Фоторепортажа - Сергея Анашкевича
Сегодня вас ждет рассказ о еще одном знаковом для авиации летательном аппарате.
Это выпускаемый с 60-х годов и до наших дней российский вертолет МИ-8, который является одним из самых массовых вертолетов в мировой истории.
Пальму первенства по количеству произведенных машин он уступает только легким многоцелевым и транспортным Bell UH-1 "Iroquois" и "Huey", но при этом является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. За все время произведено более 12000 вертолетов Ми-8, из которых более 2000 экспортированы более чем в 40 стран мира. Половина из них все еще находится в эксплуатации.
Еще одним мировым рекордом является количество модификаций МИ-8 - их более 80-ти - транспортные, пассажирские, военные, медицинские, сельскохозяйственные и т.д. И это неспроста: эта модель вертолета призвана выполнять огромный спектр задач в различных областях человеческой деятельности в самых разных частях земного шара.
Совсем недавно мне довелось довольно близко ознакомиться с одним из этих трудяг, выполняющих транспортные задачи в северной части России и провести в нем около часа, облетев город Сургут и расположенные рядом с ним важные хозяйственные объекты.
Интересные факты о Ми-8:
- всего произведено более 12000 вертолетов МИ-8 всех модификаций;
- среднегодовое производство составляет около 350 единиц
- стоимость одной машины составляет от 14,5 до 17,5 миллионов долларов в зависимости от модификации;
- стоимость часа полета - около 3,5 тыс. долларов США;
- за час вертолет сжигает около 700 кг топлива
- МИ-8 использовался в 15 войнах и крупных вооруженных конфликтах по всему миру;
Немного истории
3. В конце 1950-х годов за рубежом и в СССР начались работы по созданию вертолетов второго поколения с турбовальными двигателями, а в мае 1960г. на МВЗ началась разработка нового многоцелевого вертолета для замены хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации многоцелевых вертолетов Ми-4. Свой первый полет опытный вертолет В-8 совершил в июне 1961 года, а 9 июля был впервые продемонстрирован на воздушном празднике на Тушинском аэродроме в Москве.
Изначально МИ-8 разрабатывался под военные цели, но в 1964 году, после отстранения Хрущёва, командование ВВС не стало принимать на вооружение Ми-8. Были закуплены лишь несколько десятков машин для апробации. Однако Ми-8 был высоко оценён Министерством Гражданской Авиации СССР, сделавшим заказ на массовую серию. И вскоре после этого винтокрылую машину ожидал небывалый триумф.
В июне 1965 года Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле-Бурже одну из самых представительных экспозиций. Вертолёты КБ Миля - Ми-8, Ми-6, и летающий кран Ми-10 произвели сенсацию среди специалистов. После авиасалона в Ле-Бурже руководство военного командования СССР наконец-то оценило достоинства Ми-8. Он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский вертолёт, летающий командный пункт, постановщик мин.
4. Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117) и наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространены и используются примерно в 20 странах мира.
В 1991 г. начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х — военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).
19 мая 2010 года в Конотопе прошли лётные испытания вертолёта Ми-8МТВ с двигателями новейшей модификации ТВЗ-117ВМА-СБМ1В. Был установлен мировой рекорд, когда вертолёт за 14 минут 09 секунд поднялся на высоту 8100 метров. При этом максимальная мощность двигателя — 2000 л. с. поддерживалась в течение 30 минут. Показанные характеристики позволят многоцелевому вертолёту Ми-8, уверенно летать в горах на самых предельных высотах. Ранее в ходе испытаний боевого Ми-24 с такими же двигателями была зафиксирована рекордная для вертолётов скороподъёмность. На высоту 5000 метров вертолёт поднялся всего за девять минут.
5. Фюзеляж вертолета каркасной конструкции состоит из носовой и центральной частей, хвостовой и концевой балок. В носовой части размещена трехместная кабина экипажа, состоящего их двух летчиков и бортмеханика. Остекление кабины обеспечивает хороший обзор, правый и левый сдвижные блистеры снабжены механизмами аварийного сбрасывания.
6. Вертолет имеет трехопорное шасси
7. Стеклоочистители напоминают щетки на обычном автомобиле
8. Марта 2013 года, аэропорт г. Сургут. Техник готовит вертолет МИ-8 ПС к полету над Сургутом. Именно на этой машине, выпущенной в Казани в 1991 году мы, и совершим полет над городом и ее окрестностями
9. Командир борта зовет на посадку. Через несколько минут взлетаем
10. Поземка, поднимаемая 10-метровыми лопастями на взлетно-посадочной полосе аэропорта
12. Снежная пыль от раскручивающихся винтов закрывает солнце
13. Выпускающий техник
14. Наш МИ-8 немного катится по летному полю и мягко поднимается в воздух
15. Так выглядит кабина пилотов во время полета.
16.
17. Коттеджный поселок глазами пилота...
18. ... и через объектив
19. Если в кабине поднять голову вверх, увидим аварийный люк. Ладно, лучше смотреть вперед....
20. В окрестностях Сургута масса предприятий нефтегазового комплекса и в какой-то момент ты начинаешь уставать от сотен емкостей, бочек, терминалов и трубопроводов
21.
22. Газовый факел высоко над землей
23. Накопительные емкости Сургутнефтегаза
24. Сотни вагонов затем увозят нефть вглубь России
25. Панорамные снимки городских кварталов Сургута
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41. Берег реки Обь. Среди снега и льда застыли лодки и суда
42. Портовые краны зимой стоят без дела и ждут прихода весны
43. Мы заканчиваем наш полет примерно через час, возвращаясь обратно в взлетно-посадочную полосу аэропорта Сургут
44. Покидаем полюбившийся за этот час желтый МИ-8. Впереди нас еще ждали МИ-26, Boeing 737 и Фабрика бортового питания ЮТэйр...
Хочу выразить огромную благодарность авиакомпании ЮТэйр за предоставленную возможность полета на вертолете МИ-8, а также лично пресс-секретарю компании - Елене Галановой.
http://aquatek-filips.livejournal.com/507377.html