Впервые за долгие годы в России снова стали всерьез говорить о патриотизме. Ещё пару лет назад он был загнан безудержной пропагандой нелюбви к Родине которую вели наши доморощенные либералы. Выставлять свои патриотические чувства и взгляды напоказ было не принято и более того, не модно. Своеобразным толчком к тому, что любовь к Родине снова стала набирать популярность, стало успешное проведение Зимних Олимпийских игр в Сочи и события, связанные с возвращением Крыма в состав России.
Фактически, патриотизм из забвения, в котором пребывал последнее десятилетие, под влиянием происходящих в стране событий вознесся до уровня популярного тренда сезона. И как и на любой перспективное и модное направление - на рост популярности патриотической символики вполне закономерно отреагировали отечественные предприниматели.
Еще в конце марта 2014 года самые расторопные из них запатентовали наиболее популярные лозунги "крымской весны". Правда, к перспективе получения серьезной прибыли от этих товарных знаков, поначалу российская бизнес-среда отнеслась несколько скептически. Представить себе с коммерческой точки зрения, что во всех туристических магазинах России через несколько месяцев будет представлена одежда и стандартный сувенирный ассортимент - бейсболки, маечки с патриотической символикой и это все будет активно продаваться - после стольких лет, когда над патриотизмом разве что ехидно хихикали, было и в самом деле затруднительно.
Но законы моды, как всегда оказались непредсказуемы. Сейчас уже известные дизайнеры не стесняются работать над коллекциями одежды, имеющей явно патриотическую окраску, а портреты Президента России, изображения "вежливых людей" и ставшие популярными лозунги "русской весны" можно увидеть и на футболках и на чехлах мобильных устройств и в виде наклеек на стекла автомобилей.
Представить себе такое в сезон год или два назад, конечно было очень сложно. Тогда в популярных трендах, кто помнит, были совсем иные, порой прямо противоположенные лозунги, которые точно также же связанный с ними бизнес активно поддерживал и продвигал. Поэтому, несомненно то, что патриотическая символика и связанная с ней мода, стала активно развиваться - очень хорошая тенденция.
Однако, как и любой популярный тренд - патриотическая мода живет в том числе и по коммерческим законам. Её популярность тесно увязана не только с запросами на неё со стороны общества. Как и любой коммерческий продукт, она оказалась в зависимости от рекламы, формирующей спрос и интересов предпринимателей в получении прибыли от производства и продажи продукции, находящейся в тренде. Вот в этой связи, сразу возникают некоторые вопросы.
Во-первых, патриотизм - это прежде всего нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими представителями народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Таким образом - патриотизм - это не только популярная мода сезона. Это прежде всего, осознанный и сознательный выбор гражданина страны, базирующийся в основном на собственном мировоззрении, взглядах, знаниях, идеалах и воспитании. Можно ли все это заменить только при помощи приобретения в магазине футболки с патриотической символикой, потому что "они модные и у всех уже есть"? И что будет с патриотической модой, когда она как и любой тренд, рано или поздно утратит свою популярность? Получается, что без осознанного, внутреннего патриотизма, который не носит такого выставляемого на показ популярного проявления сколько бы не вкладывали средств в такое продвижение и популяризацию государственной символики частные лица, предприниматели и государственные структуры, она увы, сама по себе, настоящих граждан и патриотов, искренне любящих свою Родину - не воспитает.
Во-вторых, сама по себе коммерциализации патриотических брендов далеко не всегда бывает уместной. Например, в этом году международная выставка техники и вооружения Interpolitex-2014 во многом проходила под влиянием ставшей популярной патриотической символики. Только выглядела её продажа на такой выставке на мой взгляд несколько нелепо:
Можно было даже закрыть глаза на то, что "продавцы патриотизма" в данном случае смешали все в одну кучу - Путина и Сталина, Стрелкова и Берию, Гагарина и Дзержинского. Предпринимателям можно это простить, поскольку любой бизнес, в том числе и построенный на исторической и патриотической символике, рассчитывается на то, что для каждого товара по идее должен обязательно найтись свой покупатель и конечной его целью является торговля с получением соответствующей прибыли. Внимание привлекло совсем другое. Большинство посетителей и участников этой выставки в силу своего рода деятельности давно перешагнули тот уровень патриотизма, когда он начинается и заканчивается на уровне "магнитика на холодильник" или футболки с соответствующей символикой. Для них патриотизм - это абсолютно нормальное внутреннее состояние, которое вовсе не обязательно выражать демонстративным путем, отдавая дань популярной моде. И как следствие, на фоне демонстрации достижений отечественного военно-промышленного комплекса и тем более, присутствия на выставке людей, имеющих значительные заслуги перед страной, что было заметно у многих по наличию боевых и трудовых наград, такая торговля смотрелась как то не совсем красиво.
