным научным учреждением, специально занимающимся сбором, изучением и хранением метеоритов, является Комитет по метеоритам Академии Наук. При Комитете существует сеть добровольных корреспондентов-наблюдателей из числа наблюдателей гидрометеорологических станций, учащихся, преподавателей, рабочих, колхозников и т. д. Они живут в разных Местах нашей страны и регулярно присылают в Комитет по метеоритам описания наблюдавшихся болидов. Ежегодно в Комитет поступает несколько десятков таких описаний. Бывает, что по одному и тому же болиду удается получить большое число описаний, сделанных разными лицами в разных населенных пунктах. В таких случаях удается детально изучить болид, определить его траекторию и орбиту. В случае падения и находки метеорита наблюдатели телеграфно извещают об этом Комитет по метеоритам, который направляет на место падения своих научных сотрудников. Здесь, на месте падения, они производят всестороннее изучение обстановки падения, производят массовый опрос очевидцев и организуют поиски и сбор метеоритов.

Нередко корреспонденты присылают в Комитет по метеоритам образцы случайно найденных ими камней или кусков железа, по своему внешнему виду напоминающих метеориты. И действительно, некоторые из таких находок оказываются метеоритами, давно упавшими на землю.

Находимые на территории нашей страны метеориты подвергаются всестороннему изучению. В специальных лабораториях при помощи современных методов и аппаратуры производятся химический и минералогический анализы, изучается поверхностная и внутренняя микроскопическая структура, определяются физические свойства и изучаются различные другие особенности метеоритов.

Существует также Комитет по метеоритам при Академии Наук Украинской ССР, производящий работу по метеоритам на территории Украины. Недавно были организованы Уральская Комиссия по метеоритам и такая же комиссия при Геологическом институте Академии Наук Белорусской ССР. Первая из них проводит работу по сбору наблюдений болидов и падений метеоритов на Урале, а вторая - на территории Белоруссии. Успешные работы по метеоритам ведутся также в Астрономической обсерватории Одесского университета, в Ашхабадской астрофизической лаборатории Туркменского филиала Академии Наук СССР и в Сталинабадской астрономической обсерватории Таджикского филиала Академии Наук СССР. Отдельные исследования вещественного состава метеоритов выполняются и в ряде других научно-исследовательских учреждений.

Комитетом по метеоритам Академии Наук СССР ежегодно проводятся в Москве специальные метеоритные конференции. На этих конференциях подводятся итоги проделанной за год работы по сбору и изучению метеоритов, обсуждаются дальнейшие задачи и заслушиваются специальные доклады по различным вопросам метеоритики. В конференциях принимают участие наиболее активные корреспонденты-наблюдатели, вызываемые Комитетом по метеоритам.

Все метеориты тщательно хранятся в специальных коллекциях минералогических и других музеев. Здесь предпринимаются все необходимые меры для предохранения их от разрушений. Наиболее крупной метеоритной коллекцией в нашей стране и одной из лучших в Европе является коллекция метеоритов Комитета по метеоритам Академии Наук СССР, временно помещающаяся в Минералогическом музее Академии Наук СССР в Москве.

Крупные метеоритные коллекции имеются в Геологическом музее Украинской Академии Наук, Ленинградском горном музее, в минералогических музеях университетов в Ленинграде, Одессе, Саратове, Казани, Харькове, Тарту, Львове и в других городах. Отдельные метеориты имеются и в других научно-исследовательских учреждениях. Все эти коллекции доступны для осмотра всем интересующимся.

Каждый вновь упавший или случайно найденный метеорит подлежит передаче Комитету по метеоритам Академии Наук СССР. За метеориты, передаваемые в Комитет, лицам, обнаружившим их, выдаются денежные премии - как мера поощрения за оказание содействия науке.

