Пресс-служба компании «Сухой» сообщает: 25 лет непревышенному рекорду подъема на высоту на Су-27
27 октября. В этот день в 1986 летчик-испытатель компании «Сухой» Виктор Пугачев установил мировой рекорд времени подъема на высоту 3000 м – 25.4 секунды. Этот рекорд действует и сегодня.
Месяц спустя – 15 ноября, летчик достиг 6, 9 и 12 км. за 37,1, 47,0 и 58,1 сек. соответственно, улучшив более чем на две секунды продержавшиеся более десяти лет рекорды американского летчика Р. Смита на самолете F-15. Всего за свою летную биографию В.Пугачев установил 13 рекордов из них 8 в 1986 г. Именем пилота названа одна из фигур высшего пилотажа – «Кобра Пугачева», впервые продемонстрированная на публике в 1989 г на авиасалоне в Ле Бурже.
Всего на самолетах марки «Су» было установлено 70 рекордов, из которых 30 не побиты до сих пор.
Наибольшее число достижений приходится на легендарный истребитель Су-27 – 51. На Су-9 установлено 6 рекордов, на Су-24М - 4 и на Су-34 - 8. В августе 2008 года я встречался с Пугачевым накануне его 60-летия и побеседовал с ним. Вот о чем мы поговорили (это для тех, кто не читал). Пугачев и его «Кобра» Герой Советского Союза летчик-испытатель навсегда вписал свое имя в историю российской и мировой авиации. Его фамилию носит уникальная фигура высшего пилотажа. Учитель самолетов - Сколько типов истребителей Сухого вы освоили? - Между двумя и тремя десятками. - Какая машина была для вас самой трудной? - У меня не было трудных. Все любимые. Мне повезло. Я всегда с ними жил душа в душу. Поэтому, тьфу-тьфу, не пришлось катапультироваться, терять машины. Хотя ситуации на грани фифти-фифти возникали. Опасные, скажем так. - Например? - Например, это было при проведении испытаний истребителя на штопор. Когда были задержки с выходом из штопора. И надо было применять противоштопорные средства - ракеты и специальные парашюты. - А в чем заключалась критичность ситуации? - А в том, что бывают такие режимы штопора, когда самолет очень долго не выходит из падения. И вдруг он вышел из штопора, а потом снова входит! А минимальная высота прошла... И летчику нужно применять противоштопорные средства. Но душа подсказывает: «Подожди еще секундочку, еще мгновение - и машина выйдет из штопора». Тут уже срабатывает интуиция. Она и спасает машину и тебя... Су-27 - добрый и злой - А с каким из всех испытанных вами самолетов вы сильнее всего породнились? - Су-27. Он мне дорог прежде всего потому, что тогда принадлежал к новому поколению самолетов. И на нем я начал работать в качестве ведущего летчика-испытателя. - Если бы Су-27 был человеком, как бы вы его охарактеризовали? - Бесконечно добро-агрессивный. Наверное, в мире больше нет такого самолета. Это агрессивный боец с непревзойденными возможностями. - У вас есть какие-то свои суеверия? - У меня есть вера. - Во что? В то, что обязательно поможет, когда совсем сложно. Это просто очень личное чувство... Как религиозная вера. - С чем можно сравнить испытание абсолютно нового самолета? - Новая машина - это новый друг. С этим живым существом - творением рук человеческих - нужно жить душа в душу. Тогда можно его достаточно быстро понять, слиться с ним воедино, слышать шорохи, звуки, его стоны, его слова, подсказки, которые позволят успешно выполнять полетные задания и продвигаться дальше по программе. И Герою бывает страшно - У Героя Советского Союза Пугачева есть чувство страха? - Страх, наверное, есть у всех. Это нормальное чувство, которое в критической ситуации ускоряет мышление и действия летчика. - А были такие моменты, когда ситуация требовала покинуть машину? - Конечно. В 80-е годы у нас была печальная эпопея, когда в ВВС были потеряны несколько самолетов. Из-за обледенения защитных устройств воздухозаборников. - И вам поручили разобраться, в чем дело? - Да, мне нужно было проверить, как именно срабатывает сигнализация при обледенении. Была создана специальная программа. Мы долго искали эти обледенения. Я вошел в облака, сетки закрылись. Но