Тот, кто хоть раз пытался лечиться в районной поликлинике, вряд ли будет спорить с тем, что вся наша условно-бесплатная медицина и в достраховой, и в обязательно-страховой ее период – удовольствие для здоровых неработающих граждан.
Отсечение больных происходит уже на этапе обращения в регистратуру, в которой талончики самоликвидируются чуть ли не за полчаса до открытия поликлиники, а с направлением к "узкому" специалисту можно бегать за регистратором неделями. И хорошо, если человек относительно неплохо себя чувствует и способен подождать приема у кардиолога, невропатолога или даже травматолога несколько дней(особенно такие ситуации часты, когда поликлиника не может себе позволить полную ставку врача специалиста). Ну, или побегать за талончиком к терапевту дня 2-3, попутно объясняя работодателю, что больной, который не может попасть к врачу и оформить больничный сразу, не является злостным прогульщиком.
По-настоящему больным в этом случае может понадобиться еще и помощь родственников – постоять в очереди, защитить законные права пациента или просто принести водички и морально поддержать.
Поликлиника начинается с регистратуры
Там же начинается знакомство с очередями: за талонами, за карточками (если их не разносят централизовано), за консультациями "Что, где и когда".
Порядок регулирования потока пациентов – будь то талонная система, предварительная запись по телефону, в регистратуре или журналах самозаписи – определяется на региональном уровне и на уровне конкретного медицинского учреждения.
При талонной системе очередь за ними в некоторых особо "благополучных" выстраивается с 6-7 часов. Позже очередь значительно меньше, но талонов может не быть. Тогда к врачу можно и не попасть, если нет острой боли или высокой температуры.
Какие правила действуют в вашей поликлинике, лучше уточнить по телефону. Вот только звонить с расспросами лучше после 10-11 часов дня, когда пик звонков в регистратуру пройден. Иначе попадете на сигнал занято или …. в телефонную очередь - в особо продвинутых поликлиниках есть режим ожидания на линии, знакомый тем, кто сталкивался с техническими службами поддержки.
Что должен делать сотрудник регистратуры: объяснять местонахождение конкретных врачей и служб поликлиники, озвучивать график работы того или иного специалиста, объяснять как и в какой день пациент может попасть к врачу, организовывать внеочередное оказание помощи пациентам с высокой температурой и острой болью, осуществлять выписку талонов и движение амбулаторных карт.
Но, требуя соблюдения прав пациента, нужно понять, что сотрудник регистратуры не должен делать то, что не входит в его должностные обязанности, например, извлекать из воздуха талоны на удобное для вас время, заставлять лабораторию принимать анализы в неурочное время, вызывать такси и т.п.
Под кабинетом
Если талончик на прием уже в кармане, это практически гарантирует попадание к врачу, но ничего не говорит о затратах времени.
Работающих людей обычно возмущает то, что по талону нереально попасть к врачу в назначенное время и на ожидание иногда уходят часы, даже если у талона первый или второй номер. Как проходит прием: по талонам, в порядке живой очереди, по двум и более очередям (диспансеризация, первичный прием, повторный прием, выписка льготных рецептов, очередь для "внеочередников") зависит от конкретного специалиста. Причем, при отсутствии указаний от медработников, очередь имеет тенденцию самоорганизовываться и в один день прием может идти через одного по талонам и без, а в другой – в порядке живой очереди.
Очередь для тех, кто "вне очереди"
Да, всегда найдутся люди, которых будут принимать без очереди. Категории пациентов, имеющих право на внеочередное обслуживание, устанавливается законами, территориальными программами оказания медицинской помощи и руководством лечебного учреждения в рамках, не противоречащих законодательству.
Поэтому список льготников может меняться в зависимости от региона и лечебного учреждения. Но всегда в него входят инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним, инвалиды по общему заболеванию, дети-инвалиды, лица с высокой температурой и острой болью и т.д. В некоторых регионах право зайти в кабинет вне очереди имеют блокадники и ликвидаторы каких-либо аварий (ЧАЭС, Семипалатинск и т.п.), в ведомственных поликлиниках отдельная очередь может состоять из работников ведомства, где-то без очереди принимают медицинских работников, беременных женщин и т.п. Как бы ни хотелось оказаться в кабинете пораньше, этих людей нужно будет пропустить.
