Глава 12 ТАЙНЫ ДРЕВНИХ МЕТАЛЛУРГОВ
Древнегреческий рисунок, на котором изображен процесс выплавки железа из руды.
Отыщи всему начало — и ты многое поймешь.
К. Прутков
Вчерашний лазутчик, который впопыхах ворвался в палатку герцога Анжуйского, командующего правым крылом армии крестоносцев, говорил, как оказалось, истинную правду: сарацины подготовились к решающей битве именно здесь, в этой широкой сухой долине, варварского названия которой не могли произнести ни одни христианские уста. И сейчас его светлость герцог, окруженный свитой наисветлейших рыцарей Европы, профессионально осматривал с высоты седла поле будущей битвы. Сильный конь нетерпеливо топтался под весом закованного в латы герцога, грыз удила, рвался в долину. Там, вдали, сквозь клубы пыли проступали шеренги войск неверных, носились взад-вперед всадники, бронзовыми искрами вспыхивало солнце на щитах и шлемах. Еще дальше, в туманном пустынном мареве виднелись зубчатые стены сарацинского города, к которому и рвалась армия крестоносцев.
Со времени высадки из каравелл на пустынное Левантийское побережье армии воинства Христова минула неделя. Кончились запасы воды и продовольствия, а на пути "освободителей гроба Господняя" попадались лишь покинутые жителями жалкие селения, засыпанные колодцы и одиночные рощицы финиковых пальм. Небольшие конные отряды сарацин, как призраки, изредка появлялись из-за холмов и, куснув армаду крестоносцев, молниеносно исчезали в пустыне. Жара, усталость, недостаток воды и пищи подрывали и так не очень высокий боевой дух воинов, и его светлость, как никто другой, торопился к бою.
Теперь это время настало! Герцог не без утехи наблюдал, как по левую и правую руку от него строились в боевые порядки колонны пеших латников и четырехугольники конных рыцарских отрядов.
Когда армия завоевателей Палестины выстроилась, из рядов неверных вырвался всадник. Огненно-рыжий тонконогий арабский скакун мигом вынес его на середину долины, которая разделяла войска. Осадив коня, сарацин что-то пронзительно закричал, размахивая над головой тонким лезвием сабли, которая казалась игрушечной.
"Вызывает на поединок!" — торопливо перевел рыцарь Франсуа де Шамо, который понимал сарацинский язык. Герцог милостиво кивнул, и немедленно добрая дюжина рыцарей выехала вперед и развернула коней в сторону его светлости, прося разрешения на поединок. Взгляд герцога в конце концов остановился на могущественного телосложения рыцаре Фридриха фон Нойбургере. Звероподобный саксонец, победитель в двух десятках рыцарских турниров, силач, который мог даже целые сутки без усталости вымахивать своим страшным мечом, стальной глыбой высился на таком же носорогоподобном коне. Его светлость махнул саксонцу боевой рукавицей. Тот поднял правую руку в знак уважения и, опустив со звоном граненое забрало шлема, развернуло свое бронированное четырехногое чудовище в сторону врага. Медленно вытянул из ножен длинный меч и пришпорил жеребца. Застонала земля, заклубилась пыль, полетели назад комья и шматки сухой травы...
Фридрих фон Нойбургер катился с горы, как буря, как горный обвал, как обозленная валькирия! Казалось, ничто не может спасти сарацинского воина. В легком бурнусе и небольшом шлеме, под защитой лишь маленького круглого щита, тот осаждал своего горячего коня, который вертелся чертом и каждую минуту становился на дыбы. Крестоносцы ждали момент, когда закованный в сталь рыцарский конь разметет, втопчет в землю неверного вместе с его вертлявым жеребчиком.