 

УКАЗАНИЯ К НАБЛЮДЕНИЯМ БОЛИДОВ


Обыкновенно кажется, что огненный шар (болид) пролетает совсем недалеко от наблюдателя и поэтому каждый думает, что метеорит упал где-то совсем близко от него, в какой-нибудь сотне-другой метров. Однако такое впечатление является ложным; оно создается у каждого очевидца независимо от того, на каком расстоянии от действительного места падения метеорита он находился. Вследствие большой яркости болиды большею частью не только ночью, но и днем, при безоблачном небе и ярком солнечном освещении, наблюдаются на расстоянии сотен километров от места падения метеорита. На таком же расстоянии наблюдается и освещение местности ночью, а также бывают слышны звуки: удары, грохот и т. д. Поэтому часто предпринимаемые очевидцами поиски упавшего метеорита в окрестностях места наблюдения бывают безрезультатными, а попадающиеся различные камни или куски железа, которые они принимают за метеориты, в действительности оказываются обыкновенными камнями, шлаками и тому подобными земными образованиями. Наиболее часто очевидцы впадают в ошибку в тех случаях, когда болид, по их наблюдениям, исчезает у самого горизонта. Им кажется, что именно здесь и упал метеорит. Между тем, в действительности исчезновение болида у горизонта свидетельствует о том, что данный пункт наблюдений расположен далеко от места падения метеорита - на окраине области видимости световых явлений, часто отстоящей от места падения на расстоянии сотен километров.

Таким образом, если не было замечено самое падение метеорита на землю, или не были слышны определенные характерные звуки, вызываемые падающим метеоритом при его приближении к земле: свист, жужжание, гул и клевок - удар метеорита о почву, то не имеет смысла искать упавший метеорит. Определить место возможного падения метеорита можно на основании полученных из разных пунктов показаний очевидцев о направлении движения болида и положении его видимой траектории на небесной сфере. Поэтому очень важно после наблюдавшегося болида произвести массовый опрос очевидцев о наблюдавшихся ими явлениях. Особенно важно при этом по возможности точнее определить положение на небесной сфере облачка в области задержки - более темного, иногда черного, сгущения в конечной (нижней) части следа, оставленного болидом на небе. Это облачко бывает расположено вблизи зенита (точки на небе над головой наблюдателя) места падения метеорита.. Поэтому путем определений видимого положения на небе облачка задержки, сделанных из разных пунктов, можно приблизительно определить место падения метеорита.

Следует, однако, иметь в виду, как было сказано выше, что не каждый яркий болид оканчивается падением метеорита. Более того, наиболее яркие и эффектные болиды, движущиеся с большими скоростями и чаще всего наблюдающиеся по утрам, реже всего сопровождаются падением метеоритов. Наоборот, чаще всего падают метеориты после медленных вечерних болидов. Однако научное значение всестороннего изучения болидов не зависит от того, последовало или нет после болида падение метеорита. Получение надежных данных об условиях движений болидов в земной атмосфере и определение орбит метеорных тел, вызвавших появление болидов, столь же важно, как и получение таких же данных для упавших метеоритов. Поэтому опрос очевидцев и сбор наблюдательного материала необходимо проводить независимо от того, упал или нет метеорит.

Если очевидец запомнил только немногие детали полета болида а другие запомнил неуверенно или даже совсем не заметил, то нужно сообщить хотя бы самые краткие сведения о наблюдавшихся явлениях. Следует иметь в виду, что даже краткие сведения, в которых указывается только - наблюдались или нет световые явления, или - были или нет слышны какие-либо звуки, имеют определенное значение. В самом деле, если будут получены такие сообщения из многих населенных пунктов, расположенных с разных сторон относительно места падения метеорита или на окраине области распространения световых и звуковых явлений при полете данного болида, то можно будет определить границы и контуры этой области. По этим же данным, в свою очередь, можно косвенно судить о направлении и наклоне траектории болида.

Краткое описание болида составляется по следующей схеме:

Краткие сведения о болиде (указывается число, месяц и год)

1.Дата и время наблюдения. Желательно время полета болида или видимости тех или иных световых явлений указать с точностью до минуты. Если же наблюдатель не имел часов, то время указывается приблизительно, причем необходимо сделать об этом оговорку. Нужно также указать, по какому счету отмечено время (местное декретное, московское).

