4 ноября Россия празднует День народного единства. Самое время подумать: как она - а до нее Советский Союз - справляется с этническим разнообразием, одновременно сохраняя сильные национальные чувства. Это вопрос, который все чаще задают себе в Париже, Брюсселе и Мадриде.
Жан-Ив Камю, исследователь Института международных и стратегических отношений (IRIS) в Париже
В странах-членах Евросоюза налицо усиление национальных идентичностей и стремление создать на этой основе государственность. Примерами тому — Каталония, Страна Басков, Шотландия, Фландрия. Параллельно, все резче проявляются и результаты иммиграционной политики: меньшинства неевропейского происхождения, особенно люди из стран, принадлежащих к мусульманской культуре, становятся все более заметными.
Скажем прямо: концепция, которая пытается отделить гражданство от национальности – например, называть себя гражданином России татарской национальности – французу совершенно непонятна. С точки зрения французской концепции государственности, исходя из традиции эпохи Просвещения нация является всегда единой и однородной — до такой степени, что само существование этнических или религиозных меньшинств отрицается. В некоторых случаях заявления на эту тему даже рассматриваются как сепаратистские настроения и отсутствие патриотизма.
Может быть, французское видение нации изжило себя, и сегодня неактуально? Почему нельзя, будучи французом, одновременно испытывать местный патриотизм? Гордиться историей своей «малой родины» и говорить на ее языке? Жить в рамках идентичности, хотя и французской, но включающей в себя национальную гордость и патриотизм всех регионов? И, наконец, совмещать все это с европейской идентичностью, основанной на осознании принадлежности к единой цивилизации и общей многовековой судьбе?
Задача непростая. С одной стороны, ее решению противостоят устои англо-саксонского общества, в котором группы людей живут по соседству без необходимости объединяться в одну культуру. С другой стороны – общество германского типа, в котором в свое время вырос нацизм. И, тем не менее, у сегодняшней Европы, скорее всего, просто нет выбора. Она сталкивается с последствиями иммиграции, к которым не была готова, поскольку раньше миграция рассматривалась как явление временное.
Реальность же заключается в том, что приток иммигрантов уже создал мультикультурный континент. Да, культурное разнообразие должно иметь возможность проявлять себя. Однако оно не может подрывать социального порядка и размывать чувство государственной принадлежности. Сталкиваясь с подобными попытками, в частности, со стороны радикального ислама, который по факту отрицает самые основы европейского правового государства, надо помнить:
в каждой стране существует понятие «культуры большинства». И любое меньшинство, которое желает оставаться в рамках данного государства, обязательно должно принять эту культуру и стать ее частью.
Иначе народы и государства исчезнут в «плавильном котле» глобального мира. Именно поэтому опыт СССР и России заставляет людей на Западе задуматься. Задуматься о том, каким образом сделать свою страну единой родиной для всех, ее населяющих людей.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+