То, что произошло в следующее мгновение, герцогу показалось плохим сном. Вот всадники сблизились почти вплотную. Сарацин, молниеносно уклонившись от удара, рубанул по мечу рыцаря своей небольшой сабелькой. Коротко звякнул металл и — о святой Николай! — отрезанное лезвие рыцарского меча, описав яркую дугу, шлепнулось в пыль. И вторично серебряной змеей мелькнула сабля, ударив, как нагайкой, закованную в толедскую сталь фигуру. Рыцарь еще не успел опустить руку с обрубком меча, как вдруг начал заваливаться набок. Ледяной ужас сковал сердце герцога: он увидел, что, падая с коня, Фридрих фон Нойбургер распадается на две половины, как расколотый орех — проклятый сарацин своей дьявольской дамаскской саблей разрубил закованного в сталь великана пополам!
"БЕРЕГИСЬ — ГУРДА!"
В обработке железа и его сплавов древние мастера достигли выдающихся успехов. И далеко не все их тайны ныне разгаданы. Одна из них — секрет изготовления булатной стали.
Археологи находят латы средневековых рыцарей, разрубленные на куски с такой легкостью, будто они были изготовлены из картона, а не из стали. В легендах и сказках рассказывается про мечи-кладенцы и "заговоренные сабли", что ими можно было разрубить любую преграду, даже камень. Надо сказать, что эти рассказы не так уж и далеки от правды. О кинжалах кавказского мастера Базалая говорили, что ими можно высечь искру из камня, а потом побриться..
Особо высококачественные клинки делали в X — XII веках, причем наилучшие из них происходили с Востока — Персии, Сирии, Индии. Про сирийскую дамаскскую сталь ходили легенды. Рассказывали, что, демонстрируя какие-то сабли из дамаскской стали, мастер кидал на нее волос и тот, падая на лезвие, распадался пополам. Клинок из дамаскской стали можно было согнуть в кольцо, он, будто солому, перерубал гвозди, стальные пластины и т.п., причем на лезвии не оставалось даже царапины. Вот как вдохновенно воспел дамаскский клинок арабский поэт X века Абу-т-Тайиб аль-Мутанабби:
Подобный сиянию моей души Отблеск моего клинка, В битве его не заменишь ничем, Он — радость для воина. Тонкий он и длинный, гибкий, как змея, Он — гордость моих мыслей, Зарницы огнем холодным сияя И мерцает, как струя. В воде закаливалось лезвие его И стало тверже алмаза, Стойкая же середина меча моего В воде не была ни раза.
Очень высоко ценили восточные сабли запорожские казаки. Это и не удивительно, ведь качество оружия в те времена была залогом жизни. Не менее, чем дамаскские сабли и персидские "фулады" (отсюда, наверное, и пошло название "булат") ценились клинки, выкованные армянскими и грузинскими умельцами-кузнецами, в особенности же — легендарная сабля "гурда". Она, будто воск, рассекала мечи и сабли из хороших сталей. До наших дней дошла легенда о том, как два кавказских кузнеца поспорили, чья сабля лучше. Один из них крикнул: "Берегись — гурда!" и, ударил ею по сабле соперника, перерубил ее пополам, а вместе с нею — и мастера.
Методы изготовления булатных клинков сохранялись в глубокой тайне, передавались лишь от отца к сыну. Никому не удавалось раскрыть их. Одни говорили, что весь секрет — в составе стали. Другие твердили, что все зависит от особенностей режима закалки. Иные очевидцы повествовали, что грузинские мастера хватали накаленный клинок и галопом мчали с ним на коне — сталь закаливалась встречным ветром.
На протяжении последних двух столетий много кто из ученых и инженеров старались раскрыть секреты изготовления булатной стали. Этим вопросом интересовались Фарадей, Пирсон, Муше и другие. В России изучением булата занимался в первой половине XIX столетия П. П. Аносов. Проведя великое множество опытов на Златоустовском заводе, а также воспользовавшись советами грузинских мастеров-оружейников, братьев Е. и К. Елизарошвили, он наконец получил очень высококачественную сталь, которая по своим свойствам приближалась к древним булатам. И весьма сложная технология ее изготовления, невозможность массового производства, а также постепенное вытеснение холодного оружия огнестрельным, привели к тому, что металлурги отказались вырабатывать клинки с аносовского булата.