2. Место наблюдения. Нужно указать название населенного пункта, района и области, где наблюдались явления, а также направление и расстояние в километрах этого пункта по отношению к какому-либо крупному населенному пункту (городу, районному центру и т. д.).

3. Видимость световых явлений. В описании указывается, наблюдался ли огненный шар (болид) или же было замечено только освещение местности (ночью) или "дымный" след на небе (днем).

4.Звуковые явления. Нужно указать, были или нет слышны какие-либо звуки, а если возможно, то описывается и характер их: удары (число их), грохот, гул и т. д.

Определение азимута и угловой высоты

Если очевидец заметил и хорошо запомнил другие какие-либо подробности, то необходимо об этом указать в описании. Кроме того, желательно отметить, было ли небо безоблачным, или же частично или полностью покрыто облаками.

Под описанием указывается фамилия, имя и отчество очевидца и его почтовый адрес.

Для детального изучения наблюдавшихся при полете болида явлений, особенно - для определения места возможного выпадения метеорита (если при этом метеорит еще не был найден), а также - для определения его траектории и вычисления элементов орбиты, необходимо составить насколько возможно полное описание по указанной ниже программе. Однако, если очевидец затрудняется ответить на все вопросы программы, то нужно записать ответы только на те вопросы, которые не вызывают у него затруднений.

Полное описание болида составляется по следующей схеме:

Наблюдение болида (указывается число, месяц и год)

1.Дата и момент полета болида.

Момент желательно указать с точностью до минуты. Необходимо отметить, какими часами пользовался очевидец и их точность, а также - по какому счету времени (местное, декретное или московское) указан момент явления.

2. Место наблюдения.

Нужно указать название населенного пункта, района и области, где наблюдался болид, а также - отметить, находился ли очевидец в помещении, или же был на улице, чем он занимался в этот момент и что привлекло его внимание, когда он заметил болид. Желательно также указать географические координаты пункта наблюдений или же - направление и расстояние относительно районного или областного центра.

3. Видимый путь болида.

Для определения видимого пути болида на небе и направления его движения нужно измерить координаты точек появления и исчезновения болида. Для этой цели нужно указать направления на эти точки из пункта наблюдений и их угловую высоту. Приближенно направление можно определить путем указания направления относительно стран света, например записать: болид появился на юге, севере, северо-западе, юго-юго-востоке и т. д., или же - относительно окрестных селений, ж.-д. станций, городов и других пунктов (наиболее известных), т, е. указать, по направлению на какой пункт было замечено начало и конец полета болида. Однако более точно направление можно определить путем измерения азимута с помощью компаса или иного какого-либо угломерного прибора (буссоли, теодолита и т. д.). Азимут представляет собой угол между меридианом (считая от точки севера к востоку) и направлением по горизонту на измеряемую точку на небе в градусной мере (рис. 10).

Большая и Малая Медведица

Угловая высота точек начала и конца пути болида над горизонтом точно так же должна быть определена в градусной мере. Приблизительно угловую высоту можно определить путем сравнения с видимой высотой Солнца над горизонтом (в момент наблюдения), если болид наблюдался днем. Для этой цели нужно указать, на какую долю расстояния между Солнцем и горизонтом были расположены выше или ниже Солнца точки начала и конца пути болида. При наблюдении болида ночью для определения угловой высоты точек пути его можно воспользоваться сравнением с положением на небе всем известного яркого созвездия Большой Медведицы (рис. 11), указав при этом высоту точек пути болида по сравнению с высотой отдельных звезд созвездия, а также по сравнению с высотой Полярной звезды. Последнюю нетрудно найти на небе, если провести прямую линию через звезды альфа и бета Большой Медведицы. На расстоянии, в пять раз большем расстояния между звездами альфа и бета, в сторону звезды ос и будет расположена Полярная звезда. Полярная звезда укажет и направление севера, следовательно относительно нее можно определить и направление на точки пути болида. В лунную ночь угловую высоту точек пути болида можно указать путем сравнения с угловой высотой Луны над горизонтом. Более точно угловую высоту можно изморить при помощи обыкновенного транспортира с подвешенным к его центру грузиком на тонкой нити, как &то показано на прилагаемом рисунке (рис. 10).

