Грызун типа "мышь": от разработок NASA до 3D-манипуляторов.
Мякин Дмитрий
«Онлайн-журнал Mobi»
Представить современный компьютер без мыши просто невозможно. Она настолько прижилась на наших столах, что кажется – существовала всегда. Однако это далеко не так, и, прежде чем стать такой, какой она есть сегодня, компьютерная мышь прошла довольно длинный путь эволюции. За это время сменилось множество технологий и форм, но назначение манипулятора, названного когда-то в честь грызуна за длинный, похожий на хвост провод, осталось неизменным и заключается в управлении графическим интерфейсом операционной системы ПК.
Официальная история компьютерных мышей началась в 1963 году, когда в голове сотрудника Стэндфордского исследовательского института Дугласа Энгельбарта родилась идея механического датчика перемещения. А спустя год был сконструирован первый рабочий прототип манипулятора типа «мышь» с корпусом из натурального... дерева. Инновация предназначалась для интерфейса операционной системы oN-Line System (NLS) и имела два перпендикулярно расположенных колесика. Увы, из-за большого количества недостатков эта конструкция на рынке не прижилась, хотя проект даже поддерживался космическим агентством NASA.
Видео
Об изобретении Энгельбарта вспомнили лишь десять лет спустя, в 1973 году, благодаря компании Xerox PARC и компьютеру Alto. В нем впервые использовались такие обыденные по сегодняшним меркам понятия, как графический пользовательский интерфейс и рабочий стол, а управление осуществлялось с помощью мыши. Ее для Xerox разработал Билл Инглиш – бывший сотрудник лаборатории Энгельбарта, принимавший участие в создании первого манипулятора. Увы, Alto так и остался прототипом – его массовое производство налажено не было.
Видео
Мышь, использовавшаяся с Xerox Alto, отличалась от своего предка более компактными габаритами и имела три кнопки. Место двух перпендикулярных колес в ней занял один подшипник с прижатыми к нему «считывающими» колесами. При планировавшейся стоимости самого компьютера порядка $16000 мышь оценивалась в $400.
Первым коммерческим персональным компьютером с графическим интерфейсом и «мышиным» управлением стал Apple Macintosh, представленный в 1984 году. Однако, в отличие от детища Xerox, «яблочный грызун» имел всего лишь одну кнопку. До недавнего времени эта особенность являлась одной из визитных карточек компании. При этом подшипник с колесами заменили на шарик с роликами, а цена мыши снизилась до нескольких десятков долларов.
Конструкция механических мышей от создания до наших дней (слева направо): вращающиеся в разных направлениях колеса; подшипник и колеса; шарик и ролики.
Начиная с первых мышей Apple, главными элементами большинства оптомеханических мышей вплоть до наших дней являлись свободно вращающийся в своей нише металлический шарик с резиновым покрытием, пара роликов с круглыми перфорированными пластинами на концах и такое же количество оптических датчиков. Мышь делалась легко разборной, чтобы пользователь мог свободно чистить часто загрязняющиеся внутренности – шарик и ролики.
Первая оптическая мышь была сконструирована в начале 1980-х в компании Mouse System Corporation и содержала излучающий светодиод и воспринимающий отражение датчик. Функционировать эта мышка могла только на специальном металлическом коврике с нанесенной на его рабочую поверхность сетчатой разметкой в виде чередующихся разноцветных линий. Стоили такие мыши дорого, а обращаться с ними было гораздо сложнее, чем с современными оптическими устройствами. К примеру, неправильная ориентация мышки относительно разметки коврика или загрязнение последнего приводили к некорректной работе.
Такими, какими мы привыкли видеть оптические мыши в наши дни, они стали благодаря двум компаниям – Agilent Technologies (подразделение корпорации HP), разработавшей технологию оптических CMOS-фотосенсоров (по сути, маленькую цифровую камеру), и Microsoft, на основе этой технологии в 1999 году выпустившей первую коммерческую оптическую мышь IntelliMouse. Работать этот манипулятор мог практически на любой ровной поверхности, кроме зеркальной и светящейся, при этом сканируемый участок подсвечивался светодиодом. Для повышения точности некоторые мыши оснащались сразу двумя сенсорами.
2004 год. Компания Logitech выпускает оптическую мышь MX1000, в которой вместо светодиода используется маломощный лазер. Он обеспечивает в разы большую чувствительность и позволяет манипулятору работать даже на стеклянных и зеркальных поверхностях, потребляя при этом мало энергии и не требуя подсветки.
Точность некоторых современных «геймерских» лазерных мышек, таких как, к примеру, Razer Lachesis, достигает уже 4000 dpi.
Появившееся в 1990-х годах устройство 3DConnexion SpaceMouse стало первым образцом так называемых трехмерных мышей, в основе которых лежит принцип ультразвукового отслеживания движений (из-за этого их еще нередко называют летучими мышами). В настоящее время примером реализации подобной технологии служит контроллер Nintendo Wii Remote.