Но, кроме тех, кому это положено по закону, есть еще платные пациенты, знакомые, начальники, родственники и те, кого завели в кабинет за ручку. Да, официально права пройти впереди вас они не имеют и ситуация, когда такой человек оказывается впереди, конечно, несправедлива. Пылая праведным гневом, можно устроить скандал и даже пожаловаться на врача. Вот только скандалить с врачом о том, кого он принимает без очереди, не всегда разумно. В этом случае появляется великолепный шанс проверить насколько именно этот специалист высокодуховен и способен безлично отнестись к ситуации. Ведь врача можно заставить работать, но не лечить.
А вот у остальных пациентов такие же права, как и у вас и пропускать их или нет – ваше личное дело. Если, конечно, сам врач не решит иначе. И, помните, хотя согласно шуткам самое веское право на внеочередное обслуживание дает фраза "Мне только спросить", пользоваться ею слишком часто не стоит. Потому что именно из-за чужих "спросить" и "подписать" в следующий раз можно самому засидеться под кабинетом.
Откуда растет хвост очереди
Это с точки зрения пациента злобный доктор принимает слишком много народа без очереди и не умеет организовать процесс. А для врача прием - это длящаяся часами попытка разорвать затурканного доктора на части и превратить его в двух-трехголовое чудище, способное одновременно принимать по три-четыре пациента, выписывая третьего рукой льготные рецепты и тут же задней ногой заполняя бланки диспансеризации. А прекратить этот бардак рядовые медики не в силах: чудовищная на них нагрузка и неправильная организация процесса свыше зависят не от их желания.
Другая проблема – невозможность спрогнозировать время, которое нужно потратить на конкретного пациента. Чаще всего пациенты у доктора разной сложности, и времени предоставленного стандартом (первичный прием 12-14 минут) недостаточно. Согласитесь, что, попав к нужному специалисту, мы хотим чтобы нам удели времени столько, сколько действительно необходимо, в тоже время, сидя в очереди, страстно желаем, чтобы других принимали побыстрее. Особенно показателен пример, когда надо оказать экстренную помощь (люди иногда теряют сознание , или приходят с чем то таким, что проведение экстренных процедур необходимо прямо во время первичного приема), так вот если еще лет пять назад люди как то с пониманием и сочувствием воспринимали внезапно забегавших медиков, то сейчас можно нарваться на возмущение – ну, сколько еще можно стоять??? Вести себя так – не разумно, а вдруг в следующий раз такая помощь потребуется уже Вам?
Ну и главное зло – непомерные нагрузки, которые растут ежегодно из необходимости обслуживать участки отсутствующих штатных единиц и тратить все больше времени на писанину Еще проблема, государственных учреждений – нехватка персонала, а как следствие доктор во время приема, помимо заполнения собственно врачебной документации должен попутно выполнять работу медсестры. Отсюда – задержки, путаница в документации и т.д. Сейчас, для того чтобы в поликлиниках, которые проектировались еще в 60-80 годы (а новых практически нет), принять всех желающих, в среднестатистические участковые вместо Айболитов нужно брать исключительно шестируких Змеев Горынычей.
Тогда в поликлиниках не будет очередей. Есть, правда, другой вариант: отладить прозрачную систему записи и направления к специалистам, открыть рецептурные кабинеты, организовать грамотную диспетчерскую работу на первичном приеме и в лаборатории, укомплектовать и расширить штаты поликлиник и адекватно оплачивать труд людей, ответственных за чужую жизнь и здоровье. Но пока, судя по всему, проще вывести Змея Горыныча и обрядить его в белых халат. Поэтому рядовому пациенту нужно учиться выживать в условиях очередей и, собравшись в районную поликлинику, запастись временем и терпением.
В частных клиниках, с приемом по записи, другая беда – безалаберность самих пациентов. Записавшись на 15-30, например, люди понимают это сколь угодно широко и приходят с существенным опозданием, что сдвигает всю очередь.
Итак, очереди у врача неизбежны, отсюда вывод - собравшись в поликлинику, запаситесь временем.
Если ждать нет ни сил, ни желания
Тогда нужно пользоваться услугами платной медицины. Ну, а в качестве альтернативы в некоторых поликлиниках можно взять талон на платный прием. Причем проведет его, скорее всего, тот самый врач, к которому не хватило бесплатного талона. Бонусом для "хозрасчетного" пациента может стать возможность пройти без очереди – такая практика незаконна, но сложилась почти везде. Другие, менее этичные и легальные, но самые действенные способы попасть в желаемое время к нужному специалисту: договоренности с регистратурой и знакомства с врачами.
