ОКО ПЛАНЕТЫ > Новости науки и техники > Уже 25 лет никто в мире не может побить рекорд летчика-испытателя Виктор Пугачева

Уже 25 лет никто в мире не может побить рекорд летчика-испытателя Виктор Пугачева


27-10-2011, 13:07. Разместил: VP

4a436f696b3b5f3b8885b095d2504971 (569x370, 28Kb)

Пресс-служба компании «Сухой» сообщает:
25 лет непревышенному рекорду подъема на высоту на Су-27

27 октября. В этот день в 1986 летчик-испытатель компании «Сухой» Виктор Пугачев установил мировой рекорд времени подъема на высоту 3000 м – 25.4 секунды. Этот рекорд действует и сегодня.
Месяц спустя – 15 ноября, летчик достиг 6, 9 и 12 км. за 37,1, 47,0 и 58,1 сек. соответственно, улучшив более чем на две секунды продержавшиеся более десяти лет рекорды американского летчика Р. Смита на самолете F-15. Всего за свою летную биографию В.Пугачев установил 13 рекордов из них 8 в 1986 г. Именем пилота названа одна из фигур высшего пилотажа – «Кобра Пугачева», впервые продемонстрированная на публике в 1989 г на авиасалоне в Ле Бурже.
Всего на самолетах марки «Су» было установлено 70 рекордов, из которых 30 не побиты до сих пор.
Наибольшее число достижений приходится на легендарный истребитель Су-27 – 51. На Су-9 установлено 6 рекордов, на Су-24М - 4 и на Су-34 - 8.

В августе 2008 года я встречался с Пугачевым накануне его 60-летия и побеседовал с ним. Вот о чем мы поговорили (это для тех, кто не читал).

Пугачев и его «Кобра»

Герой Советского Союза летчик-испытатель навсегда вписал свое имя в историю российской и мировой авиации. Его фамилию носит уникальная фигура высшего пилотажа.

Учитель самолетов

- Сколько типов истребителей Сухого вы освоили?

- Между двумя и тремя десятками.

- Какая машина была для вас самой трудной?

- У меня не было трудных. Все любимые. Мне повезло. Я всегда с ними жил душа в душу. Поэтому, тьфу-тьфу, не пришлось катапультироваться, терять машины. Хотя ситуации на грани фифти-фифти возникали. Опасные, скажем так.

- Например?

- Например, это было при проведении испытаний истребителя на штопор. Когда были задержки с выходом из штопора. И надо было применять противоштопорные средства - ракеты и специальные парашюты.

- А в чем заключалась критичность ситуации?

- А в том, что бывают такие режимы штопора, когда самолет очень долго не выходит из падения. И вдруг он вышел из штопора, а потом снова входит! А минимальная высота прошла... И летчику нужно применять противоштопорные средства. Но душа подсказывает: «Подожди еще секундочку, еще мгновение - и машина выйдет из штопора». Тут уже срабатывает интуиция. Она и спасает машину и тебя...

Су-27 - добрый и злой

- А с каким из всех испытанных вами самолетов вы сильнее всего породнились?

- Су-27. Он мне дорог прежде всего потому, что тогда принадлежал к новому поколению самолетов. И на нем я начал работать в качестве ведущего летчика-испытателя.

- Если бы Су-27 был человеком, как бы вы его охарактеризовали?

- Бесконечно добро-агрессивный. Наверное, в мире больше нет такого самолета. Это агрессивный боец с непревзойденными возможностями.

- У вас есть какие-то свои суеверия?

- У меня есть вера.

- Во что?

В то, что обязательно поможет, когда совсем сложно. Это просто очень личное чувство... Как религиозная вера.

- С чем можно сравнить испытание абсолютно нового самолета?

- Новая машина - это новый друг. С этим живым существом - творением рук человеческих - нужно жить душа в душу. Тогда можно его достаточно быстро понять, слиться с ним воедино, слышать шорохи, звуки, его стоны, его слова, подсказки, которые позволят успешно выполнять полетные задания и продвигаться дальше по программе.

И Герою бывает страшно

- У Героя Советского Союза Пугачева есть чувство страха?

- Страх, наверное, есть у всех. Это нормальное чувство, которое в критической ситуации ускоряет мышление и действия летчика.

- А были такие моменты, когда ситуация требовала покинуть машину?

- Конечно. В 80-е годы у нас была печальная эпопея, когда в ВВС были потеряны несколько самолетов. Из-за обледенения защитных устройств воздухозаборников.