При помощи транспортира или другого какого-либо угломерного прибора следует также определить угол наклона видимого пути болида на небе относительно горизонта.

Нельзя указывать высоту начала и конца пути болида в километрах, так как такие указания не имеют смысла по той причине, что нельзя даже сколько-нибудь приближенно определить наглаз высоту в километрах болида, пролетающего на расстоянии десятков и сотен километров от очевидца.

Если болид наблюдался ночью при безоблачном небе и наблюдатель знаком со звездным небом и имеет подходящую звездную карту (к данной инструкции прилагается краткая звездная карта, предназначенная для общего ознакомления со звездным небом), то следует хорошо запомнить точки появления и исчезновения болида среди звезд и нанести эти точки на звездную карту, соединив их между собой чертой и указав стрелкой направление движения болида (рис. 12). При отсутствии такой карты у наблюдателя желательно наглаз сделать схематический рисунок расположения наиболее ярких звезд того участка неба, где пролетел болид, и указать стрелкой путь болида. Желательно также сделать рисунок пути болида на небе и в том случае, если болид наблюдался днем. В этом случае на рисунке нужно указать расположение стран света и зарисовать какие-либо ориентиры (строения, деревья и т. д.).

 

Путь болида на звездной карте

 

После подробного описания пути болида нужно отметить, был ли замечен болид в самом начале или же спустя некоторое время после его появления и какая точка его пути принята за начало полета, а также - указать, исчез ли болид на виду у очевидна, не долетев до горизонта, или же скрылся за горизонтом или какими-либо строениями, деревьями и т. д.

4. Продолжительность полета болида.

Как было скачано выше, болид пролетает весь свой путь по небу в течение нескольких секунд и редко больше. След же, оставляемый болидом на небе в виде дымной полосы, бывает виден в течение многих минут, а иногда и свыше часа. В ответ на данный вопрос нужно указать продолжительность полета болида, а не видимости оставленного им следа. Для определения продолжительности полета болида полезно применять такой способ. После исчезновения болида очевидец, смотря на часы, повторяет все те действия, которые он успел совершить во время полета болида, например: выбежал из комнаты, успел что-либо сказать и т. д., и по секундной стрелке часов определяет продолжительность. Можно продолжительность определить и без часов путем небыстрого счета: раз, два, три и т. д. В описании следует указать, каким способом очевидец определил продолжительность полета болида.

5. Размеры и яркость болида.

Под размерами болида понимается угловой диаметр его, который приблизительно можно определить путем сравнения с полным диском Луны или Солнца, угловой диаметр которых приблизительно равен 0,5°, или 30 минутам, дуги. Если'болид был меньше, то его размеры указываются в долях диска Луны или Солнца. По таким данным впоследствии, когда будет вычислено расстояние в километрах от наблюдателя до болида, можно определить линейный, т. е. в метрах, диаметр болида. Не следует указывать видимый размер болида в метрах, сантиметрах и т. д., или путем сравнения с какими-либо земными предметами, т. к. по таким данным нельзя определить действительный линейный размер болида. Всем известно, что чем дальше от наблюдателя расположен какой-либо предмет, тем меньше он будет казаться наблюдателю, и невозможно на большом расстоянии определить истинные размеры того или иного предмета.

Болид метеоритного дождя Кунашак

Удобно определять угловой размер болида при помощи сравнения с большим пальцем вытянутой руки, указав при этом, во сколько раз больше или меньше пальца был болид, или был равен ему.

Нужно также определить размер хвоста болида по сравнению с самим болидом, указав во сколько раз он был больше диска болида.

Оценку яркости болида следует производить путем сравнения с яркостью Солнца, Луны (в разных ее фазах), электрической лампы (нужно отметить мощность лампы и на каком расстоянии от нее сделано сравнение) и т. д. В описании следует отметить, слепил ли болид глаза или же на него можно было смотреть свободно.