Что не нужно делать в очереди – взгляд со стороны врача:
1. Врываться без стука и разрешения войти: как минимум, пациент на приеме может быть раздет. 2. "Висеть" на двери, заглядывая в щель – излишнее любопытство раздражает тех, кто находится в кабинете. 3. Врываться в кабинет со словами "мне только подписать" до того как его покинет предыдущий пациент. 4. Ждать, что другие догадаются о вашей проблеме, если вы относитесь к категории «вне очереди» (например, высокая температура и т.п.). Не уверены, что вас пропустят – скажите о своей проблеме еще в регистратуре или спокойно загляните вместе со следующим пациентом и попросите принять вас сразу после, обозначив причину.
5. Шипеть, углядев чашку на столе, или интересоваться где это он ходит целых десять минут, когда под дверью люди. Прием обычно ведут не роботы, а люди, которым нужно иногда посещать туалет и делать небольшие перерывы, чтобы именно на вас не потерять концентрацию внимания.
А еще медработники просто мечтают о том, чтобы пациенты в очереди поменьше контактировали между собой. Потому что шумно, временами склочно (скандалы типа "вас здесь не стояло" и "уступите мне стул" не только помогают участникам поднять артериальное давление, но мешают работать). Ну, а еще именно очереди становятся самой питательной средой для разнообразных околомедицинских слухов.
Право на прием в день обращения закреплено для высокотемпературящих (обычно высокой считается температура выше 38 градусов Цельсия) и пациентов с острой болью. Его предусматривают все Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Если вы обращаетесь в острой болью или высокой температурой, а в приеме участкового врача отказано, требуйте, чтобы вас приняли в кабинете доврачебного приема или у дежурного терапевта. Запомните, дежурный врач в поликлинике должен быть, даже если это не отдельная штатная единица, то наверняка его обязанности выполняются по совместительству.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: блюмкин (3 февраля 2011 07:50) Статус: |
Беларусь занимает второе место в мире по количеству врачей на душу населения. Почему же тогда не исчезают очереди в поликлиниках, а оказанная помощь иногда оказывается несвоевременной? Как сделать ее на самом деле доступной, выясняет «Завтра твоей страны».
По данным Всемирной организации здравоохранения, в среднем в Европе на 10 тысяч населения приходится 36 врачей, а в странах СНГ – 37.2. В Беларуси в прошлом году на 10 тысяч населения приходилось 43,6 врачей (без учета стоматологов). В Минске этот показатель еще выше – 63,4 на 10 тысяч населения. Но очереди в поликлиниках от этого не становятся короче.
Минздрав объясняет это слишком доступной для населения медицинской помощью: в 2008 году каждый житель Беларуси в среднем посетил врача почти 13 раз.
Эксперты «Завтра твоей страны» предлагают свои рецепты лечения проблемы очередей путем пересмотра некоторых позиций в организации оказания медицинской помощи в стране.
Рецепт 1. Болеть три дня без больничного листа
В начале января эксперты ВОЗ представили доклад «Оценка модели организации первичной медико-санитарной помощи в Беларуси», в котором содержатся рекомендации по снижению нагрузки на врачей и поликлиники.
- Первое, на что обратили внимание эксперты – краткосрочные больничные листы, – говорит представитель странового Бюро ВОЗ Валентин Русович. – В 40 процентах случаев белорусы обращаются в поликлиники, чтобы получить бюллетень, а не для того, чтобы уточнить диагноз или определить курс лечения.
На Западе эту проблему решили таким образом – разрешили работникам в случае простуды или недомогания три дня лечиться без больничного листа. В таком случае работодатель оплачивает бюллетени из собственных средств и сам контролирует, действительно болен человек или нет.
По словам Валентина Русовича, выписки краткосрочных больничных листов могли бы проводить помощники врачей, которые в 2010 году должны появиться в белорусских поликлиниках.
- Но в таком случае следует менять модель отношений между врачом и пациентом, -- подчеркивает эксперт. -- Сейчас врач несет ответственность за здоровье пациента, а должно быть наоборот.
Рецепт 2. Увеличить количество участковых терапевтов за счет узких специалистов
Эксперты ВОЗ особо обратили внимание на структуру белорусских поликлиник и пришли к выводу: следует критически пересмотреть необходимость узких специалистов в поликлиниках.
- Надо четко понимать, что первичное звено – это терапевты, врачи первичного контакта, а не узкие специалисты, к которым при необходимости именно терапевт выписывает направление на осмотр, -- говорит Валентин Русович. -- В Беларуси в первичном звене трудятся только 10 процентов врачей, в то время как в западных странах – 50 процентов. Но у нас дублируются узкие специалисты: они есть и в поликлиниках, и в стационарах, взрослые и детские. Хотя, отмечают эксперты ВОЗ, в поликлиниках узкие специалисты зачастую занимаются осмотрами, а не консультированием сложных больных.