Конечно, можно возразить, что покупатели таких сувениров, на подобных выставках, это не только граждане России. Но для иностранцев такая патриотическая продукция - это своеобразная разновидность экзотики, наравне с прочими сувенирами, вроде тех, которые в свое время продавались в больших количествах на Арбате и от приобретения которой они вряд ли станут любить Россию намного больше.
А между тем, интерес к использованию патриотических брендов уже вышел за пределы лавок с сувенирной продукцией и магазинов с одеждой. К ним стал проявлять интерес и крупный бизнес. В России кажется впервые всерьез заинтересовались масштабными патриотическими проектами и решили возвести исторический парк в Крыму.
Соответствующее соглашение было подписано еще в августе этого года в Ливадийском дворце под Ялтой известным французским политиком Филиппом де Вилье и российским предпринимателем Константином Малофеевым. Концепция парка, который решили возвести предприниматели предусматривает создание атмосферы различных исторических эпох в России.
Посетители смогут узнать об истоках культуры российского государства, стать свидетелями знаменательных событий, поучаствовать в шоу-спектаклях, воссоздающих исторические факты и легенды. Все постройки, ландшафты и исторические эпизоды будут воспроизведены по старинным документам и летописям, погружая посетителей в разные века. Историческое наполнение будет выглядеть естественным и гармоничным за счет применения самых современных инженерных и развлекательных технологий. Это запрограммированные фонтаны, мультимедийные технологии, 3D-инсталляции. Стоить все это удовольствие, по приблизительным расчетам - будет порядка 4 млрд. рублей.
Стоит ли государству принимать участие, в том числе и финансовое во всех таких инициативах с патриотической направленностью, начиная от производства сувенирной продукции, завершая масштабными проектами вроде дорогостоящих исторических парков?
С одной стороны, я придерживаюсь мнения, что история своей собственной страны давно нуждается в государственных инвестициях, поскольку без серьезного изучения своего прошлого у нас не будет ни настоящего, ни будущего, ни патриотизма.
С другой стороны, уже есть печальный опыт периода СССР, когда в стране была возведена масса монументов, посвященных Великой Отечественной войне, на которые потратили весьма значительные суммы денег и увековечили память погибших в боях за Родину, но при этом часто забывали о нуждах еще живых ветеранах той войны. Должна ли сейчас Россия идти таким же путем, поддерживая на государственном уровне интерес к патриотизму путем тиражирования патриотической продукции, или вливая финансы в масштабные исторические проекты?
Тут следует понимать, что когда патриотизм становится модным трендом - это несомненно очень хорошо. То, что он становится коммерческим продуктом, который успешно продвигается и продается - тоже неплохо, за исключением тех случаев, когда его коммерциализация выглядет не совсем уместной. Но первая и главная задача государства - это как раз не поддержание популярной моды, а воспитание у граждан настоящего, внутреннего, осознанного патриотизма, который не продается и не покупается. И который не построишь в виде красивого исторического парка под открытым небом. Пусть даже и в туристической зоне Крыма. Поэтому, популяризация патриотических и исторических брендов - это далеко не самая главная задача, которую сейчас должно решить государство в деле воспитания и образования своих граждан.
Работу по производству и рекламе сувенирной продукции с патриотической символикой и строительству исторических парков можно вполне доверить и частным лицам, которые к ней проявляют повышенный интерес, построенный не в последнюю очередь на целях дальнейшего получения прибыли. Тем более, что мода на патриотизм по прежнему популярна и отечественные предприниматели с её продвижением, вполне справляются сами. А государству стоит задуматься над тем, чтобы сделать патриотизм не только популярной торговой маркой, а внутренним состоянием душ её граждан.
http://politrussia.com/
Рейтинг публикации:
|