ОКО ПЛАНЕТЫ > Общество > Почем кило патриотизма?
Почем кило патриотизма?21-11-2014, 01:41. Разместил: sasha1959 |
Впервые за долгие годы в России снова стали всерьез говорить о патриотизме. Ещё пару лет назад он был загнан безудержной пропагандой нелюбви к Родине которую вели наши доморощенные либералы. Выставлять свои патриотические чувства и взгляды напоказ было не принято и более того, не модно. Своеобразным толчком к тому, что любовь к Родине снова стала набирать популярность, стало успешное проведение Зимних Олимпийских игр в Сочи и события, связанные с возвращением Крыма в состав России.
Фактически, патриотизм из забвения, в котором пребывал последнее десятилетие, под влиянием происходящих в стране событий вознесся до уровня популярного тренда сезона. И как и на любой перспективное и модное направление - на рост популярности патриотической символики вполне закономерно отреагировали отечественные предприниматели.
Еще в конце марта 2014 года самые расторопные из них запатентовали наиболее популярные лозунги "крымской весны". Правда, к перспективе получения серьезной прибыли от этих товарных знаков, поначалу российская бизнес-среда отнеслась несколько скептически. Представить себе с коммерческой точки зрения, что во всех туристических магазинах России через несколько месяцев будет представлена одежда и стандартный сувенирный ассортимент - бейсболки, маечки с патриотической символикой и это все будет активно продаваться - после стольких лет, когда над патриотизмом разве что ехидно хихикали, было и в самом деле затруднительно. Но законы моды, как всегда оказались непредсказуемы. Сейчас уже известные дизайнеры не стесняются работать над коллекциями одежды, имеющей явно патриотическую окраску, а портреты Президента России, изображения "вежливых людей" и ставшие популярными лозунги "русской весны" можно увидеть и на футболках и на чехлах мобильных устройств и в виде наклеек на стекла автомобилей. Представить себе такое в сезон год или два назад, конечно было очень сложно. Тогда в популярных трендах, кто помнит, были совсем иные, порой прямо противоположенные лозунги, которые точно также же связанный с ними бизнес активно поддерживал и продвигал. Поэтому, несомненно то, что патриотическая символика и связанная с ней мода, стала активно развиваться - очень хорошая тенденция.
Однако, как и любой популярный тренд - патриотическая мода живет в том числе и по коммерческим законам. Её популярность тесно увязана не только с запросами на неё со стороны общества. Как и любой коммерческий продукт, она оказалась в зависимости от рекламы, формирующей спрос и интересов предпринимателей в получении прибыли от производства и продажи продукции, находящейся в тренде. Вот в этой связи, сразу возникают некоторые вопросы.
Во-первых, патриотизм - это прежде всего нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими представителями народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Таким образом - патриотизм - это не только популярная мода сезона. Это прежде всего, осознанный и сознательный выбор гражданина страны, базирующийся в основном на собственном мировоззрении, взглядах, знаниях, идеалах и воспитании. Можно ли все это заменить только при помощи приобретения в магазине футболки с патриотической символикой, потому что "они модные и у всех уже есть"? И что будет с патриотической модой, когда она как и любой тренд, рано или поздно утратит свою популярность? Получается, что без осознанного, внутреннего патриотизма, который не носит такого выставляемого на показ популярного проявления сколько бы не вкладывали средств в такое продвижение и популяризацию государственной символики частные лица, предприниматели и государственные структуры, она увы, сама по себе, настоящих граждан и патриотов, искренне любящих свою Родину - не воспитает.
Во-вторых, сама по себе коммерциализации патриотических брендов далеко не всегда бывает уместной. Например, в этом году международная выставка техники и вооружения Interpolitex-2014 во многом проходила под влиянием ставшей популярной патриотической символики. Только выглядела её продажа на такой выставке на мой взгляд несколько нелепо:
Конечно, можно возразить, что покупатели таких сувениров, на подобных выставках, это не только граждане России. Но для иностранцев такая патриотическая продукция - это своеобразная разновидность экзотики, наравне с прочими сувенирами, вроде тех, которые в свое время продавались в больших количествах на Арбате и от приобретения которой они вряд ли станут любить Россию намного больше.
А между тем, интерес к использованию патриотических брендов уже вышел за пределы лавок с сувенирной продукцией и магазинов с одеждой. К ним стал проявлять интерес и крупный бизнес. В России кажется впервые всерьез заинтересовались масштабными патриотическими проектами и решили возвести исторический парк в Крыму.
Соответствующее соглашение было подписано еще в августе этого года в Ливадийском дворце под Ялтой известным французским политиком Филиппом де Вилье и российским предпринимателем Константином Малофеевым. Концепция парка, который решили возвести предприниматели предусматривает создание атмосферы различных исторических эпох в России.
Посетители смогут узнать об истоках культуры российского государства, стать свидетелями знаменательных событий, поучаствовать в шоу-спектаклях, воссоздающих исторические факты и легенды. Все постройки, ландшафты и исторические эпизоды будут воспроизведены по старинным документам и летописям, погружая посетителей в разные века. Историческое наполнение будет выглядеть естественным и гармоничным за счет применения самых современных инженерных и развлекательных технологий. Это запрограммированные фонтаны, мультимедийные технологии, 3D-инсталляции. Стоить все это удовольствие, по приблизительным расчетам - будет порядка 4 млрд. рублей.
Стоит ли государству принимать участие, в том числе и финансовое во всех таких инициативах с патриотической направленностью, начиная от производства сувенирной продукции, завершая масштабными проектами вроде дорогостоящих исторических парков?
С одной стороны, я придерживаюсь мнения, что история своей собственной страны давно нуждается в государственных инвестициях, поскольку без серьезного изучения своего прошлого у нас не будет ни настоящего, ни будущего, ни патриотизма.
С другой стороны, уже есть печальный опыт периода СССР, когда в стране была возведена масса монументов, посвященных Великой Отечественной войне, на которые потратили весьма значительные суммы денег и увековечили память погибших в боях за Родину, но при этом часто забывали о нуждах еще живых ветеранах той войны. Должна ли сейчас Россия идти таким же путем, поддерживая на государственном уровне интерес к патриотизму путем тиражирования патриотической продукции, или вливая финансы в масштабные исторические проекты?
Тут следует понимать, что когда патриотизм становится модным трендом - это несомненно очень хорошо. То, что он становится коммерческим продуктом, который успешно продвигается и продается - тоже неплохо, за исключением тех случаев, когда его коммерциализация выглядет не совсем уместной. Но первая и главная задача государства - это как раз не поддержание популярной моды, а воспитание у граждан настоящего, внутреннего, осознанного патриотизма, который не продается и не покупается. И который не построишь в виде красивого исторического парка под открытым небом. Пусть даже и в туристической зоне Крыма. Поэтому, популяризация патриотических и исторических брендов - это далеко не самая главная задача, которую сейчас должно решить государство в деле воспитания и образования своих граждан.
Работу по производству и рекламе сувенирной продукции с патриотической символикой и строительству исторических парков можно вполне доверить и частным лицам, которые к ней проявляют повышенный интерес, построенный не в последнюю очередь на целях дальнейшего получения прибыли. Тем более, что мода на патриотизм по прежнему популярна и отечественные предприниматели с её продвижением, вполне справляются сами. А государству стоит задуматься над тем, чтобы сделать патриотизм не только популярной торговой маркой, а внутренним состоянием душ её граждан.
http://politrussia.com/ Вернуться назад |