- И вам поручили разобраться, в чем дело?

- Да, мне нужно было проверить, как именно срабатывает сигнализация при обледенении. Была создана специальная программа. Мы долго искали эти обледенения. Я вошел в облака, сетки закрылись. Но когда появился сигнал обледенения, то двигатели уже практически не управлялись. Когда почувствовал, что мой «Су» повис, дал форсаж. К великому счастью, он включился. Скорость начала нарастать. А когда самолет вышел из облаков, лед начал рассасываться.

- Это было открытие?

- Это было подтверждение того, что сигнал обледенения приходил тогда, когда уже сетки были обледеневшие.

- Какие выводы сделали конструкторы?

- Датчик нужно было поставить в другое место. Поменяли и логику управления защитными сетками.

- И если бы вы не поняли тогда, в чем дело, самолеты могли снова падать?

- Для того и существуют испытатели, чтобы самолеты не падали.

F-15 может быть свободен

- Вы помните количество своих рекордов?

- Точно не помню. Штук семь-восемь, наверное.

- Вы установили уникальный мировой рекорд скороподъемности истребителя. Какой практический смысл он имеет для боевой авиации?

- Для боевого самолета скороподъемность - это показатель его боевой эффективности, способности в кратчайшее время набрать максимальную высоту, разогнать максимальную скорость, чтобы быстро выйти на рубеж перехвата.

- Когда вы устанавливали рекорд скороподъемности, вы знали, кто впереди вас?

- Мы «боролись» с американскими самолетами F-15, когда-то поставившими эти рекорды.

- Вы побили их?

- Мы их побили до высот 15 тысяч метров. Пока еще нас никто не превысил.

Первый на палубе

- Вы первый, кто посадил самолет на корабельную палубу?

- Да, на самолете обычного взлета и посадки в 89-м году мне посчастливилось выполнить первую посадку на корабль.

- Что было самым сложным?

- А все. На летчика накладываются очень жесткие требования, которых на аэродроме нет. По отклонению от оси посадки, по точности приземления. Отклонение от заданной скорости может быть не больше 10 км в час. Для выполнения этих требований нужна высокая натренированность. А в условиях качки это сделать сложно. А ночью - еще сложнее...

Змея под облаками

- А что такое «Кобра Пугачева»?

- Как бы вам это попонятнее растолковать? С появлением управляемого вектора тяги двигателей (это когда сопла отклоняются) у нас получился самый лучший самолет в мире! Вообразите: самолет летит, затем задирает нос и в течение нескольких секунд занимает стойку, как кобра перед броском, практически не теряя высоты.

- Что в этот момент происходит с самолетом?

- Он весь бьется, трясется, гудит. Ему неудобно, поскольку он встал поперек потока.

- Какое практическое значение имеет «Кобра» для реального боя?

- Прежде всего это очень эффективный противоракетный маневр. Если пущена ракета, то вероятность ее промаха достаточно велика.

- А зарубежные самолеты делают такие цирковые номера?

- Нет. Ни один самолет!

- Что вы испытывали, когда ваша фамилия была присвоена фигуре высшего пилотажа?

- Я этим не упиваюсь. Назвали - спасибо.

- Что вы можете сказать о нынешнем состоянии ВВС?

- Последние десятилетия снижается их эффективность, это ни для кого не секрет. Сейчас, к счастью, наблюдается тенденция к подъему. Но есть сложности с техникой, потому что выходят сроки эксплуатации, ресурсы. Хотелось бы, чтобы в ВВС поступало больше самолетов. Но пока этого процесса не видно.

- Вы счастливый человек?

- Я до сих пор думаю над критериями счастья. Их, наверное, много. И они меня устраивают. Судьбой удовлетворен. Но не всем. А это предполагает резервы. Еще поработаем! Мечты есть еще...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ПУГАЧЕВ Виктор Георгиевич. Родился 8 августа 1948 года. Заслуженный летчик-испытатель СССР. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, школу летчиков-испытателей Министерства авиапромышленности. Работал в Летно-исследовательском институте им. М. М. Громова. Затем - летчик-испытатель «ОКБ Сухого». Сейчас - заместитель Главного конструктора по летным испытаниям ОАО «ОКБ Сухого». Награжден орденами: Ленина, «Знак Почета», «За личное мужество», «За заслуги перед Отечеством» III степени, Мужества. Одним из первых удостоен премии В. В. Высоцкого «Своя колея».

Вернуться назад