6. Форма болида.

При благоприятных условиях и внимательном наблюдении можно рассмотреть голову болида, которая может иметь шарообразную, каплевидную, овальную или резко вытянутую форму (рис. 14). Форма головы болида, а также длина и форма хвоста его зависят отчасти от направления движения болида относительно места положения очевидца. Так например, если болид летел прямо на него, т. е. по лучу зрения, то он будет казаться ему шарообразным и неподвижным, как бы повисшим в воздухе, наподобие осветительной ракеты. В этом случае у болида совсем не видно хвоста, который в действительности бывает закрыт от очевидца самим болидом. Наоборот, если болид пролетел в направлении, перпендикулярном по отношению к очевидцу, то он будет казаться вытянутым, а хвост его - наиболее длинным. Таким образом, форма болида и относительная длина его хвоста могут косвенным образом характеризовать направление движения болида относительно наблюдателя. Поэтому очень желательно как можно точнее и полнее определить и указать в описании форму болида и относительную длину его хвоста (рис. 14).

Типичные формы болидов

В описании нужно также указать, наблюдались ли во время полета болида вспышки и если наблюдались, то на каких участках его пути (в долях длины всего пути, считая от его начала). То же самое нужно указать и в отношении искр, если они наблюдались при полете или дроблении болида. Далее нужно указать, исчез ли болид внезапно, как бы мгновенно потухнув, или же перед исчезновением он раздробился на части. В последнем случае желательно указать, на сколько частей болид раздробился, и, по возможности, размеры отдельных частей по сравнению с болидом.

Очень важно определить и указать в описании, сколько времени (секунд или долей секунды) были видны после дробления отдельные части болида, в каком направлении они летели и в какой последовательности исчезали.

7. Цвет.

Цвет болида определяется путем сравнения с цветом Солнца или Лупы (на разных высотах над горизонтом, имея в виду, что Солнце или Луна при закате становятся красными), цветом электросварки, электрической или керосиновой лампы и т. д. Желательно цвет указать отдельно для самого болида, а затем - для его хвоста, искр и осколков, образовавшихся при дроблении.

Часто внутренняя часть (ядро) болида и наружная - оболочка, а также отдельные части хвоста его имеют различные оттенки. Кроме того, цвет болида может меняться во время полета. Поэтому, если очевидец заметил такие подробности в окраске болида и его частей, необходимо указать об этом в описании.

8. Освещение местности.

Яркие болиды, пролетающие в ночное время при безоблачном небе, обыкновенно очень сильно освещают местность на сотни километров вокруг своеобразным, как бы мигающим или дрожащим светом. Даже и днем при полете ярких болидов очевидцы, находящиеся в помещениях, нередко замечают появление кратковременного блеска или вспышки, а находящиеся на улице наблюдают появление вторичных (кроме солнечных), быстро поворачивающихся теней от различных предметов.

При составлении описания нужно подробно, насколько, конечно, смог запомнить очевидец, отметить характер и силу освещенности, сравнив, например, с освещенностью в полнолуние, сумерки и т. д. Если очевидец во время полета ночного болида находился на улице, то желательно определить и указать в описании, на каком расстоянии от него были хорошо видны те или иные предметы, наблюдались ли тени от них, и на каком расстоянии предметы различались с трудом; каков был характер освещенности: "спокойный", "мигающий", "дрожащий" и т. д.

В редких случаях, например при полете очень ярких болидов, очевидцы отмечали, что вовремя полета болида ими ощущалось тепло налицо. Поэтому, на это обстоятельство также следует обратить внимание и в случае, если очевидец действительно совершенно явственно почувствовал тепло от пролетающего болида, об этом также нужно сказать в описании.

В зимнее время при сплошной облачности иногда отмечаются яркие вспышки, которые обычно принимаются за зимние молнии. Между тем в действительности иногда такие явления могут быть вызваны полетом яркого болида. Поэтому, необходимо регистрировать и подробно описывать указанные вспышки, которые могут иногда сопровождаться и звуковыми явлениями. При получении таких описаний из многих населенных пунктов с большой территории можно будет установить, наблюдалась ли в данном случае молния или же вспышка была вызвана полетом болида.