Совсем недавно двум ученым из Стенфордского университета — О. Шерби и Дж. Уодсворту удалось разработать методы изготовления так называемых сверхпластичных сталей. Они получили высокоуглеродистую сталь особой структуры, которая по своими свойствам была очень похожа на дамаскскую. При определенных температурных условиях она переходила в сверхпластичное состояние — легко деформируется, и из нее можно изготовлять предметы любой формы. А потом, после специального режима охлаждения и закалки, сталь становится чрезвычайно твердой и вяжущей. Важно, что методы производства такой стали не очень сложные. Специалисты считают, что сверхпластичные стали могут сделать в промышленном производстве такой же переворот, как в свое время алюминий и титан.
То не следует ли присмотреться повнимательнее к достижениям творческого гения мастеров седой давности?
ПО ПРИКАЗУ ЦАРЯ ЧАНДРЫ
Несмотря на то, что железо уже очень давно вошло в быт человека, в археологических музеях вы почти не увидите древних изделий из него. В этом виновата прежде всего коррозия, которую и ныне называют врагом техники номер один.
Каких только ухищрений не придумывают люди, чтобы предотвратить ее или по крайней мере замедлить ее разрушительное действие. Добавляют к сплавам разные дорогие присадки, покрывают металлические детали никелем, хромом, цинком и т.п., выливают на них смазочные масла, краски, лаки, другие хитроумные средства. Однако полностью коррозию победить не удается.
Тем не менее существует убедительное свидетельство того, что с проблемой, которую не можем решить мы, снабженные наиновейшими достижениями науки и техники XX века, успешно справились металлурги седой давности — это одно из чудес древнего мира, знаменитейшая индийская железная колонна в Дели. Почему она уже столько лет притягивает к себе туристов и повышенное внимание ученых-металлургов?
Вот что писал об этой колонне Неру: "Древняя Индия достигла больших успехов в обработке железа. В Дели высится огромная железная колонна, которая загоняет в глухой угол современных ученых. Они не могут определить способ ее изготовления, который сохранило железо от окисления и других атмосферных влияний. Надпись на колонне сделана письмом времен Гупта, что было в употреблении с IV по VI столетия нашей эры. Однако, как считают некоторые ученые, сама колонна намного старше, а надпись сделана позднее".
В 1980 году одному з авторов этой книжки посчастливилось побывать в Индии и собственными глазами увидеть знаменитейшее произведение. С группой туристов заходим на просторную площадь во дворе старинной мечети Кутб-Минар в Старом Дели. Собственно, мечеть, которая была построена в XII столетии, превратилась в руины, более или менее удовлетворительно сохранилась лишь высокая (72,5 метров) башня минарета, высочайшего в Индии. И стены мечети, и башня сделаны из розового песчаника — любимого строительного материала давних индийцев. А на фоне этих розовых руин резко выделяется синевато-черная, будто вороны крыло, без наименьших признаков коррозии, колонна, будто немой свидетель утраченной технологии древнеиндийских мастеров.
Такой увидел делийскую колонну один из авторов этой книжки. Привлекает внимание выразительный след от ядра (в нижней части снимка), который остался с тех времен, когда Надиршах штурмовал Дели.
Колона эта представляет собой сплошной железный столб 7,25 метра в высоту, диаметр ее в нижней части около 48 см, и весит она около 7 тонн. Верхушку ее увенчивает стилизованный цветок лотоса.
Химическими анализами установлено, что колонна состоит из очень чистого железа (99,4-99,8 %). Среди примесей почти нет серы, преобладающую их часть (до 0,2 %) составляет фосфор, которого так не любят в железных сплавах современные металлурги. По содержанию углерода (до 0,15 %) это низкоуглеродистая сталь. Казалось бы, самый обычный химический состав, но колонна не ржавеет даже в тропическом климате Индии уже много сотен лет!
Кто же поставил ее? На колонне есть надпись на санскрите. Буквы настолько четкие, будто их вычеканили лишь вчера. Эта надпись прославляет военные подвиги царя Чандры.