Валентин Русович отмечает, что в странах Балтии усиление первичного звена произошло как раз за счет узких специалистов, которые перепрофилировались во врачей общей практики. Узкие специалисты в этих странах работают только в стационарах.
- В странах Балтии сохранились поликлиники, но в них работают семейные врачи и врачи первичного звена, узких специалистов приглашают только на консультации. Там таких очередей в поликлиниках, как у нас, уже нет, -- утверждает представитель ВОЗ.
Рецепт 3. Внедрять практику семейных врачей
- Одно из перспективных направлений в развитии первичного звена – семейные врачи, - говорит Валентин Русович. – Семейным врачам пациенты доверяют больше, чем участковым. К тому же, семейные врачи реже посылают пациентов на дополнительные консультации, что позволяет избегать томительных очередей.
Пока в Беларуси семейные врачи работают только в сельской местности. Чтобы внедрить эту практику в городах, по мнению эксперта, нужна сильная политическая воля. Не так просто взять и сломать устоявшуюся еще с советских времен систему оказания первой медицинской помощи.
Однако бывший министр здравоохранения Игорь Зеленкевич, который также считает самым ответственным этапом в здравоохранении первичное звено и выступает за его усиление, данную рекомендацию ВОЗ не приветствует.
- Семейные врачи – это в какой-то степени уничтожение педиатрической службы, -- считает Игорь Зеленкевич. – А педиатрия – это наше завоевание. В начале 1990-х в Минском медуниверситете был упразднен педиатрический факультет, и буквально через год-два стало понятно, что сделали это необдуманно. Факультет тут же восстановили. На мой взгляд, не все рекомендации ВОЗ можно переносить на нашу действительность без предварительного анализа.
Рецепт 4. Расширить полномочия частных медицинских центров
Два года назад столичный «Экомедсервис» подал заявку в Министерство здравоохранения и Министерство труда и соцзащиты на получение лицензии на такой вид деятельности, как выдача пациентам листов временной нетрудоспособности. По сути частники предлагали разгрузить врачей поликлиник и уменьшить очереди в этих медучреждениях. Ведь нередко белорусы не обращаются в платные медцентры только потому, что там не выдают бюллетени или дублируют свои походы к врачам: в поликлинику за бюллетенем, в частный медцентр – за лечением. И если Министерство труда и социальной защиты было не против данной инициативы, то Минздрав ответил категорическим отказом. Сегодня, по словам, главврача медицинского центра «ЛОДЭ» Надежды Гайдук, вряд ли негосударственные медцентры готовы снова выступить с подобным предложением.
– Это очень непростой участок работы, требующий от врача не только его профессиональных знаний, но и огромной ответственности, бумажной волокиты, -- говорит Надежда Гайдук. -- Выписка «больничного» -- это контроль и со стороны Минздрава, горздрава и самих предприятий, а наша работа сегодня и так очень тщательно контролируется государственными структурами. На мой взгляд, частным медцентрам не стоит заниматься экспертизой нетрудоспособности. Хотя, безусловно, поликлинические врачи во многом перегружены работой именно из-за того, что человеку необходимо взять больничный лист.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1416
Рейтинг поста:
В Росси уже давно найдены ответы на эти риторические вопросы.
Никто не виноват. И ничего не поделаешь...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Как избавиться от очередей в поликлиниках?
25.01.2010 Юрий ЛАЗАРЕВИЧ
Беларусь занимает второе место в мире по количеству врачей на душу населения. Почему же тогда не исчезают очереди в поликлиниках, а оказанная помощь иногда оказывается несвоевременной? Как сделать ее на самом деле доступной, выясняет «Завтра твоей страны».
Минздрав объясняет это слишком доступной для населения медицинской помощью: в 2008 году каждый житель Беларуси в среднем посетил врача почти 13 раз.
Эксперты «Завтра твоей страны» предлагают свои рецепты лечения проблемы очередей путем пересмотра некоторых позиций в организации оказания медицинской помощи в стране.
Рецепт 1. Болеть три дня без больничного листа
В начале января эксперты ВОЗ представили доклад «Оценка модели организации первичной медико-санитарной помощи в Беларуси», в котором содержатся рекомендации по снижению нагрузки на врачей и поликлиники.
- Первое, на что обратили внимание эксперты – краткосрочные больничные листы, – говорит представитель странового Бюро ВОЗ Валентин Русович. – В 40 процентах случаев белорусы обращаются в поликлиники, чтобы получить бюллетень, а не для того, чтобы уточнить диагноз или определить курс лечения.
