» » » Клетки организма умеют «считать»

Клетки организма умеют «считать»

2-01-2020, 13:03 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (6 832)

Общеизвестно, что наши тела насчитывают триллионы мельчайших клеток, каждая из которых выполняет свою уникальную функцию. Как сообщает портал phys.org, команда исследователей из Университета Джона Хопкинса обнаружила, что клетки живых организмов нашей планеты “обучены” весьма невероятным умениям, которые направлены на поддержание жизнедеятельности того или иного индивида. Согласно их заявлению, некоторые из клеток умеют выполнять арифметические вычисления, проявляя себя в качестве отдельного живого существа. Что же подобное утверждение может значить для современной науки?

Клетки живых организмов способны к арифметическим вычислениям

Умеют ли клетки думать?

Клетка — основная единица абсолютно всех живых существ планеты, обладающая способностями к обмену веществ и даже к самовоспроизведению. Снаружи каждой клетки млекопитающего имеется огромное количество волосков-ресничек, помогающих клетке передвигаться и воспринимать окружающую ее среду. Известно, что почти все человеческие клетки имеют по крайней мере одну ресничку, которая воспринимает физические или химические сигналы. Однако некоторые специализированные типы клеток, такие как клетки, выстилающие дыхательный и репродуктивный тракты, имеют сотни ресничек на своей поверхности, помогающие перемещать жидкости через систему. Иными словами, по какой-то причине эти узкоспециализированные клетки отказываются от жесткого числового контроля, производя сотни и тысячи новых ресничек.

Пытаясь найти ответ на данную загадку, Эндрю Холланд и его команда из Университета Джона Хопкинса внимательно изучили основание ресничек — место, где органеллы прикрепляются и растут с поверхности клетки. Это основание представляет собой микроскопическую цилиндрическую структуру, называемую центриолем.

По мнению Холланда, центриоли образуются в одноклеточных клетках еще до того, как клетка делится. Вместе с тем, образование подобных структур несколько отличается от аналогичного процесса, возникающего в многоклеточных организмах. Так, именно в более сложных структурах создаются так называемые дейтеросомы, действие которых напоминает копировальную машину, позволяющую производить десятки и сотни центриолей, что, в свою очередь, позволяет клеткам создавать множество ресничек.

Реснички помогают клетке познавать окружающую среду

Когда исследователи обнаружили, что генетически модифицированные мыши имели такое же количество ресничек на клетках, как и мыши с дейтеросомами, они были немало удивлены полученными результатами. Так, было выяснено, что клетки без дейтеросом могут создавать новые центриоли так же быстро, как и клетки с ними. Зная об этом, ученые сконструировали мышиные клетки, в которых отсутствовали как дейтеросомы, так и родительские центриоли, подсчитав затем количество ресничек, образующихся в многоклеточных клетках. Примечательно, что даже отсутствие родительских центриолей никак не повлияло на конечное число ресничек, количество которых составляло от 50 до 90 экземпляров.

Иными словами, белки, обнаруженные в этой довольно малоизученной области клетки, содержат определенные элементы, которые являются крайне необходимыми для построения центриолей, “подсчитывая” и контролируя количество образующихся ресничек даже в отсутствии дейтеросом и родительских структур. Подобное понимание действия биологических механизмов может помочь человечеству найти новые методы лечения множества заболеваний, определяя мишени для лекарств нового поколения.

Источник: hi-news.ru.