Сказано также, что это он велел установить колонну на холме, который носит название Стопы бога Вишну.
Среди ученых-индологов нет единого мнения, про которого именно царя Чандру идет речь. Советские историки Г. М. Бонгард-Левин и Г. Ф. Ильин считают, что это Чандрагупта II, который умер около 414 . н. э. Другие предполагают, что речь идет о его деде, царе Чандрагупту I, который был родоначальником династии Гуптов и занял престол в 319 или 320 г. н.э. Таким образом, если даже считать, что колонна установлена в конце IV — в начале V столетий н.э., то она стоит уже по крайней мере 1500 лет.
Особенности санскритской надписи на колонне свидетельствуют, что она сначала находилась в Аллахабаде, на востоке Индии. Была найдена даже гора под названием Стопа Вишну (Вишнупада), где, как считается, колонна стояла перед вишнуистским храмом. В том районе обнаружили и другие подобные колонны, правда каменные, а не железные. Историки думают, что на верхушке делийской колонны было изображение священной индийской птицы Гаруди (мы называем ее делийской, так как в XIII столетии колонну перевезли в Дели и установили на дворе Кутб-Минар).
Стоя перед этим удивительным произведением древних, невольно задумываешься над такими вопросами: откуда индийские мастера в III — IV столетиях взяли столько чистого железа, как они выковали такую большую колонну и прежде всего почему она не ржавеет?
Советский писатель-фантаст О. Казанцев в 1963 году даже высказал гипотезу, что ее творцы — пришельцы из космоса. Этой же версии придерживается и швейцарский популяризатор идеи космического палеоконтакта Э. фон Деникен.
Что сегодня можно сказать по поводу загадочной колонны?
Железо в Индии начали выплавлять очень давно. Возможно, железо колонны такое чистое потому, что при сыродутном способе плавки использовали древесный уголь? Выплавить десять тонн железа для древнеиндийских металлургов едва ли было такой уже проблемой. Тяжелее объяснить, как была сделана именно эта колонна. Считают, что ее выковали молотами из отдельных небольших стальных фрагментов. Мы не возражаем, что так могло быть, хотя и представляем, с какими огромными трудностями должны были столкнуться древние мастера, в распоряжении которых были лишь небольшие примитивные печи и собственная мускульная сила. Во всяком случае, в тех древних печах, которые известны археологам, нагреть такую большую заготовку было невозможно.
Но, может быть, колонну всего-навсего отлили? Но для такой технологии нужна высокая температура (точка плавления железа — 1539°С). А в примитивных печах для стальной плавки она не превышала 1100°С. И все же некоторые исследователи считают, что в Древней Индии уже 3000 лет тому назад умели получать даже литую сталь, о чем свидетельствуют некоторые археологические находки и прежде всего ее довольно однородный химический состав в разных частях, чего нельзя было бы достичь, если бы колонну выковали из десятков небольших фрагментов. На поверхности колонны виднеются очень четкие следы от пушечных ядер персидского шаха Надира, который в 1738 года штурмовал Дели.
Кое-кто из ученых старался объяснить стойкость колонны против ржавчины сухим климатом Дели. Тем не менее достаточно взглянуть на другие металлические предметы — рельсы, кровлю, детали машин, арматуру и т.п., чтобы убедиться: они ржавеют здесь чрезвычайно быстро.
Возможно, в эту большую тайну древних металлургов Индии позволит заглянуть недавнее открытие советских ученых?