когда появился сигнал обледенения, то двигатели уже практически не управлялись. Когда почувствовал, что мой «Су» повис, дал форсаж. К великому счастью, он включился. Скорость начала нарастать. А когда самолет вышел из облаков, лед начал рассасываться. - Это было открытие? - Это было подтверждение того, что сигнал обледенения приходил тогда, когда уже сетки были обледеневшие. - Какие выводы сделали конструкторы? - Датчик нужно было поставить в другое место. Поменяли и логику управления защитными сетками. - И если бы вы не поняли тогда, в чем дело, самолеты могли снова падать? - Для того и существуют испытатели, чтобы самолеты не падали. F-15 может быть свободен - Вы помните количество своих рекордов? - Точно не помню. Штук семь-восемь, наверное. - Вы установили уникальный мировой рекорд скороподъемности истребителя. Какой практический смысл он имеет для боевой авиации? - Для боевого самолета скороподъемность - это показатель его боевой эффективности, способности в кратчайшее время набрать максимальную высоту, разогнать максимальную скорость, чтобы быстро выйти на рубеж перехвата. - Когда вы устанавливали рекорд скороподъемности, вы знали, кто впереди вас? - Мы «боролись» с американскими самолетами F-15, когда-то поставившими эти рекорды. - Вы побили их? - Мы их побили до высот 15 тысяч метров. Пока еще нас никто не превысил. Первый на палубе - Вы первый, кто посадил самолет на корабельную палубу? - Да, на самолете обычного взлета и посадки в 89-м году мне посчастливилось выполнить первую посадку на корабль. - Что было самым сложным? - А все. На летчика накладываются очень жесткие требования, которых на аэродроме нет. По отклонению от оси посадки, по точности приземления. Отклонение от заданной скорости может быть не больше 10 км в час. Для выполнения этих требований нужна высокая натренированность. А в условиях качки это сделать сложно. А ночью - еще сложнее... Змея под облаками - А что такое «Кобра Пугачева»? - Как бы вам это попонятнее растолковать? С появлением управляемого вектора тяги двигателей (это когда сопла отклоняются) у нас получился самый лучший самолет в мире! Вообразите: самолет летит, затем задирает нос и в течение нескольких секунд занимает стойку, как кобра перед броском, практически не теряя высоты. - Что в этот момент происходит с самолетом? - Он весь бьется, трясется, гудит. Ему неудобно, поскольку он встал поперек потока. - Какое практическое значение имеет «Кобра» для реального боя? - Прежде всего это очень эффективный противоракетный маневр. Если пущена ракета, то вероятность ее промаха достаточно велика. - А зарубежные самолеты делают такие цирковые номера? - Нет. Ни один самолет! - Что вы испытывали, когда ваша фамилия была присвоена фигуре высшего пилотажа? - Я этим не упиваюсь. Назвали - спасибо. - Что вы можете сказать о нынешнем состоянии ВВС? - Последние десятилетия снижается их эффективность, это ни для кого не секрет. Сейчас, к счастью, наблюдается тенденция к подъему. Но есть сложности с техникой, потому что выходят сроки эксплуатации, ресурсы. Хотелось бы, чтобы в ВВС поступало больше самолетов. Но пока этого процесса не видно. - Вы счастливый человек? - Я до сих пор думаю над критериями счастья. Их, наверное, много. И они меня устраивают. Судьбой удовлетворен. Но не всем. А это предполагает резервы. Еще поработаем! Мечты есть еще... ЛИЧНОЕ ДЕЛО ПУГАЧЕВ Виктор Георгиевич. Родился 8 августа 1948 года. Заслуженный летчик-испытатель СССР. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, школу летчиков-испытателей Министерства авиапромышленности. Работал в Летно-исследовательском институте им. М. М. Громова. Затем - летчик-испытатель «ОКБ Сухого». Сейчас - заместитель Главного конструктора по летным испытаниям ОАО «ОКБ Сухого». Награжден орденами: Ленина, «Знак Почета», «За личное мужество», «За заслуги перед Отечеством» III степени, Мужества. Одним из первых удостоен премии В. В. Высоцкого «Своя колея». Источник: kp.ru.
Рейтинг публикации:
|