» » » Ученые выявили масштабное вымирание фитопланктона в Мировом океане

Ученые выявили масштабное вымирание фитопланктона в Мировом океане

29-07-2010, 09:13 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (4 138)

Ученые выяснили, что фитопланктон - микроскопические морские организмы, поглощающие СО2 и являющиеся основой всех морских пищевых цепочек - вымирает со скоростью примерно 1% в год как минимум в течение последних 100 лет, что может иметь катастрофические последствия для глобальной экосистемы, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature 29 июля.

Согласно данным океанологов, собранным командой Бориса Ворма (Boris Worm) из Потсдамского института климатических исследований, основной причиной сокращения численности бактерий и водорослей, составляющих фитопланктон, может быть потепление океана.

Одним из негативных последствий сокращения численности фитопланктона может стать сокращение всей морской фауны, питающейся либо самими микроорганизмами, либо теми существами, которые используют фитопланктон в качестве основного источника пищи.

С другой стороны, именно за счет фотосинтеза, лежащего в основе жизнедеятельности фитопланктона, Мировой океан до сих пор мог поглощать примерно 40% всего углекислого газа, который выбрасывает в атмосферу промышленность. Эти микроорганизмы либо превращают СО2 в биомассу и передают её дальше по пищевой цепи либо, отмирая, уносят поглощенный СО2 вместе с собой на морское дно, где углерод в форме карбонатов может храниться в течение многих миллионов лет.

Сокращение численности фитопланктона означает снижение способности океана поглощать углекислый газ и дополнительное ускорение глобального потепления, которое, в свою очередь, будет ускоряющимися темпами наносить урон морской экосистеме. Всего за последнее столетие численность фитопланктона сократилась на 40%, что само по себе является чрезвычайно большой величиной.

Авторы статьи полагают, что их работа позволяет глубже оценить глобальные вызовы, которые природа предъявляет человеку в ХХI столетии.

"Фитопланктон - это критический компонент планетарной системы жизнеобеспечения, который производит половину кислорода, которым мы дышим, поглощает СО2 из атмосферы и служит основой всех рыбных хозяйств. Океан с меньшим количеством фитопланктона будет функционировать по-другому, и это нужно учитывать в наших попытках как-либо повлиять на экологическую ситуацию", - сказал Ворм, слова которого приводит пресс-служба Университета Далхауса в Канаде.

Первые данные, свидетельствующие о снижении количества фитопланктона в океане, были получены специалистами NASA с помощью спутниковой съемки - скопления этих организмов, имеющих зеленый цвет, как у растений, хорошо видны в космических снимках поверхностных вод океана. Однако регулярные спутниковые наблюдения за состоянием океанов начались только в 70-х годах прошлого века, а потому до последнего времени ученые не могли сказать, является ли наблюдаемое вымирание фитопланктона временным явлением или происходит в больших временных масштабах.

Для того, чтобы расширить эти данные хотя бы на временной промежуток длиной в 100 лет, Ворм решил использовать данные, собранные мореплавателями с начала 20 века. Несмотря на то, что моряки тогда не занимались изучением планктона, они периодически проводили замеры мутности воды - величины, напрямую зависящей от численности фитопланктона.

Скомбинировав этот тип данных с данными научных судов второй половины ХХ века и данными спутникового наблюдения, команда ученых и сумела получить свой результат.

Авторы публикации подчеркивают, что для более точного прогноза относительно последствий такого сокращения фитопланктона в Мировом океане нужны дополнительные наблюдения и более полное научное понимание происходящих процессов.

Источник: rian.ru.

1. » #1 написал: VP (30 июля 2010 09:58)

Прозрачная вода в океанах предвещает экологический кризис
    29 июля, 18:43 |  Алексей Тимошенко

Океанского фитопланктона стало меньше. Его количество падает со скоростью около 1% в год, и это может привести к экологическому кризису. То, что вода стала немного прозрачнее, в данном случае скорее огорчает, чем радует.

Работа, посвященная оценке количества фитопланктона, появилась в журнале Nature. Интерес ее авторов, канадских ученых из Университета Дальхаузи в Галифаксе, к микроскопическим водорослям был далеко не праздного характера. Фитопланктон является важнейшей частью морских экосистем, и в глобальном масштабе его роль можно сравнить с ролью деревьев.

