МС-21 – в воздухе! На очереди – Ту-334
В редакцию «Аргументов недели» позвонил наш давний друг, Герой
России, заслуженный лётчик-испытатель Магомед Толбоев. Причина радостная
– первый полёт российского среднемагистрального самолёта МС‑21. Вот
короткий разговор главреда и легендарного лётчика-испытателя.
– Магомед Омарович, хотели бы сами посидеть за штурвалом этого самолёта?
– С удовольствием, потому что в своё время, ещё в далёких 80-х годах,
я летал на «Эрбас-319». Наши и французские ребята готовились тогда по
космической программе «Гермес». Мы мечтали, что у нас когда-нибудь будет
такая же машина. Наконец-то мечта реализовалась. Я думаю, надо в первую
очередь поблагодарить Олега Демченко – президента ПАО «Корпорация
«Иркут», генерального директора – генерального конструктора ОАО «ОКБ им.
А.С. Яковлева». Это уникальнейший организатор и конструктор, один из
представителей конструкторской школы Яковлева. И второе, конечно, –
вице-премьера Дмитрия Рогозина за его принципиальную поддержку этого
самолёта, когда программа создания МС‑21 стояла на грани срыва. Но он
заверил всех – мы найдём деньги и поднимемся в воздух! Наконец-то
патриоты победили.
– Когда на самолёт будут установлены отечественные двигатели?
– Благодаря этому самолёту реанимировали программу и по производству
новейшего авиадвигателя ПД-14. Если бы не было МС-21, то и наших русских
двигателей тоже не было бы. Были бы «Роллс-Ройсы», «Пратт- Уитни». А
то, что на начальном этапе установлены P&W, это нормально. Так и
нужно было поступить, чтобы сократить время лётных испытаний.
– Я думаю, что ПД-14 уже года через два будет стоять на МС‑21.
– Будет. Уже прошли три тысячи часов стендовых испытаний, начались
лётные испытания. Осталось привести в порядок электронику, систему
управления топливом. Всё должно быть на цифровом уровне. Это
единственное. А то ведь до МС-21 всё управление было механическим. Так
считалось, что в целях безопасности на случай войны лучше иметь
механическое управление, чем электронное. Но электронное даёт экономию,
уменьшение шума и удельного расхода топлива. Выгода большая. Но в любом
случае это человеческий ум и его гений. Это не просто электроника, взял
кнопку нажал – и цифры побежали…
– Если сравнивать этот с самолётами того же класса – с «Боингом-737» и с «Эрбасом-320». Вы же летали на них на всех?
– Сомнений никаких: наш с молёт не хуже других. Но слишком «лучшего»
тоже не будет. Это понятно. «Боинг» достиг высочайших вершин в этой
области. Мы же последние 25 лет провалили… Мы, русский народ, показываем
удивительный героизм: сначала провалиться, а потом победить. За 25 лет
«Эрбас» и «Боинг», конечно, далеко ушли от нас. Но мы тоже вышли на
финишную прямую и не обязаны отставать. Будем идти на равных.
– То есть сравнивать пока нечего?
– Сравнивать? Это на последнем этапе, называемом эксплуатационным. По
эксплуатационному полёту выясняются все мелочи, которые
лётчики-испытатели не могли заметить, а конструкторы не могли
предусмотреть. Чем больше будет сделано полётов на большем количестве
самолётов, тем быстрее мы узнаем все мелкие недостатки, с устранением
которых самолёт будет доведён до совершенства.
– Магомед Омарович, я вас тоже поздравляю, потому что вы
сделали очень много, чтобы у нас сохранилась гражданская авиация.
Благодаря таким людям, как вы, у нас всегда остаётся надежда, что Россия
останется великой авиационной державой!
– Спасибо. Теперь очередь за Ту-334. Пусть он будет по-другому
называться, но скоро он обязательно вернётся, хотя бы в Вооружённые
силы.
– Увидим в небе и Ту-334?
– Да, это ещё одно волевое решение президента Владимира Путина и
реализация патриотической, гражданской позиций вице-премьера Дмитрия
Рогозина. Все готовы, только ждём отмашки.
Андрей Угланов, Аргументы недели Источник: agitpro.su.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
При всем уважении к Магомету Омаровичу, его перлы в СМИ в крайние годы стали притчей во языках.
Отечественный Ту-204 разработки конца 80-х годов прошлого века имел отечественную полностью цифровую дистанционную систему управления, включая управление двигателями. При этом доля композитов, уже тогда составляла более 14%. При этом доля унификации (даже диаметр фюзеляжа) с ближнемагистальным Ту-334 составляла около 60%. И это все на отечественной базе! Если бы не похерили проект, давно бы уже впереди планеты всей были. К чести отечественной авикомпании RED WINGS, она до последнего эксплуатировала Ту-204/214.
Я очень рад и приветствую решение В.В. Путина возобновить работы по Ту-334. Лучше поздно чем никогда.