В ноябре 1979 года Государственный Комитет СССР по открытиям зарегистрировал открытие "Свойство неокисленности ультрадисперсных форм простых веществ, таких, как железо, титан, кремний, которые находятся на поверхности космических тел, например, лунного реголита". Его авторы — группа ученых Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского (Москва), Института металлофизики АН УССР (Киев) и других научных учреждений. Член-корреспондент АН СССР В. Л. Барсуков, член-корреспондент АН УССР В. В. Немошкаленко и другие установили, что в пробе лунного грунта (реголита), который был доставлен на Землю в сентябре 1970 года советской автоматической станцией "Луна-16", содержится примесь железа метеоритного происхождения в виде мелких кусочков и пленок на поверхности частиц реголита. Лунное железо не окисляется, не ржавеет в атмосфере Земли. Детальное исследование минералогии и химии лунного реголита позволило сделать вывод, что появление на поверхностных пластах реголита элементарных форм некоторых элементов связано с влиянием космического пространства, а именно: глубокого вакуума, "солнечного ветра", космических лучей и микрометеоритов. Эти облучения, которые имело место на протяжении миллионов лет в условиях глубокого космического вакуума, и привели к так называемой пассивации лунного железа — оно не окисляется в агрессивной атмосфере нашей планеты, хотя находится здесь уже свыше пятнадцати лет.
Академик Г. И. Петров, который длительное время руководил программой "Интеркосмос", узнав об этом открытии, сказал, что если бы мы научились придавать коррозионную стойкость железным сплавам, то лишь благодаря этому тысячекратно оправдались бы все наши затраты на космические исследования. Но пока что совокупности всех упомянутых условий — глубокого вакуума, "солнечного ветра", микрометеоритной бомбардировки и т.п. — очень тяжело достичь даже в лабораторных условиях, хотя опытным ионным облучением металлов уже доказано, что они становятся более стойкими к окислению.
Мы далеки от мысли, что у мастеров царя Чандры были вакуумные установки, ионные пушки и прочее. Тем не менее факт остается фактом — колонна не ржавеет. А может, металл, из которого ее сделали, и в самом деле побывал в космосе или древние металлурги Индии владели каким-то другим секретом пассивации железа, которое не дошло до нас сквозь бездну веков?..
МЕДЬ, БРОНЗА, ПЛАТИНА И... АЛЮМИНИЙ
Вот уже почти девять тысячелетий продолжается эра металла.
Греческий поэт Гесиод (около 770 до н.э.) рассказал известную легенду о четырех веках человечества: золотой, серебряный, медный и железный. Деление истории человечества на "металлические" эпохи встречается во многих старинных текстах: Библии, древнеиранской "Авесте" и других. Читателя, безусловно, заинтересует вопрос: каким же образом в те далекие времена могли появиться такие представления о последовательной смене эпох металлов?
Могло произойти так, что упоминания о далеких временах передавались из поколения в поколение и таким образом дошли до античных писателей и мыслителей. А потом эта "память поколений" угасла, придушенная мраком средневековья. И лишь через несколько сот лет знания снова возродились, на этот раз уже на научной основе.
Древнейшие изделия из самородной меди (шила, булавки, кольца) были найдены на неолитической стоянке Чайеню-тепези (современная Турция), они были сделаны на рубеже VIII — VII столетий до н.э. Возможно, одновременно с самородной медью наши далекие предки познакомились и с золотом, используя его тяжелые блестящие самородки как украшения.
Самородная медь в природе встречается редко, залежи ее очень небольшие. Поэтому она не могла стать надежным основанием технического прогресса. По-настоящему революционными были открытия метода выплавки меди из руд, но кто, когда и где до такого додумался — неизвестно.
Древние кузнецы достигли высокого мастерства в обработке меди. В частности, они научились делать более твердой рабочую поверхность медных орудий (топоров, долот, скребков) путем клепки. Такое орудие уже было значительно эффективнее каменного.
С помощью спектрального анализа археологи сумели проследить пути распространения металлов в древности. Дело в том, что медь в каждом месторождении имеет свои индивидуальные свойства, обусловленные незначительными примесями разных химических элементов. Таким образом, определив точный состав металла древнего топора или ножа, можно установить, из какого месторождения взята медь. И здесь исследователей ожидала неожиданность. Оказалось, что четыре, пять или даже больше тысяч лет тому назад было немало путей, по которым происходил торговый обмен и, безусловно, транспортирование металлов. Известен, например, "золотой путь", который вел из Южной Африки в Иерусалим. Медь из болгарских месторождений находят в поселениях трипольской культуры на Украине и т.п. Особенно сложными и длинными эти пути стали тогда, когда человечество освоило изготовление сплавов меди — бронз.