9. След болида.

При наблюдениях следа, оставленного болидом, необходимо прежде всего определить общую продолжительность его видимости, для чего нужно проследить за следом в течение всего времени вплоть до полного его исчезновения. Одновременно в течение этого времени нужно проследить за изменением формы и перемещением следа по небу. При этом нужно учитывать, что вначале след имеет вид совершенно прямолинейной полосы. Вскоре он начинает искривляться, растягиваться в стороны и смещаться по небу, постепенно ослабевая в своей яркости. Перед исчезновением след разрывается на части, которые принимают вид отдельных клочьев. В нижней части следа (не всегда в самом конце его) обычно наблюдается темное, иногда черное, сгущение, так называемое облачко в области задержки.

Поскольку след наблюдается в течение продолжительного времени и изменения в нем происходят относительно медленно, можно очень тщательно провести наблюдения и составить подробное описание, которое будет иметь большое научное значение.

Для определения направления смещения следа или его отдельных частей нужно выбрать подходящее место, откуда след касался бы видимым образом каких-либо земных предметов, например строений, деревьев и т. д. Следя за следом с этого пункта, можно установить направление смещения его. Направление смещения следа можно определить также при помощи компаса по азимуту и при помощи транспортира по угловой высоте. Иными словами, смещение следа можно определить путем многократных измерений его положения в разные моменты видимости. Такие измерения желательно делать через небольшие промежутки времени, например через 3-5 минут, отмечая момент измерений.

Распространение звуковых волн от траектории болида

Далее нужно проследить и описать окраску следа. Обычно днем на безоблачном голубом небе следы болидов имеют пепельно-серый цвет, принимая желтовато-красноватую окраску при просвечивании сквозь них лучей Солнца. Следы, наблюдаемые на фоне вечерней или утренней зари, будучи освещены лучами заходящего или восходящего Солнца, окрашиваются в яркие желтые, оранжевые, красные, фиолетово-пурпурные или иные цвета. Окраска следа при этом быстро изменяется по мере изменения высоты Солнца над горизонтом или глубины опускания его за горизонт.

Особенно внимательно следует пронаблюдать облачко в области задержки и сделать подробное описание его, указав при этом форму этого облачка, а также последовательное изменение ее, определить цвет и угловые размеры, и отметить все другие подробности. Очень важно измерить азимут и угловую высоту этого облачка и указать, наблюдалось ли оно в самом конце следа или же след продолжался еще после облачка. В последнем случае нужно указать форму, длину, цвет и последовательные изменения этой части следа. Нужно также тщательно пронаблюдать и описать отдельные облачка, которые могут появиться после исчезновения отдельных частей болида, образовавшихся при дроблении его перед исчезновением.

10.Звуковые явления.

Обычно после яркого болида по прошествии нескольких минут после того, как исчезнет болид, до слуха очевидцев доносятся сначала отдельные отрывистые удары, напоминающие взрывы, а следом за ними - грохот, треск и гул. Часто можно заметить, что грохот как бы удаляется от очевидца вдоль пути болида в направлении движения его и одновременно в обратном направлении. Объясняется это тем, что до слуха очевидцев доходят сначала звуковые волны от близких к нему участков траектории болида, а затем от все более удаленных (рис. 15). При наблюдении звуковых явлений необходимо прежде всего определить (по возможности по часам) и указать в описании, через какой промежуток времени в секундах или минутах после исчезновения болида раздался первый удар, а затем - число отдельных ударов и через какой промежуток времени они следовали один за другим. Далее нужно определить силу ударов, сравнив, например, с выстрелами из орудий, залпами из ружей, взрывами бомб и т. д., и отметить, который из ударов был наиболее сильным. Нужно также описать характер последующих звуков и общую их продолжительность, отметив по часам момент последних звуков грохота и отдельно - прекращения гула.