Видео
В 2007 году группа студентов из Вустерского политехнического института (Великобритания) создали прототип манипулятора, заменяющего мышь и надеваемого на палец наподобие кольца. Специальные сенсоры отслеживают положение устройства в пространстве и передают соответствующие данные в ПК. Таким образом, управлять курсором и выбирать объекты на экране можно просто указывая на них пальцем.
Видео 1
Видео 2
Logitech MX Air – представитель принципиально нового типа мышей, называемых инерционными. В качестве датчика движения он использует микроэлектромеханический гироскоп, не требующий для работы какой-либо поверхности и внешних датчиков. Управлять курсором можно в буквальном смысле водя манипулятором в воздухе.
Управление компьютером с помощью мыши происходит путем совершения двух видов действий – перемещений мыши в пространстве и нажатий расположенных на ее корпусе кнопок. Их количество бывает разным. Компьютеры Apple, к примеру, долгое время обходились однокнопочными мышами.
На рынке PC-совместимых ПК наиболее популярными всегда были двухкнопочные манипуляторы. Под них «заточено» подавляющее большинство программных продуктов. Существовали и трехкнопочные решения, в которых имелась средняя клавиша. В наше время найти на рынке двухкнопочных и трехкнопочных мышей в чистом виде довольно трудно. Большинство предлагаемых сейчас решений имеет две кнопки и расположенное между ними колесо прокрутки, заменившее и расширившее функциональность средней кнопки.
Первую мышь с колесом прокрутки выпустила компания Genius в 1995 году. Модель называлась EasyScroll, однако особой популярности на рынке она не получила. Массовое распространение мышей со скроллингом началось год спустя, с выпуском Microsoft ее знаменитой линейки IntelliMouse. Последнюю, кроме наличия колеса прокрутки, отличала еще и оригинальная изогнутая форма корпуса.
Некоторые модели мышей имеют дополнительные кнопки. К примеру, изображенная на фото мышь имеет на своем корпусе целых семь клавиш. При этом основными по-прежнему являются левая и правая кнопки, а также колесо скроллинга, на остальные же клавиши назначаются различные вспомогательные действия, такие как копирование/вставка, запуск приложений и многое другое. Делается это, как правило, через драйвер.
Колес прокрутки может быть два – для вертикального и горизонтального скроллинга. Подобных «двухколесных» мышей выпускает компания A4Tech.
Вместо колеса прокрутки мыши Mitsumi Scroll и IBM TrackPoint Mouse оборудованы мини-джойстиком. Главное преимущество такого решения в его компактности при возможности осуществлять скроллинг в двух измерениях.
Альтернативой обычным колесам и джойстикам может служить колесо с функцией отклонения влево-вправо для горизонтальной прокрутки, такое как используется в некоторых мышах Logitech.
Вместо привычного колеса прокрутки у Genius Traveler 515 Laser используется оптический сенсор OPTO-Wheel с регулируемой чувствительностью. В зависимости от направления движения пальца по нему меняется и направление прокрутки (вертикальное или горизонтальное).
Специально для заядлых геймеров, а также просто любителей ярких ощущений в линейках некоторых производителей представлены мыши с технологией обратной тактильной связи. Используя такой манипулятор в играх, пользователь может чувствовать отдачу при выстрелах либо дрожание при езде по кочкам, а при работе в Windows «вибромышь» позволяет ощутить рельеф значков и кнопок. Одной из первых подобные технологии предложила компания Logitech, представившая в 2001-м серию мышей iFeel MouseMan.
Появившаяся на рынке в 2005 году мышь Apple Mighty Mouse имела сразу две особенности. Во-первых, вместо традиционного колеса прокрутки она обладала шариком, вращать которой можно было в любом направлении. Во-вторых, у Mighty Mouse отсутствовали привычные кнопки, отчего корпус мыши выглядел монолитным, а нажатия осуществлялись за счет находящихся в манипуляторе датчиков давления.
Поскольку изначально IBM PC не имели специального порта для подключения мыши, первым манипуляторам приходилось использовать специальные адаптеры, устанавливаемые в обычный 8-разрядный слот расширения ISA. Подключаемые таким способом мыши назывались параллельными, или шинными.
Впоследствии для подключения мышей был приспособлен последовательный порт. Сначала использовался 25-контактный разъем, но очень скоро, с переходом индустрии на корпуса форм-фактора AT, был освоен более компактный 9-пиновый коннектор.
1986 год. Компания Apple представляет шину Apple Desktop Bus (ADB) с круглым 4-контактным разъемом, по которой к ПК можно подключить до 16 периферийных устройств, в том числе мышей. В какой-то мере ADB можно считать предшественником современной шины USB.
Начиная с 1987 года свою дорогу на рынок стали пробивать мыши с интерфейсом mini-DIN, больше известным как PS/2 (так называлась модель ПК производства компании IBM, в которой впервые появился этот разъем). Это был первый специализированный порт для устройств ввода – мышей и клавиатур. Его «расцвет» пришелся на 1997 год, когда компания Intel разработала новый стандарт корпусов ATX. С этого момента PS/2 стал обязательным атрибутом системных плат и является им по сей день.