Когда-то давно именно водоросли обогатили атмосферу планеты кислородом. Ими питаются многие животные, которых, в свою очередь, поедают более крупные обитатели морей и океанов. Водоросли поглощают углекислый газ, а после гибели уносят часть накопленных при жизни веществ на дно.

Именно из водорослей образовались некоторые месторождения нефти, а их скопления в верхних слоях воды можно рассмотреть даже из космоса.

Именно космические наблюдения позволили ученым заподозрить неладное. Снимки, которые делались на регулярной основе с 1979 года, указывали на то, что планктона становится меньше, причем, судя по всему, из-за повышения температуры воды. Слово «указывали», впрочем, не является синонимом обороту «однозначно подтверждали»— адекватный анализ огромного массива данных стал предметом отдельного исследования, в котором космическую фотосъемку дополнили и конкретными измерениями на местах.

Простой прибор

Измерения количества фитопланктона производили при помощи приспособления, которое даже как-то стыдно называть «прибором» после спутников с их чувствительными камерами и совершенной оптикой. Устройство, которым пользуются ученые для определения свойств воды— всего лишь круглый диск на конце длинного троса.

Диск, называемый диском Секки, раскрашивают в черный и белый цвета, после чего опускают в воду. Когда он перестает быть различим с поверхности, океанологи записывают глубину в метрах и эта величина дает прозрачность воды— просто и вполне надежно, невзирая на отсутствие циферблатов, электронных схем и прочих привычных атрибутов научного оборудования.

В своей работе канадские исследователи обратились к результатам примерно 450 тыс. измерений, проведенных многими тысячами ученых с 1899 по 2008 год в самых разных уголках планеты. На протяжении столетия океанологи измеряли прозрачность всех морей мира, и это косвенным образом позволило узнать, как менялось количество водорослей, ведь именно они вносят основной вклад в мутность поверхностных слоев воды.

Киты— серьезная сила

На следующем уровне пищевой пирамиды арктических морей стоит криль, мелкие рачки. А еще уровнем выше— киты, которые поедают криль десятками миллионов особей в сутки (и это один кит!). То, что получается же в организме кита из съеденного криля, серьезно влияет на океанические экосистемы, ибо одного играющего роль удобрения железа в китовом помете за год набирается на несколько железнодорожных составов.

Слишком чисто

Самые прозрачные воды можно найти у побережья Антарктиды, там диск Секки исчезает лишь на глубинах в 79 метров— всего на метр меньше теоретически максимальной величины. В озере Байкал диск исчезнет на 40 метрах, ну а в Балтийском море — уже на 13. И что встревожило ученых – прозрачность за последние сто лет в среднем росла.

Здесь нет опечатки или ошибки: действительно, вода Мирового океана стала прозрачнее, и именно это беспокоит исследователей. Прозрачность, которая обусловлена снижением содержания в воде хлорофилла— это, по их мнению, плохой признак. Особенно в сопоставлении со спутниковыми данными, так как в итоге из всей собранной информации следует снижение количества фитопланктона на 40%. Или почти вдвое.

Что это значит?

Однозначно интерпретировать полученные результаты ученые пока не решаются. Ясно лишь то, что обнаруженная проблема встает в один ряд с гибелью коралловых рифов, чрезмерным выловом рыбы и закислением воды из-за растворения в ней углекислого газа. И хотя на содержании кислорода в атмосфере сокращение количества фитопланктона сказаться ощутимым образом не должно, поводов для беспокойства хватит.

Фитопланктон обеспечивает пищей едва ли не все морские экосистемы— следовательно, его гибель может больно ударить по и без того далеко не беспроблемному рыболовству. И, возможно, будет иметь еще какие-то последствия, предвидеть которые пока сложно из-за нехватки данных. Снижение количества фитопланктона в арктических водах оказалось больше ожидаемого, а это, по мнению экологов, может указывать на какие-то еще не изученные исследователями механизмы.

Адрес статьи: http://www.gzt.ru/topnews/science/-prozrachnaya-voda-v-okeanah-predveschaet-/317