Очевидцами различных падений метеоритов и полетов ярких болидов неоднократно отмечалась слышимость слабых звуков во время полета болида, т. е. раньше того, как раздаются удары. Такие звуки напоминают шуршание, шелест древесных листьев, слабый треск и т. д. По объяснению некоторых ученых, эти звуки вызываются электрическими причинами, почему болиды, сопровождающиеся подобными звуками, называются электрофонными. Изучение и установление окончательно природы указанных звуков представляет большой научный интерес. Поэтому очень важно обратить внимание во время наблюдения болида на слышимость звуков и в случае их возникновения сделать самое подробное описание.

В конце описания наблюдавшегося болида нужно указать состояние погоды в момент полета болида. Очень желательно приложить наблюдения погоды, сделанные на ближайшей гидрометеорологической станции. Наиболее важно знать состояние облачности, температуру и давление воздуха, направление и силу ветра. Облачность указывается по десятибальной шкале, причем сплошная облачность отмечается баллом 10, а безоблачное небо баллом 0.

Под описанием указывается полностью имя, отчество и фамилия очевидца, его род занятий, специальность и почтовый адрес.

Зарисовки и фотографирование.

К описанию болида очень желательно приложить зарисовки болида и его следа, сделанные хотя бы схематически простым карандашом. На таких рисунках нужно показать форму болида и его хвоста, соответствующие двум-трем моментам полета, например: в начале, в середине пути и перед исчезновением (в момент дробления, если таковое наблюдалось). Не следует обязательно стремиться к художественной передаче, что может сделать только художник или вообще опытный наблюдатель. Такие рисунки, конечно, очень желательны. Но и схематические зарисовки, на которых показаны только контуры, изображающие форму и некоторые другие детали болида, имеют научное значение.

Особенно желательно сделать серию, например 5-6, рисунков следа болида в разные моменты его видимости. На таких рисунках нужно передать форму следа и облачка в области задержки; на каждом рисунке нужно указывать момент зарисовки.

Исключительно большое научное значение имеет фотографирование. Сфотографировать самый болид вследствие внезапности его появления и кратковременности видимости почти невозможно. Впрочем, может случиться так, что в момент полета болида случайный очевидец в этот момент имел с собой фотографический аппарат, готовый к фотографированию. Может быть даже он в этот момент что-либо фотографировал. В таком случае нужно немедленно направить фотоаппарат на летящий болид и сделать съемку с моментальной выдержкой. Нетрудно получить серию прекрасных снимков следа болида, который бывает виден в течение десятков минут и вполне можно не торопясь подготовить фотоаппарат к фотографированию. Фотографировать следует с одного и того же пункта и так, чтобы на снимках получилось изображение горизонта с какими-либо ориентирами (рис. 2). Для этих ориентиров нужно потом при помощи компаса измерить азимут. Вследствие самых разнообразных условий, при которых может наблюдаться след болида, например, он может быть виден на ясном голубом небе, на фоне яркой, или, наоборот, затухающей зари, или, наконец, на темном ночном небе, дать какие-либо указания в отношении выдержки при фотографировании не представляется целесообразным. Опытный фотограф, учитывая свойства своего фотоаппарата, чувствительность фотопленки и, наконец, условия видимости следа, сам может определить величину требуемой выдержки. Можно только указать, что для большей гарантии получения удачных в отношении выдержки снимков нужно сделать по возможности большее число снимков с разными выдержками.

Негативы должны быть пронумерованы, а в прилагаемой к ним описи нужно под соответствующим номером негатива указать момент его получения с точностью до минуты, азимуты отдельных ориентиров, условия фотографирования (сорт пластинок или пленки, тип фотоаппарата, продолжительность выдержки), условия проявления (тип проявителя и продолжительность проявления), а также сделать различные другие примечания.

Все рисунки и негативы (или непроявленные пластинки или пленки) нужно приложить к описанию болида и отослать в хорошей упаковке в Лабораторию метеоритики по адресу: Москва, ул. Косыгина, дом 19.

 



Источник: www.geokhi.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится4



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map