Применения спектрального анализа неожиданно показало, что большинство древних предметов, которые раньше считались медными, на самом деле изготовлены из мышьяковистой бронзы — сплава меди с мышьяком (его количество в таких сплавах может достигать 30 процентов).
В природе медные и мышьяковые залежи вместе почти никогда не встречаются. Неизвестно, как именно наши предки догадались, что, добавляя к медной руде мышьяковую, взятую совсем из другого места, можно получить бронзу, которая по своим качествам (твердостью, износостойкостью) значительно превышает чистую медь.
Однако, азербайджанский ученый И. Селимханов считает, что внимание древних металлургов могли привлечь яркие серные соединения мышьяка — золотистый минерал аурипигмент и ярко-красный реальгар. Возможно, сначала они использовались для магических ритуалов (через свою яркую окраску и запах чеснока, который они выделяют при ударе). А со временем, наверное, случайно было установлено, что путем добавления этих минералов к меди можно выплавить мышьяковистую бронзу.
Одно из древнейших металлургических предприятий, где выплавляли бронзу, было раскопано в Мецамори в Армении. Это уже настоящий "металлургический комбинат", который состоял из многих печей возрастом около пяти тысяч лет. В них получали 14 разновидностей бронзы, добавляя к меди мышьяк, свинец, цинк, олово в разных пропорциях. "Человек не ждал XX столетия, чтобы использовать скрытые в земле богатства, — отмечает К. Мегерчян, сотрудник Института археологии Армянской ССР. — Те, кто пятьдесят веков тому назад перерабатывал здесь руду, защищали свои руки рукавицами, а рты — защитными повязками, как это делают ныне металлурги на заводах Донецка". Металлургические печи в Мецамори были построены на руинах печей, которые были старше на несколько тысяч лет!
Наибольшего распространения в бронзовом веке получили сплавы меди с оловом — оловянистые бронзы. Олово преимущественно привозили издалека. Скажем, на остров Крит его доставляли с Британских островов (в античные времена их называли Оловянными островами, или Каситеридами), также из Индии, возможно, даже из Малаккского полуострова.
Как древние металлурги догадались, что, добавляя к мягкой меди еще более мягкое олово, можно получить твердую и стойкую бронзу?
В Канаде, возле Больших озер, были найдены медные рудники, которым 5-6 тысячелетий. Профессор одного из американских университетов, Хендриксон, насчитал здесь пять тысяч ям и определил, что из них было добыто 200 тысяч тонн меди. Но это весьма много. Кому и для чего в те времена понадобилось столько меди? Кто ее добывал?
Археологи считают, что в те далекие времена в районе Больших озер не было оседлого населения. А кто же тогда работал на рудниках? Нет никаких свидетельств, что весь этот металл использовался в местах добывания. Значит, добычей занимались пришлые люди из других мест, или даже стран и что медь куда-то вывозили. Но куда? На рудниках нашли также бронзовые инструменты с примесью олова. Профессор Хендриксон думает, что это — британское олово, и выдвигает гипотезу, что медь из Канады пятьдесят столетий тому назад вывозили на остров Крит.
В 70-х годах нашего столетия аквалангисты подняли с борта парусного судна, которое затонуло когда-то давно между Ямайкой и Гаити, двадцать одну испанскую пушку. Сегодня уже никого не приведешь в удивление достижениями "подводной археологии", и эта находка тоже не вызвала особой сенсации... аж пока металл, из которого были отлиты пушки, не подвергли спектральному анализу. Выяснилось, что двадцать пушек отлито из обычной, так называемой "пушечной" бронзы (медь с прибавлением 10 процентов олова), а одна — медная с добавкой... платины! Однако, в сплаве ее немного (лишь 0,12 процента), тем не менее, если учесть вес четырехметровой пушки (свыше трех тонн), то в ней содержится почти 3,5 килограмма драгоценного металла!