В 1998 году начался переход периферийных устройств на шину USB. Однако для манипуляторов этот процесс затянулся, так как, по мнению большинства пользователей, занимать порт USB мышью при наличии свободного PS/2 было нерационально. Чтобы избавить покупателей от сомнений при выборе типа подключения, многие производители изначально комплектовали свои изделия специальными переходниками USB-PS/2. Но даже сейчас USB-мыши не смогли вытеснить своих сородичей с интерфейсом PS/2.
Как известно, компьютерные мыши получили свое название из-за наличия у них провода, напоминающего хвост. Однако в ходе эволюции у некоторых мышей этот хвост был упразднен, то есть появились беспроводные мыши. Классическая беспроводная мышь состоит из двух частей – собственно манипулятора и приемного устройства. Последнее подключается к одному из портов ПК, а с мышкой «общается» по воздуху.
Первые беспроводные мыши использовали инфракрасный интерфейс, из-за чего работать с ними было весьма проблематично: стоило между «базой» и манипулятором возникнуть какой-то преграде, как связь прерывалась. Современные беспроводные мыши общаются с приемным устройством по радиоканалу, в том числе (дорогие модели) и по протоколу Bluetooth. В отличие от ИК, радио не страшны предметы на столе.
В индукционных мышах к компьютеру подключается специальный коврик, за счет контакта с которым манипулятор получает энергию и передает данные о своих перемещениях. Основная сфера использования индукционных мышей – в составе графических планшетов.
В 2002 году корпорация Microsoft представила первую серийную мышь, использующую в качестве интерфейса стандарт Bluetooth. В отличие от других беспроводных мышей, «грызунам» с «голубыми зубами» не требуется специальный приемник, так как его роль может выполнять любой Bluetooth-адаптер. Благодаря этому использовать такие манипуляторы можно не только с ПК или ноутбуком, но и с КПК. Кроме того, к одному адаптеру можно привязать сразу несколько различных манипуляторов, дальность действия которых составляет около 10 метров.
Дизайн мышей также непрерывно менялся. В результате смелых экспериментов с внешним видом производители постепенно ушли от прямоугольных форм, свойственных первым манипуляторам, заменив их более эргономичными решениями. Некоторые из них настолько необычны, что заслуживают отдельного внимания, как, например, модель Evoluent Vertical Mouse. Ее клавиши и колесо прокрутки расположены не привычном месте вверху корпуса, а на правом боку. По мнению разработчиков, такая конструкция призвана уменьшить травматизм запястий пользователей в результате длительной работы с мышью. Правда, использовать ее смогут только правши.
Существует класс мышей, специально созданных для работы с ноутбуками. По размерам они зачастую едва превосходят яйцо, отчего без проблем умещаются на площадке для запястий.
Видео
Плоская форма корпуса «ноутбучной» Bluetooth-мыши MoGo Mouse обусловлена тем, что для подзарядки этот «грызун» устанавливается в слот PCMCIA. К тому же, находясь в слоте, мышь не занимает лишнего места, что удобно для транспортировки.
Кроме традиционного пластика в изготовлении компьютерных мышей применяют и другие материалы, причем зачастую совершенно несвойственные для электронной техники. Одно из самых популярных направлений – «грызуны» в корпусах из дерева и кориона (материала, по свойствам близкого к камню), выпускаемые, в частности, фирмой HolzKontor.
Функциональность мышей не ограничивается лишь одним управлением ПК. Фантазии производителей не знают границ, в результате чего появляются экземпляры вроде OptiWind. Особенность сего манипулятора – встроенный вентилятор для обдува ладони пользователя. По всей видимости, рассчитана эта мышка на наиболее заядлых геймеров, которые часами не будут отрывать от нее руки.
Идея наделения компьютерных мышей различными «сторонними» функциями не дает покоя многим производителям. Одну из самых «ходовых» идей интеграции представляет раскладная оптическая USB-мышь Genius Navigator 380 с возможностями VoIP-телефона, с помощью которой можно не только управлять ПК, но и совершать звонки через программы типа Skype. Подобных «грызунов» в настоящее время представлено на рынке большое множество на любой вкус и кошелек.
Владельцы ноутбуков, часто испытывающие нехватку специального блока цифровых клавиш у своего портативного ПК, наверняка по достоинству оценят устройство «2-в-1» от компании EzKEY. Открываете прозрачную крышку на «спине» манипулятора – и к вашим услугам эта самая клавиатура. Закрываете – получаете почти обыкновенную мышь.
Существуют и другие гибридные мыши, в которых реализованы функции кард-ридера, биометрического сенсора и других периферийных устройств.
В линейке мышей Microsoft существует модель Mobile Memory Mouse 8000, главной особенностью которой является встроенный в нее USB-накопитель c 1 Гб флэш-памяти. При этом сама мышка поддерживает интерфейс Bluetooth.
Итог: непрерывный технологический прогресс сделал современных компьютерных мышей совсем непохожими на своих далеких предков. Что же будет с мышью в будущем? Приобретет она новую форму и новые возможности или же исчезнет вообще, будучи вытесненной стремительно набирающими популярность чувствительными к прикосновениям дисплеями? Поживем – увидим.
http://www.mobimag.ru/ Источник: «Онлайн-журнал Mobi».
Рейтинг публикации:
|