На Западе эту проблему решили таким образом – разрешили работникам в случае простуды или недомогания три дня лечиться без больничного листа. В таком случае работодатель оплачивает бюллетени из собственных средств и сам контролирует, действительно болен человек или нет.
По словам Валентина Русовича, выписки краткосрочных больничных листов могли бы проводить помощники врачей, которые в 2010 году должны появиться в белорусских поликлиниках.
- Но в таком случае следует менять модель отношений между врачом и пациентом, -- подчеркивает эксперт. -- Сейчас врач несет ответственность за здоровье пациента, а должно быть наоборот.
Рецепт 2. Увеличить количество участковых терапевтов за счет узких специалистов
Эксперты ВОЗ особо обратили внимание на структуру белорусских поликлиник и пришли к выводу: следует критически пересмотреть необходимость узких специалистов в поликлиниках.
- Надо четко понимать, что первичное звено – это терапевты, врачи первичного контакта, а не узкие специалисты, к которым при необходимости именно терапевт выписывает направление на осмотр, -- говорит Валентин Русович. -- В Беларуси в первичном звене трудятся только 10 процентов врачей, в то время как в западных странах – 50 процентов. Но у нас дублируются узкие специалисты: они есть и в поликлиниках, и в стационарах, взрослые и детские. Хотя, отмечают эксперты ВОЗ, в поликлиниках узкие специалисты зачастую занимаются осмотрами, а не консультированием сложных больных.
Валентин Русович отмечает, что в странах Балтии усиление первичного звена произошло как раз за счет узких специалистов, которые перепрофилировались во врачей общей практики. Узкие специалисты в этих странах работают только в стационарах.
- В странах Балтии сохранились поликлиники, но в них работают семейные врачи и врачи первичного звена, узких специалистов приглашают только на консультации. Там таких очередей в поликлиниках, как у нас, уже нет, -- утверждает представитель ВОЗ.
Рецепт 3. Внедрять практику семейных врачей
- Одно из перспективных направлений в развитии первичного звена – семейные врачи, - говорит Валентин Русович. – Семейным врачам пациенты доверяют больше, чем участковым. К тому же, семейные врачи реже посылают пациентов на дополнительные консультации, что позволяет избегать томительных очередей.
Пока в Беларуси семейные врачи работают только в сельской местности. Чтобы внедрить эту практику в городах, по мнению эксперта, нужна сильная политическая воля. Не так просто взять и сломать устоявшуюся еще с советских времен систему оказания первой медицинской помощи.
Однако бывший министр здравоохранения Игорь Зеленкевич, который также считает самым ответственным этапом в здравоохранении первичное звено и выступает за его усиление, данную рекомендацию ВОЗ не приветствует.
- Семейные врачи – это в какой-то степени уничтожение педиатрической службы, -- считает Игорь Зеленкевич. – А педиатрия – это наше завоевание. В начале 1990-х в Минском медуниверситете был упразднен педиатрический факультет, и буквально через год-два стало понятно, что сделали это необдуманно. Факультет тут же восстановили. На мой взгляд, не все рекомендации ВОЗ можно переносить на нашу действительность без предварительного анализа.
Рецепт 4. Расширить полномочия частных медицинских центров
Два года назад столичный «Экомедсервис» подал заявку в Министерство здравоохранения и Министерство труда и соцзащиты на получение лицензии на такой вид деятельности, как выдача пациентам листов временной нетрудоспособности. По сути частники предлагали разгрузить врачей поликлиник и уменьшить очереди в этих медучреждениях. Ведь нередко белорусы не обращаются в платные медцентры только потому, что там не выдают бюллетени или дублируют свои походы к врачам: в поликлинику за бюллетенем, в частный медцентр – за лечением. И если Министерство труда и социальной защиты было не против данной инициативы, то Минздрав ответил категорическим отказом. Сегодня, по словам, главврача медицинского центра «ЛОДЭ» Надежды Гайдук, вряд ли негосударственные медцентры готовы снова выступить с подобным предложением.
– Это очень непростой участок работы, требующий от врача не только его профессиональных знаний, но и огромной ответственности, бумажной волокиты, -- говорит Надежда Гайдук. -- Выписка «больничного» -- это контроль и со стороны Минздрава, горздрава и самих предприятий, а наша работа сегодня и так очень тщательно контролируется государственными структурами. На мой взгляд, частным медцентрам не стоит заниматься экспертизой нетрудоспособности. Хотя, безусловно, поликлинические врачи во многом перегружены работой именно из-за того, что человеку необходимо взять больничный лист.