Эта пушка была отлита еще в 1631 году в одном из мексиканских городов. И хотя платина нередко встречается как примесь во многих медных рудах, ни в одном из месторождений медной руды на территории Центральной Америки ее нет в таком количестве. Значит, платину добавляли в сплав? Приводит к удивлению и то, что пушку, изготовленную для ревностных католиков — испанцев, украшает замечательная стилизованная фигура... языческого бога Солнца ацтеков. Т.е., возможно, ее отлили индейские мастера? А если так, то не использовали они как примесь к меди какие-то древние металлические изделия из платины, которые были посвящены именно богу Солнца, а чтобы уберечь себя от его гнева, поместили его изображение на пушке? Если такое предположение справедливо, то стоит вопрос: а как ацтеки научились плавить платину? Ведь температура ее плавления — 1773° С, и пламя под тиглями всех ювелиров Европы XVII и XVIII столетий неспособно было ее расплавить. Не смог в этом деле помочь и в 1825 году известный русский металлург П. Соболевский. А тем временем среди драгоценных изделий из серебра и золота, награбленных конкистадорами в Америке, были и отлитые из платины.
Наконец, речь идет не только об ацтеках. 1801 года французский химик Бертело сделал анализ металлического сундучка, откопанного археологами в Фивах и изготовленного где-то в VII ст. до н.э. К величайшему удивлению, Бертело обнаружил, что иероглифические знаки имени египетской царицы Шаперапит на ней были сделаны... из плавленой иридиевой платины! Но месторождения платины в Африке неизвестны! Значит, ее завозили в Египет?
Не менее загадочна история еще одного металла — алюминия. Как известно, его впервые получил из глинозема датский химик Эрстед в 1826 году. Технология выплавки алюминия в те времена была такой сложной, что полученный алюминий оказался более дорогим, чем золото. Через 29 лет французский химик Девиль сделал из алюминия первый предмет — колокольчик для сына императора Наполеона III, а сам император в 1855 году оказал почести послам больших государств, предложив им на обеде алюминиевые ложки вместо позолоченных серебряных. Великому русскому химику Д. И. Менделееву за выдающиеся заслуги в 1884 году был подарен драгоценный кубок из чистого алюминия.
И лишь после того, как в 1886 году Ч. Холл и П. Эрру открыли дешевый электролитический метод выплавки алюминия, этот металл перестал быть редчайшим.
Но даже и ныне, в конце XX столетия, металлурги не знают другого метода добывания алюминия, более экономичного чем электролитический. А тем временем в гробнице китайского полководца Чжао Чжу (265-316 гг. н.э.) был найден орнамент из загадочного белого металла. Им оказался сплав из 10 % меди, 5 % магния и 85 %... алюминия! Ныне такие сплавы широко используют в технике, поскольку примесь меди повышает твердость алюминия, а магний — его износостойкость, а также облегчает обработку деталей резанием. Но откуда об этом было известно 16 столетий тому назад древним китайцам? Кто, когда и каким способом был в состоянии добыть алюминий из руды за 1600 лет до Эрстеда?
Римский историк Плутарх в одном из своих произведений сообщает, что в 36 г. н.э. император Тиберий получил странный дар — корону из какого-то неизвестного металла, который напоминал серебро, тем не менее он был значительно более легкий и вдобавок мягкий. Когда Тиберий ненароком выронил корону на пол, она сильно смялась. Мастер рассказал императору, что он добыл этот металл из "глины".
А был ли это алюминий? Ведь и сегодня его получают из глинозема ("глины"). Но как же получил его римский кузнец в примитивной мастерской почти 2000 лет тому назад? Или может, вследствие инерции мышления мы считаем его мастерскую примитивной? Так или иначе, но неведомого изобретателя постигла лихая судьба: опасаясь, чтобы новый металл не обесценил "старое доброе" серебро, Тиберий приказал казнить его, а мастерскую сравнять с землей...
Источник: Либрусек.
Рейтинг публикации:
|